Способы развития лидерских качеств. Не теряйтесь в экстремальных ситуациях. — Определитесь, какой вы лидер

Стать настоящим лидером мечтает каждый из нас. Ведь это открывает большие перспективы в жизни: хороший карьерный рост, высокий заработок, перспективы и власть, уважение и заслуженный пьедестал почёта. Чтобы всего этого достигнуть, необходимо ещё с детства развивать в себе лидерские качества, которые приведут к вашей мечте и послужат фундаментом для исполнения желаний.

За кем идёт народ?

Давайте для начала разберёмся, кто обычно возглавляет толпу? За кем, откинув лишние сомнения и страхи, идёт простой народ? Вспомним из истории всего несколько примеров: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пиночет... Перечисляя их, мы неизменно думаем, что только трепет перед диктатором может поднять массы и повести их в бой. Но это абсолютно не так. Простые люди никогда бы не погибали только из-за своей трусости восстать и пойти против тирании. Так в чём же секрет этих жестоких и беспощадных диктаторов?

Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и несокрушимости. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они являются целеустремлёнными и ответственными, чего и требуют от своих подчинённых. Лидеры - это не всегда тираны. Часто они бывают добрыми и благородными, такими как принцесса Диана и Нельсон Мандела, которые подкупают народ своей отзывчивостью и жертвенностью, поэтому часто становятся настоящими мучениками.

Тонкая грань: лидер или тиран

Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в "полководца": командует и ставит условия. Взрослые умиляются: "Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!". Будущий "глава государства", попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в "ежовые рукавицы" и пресекает диктаторское поведение.

Родители возмущены. Они жалуются на педагога, обвиняют его в том, что она подавляет "лидерские качества ребёнка". Что же дальше происходит с мальчиком? Он замыкается в себе, становится изгоем. Его ставят в пример - он радуется, ругают - бросает так и незаконченное до конца дело. У него нет друзей, так как он считает всех серыми бездарностями. Учёба и карьера не удаются. Разочарованные родители отворачиваются от него. Мальчик, не умеющий себя реализовать, став взрослым мужчиной, спивается или становится на преступный путь. Конечно, не всегда ситуация заканчивается так плачевно, но, как утверждают психологи, примеров такого развития событий предостаточно.

Как воспитать лидера?

Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.

Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное - чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют. Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте. Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.

Какие качества следует развивать в первую очередь?

Исполнительность и целеустремлённость - то, на что следует обратить внимание малыша уже в детском саду. Формирование этих качеств будет длиться аж до конца младшей школы. Расскажите ребенку, что перед собой нужно всегда ставить задачи, а потом их достигать. При этом только упорный труд, вера в свои силы и огромное желание приведут к нужной цели.

Говорите с малышом: пусть он постоянно высказывает своё мнение и учится слушать ваше. Дети-лидеры рано начинают говорить, им интересно проводить время в обществе взрослых людей. Пользуйтесь этим. Дайте возможность чаду высказаться: так он научится формулировать свои мысли и грамотно вести беседу. Учите его при этом быть сдержанным и тактичным.

Развитие лидерских качеств в раннем детстве - это не давление на малыша и не навязывание своих идеалов, ведь так вы воспитаете тирана или безынициативного исполнителя. Это учёба, диалог, принятие общих решений, компромисс. И ещё - уже в садике научите чадо достойно и правильно проигрывать. Убедите его, что падение - стимул подняться и доказать свою силу и несокрушимость.

Воспитание подростка

Повзрослев, ваши сын или дочка продолжают развивать в себе лидерские качества. Дети 12-13 лет уже умеют анализировать сложившуюся ситуацию. Стимулируйте эту черту характера. Сядьте и вместе разберитесь в том или ином событии. Пусть ребёнок разматывает эту ситуацию, как клубок с нитками, ища причины и последствия обстоятельств. Так подросток будет развивать свою память, аналитические способности и последовательность - необходимые качества для каждого взрослого лидера.

Именно в этом возрасте дети начинают сопереживать другим людям, находить слова утешения, предлагать помощь. На этом свойстве, которое называют эмпатией, вы должны сосредоточить своё внимание и помочь ребёнку проявить его в разных жизненных обстоятельствах. Будущий лидер должен быть искренним, добродетельным и понимающим, уметь сочувствовать. Эти качества, кстати, - главная составляющая эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом имеет большее значение при написании резюме и приёме на работу, чем уровень IQ.

Пример родителей

Формирование лидерских качеств часто происходит под влиянием взрослых. Если папа или мама - лидер, то малышу будет легче тоже им стать. Дети склонны копировать поведение взрослых. Главное - чтобы при этом взрослые не проявляли отрицательные качества лидера, такие как диктаторство, агрессия, неуважение к подчинённым и так далее.

Работоспособность - тоже перенимается от родителей. Если вы постоянно лежите на диване и ноете, что жизнь не удалась, поверьте, ваш малыш в будущем будет поступать идентично. Если же он видит, что благополучие семьи, финансовое положение напрямую зависят от деятельности, он приложит максимум усилий для их достижения. Даже если лидер растёт в богатой семье, не стоит его баловать лишними карманными деньгами. Пусть их заработает сам: поможет отцу в гараже или маме по хозяйству. Некоторые психологи ругают такие денежно-товарные отношения между членами семьи: мол, дети вырастают с мыслью, что убирать надо не просто так, а за деньги. Другие специалисты уверены: такая ситуация лучше, чем когда подросток считает, что все вокруг ему должны.

Своим поведением и способом жизни вы можете научить малыша и другим лидерским качествам. Не ущемляйте его, пока такие "зелёные" представления о мире и жизни, наоборот, корректируйте их и оттачивайте.

Негативные тенденции: как предотвратить?

Как развить лидерские качества, вы уже знаете. Что же делать, чтоб предотвратить деспотизм малыша? Во-первых, если вы заметили склонность ребёнка к командованию, обязательно его останавливайте. Во-вторых, делая это, не поддавайтесь импульсивности. Следите за интонацией голоса - она всегда должна быть спокойной. Вы непробиваемый танк, броня которого не поддаётся истерике и требованиям отпрыска. Ваши неконтролируемые эмоции - благоприятная среда для развития тиранических черт характера. Вместо этого сделайте пару глубоких вдохов, посчитайте в уме до десяти и только потом спокойно ответьте: "Мы обсудим это, когда ты успокоишься". Далее отвернитесь и оставьте малыша наедине с собой, чтоб он всё обдумал и сделал правильные выводы.

Будущий лидер должен понять, что криком и насилием он никогда ничего не добьётся. Учите его уважать мнение и потребности других людей, даже если они идут вразрез с его собственными. Пусть поймёт, что умение соглашаться и идти на уступки приведёт его к желанной цели гораздо быстрее, чем истерика и неконтролируемые эмоции.

Каким лидером может стать малыш

Разновидностей руководителей очень много. Каждый получает первенство в зависимости от той позитивной черты характера, которая в нём доминирует. Теория лидерских качеств предусматривает следующие варианты вождей, тех, за кем идут и кому пытаются следовать:

  • Лидер-исполнитель. Самый ответственный сотрудник. Его ценят и поощряют за умение делать все в срок, добросовестно исполнять обязанности.
  • Лидер-организатор. Такие люди часто работают администраторами или директорами. Они отлично планируют работу, распределяют обязанности между подчинёнными.
  • Лидер-интеллектуал. Креативный сотрудник, от идей которого зависит развитие компании, продвижение товара на рынке.
  • Лидер-критик. Анализирует ситуацию, определяет её слабые и сильные стороны.
  • Эмоциональный лидер. Лучше него никто не умеет сплачивать коллектив, развивать дружеские отношения между сотрудниками, создавать гармоничную атмосферу в офисе.

Теория лидерских качеств, описанная в психологии, не подразумевает владение вашим малышом всеми качествами. Если вы заметили, что доминирует одно или два, концентрируйтесь на них. Работайте над их развитием и совершенствованием.

Каким должен быть руководитель?

Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение. Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать - ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели - вот главная его задача.

Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться - основная "заповедь" лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере - гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

Дополнительные качества

Чтобы вас не только боялись и уважали, а ещё любили и ценили, нужно научиться быть щедрым. Делиться заработанным с партнёрами, поощрять премиями сотрудников - очень важные качества босса. Хорошо также, если он умеет зажигать людей, стимулировать их к работе. Не только собственная целеустремлённость, но и "огонь в глазах" подчинённых способны приносить успех и прибыль компании.

Лидерские качества руководителя - это и его позитивный взгляд на жизнь, оптимизм, юмор. Добрая шутка, умело рассказанный анекдот, весёлая история из жизни - хорошее начало рабочего дня, что создаёт в офисе приятную для деятельности атмосферу. Если вы занимаете очень высокую должность, не зазнавайтесь, не гордитесь. Умейте "выйти в народ": проведённые пикники вместе с подчинёнными, корпоративы и празднования дней рождений помогут вам в этом. Лидер всегда должен понимать, что он такой же человек, как все его сотрудники. В любой момент он может все потерять и оказаться на их месте.

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видим, основные черты характера у будущего руководителя закладываются ещё с пелёнок. Но выявление лидерских качеств - процесс, требующий глубокого анализа, внимательности и наблюдательности. Ведь быстрота реакций и активность у младенца не всегда говорят о том, что перед вами будущий вождь. Они могут быть всего лишь последствиями активной работы нервной системы. Поэтому долго присматривайтесь к малышу, прежде чем "стругать" из него президента или министра. По статистике, лидерами могут стать только 5% малышей. Поэтому ваши лишние усилия, не приносящие результат, вызовут у вас злость и разочарование, а у чада - комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

На семейном совете разберите по полочкам характер наследника, примите правильное решение: стоит или нет воспитывать лидера? Возможно, вашему чаду совсем это не нужно. И предел его мечтаний - тихая сельская жизнь с кучей детишек. Уважайте желания ребенка. Ведь самое главное - воспитать в нём порядочного человека, доброго и отзывчивого. Если он лидер от рождения, то его качества вождя и руководителя в любом случае когда-то проявятся.

Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели. Чаще всего встречаются следующие барьеры:

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей . Люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений. Будьте довольны скромным прогрессом: Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще. Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

3. Боязнь новых ситуаций : нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

4. Боязнь уязвимости: Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

5. Поведение и ожидания окружающих: Нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

6. Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

7. Недостаточные умения и навыки: Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера. Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

Нередко недостающие умения и навыки лидерства человек пытается получить, читая дешевые псевдопсихологические руководства с названиями типа «Как стать умным», «Как стать миллионером», «Методы стопроцентной победы», «Как победить всех конкурентов и возвыситься над ними», и проч. К сожалению, современный психологический рынок заполнен подобной макулатурой, а также разнообразными «полезными советами» в популярных медиа-изданиях. В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им». Их практическая ценность равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов «вообще», пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные. Что немцу хорошо...


Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию. Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией, «надуванием щек», жалкой попыткой казаться тем, кем вы не являетесь. И вам останется лишь записаться в какую-нибудь «школу эффективного лидерства», или регулярно посещать «супертренинги», где бизнесмены от психологии будут вас долго и занудно учить «обретению конкурентных преимуществ». Разумеется - за немалые деньги.

Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров, причем у каждого человека они свои.

Хотя признание наличия личных ограничений - это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки и подходы в личном саморазвитии. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и, в первую очередь, развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному. Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Поэтому мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок. Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих. Итак,

Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком
Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться в этом вопросе успеха является дневник с записями о проделанной вами успешной работе или просто блокнот. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать. Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд. Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я урод» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты урод» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как бы вы разговаривали с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи
Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации его на вещах, из которых вы вышли победителем. Как и в практическом задании 4 из предыдущего модуля, вы должны работать не с негативом, а с позитивом. В первое время это потребует от вас серьезных усилий и даже может показаться невыполнимым. Не отступайте. После некоторого периода самодисциплины все пойдет гораздо легче. Проявите настойчивость. В конце концов, вы в этом преуспеете.

Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств и недостатков
Этот процесс требует большой смелости. Однако он является обязательным. Сделайте над собой усилие и первым делом составьте список из нескольких друзей или родственников, которые, как вы знаете, действительно вас любят и искренне желают вам помочь. Затем дайте им чистую магнитофонную кассету или попросите записать на бумаге соображения насчет того, почему они проявляют к вам заботу и симпатию, за что они любят вас и наоборот. Попросите их, чтобы количество названных ими ваших достоинств и недостатков было приблизительно равным (это обязательное условие). Соберите на этой кассете соображения всех вошедших в ваш список. После того как кассета будет записана полностью, прослушайте ее целиком - если у вас на то хватит смелости. Когда вы найдете в себе силы выслушать кассету от начала до конца, не сжимаясь от страха или стыда, вы сделаете большой шаг вперед по избавлению от внутренних зажимов. Конечно, внутренний голос постоянно будет вам нашептывать, что все это ерунда, не стоящая ваших усилий. Он попытается заставить вас потерять кассету, сломает магнитофон или примет участие в иных проявлениях саботажа. Не дайте ему себя остановить. Вместо магнитофона можете использовать записную книжку - это даст те же результаты в вашем начинании, но зато избавит вас от необходимости выслушивать живые голоса людей, которые вас знают.

Одному из участников тренинга по психологии лидерства было предложено попробовать опыт с магнитофоном. После недели внутренней борьбы ему удалось составить список, и он был готов обратиться к первому по списку человеку - своей двоюродной сестре. Еще неделю он собирался с мужеством, но смог найти в себе силы обратиться к девушке лишь после того, как ведущий курса порекомендовал обосновать свою просьбу выполнением домашнего задания в некой «школе менеджмента», где он якобы проходит обучение. Когда кассета была заполнена признаниями нескольких идущих по списку человек, мы все прослушали ее на магнитофоне. После этого ведущий попросил курсанта повторить услышанное. Он оказался в состоянии передать лишь общий смысл сообщения, и им пришлось прослушать его еще раз, что сопровождалось потоком разнообразных эмоций. Наконец он способен был прослушать всю кассету, не переживая острых ощущений. Это означало большой прорыв вперед. Он начал ощущать уверенность от осознания своей ценности и значимости для окружающих, почувствовал нежелание отождествлять себя с лидерской несостоятельностью и стремление от нее избавиться. Страх перед собственной неполноценностью стал верным союзником.

Упражнение четвертое: развивайте отношения со своим отражением в зеркале
Имейте терпение смотреть на себя в зеркало, будучи раздетыми. Постепенно научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения. Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Человек в зеркале - как нежное растение. Ему нужна вода, солнечный свет, забота, а вовсе не жесткая диета из отбросов. Возможно, некоторые черты человека в зеркале, особенно ненавистные вам, на самом деле являются характеристиками, которые напоминают вам ваших родителей или старших сестер и братьев. Вы, возможно, почувствуете злость на них за то, что они требовали от вас столь многого, а взамен отдавали так ничтожно мало. Позвольте себе это раздражение, но не направляйте его на самого себя. Вслед за злостью придет грусть, а за ней - чувство облегчения и прощения. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Иногда людям требуется много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не испытать желания отвернуться или убежать. В этом случае советуем набраться мужества и постараться расслабиться. Испробуйте этот опыт на себе, начиная с коротких диалогов со своим отражением и постепенно увеличивая их продолжительность.

Упражнение пятое: рискуйте ежедневно
Это означает, что вам следует браться за все в жизни, до сих пор остававшееся неизведанным: учиться танцевать, если вы не умели этого делать ранее, взяться за поиски новой, интересной работы, попробовать свои силы в катании на лыжах, на коньках - во всем, что вам придет в голову. Особенно неоценимое значение имеют публичные выступления, принуждающие вас испытывать эмоции в гораздо большей степени, чем обычно. Их нужно практиковать обязательно. Ведь одним из основных качеств лидера, независимо от того, является ли он лидером государства, корпорации, оркестра или спортивной команды, есть его способность четко и доходчиво излагать свои мысли большому количеству людей.

Приобретая опыт в вещах, остававшихся для вас до сих пор неизвестными, вы тем самым расширяете свой арсенал, предназначенный для будущих побед. Но при этом пока избегайте состязаний и видов деятельности, принуждающих вас сравнивать себя с окружающими.

Подобный опыт связан со значительным риском в том отношении, что первая же неудача без труда может одержать над вами победу и превратить все достигнутые результаты в полный провал. Один из участников курса подверг себя риску, обратившись с просьбой о свидании к очень привлекательной женщине. Он получил отказ и был готов воспринять его как лишнее доказательство своей неполноценности. После нашего внимательного изучения инцидента он осознал, что та манера, с которой он добивался согласия женщины на встречу, уже сама по себе подготовила ему отрицательный ответ. Признать это было трудно, но необходимо.

Упражнение шестое: проявляйте активность и берите на себя принятие решений
Поскольку стремление к лидерству исключает пассивность, ваша способность к принятию решений в любого рода деятельности должна постоянно возрастать. Следовательно, вам необходимо использовать любую благоприятную возможность для взятия на себя ответственности и принятия решения. Если вы хотите быть принятыми на работу на основе конкурсного отбора или давно претендуете на руководящую должность, немедленно позвоните или обратитесь в дирекцию фирмы, возьмите у них бланки заявлений и внесите свои анкетные данные, предложите им свои услуги. Не откладывайте дела в долгий ящик. Просто удивительно, сколько людей, имея все данные для карьерного роста, дотягивают до последнего или вообще оказываются неспособными предложить свои услуги организации или коллективу. У них не хватает сил сделать решающий шаг.

Нередко телефон представляет главное препятствие для служебного продвижения. Бывает, автоматический ответчик на другом конце провода приводит в трепет, но голос живого человека в трубке оказывается еще более пугающим. Вы начинаете деловой разговор с длительных многословных извинений и затем бормочете в трубку что-то невнятное, ускользающее от понимания вашего теряющего терпение собеседника.

У вас развивается тенденция избегать разговора по телефону - решение, ставящее под сомнение успех любого начинания при современных темпах жизни. Противоядием может служить лишь встреча с пугающими вас страхами лицом к лицу путем возможно более частого обращения к телефону. Вам придется сделать не так уж много звонков, чтобы преодолеть свой страх перед этим аппаратом. К тому же вы можете заранее подготовить себя к наиболее неблагоприятному варианту протекания разговора. Как правило, ваше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает вас в действительности. Избавившись от своих кошмарных фантазий, вы увидите, что жизнь прекрасна и удивительна. Аналогичный подход можно использовать не только к развитию умения вести телефонный разговор, но и к любым другим пугающим вас ситуациям.

Упражнение седьмое: освойте практику признания собственных ошибок и возьмите на себя ответственность за принимаемые вами решения
Один из способов развития в себе чувства лидерской ответственности заключается в следующем: возьмите ручку, блокнот и сделайте список по примеру приводимых ниже утверждений. Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за...» Продолжите фразу любыми словами, которые только придут вам в голову, какими бы абсурдными они вам ни казались. Составьте список не менее чем из 10 подобных утверждений.

1. Я несу ответственность за _____________________________________
2. Я несу ответственность за _____________________________________
3. Я несу ответственность за _____________________________________
4. ______________________________________
5. ______________________________________
6. ______________________________________
7. ______________________________________
8. ______________________________________
9. ______________________________________
10. ______________________________________

Это хорошее упражнение, и оно окажет необходимое воздействие. Вовсе не нужно заставлять себя безоговорочно верить каждому утверждению, однако степень сопротивления, которое вы будете испытывать, осваивая это упражнение, покажет, насколько крепко внутренние зажимы держат вас в своих объятиях.

Принятие на себя ответственности никоим образом не означает, что вы должны осуждать кого-то или немедленно броситься решать чьи-то проблемы. Чувство ответственности предполагает наличие в вас способности ответить за ваши собственные поступки.

Второй момент этого упражнения направлен на искоренение желания всегда быть хорошим для окружающих или правым. Это не просто, поскольку можно ощутить собственную никчемность в случае признания допущенной ошибки. Попробуйте подойти с юмором к этому упражнению.

В течение дня признайтесь хотя бы листу бумаги в своих неблаговидных мыслях или действиях, какими бы недостойными они вам ни казались. В чем у вас наблюдается разлад с собственным сознанием или с точкой зрения знакомых людей? Не бойтесь показаться хуже чем вы есть на самом деле. Отрицательные моменты свойственны поведению каждого человека. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от внутренней открытости.

Упражнение восьмое: научитесь отвечать отказом и умейте настоять на своем
Первая часть этого упражнения заключается в осваивании умения сказать «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родственниками. Друзья должны играть роль человека, просящего вас о большом одолжении или приказывающего вам сделать то, что вы делать не хотите. Допустим, они просят вас одолжить им на несколько дней вашу машину или занять им крупную сумму денег. Пусть они попытаются возбудить в вас чувство вины, указывая на ваш эгоизм или проявляемую по отношению к ним нелюбезность. Ваша задача состоит в том, чтобы сказать им «нет», каким бы трудным вам это ни казалось. Практикуйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим. Постепенно начинайте практиковать полученные навыки в своей реальной жизни - в деловых или личных взаимоотношениях.

Вторая часть упражнения заключается в воспитании способности добиваться того, чего вы хотите, и не отступать, пока вы этого не получите. Пусть ваш товарищ сыграет, например, роль недобросовестного чиновника, пытающегося увильнуть от выполнения работы, важной для вас, или что-нибудь вроде того. Вы должны превратиться в человека, умеющего отстаивать свои права. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить чиновника выполнить весь необходимый объем работ и не отступиться от своего, пока все не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и не стараясь завоевать к себе симпатию. Упражнение считается выполненным, если удастся поставить партнера в безвыходное положение и он окажется не в состоянии продолжать спор. Это одно из основных упражнений для выработки начального уровня влияния на окружающих.

Упражнение девятое: составьте список имеющихся в вашем распоряжении альтернатив, даже если они не кажутся вам особенно привлекательными. Сделайте выбор
Это упражнение призвано научить вас делать выбор. Необходимо освоить практику составления перечня альтернатив, имеющихся в вашем распоряжении в конкретной ситуации личного или делового общения. Поначалу это может показаться невыполнимым, поэтому было бы неплохо попросить кого-то из знакомых помочь вам и указать все имеющиеся в данном случае возможности, какими бы неестественными они ни выглядели. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но...». Вот возможный сценарий. Ваша ситуация/желание: «Я хочу получить повышение, но мне мешает следующее...» Составьте перечень стоящих на вашем пути препятствий и вариантов их преодоления. Подобное задание может вызвать у вас раздражение. Постарайтесь преодолеть его.

Упражнение десятое: доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие
Составьте перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Список может включать в себя какие-то материальные вещи - одежду или что-нибудь из новинок техники, еду, прогулки по парку или приятное проведение каникул, общение с людьми, которые вам нравятся, секс или любовные игры, карты и так далее. Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить ваши планы, помешать их исполнению, что заставит вас поверить в то, что испытать их для вас по какой-либо причине невозможно. Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет для вас весьма поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере вам удалось почувствовать удовольствие. Будьте честны перед собой. Если вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда вы сумеете испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что вы идете в нужном направлении.

Упражнение одиннадцатое: составьте список того, что вам мешает в достижении ваших целей, и сожгите его
Прежде всего постарайтесь свести воедино все причины, вызывающие ваше неудовольствие. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций. После этого здесь же перечислите все причины, по которым, как вам кажется, вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственной цели.

Например: Утверждение: «Я хочу получить ученую степень. Я получу ученую степень». Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «У меня нет времени на подготовку к экзаменам. Работа занимает у меня весь день. А как быть с обоими детьми? Кто будет заботиться о них? Я слишком стар, чтобы снова учиться. Это слишком дорого. Жене это не понравится. Родители уже в возрасте - мне нужно заботиться о них. Здоровье уже не то. Я даже по лестнице поднимаюсь с трудом. И компьютер уже совсем старый, нужно покупать другой. Денег совсем не останется».

Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, предайте листок с перечнем аргументов торжественному сожжению. По каждой интересующей теме можно проводить подобную процедуру несколько раз, чтобы усилить ее воздействие.

Упражнение двенадцатое: придайте себе уверенность и напористость
Для вас может оказаться чрезвычайно сложным отстаивать свою точку зрения и оставаться до конца верным своим принципам, видя, какое возражение они вызывают у окружающих. Эта тенденция уступать и идти на попятную может проявляться и в самой вашей осанке. Если Вы постоянно ходите с опущенной головой, ссутулившись, еле волочите ноги и редко глядите вверх или по сторонам, вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны придать вам чувство уверенности в своих силах. Попрактикуйте эту манеру держаться, испробуйте ее в шутливом поединке во время дружеской вечеринки с одним из ваших приятелей. Перенесите вес тела с пяток на носки. Колени держите слегка согнутыми. Приподнимите подбородок - пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам. Хорошим помощником в выполнении этого упражнения может послужить и зеркало.

Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ. Психолог Эрик Берн называет это - носить футболку с надписью: «Не бейте меня». Такой жизненный девиз или просто установка на конкретную беседу как раз и порождает у многих людей желание «стукнуть» вас, утвердиться за ваш счет. Не говоря уже о том, что такое поведение создаст впечатление о вас как о слабом человеке. Вы можете записать свой разговор на магнитофон и послушать, какое впечатление производит его тембр, тон, звучание. Не пробиваются ли в нем плаксивые, жалобные нотки? Может быть, недовольство или неодобрение? Не проскальзывает беспомощность, неуверенность? Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности. (О специальных приемах развития «лидерской» речи мы подробно поговорим в специальной главе нашего курса). Помните, что нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы - «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так создается впечатление как о слабом человеке, невладеющем ситуацией. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я - человек новый».

Посвятите несколько недель отработке двенадцати практических упражнений, описанных в данном информационном модуле. Обязательно попробуйте, «примерьте на себя» каждое упражнение. Опыт свидетельствует, что одни упражнения понравятся Вам больше, а другие - меньше. Что-то вызовет у Вас восторг, а что-то - скуку и раздражение. Проявите свой характер, настойчивость и силу воли - практикуйте хотя бы десять из них регулярно, пока они не войдут в вашу плоть и кровь, станут естественной частью вас самих. Главное при этом - добросовестность и регулярность занятий. Если Вы будете заниматься лишь время от времени, «для галочки» - это ничего Вам не даст. Только через несколько недель ежедневных практик Вы обязательно почувствуете результат. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных.

Узнайте, как стать лидером, с помощью этих простых, но очень полезных советов!

Психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути к успеху, лидерскому росту и развитию лидерских навыков…

Узнайте все о том, как стать лидером и добиться успеха!

Что мешает многим развить в себе лидерские качества?

В первую очередь это внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность¹, страх², раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствиями на пути к поставленной цели.

Какие барьеры встречаются чаще всего?

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей: люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно вообразить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений: будьте довольны скромным прогрессом. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого.

Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще.

Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки³.

3. Боязнь новых ситуаций: нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

4. Боязнь уязвимости: люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, ситуаций, которые грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

5. Поведение и ожидания окружающих: нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда прокладывают путь к успеху и достижениям. Приоритеты меняются, рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

6. Неверие в собственные силы. Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие.

Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя.

Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

7. Недостаточные умения и навыки: иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера.

Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером?

К сожалению, современный психологический рынок заполнен разнообразными «полезными советами». В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им».

Практическая ценность таких изданий равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов, пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные.

Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими.

Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию.

Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией.

Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров — у каждого человека они будут свои.

Хотя признание наличия личных ограничений - это движущая сила для перемен, часто требуются также опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки, освоить новые подходы в личном саморазвитии.

Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе и развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному.

Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели на пути к успеху. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает этого самостоятельно.

Как развить лидерские навыки?

Для того, чтобы стать лидером, мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала.

Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок.

Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих.

Упражнение 1. Откройте диалог со своим внутренним критиком

Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться успеха в этом вопросе является ведение дневника с записями о проделанной вами успешной работе. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать.

Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд.

Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я ничто» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты ничто» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как вы разговаривали бы с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

Упражнение 2. Ежедневно отмечайте свои успехи

Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации на вещах, из которых вы вышли победителем.

Как развить лидерские качества? Ответ на этот вопрос интересует многих людей, поскольку для большинства обретение соответствующих навыков будет необходимо не только для работы, но и для повседневной жизни. Развитие лидерских качеств приведет к тому, что все поступающие трудности можно успешно решать, не прибегая к помощи посторонних участников.

Кто такой лидер и почему он должен развиваться в этом направлении?

Начать надо с того, что лидер – человек, который сможет вести за собой коллектив. Нельзя забывать о том, что роль руководителя в общем процессе производства крайне велика. Незнание принципов может привести к снижению результативности, а потому так важно разбираться в теоретическом и практическом аспектах.

Необходимо рассмотреть руководителя как человека, который сможет полноценно управлять собственной жизнью, а не безвольно плыть по течению. Конечно же, выработать в себе определенные качества не так просто, но результаты от их внедрения смогут приятно удивить.

Предназначение руководителя в головах многих людей окружено ореолом неизвестности. Многим может показаться, что просто, а результаты достигаются сами по себе. На самом деле, лидер – роль, которую хотел бы примерить каждый сотрудник, считая, что его решения смогли бы привести компанию к ошеломляющим результатам. Работа руководителя сложна и ответственна, а потому подойдет она далеко не каждому.

Развитие лидерских качеств будет полезно всем, прежде всего потому, что у человека начинает формироваться другой склад характера. У него появляется уверенность в себе, ему удается легко выходить из-под гнета стрессовых ситуаций, а жизнь начинает наполняться новыми красками. Что можно сделать, чтобы развитие лидерских качеств произошло быстро и принесло одно удовольствие?

Проактивность всему голова

Проактивность – одно из главных и подразумевает оно возможность самостоятельного выхода из окружающих обстоятельств и , которые будут целесообразны в текущей ситуации. Надо постоянно говорить себе о том, что жизнь легка, а все трудности, которые появляются, надо решать или мириться с ними.

Управленческие способности предполагают взятие ответственности за все те вещи, которые происходят в жизни. Если Вы постоянно устаете на работе и приходя домой начинаете ругаться со своими близкими, то искать первопричину нужно в себе.

Как стать активнее?

Задача каждого руководителя – решать проблемы только через свои поведенческие реакции, не обвиняя своих сотрудников. Если Вы видите, что секретарь постоянно забывает о важном звонке, надо провести с ним беседу. В случае отсутствия результата можно смело увольнять его. Надо думать, как подняться над текущей ситуацией и изменить свои поведенческие реакции. От руководителя иногда требуется только одно – найти раздражитель и в оперативном порядке устранить его.

Постоянно доказывая себе, что мир несправедлив, ситуация не будет меняться. Надо просто попробовать предпринять какие-либо действия, помогающие выбраться из этого «кризиса». Конечно же, многие попытки не принесут должного результата, но непередаваемое чувство того, что жизнь находится под контролем, будет стимулировать на дальнейшие свершения.

Правильная постановка целей

Жизнь руководителя наполнена различными активностями. Можно заметить, что он постоянно чем-то занят, но эта занятость направлена на достижение конкретной цели. Конечно же, они могут быть направлены на получение выгод общего и глобального характера. Задавайте себе следующие вопросы и получите выводы:

  1. Зачем мне нужно то, чем занимаюсь?
  2. Какую пользу принесет конечная цель?
  3. Полезны ли мои действия для других?

Спросив руководителя о том, чем он занят, можно получить конкретную информацию о текущей цели. В дальнейшем, это сможет уберечь от неэффективных действий, которые возникают как на работе, так и в личной жизни. Каждая мелочь будет играть большую роль.

Развитие лидерских качеств невозможно без умения правильного построения целей и выполнения собственных обещаний. Это и отличает руководителя от рядового сотрудника. Пусть все обещания переходят в разряд целей, достижение которой крайне необходимо.

Как правильно поставить цель?

Для того чтобы определиться с перечнем приоритетных направлений деятельности, надо ответить себе на вопрос: «что принесет мне достигнутая цель?». Перед тем как начинать что-то делать, надо задать себе вопрос и обсудить его со своими коллегами. Несмотря на то, что многие решения руководителя не могут оспариваться, всегда есть случаи, когда мнение со стороны уберегает от ошибок.

Чем меньше будет лишнего, тем больше появится пространства для других дел. Некоторых работников пугает слово «цель», поскольку оно подразумевает особенную важность и глобальный характер. Если на сегодняшний день не появилась главная цель в жизни, нет точного направления движения, можно задать себе вопрос: «принесет ли мне это действие счастье?». Для многих людей счастье является универсальной целью, к которой они стремятся на протяжении всей жизни.

Нельзя забывать о том, что такие фразы как «я не знаю, как это сделать» или «что будет, если что-то пойдет не так?» просто убивают лидерские способности. Любое незнание должно быть компенсировано экспертным мнением. Задав простой вопрос, можно сократить количество ненужных пунктов плана.

Проблема неопытного руководителя заключается в том, что он довольно часто соглашается на пустяковые просьбы своих коллег и вышестоящего начальства, понимая, что они сами могли бы все сделать. Если в силу занятости оказать помощь невозможно, надо дать простой совет и направить к компетентному человеку.

Работа руководителя связана с правильной расстановкой приоритетов. Дело в том, что сиюминутные желания могут конфликтовать с главной целью жизни, а допускать это никак нельзя. После того как приоритеты будут расставлены, можно составить примерное представление своей деятельности, которая должна быть отражена в плане.

Где искать ответственность?

Конечно же, каждый человек должен принимать ответственность за собственную жизнь, не забывая про все произнесенные слова и даваемые обещания. Когда в жизни происходят ситуации, которые остаются не подконтрольными вашей воле, все равно надо принимать ответственность.

Все инициативы, проявляемые управленцем, должны выдвигаться ответственно. Помощь может понадобиться в любой момент, но контроль над ситуацией должен оставаться за вами. Например, предложив поход к озеру или речке, надо заранее продумать все мелочи, начиная с прогноза погоды и заканчивая вещами, взятыми на прокат. Делегируя кому-то часть своего задания, надо приготовиться к тому, что ответственность все равно останется на вас.

Новизна в жизни

Как показывает практика, то самые интересные и перспективные решения могут быть найдены только за пределами «зоны комфорта». Этот термин приобрел большую популярность на сегодняшний день и означает выход за пределы обыденности, в некомфортную среду. Делая то, что никогда не делали, пробуя то, от чего раньше тряслись коленки, можно ускорить процесс личного совершенствования.

Когда человеку предлагают новое занятие, которое сулит определенную пользу и перспективу роста, надо не задумываться и приступать к нему. Страх должен стать помощником на пути к цели. Задача менеджера – научиться отключать в своей голове центр, который будет отвечать за активизацию страхов.

Подходящее предложение может никогда и не наступить, а потому надо постоянно проявлять инициативу. Желания должны исполняться, независимо от количества страхов и других барьеров.

Дальнейшее развитие невозможно без качественного общения

Общение приводит к созданию полезной сети контактов – людей, которые всегда смогут прийти на помощь лидеру. Каждый собеседник – ценный ресурс, который сможет передать своего профессионализма и дать ответ на интересующий вопрос. Помимо этого, общение помогает избавиться от различных страхов и социальных зажимов, мешающих развиваться в лидерском направлении.

Начиная коммуникацию, надо поинтересоваться у человека о его настроении и самочувствии. Каждая мелочь будет играть большую роль и об этом нельзя забывать. В один из свободных дней надо выделить время для общения со школьными подругами и друзьями, а также найти контакт с теми, с кем была потеряна связь в силу высокой занятости. Никто не знает, к чему может привести новая дружба или возобновление старой.

Выгода для всех

Говоря о лидерской специфике всегда надо помнить о том, что такие люди постоянно стремятся к поиску решений, которые устроили бы сразу несколько сторон. Американская бизнес-модель «win-win» будет эффективна для всех. Налаживая тесные взаимосвязи, можно укрепить текущее сотрудничество.

Во время общения надо постараться встать на место собеседника и обзавестись всей возможной информацией по данному вопросу. Не надо стараться принудить оппонента к принятию варианта, который будет выгоден только вас. Чрезмерная жесткость может негативно сказаться на дальнейшем сотрудничестве.

Научиться принимать взаимовыгодные решения не всегда просто, поскольку поставить себя на место собеседника не всегда представляется возможным. Как только появляется неразрешимая ситуация, которая не сулит ничем хорошим, надо сменить текущую тактику поведения. После того как процесс будет несколько видоизменен, можно взглянуть на текущую картину под другим углом.

Повседневная жизнь невозможна без энтузиазма, а потому каждый лидер должен стараться заряжать позитивом не только себя, но и окружающих коллег. Получая удовольствие от работы, можно увидеть улучшение настроения у каждого сотрудника.

Что такое лидерство, из каких компонент оно состоит, кто такой лидер и каких типов он бывает, как управлять командой, какие лидерские качества нужно развивать и какие будут последствия использования лидерства


Для достижения наиболее грандиозных и полезных целей, а тем более цели жизни, будет недостаточно отношений с одним человеком, а потребуется целая группа. Тогда нужно объединить людей с разными талантами и ресурсами – организовать команду . Чтобы это сделать, нужно обладать определенными лидерскими качествами и способностями.

Это процесс объединения систем в единую, организованную команду и использования их ресурсов для достижения общих целей

Успешный лидер всегда способен убедить участников, что он достоин ими управлять. Именно команда, а не лидер, определяет, насколько лидер успешен. Если команда не доверяет ему, их будет очень сложно мотивировать.

Хороший лидер должен знать психологию человека, чтобы понимать поведение других, адекватно реагировать на него и корректно воздействовать, чтобы минимизировать вредные последствия.

А главное средство лидера для управления, убеждения и мотивирования команды – это его поведение. Лидер должен иметь определенные развитые качества, быть честным и справедливым, адекватно взаимодействовать, достигать целей активнее и решительнее других, т.е. быть примером для подражания. Поведение лидера копируется командой сознательно или подсознательно, но в любом случае, команда стремится подражать лидеру.

Команда

Для достижения поставленной цели необходимы определенные ресурсы. Только когда будет команда, которая в совокупности обладает всеми требуемыми ресурсами, или которая будет способна их добыть в приемлемые сроки, тогда будет возможно достичь цели, получить ожидаемые результаты и улучшить состояние всей команды.

Каждый участник должен четко понимать ее цели, миссию и свою роль. Для этого лидер должен распределить все дела по исполнителям, закрепить за каждым участником его зону ответственности в достижении успеха в соответствии с его талантом.

Лидер должен знать, какие ему требуются люди, с какими талантами и ресурсами, чтобы объединить их в команду. Он должен понимать и их потребности, которые они смогут удовлетворить, присоединившись к команде и успешно достигнув цели.

Для лидера также важно поддерживать личное развитие участников команды, их качеств, мотивировать на самообучение и улучшение профессиональных навыков. Лидеру нужно предотвращать и регулировать негативное, неэтичное поведение в команде. Это позволит повысить эффективность , успешность и организованность команды в целом.

Отношения

Между лидером и командой, а также и внутри команды должны быть доверительные отношения. Именно их наличие объединяет людей в команду, делает ее крепкой, успешной и эффективной. Без таких отношений невозможно эффективно достичь цели и получить желаемые результаты.

Большинство взаимодействий проходят не вербально. Участники команды могут просто наблюдать за действиями лидера и своих коллег и делать соответствующие выводы. Если лидер будет действовать неэффективно, без страсти и особого желания достичь цели, то вся команда это заметит, почувствует и станет вести себя аналогично.

Одним из наиболее простых способов улучшения отношений является позитивность общения и награждение команды даже за маленькие успехи. Часто лидеру вполне достаточно просто интересоваться жизнью и делами участников, улыбаться, делать искренние комплименты и создавать комфортную атмосферу.

Идеальным состоянием отношений в команде является синергия , при которой участники начинают действовать синхронно, на одной волне, что создает резонанс и тогда усилия участников не просто суммируются, а умножаются. Т.е. синергия позволяет получить от двух человек не в 2 раза больше выполненных дел, а гораздо больше, в 4, 6, 8, 10… раз больше.

Делегирование

Если для выполнения дела нужны знания или умения, которых нет у лидера, т.е. он имеет проблему, то лучше это дело делегировать участнику команды, который эту проблему уже решил или может решить ее гораздо быстрее.

Преодоление препятствий

Команда и лидер постоянно сталкиваются с препятствиями на пути к цели: проблемами, нехваткой ресурсов, и т.п. Лидер совместно с командой должны находить способы их преодоления, выбирать наиболее подходящий способ, принимать решения и действовать.

К каждому препятствию нужно подходить индивидуально и использовать для его преодоления наиболее опытного и компетентного в этой области участника команды. Тогда препятствие можно преодолеть наиболее эффективно и с наименьшими затратами.

Преодолевать препятствия нужно своевременно, а не откладывать их на потом. Если их накопится много, то цель может оказаться недостижимой и придется организовывать новую команду или менять лидера.


Если будет отсутствовать хотя бы один из этих компонентов, то не получится объединить людей в единое целое и достичь сложной цели, которую невозможно достичь в одиночку. Тогда значительно повысится вероятность того, что человек-лидер не сможет самореализоваться и достичь цели своей жизни. Это приведет к его полной дисгармонии , и жизнь станет крайне несчастной, беспокойной и некомфортной.

Чтобы предотвратить это, человеку нужно развивать в себе лидерские качества, и при появлении очень сложной цели нужно их применить и создать команду для ее достижения. Рассмотрим подробнее, какие же нужны качества человеку, чтобы быть хорошим лидером.

Управление командой

На пути к цели лидер и команда попадают в самые различные ситуации и преодолевают разные препятствия. В зависимости от них лидер может использовать стиль управления командой, который лучше всего подходит к конкретной ситуации, для повышения эффективности и успешности достижения цели (ситуационная модель руководства Фидлера).

Стили управления включают определенные средства, методы, инструменты и технологии, необходимые для реализации плана достижения цели и для мотивации команды.

Существует три основных стиля управления.

Авторитарный (автократический)

Лидер единолично принимает все решения, самостоятельно распределяет обязанности и роли, сообщает команде, какие конкретные действия она должна выполнить, устанавливает жесткую дисциплину.

Этот стиль лучше применять, когда у лидера есть вся необходимая информация для достижения цели и он полностью уверен в правильности своего решения. Его можно использовать, когда необходимо получить от команды краткосрочные результаты, т.к. такой стиль создает минимальную мотивацию, креативность, может привести к конфликтам и распаду команды.

Для применения такого стиля должен быть высокий уровень доверия, приверженности и мотивации команды. Иначе участники воспримут это как силовой приказ, выполнение которого не принесет им лично пользы, и откажутся его выполнять или, если у лидера есть власть, то сделают все с очень низкой эффективностью и качеством.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Лидерские качества

Каждый человек имеет лидерские качества от рождения, но это не гарантирует того, что он станет хорошим лидером. Главное – осознанно и непрерывно их улучшать.

Уровень развития этих качеств влияет на эффективность и успешность лидера, его характер , способность достигать поставленных целей в любой предметной области, умение организовать крепкую команду, иметь высокий уровень доверия и уважения.

Лидер с развитыми качествами может брать на себя ответственность за других людей, управлять ими и получать результаты достижения целей.

К основным лидерским качествам относятся все качества успешного человека , такие как решительность, целеустремленность, уверенность в себе , мужество и т.п. А также для взаимодействия и организации команды ему нужны следующие качества.

Влиятельность

Это способность убеждать других в правильности своих мыслей, идей и мотивировать их действовать в соответствии с ними для достижения целей.

По сути, это и есть смысл лидерства - убеждать других людей, чтобы они делали то, чего не стали бы делать без лидера. При этом он не агрессивно, властно навязывает им свои идеи, а мягко, вежливо, корректно объясняет их полезность и правильность и мотивирует действовать для их реализации.

Т.е. лидер проявляет цивилизованность при взаимодействии, а не использует «пещерные» способы для получения желаемого. Но при этом лидер действует настойчиво, решительно, не пускает все на самотек, а периодически корректирует деятельность команды.

Это качество сильно зависит от уровня доверия к лидеру. Только когда команда ему доверяет, тогда она поддается влиянию, ценит его мнение и следует его примеру. Тогда лидер может рассчитывать на долгосрочные отношения с командой, эффективное и успешное достижение ими целей.

Амбициозность

Это стремление достигать все более сложных, полезных и великих целей для самореализации.

Амбициозный лидер ставит перед собой более сложные цели, чем те, которые уже достиг. Стремится улучшить свое состояние, положение, статус для получения еще больших ресурсов и достижения еще более великих целей.

Излишняя амбициозность в сочетании с недостатком опыта и мудрости может привести к повышению риска, потере ресурсов и нанесению вреда. Поэтому начинать нужно с небольших целей и по мере развития усложнять их, чтобы минимизировать риск.

Энтузиазм

Это состояние энергичного, воодушевленного, активного достижения цели.

Оно возникает, когда человек осознает полезность и важность цели и со страстью двигается к ней. Тогда человек сам становится источником вдохновения, энергии и легко мотивирует других для достижения этой цели.

Энтузиазм особенно проявляется, когда появляются новые идеи или когда человек близок к своей цели. Также энтузиазм высок, когда есть четкое видение, как достичь цели, получить необходимые ресурсы и преодолеть все препятствия, т.е. когда неопределенность минимальна.

Справедливость

Это способность оптимально распределять имеющиеся ресурсы для достижения целей. Справедливый лидер всегда разделяет результаты между участниками команды в зависимости от их вклада в достижение цели.

В этом случае каждый участник будет удовлетворен и отношения команды с лидером будут доверительными. Если же кто-то из участников будет считать, что он сделал больше, чем получил результатов, тогда он будет считать лидера несправедливым, и это приведет к снижению эффективности этого участника и команды в целом. В таком случае лидеру нужно выяснить причину недовольства и прийти к соглашению, которое будет удовлетворять всех.

Также справедливый лидер заботится о благополучии команды и старается сделать так, чтобы команда получала такие результаты, после распределения которых все участники остались бы довольны.

Гибкость

Это способность быстрого переключения между делами, размышление о нескольких вещах одновременно и быстрое понимание проблемы.

Гибкий лидер может мыслить как абстрактно, так и конкретно: «смотрит и на глобус, и в микроскоп». Он «не витает в облаках» (в идеях, мыслях) и не «вязнет в земле» (в делах, действиях), а имеет баланс «между небом и землей». Это позволяет ему иметь множество креативных идей и целей и активно действовать для их достижения.

Адаптивность

Это способность воспринимать новые, неизвестные условия окружающей среды и корректировать свои цели и планы в зависимости от них.

Это позволяет лидеру не придерживаться жесткого плана и контроля над ним, а изменять его с учетом новых условий и имеющихся в них возможностей.

Адаптивный лидер в новых условиях способен спокойно и быстро изменять свои планы, отказываться от одних целей ради других, которые можно более эффективно достичь в этих условиях.

Такой лидер не просто готов к изменениям, а он ждет их, т.к. знает, что это может дать новые возможности для повышения успешности, даже если новые условия являются негативными. И адаптивный лидер всегда превращает проблемы в средства достижения целей.


Развитие лидерских качеств позволяет человеку очень быстро, подсознательно принимать решения, автоматически действовать и оптимально распределять ресурсы для успешного достижения целей. Их можно развивать, как описано в методе Развитие личных качеств .

Последствия лидерства

Человек, который развил в себе лидерские качества и навыки, получает особый ресурс – приверженность и доверие других людей. Лидеру с великой целью будет предано множество людей. Они будут добровольно участвовать в процессе ее достижения, тратить личные ресурсы, восхищаться и подражать лидеру, т.к. будут осознавать, что эта цель улучшит и их жизнь тоже.

Имея полноценную команду со всеми талантами и ресурсами, необходимыми для достижения великой цели, лидер способен создать шедевр , нечто грандиозное, что значительно улучшит наш мир.

Участники же команды получат ценный опыт , который они смогут использовать для создания своей команды, для которой они сами будут лидерами. И эта команда поможет им достичь цели своей жизни.

Как можно заметить, лидеров не так и много. Гораздо больше исполнителей . Главная причина этого – люди не осознают себя , свое предназначение . Когда человек знает цель своей жизни, имеет великую мечту и намерение ее воплотить в жизнь, тогда у него нет другого выхода как стать лидером и возглавить команду талантливых людей.

Безусловно, никогда не будет такого, что все люди станут лидерами. Конечно, должны быть и мечтатели, и деятели. Но должна быть преемственность и развитие . Т.е. человек должен начинать свою деятельность с низов, с небольших должностей, пока у него нет профессиональных качеств, навыков и опыта. Но развиваясь, воспринимая опыт лидеров, человек может улучшать в себе и лидерские качества. А когда он осознает свое предназначение и определит цель, которой посвятит всю свою жизнь, тогда он будет готов создать свою команду.

И нельзя разочаровываться в себе, когда однажды появится недосягаемая для себя цель на пути самореализации. Это всего лишь означает, что пришло время найти партнеров, создать единую команду для ее достижения и продолжить самореализовываться.

Таким образом, для самореализации принципиально важно осознавать цель своей жизни и найти все средства для ее достижения, даже если для этого понадобится многотысячная команда.