Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей. Десятая заповедь Закона Божия

Мф. X, 1-4: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Мк. III, 13-19: 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Лк. VI, 12-16: 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971).
По книге «Закон Божий», 1957.

Избрание апостолов

(Мф. X, 2-14; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16; VIII, 1-3)

Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена двенадцати апостолов следующие:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.

2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

3. Иаков Зеведеев.

4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

5. Филипп.

6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.

7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.

10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.

11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.

12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь.

Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего».

Он же сказал им: «не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном.

Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

6. Избрание двенадцати Апостолов

(Мф. X, 2-4; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16)

Пробыв всю ночь в молитве, несомненно об утверждении основываемой Им Церкви, на горе, по мнению древних, на Фаворе, Господь призвал учеников Своих и избрал из них 12, чтобы они постоянно были при Нем и могли потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники новых будущих 12 колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4: Три – вечное несозданное Существо Божие, четыре – число мира – 4 страны света. Число 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и кн. Деяний дают нам список имен 12 Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по 4 человека в каждой, причем во главе каждой группы стоят одни и те имена и в составе каждой группы одни и те же лица. Имена Апостолов следующие: 1) Симон-Петр, 2) Андрей, 3) Иаков, 4) Иоанн, 5) Филипп, б) Варфоломей, 7) Фома, 8) Матфей, 9) Иаков Алфеев, 10) Леввей или Фаддей, как называли Иуду Иаковлева, 11) Симон Кананит или Зилот и 12) Иуда Искариотский. Варфоломей это тот же, кого Ев. Иоанн называет Нафанаилом: Кананит это перевод на евр. яз. греческого слова «Зилот», что значит: «ревнитель». Так называлась еврейская партия, ревновавшая о независимости еврейского государства. Слово «Искариот» считают составленным из двух слов: «Иш» – муж и «Кариот» – название города. Самое слово «Апостол» в переводе с греческого значит «посланник», что соответствовало назначению избранных быть посланными на проповедь. Для большего успеха их проповеди Господь облек их властью исцелять болезни и изгонять бесов.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Избрание Апостолов

(Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16, Мф. 101-4)

После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей - 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний (1:13) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн - сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя.

1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых (Мф. 19:28; Лк. 22:30)=Апок. 21:12,14). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу (Евр. 3:1).

2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгаго различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам - Авраам, Иаков - Израиль, Исав - Едом, Соломон - Иеддеди и прочее).

3. При этом можно заметить, что во всех стихах Апостолов прежде вписываются те семь учеников, призвание которых описано в Евангелиях. Только Матфей почему-то ставит Фому прежде себя, хотя о призвании Фомы нигде не говорится.

4. При ближайшем разсмотрении списков Апостолов можем отметить следующее:

а) Симон, сын Ионы, из Вифсаиды Галилейской, прозван от Иисуса Петром, или Кифой (по-Сирски), что значит камень. В списке Апостолов он стоит всегда первым: но это не давало ему первенства чести и власти над другими Апостолами. Он был в таком же отношении ко всем Апостолам, в каком каждый из них к своим последующим.

б) Брат его Андрей, сначала бывший учеником Предтечи, называется Первозванным, как первый призванный Иисусом Христом к последованию (Ин. 1:41).

в) Иаков и Иоанн, сыны громовы - воанергес (по-Сирски, Мк. 3:17), пользовались особенною любовию Иисуса Христа и вместе с Петром были в числе ближайших Его учеников и сотрудников, в важнейших случаях Его жизни. Название сынов грома они получили, вероятно, за свою ревность (Лк. 9:54), Мать их Саломия, по преданию, была дочь Иосифа Обручника, и следовательно сестра Иисуса Христа по плоти; кажется, она также была спутницею Иисуса Христа. По крайней мере, она является при погребении Его. И прежде ещё она просит Иисуса Христа о посаждении сынов ея по обе стороны Его Престола во время открытия Его царства. Иоанн называет себя любимым учеником Иисуса Христа, он возлежал на Его груди на последней вечери и, стоя при Кресте, был усыновлён Матери Божией.

г) Из других Апостолов обращает ещё внимание Иаков Алфеев или малый, котораго многие смешивают с Иаковом, братом Господним, хотя тот никогда не считался в числе 12-ти и, по преданию, был сын не Алфея или Клеопы, а Иосифа Обручника от первой жены. Прозвание его малый или младший дано ему в отличие от Иакова Зеведеева.

д) Иуда, по всей вероятности, сын какого-нибудь Иакова, а не брат Иакова Алфеева. Другие имена Иуды - Фаддей и Леввей - считают первое Халдейским, другое - Иудейским.

е) О Симоне замечено, что он прозывался Кананит, может бытъ - Хананеянин, вернее же - житель Каны; другое прозвание его Зилот есть, вероятно, перевод имени Кананит, то есть ревнитель. В последнюю войну Иудейскую была известна партия Зилотов - но едва ли она существовала во времена Иисуса Христа.

ё) Иуда Искариот (по-Иудейски ишкариот), муж из Кариота, небольшого города в колене Иудином (Нав. 15:25, по Русскому тексту-Кириаф, по-Славянски град). Но некоторые производят название Искариота от Сирскаго слова скариута, которое означает мужа, или хранителя шкатулки, казначея, на что указывает и Евангелист Иоанн (12:6; 13:29).

5. Разсматривая списки Апостолов и обращая внимание на указания мест происхождения их, мы можем заметить, что все они - за исключением Иуды предателя - были Галилеяне, жители презренной у Иудеев страны, как бы в доказательство того, что буяя мира избра Бог, да премудрых посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая и худородная мира и уничиженная избра Бог и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1:27,28). Иуда Искариот был один из Иудеи - из того племени, которое более всех гордилось чистотою крови, хотя ещё пророк Даниил говорил, что даже старейшины среди них не Иудеи, но сыны Хамовы (13:56; Иез. 13:3,46) - и чуждалось всякаго общения с язычниками Самарянами и даже Галилеянами.

И он же сделался предателем своего Учителя - являясь, таким образом, и по имени и по отношениям своим к Иисусу представителем своего народа, который предал на смерть своего Мессию и за то отвержен Богом.

6. Иисус избирает 12-ть Апостолов не тотчас после вступления их в общество Его, а после целаго года последования их за Ним и испытания их расположенности, а следовательно, после того, как у них самих созрела решимость идти за Галилейским Учителем и разделять с Ним Его труды и опасности. Правда, они и по избрании в число 12-ти ещё долго не могли отрешиться от свойственных их народу предрассудков и обманчивых чаяний относительно царства Мессии; но под влиянием учения Христова и при виде всё более и более усиливающейся вражды вождей народа к Иисусу, они мало-помалу свыкались с мыслью о возможности предсказываемой Им смерти и готовились разделить с Ним Его участь (Ин. 11:16; Мф. 26:35; Мк. 14:31).

Ближайшее знакомство с характером избранных Иисусом Апостолов показывает, что каждый из них отличался какою-нибудь особенною чертою добродетели, необходимою для будущаго проповедника и соработника Христу в созидаемой Им на Земле Церкви. Так, Пётр отличался твёрдостью веры; Иаков ревностию и горячностию, как можно видеть из того, что он с братом своим Иоанном
назван сыном грома и первый из 12-ти пострадал мученически (Деян. 12:2).

Иоанн, кроме горячности, отличался особенно нежною любовно к своему Учителю и глубокою проницательности в тайны Царствия Божия. Варфоломей (Нафанаил) - простосердечием, Филипп дружелюбием, Матфей безкорыстием и кротостию; Фома - благоразумною осторожностью; Андрей — как и брат его Пётр - отличался твёрдостию и мужеством, почему - вероятно - и прежнее имя его оставлено за ним без перемены (Андрей - значит мужественный).

К сожалению, ни Евангелия, ни предания не сохранили нам подробных и полных сведений о жизни и деятельности других Апостолов; но несомненно, что все они, кроме Иуды Искариотскаго, отличались ревностию в деле распространения проповеди, преданностию и послушанием своему Учителю и самоотвержением. Эти черты их характера были известны Иисусу и послужили для Него главнейшим побуждением к избранию их в число Своих ближайших учеников и друзей.

7. Избрание Иуды в число 12-ти Апостолов показывало, что в этом ученике было много хороших качеств, которые делали его достойным лика Апостольскаго: он не оставлял Иисуса даже в то время, когда многие, соблазняясь учением Его, ушли от Него (Ин. 6:66); он разделял со своим Учителем нужды и лишения (Мф. 19:27); он вместе с другими был посылаем на проповедь во Израиле и удостоен дара исцеления и изгнания бесов (Мф. 10:5,8). К сожалению, добрые качества и труды сего Апостола помрачены были и уничтожены страстью сребролюбия, которая привела его к совершенной гибели. Этою именно страстью, а не каким-то тайным антагонизмом между ним, как Иудеем и прочими Апостолами - как Галилеянами - объясняет Евангелист Иоанн то, почему Иуда сделался предателем Иисуса (Ин. 12:6).

8. Предвидел ли Иисус Христос предательство Иуды? И если предвидел, то почему избрал его в число Апостолов? Евангелисты не оставляют сомнения в том, что Иисус не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25), и потому часто проникал в сердца и помышления Своих слушателей - и тем более мог постигать склонности ближайших учеников Своих и предвидеть их действия (Мф. 26:31-35).

Само избрание Апостолов сделано Иисусом уже во второй год Его служения - то есть после того, как ученики Его достаточно ознакомились с учением Его и были подготовлены к делу, для котораго избирались - и сделано было после продолжительной и без сомнения горячей молитвы Богочеловека к Отцу Небесному.

Если же, при всём том, в лик Апостолов включён был и сын погибели, то, как догадываются некоторые, сие было попущено было Отцом Небесным, по особому некоему смотрению, чтобы тот крест Голгофский, который суждено было Ему некогда понести, не оставлял Его всю жизнь и был перед очами Его в лице одного из ближайших учеников и спутников Его.

Присутствие сего ученика вблизи Богочеловека должно было исторгать из любящаго сердца Его болезненные вопли к Отцу Небесному и о том, чтобы мимо прошла чаша страданий, ожидающих Его, и о спасении сына погибельнаго (Ин. 17:12); присутствие Иуды при Иисусе было как бы обоюдоострым оружием, которое проникало в сердце Иисуса и возмущало радости Его, испытываемыя им от веры учеников и обращения грешников.

Многие знают, что у Иисуса были ученики, а среди них были те, которые постоянно ходили с ним. Как звали 12 апостолов Иисуса Христа? Зачастую приводятся имена в таком порядке: Симон Петр, Андрей, Иаков и Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. Являясь избранными апостолами, при жизни Иисуса они оставались его учениками. Многие до этого были учениками Иоанна Крестителя. Интересно, что с греческого языка, слово «апостол» обозначает «посылать». Так, Иисус тоже является апостолом, согласно Евреям 3:1. А теперь о каждом апостоле подробнее.

Апостол Симон Петр

Если смотреть список имен 12 апостолов Иисуса Христа, то первым чаще всего называется Петр. У него было 5 имен: Симеон, Симон, Петр, двойное Симон Петр и Кифа. Родиной для него является Вифсаида, откуда он потом переехал в Капернаум. Вместе со своим братом Андреем Петр связал свою жизнь с рыбной ловлей. В работе будущий апостол не стремился быть одиноким рыбаком, а сотрудничал с Иаковом и Иоанном. У Петра была теща, с которой он жил вместе в одном доме, и жена. О жене известно, что та сопровождала Петра в поздних путешествиях, но отнюдь не всегда.

Хотя о проступках апостола Петра известно многим, Иисус не считал его ниже других. Имя, которое он дал Симону, означало «скала». После смерти учителя Петр действительно помогал многим, являясь для них опорой. Иисус Христос зачастую выбирал нескольких учеников, чтобы те сопровождали его. Петр оказывался в их числе и своими глазами видел воскресение дочери Иаира, преображение учителя и события в Гефсиманском саду. По характеру он скорее энергичный, решительный, задавал вопросы и часто поддавался первому порыву. Так, он один из 12 апостолов Христа, кто пошел за ним после ареста. Инициатива приводила не к тому результату, но он мужественно выслушивал советы и принимал их.

Апостол Андрей

Андрей является вторым из 12 апостолов Христа по порядку, имена которых записаны у Луки 6:13-16. Он был родным братом Петра и сыном Иоанна. Перед тем, как стать учеником Иисуса, Андрей был учеником Иоанна Крестителя и слышал, как его учитель назвал Иисуса «Ягненком Бога». Он пошел за Иисусом и стал его слушать, а потом вернулся за братом, чтобы рассказать, что нашел Мессию. Спустя 6 месяцев или даже год оба возвращаются к рыбной ловле, но после того, как Иисус их избирает, они бросают все и уходят за ним.

Андрей не такой энергичный, как Петр, но в решении организационных вопросов принимал непосредственное участие. К примеру, он назвал, какие именно продукты есть в наличии, когда нужно было накормить 5 000 человек. Или когда возник вопрос о греках (они хотели видеть Иисуса), Андрей сначала посоветовался с Филиппом, а уже после этого подошел к Иисусу.

Апостол Иаков, сын Заведея

Двое из 12 апостолов Иисуса Христа были родными братьями друг другу. Но тут не только такая родственная связь: матерью, согласно параллельным местам в Писаниях, является Саломия, а та, в свою очередь, была сестрой Марии (матери Иисуса). Значит, Иаков и Иоанн были двоюродными братьями Иисусу. Вместе со своим братом, Андреем и Петром, Иаков зарабатывал рыбной ловлей. Бедными рыбаками их назвать было трудно - дела были настолько неплохи, что иногда приходилось нанимать наемных рабочих.

Иаков вместе с Петром и Иоанном были настолько дороги Иисусу, что присутствовали там, где остальные не были приглашены Учителем: его преображении, ночью в Гефсимании и при воскрешении дочери Иаира. Кроме того, именно Иакову и вышеперечисленным троим апостолам было интересно, как распознать «последние дни», о которых говорил Мессия. У Иакова было обострено чувство справедливости: за не оказанное самаритянами гостеприимство он предложил спустить с неба огонь. Однако вспыльчивый характер не позволял мириться с недостатками брата, из-за чего часто возникали споры. В 44 году нашей эры он умер. По приказу Ирода его проткнули мечом.

Апостол Иоанн, сын Заведея

Как уже говорилось, в именах 12 апостолов Христа упоминаются два все время вместе: Иаков рядом с Иоанном. Братьев Иисус часто называл «Воанегрес», что по-арамейски «сыновья грома». Они участвовали в спорах учеников о том, кто из них главный, а между собой желали оба занять почетное место рядом с Иисусом в Царстве. Иоанн, скорее всего, был младше Иакова, так как его имя все время пишется вторым, но верил в Учителя не меньше. Он хорошо знал Еврейские Писания, так как вместе с Андреем во всеуслышание подтвердил, что Иисус - это Мессия.

После ведения на Вечере, Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери, что означало особую честь. Он первым увидел Иисуса после воскрешения: обогнав Петра, Иоанн первым оказался у склепа, а потом видел его еще не раз. В своем Евангелии себя по имени не называет, но говорит о себе как о любимом ученике Мессии, и это не лишено оснований. Он пережил всех апостолов, как предсказывал Иисус, и в возрасте 70 лет был сослан на остров Патмос. Там он увидел Откровение, а после освобождения написал три письма. По характеру он был энергичным и смелым человеком, что проявилось, когда он обогнал Петра у склепа и выступал перед Синедрионом. В Евангелии много писал о важности любви, но безвольным за это Иоанна назвать трудно.

Апостол Филипп

Имена 12 апостолов Иисуса Христа содержат и одно греческое имя - Филипп. Когда Иисус его позвал, он сразу же побежал за Варфоломеем. Последующие его слова показали, что они с Варфоломеем напряженно изучали Писания и после того, как Филипп увидел, что пророчества исполняются, побежал к другу. Когда же Иисус приехал в Иерусалим, его очень захотели видеть греки. Возможно, именно греческое имя Филиппа или просто то, что он первым попался грекам на глаза, привело к тому, что они попросили возможности увидеть Учителя именно у него.

Он участвовал в решении вопроса о голодной толпе, хотя тактичность, осмотрительность и дальновидность апостола стали проявляться еще раньше. Особенно заметен контраст порой необдуманной простоты Петра с качествами Филиппа. Это показывает, что совершенно неважно, какой был характер у учеников, главное - это их вера и отношение к учениям.

Апостол Варфоломей

Вторым его именем, возможно, было Нафанаил. Примечательно, что практически все время в списке имен 12 апостолов Иисуса Христа по порядку Филипп упоминается рядом с Варфоломеем. После того, как Филипп рассказал ему об Иисусе, он выразил недоверие в том, что именно назаретянин должен быть Мессией. Но после этого, пошел. Такие сомнения мог бы высказать только тот, кто знает Писания и разбирается в том, что говорит. Слова же могут прозвучать как предубеждение против другого народа, но Иисус расценил их по-другому. Он назвал Варфоломея «человеком, в котором нет лукавства». Слова сомнения, сказанные им, ранее лишь подтвердили то, что будущий апостол не собирался утаивать информацию или хитрить.

Нафанаил был все время с Иисусом, до самой его смерти. После воскресения Мессия явился к ним и снова призвал, чтобы те рассказывали другим о том, что видели. Почему? Когда Иисус умер, ученики вернулись к своей работе. Нафанаил вернулся к рыбной ловле, как и шестеро других. Он не вмешивался, но внимательно слушал, когда Христос говорил с Петром.

Апостол Фома

У Фомы, одного из 12 апостолов Христа, имя означало: «близнец». Про этого апостола многие знают только то, что его называли «неверующим». Ему действительно было свойственно поспешно высказывать неодобрение или сомнения из-за недостатка информации. А как же положительные качества? Например, когда Лазарь умер и Иисус собирался в Иудею, чтобы воскресить его, Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним». Его опасения не были лишены оснований: до этого Иисуса там пытались побить камнями и возвращаться означало подвергать себя большой опасности. Для безопасности он хотел побудить других учеников пойти за Иисусом.

Когда разлетелся слух о том, что Христос воскрес, Фома сказал, что не поверит никому, пока не убедится лично. Позднее ему представилась такая возможность, и его веру нельзя было назвать слабой.

Апостол Матфей

Интересный эпизод был с Матфеем, также одним из 12 апостолов Христа, который по профессии был сборщиком налогов. Когда Иисус призвал его, Матфей устроил пир по этому случаю. Но зваными гостями оказались отнюдь не знатные люди, а те, кого фарисеи называли грешниками, и другие сборщики налогов. Отсюда началось роптание фарисеев и недовольство тем, что человек, говорящий о Боге, сидит с негодными людьми.

Второе имя Матфея было Левий, именно он написал первое по порядку Евангелие. Он называет 12 апостолов Христа по именам. Список первым приводит именно Матфей, а затем такому порядку следуют другие. Он проследил родословную Христа, уделив внимание линии Иосифа. Потом он видел вознесение Иисуса и присутствовал при излитии святого духа на апостолов.

Апостол Иаков, сын Алфея

Список 12 апостолов Иисуса Христа приводит еще одно имя - Иаков, но не брат Иоанна, а второй. Он был сыном Алфея и так часто отличали двух учеников с одинаковыми именами: в рассказе о брате Иоанна уточняли, что отец Заведей, а о сыне Алфея - что его. Интересно, что Алфей считается тем же человеком, что и Клопас. А Марк в своем Евангелии говорит, что Мария, которая потом приходила вместе с Магдалиной и Саломией к Иисусу в склеп, была женой Клопаса. Можно предположить, что она была матерью Иакова.

Еще одно уточнение, которое дают Евангелия, тоже связано с тем, что два апостола были с одинаковыми именами. Иаков называется «меньшим». Почему? Возможно, именно потому, что он был меньше ростом, чем другой Иаков, или же просто моложе. Точного подтверждения нет.

Апостол Фаддей

Когда перечисляют имена 12 апостолов Христа, Фаддея можно не услышать, но звучит другое, более распространенное имя - Иуда. Видимо, такое обращение было придумано, чтобы не путаться, кто должен сейчас слушать: Иуда Искариот или Фаддей. Часто, чтобы избежать путаницы, Писания уточняют «сын Иакова», из чего становится ясно, кто ему приходится отцом и о ком идет речь.

Интересно, что в таких местах, как Марка 3:18 и Матфея 10:3, где находятся перечисления апостолов, Иаков и Фаддей стоят через «и». Это дает основания предполагать, что они были дружны и часто предпочитали общество друг друга. Однако более точных сведений нет. Он не был таким энергичным, как Петр, и потому его слов приведено в Евангелиях мало. После смерти Иисуса он писал письмо помазанникам, где говорил о влиянии на не любящих учения Иисуса людей. В письме также есть имена 12 апостолов Иисуса Христа по порядку. В нем он уточнял, насколько важно подпитывать веру точными знаниями. Письмо содержит всего одну главу и напоминает читателям, как можно отличить таких людей от желающих поступать в согласии с учениями Иисуса.

Апостол Симон Кананит

Имена 12 апостолов Иисуса Христа содержат имя, которое носил Петр, но с другой «фамилией», так сказать. Это прозвище отличало Симона от Петра, чтобы не было путаницы в изложении и при личном обращении к апостолам. Предположительно, Симон принадлежал к зилотам. Это политическая партия евреев, которая добивалась свержения римского императора в частности и римского правления в общем. Однако, когда Симон ушел из политической партии и присоединился к Иисусу, апостолом он был деятельным.

Так, имена 12 апостолов Иисуса Христа, по порядку изложенные, содержат несколько имен одинаковых по звучанию. Но именно за служение во время жизни Иисуса на земле и после его смерти Симон был признан «ревностным», и это слово скоро стало дополнительным обозначением, чтобы понять, про кого из Симонов говорится в определенном месте Библии.

Апостол Иуда Искариот

Единственный апостол из Иудеи, сын Симона. Неужели Иисус не видел, кого назначал одним из 12 апостолов? Нет, он видел. Хотя многие знают об этом человеке только то, что он впоследствии предал Иисуса, все же в начале служения у него были положительные качества. Видимо, другие ученики и сам Иисус доверяли ему настолько, что отдали общие деньги, хотя Матфей был сборщиком налогов и обращался бы с ними не хуже. Значит, все знали Иуду как надежного, образованного человека, знающего свое дело. Шел 32 год нашей эры. Иисус послал учеников рассказывать другим о том, что они сами недавно узнали. После возвращения Иисус исправляет Иуду, хотя имени не называет. Примерно тогда Учитель говорит апостолам, что «среди них клеветник».

Его действия не были предопределены заранее - у Иуды был выбор, как поступать. Однако за все время, проведенное вместе с Христом, Иуда не исправился, и Иисус это видел. После того, как Мария помазала Иисуса дорогим маслом, а Иуда упрекнул ее за это, учитель исправил всех, кто думал так, как этот апостол. Будучи уже вором (брал из общей кассы деньги), он предал Иисуса за цену, которою обычно платят за раба. После поступка Иуды список 12 апостолов Иисуса Христа стал неполным. Кто же заменил Иуду?

Апостол Матфий

После предательства Иуды число учеников уменьшилось и началось отступничество. Чтобы и далее не распространялись неправильные учения, было решено заменить Иуду. Так, ответ на вопрос о том, сколько апостолов было у Иисуса Христа, - 12, а не 11 с учетом ухода Иуды. Выбор делался по жребию, так как двое подходили на эту роль по серьезным требованиям: быть учеником Христа, лично видеть чудеса, воскресение и разговаривать с Иисусом. Жребий пал на Матфия.

Так постепенно стало понятно, не только как зовут 12 апостолов Христа, но и каковы их характеры, профессии, особенности каждого. Апостолы выполняли повеление Иисуса рассказывать другим о нем и были за это вознаграждены. Позднее, когда организовались целые собрания из учеников, они помогали улаживать разногласия и решали важные вопросы.

(54 голоса : 4.2 из 5 )
  • свящ. Константин Пархоменко
  • архиепископ
  • Таблица:
  • Таблица:
  • Тест:

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος - посланник, посол) – ближайшие ученики Господа , избранные Им и посланные для благовестия о и устроения .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ().
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ().
Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим) .
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ().
Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
– И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

С именами двенадцати Апостолов иногда бывает путаница даже у воцерковленных людей. Запомнить их будет проще, если «привязать» каждое из имен к фрагментам из Евангельского повествования с их участием (подробнее об апостолах на сайте «Фомы» - Тема номера: 12 апостолов).

ПЕТР

– (Кифа - камень) так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками.

АНДРЕЙ

– брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным.

12 апостолов — имена и деяния 12 апостолов Иисуса Христа

За годы своей жизни Иисус приобрел много последователей, среди которых были не только простолюдины, но и представители царского двора. Одни желали исцеления, а другим было просто интересно. Число людей, которым он передавал свои знания, постоянно менялось, но однажды он сделал выбор.

12 апостолов Христа

Конкретное количество последователей Иисус выбрано не просто так, поскольку он хотел, чтобы народ Нового Завета, как и в Ветхом завете, имел 12 духовных начальников. Все ученики были израильтянами, причем она не были просвещенными или богатыми. Большинство апостолов ранее были обычными рыбаками. Священнослужители уверяют, что каждый верующий человек должен наизусть выучить имена 12 апостолов Иисуса Христа. Для лучшего запоминания рекомендуется «привязать» каждое имя к определенному фрагменту из Евангелия.

Апостол Петр

Брат Андрея Первозванного, благодаря которому и произошла встреча с…

Прямо сейчас попробуйте назвать 12 учеников Иисуса (Google пользоваться нельзя:). Вся путаница состоит в том, что перечисления, приведенные в трёх Евангелиях, расходятся…

Для того, чтобы восстановить полную картину, нужно сравнить имена из Евангелий от Матфея 10:2-4 , Марка 3:16-19 и Луки 6:12-16 и Деяний Апостолов 1:13.

Перед тем как разбираться в их именах, давайте сначала посмотрим кто же такой Апостол. Сегодня одни духовные лидеры берут себе этот титул, другие же, наоборот, возмущаются, что Апостолов было всего 12, и поэтому все, кто используют сегодня этот титул — святотатствуют.

Во-первых в Библии, кроме 12 Апостолов Иисуса, титул апостола имели ещё как минимум 7 человек: Павел, Сила, Варнава, Тимофей, Аполлос, Андроник и Юния. Интересно отметить, что богословы утверждают, что Юния это исключительно женское имя… (не спешите меня ругать, читайте дальше:).

Во-вторых, давайте разберём, что значит слово Апостол. Слово Апостол происходит от…

Апостолам мы обязаны тем, что имеем возможность обрести путь, двигаясь по которому, мы можем достичь предела человеческой мечты - счастливой, блаженной, вечной жизни. Для апостольской миссии Господь избрал себе обычных людей. Они были боязливы и бедны, между ними бывало соперничество, стремление занять первые места - обычные человеческие слабости. Обычных людей, рыбаков, Он призвал к иной ловле: «Будете ловцами человеков».

Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)

Апостолы Петр и Павел

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе…

Прежде чем говорить об именах апостолов Христовых, необходимо знать значение слова «апостол». Далеко не все знают, что дословный перевод слова «апостол» — посол, посланный.
Так называли двенадцать учеников Иисуса, оставивших ради нового учения дома и семьи, и последовавших за учителем. В народе иудейском говорили: – «Двенадцать учеников следовали за ним и учились». Два тысячелетия назад в Израиле слова апостол и ученик были синонимами, часто взаимозаменяемыми.

Апостолы
Двенадцать учеников Христа – ближайшие Его сподвижники, призванные донести Слово Божие народам Мира. Каждый сегодня обязан знать их имена и деяния.
Андрей в Писании зовется Первозванным, т.к. до встречи с Иисусом Христом был учеником Иоанна Крестителя и находился с ним, когда пришедший креститься водами Иордана Иисус призвал его последовать за собой. Он был первым избранным апостолом. Андрей был братом Симона, также называемым Петром.
Петр – второй апостол, сын Ионы, родившийся в городе Вифсаиде,…

Мф. X, 1-4: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Мк. III, 13-19: 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Лк. VI, 12-16: 12 В те дни взошел Он на гору…

Двенадцать апостолов

Двенадцать апостолов – это ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа. Были выбраны им во время жизни и служения людям. Их деятельность приходилась на I век н. э. Этот период раннего христианства называют апостольской эпохой. Ученики Христа установили церкви по всей Римской империи, а также на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Следует заметить, что хотя христианская традиция обращается к апостолам как к 12, разные евангелисты дают разные имена для одного человека, а апостолы, упомянутые в одном Евангелие, не упоминаются в других. После своего Воскресения Христос послал 11 из них (Иуда Искариот к тому времени умер) по Великому Поручению. Заключалось оно в распространении его учения среди всех народов.

Иисус Христос и двенадцать апостолов

По восточной христианской традиции (Евангелие от Луки) Сын Божий помимо 12 избрал ещё 70 апостолов и поставил перед ними те же самые задачи – нести людям своё учение. Число 70 символично. В…

Список двенадцати апостолов
1. Андрей, первый среди апостолов пришел к Христу (согласно Евангелию от Иоанна - бывший ученик Иоанна Крестителя (Ин. 1:35-40)).
2.Пётр, он же Симон Ионин (сын Ионы) , также называемый Кифа, Брат Апостола Андрея
3. Иоанн Богослов, евангелист, брат Иакова, (сын Зеведея)
4. Иаков Зеведеев, брат Иоанна, (сын Зеведея)
5. Филипп из Вифсаиды
6. Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно)
7. Матфей мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф. 9:9 и Мк. 2:14)
8. Фома, называемый Близнец
9. Иаков Алфеев, брат апостола и Евангелиста Матфея.
10. Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Леввей
11. Симон Кананит, он же Симон Зилот, сын Клеопы (св. Ипполит Римский считает, что он также носил имя Иуда)
12. Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа
13. Матфий - заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф. 27:5, Деян. 1:26)…

Тему ‘’двенадцать апостолов Иисуса Христа’’ мы пожалуй начнём с того, что в книге Откровение написано:

‘’я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца’’ (Откр.21:2,14).

Апостол – означает ‘’посланный’’; однако в данном месте Писания мы видим, что роль этих двенадцати избранников является особенной, наивысшей из людей. И в этой статье, мы постараемся разобраться, какое значение несут в себе двенадцать апостолов Иисуса Христа, и проникнем в тайны пророческих действий [знамений], которые происходили с этими последователями нашего Господа.

Итак, начнём с истории:

‘’И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род’’ (Исх.3:15).

Авраам, является…

Кем были 12 апостолов?

Кем были 12 апостолов?

И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь
(Марк 3:14)

Слово апостол буквально означает “посланник”. Скажем, сам Христос назван в Писании апостолом Бога Отца. Но традиция связывает слово “апостол” прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса. Они следовали за Учителем во все время Его земного служения людям, внимали Его учению, были свидетелями чудес, которые Он совершал, а главное – уверовали в то, что их Учитель – Сын Бога. Им завещал Христос нести людям Благую весть о себе, послав их проповедовать Евангелие по свету.

И они исполнили Его волю. Только благодаря апостолам и людям, позже причисленным к ним, Слово Божье сохранилось на века, а учение Христа повсюду нашло последователей. Трудно представить судьбу христианства без подвижничества апостола Павла, без Евангелий апостолов Матфея и Иоанна, без паломнических трудов равноапостольной святой Елены,…

Двенадцать апостолов христа: имена и деяния

Видео: Апостолы

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов — ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об…

Двена дцать апо столов (греч….

Перед тем как узнать о том, кто же такие двенадцать апостолов, услышать об их именах и деяниях, стоит понять определение слова «апостол».

Кем были двенадцать учеников, апостолов Иисуса Христа?

Многие современники не знают, что слово «апостол» обозначает «посланный». Во времена, когда Иисус Христос ходил по нашей грешной земле, двенадцать человек из простого люда были названы Его учениками. Как говорили очевидцы, «двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него». По истечении двух дней после своей смерти через распятие Он отправил учеников, чтобы они стали Его свидетелями. Вот тогда-то их и назвали двенадцатью апостолами. Для справки: во времена Иисуса в обществе термин «ученик» и «апостол» были схожи и взаимозаменяемы.

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов — ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать всем.

Андрей прозван был…

Перед тем как узнать о том, кто же такие двенадцать апостолов, услышать об их именах и деяниях, стоит понять определение слова «апостол».

Кем были двенадцать учеников, апостолов Иисуса Христа?

Многие современники не знают, что слово «апостол» обозначает «посланный». Во времена, когда Иисус Христос ходил по нашей грешной земле, двенадцать человек из простого люда были названы Его учениками. Как говорили очевидцы, «двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него». По истечении двух дней после своей смерти через распятие Он отправил учеников, чтобы они стали Его свидетелями. Вот тогда-то их и назвали двенадцатью апостолами. Для справки: во времена Иисуса в обществе термин «ученик» и «апостол» были схожи и взаимозаменяемы.

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов — ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать…

Кем были двенадцать учеников / апостолов Иисуса Христа?

Вопрос: Кем были двенадцать учеников / апостолов Иисуса Христа?

Ответ: Слово «апостол» означает «посланный». Во времена пребывания Иисуса Христа на земле, 12 человек были названы Его учениками. Двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него. После Своего воскресения, Он отправил учеников (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8), чтоб они были Его свидетелями. Тогда их назвали двенадцатью апостолами. Тем не менее, еще когда Иисус все находился на земле, термины «ученики» и «апостолы» были взаимозаменяемыми.

Первоначальные двенадцать учеников / апостолов перечислены в Матфея 10:2-4: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Библия также дает список 12 учеников / апостолов в…

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

«Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей(Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн(Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более икушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков(Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») — сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.