Преподобный гавриил афонский. † Свято-Ильинский мужской монастырь. Тропарь преподобному Гавриилу Афонскому

Благовещенский Супрасльский монастырь, 1 класса, общежительный, на берегу реки Супрасля, в 20 верстах от города Белостока. Основан знаменитым западно-русским вельможей Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом (наименование выборного от шляхты председателя сеймиков) великого княжества Литовского, при участии Иосифа Солтана, епископа Смоленского, а впоследствии митрополита Киевского. Первоначально монастырь был заложен Ходкевичем в 1498 году в своем вотчинном имении, около нынешнего села Городка, Белостокского уезда, в 28 верстах от современного Супральского монастыря; но вскоре в 1500 году, был перенесен на настоящее место. Монастырский величественный трехпрестольный каменный храм весьма оригинальной архитектуры, начатый в 1505 году, был окончен и освящен через несколько лет (в 1510 — 1513 годах). Он доселе сохранился в своем первоначальном виде, почти без всяких изменений. Для обеспечения вновь возникшего монастыря его строители А.И.Ходкевич и Иосиф Солтан наделили его разными угодьями из близ лежащих своих владений, как-то: землею, лесом, рыбными ловлями и лугами, и испросили благословенную грамоту ему от Константинопольского патриарха Иоакима. В этой грамоте, данной в 1505 году, монастырю указано быть общежительным. Затем митрополит Иосиф даровал ему редкие и высокие права. От имени собора, бывшего в Вильне в начале XVI века, он выдал Супральскому монастырю грамоту, которою последний возводился на степень монастыря ставропигиального, т.е. независимого от чьего бы то ни было стороннего вмешательства в его внутреннюю жизнь и управление. Созданный на таких началах монастырь в течение первого же века своей жизни достиг цветущего состояния и большой известности. В конце первой половины XVI века часто называется уже честною лаврою, а настоятели ее носят сан архимандрита и на соборах подписываются после архимандрита Киево-Печерской лавры. При введении унии, монастырь остался тверд в родном православии. Присутствовавший на Брестском соборе в 1596 году Супральский архимандрит Иларион, князь Масальский, энергично протестовал против унии и, как представитель монастыря, лично от себя и от братии не подписал соборного акта о соединении с Римом. Но по вступлении на митрополичью кафедру Ипатия Поцея, монастырская братия под его влиянием около 1610 года приняла унию. С этого времени начинается период постепенного упадка монастыря во всех отношениях.

В 1795 году, по третьему разделу Польши, монастырь вместе с Белостокскою областью отошел к Пруссии и до 1807 года находился под ее владычеством. Прусское правительство отобрало от монастыря все его имения, оставив ему только церковь и монастырские здания. В русское подданство монастырь перешел с обветшалыми строениями и малым числом братии. Под русской Державой монастырь начал оправляться и постепенно оживать. В 1839 году, после посещения его епископом Иосифом Семашко, мирно совершился переход некогда православной обители в лоно Церкви. С 80-х годов монастырь начал усиленно благоустраиваться и перестраиваться. Главной монастырской святынью является чудотворная Супрасльская икона Божией Матери — Одигитрии. По монастырскому преданию, эта святая икона есть точная копия с Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (см. 28 июля). В монастырь она привезена епископом Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы перед нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве перед этой древней святыней обители. В настоящее время эта святая икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросе, у колонны. Кроме нее в монастыре есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта святая икона подарена митрополиту Иосифу Солтану для Супрасльского монастыря великой княгиней Литовской, Еленой Ивановной, дочерью князя Московского Иоанна 111-го супругою Литовского князя Александра. Драгоценной святыней монастыря также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 году папою при собой грамоте кости святого мученика Иустина. При монастыре школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 году, с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении.

Из книги С.В.Булгакова "Русские монастыри в 1913 году".



Следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам: в 1631 году монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 года в нем был принят новый устав. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас в стиле барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

В 1645-1652 годах были построены архимандричьи покои, а в 1695-1697 годах - колокольня, сгоревшая в 1702 году и вновь построеная в первой половине XVIII века. Активное строительство велось во время наместничества униатского митрополита Льва (Кишки). В 1695 году при монастыре была открыта типография, расширененная в 1709-1728 годах, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке.

В связи с разделом Польши монастырь какое-то время находился в границах Прусского королевства, но после Тильзитского договора 1807 года он оказался на территории Российской империи.

Ко времени входа Супрасля в состав России, обитель находилась в разорении. В 1824 году Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно Православия, что и произошло после Полоцкого Собора в 1839 году. Насельники монастыря вскоре восстановили православные традиции монашеской жизни. В 1887 году со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид. В 1889-1890 годах была построена церковь апостола Иоанна Богослова. В 1901 году устроено новое православное кладбище, на котором появилась церковь святого великомученика Георгия. В 1907 году настоятель монастыря определён епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии с пребыванием в обители.

В 1915 году, после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После войны возродилась самостоятельная Польша и в 1919 году местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 году монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать, а храм апостола Иоанна Богослова был отдан римо-католикам. В 1935 году часть зданий монастыря получили в аренду салезияне, которые устроили в Богословском храме гимнастический зал.

Обстановка не изменилась к лучшему и с началом Второй мировой войны. В 1939 году Белосточина, как и другие восточные воеводства Польши, была занята Красной армией и в церкви Благовещения были устроены механические мастерские и кузница, а в церкви апостола Иоанна Богослова - кухня и столовая.

Лишь после прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения в храме святого Иоанна Богослова. Эта церковь была торжественно освящена в 1942 году. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 года во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов, а в монастырские здания возвратились салезияне и школа. Римо-католики также отобрали у православных храм великомученика Пантелеймона вместе с кладбищем. В монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. В 1955 году местными властями было принято решение о том, что православные верующие должны оставить храм святого Иоанна Богослова, который предполагалось разобрать. Но верующим удалось предотвратить эти планы. После многих прошений в 1958 году власти вернули храм, и приходская жизнь возобновилась.

Возрождение религиозной и монастырской жизни в Супрасле началось тогда, когда Белостокскую епархию возглавил владыка Савва. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковский). В 1984 году было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора. 4 июня 1984 году епископ Белостокский Савва совершил закладку первого камня под строительство собора. В этом же году возобновилась монашеская жизнь в Супрасльской обители. Первоначально здесь был монашеский дом, который в 1989 году приобрел статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. Наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

В начале 1990-х годов Польская Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 года монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов римо-католиков реализация этого решения затянулась до 1996 года.

В 1998 году решением Собора Польской Православной Церкви три насельника Супрасльского монастыря, архимандриты Мирон (Ходаковский), Иаков (Костючук), и Григорий (Харкевич), были возведены в сан епископов. С 1 июля 1999 года по благословению епископа Белостокского Иакова в монастыре опять начала действовать типография.



У Супрасльской обители близ Белостока - самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она - древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр.

Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов.

Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль».

При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия».

Необычной была архитектура пятиглавого собора - углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

«Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками». Особенно знамениты были росписи, о которых уже в 1557 упоминает супрасльский архимандрит Сергий (Кимбарь) - это были в основном новозаветные сцены и изображения святых. Росписи, вероятно, исполнил о. Нектарий, афонский монах сербского происхождения, со своими учениками-помощниками с Балкан.

Расцвет монастыря относится к 1532-1557, когда он получил титул лавры. В нем подвизались от 70 до 100 иноков, в том числе схимники и отшельники, жившие в скиту. Поддерживались постоянные связи с Киевом, Москвой, Сербией, Болгарией, Грецией. Библиотека насчитывала 7 печатных и 200 рукописных книг (с 1876 она хранилась в Вильне). В частности, монастырю с 1582 принадлежал один из древнейших памятников кириллического письма - «Четья-минея», составленная в начале XI века на Балканах и получившая название «Супрасльского сборника». Здесь же находились самые знаменитые, наряду с Радзивилловской, белорусские летописи - Супрасльская и Волынская. В 1598-1601 местными иноками был создан «Ирмологион», уникальный памятник православного славянского нотного творчества.

Киево-Печерская и Супрасльская лавры являлись двумя крупнейшими центрами Православия на землях Великого Княжества Литовского. Архимандриты Супрасля пользовались уважением знати и польских Королей, некоторые из которых (например, Сигизмунд в 1543) посещали обитель. В 1589, при поставлении настоятелем архим. Илариона (в миру кн. Масальского), Константинопольский Патриарх Иеремия II вручил ему в супрасльском соборе драгоценную митру с 28 серебряными с финифтью вставками и даровал обители ставропигию. Архим. Иларион противился введению унии, и в обители имели хождение полемические антиуниатские сочинения, например, «На богомерзкую, на поганую латину…». На Брестском соборе 1596 Иларион подписал осуждение принявших унию Владык, отчего в 1602 униаты изгнали его из обители, и под их нажимом вся братия к 1621 перешла в унию.

С 1635 обитель жила по базилианскому уставу; с 1656 ее возглавляло высшее униатское духовенство. Униаты уничтожили в соборе приделы свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия и у каждой колонны построили католические алтари; заменили древние иконы в серебряных ризах «полотняными итальянскими», о чем с горечью писал знаменитый митрополит Петр Могила. Притесняли обитель и ставшие католиками Ходкевичи, ибо по-прежнему считали ее своей вотчиной.

В 1635-1643 или около 1664 резчиком Андреем Модзелевским был изготовлен в Данциге новый резной трехъярусный иконостас с 25 образами. В конце XVIII униатский алтарь века был расписан в «итальянском стиле». К 1645-1652 относится строительство в Супрасле митрополичьих палат, к 1695-1697 - надвратной трехъярусной колокольни «в виде триумфальных ворот» (мастер Маньковский). В 1702 эта колокольня сгорела, но к 1752 была восстановлена.

В 1722 Лев Кишка, униатский митрополит Западной России и настоятель монастыря, сделал его центром ордена базилиан и реорганизовал типографию, где печаталась преимущественно духовная литература на церковно-славянском языке. За время своего существования в 1695-1804 типография издала 456 книг.

По третьему разделу Польши Белостокская область вошла в составе Пруссии и земли монастыря были конфискованы в казну. В 1797 была учреждена униатская Супрасльская епархия и ее первым епископом стал архим. Феодосий (Вислоцкий).

Когда Белостокская область в 1807 отошла к России, униатская епархия через два года была упразднена и присоединена к Брестской. Монастырь стал получать из казны ежегодное содержание. Ему отводилась особая роль - противодействовать переходу местных униатов в католичество. Помимо книгоиздания, это делалось также посредством строгого хранения православных обрядов и богослужебного языка. При воссоединении униатов в 1839 с Православной Церковью обитель пребывала в упадке: собор стоял почти без кровли, в братии состояло всего пять человек. В 1835 в монастыре открылось Духовное училище, но в 1853 его перевели в Гродно. В 1860-е усердием литовских архиереев монастырь получил земельные угодья и щедрые пожертвования, позволившие со временем заняться его благоустройством.

С 1881 обителью управлял архим. Николай (Далматов), который возвел рядом с настоятельским корпусом церковь св. Иоанна Богослова. Ее освятил 26 сентября 1890 архиепископ Алексий (Лавров-Платонов). В 1893 на хорах собора был устроен Никольский придел. Архимандрит Николай был не только строителем, но и автором нескольких исторических описаний монастыря, основателем странноприимного дома (1888) и Благовещенского братства, которое насчитывало до 450 человек и содержало небольшой приют. С 1865 в монастыре действовала одноклассная школа и по воскресеньям велись внебогослужебные беседы.

Когда в 1907 было открыто Белостокское викариатство с центром в Супрасле, его епископом стал Владимир (Тихоницкий), впоследствии известный деятель русского церковного Зарубежья.

В начале ХХ века в Супрасле подвизались 10 монахов и 15 послушников. Главной святыней была написанная на полотне икона Божией Матери Одигитрии. Напротив нее был помещен образ Спасителя. Обе иконы украшали массивные серебряные оклады 1557 года с драгоценными камнями и многочисленными подвесками в благодарность за благодатную помощь. Великая Княгиня Литовская Елена, дочь Царя Иоанна III, пожертвовала монастырю древнюю икону Владимирской Богородицы. На колоннах висели портреты основателей Супрасля - киевского митрополита Иосифа (Солтана) и воеводы Александра Ходкевича.

В соборе хранились многие ценные предметы и святыни: дарохранительницы 1557 и 1645 годов; напрестольные крест и Евангелие в серебряном окладе XVII века; плащаница начала XVII века; кости сщмч. Иустина, присланные в 1750 римским папой; частицы мощей свв. мучеников Александра, Валентины, Аврелия, Викентия, Екатерины, Варвары, Кикилии, Агафии и Макрины; власы св. Тихона. В ризнице находились образ Богородицы, дар польской Королевы Елизаветы, несколько древних Евангелий, богослужебные сосуды XVII века, подаренные Ходкевичами, серебряное блюдо 1541 года, два серебряных подсвечника 1628 года, а также древняя монета - по преданию, один из 30 сребреников Иуды. В монастыре сохранялся также посох свт. Стефана Пермского, переданный в 1849 в Пермский кафедральный собор.

У обители было три кладбища. В соборе и у его стен находились наиболее почетные захоронения - в 1557 с юго-восточной стороны были устроены склепы для братии с нишами на 132 погребения. Над «катакомбами» еще ранее была возведена Воскресенская церковь, которую в 1860-х разобрали. Последним в усыпальнице похоронили епископа Яворовского (ум. 1833), «верного сына католической церкви». В склепе Благовещенского собора хоронили ктиторов - членов семьи Ходкевичей. С северной стороны находятся могилы униатских епископов: Феодосия Вислоцкого (ум. 1801) и Николая Духновского (ум. 1803), с южной - мраморный памятник над могилой сенатора Игнатия Антоновича Тейса, принимавшего в 1807 жителей Белостокской области в подданство Российской империи.

На старом кладбище монастыря в 1875-1878 возвели деревянную Пантелеимоновскую церковь с каменной башней при входе. На новом кладбище в 1901 на деньги Благовещенского братства была выстроена каменная Георгиевская церковь, которая ныне служит часовней.

Когда в 1915 русские войска оставили Польшу, в ней начались гонения на Православие. В 1917 монастырский комплекс перешел к государству и через два года собор был опечатан. В 1923 место православных иноков, заняли католические монахи-салезиане, устроившие в Иоанно-Богословской церкви спортзал, а Пантелеимоновскую церковь переделавшие в костел.

Приход в Супрасле был упразднен и только в 1930-е снова открыт в качестве филиального (приписного). В годы немецкой оккупации некоторым православным монахам удалось вернуться, и тогда в Иоанно-Богословской церкви службы возобновились. Отступая, немцы 21 июля 1944 взорвали замечательный собор обители. Коммунистические власти в 1950 изгнали салезиан, а кельи приспособили под машинно-тракторную станцию. В 1955 у прихожан была отобрана Иоанно-Богословская церковь, и через два года началась ее разборка. Только в результате резких протестов храм 15 января 1958 вернули приходу. После повторного открытия были восстановлены внутреннее убранство храма и могила архим. Николая (Далматова).

В 1984 началось воссоздание по сохранившимся обмерам взорванного собора (в 1998 восстановлены купола) и в следующем году, по благословению архиепископа Белостокского и Гданьского Саввы, в Супрасле возобновилось монашеское житие. В июле 1990 претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 - католическая митрополичья курия. После сложного судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 были переданы Православной Церкви, однако, лишь 28 февраля 1996 Совет министров Польши вынес окончательное решение.

В 1997 в обители жили 12 монахов, трое из них в следующем году были рукоположены в викарных епископов: наместник архим. Мирон - во епископа Гайновского, игумен Иаков - во епископа Супрасльского, игумен Григорий - во епископа Бельского. Престольные праздники монастыря - Благовещение (25 марта) и память св. Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября). Каждое лето в монастыре работают международные Богословские молодежные курсы. Наместник - архим. Гавриил.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288840.html

СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

На левом берегу реки Супрасль, в 14 километрах от уездного тогда города Белостока, располагался замечательный православный монастырь, процветавший в этих краях до появления печально знаменитой унии. Величественная церковь его свидетельствовала о благочестии древних литовско-русских бояр, которые в сооружении иноческих обителей не уступали князьям и боярам восточной Руси. На содержание таких обителей они завещали огромные суммы, которых хватило было на вечные времена.

Основание Супрасльскому монастырю положил в 1498 г. маршал (предводитель) Литовского княжества - Александр Иванович Ходкевич. Он устроил эту обитель в своем имении - в местности под названием «Городок», располагавшейся в 28 километрах от того места, где монастырь расположился впоследствии. Для устроения обители маршал вызвал монахов из Киево-Печерской лавры (по другой версии - из монастырей Афона). Вызванные иноки жили об образцу восточных скитов - в рассеянных по лесу кельях, располагавшихся вдали друг от друга. Только на молитву собирались они вместе в храме, возведенном А. И. Ходкевичем во имя Иоанна Богослова. Одновременно маршал начал строить замок для защиты монастыря и собственных владений от случайностей войны, которую он вел с великим князем московским Иваном III.

C возведением замка численность населения в этих краях увеличилось, что было очень тревожно для монастыря, поэтому по просьбе игумена Пафнутия и братии маршал согласился предоставить им другое место. Чтобы его выбрать из Городка по реке Супрасль пустили, по древнему благочестивому обычаю, деревянный крест. За ним по берегу реки шли иноки, следившие, в каком месте он пристанет к берегу. Крест остановился в местности, которая называлась «Сухий Грудъ» (Сухой Бугор) - при впадении в Супрасль в Блудовской пуще речек Березовка и Грабовка. Здесь и стал устраиваться монастырь, который от названия реки получил наименование Супрасльский.

Чтобы упрочить положение вновь создаваемой обители, А. И. Ходкевич и епископ Смоленский Иосиф Солтан записали в ее пользу земельные угодья в различных местах Гродненской губернии, дававшие монастырю ежегодно 30 000 рублей дохода. По уставу, данному Супрасльскому монастырю его основателями, обитель эта находилась в зависимости от Киевских митрополитов, которые, впрочем, без сношения с ктиторами Ходкевичами не могли вмешиваться в ее внутренние дела. Архимандрит избирался из числа братии и посвящался в сан митрополитом с ведома и согласия Ходкевичей.

На протяжении XVI в. число братии в монастыре колебалось от 70 до 100 человек. Многие из них прославились высокими иноческими подвигами; было среди них и несколько отшельников, которые жили в особом скиту. Подвизались в обители и ученые иноки, которые собирали книжные редкости, в результате чего в монастыре составилась обширная библиотека - главным образом, из святоотеческих писаний на разных языках (славянском, греческом, латинском и польском). Некоторые из ученых иноков оставили и собственные сочинения, написанные в XVI–XVII вв. и направленные на обличение заблуждений латинян и иудеев.

Значение Супрасльского монастыря было очень велико, и его стены видели не только простых богомольцев, но и многих бояр, князей и даже некоторых коронованных особ. Так, в 1543 г. обитель посетил король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд Казимирович, который приезжал (как сказано в монастырской летописи), «чтобы видеть церковь и местность и слышать молебное пение. Он был на богослужении, которое выслушал от начала до конца, входил в алтарь, осматривал кресты и евангелия. По обозрении церкви ходил по монастырю, был в трапезе; затем, по раздаче милостыни убогим, отбыл из монастыря в умилении».

При введении в Западной русской церкви унии настоятель Супрасльского монастыря архимандрит Илларион, присутствовавший в числе других православных владык на Брестском соборе 1596 г., написал осуждение на принявших унию. А в 1601 г. вместе с братией он провозгласил в церкви анафему на Киевского митрополита Ипатия Потея, принявшего унию, за что был осужден королевским указом на изгнание. Через 2 года иеромонах Герасим Великонтий, избранный в настоятели Супрасльского монастыря, дал обязательство быть в единстве с римской церковью. Но нравственные силы обители были так велики, а дух православного иночества настолько живуч, что, внешне состоя в унии, монастырь еще почти целое столетие сохранял все признаки веры истинной и славной. Униатский митрополит Киприан Жоховский в конце XVII в. приказал было своему наместнику стричь братии волосы и брить бороды, но иноки восстали против этого и пожаловались римскому папе за принуждение «совершать обряды по двум вероисповеданиям».

После введения унии и совращения ктиторов Ходкевичей в католичество монастырь (к тому времени уже имевший статус лавры), несмотря на свои большие средства, стал быстро приходить в упадок. Благочестие среди иноков убывало, число братии уменьшалось, и Киевский митрополит Петр Могила в письме к ректору Киевской духовной академии Кассиану Сасовичу (отступнику от веры православной) писал о монастыре:

«А ныне до чего он доведен? Где прежде, под управлением православных, было до ста или, по крайней мере, до семидесяти человек братии, там ныне живет едва несколько монахов. И что еще хуже - мирской господин обладает церковным богатством и селами и через своих рабов выделяет инокам жалованье, как захочет. Спроси только в том монастыре кого-нибудь, где те древние иконы, которые украшены были серебряными и позлащенными ризами? И узнаешь, что они обращены униатами на свои надобности; вместо же серебряных икон поставлены в церковь полотняные итальянские. Хорошо меняются с Богом: Ему - полотно писанное, а себе - серебро вызолоченое!».

Когда архимандритом Супрасльского монастыря стал Полоцкий архиепископ Гавриил Коленда, тот избрал монастырь своей резиденцией и часто устраивал в нем пиры для гостей. И обитель пришла в такую бедность, что часто не хватало вина для богослужений, а монахи не имели даже ряс и ходили в одних плащах, проделав в них дыры для рук. Когда же братия вынуждена была доложить обо всем архимандриту, тот пришел в такой гнев, что, уезжая в Полоцк, так «благословил» обитель: «Погодите, дождусь я того, что на этом месте будут жить и петь только воробьи».

Долго еще продолжались бедствия монастыря, но были у него и счастливые времена. Так, в конце XVII в. в обители открыли типографию, в которой печатались богослужебные книги на славянском языке. При типографии была и своя бумажная фабрика.

Супрасльские иноки даже в униатский период оставили по себе добрую память, переходящую из века в век. Многие при вступлении в монастырь вносили значительные пожертвования: так, алтарь соборного храма был расписан и украшен лепниной на вклад одного монаха. А расписывал его иеромонах Антонин Грушецкий - бывший живописцем при королевском дворе.

В 1807 г. Белостокский край был присоединен к Российской империи, но правительство Пруссии, под властью которой он находился долгое время, успело отобрать у монастыря все его имения. У обители оставалось только то, что находилось в ее ограде. Взамен имений монастырю было назначено пособие в размере 2220 талеров в год и 75 сажен дров. Монастырь пытался вернуть себе хотя бы часть отобранных имений, но безуспешно. Через несколько десятилетий из государственной казны монастырю выделили 92 десятины земли и 23 десятины сенокосов по реке Супрасль. Через 20 лет было отведено еще 150 десятин лесу вместо дров, до того отпускавшихся натурой.

В 1839 г. Супрасльский монастырь воссоединился с Православной церковью, в 1865 г. в его стенах расположилось духовное училище, которое находилось на содержании монастыря (кроме жалованья учителю). С сокращением монастырских средств сократился и состав братии, поэтому большая часть монастырских зданий была занята под госпиталь. Военное ведомство зданий не ремонтировало, и они постепенно приходили почти в полную негодность. Из-за этого монастырь вынужден был отдать много своих зданий в аренду под суконную фабрику немцу Захерту. Одновременно тот взял в аренду и монастырский фольварк с условием владения на все время, пока будет платить за аренду 450 рублей в год. А в отданных зданиях располагались монастырская библиотека, трапеза, кухня с кладовыми, помещение бывшей типографии, переплетная мастерская! Но так как условия контракта были невыгодными, в 1883 г. все отданные в аренду здания были проданы за более высокую цену - тому же Захерту…

Все каменные здания монастыря построены в XVIII в., но пожар 1895 г. уничтожил крыши на братских корпусах. После этой катастрофы над средним одноэтажным корпусом был надстроен второй этаж, потом построили новую трапезу с кухней, баню, прачечную и каменную ограду.

К концу XIX в. в монастыре существовала каменная однопрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально в ней были устроены два придела: один - в честь святых мучеников Бориса и Глеба, другой - в честь преподобных отцов Печерских Антония и Феодосия. С введением унии приделы эти были уничтожены; вместо них устроили по образцу римских алтари, поставленные при двух колоннах, поддерживающих средний купол храма. Алтарная живопись еще в конце XVIII в. была изменена в итальянском стиле, а нижняя часть стен внутри церкви по окна была заделана досками. Верхнюю часть и все остальное пространство из-за обветшавшей живописи забелили известью. Когда в 1887 г. известь сняли и изображения промыли водой, церковная живопись отчасти вернула себе первоначальный вид.

Из книги Святая Гора Афон. Путводитель автора Автор неизвестен

Монастырь Дионисиат Монастырь Дионисиат расположен на высокой скале морского берега при устье огромного лесного ущелья между монастырем Св. Павла (около часа пешего пути) и монастырем Григориат. Этот монастырь обнесенный кругом высокими стенами и крепкими бойницами,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Монастырь Симонопетр Монастырь находится на юго-западном склоне Святой Афонской Горы на одной из высоких скал, открытой с трех сторон и выглядит как бы парящим. Основал монастырь св. преп. Симон в XIII веке.Как повествует предание преподобному Симону было откровение

Из книги Нечаянная радость (сборник) автора Вознесенская Юлия

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ Михаил Дмитриевич (сер. 19 - нач. 20 вв.), рус. правосл. библеист. Род. в Тамбовской губ., в семье священника. В 1897 окончил КДА и защитил магистерскую дисс. «Книга Плач Иеремии. Опыт исследования исагогико–экзегетического» (К., 1899). Позднее Б. состоял

Из книги 33 лучших дыхательных упражнения из всех методик и практик автора Блаво Мишель

Монастырь Владлену снился сон, точнее сказать, и не сон, а самый настоящий кошмар. Снилось ему, что он опять на зоне, лежит на нижней шконке – маленькая, но привилегия! – и курит в кулак самую забористую, утреннюю закрутку махры.– Подъем! – кричит входящий в барак

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Монастырь-2 Солнце уже садилось за горизонт, когда нашим взорам предстал монастырь. Он был гораздо больше и, я бы сказал, значительнее, чем тот, в котором мы были ранее. Закатное солнце золотило крыши пагод и скульптуры животных возле монастырских

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Декабря 2 (15) Священномученик Димитрий (Благовещенский) Составитель священник Олег МитровСвященномученик Димитрий родился 22 октября 1879 года в селе Тимонино Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Феодора Благовещенского.По окончании духовной школы

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска).Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16.Монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает святому благоверному князю

Из книги Алтайская духовная миссия в 1830–1919 годы: структура и деятельность автора Крейдун Георгий

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь Карелия, в 75 км от г. Петрозаводска, в окрестностях села Ладвы.Один из древнейших на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного. Упоминается еще в описи обителей 1582 года. Внесен в

Из книги автора

Монастырь Обитель древняя, убежище святыни, Как стало мне легко в стенах твоих! Как живо чувствую я ныне Всю суетность надежд и радостей земных! Здесь, здесь меня отрада ожидала, Здесь утешение спустилось свыше мне; Моленье теплое на время оторвало Печаль, таимую в

Из книги автора

«Вот, вот мой монастырь» Роспись Серапионовой палаты – места кельи преподобного Сергия, создание и реставрация икон для лаврских храмов, преподавание студентам иконописного кружка при Московской духовной академии – это особая страница в жизни Марии Николаевны.Мария

Из книги автора

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ Монастырь - устроение Божие…Обиталища сии<монастыри>- не суть изобретение человеческого ума, но Дух Святый, чрез богодухновенных отцев, уставил жительство сие для тех, кои позваны будут от Бога, или из любви к Нему, или ради множества грехов своих (V, 3,

Из книги автора

МОНАСТЫРЬ И МИР Монастырская жизнь более способствует видению своих немощей и страстей, нежели жизнь в мируСлава Богу, что вы поуспокоились в своем пребывании и возымели благое рассуждение, что можно и в мире живши спастися, - но в монастыре больше к оному можно иметь



ЦИТАДЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Как живется сегодня Православию в католической Польше? Из истории мы помним о масштабных гонениях со стороны властей и Римско-католической церкви, начавшихся после принятия уний, в особенности Брестской унии 1596 г. Продолжались они фактически до вхождения польских территорий в состав Российской империи, и возобновились после обретения страной независимости. Самым прискорбным событием было разрушение в середине 1920-х гг. Александро-Невского Собора в Варшаве, построенного в 1912 г. по проекту Леонтия Бенуа.

Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий и полмиллиона прихожан. Активно строятся новые храмы: в Белостоке, к примеру, был возведен изумительный по красоте Собор Св. Духа с 70-метровой колокольней (1999), вмещающий до 2500 чел. В тех же 90-х гг. прошлого века Православной Церкви был возвращен комплекс Супрасльского монастыря, традиционного оплота православия и центра славянской культуры европейского масштаба, с единственным в Польше храмом оборонительного типа. Эту уникальную обитель нужно видеть собственными глазами, что и удалось сделать автору в январе 2017 г.

ГОРОДОК И МОНАСТЫРЬ

Крохотный и живописный, по большей части одноэтажный городок Супрасль (Supraśl) находится на северо-востоке Польши, в 15-ти километрах от Белостока и в 30-ти км. от границы с Беларусью. Многие наименования сёл, указатели на дорогах тут двуязычные, на польском и белорусском. По лугам и перелескам петляет одноименная городу речка с чистейшей водой, зимой ее оккупируют утки. Всё это находится в окружении заповедной Кнышинской пущи с зубрами и благородными оленями, Супрасль имеет статус курортно-оздоровительной зоны.

На высоком левом берегу реки стоит православный поклонный крест «с домиком», очень похожий на наши староверские.

В 1500 г. сюда, к бывшему урочищу Сухой Хруд течением прибило деревянный крест с частицами реликвий. Этим было положено начало Супрасльской Благовещенской обители. В том же году была построена деревянная церковь Св. апостола Иоанна Богослова. А затем в течение XVI-XVIII вв. выросли белоснежные громады каменных монастырских построек. Они будто парят в воздухе, если смотреть от берега реки.

Ко входу в обитель от речки ведет вот эта живописная дорога.

Колокольня монастыря со входными воротами (брамой) и часовней, она же часовая башня. Возведена в 1695-1697 гг., перестроена в первой половине XVIII в.

На внутреннем проеме ворот керамические таблички, на которых изложена вся история существования монастыря с момента его основания.

Справа от колокольни за стеной виднеется главный храм обители - трехпрестольный Благовещенский собор.

Его архитектура необычна, это храм оборонительного типа: что-то вроде мини-замка с 4-мя башнями.
Рассмотрим его поближе с разных сторон с территории монастыря (снимок в заголовке и снимки ниже).

Величественное здание собора сочетает в себе несочетаемое: византийский и готический архитектурные стили, крестово-купольный храм и черты католической базилики. Как будто Запад и Восток здесь подают друг другу руки.
Вокруг собора расположились келейные корпуса, хозпостройки и покои архимандрита (XVII в.).

Западный корпус и монастырская церковь Св. ап. Иоанна Богослова (1889-1890).

Колокольня, вид с территории монастыря.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. РЕЛИКВИИ


Ктиторы монастыря: Александр Ходкевич (справа) и епископ Иосиф Солтан

Мужской Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем (1475-1549) и находился в его резиденции в Грудке (Gródek) до перемещения в Супрасль. Сюда он пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры и афонских монахов. Ходкевичи – один из самых знатных и могущественных магнатских родов ВКЛ, ведущий свое происхождение от киевских бояр.
Другим ктитором (основателем, благотворителем) монастыря являлся епископ Смоленский Иосиф Солтан (1450-1522), позже ставший Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Он сделал огромные пожертвования на новую обитель и привез туда список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона получила название Супральской и стала главной здешней святыней, ей поклонялись православные и католики.
Грамоту на утверждение Супрасльской обители дал Вселенский патриарх Иоаким I, а в уставе она именовалась «лаврою».

В 1503-1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1557 г. он был расписан мастерами-иконописцами во главе с сербом Нектарием замечательными фресками в византийско-сербских традициях.

В монастыре была собрана богатейшая библиотека, откуда происходит ряд уникальных реликвий. Среди них:
* Супрасльская минея (Codex Suprasliensis), рукопись XI в. - крупнейший по объему памятник старославянского языка на 285 пергаментных листах большого формата. Включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира».

* Супрасльская летопись (сборник летописных текстов нач. XVI в.), хранящаяся в Петербургском филиале Института истории РАН. В ней описана история киевских, московских и литовских князей с IX по нач. XVI вв., содержатся разделы «Похвала Витовту», «Летописец великих князей литовских» и «Повесть о Подолье». Имеются уникальные записи о разрушении Киева крымскими татарами в 1482 г., о таком непопулярном среди наших историков событии, как битва под Оршей (1514) и др.
А вот эта рукопись из Супрасльского монастыря называется «Ирмологион» (1596-1601 гг.). И это единственная на сегодня известная древнерусская певческая книга на нотной линейке.

В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение в защиту Православия ( «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах» и др.).

Супрасльский монастырь долго и упорно сопротивлялся переходу в униатство. Митрополит Ипатий, прибывший в 1598 г. с объявлением о переходе в унию, был объявлен еретиком, братия отказалась ему подчиняться. Противостояние продолжалось до 1631 г., но в 1635 г. был принят новый, униатский устав. Во второй половине XVIII в. сильно изменилось все внутреннее убранство храма, фрески XVI в. были закрашены белой краской. Зато появился прекрасный барочный иконостас, выполненный гданьским мастером-резчиком Андреем Модзелевским.

Иконостас периода униатства, снимок 1915 г.; был уничтожен солдатами РККА в 1939 г.

Царские врата иконостаса

После Тильзитского договора 1807 г. монастырь оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. монахи выразили желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г.

В XIX в. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид.

Остатки фресковой росписи, 1915 г.

После начала Первой мировой войны, был издан указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами в 1915 г. уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. Местонахождение иконы неизвестно, в соборе сегодня находится ее копия.
В 1919 г. польские власти закрыли и опечатали Благовещенский собор, еще через 3 года монастырские здания были переданы школе, а братию изгнали.

В 1939 г. восточные воеводства Польши были заняты Красной армией. В соборе были устроены мастерские и кузница, в печке которой исчез иконостас; в церкви Иоанна Богослова – кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения, в Супрасль возвратились монахи. Однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления нацисты взорвали Благовещенский собор. Он был превращен в груду кирпича.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
Возрождение монастыря началось, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. 4 июня 1984 г. был освящен краеугольный камень и начато восстановление Благовещенского собора по сохранившимся обмерам.
«Разборки» с католиками тем не менее продолжались. В июле 1990 г. претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 г. – католическая митрополичья курия. После судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 г. были переданы Православной Церкви, однако лишь 28 февраля 1996 г. Совет министров Польши вынес окончательное решение.
Правительство Беларуси выделило в 1990-е гг. на реставрацию монастыря 200 тыс. шт. кирпича и 500 м3 гранита. В 1998 г. были восстановлены купола, и через год в Супрасле возобновилось монашеское житие, наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

Только в 2005 г. монастырю передали древние катакомбы, где были похоронены монахи-основатели Лавры. Сейчас там проводятся реставрационные работы.

Современный вид интерьеров Благовещенского собора весьма аскетичен. Еще 2 года назад здесь были голые кирпичные стены, сейчас их покрыли штукатуркой. Ввиду запрета фотосъемки в храме привожу фото с сайта монастыря .

Копия Супрасльской иконы Божией Матери очень почитается верующими разных конфессий, и многие приходящие сюда получают просимое, о чем свидетельствуют дарственные приношения на иконе.

В июле 2016 г. силами международной польско-сербской команды начались работы по восстановлению фресковой росписи центрального купола.

А еще прямо на территории Благовещенского монастыря находится Супрасльский музей икон - филиал государственного Подляского музея (г. Белосток). Православная церковь и музейщики здесь прекрасно уживаются друг с другом, более того, их сотрудничество приносит явный эффект синергии. Рассказ об этом в следующей части поста.

Сколько у Бога верных последователей, усердных тружеников в великом деле домостроительства спасения рода человеческого, сколько уже прославленных на небесах и еще безвестных миру! Угодно было дивному во святых Своих Богу прославить одного из таких тружеников на ниве Христовой, преподобного Гавриила Афонского, явлением нетленных мощей его в Свято-Ильинском соборе града Одессы 9 (22) июля 1994 года.

Преподобный и богоносный отец наш Гавриил родился 8 января 1849 года в Киевской губернии, в семье небогатых родителей. День его рождения совпал с днем церковной памяти преподобного Георгия Хозевита, и в крещении младенец был наречен Георгием. По всей видимости, первоначальное христианское воспитание Георгий получил от своих родителей. На двенадцатом году жизни отрок осиротел. При помощи воспитательниц он получил образование в сельской школе, особенно показав свое прилежание в изучении Слова Божия. Он быстро постигал церковную грамоту, любил читать Священное Писание, духовно-назидательные книги, обнаруживая при этом светлый ум и ясную память, украшая себя добродетелями. Юношей, во время тяжелой болезни, он дал обет посетить по выздоровлении святые места Киевской земли, что и исполнил в скором времени. Посещение лаврских святынь и других монастырей произвело на него глубокое впечатление. Георгий своими глазами увидел места подвигов преподобных отцов, о которых много слышал и читал, и с благоговением лобызал нетленные мощи подвижников святой Руси, прося их молитв.

В душе благочестивого юноши зародилось желание следовать по стопам преподобных, подражать их подвигам, подобно им отречься от мира и посвятить жизнь иноческому деланию. Пробыв некоторое время на родине, он вторично отправляется в Киев и просит братию Феофановской пустыни принять его в число насельников обители. С любовью Георгий был принят послушником и отдан в научение монашеской жизни смиренномудрому отцу Вонифатию. Подражая старцам пустыни, юный послушник ходил в храм, выстаивал длинные монастырские службы до конца, любил молитву, старательно нес возлагаемые на него послушания.

В 1867 году представился благоприятный случай посетить Иерусалим и Афон. Получив старческое благословение, послушник Георгий отправляется в Иерусалим, где поклоняется Живоносному Гробу Господню и другим святыням, а на следующий год прибывает на Афонскую гору.

И вот перед ним открылся Афон - удел Богоматери с его святынями, чудотворными иконами и строгим монашеским житием, остров молитвы и духовной жизни, тысячелетнее монашеское царство, служащее Творцу веков денно и нощно. Георгий с изумлением взирает на обитателей Афона - святых отцов и преподобных пустынников, монахов, живущих не в искаженном грехом мире, но в мире преображенном, где, очистившись от страстей, подвижник созерцает Бога. Георгий воочию убеждается, что афонские монахи - это мученики Христовы, «в чувствах удалившиеся от мира и в мыслях умершие для мира», которые поистине проходят все блаженства Господни, которые горячо возлюбили тройную нищету: материальную, духовную и телесную. Ибо обнищав духом, они обогащаются; став кроткими, наследуют землю; плача, утешаются; жаждая правды, насыщаются; умилосердившись, будут помилованы; очистив сердце, узрят Невидимого; стяжав душевный мир, нарекутся сынами Божиими.

Безмолвный вид монахов с лицами, обращенными к земле, пещеры пустынников-молитвенников за род человеческий, благолепные обители, строгий уклад монастырской жизни, сама природа святой Горы произвели на послушника Георгия неотразимое впечатление. «Горячая любовь к Тебе и горячее желание Тебя, Господи, охватили этих ангелов, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и еще большие возгорелись в них желание и любовь. Ибо не может возжечь так слово, как созерцание дел». Георгий увидел добродетельную, истинно монашескую, подвижническую жизнь насельников святой Горы. Сердце его распалилось огнем Божественной любви. До конца отвергнув все мирское, он остается на Афоне и там посвящает себя служению Богу.

Более других русских обителей ему понравился скит святого пророка Божия Илии, братия которого проводили строгую иноческую жизнь. Настоятель отец Паисий П., любвеобильный и незлобливый старец, подверг молодого послушника обычному испытанию, ибо он принимал в скит с разбором и не раньше, как вполне убеждался в горячем желании брата стать истинным иноком. Архимандрит Паисий и братия полюбили Георгия, который добросовестно и с радостью нес различные послушания в обители, отличался кротостью и смирение. Юноша возлюбил ночное скитское богослужение, святую молитву, возводящую к Господу, уединение и безмолвие. Возрастало его стремление к иноческой жизни.

Как испытанный послушник, в 1869 году он принял пострижение в монашество с именем Гавриил, в честь Архистратига Гавриила, небесного посланника, благовестившего радость велию Пресвятой Богородице. Имя «Гавриил» означает «сила Божия». Тезоименитый Архангелу, преподобный Гавриил стяжал в своем житии ту Божественную силу, которую совершал в немощи, неся болезни и труды, исполняя послушания, возложенные на него священноначалием Ильинского скита. Решительно оставив мир с его страстями и соблазнами, святой муж в глубокой вере взыскал Града небесного, сердцем, душой и всем помышлением принадлежа ему. Подражая в трудах и молитвах преподобным отцам Афонским, молодой монах Гавриил становится мужем духовной зрелости. Преуспевая в подвигах, в 1874 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1876 году - во иеромонаха, облагодатствован «велиею честию священства», призван «священнодействовати за люди» и «о своих гресех и о людских неведениих приносити жертву правды». Иеромонах Гавриил старается все силы употребить на то, чтобы жить свято и угождать благодеющему Господу, пребывать в молитве, ум и сердце держать в чистоте.

В постоянных трудах и послушании, при бдительном руководстве старца отец Гавриил преуспевал во внутренней духовной жизни. Внимая себе, он ясно научился видеть, что сам человек - ничто, и в борьбе с собою, своими греховными страстями и пороками он бывает победителем лишь настолько, насколько смиряет себя и призывает в помощь Господа. Озаренный благодатью Божией дух его устремляется к соединению со Сладчайшим Иисусом. В подвижнической жизни отца Гавриила постоянно встречались скорби и искушения, но он все переносил со смирением и терпением, возводя ум свой горе и твердо веруя в помощь Божию и предстательство Пресвятой Девы. «Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа», - учит преподобный Иоанн Лествичник. Ухищрения и козни бесовские Гавриил побеждал смирением, послушанием, молитвой и постом. Все более и более утверждался он в спасительности монашества и возлюбил его всем сердцем.

Весной 1876 года отец Гавриил был назначен экономом на принадлежащее скиту парусное судно, отходящее ежегодно в Россию ради доставки всего необходимого для жизни в Ильинском скиту. Монашеский бриг «Св. Пророк Илия» совершал рейсы между Афоном, Константинополем, Одессой и Мариуполем, где загружался зерном, мукой, волжской рыбой и прочей снедью. Капитаном корабля был иеромонах, а команда состояла из монахов и послушников - уроженцев Херсонской, Курской и других губерний. Вахта на судне чередовалась с уставным богослужением в палубном храме. Во время русско-турецкой войны эконом иеромонах Гавриил со своим судном находился в Таганроге и в Ростове-на-Дону, а в 1878 году после заключения мира с Турцией возвратился на Афон.

В обители на отца Гавриила возлагались важные послушания казначея, эконома, а также настоятеля Ильинского подворья в Константинополе. Дел по хозяйству было так много, что впору лишь добраться до келий, хоть немного дать отдыха и покоя своему усталому телу, а затем идти на богослужение и снова браться за свои хлопоты для скита. Занимаясь послушаниями по благоустройству скита, отец Гавриил не переставал жить напряженной духовной жизнью. Непрестанная молитва, духовная мудрость, отеческое обращение с братией, сердечная приветливость с посторонними людьми, хозяйственная практичность - все эти качества удивительно сочетались в нем.

После переселения в 1887 году настоятеля скита иеросхимонаха Товии в Ахтырский монастырь Богу угодно было вверить отцу Гавриилу управление Свято-Ильинским скитом. В 1891 году Константинопольским патриархом Иоакимом III иеромонах Гавриил был возведен в сан архимандрита. Новый настоятель, имея от Бога высокие духовные дарования, искусно управлял жизнью обители. Он учил братию необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования. Под влиянием его отеческих наставлений некоторые иноки, кроме исполнения трех обычных монашеских обетов - нестяжания, целомудрия и послушания, брали на себя еще дополнительные обеты, направленные на укрепление духовной воли, возвышение христианского духа. Об отце Гаврииле с братией можно было вполне сказать словами Златоуста: «Монахи - лики ангелов в человеческой плоти; жизнь у них трудная и несносная, но сладостнее и вожделеннее мирской, их уста исполнены благоухания, в их обителях тишина и безмолвие. Они соблюдают строгий пост и встают до рассвета, подвизаясь в благодарениях Богу, молитве и псалмопении. Находясь как бы в пристани, они ведут жизнь, огражденную от всякого волнения. Они воспевают раньше птиц. побеждают страсти легче мирян. Монашескую жизнь нужно ублажать больше, чем царскую. Молитва для монаха что для зверолова меч, смерть для монаха беспечальна, монах врачует страдания других, его подвиг велик. Хотя монахи пребывают в бедности, однако являются обладателями духовных сокровищ во всей вселенной, монахи святы по жизни и вере...»

Много потрудился архимандрит Гавриил для благоустройства и процветания обители, как внутреннего, так и внешнего Со времени закладки в скиту нового храма великой княгиней Александрой Петровной, в монашестве схимонахиней Анастасией, которая прислала первый камень с надписью в основание собора, произошло сильное противостояние греков против русских монахов на Афоне вообще, и против Ильинского скита в частности. Преподобному Гавриилу, как истинном миротворцу, стяжавшему благодатный мир Божий, удалось миром окончить конфликт в пользу Ильинского скита.

Впереди предстояла постройка нового собора, но средств не хватало. По ходатайству настоятеля скита архимандрита Гавриила, по высочайшему соизволению и с благословения Святейшего Синода русскому скиту святого пророка Илии был разрешен сбор подаяний по всей Российской Империи. В конце 1893 года архимандрит Гавриил в сопровождении братии прибыл в Россию со святынями Ильинского скита: чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательницы», частью древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей апостола Андрея Первозванного. По благословен митрополитов Палладия Санкт-Петербургского и Сергия Московского, архиепископов и епископов разных губерний России эти святыни были поставлены в храмах столиц и других городов для поклонения благочестивых христиан и сбора посильных пожертвований.

Поспешением Божиим добрые люди откликнулись на святое дело и своими приношениями дали возможность начать в скиту новые постройки. Святость жизни отца Гавриила, его духовная сила привлекали к нему иноков и мирян. Появились материальные средства, необходимые для скита.

Имея попечение о братии, заботясь о благолепии Афонского Ильинского скита, преподобный не забывал проявлять заботу о российских паломниках, отправлявшихся из отечества в святую Землю и на Афон. Для этого он в 1894-1896 гг. в городе Одессе построил великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле на Ильинском подворье. 22 декабря 1896 года архиепископом Херсонским и Одесским Иустином был освящен главный придел во имя Божией Матери «Млекопитательницы». 23 декабря был освящен правый придел во имя святого пророка Божия Илии, а 28 декабря левый, во имя Архистратига Гавриила. Были также построены помещения со всеми удобствами для паломников.

В 1894 году архимандрит Гавриил заложил в Ильинском скиту на Афоне новый общежительный корпус, постройка которого была окончена в 1898 году. В следующем году он приступил к сооружению нового собора. Ему удалось завершить постройку фундамента и подвальной части храма. Заботы звали его в дорогу, и в 1901 году, несмотря на слабое здоровье, архимандрит Гавриил был вынужден отправиться в Россию на скитские подворья в Одессе, Таганроге и Новониколаевске для распоряжений по хозяйству и назидания братии.

Годы протекали за годами, и много потрудившийся старец приближался к концу своего земного поприща. Светильник жизни стал видимо угасать в нем. Перед отъездом из Афона старец Гавриил, предчувствуя близкую кончину, обратился к братии с прощальными словами: «Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков, если будем носить друг друга тяготы, если будем иметь между собой тот мир, который заповедал нам Иисус Христос, то и сердобольные наши благотворители - истинные чада святой Православной Церкви, молитвенно незабвенные сыны возлюбленного нашего отечества - святой России не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует, по милости Царицы Небесной».

Посетив по пути подворья в Константинополе, Одессе и Таганроге, архимандрит Гавриил в октябре прибыл в Новониколаевск. 14 октября после Божественной литургии он почувствовал недомогание. На другой день здоровье ухудшилось. 18 октября он причастился святых Христовых Тайн, а 19 октября отошел в вечную жизнь, туда, куда всегда были устремлены все его мысли и пожелания.

«Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6). Эти слова исполнились над преподобным Гавриилом, которого Господь сподобил благочестно преставиться после подвигов пастырства и храмостроительства. Телесная смерть для праведника - это не страх и ужас, а врата в небесные чертоги, уготованные Христом верным Своим последователям. Пронеся благое иго в земном житии в терпении и надежде, святой угодник мог твердо сказать: «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который дает мне Господь, Праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7-8). Честные останки старца были перенесены в Одессу и 2 ноября погребены в склепе подворского храма.

«Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 18). Всемилостивый Господь не оставляет род человеческий по Своей любви к Нему, но печется о нем и спасает его от зла и гибели через Своих избранников - угодников Божиих, открывая их затворы и места погребения.

Клирики Свято-Ильинского собора города Одессы иногда слышали в подвальном помещении храма необъяснимые стуки. По свидетельству старых прихожан, по благочестивому местному преданию было известно, что внизу храма под спудом почивают мощи его строителя. По благословению высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела духовенство храма решило обследовать предполагаемое место захоронения, которое находится под крестильным помещением. Это происходило в пятницу 9 (22) июля 1994 года. Знамением обретения святых мощей было следующее событие. В этот день привели в храм юношу лет девятнадцати, одержимого злым духом. Как гадаринский бесноватый, он кричал и бился в руках родителей. С трудом удалось завести его в крестильное помещение, чтобы совершить молитву, во время которой он без чувств распростерся на полу. После того, как его окропили святой водой, юноша, на удивление родных, поднялся и с сильно утомленным видом, но в нормальном состоянии, вышел из крестильного помещения. Это явственно говорило о том, что дух злобы, вышедший из юноши, не мог находиться вблизи того места, где покоились мощи святого.

Вечером священники и работники храма, обследовав стены помещения и разобрав перегородки, обнаружили в нише гроб, покрытый мантией. При этом присутствующие почувствовали как бы веяние свежего воздуха. Так были обретены мощи старца архимандрита Гавриила. Честные мощи были положены в храме в гробнице.

Исцеления от мощей были отмечены уже в первые дни. Так, 13 (26) июля, на престольный праздник Архистратига Гавриила, получила значительное облегчение во время молитвы у обретенных мощей тяжелоболящая, одержимая злым духом раба Божия Н.

14 (27) июля во время вечернего богослужения и молитвы у мощей получил совершенное исцеление больной ноги инвалид второй группы З-й. Он покинул храм, не хромая и не опираясь на палку.

16 (29) июля в собор принесли на носилках расслабленного. Находясь вблизи мощей, больной почувствовал, что его покрыл яркий свет, и получил облегчение в страдании.

С детских лет страдает спастическим параличом (задета центральная нервная система (болезнь Литля) раба Божия А-ко, испытывая мучительные боли. После неоднократных посещений Свято-Ильинского собора и молитв у мощей преподобного Гавриила Афонского она получила значительное облегчение, боли почти прошли, появился нормальный сон, без помощи других начала передвигаться.

Чудеса у честных мощей совершаются иногда при многих свидетелях, иногда в сокровенной тайне по вере притекающих к святыне.

«Благодарим суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших...» Всемогущий Бог даровал православным нового молитвенника и предстателя.

Сегодня к преподобному Гавриилу приходят верующие, прося его молитв о себе и своих близких. Приходят простые люди, архиереи, иереи, монахи. Он молится о всех, он молится о нашей Церкви и о нашей земле.

Идут православные к святым мощам Гавриила, чтобы преподобный молитвенник, утешитель и отец помог нам все принимать от Бога с верой и терпением, по-христиански. Дабы Господь научил нас смирению и дал нам силы в борьбе с унынием, соблазнами и грехом.

Его честные мощи источают исцеления всем, с верою к ним притекающим, ибо там, в селениях небесных, молит Господа преподобный Гавриил о чтущих его святую память, чтущих любящим сердцем, чтущих своей жизнью и в молитве с надеждой взывающих:

Преподобне отче наш Гаврииле, моли Бога о нас!

(8.01.1849, Киевская губ.- 19.10.1901, ст-ца Новониколаевская Таганрогского окр. обл. Войска Донского), прп. (пам. 9 (22) июля), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне. Род. в бедной семье, крещен во имя прп. Георгия Хозевита. В 12 лет лишился родителей, жил на попечении дальних родственников, окончил сельскую школу. Во время тяжкой болезни дал обет послужить Господу.

В 60-х гг. XIX в. паломничал по мон-рям Киевской губ., поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Златоверхому киевскому мон-рю , стал учеником игум. Вонифатия (Виноградского) . В 1867-1868 гг. совершил паломничество на Св. землю и Афон и поступил послушником в скит прор. Илии. В 1869 г. пострижен в монашество с именем в честь арх. Гавриила. В 1874 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1876 г.- иеромонаха. С 1876 г. служил экономом монастырского корабля, с 1878 г.- казначеем скита, настоятелем подворья скита в К-поле. В 1891 г. К-польским патриархом Иоакимом III возведен в сан архимандрита. Г. А. удалось разрешить конфликт с кириархиальным мон-рем Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, в 1893-1901 гг. побывал во мн. рус. городах со святынями Ильинского скита: иконой «Млекопитательница» (XVII в.), частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей ап. Андрея Первозванного. По инициативе Г. А. в 1894-1896 гг. в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства Г. А. привез с Афона на корабле «Св. пророк Илия». 22 дек. 1896 г. Г. А. вместе с архиеп. Херсонским Иустином (Охотиным) освятил главный придел церкви в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», 23 дек.- правый придел во имя прор. Илии, 28 дек.- левый придел во имя арх. Гавриила. По обеим сторонам храма были построены 3-этажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим. В 1894 г. заложил, а в 1898 г. построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены 2 цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. Построены подворья скита в Таганроге и ст-це Новониколаевской. В 1899 г. начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 г. вместе с еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) Г. А. сослужил К-польскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Андрея апостола скита на Афоне.

В 1901 г., несмотря на плохое состояние здоровья, отправился в поездку по российским подворьям Ильинского скита в Одессу, Таганрог, ст-цу Николаевскую. Перед отъездом с Афона Г. А., предчувствуя близкую кончину, завещал братии: «Мир мой оставлю вам, мир мой даю вам... Если будем жить в духе истинных иноков... то и сердобольные наши благотворители... не имут оставить нас своими щедрыми вспомоществованиями, чем и обитель наша существует». Он был похоронен в склепе храма одесского подворья. 22 июля 1994 г. по благословению митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) клирики храма открыли нетленные мощи подвижника. В последующие дни от святыни совершилось неск. исцелений. В 1994 г. Свящ. Синодом УПЦ Г. А. был канонизирован, рака с его мощами установлена в соборе бывш. подворья, к-рое в 1995 г. обращено в одесский во имя святого Илии пророка муж. мон-рь . Составлены тропарь, молитва и акафист святому. Ежедневное монастырское богослужение начинается с братского молебна у мощей подвижника. Частица от гроба, в к-ром были обретены мощи Г. А., хранится в соборе св. Александра Невского в Мелитополе.

Лит.: Ващенко Вс . Скит св. прор. Ильи // Правосл. путь. Джорд., 1961. С. 167-168; он же . Святоименный Афон. Штутгарт, 1962. С. 34-36; Канонизация одесских святых. Од., 1995. С. 5-51; Басин И . Канонизация святых в Украинской Правосл. Церкви Московского Патриархата, 1993-1996 гг. // Вестн. РХД. 1997. Т. 176. № 2/3. С. 222-223; Житие // Рус. паломник. 2001. № 23. С. 5-13; Жития Одесских святых. М., 2002.С. 238-256.

П. В. Троицкий