Апостол стефан первомученик. Душеполезное чтение. Св. Стефан в искусстве

получить представление о жизни первых христиан и познакомиться с житием первомученика архидиакона Стефана

Ожидаемые результаты:

  • умение кратко охарактеризовать особенности жизни и богослужений первых христианских общин
  • знакомство с историей мученической кончины архидиакона Стефана

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5, глава 1.
  2. Роман Сколота, свящ. История Христианской Церкви. – М., 2015.

Дополнительная литература:

  1. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991, глава IX.
  2. Куломзина С.С. Православная Церковь: история Церкви в рассказах для детей и взрослых. Изд. ЭКСМО, 2013.

Ключевые понятия:

  • Книга Деяний
  • Первомученик
  • Архидиакон Стефан

Словарь урока:

  • Распространение христианства
  • Дидахе
  • Диакон
  • Мученик
  • Терпение в страданиях
  • Любовь к врагам
  • Гонения

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:


Проверочные вопросы:

  • Объясните, кто такой диакон?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации .

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 223. «Первые христиане»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». «Первомученик Стефан»:

  1. Мульткалендарь. 9 января. «Архидиакон Стефан святой первомученик»:

1) Первые христиане

Жизнь первых христиан сильно отличалась от жизни других жителей Иерусалима. Все члены Церкви были объединены крепкой верой в Господа и любовью к ближним. Жили они очень дружно, как большая семья. Со временем, когда число христиан увеличилось, стали создаваться христианские общины. Апостолы были для всех учителями и наставниками, проповедниками воли Божией. Люди в Церкви заботились друг о друге и не допускали, чтобы кто-нибудь бедствовал или голодал. Всё своё имущество члены Церкви считали общим: никто ничего из имения своего не называл своим (Деян. 4:32). Богатые христиане продавали свою собственность, а деньги приносили апостолам, чтобы они помогали бедным. Поэтому среди первых христиан не было нуждающихся.

2) Собрания первых христиан

Собирались первые христиане под вечер после окончания работы, главным образом, в день Воскресный в противоположность иудеям, собиравшимся на молитву в субботу. Сначала устраивалась общая трапеза, называвшаяся агапой (общением любви), а после нее общая молитва. Вскоре молитвенная часть собрания была перенесена на начало.

Христиане не приносили в жертву Богу животных, как это было принято во времена Ветхого Завета. Вместо этого они совершали преломление хлеба, как повелел Господь Иисус Христос на Тайной вечере. Это священное преломление хлеба стало называться Таинством Причащения. Христиане знали, что под видом хлеба и вина они принимают Самого Сына Божия. Поэтому Причащение стало главным Таинством в христианских собраниях.

О первых христианских богослужениях сохранилось мало сведений. Самые древние молитвы находятся в книге, известной под названием «Дидахи» или учение апостолов. Она была составлена или в конце первого века или в начале второго, как краткое наставление в вере для обращающихся в христианство.

Самым торжественным моментом в жизни христианской общины было принятие новых членов чрез крещение, сопровождавшееся первой для них Евхаристией, участием в таинстве причащения. Поэтому древнейшие чины литургии или связаны с крещением, или являются праздничными, воскресными богослужениями. Крещение приурочивалось обыкновенно к празднику Пасхи и совершалось накануне в Великую Субботу за литургией.

3) Успешность христианской проповеди

Со дня сошествия Святого Духа началась открытая проповедь апостолов об Иисусе Христе. Они проповедовали в Иерусалимском храме и в частных домах, и проповедь их была содействием Божьим чрезвычайно успешна: ежедневно происходило присоединение к Церкви множества иудеев. Чудеса исцелений и воскрешения мертвых, совершаемые апостолами именем Христовым, особенно содействовали евангельской проповеди.

Когда иудейские первосвященники и законники поняли, что из последователей убитого ими Иисуса Христа образуется новое сообщество, не признающее их авторитет, они стали преследовать их. Первой жертвой начатых Синедрионом гонений стал архидиакон Стефан.

4) Первомученик архидиакон Стефан

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов Цер­ковь ста­ла быст­ро рас­ти, и воз­ник­ла необ­хо­ди­мость за­бо­тить­ся о си­ро­тах, вдо­вах и бед­ных во­об­ще, при­няв­ших Кре­ще­ние. Апо­сто­лы пред­ло­жи­ли хри­сти­а­нам вы­де­лить семь до­стой­ных му­жей для опе­ки нуж­да­ю­щих­ся. По­свя­тив этих семь че­ло­век в диа­ко­ны (что зна­чит по­мощ­ни­ки, слу­жи­те­ли), апо­сто­лы сде­ла­ли их сво­и­ми бли­жай­ши­ми по­мощ­ни­ка­ми. Сре­ди диа­ко­нов вы­де­лял­ся сво­ей креп­кой ве­рой и да­ром сло­ва мо­ло­дой Сте­фан, на­зы­ва­е­мый ар­хи­ди­а­ко­ном, т. е. пер­вым диа­ко­ном. В ско­ром вре­ме­ни диа­ко­ны, кро­ме по­мо­щи бед­ным, ста­ли при­ни­мать бли­жай­шее уча­стие в мо­лит­вах и бо­го­слу­же­ни­ях. Сте­фан про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме сло­во Бо­жие, под­креп­ляя ис­тин­ность сво­их слов зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Успех его был очень боль­шой, и это воз­бу­ди­ло про­тив него нена­висть рев­ни­те­лей за­ко­на Мо­и­сея – фа­ри­се­ев. Они схва­ти­ли его и по­влек­ли в си­нед­ри­он – выс­шее су­ди­ли­ще у ев­ре­ев. Здесь фа­ри­сеи пред­ста­ви­ли лож­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые утвер­жда­ли, что он в сво­их про­по­ве­дях оскорб­ля­ет Бо­га и про­ро­ка Мо­и­сея. В свое оправ­да­ние свя­той Сте­фан из­ло­жил пе­ред си­нед­ри­о­ном ис­то­рию ев­рей­ско­го на­ро­да, по­ка­зы­вая на яр­ких при­ме­рах, как евреи все­гда про­ти­ви­лись Бо­гу и уби­ва­ли по­слан­ных Им про­ро­ков. Чле­ны си­нед­ри­о­на слу­шая его, все бо­лее раз­го­ра­лись гне­вом.

В это вре­мя Сте­фан уви­дел, как над ним рас­кры­лось Небо, и он вос­клик­нул: «Я ви­жу небе­са от­вер­стые и Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га » (Деян.7 :56). Услы­шав это, чле­ны си­нед­ри­о­на при­шли в ве­ли­кую ярость. За­ты­кая свои уши, они бро­си­лись на Сте­фа­на и по­влек­ли его за го­род. Здесь, как за­кон по­веле­вал, сви­де­те­ли, пер­вые об­ви­нив­шие Сте­фа­на, пер­вы­ми ста­ли по­би­вать его кам­ня­ми. Па­дая под гра­дом кам­ней, Сте­фан вос­клик­нул: «Гос­по­ди Иису­се! Не вме­ни им гре­ха се­го и при­ми дух мой ». Со­бы­тие это и речь Сте­фа­на в си­нед­ри­оне опи­сал еван­ге­лист Лу­ка в кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов.

Так ар­хи­ди­а­кон Сте­фан стал пер­вым му­че­ни­ком за Хри­ста в 34 го­ду. По­сле это­го на­ча­лось в Иеру­са­ли­ме пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, от ко­то­ро­го они вы­нуж­де­ны бы­ли бе­жать в раз­ные ча­сти Свя­той Зем­ли и в со­сед­ние стра­ны. Кровь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на не про­ли­лась да­ром. Хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ча­стях Рим­ской им­пе­рии.

5) Нравственные выводы

История страданий святого первомученика архидиакона Стефана, учит нас питать ко врагам своим не чувство ненависти, но чувство христианской любви. Побиваемый камнями, святой Стефан молился за своих убийц Богу. Примеру святого первомученика, который подражал в этом отношении Господу Иисусу, молившемуся на кресте за Своих распинателей, следовали и все христианские мученики. Ему же должны подражать в своих отношениях ко врагам и все мы, именующиеся христианами, если хотим ими не только называться, но и быть.

Слово Божие так учит о любви к врагам:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20-21). «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Подобным же образом учат о любви ко врагам и святые отцы Церкви:

«Нет ничего более достойного удивления в человеке, как любовь ко врагам », – говорит блаж. Августин. Он же в другом месте пишет: «Есть много видов милосердия, посредством которых мы можем получить от Бога прощение в своих грехах, но вернейший из всех – прощать врагам ». (См. «Исповедь» блаж. Августина).

Проверочные вопросы:

  • Как люди становились членами Христианской Церкви?
  • Чем отличалась жизнь первых христиан от жизни других людей?
  • Объясните, кто такой диакон?
  • За что был мученически убит архидиакон Стефан?

Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы кроме помощи бедным стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами.

(память 27 декабря и 2 августа по старому стилю, 9 янв. и 15
авг. по новому)

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т.е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками.

Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т.е. первым диаконом. В скором времени диаконы кроме помощи бедным стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея.

В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона, слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями.

При этом присутствовал юноша именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.


Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны.

Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

В IV в. нетленные мощи святого первомученика Стефана были обретены. Вот как это произошло. Однажды пресвитеру Лукиану явился в сонном видении благолепный муж, назвавший себя Гамалиилом, и повелел ему испросить у архиепископа Иерусалимского Иоанна благословение на открытие находящихся в земле мощей первомученика Христова Стефана, его, Гамалиила, с сыном Авивом и Никодима. Лукиан, проснувшись, не решился следовать этому видению, не зная, от Бога ли оно. Пресвитер пребывал в посте и молитве, ожидая указания свыше.

Гамалиил снова явился во сне Лукиану, упрекая за промедление. Так продолжалось до трех раз. Тогда пресвитер поверил видению и, возблагодарив Бога, отправился в Иерусалим к архиепископу Иоанну. Архиепископ прослезился от радости и благословил Лукиана на поиски... Как только открыли был гроб первомученика Стефана, земля потряслась, послышалось ангельское пение и благоухание наполнило всю пещеру. Собралось множество народа - и все больные от мощей Стефана получали исцеление. Святыню с честью доставили в Иерусалим.

Прошли годы. Из Константинополя в Иерусалим прибыл благочестивый муж по имени Александр, служивший в царском синклите, с женой своей Иулианией на поклонение святым местам. Здесь он и умер, а перед кончиной завещал жене положить его тело в ковчеге, по всему подобном раке Стефана, к которому он имел горячую веру, и поместить его рядом с ковчегом первомученика. Иулиания исполнила завещание мужа, но впоследствии замыслила возвратиться в Константинополь.

Не желая расставаться с дорогим для нее прахом, она испросила у императора позволение перевезти тело мужа с собою в Константинополь. Но по воле Божией ошиблась. Во время путешествия из Иерусалима в Константинополь многие знамения и чудеса открыли Иулиании, что она везет не тело мужа, а мощи Стефана; однако благочестивая женщина усмотрела в этом Промысел Господень. Когда она плыла на корабле, поднялась страшная буря, угрожая потопить его. В это время зримо для всех явился Стефан и сказал: «Не бойтесь: я с вами». Святой сделался невидим, и буря прекратилась. Ночью над мощами Стефана являлся необыкновенный свет, из ковчега исходило благоухание. Во время путешествия от мощей угодника Божия совершились многие исцеления.

В Константинополе Иулиания немедленно сообщила императору и патриарху о случившемся. Все исполнились радости. Патриарх со всем клиром, сопровождаемый громадными толпами народа, отправились к пристани в сретение мощей первомученика Христова. С честью изнесли святыню с корабля, возложили на колесницу царскую и повезли к царским палатам с пением псалмов и песнопений церковных, причем от нетленных мощей произошли многочисленные исцеления и чудеса. Во время этого торжественного шествия святой Стефан чудесно указал место, где должны быть положены его мощи - там император и повелел поставить каменную обширную церковь в его честь.

Перенесение мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь празднуется Церковью 2 (15) августа.

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев. Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры. Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое. Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений. Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

Первомученик Стефан. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением. «Вот, - громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, - я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него. Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу. Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.

В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего - Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией. Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22, 19).

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.

Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана . Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.

В афонских монастырях Зограф , Ставроникита , Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Святой Стефан святой первомученик, архидиякон и апостол. Иисус за нас принял человеческую природу, а святой Стефан лишился человеческого тела ради Господа. Молитва святого Степана. Жизнь святого Стефана

Святой Стефан. Святой Степан. Святий Степан.

Святой Стефан первый после Христова вознесения своего Господа кровь пролил и жизнь отдал. Обжалован фальшивыми свидетелями перед Синедрионом — он мужественно признает святую веру. Поэтому его выводят за город и забрасывают камнями. Это происходило 34 или 35 года по Христе. Как и Христос, Святой Стефан перед смертью молится за врагов. Эта молитва и кровь святого Стефана обращает к христианской вере юношу Савла — будущего апостола Павла!

Деяния апостольские говорят о святом Степана, что он был «муж, исполненный веры и Святого Духа … полный благодати и силы, творил чудеса и большие знаки в народ е» (6, 5 и 8). Святой Иоанн Златоуст ставит святого Степана между апостолов.

святой Стефан

Святий Степан перший після Христового вознесення за свого Господа кров пролив і життя віддав. Оскаржений фальшивими свідками перед Синедріоном — він мужньо визнає святу віру. Через це його виводять за місто і закидують камінням. Це діялося 34 або 35 року по Христі. Як і Христос, Святий Степан перед смертю молиться за ворогів. Ця молитва і кров святого Степана навертає юнака Савла — майбутнього апостола Павла!

Діяння апостольські кажуть про святого Степана, що був він »муж, повний віри і Святого Духа…повний благодаті й сили, творив чуда й великі знаки в народі» (6, 5 і 8). Святий Йоан Золотоустий ставить святого Степана поміж апостолів.

Молитва

Как первомученик Твой Стефан молил Тебя, Господи, за тех, кто убивал его, и мы, в покоре склонившись, умоляем: прости всех, кто ненавидит i обижает нас, чтобы ни одному из них через нас не погибнуть, но всем спастись по благодати Твоей, Боже Всещедрый. (Кондак, гл. 5)

Дай нам, Господи, подражать тому, что совершаем, чтобы мы научились любить также наших врагов, ведь мы празднуем рождение того, кто умел молиться за своих гонителей.

Святой первомученик архидиакон Стефан

Молитва

Як первомученик Твiй Стефан молив Тебе, Господи, за тих, хто вбивав його, i ми, в покорi схилившись, благаємо: прости всiх, хто ненавидить i кривдить нас, аби жодному з них через нас не загинути, але всiм спастися за благодаттю Твоєю, Боже Всещедрий . (Кондак, гл. 5)

Житие святого Стефана.

В третий день Рождественских праздников наша Церковь чтит святого первомученика и архидиакона Степана. Она считает его первым мучеником церкви за веру в Иисуса Христа и его науку. Своим мученичеством Степан дал также свидетельство своей большой любви к Богу. Именно любовь дала ему силу совершить такое геройский подвиг, принять мученическую смерть побиванием камнями, о чем свидетельствуют последние слова молитвы к Богу: «Господи, ни возьми им этого греха» (Деян. 7, 60). Этим он совершенно последовал примеру распятого Христа, молился на кресте в Отца своих врагов: «Отче, отпусти им, не знают потому, что делают» (Мф. 23, 34).

В 1567 году, в конце зимы, в Голландии был осужден на смерть за веру один молодой христианин. По счастливой случайности он сумел убежать из тюрьмы. За ним гнался тюремный часовой, и беглец оказался перед замерзшим озером, через которое должен перебраться. Поскольку это было во весну, лед был слабым, следовательно, бежать по нему было не безопасны. И он, спасая свою жизнь, хотя лед трещал и прогибался под его ногами, бег вовсю вперед, несмотря на другой берег. Вскоре после этого, как он стал на землю, услышал жалобный крик. Оглянувшись, увидел, что это часовой, гнался за ним, провалился под лед и тонет. Поблизости не было никого, кто мог бы помочь утопающему. И вот этот молодой христианин, помня слова Иисуса Христа, чтобы любить своих врагов, вернулся и, несмотря на опасность для своей жизни, спас врага от неминуемой смерти. Когда сторож снова пытался остановить спасителя, то вырвался и убежал.

Мученическая смерть святого Стефана свидетельствует о том, что Христос действительно родился в его душе благодаря любви, а тем самым осуществились в его жизни слова из послания Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, тот пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем «(1 Ин. 4, 16). А эта любовь родилась в его душе через изучение Божьего закона, усердный молитву, наполнения Святым Духом, как об этом говорит автор Деяний: «И выбрали Стефана, мужа, исполненного веры и Святого Духа «. Дух Святой, это дух любви Отца и Сына.

Святой Стефан

Святой Стефан — образец мучеников

Подвигом добрым подвязался ты, первомученику Крестовый и апостола, и нечестие мучителей обнаружил это, потому что, камнями побитый с рук беззаконных, венец принял с высокой десницы и к Богу взывал ты, призывая: Господи! Не поставь им этого греха. (Тропарь праздника)

В Христовом Рождестве мы видим бесконечную любовь Божию и жертву ради нас грешных. На третий день после праздника Рождества Христо¬вого святая Церковь приводит нам героический пример любви Бога в лице святого первомученика Степана. Святой Григорий Нисский в проповеди в честь святого Стефана говорит: «Вот мы переходим с праздника на праздник и принимаем благодать на благо¬дать. Вчера наполнял нас удивлением Господь вселенной, а сегодня наполняет нас удивлением ученик Господа. Каким способом этот, а каким то? Тот (Христос) ради нас принял человеческую природу, а этот (Степан) для Господа лишился человеческой природы «.
Святой Стефан — это первомученик и образец для всех муче¬никив, поэтому и культ его древнейший из всех мучеников. О дне его смерти не знают. Святая Церковь связывает память о нем с праздником Рождества Христова, а как первый мученик Христов он имел очень близкое отношение к Христу. Сначала и Восточная, и Западная Церкви праздновали праздник святого Стефана второй день после Рождества. Но когда в Восточной Церкви появился обычай, по которому на следующий день после Рождества празнувалы Собор Пресвятой Богоро¬дици, то где-то в VII веке память святого Степана перенесли на третий день рождественских праздников. Западная Церковь и сегодня празднует праздник святого Стефана 26 декабря.
Его праздник везде знали уже в IV в. и праздновали наравне с апостолами. В апостольских постановлениях с IV века сказано: «Да празднуют в день первомученика Степана». Святые Отцы IV сто¬лиття, как святой Григорий Богослов, святой Григорий Нисский, святой Иоанн Златоуст и святой Августин произносили про¬повиди в честь святого Стефана. В IV и V вв. на Востоке и на Западе в его честь строят храмы. В самом Константинополе было целых три церкви, имели имя святого Стефана.
Новым толчком к еще большему честь святого Степана стало обнаружение его мощей 415 года. Согласно традиции еруса¬лимському священнику Лукьян трижды явился учитель апостола Павла, который умер в Христовой вере. Он сказал Лукьян, что это он после побитие камнями похоронил святого Стефана в своем гробу, где он теперь покоится и он, и его сын Авив, а около них Никодим, тайный Христов ученик. Обретены мощи святого Стефана перене¬сено в храм на Сионе в Иерусалиме. Через некоторое время их снова перенесли в храм к северу от Иерусалима. Женщина императора Феодосия Младшего, Евдокия, 460 года на месте первоначального храма побитие камнями построила хорошую базилика, которая затем была зруй¬новано. Руины этой базилики найдены 1812 года и на старых фундаментах построены нынешнюю церковь святого Стефана. Поздняя традиция — местом мученической смерти святого Стефана считать долину Кедрон к востоку от Иерусалима. Поэтому и восточные ворота старого города называется теперь воротами святого Стефана. В 560 году часть мощей святого Стефана перенесены в Царьград и сложено их сначала в храме святого Лаврентия, а позже в новом храме святого Стефана. Греческая Церковь празднует перенесение мощей в Царьград 2 августа. Как при знай¬денни, так и при перенесении мощей происходили различные чудеса. О них говорит святой Августин, большой почитатель святого.

Святий Степан

Восточная Церковь, прославляя святого Стефана в своих богослу¬женнях, дает ему тройной титул, называя его апостолом, первомучеником и архидиаконом. Святой Стефан принадлежал к симде¬сяты апостолов, память которых наша Церковь празднует 4 января. Он своей святостью, мужеством и усердием в вере за распространение Христовой науки полностью заслуживает имя апостола. Деяния апостоль¬ськи говорят о нем, что он был «человек, полный веры и Святого Духа … полный благодати и силы, творил чудеса и большие знаки в народе» (6, 5 и 8). Святой Иоанн Златоуст ставит святого Степа¬на между апостолов. «Скажи мне, — говорит он, — чего не достава¬ло ему, чтобы он сравнялся с апостолами ли и он не творил знаков ли и он не показал большой отваги?» (Беседа 15 на Ди. Ап.).
Святой Стефан не только ревностный апостол, но и первенец мучеников. Обжалован перед Синедрионом — фальшивыми свидетелями, — он мужественно признает святую веру. Из-за этого его выводят за город и забрасывают камнями. Это произошло 34 или 35 года по Христе. Как Христос, так и он перед смертью молится за своих врагов. В его мученичестве принимает участие юноша Савл, позже — апостол Павел. Святой Августин приписывает обращение Савла крови святого Стефана. «Если бы Степан не молился, — говорит он, — то Церковь не должна Павла». Святой Стефан первый после Христова вознесения своего Господа кровь пролил и жизнь отдал. Отсюда он почетный титул первого мученика. Этот титул святые Отцы высоко возносят в своих проповедях, на нем подчеркивает Церковь в богослужениях праздника святого Стефана.
Святой Иоанн Златоуст свою проповедь на праздник святого первому¬ченика Степана начинает словами: «Все мученики прославляются и подвиги праведников везде есть предметом удивления, но в память о славный подвиг первомученика Степана даже немой язык начинает его хвалить. Кого не располагает к похвале блаженный Степан? Он уже именем (по-гречески «Стефанос» означает «венец») указывает на свои заслуги. Имя свидетельствует, что он уже получил честь победы! Имя святого говорит о борьбе, победу и честь! «. А в другой науке о святого Стефана он говорит: «увенчает цветами похвал Степана и засыплем его розами лестных песен. Он уже сам увенчал себя победными наградами веры … Кто из смертных отдаст достойные похвалы борцу? Кто из людей сплетет венок, равноценный его подвига Какой язык сможет выяснить славу пере¬можця Какие уста создадутся похвалы подвигов Степана Какие уста смогут сказать о мужестве первомученика? «.
Восточная Церковь в богослужениях на праздник святого Стефана различными похвальными титулами зве¬личуе мученичество святого. Его прославляют такими словами: «Начало мучеников и похвала», «страдалец верховный», «первый между мучениками», «первомученик», «апостол», «воин Христов», «славный главарь мучеников», «похвала апостолов и мучеников слава», «первострадалець», «дверь мучеников», «первомученик муд¬рий», «начальник мученического собора». На стиховне вечерни слави¬мо его: «Ты стал первый между мучениками и диаконами, Степан апостол, окрасо страдальца, крепосте верных, слава праведных. Для тех, кто твою память празднуют — потому, что стоишь перед престолом Христа Царя — проси очистки от вины и быть достойными небесного царства «. В кондаци святая Церковь взывает к святому: «Владыка вчера к нам в теле приходил — раб днесь из тела выходил; вчера то, что царствует, в теле родился — днесь раба камнями побивают. Для него и кончается первомученик и божественный Стефан».
Все мы обязаны не только называться христианами, а верно и мужественно всегда исповедовать свою веру словом, делом, всей жизнью, а при необходимости даже жизнь отдать за нее. И как раз святой первомученик Степан дает нам хороший пример муж¬нього и героического признания своей веры. Святой Иоанн Златоуст, приводя святого Стефана в качестве примера для подражания, говорит: «Кто бы теперь не пошел в борьбу за Христа, то в Степане имеет учителя. Кто бы ни выступил на подвиг мученичества, то он последует Степана. Степан — начальник борцов за Христа Степан — основа тех, которые умирают за Него «.

Дай нам, Господи, наслідувати те, що звершуємо, щоб ми навчилися любити також наших ворогів, адже ми святкуємо народження того, хто вмів молитися за своїх гонителів.

Капличка святого Степана.

Стефан
греч. ????????????? ????????

Святой Стефан
(болгарская икона XVII века.)
Смерть:

ок. 33-36 гг.

Почитается:

православие, католичество

В лике:

первомученика, Апостола от семидесяти, архидиакона ..

День памяти:

Святой Сте?фан (греч. ????????????? ???????? ) - первый христианский мученик, происходивший из евреев диаспоры; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года.

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана - книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти .

Память в православии - 27 декабря по (юлианскому календарю); в западной традиции - 26 декабря.

Служение и мученичество

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» () . Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Сам Стефан, носивший греческое имя (др.-греч. ???????? , «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла . Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна , приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает . В говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана
Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка :

И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный .

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворенный» (др.-греч. ???????????? ), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна () речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле ()), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом .

Интерпретации

Конфликт «евреев» и «эллинистов»

Согласно широко распространённой среди библеистов и историков христианства точке зрения, то, что в представлено как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной, могло быть симптомом «первого конфессионального раскола в церковной истории» . Многие исследователи видят в семи служителях вождей «эллинистов», не столько подчинённых, сколько противостоящих Двенадцати . Исходя из особенностей речи Стефана, можно предположить, что при её написании Лука опирался на источник, довольно точно передававший взгляды «эллинистов». В то же время, христиане из «еврееев» (то есть, говорившей по-арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (), во время гонений «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев». Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства . Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение общепринятую теорию о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев». Историчность рассказа Луки о самом Стефане также подвергается сомнению. По словам одного из исследователей, «мы почти ничего не знаем о Стефане за исключением самого факта мученичества» .

Самарянское влияние

Церковное почитание св. Стефана

День памяти

Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном Слове в память Василия Великого, написанном его братом Григорием Нисским (381 г.) , «Апостольских установлениях» (называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона ) и сирийском месяцеслове конца IV в., указывающем дату 26 декабря, следующий день после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа ». Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы, и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря. Византийская традиция сохранилась в православии, в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются исконной даты 26 декабря .

Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей св. Стефана:

Почитание мощей

Обретение мощей

Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана» . Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»). По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека. Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию. Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 года, на котором рассматривались обвинения против Пелагия . Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны. В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть - в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах .

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов . Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности , в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей .

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика» . Раки с частичками мощей святого (memoriae ) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников , приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum ; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина ). Августин посвятил ряд проповедей самому? святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием» . Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией . В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана . Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии, связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме , Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей . Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану

В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы

Св. Стефан в христианской литературе

Основным источником сведений о Стефане является книга Деяний Апостолов. В других книгах Нового Завета Стефан не упоминается. Многим исследователям представляется особенно удивительным, что имя Стефана не встречается у апостола Павла, чьё присутствие при убийстве святого упоминается у Луки, и чьи послания во многом близки в своём богословии отдельным положениям речи Стефана на суде. Отсутствует имя Стефана и в писаниях апостольских мужей и ранних христианских апокрифах. В литературе II-III вв. имя первомученика встречается чрезвычайно редко. Среди немногочисленных авторов, упоминающих о Стефане: Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов, получившей своё название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохранённом Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены, бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5); Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10 , 3.12.13 , 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний; Тертуллиан, приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1) .

Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата, сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина, составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.

Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом. Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия, посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста . Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания:

Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.

Сохранился также панегирик св. Стефану, сочинённый Исихием Иерусалимским (ум. около 450 г.)

Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в «Золотую легенду» Якова Ворагинского.

Св. Стефан в искусстве

Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облачённым в диаконский далматик, стихарь и орарь. На самых ранних изображениях, таких как мозаика церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме (VI в.), Стефан одет только в диаконское облачение поздней античности: тунику с белым верхом. На ранних изображениях Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью. На некоторых изображениях Стефан держит кадило. Существуют также изображения Стефана в группе семерых служителей. На западе, прежде всего в Риме, Стефана часто изображали вместе с другим диаконом и мучеником: св. Лаврентием (например, на фресках церкви Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, IX в., фрески в капелла Никколина в Ватикане) .

Литература

  • Джеймс Д. Данн Единство и многообразие в Новом Завете. - М .: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-014-2
  • Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение . - М .: ПСТБИ, 2003. - ISBN 5-7429-0106-2
  • И. А. Левинская Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий. - М .: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-033-9
  • П. Браун Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. - М .: РОССПЭН, 2004. - ISBN 5-8243-0563-3
  • Fran?ois Bovon "The Dossier on Stephen, the First Martyr", Harvard Theological Review , 96, 2003, pp. 279-315 (начало статьи можно прочесть )
  • Elizabeth A. Clark "Claims on the Bones of Saint Stephen: The Partisans of Melania and Eudocia", Church History , 51, 1982, pp. 141-156
  • См. также книги и статьи, упомянутые в примечаниях

Примечания

  1. ? Последние два именования не имеют оснований в Новом Завете и закрепились за Стефаном в позднем церковном предании.
  2. В тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. ????????? , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (???????? , диакониа ) слова». Из Посланий апостола Павла к Филиппийцам () и 1-го к Тимофею () известно, что в церкви апостольских времён уже существовали диаконы, но в тексте Деяний нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле этого слова, в каком его употребляет апостол Павел (Еп. Кассиан, стр. 185).
  3. Лука представляет эти слова как лжесвидетельство, но, возможно, обвинители не прибегали к услугам лжесвидетелей. Из речи Стефана видно, что его проповедь действительно могла восприниматься ортодоксальными иудеями как богохульство.
  4. Подробный разбор основных положений речи Стефана дан в Moessner, D. "The Christ Must Suffer: New Light on the Jesus-Peter, Stephen, Paul Parallels in Luke-Acts", Novum Testamentum, , 28, 1986, pp. 220-256. Там же рассматриваются параллели между повествованиями Луки об Иисусе, Стефане, Петре и Павле.
  5. Левинская, стр. 242: «Похоже, это был один из самых ранних титулов Иисуса, которыми пользовались христиане в Иерусалиме». Ср. Деян , ; Иак ; 1 Ин ; Лк ; Мф , . По-видимому, Стефан видел в Иисусе «пророка, подобного Моисею» () и восстановителя истинного Моисеева Закона.
  6. За исключением этих слов Стефана, словосочетание „сын человеческий“ (имеющее сильные эсхатологические и апокалиптические коннотации) употребляется в Новом Завете лишь самим Иисусом.
  7. Согласно Мишне, записанной позже, но, вероятно, отражающей судебную практику времён Стефана, одежду должен был снять осуждённый, а не свидетели. Первый свидетель сбрасывал осуждённого на камни с высоты, вдвое превышающей человеческий рост. Если тот оставался жив, второй свидетель ударял его камнем в область сердца, и только после этого, если осуждённый ещё подавал признаки жизни, его забрасывали камнями (Левинская, стр. 247-248). См. трактат Санхедрин , : правила и установления, касающиеся казни каменованием (Jewish Virtual Library , на английском языке).
  8. «И, сказав сие, почил» (). Для описания насильственной смерти Лука использует неожиданный глагол, переводимый как «упокоиться», «почить», «уснуть».
  9. По существующей конвенции автора Евангелия от Луки и Деяний называют Лукой, хотя традиционное отождествление со спутником апостола Павла остаётся спорным (Левинская, стр. 13-19).
  10. Стих отсутствует в ряде важнейших рукописей и, по мнению большинства текстологов, является вставкой, внесённой в текст Евангелия на ранней стадии его передачи. Тем не менее, эти слова вполне могут восходить к ранней устной традиции. Таким образом, этой параллели с рассказом о Стефане в оригинальном тексте Луки скорее всего не было (Metzger, B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament , Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994, p. 154).
  11. См. также Мк ; Мф , .
  12. Данн, стр. 113, 137, 298.
  13. Haenchen, E. The Book of Acts as Source Material for the History of Early Christianity , In: Keck, L. E., Martyn, J. L. (eds) Studies in Luke-Acts , Nashville: Abingdon, 1966, p. 264.
  14. См., в частности, Hengel, M. Between Jesus and Paul: Studies in the Earliest Christianity , Philadelphia: Fortress Press, 1983.