Мария ильинична милославская. Мария Милославская – русская царица. Жизнь в царских палатах

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Серпуховский Вал, 16) был построен в 1912 г. на Хавской улице общиной древлеправославных христиан-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (с 1988 г. - РПСЦ). Эти места еще с середины XVIII в. были заселены старообрядцами, а в XIX в. здесь существовала катакомбная моленная в доме Михайлова, известная тем, что в ней 16 декабря 1898 г. произошло возведение на кафедру Архиепископа Московского и всея Руси Иоанна (Картушина). В "Михайловской моленной" молились все старообрядцы-поповцы этого уголка Москвы.

В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, представлявших собой прежний приход моленной Михайловых, с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования "Тихвинская старообрядческая община".

В воскресение, 21 августа 1911 года, произошла и долгожданная закладка храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Ее произвел старообрядческий епископ Рязанский и Егорьевский Александр (Богатенко) - знаменитый эрудит и начетчик. Из здания старой общинной моленной вышел к месту закладки крестный ход, на месте был отслужен молебен, после чего иерарх произнес торжественное слово. Храм строился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова, автора московского храма Николы в Лефортовском переулке, а также подмосковных храмов в Коломне, селе Люберцы и других местах.

Его освящение совершил 18 ноября московский Архиепископ Иоанн в сослужении духовенства Рогожского храма. В 1913 году братьями Михайловыми был пожертвован образ Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и с драгоценностями. В храм были пожертвованы два боковых золоченых иконостаса.

Пришедшая в октябре 1917 года новая власть передала Тихвинской общине "в вечное и безвозмездное пользование" все, что та имела прежде. Однако в 1922 года, из старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери были изъяты следующие предметы: 30 серебряных позолоченных риз, одна из которых была покрыта драгоценными камнями (с пожертвованной братьями Михайловыми иконы Тихвинской Богоматери), 2 серебряные позолоченные чаши, 2 напрестольных серебряных позолоченных креста, серебряная позолоченная крышка от Евангелия и несколько других богослужебных предметов, иные ценности. В 1923 году произошла очередная перерегистрация Тихвинской общины. В ее состав входило 60 человек, проживавших в основном в районе Даниловской площади и Донского монастыря, в том числе и несколько человек в доме № 23/16 по Хавской улице. При храме существовало духовное училище.

В храме служил тогда известный старообрядческий священник о. Исаакий Носов. Первая угроза закрытия нависла над Тихвинским храмом в 1924 году, когда в Моссовет обратились активисты Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передачи ее помещения под столовую для рабочих фабрики. Организации завода буровых инструментов "Арматреста", положившие глаз на здание храма Тихвинской общины, обратилась с просьбой закрыть церковь и передать ее под "красный уголок" завода. Мособлисполком и Президиум Моссовета вынесли окончательный приговор храму.

И в феврале 1930 года был составлен акт о закрытии Тихвинской церкви. Община еще некоторое время собиралась в близлежащих домах, а потом растворилась в других гонимых старообрядческих общинах. То имущество, которое не конфисковали ранее, пропало.

После закрытия под размещение заводского "красного уголка" здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями. Впоследствии здание было внесено в реестр постановки на госохрану и внешне было приведено в порядок. К концу 80-х годов в здании храма размещалась столовая, которая в конце 1991 года была приватизирована и ее помещение продано Москомимуществом в собственность акционерному обществу "Ладья". В стенах храма был устроен гриль-бар, ставший через какое-то время "испанским рестораном". Церковь внутри была разделена на два этажа. Православная общественность неоднократно устраивала пикеты и молебны у стен храма, протестуя против его осквернения.

В 1996 году, с благословения старообрядческого Митрополита Московского и всея Руси Алимпия, Тихвинская старообрядческая община была возрождена, и ее возглавил потомственный старообрядец Андрей Сергеевич Пряхин. Члены общины начали нелегкую борьбу за возвращение храма. Москомимущество не возвращает здание общине, так как в этом случае ему придется выкупать здание у нынешних владельцев для возвращения исконным владельцам, но и не торопится давать отказ, так как в таком случае община может добиться возвращения храма через суд. В 1997 году община была вынуждена обратиться к правительству Российской Федерации. Вице-премьер Олег Сысуев, к которому попало это обращение, переправил его мэру Москвы Юрию Лужкову, который в свою очередь перенаправил его Москомимуществу.

Тем временем в московских кругах духовенства РПЦ МП начал ходить миф о том, что здание Тихвинского храма якобы уже давно возвращено старообрядцам и последние сами сдают его в аренду ресторану с целью наживы. Параллельно стало распространяться лукавое обвинение старообрядцев в "бездействии" в деле возвращения храма, звучавшее по радиостанции "Радонеж", явно не стыкующееся с первым ("арендой").

Впрочем, при издании постановления о поэтапной передаче "культовых сооружений" религиозным организациям РПЦ МП не подала заявки на старообрядческий храм. На тот момент утеряли время и старообрядцы, которым предъявили выкупить храм за 2 миллиона долларов.

В 2004 г. началась реставрация храма. Летом в старообрядческом храме втихую начались некие работы, оштукатурены стены, завезены новые медные купола, складированные до поры до времени во дворе. Около храма ходили некие люди, одетые в рясы и похожие на иноков. Не раз появлялся среди работавших некий священник РПЦ МП, которого именовали "отец Стефан", а также некие "монахи из-под Пскова". Помощь в финансировании реставрационных работ оказывал "Фонд поддержки частного бизнеса".

На вопросы старообрядцев в РПЦ МП отвечали, что Московская епархия отказалась брать храм. Тогда пошли слухи, что здание отнятого незаконно старообрядческого храма было решено превратить в "музей" царя Николая II и пострадавших от большевицких преследований. Все попытки договориться далее не имели успеха.

Вопрос о передаче храма старообрядцам неоднократно поднимался на различных уровнях, в том числе и на встрече Митрополита Андриана с митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2004 г. Митрополит Кирилл заверил Митрополита Андриана в том, что РПЦ МП на храм не претендует, а нынешний собственник не желает обсуждать судьбу здания с ОВЦС.

По неподтвержденным до конца данным, собственник здания собирался открыть в храме подворье Екатеринбургской епархии РПЦ МП и организовать экспозицию, посвящённую царю Николаю II. А старообрядцам он заявлял: "Вы должны быть мне благодарны, что там не ресторан".

(Материал взят с портала «Наше кредо», относительно его достоверности я ничего сказать не могу. Храм почти восстановлен, но кому он принадлежит и что в нем будет, я не знаю).

У этого храма непростая судьба. После СССР он каким-то образом попал в частную собственность и был кабаком. В алтаре находилась барная стойка.
mu_pankratov Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице.

Мало кто знает, а на улице Хавской, находится- старообрядческая Тихвинская церковь.
Вот маленькая справочка:
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г.
Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов.

Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери - 18 ноября 1912 года архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.

Журнал "Церковь" №47 1912 год

в 1917 году храм передан Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование»

в 1922 в храме году изъяты ценности (ризы, кресты, богослужебные сосуды)

в 1923 в общине официально зарегистрировано 60 человек. При храме работает духовное училище.

в 1924 году Моссовет рассматривает просьбы рабочих Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передаче её здания под столовую и завода буровых инструментов «Арматреста» с просьбой закрытия церкви с организацией в ней красного уголка завода.

в 1930 году храм закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест».
В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века,
складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок.
С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.

в 1967 году в здании храма склад скобяных изделий
фото 1975г.

в 1980-е годы в здании храма столовая, в начале 1990-х здание с нарушениями законодательства приватизировано и продано Москомимуществом коммерческой организации под гриль-бар

В 2003 году храм купил «православнутый бизнесмен» Константин Ахапкин.
Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм после встречи Митрополита Московского и Всея Руси РПСЦ Андриана (+ 2004) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Ситуация превратилась в патовую. Конфликт вокруг церкви освещался средствами массовой информации, но конструктивного решения так и не было найдено.

2006г.

2007г.

Нынче, церковь под замком. Свежие фотографии, можно посмотреть- http://mittatiana.livejournal.com/15827.html

И вот, он уже не кабак, его отреставрировали, водрузили кресты.
Давайте посмотрим каким он был и каким стал. Свое мнение об увиденном я озвучу в конце поста.
Фотки "до" отсюда .


Писать критические обзоры всегда непросто, а когда дело идет о работе, выполненной знакомыми людьми - вдвойне непросто. Но что делать, если никто ничего не пишет о новой архитектурной керамике? Поэтому просьба не обижаться, а услышать.

Архитектурная керамика тем отличается от всей остальной, что ее не спрячешь в шкаф, если разонравилась. Как бы она ни была сделана, она будет жить весьма продолжительное время, и это ко многому обязывает автора. Особенно, если речь идет о реставрации архитектурного памятника. Реставратор не имеет никакого права на отсебятину. Расчистить, укрепить и законсервировать - это настоящий смысл реставрации.

Высочайшее мастерство реставрации можно увидеть в Греции и Италии, где античные руины никто не стремится отстроить заново. Конечно, античные руины - это не та ситуация, что у нас. И эллины, и древние римляне уже давно исчезли, как цивилизации, и нет необходимости обеспечивать жизнеспособность Парфенона именно как храма, потому что прихожане того храма остались только черно и краснофигурными силуэтами на амфорах и киликах. Наши храмы должны функционировать не только, как памятники, но и как храмы, потому что уничтожить прихожан за 75 лет не получилось и им нужно не просто где-то молиться, а молиться именно там, где молились их отцы, деды и прадеды. Поэтому консервацией у нас не ограничишься. Храм должен функционировать полноценно и на голову не может идти снег во время службы. Значит реставратор должен поднять все архивы, изучить все авторские чертежи, найти аутентичные материалы и воссоздать утраченное в том виде, в котором оно создавалось и жило в период своего расцвета. В идеале эта работа должна проводиться на такую глубину, чтобы даже дверные петли соответствовали эпохе.

А что произошло на Серпуховском валу? С чего вдруг там вообще керамика появилась, если ее там никогда не было даже в планах? Я еще понимаю, если бы от храма ничего не осталось, кроме фундамента, и проводилась бы реконструкция, а не реставрация. Такие работы часто сопровождаются архитекторскими импровизациями из-за недостатка материалов, но все они могут выполняться лишь на основе аналогов. Т.е. можно было бы посмотреть, как строил Мартьянов другие сооружения и на основе этого материала предположить, что он мог бы сделать тут. Либо провести параллели с особенностями направления новорусского стиля конкретного периода и региона, и на основе этого материала делать какие-то реплики. Хотя бы рельефы и орнаменты по аналогам разработать. Но вот так взять и все придумать по своему нельзя. Это дилетантский подход к делу.

Я не знаю, что там сейчас с этим храмом - до сих пор ли он в частной собственности или перешел в иной статус, но даже если в частной и вся эта затея принадлежит хозяину, то нельзя идти на поводу у такого заказчика. Репутационные потери от такой работы несоизмеримо выше, чем возможная прибыль.

Теперь о деталях.
Основной вопрос к архитектору, если таковой имеется: зачем он залепил ширинки?
Ширинка, это не ниша под изразец. Это кессон, который стал декоративным средством архитектуры. И затыкать её изразцом - значит лишать архитектуру выразительности.
Сравните.
Было:

Зачем? Почему тогда не вот так? Так ведь еще больше по площади:

Если уж лепить туда изразцы, то могло быть хотя бы как-то так по масштабу и вопросов было бы в разы меньше:

Почему такая мертвецко-голубая палитра? Потому что голубой - цвет Богородичных облачений священников что ли? Такой довод заказчика отражается элементарно фотографиями других храмов в честь Богородичных праздников или икон. Хотя бы Покровским собором в Измайлово:

Если уж в 17 веке хватило вкуса заменить синий фон, традиционный для павлиньего ока, на коричневый ради применения в краснокирпичной архитектуре, то в 21-то и подавно должно хватить. Богослужебная символика цвета живет по своим законам, и не стоит ее приплетать к архитектуре храма так буквально.

Форма оконных фронтонов и пилястр за гранью понимания. Та геометрия, которая органично выглядит в кирпичном исполнении, в изразцовом варианте не работает вообще. Да еще и виньетки какие-то на них. И арлекинские ромбики на пилястрах, капители которых теперь почему-то повылезали из-под поребрика.

Бобровка на шатре. Почему она такая тонкая? Я что-то не припомню аналогов применения такой бобровки на шатрах храмов в новорусском стиле. Помню бобровку на часовне храма всех скорбящих радости, у стеклянного завода, но там модуль гораздо мельче, а толщина при этом больше и не сплошной чешуей укладка, а рядами. Лемех был бы гораздо более уместен в данном контексте, чем бобровка.
По столярке я не специалист, но новая дверь выглядит сомнительно и мелко. Масштаб резьбы на старой двери гораздо убедительнее.

В общем вместо реставрации получился какой-то бессмысленный колхозный тюнинг, в результате которого храм превратился в шапито. Надеюсь, что ради него не был выдран или просверлен ни один кирпич из кладки.

Есть пара замечаний и к кладке. Старый кирпич хорош тем, что изготавливался без экструдирования. Т.е. его не выдавливали , как пасту из тюбика, а набивали в формы вручную. И поэтому у каждого кирпичика есть своя фактура. Очень красивая и разная. И обжигали его не в тоннельных печах с компьютерным 125-ти зонным регулированием температуры, а в угольных или дровяных, как вот .

Из-за этого весь старый кирпич имеет еще и разный цвет и тон. И вот так замазывать его "для красоты" какой-то краской совершенно незачем. "Разнотон" напрягает только современных имбецилов-перфекционистов, которые готовы со спектрометром и штангенциркулем даже бутерброды за завтраком себе делать, а нормальные люди испытывают наслаждение от живых фактур старого кирпича. Для того, чтобы кладка зажила по-новому, нужно очистить кирпич от сажи и грязи, заменить утраты аутентичным кирпичом (благо проблем с этим нет) и провести зачеканку швов выкинув при этом подальше фигурные расшивки, которые любую кладку превращают в совково-казарменный фарс. Особо кропотливые реставраторы еще прокрашивают все швы известковым раствором, чтобы скрыть присутствие цемента в нынешних растворах, и тогда получается прекрасная, живая и натуральная стена, а не декорация к сериалу. Лучше всех с этой задачей справились на Соловках ребята Сошина. Кто видел реставрацию стены кремля в северном дворике, тот понимает о чем я говорю.

Есть мнение, будто я специально выискиваю у разных производителей их неудачные работы и рассказываю потом о них у себя в журнале в рамках конкурентной борьбы. Но это мнение ошибочно. Сделайте прекрасную работу, расскажите об этом мне - и я напишу о ней, будь вы хоть триста раз моим конкурентом. Только, в свете последних событий , сначала приеду посмотреть собственными глазами. Я даже буду рад это сделать. А пока что я сам натыкаюсь то тут, то там на разные керамикофасадные опусы и что вижу, о том и пою.

Авторство керамики на Тихвинском храме принадлежит фирме Паллада, большая часть сотрудников которой давно записала меня во враги по умолчанию из-за моих прошлых публикаций. И по этому поводу хочу сделать небольшую ремарку для внесения ясности. Во первых я не являюсь конкурентом Паллады. Я вообще не занимаюсь реставрацией и не думаю, что когда-нибудь займусь. Во вторых у нас совершенно разные форматы. У меня маленькая творческая мастерская, где я делаю что хочу и участвую только в тех проектах, которые мне интересны, а у них большое предприятие с огромным штатом, который требует постоянной загрузки. Кстати, в этом смысле я Палладой восхищаюсь. Организовать такое предприятие задача очень сложная и они замечательно с ней справляются. Так же я горячо поддерживаю инициативу создания музея архитектурной керамики, которая недавно возникла у руководителя Паллады Константина Лихолата. Но вот создание работ подобных этой считаю серьезной ошибкой, которую лучше не совершать. В третьих я с легкостью напишу о какой-нибудь блистательно прекрасной работе Паллады, как только ее увижу. Ну а в четвертых отсутствие критики расслабляет и расхолаживает, поэтому сам я всегда открыт для критики и никаких каментов, кроме спамерских, никогда не удаляю. Пишите, не стесняйтесь.

___________________________

жаль, Народный художник России Георгий Александрович Леман - человек пожилой и за честь деда вступиться не может, да и нервничать ему совершенно ни к чему. А было бы очень неплохо создать прецедент и влепить иск за нарушение авторского замысла Мартьянова Николая Егоровича с огромными компенсациями - раз, и восстановлением храма за счёт нарушителя (за счёт, но не силами, разумеется) - два. А компенсации пустить на реставрацию других построек архитектора, которые в этом нуждаются. Может, кому-то это стало бы уроком? "Мемориал" не хочет подключится? - сделали бы по-настоящему доброе дело.

В истории русской монархии неоднократно случались династические кризисы из-за того, что у правящего монарха отсутствовал наследник. Обратные ситуации, когда наследников оказывалось слишком много и они вступали в жёсткую конкуренцию между собой, происходили реже.

Самый известный из таких случаев был в конце XVII века, когда в результате подобного противостояния на троне в первый и последний раз оказались сразу два сына царя Алексея Михайловича Иван и Пётр .

Братья были не только ставленниками двух разных придворных партий, но и сыновьями двух разных матерей. О матери будущего Петра Великого Наталье Кирилловне Нарышкиной известно достаточно много.

Мать Ивана, Мария Ильинична Милославская , остаётся для многих загадочной персоной в русской истории.

Выборы с подтасовкой

Алексей Михайлович, второй монарх династии Романовых, вступил на престол 16 лет от роду и, как водится, оказался под влиянием родовитых бояр, в первую очередь своего воспитателя Бориса Ивановича Морозова .

Неудивительно, что ближайший советник царя сыграл едва ли не ключевую роль в выборе невесты для молодого монарха.

К тому времени на Руси закрепился византийский обычай, согласно которому жену для царя выбирали на смотре невест, на который собирали юных красавиц из всех родовитых семей царства.

Такой смотр невест в 1647 году проводился и для Алексея Михайловича. Формально окончательный выбор должен был сделать сам царь. Но прежде кандидатки должны были пройти жёсткий «кастинг» у высокопоставленных бояр и медкомиссию, которая должна была установить, что девушка здорова и способна родить наследника.

Из 200 девушек, участвовавших в смотре, Алексей Михайлович выбрал Евфимию Всеволожскую , дочь касимовского помещика Рафа Всеволожского . Евфимии царь отправил кольцо и платок в знак обручения.

Девушку перевели в половину царских палат, предназначенную для царицы. Но при первом же одевании в царскую одежду Евфимия потеряла сознание — прямо при женихе. Алексея, и так растерянного, до смерти напугал его воспитатель. Боярин Морозов объявил, что выбранная царём девушка больна и страдает падучей болезнью (эпилепсией).

В сокрытии болезни обвинили родственников Евфимии, и «бракованную» кандидатку вместе с семьёй отправили в ссылку.

Хитрый план боярина Морозова

Современники полагали, что «болезнь» у Евфимии разыгралась не без участия Бориса Морозова — по одной версии, девушке поднесли настой, вызвавший припадок, по другой — обморок был связан с тем, что сенные девушки при одевании Евфимии намеренно сильно затянули волосы на её голове.

В планы боярина Морозова не входила женитьба Алексея Михайловича на Евфимии, чья хваткая родня вполне могла оттеснить его от управления государством. Воспитатель царя намеревался с помощью брака Алексея Михайловича укрепить свои позиции.

Вскоре Морозов представил расстроенному воспитаннику дочь царского стольника Ильи Милославского Марию.

Дворяне Милославские были выходцами из Польши, перешедшими на русскую службу. Мария Ильинична была красива, воспитана в строгих традициях того времени, набожна, а самое главное, стольник Милославский принадлежал к придворной партии Бориса Морозова.

Алексею Михайловичу новая невеста понравилась, хотя для того времени у них была довольно нетипичная разница в возрасте — 23-летняя Мария была на целых пять лет старше жениха.

Свадьба Алексея Михайловича и Марии Милославской была, скорее всего, самой скучной в истории русской монархии. Дело в том, что по настоянию царского духовника на ней не были допущены «кощуны, бесовские играния, песни студные сопельные и трубное козлогласование», а исполнялись духовные песни — так проявилось влияние на царя патриарха Иосифа , требовавшего строгого ограничения светских увеселений в стране.

После женитьбы царя Морозов довёл свой замысел до конца, женившись на Анне Милославской ,родной сестре новоявленной царицы. Так воспитатель Алексея Михайловича стал не просто наставником царя, но и его родственником и оставался наиболее влиятельной персоной в государстве даже после того, как из-за его злоупотреблений вспыхнул Соляной бунт, участники которого требовали выдать Морозова на расправу.

Классическая царица с революционными новшествами

Мария Милославская была одной из последних цариц, чья жизнь прошла, так сказать, в «старорусском стиле». Её участие в политике было сведено к нулю, подавляющую часть времени она проводила в своих покоях, вход в которые мужчинам, кроме царя, был категорически запрещён.

Её день проходил в кругу ближних дворовых или верховых боярынь. Этот чин чаще всего давался родственницам царицы и так называемым «мамкам», которые закреплялись за каждым царевичем и царевной. Все они вводились в чин специальным царским указом и получали жалованье до 50 рублей в год. Среди дворовых боярынь Марии Ильиничны Милославской упоминаются Екатерина Фёдоровна Милославская , Авдотья Михайловна Хованская , Анна Михайловна Вельяминова , Домна Никитична Волконская и другие. Помимо верховых боярынь, окружение царицы составляли казначеи, ларёшницы, кормилицы, псаломщицы, мастерицы, сенные боярышни, постельницы, комнатные бабы, карлицы и другие слуги более низкого ранга.

Главными событиями каждого дня были посещение церкви, домашние хлопоты и ужин, который Мария обычно разделяла с мужем.

Много времени уделялось делам духовным. В обычные дни царица молилась в домовой церкви, в праздники совершались торжественные выходы в кремлёвские соборы и выезды на богомолье в ближние и дальние монастыри.

В дни главных христианских праздников — Рождества и Пасхи — Мария Милославская принимала в Кремле приглашённых боярынь, отбором которых занимался один из доверенных лиц Марии Милославской. Такой приём обязательно включал в себя торжественный обед. Аналогично праздновались Преображение, Рождество Богородицы и царские именины. На обедах у царицы Марии обычно первенствовала её сестра Анна Ильинична Морозова, второе место занимала их мать Екатерина Фёдоровна.

Больные сыновья...

Но всё-таки наступление новой эпохи чувствовалось. Например, Мария Милославская активно занималась благотворительностью, причём заключалась она не в привычных для того времени раздаче милостыни и жертвовании денег монастырям. Во время царского похода 1654 года царица Мария Ильинична выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Кстати, принимала участие царица Мария и в торжественных проводах русских войск на начавшуюся войну с Польшей, что до того не было принято.

Но всё-таки главным делом жизни для царицы Марии стало рождение детей. За 21 год брака она родила Алексею Михайловичу 13 детей — 5 мальчиков и 8 девочек.

Современники обратили внимание, что дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской были крепче и здоровее мальчиков, которые росли хилыми и уже в юности страдали тяжёлыми недугами.

Из пяти их сыновей двое — Дмитрий и Симеон — умерли в раннем детстве, ещё один, Алексей , дожил лишь до 16 лет.

Фёдор , унаследовавший трон от отца, умер после шести лет правления, не оставив наследника.

Уже упоминавшийся Иван правил вместе с единокровным братом Петром, но фактически государственными делами не занимался, посвятив себя семье. Он прожил дольше всех своих родных братьев, но к 27 годам был совсем дряхлым, полуслепым и поражённым параличом. Он умер в январе 1696 года, не дожив до 30-летия.

Правда, дочь его Анна Иоанновна взошла на русский престол и правила целое десятилетие, а правнук Иоанн Антонович номинально являлся русским императором в 1740-1741 годах.

...и здоровые дочери

Из восьми дочерей Марии Милославской в детском возрасте умерли две — Анна и Евдокия . У остальных шести жизнь получилась очень непростой.

Софья Алексеевна , ставшая в 1682 году регентшей при братьях, несмотря на воспитание в старорусских традициях, оказалась женщиной хваткой и решительной. Их борьба за власть с братом Петром едва не ввергла страну в новую гражданскую войну. Потерпевшая поражение Софья всю оставшуюся жизнь провела под стражей в монастыре.

Тень конфликта с Софьей легла и на отношения Петра с другими сёстрами. За ними был установлен строжайший контроль. Мария , названная в честь матери, угодила в опалу за дружеские отношения с первой женой Петра Евдокией Лопухиной и царевичем Алексеем и три года провела в Шлиссельбургской крепости.

Остальным сёстрам не пришлось испытать подобного, но всё равно спокойной их жизнь назвать было нельзя.

Ни одна из шести дочерей Марии Милославской не вышла замуж и не имела детей.

Загадка царицы Марии

Сама Мария Ильинична Милославская умерла 13 марта 1669 года от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии. Девочка не выжила, прожив два дня и умерев на три дня раньше матери.

С этой драматической историей связана одна загадка, ответа на которую историки не знают до сих пор. Новорожденную нарекли Евдокией, несмотря на то, что у Алексея Михайловича и Марии Милославской к тому времени уже была одна дочь с таким именем. Евдокии Алексеевне Старшей в тот момент было 19 лет, и что заставило родителей дать то же имя её сестре — непонятно.

Евдокия Алексеевна Старшая, в отличие от Евдокии Младшей, прожила довольно долгую жизнь — она скончалась в 62 года. Евдокия Алексеевна в штыки встретила новую жену отца, и немудрено — она была старше мачехи Натальи Нарышкиной на полтора года.

Несмотря на неприязненные отношения, Пётр Великий дал Евдокии спокойно дожить свой век в Новодевичьем монастыре, причём в качестве мирянки, а не монахини.

Первая супруга царя Алексея Михайловича была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля. После его разрушения в 1929 году останки царицы Марии Милославской были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.