Как развить скорость мышления. Полное руководство, как развить скорость мышления Как скорость мышления зависит от чтения

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах . Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления .

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно . Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Скорость процесса обработки информации нашим мозгом играет огромную роль, как в вопросе принятия решений, так и в жизни всецело. От того насколько качественно и быстро мы реагируем на внешние факторы и раздражители, зависит наша успешность и благополучие.

Как ускорить реакцию мозга? Ведь он - это суперкомпьютер весом всего несколько фунтов! Но от его умения правильно отдавать сигналы телу, зависит движение человека.

Центр контроля и отдачи команд, управляющих жизнью, также ответственен за отношения с другими людьми, восприятие и эмоциональную оценку происходящего.

Оптимизация реакции мозга - это возможность быть лучше! Именно поэтому для сегодняшней статьи я подобрала несколько советов, что направят вас на увеличение умственных способностей.

1. Физическая нагрузка

Калифорнийские ученые, доказали, что у человека при систематических физических нагрузках, начинают качественней шевелиться извилины, вырабатывая так называемые «серые» клетки в организме.

Так, например в бою, особь должна молниеносно концентрироваться и принимать взвешенные решения. Координация движений тела, оценка угрозы или расстояния к противнику аналогичным образом осуществляется с помощью сигналов мозга.

От того, насколько эффективно выстроена реакция на сигнал, подающийся компьютером, иногда зависит жизнь индивидуума. Поэтому, для развития быстроты мысли и организма всецело, я советую вам однозначно заниматься спортом .

2. Тренировка мышления

В вопросе развития навыка важны не только физические нагрузки. Вы самостоятельно сможете развить нужную область мозга и заставить ее работать более продуктивно.

Как это сделать? Во-первых, стоит заранее понять, какой вид мышления преобладает над вами? Во-вторых, ранее в своих материалах я писала о том, как развить логическое мышление или усовершенствовать левое полушарие мозга, отвечающее за чувства и творчество.

Однако, мне хочется заметить, что сам мыслительный процесс и самостоятельный анализ, отменно помогает развить бездействующие части мозга. Я предлагаю вам открыть для себя новые ощущения.

Попробуйте неизведанные запахи или блюда, экспериментируйте в путешествиях , займитесь ремеслом, доселе вам не знакомым. И обязательно , для открытия новых горизонтов.

3. Простой вопрос «Почему?»

Заведите для себя новую и полезную привычку. Вы наверняка знали о том, что серое вещество предрасположено к нескрываемому любопытству? Так вот именно поэтому, я предложу вам развить пикантный навык задавать вопрос «Почему? »

Задавайтесь этим вопросом не менее 10 раз на день. Сопоставляйте выводы, умозаключения, изучайте новую информацию и развивайтесь. Вы удивитесь, сколько перспектив и возможностей откроется вам при внедрении такого маленького вопроса в свой речевой обиход!

4. Ешьте больше орехов

В орехах содержится масло. Начиная от кедровых, заканчивая грецкими. Раньше его считали полезным только для лечения заболеваний сердца. Но сейчас исследования выявили, что оно прекрасно себя рекомендует в вопросе увеличения скорости работы мозга.

Благодаря орехам происходит увеличение количества кислорода, что поступает в голову, а также обеспечивается его правильная циркуляция. Помимо этого оно способствует более эффективному функционированию мембран в клетках организма.

Именно поэтому люди, которые не ленятся и добавляют в свой рацион много орехов и растительной пищи менее подвержены нервным расстройствам, нарушению внимания и проблемам с памятью.

Также, ради успешного пищеварения, стоит заметить что орехи богаты белками, а значит лучше с углеводами (мёд, изюм, ...) их не смешивать! Таково одно из правил радельного питания, которое вам поможет гораздо более эффективно переваривать и усваивать пищу.

5. Тренируйте память

Методики, помогающие укрепить навык запоминания, полезно сказываются не только на мышлении, но и на памяти физики тела. Практика и упражнения - вот рецепт положительного внедрения в жизнь новой привычки.

Танцы, аэробика, гимнастика, а так же медитации помогают нашему организму наладить все жизненно важные системы регуляции. Запоминая движения, упражнения и позы, вы укрепляете связь между телом и сигналом мозга.

Да и сами химические реакции, что происходят в момент активности, тренируют мышечную память и укрепляют весь организм, а это повышает уровень скорости движения.

Чтение, разгадывание задач и тренировка зрительной памяти наряду с логическими ребусами, отменно рекомендуют себя в становлении человека.

6. Правильное питание

Способны ли вредные жиры сделать личность глупее? Вы не поверите, но это так! Исследователи в Университете Торонто доказали факт негативного влияния жиров на умственные возможности подопытных - то бишь крыс.

Почему так происходит? При отказе от вредной пищи, мозг человека начинает работать легче и быстрее. Когда происходит замена вредоносной животной пищи с огромным количеством жиров на пищу растительного происхождения, то в организме увеличивается поток богатой кислородом крови к мозгу.

А это в свою очередь увеличивает показатели мыслительного процесса и быстроты реакции.

7. Улучшение приобретенных навыков

Конечно же, в нашей жизни полно привычных и обыденных занятий. Среди них можно найти и шитье, и рисование, и кулинарию. Но я посоветую вам разнообразить досуг усложнением домашних дел и приобретенных навыков.

Это поможет простимулировать нейронные связи к дополнительной нагрузке. Начните читать литературу, которая помимо теории несет в себе практическое воплощение. Ознакомьтесь с неведомыми вам стилями рисования, освойте другой вид кроя или шитья. Откройте для себя мир сыроедческой кулинарии и внедряйте изученное в реальности!

Такой подход обязывает вас достигать более высоких показателей, а мозг — быть здоровым и продуктивным.

8. Игры

Активный образ жизни и желание двигаться, а не лежать куличиком на диване, помогает держать серое вещество в тонусе. У вас получилось выделить свободное время? Обязательно проводите его на свежем воздухе в компании деток или друзей!

Игры в теннис, футбол, баскетбол, фрисби и любые силовые нагрузки, отменно подходят для вас! Отправляйтесь походы, достигайте вершины и не поленитесь приобрести гаджет, измеряющий количество шагов в день

Новомодная примочка может быть очень полезной тем людям, которые большую часть времени проводят сидя. А с помощью приложения всегда можно понять идете вы домой пешком или можете позволить себе проехаться в транспорте?

9. Тренируйте уровень концентрации

Концентрация - это панацея для увеличения работоспособности мозга! Но стоит понимать, что ее «пожиратели» не всегда заметны и уловимы. Учитесь видеть, когда именно вы отвлеклись? Что послужило поводом это сделать?

Выполняя одно дело за другим и находясь в состоянии «здесь и сейчас», вы сможете добиться высоких оценок за свои труды в действительности.

10. Ароматерапия и расслабление

Для того, что бы не сжечь все клетки в голове от переизбытка усилий, должное внимание стоит уделить отдыху. Я посоветую вам прибегнуть к ароматерапии для поднятия тонуса или наоборот, релакса.

Вещества, что стимулируют организм, могут нести в себе нотки кипариса и мяты. А вот в случае успокоения воспользуйтесь розой. Также может подойти аромат герани.

Друзья, на этом я поставлю точку.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы ускоряете реакции мозга и какие проверенные упражнения посоветуете?

До встречи на блоге, пока-пока!

Ускорение мышления. Ускорение мышления, полёт мыслей, тахипсихия или тахифрения (от греч. tachis - быстрый, скорый, phren - ум, разум) - ускоренная смена мыслей и представлений, обычно сопровождаемая тахифенией или тахилалией (тахи + греч. phemi - говорить, lalia - речь), то есть ускорением речи и многоговорением. Одновременно с тем обычно наблюдается ускоренная смена эмоциональных проявлений - тахитимия (тахи + греч. thimos - настроение), а также ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая акты экспрессии, - тахикинезия (тахи + гр. kinetikos - относящийся к движению). Ускоренная ходьба обозначается термином тахибазия (тахи + греч. basis - ходьба), ускоренное чтение - тахилексия.

Как правило, ускорение мышления сочетается с повышенной отвлекаемостью внимания. В начале расстройства преобладает внутренняя отвлекаемость, когда пациенты отвлекаются на случайные мысли и представления. Тем не менее некоторые пациенты в это время делаются очень наблюдательными, подмечая скрытые для них ранее детали в поведении окружающих. В более тяжёлых случаях расстройства на первый план выходит внешняя отвлекаемость - переключение внимания на какие-то случайные внешние впечатления (Осипов, 1923). На высоте расстройства отвлекаемость внимания достигает степени апрозексии, то есть полного выпадения произвольного внимания, ускорение мышления - скачки идей, а непоследовательность мышления - бессвязности или апрозектической атаксии мышления, по В.П.Осипову.

Некоторое представление о степени ускорения мышления даёт число произносимых пациентами слов за единицу времени. Оно превышает 80–90 слов в минуту (приблизительный показатель нормальной скорости мышления) и достигает 200 слов и даже более. Пациенты тем не менее свидетельствуют, что даже при очень скорой речи они не успевают вербализовать многие свои мысли: «В мыслях я уже в Москве, а в речи всё ещё в Сибири». Тем самым они как бы указывают на существование неречевых феноменов мысли, то есть на возможность раздельного протекания процессов мышления и процессов мышления. Значительно сокращается время обдумывания ответов на вопросы, укорачиваются паузы между словами и фразами, речевой напор не останавливается порой ни на одну минуту.

Субъективно ускорение мышления сопровождается ощущением особой лёгкости появления и необычайной ясности мыслей, несвойственной им прежде отчётливости, какой-то особенной их глубины и яркости. Многие мысли, которые в обычном состоянии остаются как бы незамеченными, легко всплывают в сознании. Облегчается процесс перевода мыслей в слова. Не возникает никаких затруднений в подборе нужных слов, в формировании фраз. Пациентам при этом кажется, что их формулировки являются безошибочно верными.

Как правило, теряется способность думать про себя: всё, о чём ни подумают пациенты, они немедленно высказывают вслух. Говорят они много громче обычного, иногда почти срываются на крик. Речь, по мере её ускорения, всё более приобретает форму монолога, навыки диалога редуцируются. Страдает фонематический строй речи, так как не успевают произноситься отдельные фонемы, слоги. У пациентов исчезает заикание, если оно имело место в обычном их состоянии.

Разрушается логический строй мышления, оно становится ассоциативным, так как место логических отношений занимают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Абстрактные и общие понятия замещаются конкретными, то есть уровень мышления существенно снижается. Если в обычном состоянии у пациентов наблюдались какие-то другие нарушения мышления, то при значительном ускорении умственной деятельности они отступают на второй план и делаются малозаметными. Продуктивность мышления по мере его ускорения падает. Нерезкое ускорение мышления может повлечь существенное повышение продуктивности мышления, так что в относительно короткие сроки пациенты оказываются способными сделать то, на что в нормальном состоянии у них могли бы уйти месяцы, а то и годы. Об этом, правда, приходится судить со слов самих пациентов. Патопсихология ускоренного мышления изучена недостаточно.

Тахифрения свойственна обычно .

У нас такой же мозг, как у людей, которые придумали теорию струн и баночное пиво. Но когда третий час не можешь вспомнить столицу Ватикана, кажется, что не такой же. И с этим надо что-то делать. Невролог Александр Гравчиков из клиники «Атлас» рассказал, что именно.

Игнат Сахаров

Устранить помехи

Есть миф, что мозг работает на 10%. На самом деле - всегда на сто. Но, если есть чувство, что именно у тебя все же на десять, причина может быть вовсе не в мозге, а в других органах, с которыми серьезный непорядок.

Болезни печени.

При них в крови повышаются билирубин и аммиак. Оба действуют на мозг как стакан водки утром натощак: человеку вяло, сонно и не хочется думать. Сдай кровь на билирубин, АЛТ, АСТ и ГГТ. Если что-то повышено, иди к врачу. В числе прочего он выпишет глутаминовую кислоту, чтобы убрать лишний аммиак.

Хроническая почечная недостаточность.

Снова аммиак, даже в большем количестве. Кроме того, больные почки вырабатывают меньше эритропоэтина. Уменьшается число эритроцитов, кислорода в крови тоже меньше, мозг голодает. Признак проблемы - повышение креатинина и мочевины в анализах.

Скрытый гипотиреоз.

В отличие от явного, который легко заметить по внезапной импотенции, здесь только думается туго и в сон клонит. Это потому, что гормонов щитовидки мало, а они влияют на скорость мышления. Главный признак - повышение в крови ТТГ.

Повышенный уровень пролактина.

Опять же сильное повышение легко заметить: у тебя вырастет грудь. Не очень большая, нулевочка. Но даже легкое повышение дает вялость и туповатость. Пролактин растет при опухолях гипофиза и еще десятке патологий.

Усилить питание

Если недугов ты в себе не обнаружил, но мозг не может отгадать известного российского президента (пять букв по вертикали), ему, мозгу, возможно, не хватает питания. Имеется в виду вовсе не обед из трех блюд с витаминкой на десерт.

Кислород.

Если ты еще не синеешь, это не значит, что мозгу хватает кислорода. Сидячей работы в закрытом помещении достаточно, чтобы он оголодал. Банальный фитнес трижды в неделю оживит мышление, но в качестве срочной меры могут помочь портативные кислородные баллончики из аптеки и препарат «Гипоксен».

Глюкоза.

На диете с низким содержанием углеводов бывает трудно сосредоточиться. Это потому, что глюкоза, как и кислород, - главное питание мозга. Если диета очень важна, но и работать тоже надо, кидай хотя бы таб­летки глюкозы под язык.

Аминокислоты.

Некоторые из них в организме превращаются в нейромедиаторы - вещества, которые переносят сигнал между нейронами. Если добавить их в питание, сигнал станет лучше. Это тирозин (предшественник дофамина и норадреналина) и триптофан (предшественник серотонина). Они продаются в виде пищевых добавок, но с триптофаном будь бдителен, его нельзя сочетать с антидепрессантами из группы ИМАО.

Йод.

Если даже у тебя нет гипотиреоза, нехватка йода может снизить уровень гормонов щитовидки и притормозить умственную активность. Используй йодированную соль, этого достаточно.

Витамины группы B.

Почти все они влияют на передачу нервного сигнала, а B6 еще и снижает уровень пролактина. Есть препарат сульбутиамин - это витамин B1, переделанный так, чтобы мог легко проникать в мозг. Он улучшает память и снимает хроническую усталость, но принимать можно не дольше месяца.

Придать ускорение

Предположим, ты здоров как Федор Емельяненко и твоя диета полна аминокислот и витаминов. Но к концу недели просили придумать простую схему поглощения «Газпрома» через залог векселей, и надо подтолкнуть мозг к работе. Вот что для этого есть.

Ноотропы

Ни один из них не прошел исследования по стандартам американского Управления по надзору за медикаментами, поэтому назначаются они только в странах бывшего СНГ и кое-­где в Восточной Европе. Но назначаются активно, и многие говорят, что помогает.

Пирацетам.

Самый первый ноотроп, 1972 года рождения. Усиливает действие нейромедиатора глутамата на мозговые рецепторы. Это улучшает связи между нейронами, а значит, и память. Плюс пирацетам повышает уровень дофамина, отвечающего за мотивацию.

Фенотропил.

Улучшает потребление мозгом глюкозы и повышает уровень аденозинтрифосфата - главного топлива для всех биохимических процессов. Слегка стимулирует скорость мышления и ускоряет реакцию.

Энцефабол.

Усиливает захват и употребление глюкозы, отчего мозг работает на максимальных оборотах, если хватает кислорода.

Стимуляторы

Кофеин.

Те студенты, что перед зачетом заваривают кофе кипящим «Ред Булл», напрасно тратят силы. Кофеин - главный герой всех легальных стимуляторов, включая «Ред Булл». Даже в знаменитой гуаране содержится именно он. И шоколад бодрит из-за кофеина, а история про «гормон любви» фенилэтиламин - красивая сказка. Он в шоколаде есть, но распадается в желудке и до мозга не доходит.

Метилфенидат.

У нас запрещен, на Западе разрешен, но только по рецептам. И только для лечения нарколепсии, апатии и аутизма. Впрочем, многие там едят его как M&M’s - для бодрости и ускорения мыслей. Примерно та же история с запрещенным у нас модафинилом.

Йохимбин и синефрин.

Первый используется как афродизиак, второй - спортсменами для сушки. Оба улучшают работу мозга, так как стимулируют выброс адреналина. По этой же причине можно теоретически схватить инсульт.

Упражнения

Нейробика.

Самозваные тренеры предлагают нарушать правила - чистить зубы левой рукой, ходить по дому с закрытыми глазами и осваивать язык глухонемых. Идея проста: загрузка мозга новой деятельностью заставляет его работать активнее. Правда, мозг очень пластичен, и уже через неделю придется чистить зубы, зажав щетку в пальцах ног, чтобы его удивить.

Онлайн-тренажеры.

Запущенный в 2007 году сервис Lumosity начинался как сборник компьютерных мини-игр для развития внимания и памяти. А стал местом обкатки программ не только для разгона мозга, но и для диагностики когнитивных нарушений. Все это тестировалось в Стэнфордском университете, результат неоднозначный, но можно пользоваться. Вреда не ожидается.

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышления характеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностностью. Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор, больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы.

Больной с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз», встречая утром врача, бросается к нему, начиная разговор с комплиментов: «Прекрасно выглядите, доктор, и рубашка что надо! Я вам, доктор, галстук хороший подарю и шапку норковую. У меня ведь сестра в универмаге работает. Вы на Пресне в универмаге были, на четвертом этаже? Знаете, какие там этажи высокие? Как пойду, так сердце колотится. А мне электрокардиограмму сделать можно? Нет! Чего зря вас мучить? Мне выписываться пора. Я так-то здоровый. В армии штангой занимался. А в школе в ансамбле танцевал. А вы, доктор, балет любите? Я вам билеты на балет подарю! У меня везде связи есть…».

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей» (fuga idearum). При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

Ускорение мышления - характерное проявление маниакального синдрома (см. раздел 8.3.2), может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления выражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения. Затруднен процесс формирования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных. Однако замедление мышления в подавляющем большинстве случаев выступает как временный обратимый симптом, и с разрешением психоза мыслительные функции полностью восстанавливаются. Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглушении).

Патологическая обстоятельность (вязкость) - проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не только медленно, растягивая слова, но и многословно. Он склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»). Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также наличие необратимого дефекта личности. Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: так, причина детализации кроется в утраченной способности отличать главное от второстепенного.

Больной эпилепсией отвечает на вопрос врача, что он помнит о последнем припадке: «Ну, был там один как-то приступ. Ну, я на даче у себя там, огород хороший вскопали. Как говорится, может, от усталости. Ну, и было там… Ну, я так о приступе фактически ничего не знаю. Родные, близкие сказали. Ну, и говорят, что, мол, был приступ… Ну, как говорится, брат еще жив был, он тут тоже вот умер от инфаркта… Он мне сказал, еще пока жив-то был. Говорит: “Ну, я тебя тащил”. Этот племянничек там… Мужики тащили меня на койку. А я без того, без сознания был».

От патологической обстоятельности ассоциативного процесса следует отличать обстоятельность больных с бредом. В этом случае детализация служит не проявлением необратимых изменений в способе мышления больного, а лишь отражает степень актуальности бредовой идеи для пациента. Больной с бредом так увлечен рассказом, что не может переключиться на какую-либо другую тему, постоянно возвращается к волнующим его мыслям, однако при обсуждении бытовых, малозначимых для него событий способен отвечать кратко, четко и конкретно. Назначение лекарственных средств может снизить актуальность болезненных бредовых идей и соответственно приводит к исчезновению бредовой обстоятельности.

Резонерство тоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого содержания. Обсуждая простейшие бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии, биофизики). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией). Резонерство формируется у больных шизофренией с длительно текущим процессом и отражает необратимые изменения в способе мышления больных.

На заключительных этапах заболевания нарушение целенаправленности мышления больных шизофренией может достигать степени разорванности, отражаясь в распаде речи (шизофазия) , когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Больной шизофренией рассказывает о себе: «Кем я только ни работал! Я и санитаром могу, и строчка ровная получается. Еще мальчиком, бывало, стульчик мастерил и с профессором Банщиковым вместе обходы делали. Все вот так сидят, а я говорю, и конгруэнтно все получается. А потом в мавзолее все таскали тюки, тяжелые такие. Я в гробу лежу, руки вот так держу, а они все таскают и складывают. Все говорят: мол, заграница нам поможет, а я и здесь работать акушером могу. Столько лет уже в парке Горького роды принимаю… ну, там мальчики, девочки… Плодики вынимаем и складываем. А то, что повара делают, это тоже нужно, ведь наука - это величайший путь к прогрессу…».

Бессвязность (инкогерентность) - проявление грубого распада всего процесса мышления. При бессвязности грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания - аменции (см. раздел 10.2.2). Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

Проявлением расстройства мышления могут быть речевые стереотипии , характеризующиеся повтором мыслей, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся персеверации, вербигерации и стоячие обороты.

Персеверации наиболее часто встречаются при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

Больная с диагнозом «болезнь Альцгеймера» по просьбе врача с некоторой задержкой, но в правильном порядке называет месяцы года. Выполняя просьбу врача назвать пальцы, она показывает свою руку и перечисляет: «Январь… февраль… март… апрель…».

Вербигерации лишь условно можно отнести к расстройствам мышления, поскольку они во многом напоминают насильственные двигательные акты.

Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бессмысленные сочетания звуков. Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повторяют: «Лежу-лежу… межу-межу… гужу-гужу… тужу-тужу… гляжу-гляжу…». Вербигерации чаще всего являются компонентом кататонического или гебефренического синдромов (см. раздел 9.1), характерных для шизофрении.

Стоячие обороты - это стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов - признак снижения интеллекта, опустошения мышления. Стоячие обороты довольно часты при эпилептическом слабоумии. Они могут наблюдаться и при атрофических заболеваниях мозга, например при болезни Пика.

Больной 68 лет, страдающий эпилепсией с юношеского возраста, постоянно употребляет в речи выражение «душевноголовная система»: «Эти таблетки помогают от душевно-головной системы», «Мне врач для душевно-головной системы посоветовал побольше лежать», «Я теперь все время напеваю, потому что душевно-головная система выздоравливает».

Больной 58 лет с диагнозом «болезнь Пика» отвечает на вопросы врача:

- Как вас зовут? - Никак.

- Сколько вам лет? - Нисколько.

- Кем вы работаете? - Никем.

- А жена у вас есть? - Есть.

- Как ее зовут? - Никак.

- Сколько ей лет? - Нисколько.

- Кем она работают? - Никем…

В ряде случаев у больных возникает ощущение, что некоторые процессы в мышлении происходят помимо их воли и они не в силах управлять своим мышлением. Примерами подобной симптоматики являются наплыв мыслей и перерывы в мышлении. Наплыв мыслей (ментизм) выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающим в виде приступа. В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, от-

влекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что «мысли идут параллельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка, мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг - это проявление идеаторного автоматизма (см. раздел 5.3), наблюдающегося чаще всего при шизофрении. От приступов ментизма следует отличать трудности в мышлении, возникающие при утомлении (например, при астеническом синдроме), при котором пациенты не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на работе, невольно начинают мыслить о чем-либо несущественном. Это состояние никогда не сопровождается ощущением чуждости, насильственности.

Наиболее разнообразные расстройства ассоциативного процесса типичны для шизофрении, при которой весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобретая аутистический, символический и паралогический характер.

Аутистическое мышление выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Больной 29 лет с диагнозом «шизофрения» разделяет имеющиеся у него галлюцинации на «объективные» и «субъективные». При просьбе объяснить, что он имеет в виду, заявляет: «Субъекция - это цвет, движение, а объекты - это книги, слова, буквы… Твердые буквы… Я хорошо их себе представляю, потому что у меня был нахлыв энергии…».

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Это становится возможным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как будто связной и логичной, наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Больная 25 лет, рассказывая о своей семье, подчеркивает, что она очень любит мать, которой в настоящее время исполнилось 50 лет и которая выглядит вполне здоровой. Однако больная весьма обеспокоена тем, что мать может заболеть и умереть у нее на глазах, поэтому намеревается убить ее, как только той исполнится 70 лет.

Аутистическое, символическое и паралогическое мышление не представляет собой специфического проявления шизофрении. Замечено, что среди родственников больных шизофренией чаще, чем в популяции, встречаются люди без текущего психического заболевания, но наделенные необычным характером (иногда достигающим степени психопатии) и субъективным складом мышления, с неожиданными логическими построениями, склонностью к отгороженности от внешнего мира и символизму.