Акалькулия часто сочетается с. Клинико-психологическая характеристика (дис) акалькулии. Развитие новых ресурсов и стратегий головного мозга: Улучшить способность решать многочисленные проблемы, связанные с дискалькулией

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий вследствие поражения коры головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.

Следует различать понятия акалькулии и дискалькулии, так как первое расстройство является приобретенным, тогда как второе обычно становится следствием нарушения развития головного мозга и проявляется невозможностью усваивать математические знания.

Способность человека считать – это, по сути, интеграция сразу нескольких когнитивных умений. Акалькулия вызывает у больного проблемы в следующих областях: понимание того, что представляет собой некое число, регистрация значения числа в сознании, сравнение его с другими числовыми значениями, а также ассоциация числа с его устным названием. Очень часто симптомы акалькулии становятся первыми признаками деменции, развивающейся на фоне поражения теменной или лобной доли головного мозга.

Происхождение заболевания

Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии. Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств. Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

Формы и клинические проявления

Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:

Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.

Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.

Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия. При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие. Если патологический процесс коснулся префронтальных областей, происходит расстройство целенаправленной деятельности, планирования каких-либо счетных действий и контроля над ними.

Лечение и профилактика

Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания. При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов. Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

Рейтинг:

Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

Этиология

Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

  • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
  • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

Классификация

В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

  • врожденная;
  • приобретенная.

По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

  • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
  • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
  • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
  • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
  • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
  • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

Симптоматика

Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

Проявляется патология:

  • отсутствием понимания структуры числового элемента;
  • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
  • невозможностью сравнивать количество предметов;
  • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

Диагностика

Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

Лечение

По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дефицит внимания, .

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

  1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
  2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.

Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

Отличие от дискалькулии

Акалькулия и являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

Симптоматика нарушения

Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.

При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

  • затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
  • неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
  • трудности при выполнении простых арифметических действий;
  • нарушение понимания понятия «число»;
  • отсутствие способности к сравнению числительных значений;
  • нарушено восприятие пространственных координат;
  • трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
  • затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.

Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

  • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
  • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
  • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

Осмотр и диагностика

Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

Первичное нарушение

При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Терапия вторичной формы

Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.

Это обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления. Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии. Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

МКБ-10

R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Общие сведения

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия ».

Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология . Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции .
  • Черепно-мозговые травмы . Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции . Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации . Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС : болезнь Крейтцфельдта-Якоба , лейкодистрофии , болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга , перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Патогенез

Счёт представляет собой сложную многоуровневую функцию высшей нервной деятельности человека. Центр счёта тесно связан с другими зонами коры, без участия которых невозможно его полноценное функционирование. Зрительное «узнавание» цифр происходит благодаря работе зрительной области коры затылочной доли, слуховое - благодаря функционированию слухового центра коры, локализующегося в верхней височной извилине. Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания. Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов. Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета. Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную. Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария. Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая - нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии .
  • Сенсорная (слуховая) - обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией .
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) - в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная - операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии .

Симптомы акалькулии

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии. Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений. Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией . Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел. Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме. Типична симптоматика зрительной агнозии - неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия , дислексия .

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию - нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени. Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости. Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач. Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий. Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза . Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Исследование неврологического статуса. Осмотр невролога даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование . Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга . Нейровизуализация выявляет характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Лечение акалькулии

Терапия направлена на купирование этиопатогенетических механизмов основного заболевания, последующее восстановление утраченных неврологических функций, включая способность оперировать числами. Лечение проводится поэтапно.

Реабилитационные мероприятия:

  • Арифметические занятия . Должны полностью соответствовать структуре выявленных нарушений. Различные методики включают использование карточек с цифрами, восстановление представлений о числовых разрядах, проговаривание чисел, выполнение арифметических действий.
  • Психотерапия . Психотерапевтическая помощь необходима для коррекции отношения пациента к возникшим проблемам интеллектуальной сферы, формирования позитивного настроя на реабилитационные занятия.
  • Логопедические занятия. Показаны при слуховой агнозии. Проводятся логопедом в рамках коррекции афазии.

В случае острого процесса (инсульт, энцефалит, ЧМТ) вначале осуществляется фармакотерапия, реабилитация проводится после купирования острого состояния. При хроническом течении основной патологии (хроническая церебральная ишемия, дегенеративные поражения ЦНС) медикаментозная терапия сочетается с восстановительной. Пациентам с внутричерепными новообразованиями показано радикальное нейрохирургическое лечение.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания. Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию. Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии. Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.

Акалькулия относится к заболеваниям, возникшим в результате поражения тех или иных участков коры головного мозга. Особенностью заболевания является нарушение способности к вычислительным действиям, отсутствие понимания разрядного строения чисел, арифметических операций.

Больные часто путают визуально близкие числа, например, 416 и 614, испытывают трудности при счёте. В зависимости от вида, заболевание может выступать как единичным симптомом, так и входить в структуру нейропсихологических синдромов. Зачастую болезнь развивается по причине черепно-мозговых травм.

Нейропсихологические аспекты синдрома

Впервые о заболевании упомянул психиатр Ф. Хеншен в 1919 году. Благодаря своим исследованиям о нарушении анализа и синтеза вычислительных операций учёный выделил два основных вида акалькулии:

  • первичная;
  • вторичная.

Первичная форма синдрома наблюдается при поражении теменной, затылочной и височных участков коры. Особенностью такого вида заболевания является нарушение анализа и синтеза пространственных представлений. Больному становится довольно сложно различать числа и проводить вычислительные манипуляции с ними. Интересным является тот факт, что нарушение счётных операций зачастую сочетается с отсутствием понимания отличий между «лево» и «право», «вверх» и «вниз», «сзади» и «спереди».

Наиболее существенные нарушения при первичной форме синдрома наблюдаются у детей. Формирование отделов мозга, отвечающих за понятие пространства, может не наступить к моменту поступления ребёнка в школу. В таких случаях на первом году обучения могут возникать трудности в понимании чисел и арифметических операций.

Основные симптомы первичной формы заболевания:

  • отсутствие понимания разницы между числами, например, больному кажутся одинаковыми числа 245 и 254;
  • невозможность различать разрядные строения чисел;
  • нарушение понятия пространственных координат;
  • сложности с арифметическими операциями;
  • отсутствие понятия чисел;
  • нарушение понятия «больше» — «меньше».

При поражении теменной области наблюдаются сложности с анализом отличий между числами. Больным довольно трудно оценивать числа, в составе которых есть цифра «ноль», например, 2050 они понимают как 250. Также возникают сложности с понятием, какое число больше, а какое меньше, так 300 может быть меньше 500. Первичная форма заболевания приводит к нарушению объективной разрядной оценке чисел. Больной воспринимает число в виде предмета, например, 10 домов, 50 копеек и т.д. При таком заболевании страдает понимание всех вычислительных операций, лишь в редких случаях возможным остаётся сложение чисел. Самой сложной задачей для больных является выполнить операцию вычитания, в особенности, если числа отличаются друг от друга через десяток. Иногда первичная форма акалькулии протекает в сочетании с нарушением речи.

При поражении лобной области головного мозга больным удаётся производить элементарные арифметические вычисления, они понимают принцип разрядов чисел. Однако определённые сложности вызывают манипуляции с более сложными числами и действиями.

Вторичная форма заболевания протекает на фоне уже существующих нейропсихологических синдромов. Данная форма акалькулии связана с поражениями следующих отделов головного мозга:

  • затылочный;
  • височный;
  • префронтальный.

При поражении затылочной области наблюдается нарушение визуального восприятия чисел, как правило, вторичная форма заболевания протекает на фоне алексии, оптической агнозии. Больной не может визуально отличить сходные по написанию числа, при этом разрядное понятие чисел зачастую сохранно. Довольно часто данный синдром протекает в комплексе с амнезией на названия чисел.

Если поражена височная область коры головного мозга у больного наблюдается дефект слухового восприятия чисел. В основном встречается при акустико-мнестических и . Поражение префронтальных участков свидетельствует о нарушении понимания арифметических операций. Данный синдром, как правило, наблюдается при поражении доминирующего полушария головного мозга. Для леворуких лиц преобладающим является правое полушарие, для праворуких – левое.

Восстановление понятий числа и счёта у больных акалькулией

Терапия синдрома должна быть направлена в первую очередь на устранение основного заболевания (травма, опухоль). Восстановление вычислительных способностей проводится в зависимости от формы синдрома. Лечением заболевания занимаются психиатры, нейропсихологии, дефектологи, клинические психологи.

Главной целью терапии первичной формы синдрома является возобновление понятия числа и его разрядного строения. Рассмотрим основные методы обучения и восстановления больных:

  • визуальный метод;
  • метод действий с числами;
  • метод понимания разрядов чисел.

В тяжёлых формах заболевания используются специальные методы обучения, основанные на визуальной памяти. Так, к примеру, перед пациентом выкладываются в ряд карточки с числами и изображением соответствующих по количеству предметов. Детям для большей эффективности такой метод можно проводить в игровой форме. Так, например, на карточке изображена цифра 2, а под ней находятся два мяча, предпочтительно все предметы должны быть яркими и разнообразными по цветовой гамме, так как цвет играет большую роль в восприятии и запоминании.

Метод действий с числами основывается на том, что больному необходимо разбить любое число на все возможные вариации. Данное упражнение проводят с помощью палочек: пациенту называют число и предлагают разложить его на цифры, все манипуляции записываются в дневник. Так, больному предлагают разбить число 5 на все возможные вариации с помощью палочек: 1 п. + + 4 п. = 5; 2п. + 3п. = 5п. и т.д. Если со временем пациент начинает делать успехи, вместо палочек используется вербальное комментирование арифметических операций. Иными словами, все счётные операции проговариваются вслух, далее шепотом и так пациента приводят к тому, что он пробует считать в уме.

Часто сложности с анализом разрядов чисел протекают в комплексе с нарушением их названия. С пациентами проговариваются все числа до 100, тем самым дефектолог объясняет разницу между десятками и единицами. Также используются специальные упражнения, в которых пациент должен написать под словами наименования чисел, так под словом «двести сорок пять» необходимо поставить «245» и т.д.

Наглядно-образный характер занятий проводится от 2 до 3 раз, далее больные постепенно переходят на голосовое озвучивание вычислительных операций. Как правило, лёгкие стадии акалькулии у взрослых пациентов легче поддаются коррекции, нежели у детей.

Восстановление счёта и числового понятия при вторичных формах синдрома зависит от локации поражения головного мозга.

При затылочных поражениях вторичной формы заболевания коррекция должна быть направлена на визуальные особенности чисел, правильное написание. Среди основных методов используется: предметный счёт, манипулирование с числами и задачами, упражнение с двигательным образом числа и т.д. Довольно эффективным является метод озвучивания чисел, при которых пациент должен представить в уме число, данное упражнение опирается на сохранное слуховое восприятие, воображение и зрительную память.

При поражении височных отделов происходит снижение слухового восприятия чисел, что является не столь существенным нарушением и зачастую не требует специализированного терапевтического восстановления.

Больные с префронтальными поражениями на первых этапах обучаются простому пониманию чисел, постепенно переходя к арифметическим упражнениям, где цифры выступают в роли предметов. Далее дефектолог переводит пациента к арифметическим примерам с последовательными действиями.

Манипулирование предметами наравне с числами позволяет пациенту анализировать арифметические операции не только с помощью привычной предметной характеристики, но и с объективно-разрядным пониманием числа. Так, с помощью интериоризации, то есть перехода с внешних действий на внутреннюю программу сознания, пациент от первичной предметной оценки переходит к пространственной, разрядной характеристике. Постепенное обучение способствует эффективному восстановлению понимания числа и манипуляций с ним.