Учительские университеты. Кровь. Кровеносная система. Иммунитет Вещество вырабатываемое на чужеродный организм или белок

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Создание методики формирования понятия "вещество". Определение химического элемента и простого вещества. Изучение основных свойств веществ, их состава и строения. Особенности молекулярного строения. Разработка дидактических карточек по теме "Вещество".

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Основы формирования характера учащихся начальных классов. Исследование зависимостей особенностей характера школьников (общительности, лидерских качеств, темперамента, реакции на стрессовые ситуации, предрасположенности к заболеваниям) от группы крови.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2014

    Сущность, структура и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Место биохимии в школьном курсе химии. Методика проведения интегрированных уроков биологии и химии по темам: "Химия крови" и "Лекарства" с применением лабораторного практикума.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Определение понятия "понимание". Методология изучения понимания в психологии. Основные формы понимания. Исследования особенностей понимания в процессе педагогического общения. Понимание в рамках функционирования познавательной сферы личности человека.

    контрольная работа , добавлен 16.07.2016

    Формирование понимания сущности некоторых экологических понятий у дошкольников. Характеристика крупных диких животных одного экологического сообщества. Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2012

    Деятельность учителя по углублению ряда ключевых природоохранных понятий в процессе изучения зоологии. Система внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Организация кружковой работы. Работа юннатов по изучению местной фауны.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2014

    Психофизиологические механизмы чтения. Трудности в овладении навыком чтения умственно отсталыми школьниками. Методические аспекты формирования понимания читаемого. Организация и методика экспериментальной части данного исследования, его цель и задачи.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2017

Урок повторения и обобщения материала по биологии.
Бурага Ольга Владимировна.
Астраханский район, Джалтырская средняя школа №1

Интеллектуальное ассорти-шоу «Кровь. Кровообращение»

“Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь”.

Китайская мудрость.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о кровеносной системе;
усвоение учащимися стандартного минимума сведений о кровеносной системе;
развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи; воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций через игру.

Оборудование: красочно оформленный кабинет, как для шоу; карточки – задания; фишки; жетоны; магнитофон; музыкальные заставки; карточки для рефлексии; чаши для жетонов.

Ход урока.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости пришедшие к нам на наше интеллектуальное ассорти-шоу. Интеллектуальное – потому что, вам нужно будет напрячь всю вашу мозговую систему; ассорти – так как, вас ждут разнообразные задания, где вы в полной мере использовать полученные знания, проявить смекалку и реализовать свои способности; ну а шоу – потому что, все это наши гости увидят наглядно. И мы с вами постараемся, чтобы наш урок получился не сколько показным, сколько полезным.
На столе у вас фишки разного цвета, возьмите в руки тот цвет, который вам более благоприятен. Определились? Покажите все выбрали. Обсуждать задания вы будите всей командой, а отвечать будет тот у кого окажется фишка определенного цвета, т.е. если я говорю красная фишка, то и отвечает представитель красной фишки. Всем понятно? Будут вопросы, поднимаем руку и спрашиваем, что не понятно.
Итак, начнем.

В нашем ассортименте 1 этап, который называется «Термины»
Это каждый знать обязан,
А вот знает ли?! Проверим.
Догадайтесь, что за термин.
Ну а мы у вас проверим.

Условия: я читаю определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ (я читаю определения, а конкурсанты называют термины). Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течении 10 мин проверяют работы своей команды.

Задания:
1. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение.)
2. Самый крупный сосуд. (Аорта.)
3. красные кровяные клетки. (Эритроциты.)
4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)
5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная.)
6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. (Гемофилия.)
7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения.)
8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)
9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты.)
10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)
11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены.)
12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)
13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)
14. Жидкая часть крови. (Плазма.)
15. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)
17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная.)
18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс.)
19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения.)
20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
21. Особое белковое вещество, впервые обнаружено в крови обезьян Ландштейнером. (резус-фактор)

2 этап нашего ассорти называется «С точностью до…»
Граммы, доли и проценты,
Вот попробуй разбери.
Сколько в крови лейкоцитов,
Подскажи на раз, два, три.

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.
Задания:
1. 90 % (количество воды в крови).
2. 300 г (масса сердца).
3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
9. 120/80 мм рт.ст. (нормальное артериальное давление крови).
10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
11. 2,5 см (диаметр аорты).
12. 27 с (время полного круга кровообращения)

Время домашнего задания и 3 этап «Модели», где вы должны били проявить свою смекалку, да и все ваши таланты.

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Круги кровообращения» (1-я команда), «Образование тромба» (2-я команда), «Формирование иммунитета» (3-команда).
Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.
На модели поглядели,
Все понятно стало вдруг.
Это кровь и антитело.
Вот кровообращенья круг.

1. «Круги кровообращения» (сценка). Участвуют 4 человека: «кровь»,
«сердце», «тело», «легкие». «Кровь» (4) идет от «сердца» (2) к «телу»
(1), которому отдает красную фишку («кислород») и берет у него
синюю фишку («углекислый газ»), затем «кровь» возвращается к «сердцу»(2) и далее «движется к легким» (3), где отдает синюю фишку и берет красную, «кровь» возвращается к «сердцу» и все повторяется.

2. «Образование тромба» (сценка), Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий –ученик из 10 класса читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3,4,5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3,4,5 «застревают» в сетки рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Так образуется тромб.

3. «Формирование иммунитета» (сценка)
Действующие лица: Девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).
Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

Ну что ж, интеллектуалы, вас ждет 4 этап нашего ассорти «Найди ошибку»
Раз ошибка, два ошибка
Всех пожалуй и не счесть.
Кто их сразу все отыщет,
Вот тому хвала и честь.

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течении 1-2 мин в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Тексты к конкурсу «Найди ошибку».

1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер).Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс.) Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г.) И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи-соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с.).

Бойся опасности, когда ее нет, когда пришла не впадай в панику, а борись с ней. С этой древней мудростью нельзя не согласится. Следующий этап «Сам себе 03» прием в травмпункте.
Кто здесь первый пострадавший?
Помощь в раз окажем вам.
Потому что мы все знаем,

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку.
Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьевкой).

1. У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье кровь идет толчками, цвет крови – алый.
Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5 -2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.
Ответ: необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

3. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.
Ответ. Рану промыть кипяченной водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Заключительный этап нашего ассорти-шоу составление кластера….

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 мин). Каждой команде даю заранее подготовить сообщения. Темы сообщений:

I. Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика.

II. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

III. Значение физических упражнений для укрепления ССС.

Заключение:

Рефлексия: Наше интеллектуальное ассорти-шоу подходит к завершению. Я бы хотела, чтобы вы ответили на вопрос: На сколько процентов сегодняшний наш урок имел отношение к реальной жизни, пригодятся ли вам знания которые вы получили на протяжении нескольких уроков изучая тему «Кровь. Кровообращение»? Посовещайтесь и выразите свой ответ в %, карточки у вас на столе. ….А в каких ситуациях вы сможете эти знания применить?

Ребята, какой орган является главным чудом нашего организма? Правильно, конечно же сердце. А для нормального функционирования, что любит наше сердце?(овощи и фрукты, витамины, молоко, мясо, рыбу и…) И чтобы ваше сердце никогда не уставало в любом смысле этого слова, за хорошую работу на уроке, да и какое шоу без подарков, мне тоже хочется сделать вам приятное. (вручение подарков) А когда я вижу улыбку на вашем лице, это полезно становится для моего сердца.

Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.

Лейкоциты

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Масса сердца около 1 кг. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются. Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин.

Ответьте на вопросы.

1. Движение крови по кровеносным сосудам.

2. Самый крупный кровеносный сосуд.

3. Красные кровяные клетки.

4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.

5. Кровь, насыщенная углекислым газом.

6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свертывания крови.

7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия.

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов.

9. Белые кровяные тельца.

10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия.

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу.

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания.

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов.

14. Жидкая часть крови.

15. Группа крови универсального донора.

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм.

17. Кровь, насыщенная кислородом.

18. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца.

19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия.

20. Сосуды, несущие кровь от сердца.

Ответы:

1. Кровообращение.

3. Эритроциты.

4. Фагоцитоз.

5. Венозная.

6. Гемофилия.

7. Большой круг кровообращения.

8. Вакцина.

9. Лейкоциты.

10. Иммунитет.

13. Гемоглобин.

14. Плазма.

15. I или 00.

16. Антитело.

17. Артериальная.

19. Малый круг кровообращения.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о составе и функциях крови, строении кровеносной системы и значении иммунитета.

Задачи : развивать умение применять полученные знания на практике при оказании первой медицинской помощи при всех видах кровотечения; вести пропаганду здорового образа жизни; отметить отрицательное влияние никотина, алкоголя на работу органов кровообращения.

Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага, карточки с текстами заданий; вата, бинты, жгут, носовой платок для оказания первой медицинской помощи.

Условия игры:

За каждый правильный ответ на этапе команда получает балл. Баллы вписываются в маршрутный лист на каждом этапе игры. За нарушение дисциплины с команды снимаются баллы. Учет баллов ведет жюри в составе Свищевой Л.В-психолога школы, Джуху Р.А. - талимгера школы, Репной Юлии- ученицы 11 класса.

Вступительное слово учителя биологии.

Девиз игры:

«Собраться вместе - это начало.

Держаться вместе - это прогресс.

Работать вместе - это успех»

Генри Форд.

1 Конкурс. Представление команд

Команда мальчиков « Адреналин»

Мы хотим взяться в бой,

Вот и вышли к вам гурьбой,

Соревноваться рады с вами

Скрестим в игре, как шпаги, взгляды

Мы, ребята, не сробеем

Будем честно здесь играть

Только дружбой мы сумеем

В турах этих побеждать.

Соперницы. Соперницы,

Приветствуем мы вас,

Хотите - будьте первыми

Но только после нас!

Обращение к жюри

Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет. Это знает целый свет

Команда девочек «Умные сердечки»

Привет, соперники - друзья

Задора в нас не меньше.

Если победу поделить нельзя,

То пусть победит сильнейший

Перед вами, перед вами

Мы не будем унывать,

коль не справимся с вопросом

будем юмор применять.

Если это не поможет

Нам очков побольше взять,

Красотой своей мы сможем

Место первое занять!

Обращение к жюри

Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и оценки, ставя нам, прибавляйте один балл»

2.Конкурс “Термины”

Вопросы 1 команде

    Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии )

    Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)

    Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс )

    Группа крови универсального донора. (1 )

    Жидкая часть крови. (Плазма )

    Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин )

    Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены )

    Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина )

    Белые кровяные клетки. (Лейкоциты )

    Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)

Вопросы 2 команде

    Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор )

    Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело )

    Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная )

    Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение )

    Самый крупный сосуд. (Аорта )

    Красные кровяные клетки. (Эритроциты )

    Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз) .

    Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная )

    Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия )

    Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения )

3.Конкурс “О чем говорят эти цифры ” даются цифры, нужно обсудить с командой и дать ответы

Задания: 1 команда 1. 6-8 тыс/мм 3 (количество лейкоцитов). 2. 300г (масса сердца). 3. 60-70 ударов (частота пульса взрослого человека). 4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов). 5. 15 % (людей с отрицательным резусом). 6. 0.8 с (длительность сердечного цикла).

2 команда

1. 4.5- 5 млн\мм 3 (количество эритроцитов). 2. 5 м/с (скорость тока крови в аорте). 3. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови). 4. 7 дней- (продолжительность жизни тромбоцитов).

5. 0,4 с (пауза - расслабление предсердий и желудочков). 6. 5л (общее количество крови в организме человека).

Пауза. Игра со зрителями

Отгадать ребус – вакцина

Решить задачу:

Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 0,15 л крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?

70 х 45 = 3150 раз сокращается за 1 урок.

3150 х 0,15 = 472,5 л. крови перекачивается за 1 урок

472.5 л. х 6 уроков = 2835 л. крови перекачивается за 6 уроков.

4.Конкурс “Найди ошибку” Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок зачитывает текст и комментирует ошибки.

1. Эритроциты . Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм 3 их 10 млн . (5 млн.). Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Сердце .

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300г). И снаружи , и внутри сердце выстлано однослойным эпителием (снаружи – соединительная ткань). Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (сек).

Конкурс болельщиков - Загадки

1. Кто целый век в клетке? (Сердце)

2.Разных групп у нас она, но на цвет у всех одна. (Кровь)

1.Кровепровод человека. (Сосуд, вена, артерия, капилляр.)

2. У кого давление всегда «на высоте»? (У гипертоника)

1.Исследуя кровь, биолог Джордж Уипл установил, что железо является их важнейшим компонентом.

(Эритроцитов.)

2.Два круга циркуляции какой жидкости в организме человека открыл Уильям Гарвей?

(Кровь.)

1.День и ночь оно не спит,
Всё стучит, стучит, стучит,
Кровью вены наполняет
И по венам кровь толкает.
Если биться перестанет,
Человек уже не встанет.(сердце)

2.Она в лёгкие течёт,
Забирает кислород.
Через почки протекает
В них все шлаки оставляет.
Через мускулы течёт,

Отдает им кислород. (кровь)

1.Бывает видовой – врождённый,
А может быть приобретённый.
В нём лейкоциты роль играют,
Нас от болезней защищают. (Иммунитет).


2.Они безъядерные клетки
И переносят кислород.
Когда в крови их ниже нормы,
То анемия настаёт (эритроциты)

1.Артериальные, венозные сосуды
Они между собой соединяют,
Имеют очень низкое давленье,
Все органы и ткани оплетают (капилляры)


2.Когда из крови клетки уберём,
Увидим жидкость желтоватым цветом.
Глюкоза, соли в ней, вода, белки.
Вы догадались, что за жидкость это? (Плазма).

5.Конкурс “Приём в травмпункте”

Условия учащиеся должны оказать первую медицинскую помощь “пострадавшему” (задания выбирают жеребьевкой).

Задания: 1. У пострадавшего сильное кровотечение на левом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1.5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в больницу.

2. У пострадавшего остановка сердца вследствие электрошока.

Ответ. Необходимо обесточить пострадавшего, затем срочно начать выполнять непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием. Вследствие воздействия тока может быть спазм мышц, поэтому разжать зубы пострадавшему можно с использованием ножа или палочки. На рот и нос пострадавшего накладывается чистый платок, в легкие вдувается воздух с частотой 18-20 раз в минуту, массаж сердца – ритмичные надавливания на нижнюю треть грудины – с частотой 60-70 раз/мин.

3. У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена. Ответ . Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или “шапочку”. Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

4. У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна

6 Конкурс. Отгадай кроссворд

По горизонтали
4. Способность органа работать под влиянием импульсов, возникающих в нем самом
5. Кровь насыщенная углекислым газом
7. Назовите бесцветные клетки крови, напоминающие амеб,выполняющие защитные функции.
8. Перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена - какая функция крови?
14. Сосуд, несущий кровь от сердца в крови
15. Отдел сердца, в котором заканчивается круг кровообращения
17. Вид людей, появившихся около 40 тыс. лет назад (кроманьонец)

По вертикали
1. Отдел сердца, от которого начинается движение крови по артериям

2. Как называются клетки крови, содержащие гемоглобин, способный присоединять и отдавать кислород.

3. Сосуд, в котором происходит газообмен

6. Свертываемость крови, уничтожение болезнетворных микроорганизмов - какая функция крови?

9. Кровь в капиллярах обогащенная кислородом

10. Как называется жидкая часть крови с растворенными в ней солями и питательными веществами.

11. Поддержание температуры тела - какая функция крови?

12. Орган кровеносной системы, перекачивающий кровь

13. Заболевание, связанное со стойким повышением давления

16. Назовите клетки крови, обеспечивающие свертываемость.

18. Мышечный слой сердечной стенки

Пауза. Это интересно

Каждую секунду в организме человека разрушается от 2 до 10 млн. эритроцитов.

Суммарная площадь поверхности всех эритроцитов человека составляет 3400м.

Если все эритроциты человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору.

В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.

Потеря 1/3 крови может привести организм к гибели. Причиной несвертываемости крови может быть болезнь гемофилия, которая передается по женской линии, но болеют ею только мужчины.

Костный мозг взрослого человека за 70 лет жизни отдает тонну лейкоцитов.

- Количество лейкоцитов обычно несколько повышается к вечеру, после приёма пищи, а также после физического и эмоционального напряжения.

Если все тромбоциты расположить в цепочку, то получится расстояние в 6000 км (от Москвы до Читы).

Опыт оживления изолированного сердца человека впервые в мире был успешно проведён русским учёным Кулябко А. в 1902 г. – Он оживил сердце ребёнка спустя 20 ч после смерти, наступившей от воспаления лёгких.

При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в состоянии покоя.

Адреналин (гормон надпочечников), соли кальция и другие биологически активные вещества увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.

Ионы калия, брадикинин и другие, биологически активные вещества уменьшают частоту и силу сердечных сокращений.

Шуточный тест

1. Что из перечисленного НЕ является болезнью?
а) Малокровие;
б) Белокровие;
в) Хладнокровие.

2.Какой нерв есть в нашем организме?

а) Блуждающий;

б) Беглый;

в) Слепой;

г) Потерянный.

3. Какие пути проходят внутри человека?
а) Жизненные пути;
б) Воздушные пути;
в) Дыхательные пути;
г) Водные пути.

4. Какой химический элемент участвует в переносе кислорода по организму человека?
а) Кальций;
б) Железо;
в) Алюминий;
г) Свинец.
5. Что, по мнению учёных, постоянно возникает в головном мозге человека?
а) Короткое замыкание;

б) Дуговой разряд;
в) Биотоки;

г) Веерное отключение.

6.Что есть у волоса человека?
а) Луковица;

б) Клубень;
в) Шишка;

г) Коробочка.
7. Что происходит с желудком после поглощения неудобоваримой пищи?
а) Он расстраивается;
б) Он огорчается;
в) Он обижается;
г) Он оскорбляется.

8. Где у человека самая толстая кожа?
а) На спине;
б) На коленях;
в) На подошвах;
г) На щеках.
9.Как называется изменение кожи человека (шероховатость), когда организму холодно или же человек испытывает сильное эмоциональное возбуждение?

а) Змеиная кожа;

б) Гусиная кожа;

в) Рыбья чешуя;

г) Перьевой покров.

10. Какая температура тела обычно бывает у заболевшего гриппом человека?
а) Минусовая;

б) Нормальная;
в) Повышенная;

г) Комнатная.

11.Как называются микроорганизмы, провоцирующие возникновение инфекционных болезней?
а) Воздыхатели;
б) Возбудители;
в) Возмутители;
г) Подстрекатели.

12. Что мешает ядам причинить вред организму?
а) Иммунитет;
б) Аппетит;
в) Аппендицит;
г) Авторитет.
13. Как по-простому называется детская болезнь, при которой распухают околоушные железы?
а) Хрюшка;
б) Свинка;
в) Кабанчик;
г) Поросёнок.
14. Что получает пациент на руки после рентгеновской съёмки?
а) Снимок;

б) Видеоклип;
в) Кинофильм;

г) Премию «Оскар»
15. Чем должен дотронуться пациент до кончика своего носа в кабинете невропатолога?
а) Кончиком языка;
б) Указательным пальцем;
в) Локтем;
г) Коленом.

16. Что нередко теряет человек при солнечном ударе?
а) Терпение;
б) Совесть;
в) Сознание;
г) Чувство юмора.

7Конкурс “Сообщения”

1.Влияние алкоголя на организм человека (презентация)

Выступление девочек

1.На море ли, на суше ли
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Ты "огненной воды".

2.Наклейками увешана
И манит слабаков,
С бедой и горем мешана
Из глубины веков.

3.Отрава несусветная
Для тела и души.
Не видят в жизни светлого
Убийцы-алкаши.

4.Пол-литрами и стопками
Измерены года.
Дорожка, пьяной тропкою,
Ведёт на край всегда.

5.Пройдёт немало времени,
Чтоб зло искоренить.
Предать бы всю забвению,
Без водки можно жить.

6.Кого призвать к ответу?
Хотим узнать все мы.
И где тот выход к свету
Из этой пьяной тьмы?

2. Влияние курения на организм человека (презентация)

Мальчики

1.Мы расскажем вам стихи

О вреде курения.

Вы в отказе от привычек.

Проявите рвение.

2.Сигарета - это яд.

Пусть запомнит стар и млад:

Даст она вам лишь склероз,

Рак, бронхит, туберкулёз.

3.Если куришь ты табак.

Скоро будет в лёгких рак

Сигареты ты бросай,

Жизнь свою скорей спасай

4Если друг тебе частенько

Предлагает закурить,

Ты подумай хорошенько,

Стоит ли с таким дружить.

5Хорошо тому живётся.

Кто не курит и не пьёт,

Кто здоровый образ жизни

С малых лет всегда ведёт

6Если долго жить хотите,

Сигареты не курите,

Чаще спортом занимайтесь

И зимою закаляйтесь!

Пока наше жюри подводит итоги игры, мы отгадаем загадку. Что на свете самое дорогое ? Самое дорогое на свете - это здоровье. Если человек болен, ему никакие богатства не нужны. Каждый человек отвечает за свое здоровье . Давайте составим кластер, показывающий, какие факторы, будут способствовать нашему здоровью. Участники игры записывают их на постере, а гости нашего мероприятия записывают на сердечках и вешают на постер около доски. Давайте сравним наши записи.

Народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».

Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть.
Если вы будете здоровыми, то наше будущее в надежных руках. Только со здоровыми людьми можно построить крепкую жизнь.

На этом наше мероприятие подошло к концу.

Выступление жюри, награждение победителей.

Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы

Конкурсы

Адреналин

Умные сердечки

1.Представление команд

Максимальный балл-3

2.Термины

10 вопросов - за каждый вопрос по одному баллу

Максимальный балл-10

3.О чем говорят эти цифры

6 цифр - за каждый правильный ответ- 1 балл

Максимальный балл-6

4. Найти ошибку

8 ошибок, за каждую найденную ошибку 1балл

Максимальный балл-8

5.Приём в травпункте- по 2 опыта

За каждый показанное действие с объяснением- 5 баллов

За показ действия- 3 балла

За объяснение- 2 балл

Максимальный балл-10

6.Отгадать кроссворд

17 вопросов - за каждый вопрос по 1 баллу

Максимальный балл- 17

7. Сообщения

Презентация- 5 баллов

Стихи- 3 балла

Максимальный балл- 8

Максимальный балл- 62

Итак, в организме предсуществуют антитела и РТК к любому произвольно взятому антигену. Эти антитела и РТК присутствуют на поверхности лимфоцитов, образуя там антиген-распознающие рецепторы. Чрезвычайно важно, что на поверхности одной клетки находятся антитела (или РТК) одной и той же специфичности. Один лимфоцит может синтезировать антитела (или РТК) только одной специфичности, не отличающиеся друг от друга по структуре активного центра. Это формулируется как принцип «один лимфоцит - одно антитело».

Каким же образом антиген, попадая в организм, вызывает усиленный синтез именно тех антител, которые специфично реагируют только с ним? Ответ на этот вопрос дала теория селекции клонов австралийского исследователя, Нобелевского лауреата Ф. М. Бернета (1899-1985). Согласно этой теории, высказанной в 1957 году и полностью подтвержденной последующими экспериментами, одна клетка синтезирует лишь один тип антител, которые локализуются на ее поверхности. Репертуар антител формируется до и независимо от встречи с антигеном. Роль антигена заключается лишь в том, чтобы найти клетку, несущую на своей мембране антитело, реагирующее именно с ним, и активировать эту клетку. Активированный лимфоцит вступает в деление и дифференцировку. В результате из одной клетки возникает 500 - 1000 генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один и тот же тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. В результате дальнейшей дифференцировки лимфоцит превращается в клетку, не только синтезирующую данное антитело, но и секретирующую его в окружающую среду. Таким образом, функции антигена - найти соответствующий ему лимфоцит, вызвать его деление и дифференцировку в клетку, секретирующую антитела. В этом и заключается суть иммунного ответа: в селекции нужных клонов и их стимуляции к делению. Динамика первичного и повторного ответов, согласно теории Бернета, - это отражение динамики размножения клонов клеток, продуцирующих антитела к данному антигену. Толерантность - утрата клона клеток вследствие их контакта с антигеном в процессе созревания лимфоцита.

В основе образования лимфоцитов-киллеров лежит тот же принцип: селекция антигеном Т-лимфоцита, несущего на своей поверхности РТК нужной специфичности, и стимуляция его деления и дифференцировки. В результате образуется клон однотипных киллеров, несущих на своей поверхности большое количество РТК, взаимодействующих с антигеном, входящим в состав чужеродной клетки, и способных убивать эти клетки.

И здесь мы встречаемся с новыми проблемами, уже выходящими за пределы клонально-селекционной теории иммунитета. Первая из них: как РТК узнают антиген? Дело в том, что киллер ничего не может сделать с растворимым антигеном, ни обезвредить его, ни удалить из организма. Но лимфоцит-киллер очень эффективно убивает клетки, содержащие чужеродный антиген, поэтому он проходит мимо растворимого антигена, но не пропускает антиген, находящийся на поверхности чужеродной клетки. Для этого существует специальный механизм, так называемое «распознавание в контексте». Он заключается в том, что РТК не узнают соответствующий ему антиген, если он находится в свободном виде, но строго специфически реагируют с ним, если он находится в комплексе с антигеном тканевой совместимости, о котором мы упоминали выше. Эти антигены всегда присутствуют на поверхности любых клеток организма и обладают способностью комплексироваться с чужеродными белками, вернее, с их фрагментами. Таким образом, антигены тканевой совместимости образуют «контекст», в котором (и только в котором!) РТК распознают чужеродный антиген, активируя лимфоцит и стимулируя его к делению и дифференцировке в полноценный киллер.

Вторая проблема, выходящая за пределы клонально-селекционного принципа, - это лимфоциты-помощники. Детальное изучение реакций иммунитета показало, что для образования клона клеток, продуцирующих антитела, или клона киллеров необходимо участие специальных лимфоцитов-помощников. Сами по себе они не способны ни вырабатывать антитела, ни убивать клетки-мишени. Но, распознавая чужеродный антиген, они реагируют на него выработкой ростовых и дифференцировочных факторов, которые необходимы для размножения и созревания антителообразующих и киллерных лимфоцитов. В этой связи интересно вспомнить о вирусе СПИДа, вызывающем сильнейшее поражение иммунной системы (синдром приобретенного иммунодефицита - СПИД). Этот вирус поражает именно лимфоциты-помощники, делая иммунную систему не способной ни к выработке антител, ни к образованию киллеров.

И наконец, очень важная проблема: как вырабатывается толерантность к антигенам собственного организма? В полном соответствии с теорией Бернета было показано, что если незрелый лимфоцит, несущий антительный рецептор или РТК к собственным антигенам, встречается с таким антигеном, то он инактивируется или погибает. Таким образом, организм лишается клонов лимфоцитов, способных реагировать с собственными антигенами, не ослабляя своего ответа на антигены чужеродные. Важно отметить, что при некоторых заболеваниях сохраняются «запрещенные» клоны, отвечающие антителами или киллерами на антигены собственных клеток. В этом случае возникают тяжелейшие заболевания, такие, например, как красная волчанка, при которой поражаются собственные ткани организма.