Арсений коневский о чем молятся. Коневская икона Божией Матери. Арсений Коневский. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Арсению, Коневскому чудотворцу

Чудотворный список Коневской иконы Божией Матери находится в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре на острове Коневец.

История этой чудотворной иконы Божьей Матери связана с житием преподобного Арсения Коневского. Желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, он отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, Арсений решил возвратиться в своё Отечество, чтобы на родине продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Божией Матери.

И вот, сопутствуемый иконой Богородицы, Арсений в 1393 году возвратился в Россию, пришёл в свой родной город Новгород, и вскоре по благословению архиепископа Новгородского Иоанна отправился на поиски места под будущую обитель по реке Волхов в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину – Нево-озеро,. Осмотрев много островов, подвижник остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца. Здесь преподобный Арсений водрузил крест, построил себе келью, а через некоторое время соорудил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подвижническая жизнь Арсения привлекла к нему желающих подражать ей, и вскоре на острове возник монастырь, получивший название Коневский.

Остров Коневец расположен в юго-западной части Ладожского озера; от берега его отделяет водное пространство (около 6 км), которое корабль в тихую погоду преодолевает за 40 минут. Наибольшая длина острова не превышает 8 км, а ширина равна в среднем 3 км. Название острова происходит от Конь-камня, валуна весом более 750 тонн, до конца XIV века служившего жителям побережья местом языческих жертвоприношений. Время основания Коневского Рождество-Богородичного Монастыря - конец XIV века. Это эпоха победы на Куликовом поле, свершившейся в 1380 году в праздник Рождества Богородицы - 8 сентября (по старому стилю). Победа была связана с духовным возрождением Руси, неотделимым от имени ее величайшего святого - Преподобного Сергия Радонежского, вдохновителя создания общежительных монастырей на Русском Севере. Несомненна духовная связь между Преподобным Сергием и основателем Коневского монастыря Преподобным Арсением, проявившаяся в возрождении древней иноческой практики «умной молитвы», и в освящении храма обители во имя Рождества Богородицы. Преподобный Арсений Коневский, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, избрав путь иноческого служения Богу. На Лисьей горе он принимает монашество - ангельский образ. Оттуда удаляется на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Он возвращается на родину, и, получив благословение новгородского Святителя Иоанна, отправляется по Волхову на север в поисках уединенного места для основания обители. Судно, на котором он плыл, дважды прибило к острову Коневец. Первоначально Преподобный Арсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пресвятой Богородицы, получившем название Святой горы. В фильме звучит музыка византийского композитора Иоанна Кукузеля (около 1280 — 1360)

.
Чудесная помощь Божией Матери Арсению была явлена при самом начале поселения его на острове. От одного рыбака преподобный узнал, что на северо-западной стороне острова находится очень большой камень, который весьма почитается суеверными окрестными жителями. Ежегодно весной они переправляют на этот остров на выпас свой скот, оставляют его без пастуха и забирают обратно глубокой осенью. Отправляясь же со скотом на берег, жители оставляют на острове у священного камня одного коня в жертву духам за сохранение в целости скота. Конь исчезал бесследно, так что на следующую весну не находили даже его останков. Это показывало, что духами - покровителями острова жертва принята. «И доселе, - говорил рыбак, - духи обитают под этим камнем и наводят страх на людей».

Выслушав рассказ рыбака, преподобный Арсений с иконой Богородицы отправился к этому камню и, сотворив молитву, прогнал бесов. Предание говорит, что злые духи, приняв вид воронов, улетели с острова на Выборский берег, в большую губу, которую вскоре местные жители назвали Чёртовой Лахтой. И впоследствии Божия Матерь являла множество чудес от Своей иконы.

Чудотворный образ Коневский изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов. В настоящее время икона Божьей Матери находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Коневской»

Пред иконой Пресвятой Богродицы «Коневская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.

О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии, Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех, выну приходящих к ней с верою и любовию и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава возвратившему от Новаграда, слава действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

(Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. (пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и в Соборе Петербургских святых), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. № 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. № 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному.

А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий)). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы).

В 1393 г. А. К. вернулся в Новгород и вскоре по благословению архиеп. Иоанна II отправился в плавание по р. Волхов на оз. Великое Нево (Ладожское) в поисках места для создания мон-ря. В печатном житии (СПб., 1850) сказано, что А. К. побывал на Валааме, но, увидев, что в мон-ре многолюдно, покинул его. Достигнув о-ва Коневец, А. К. решил было плыть дальше, но ветер пригнал лодку, в к-рой находился преподобный с учениками, обратно. А. К. высадился на острове в месте, позднее получившем название Филиппова Лахта, в XIX в. здесь был поставлен крест и устроен скит. Потом святой переселился в бухту, к-рая после посещения мон-ря Новгородским архиеп. свт. Евфимием (Вяжицким), вероятно в 1444 г., стала называться Владычной Лахтой. Здесь ок. 1393/94 г. и возник мон-рь, в 1398 г. в обители поставили ц. в честь Рождества Богородицы. В печатной редакции жития святого говорится, что через год после поселения А. К. на Коневце к нему пришел инок Лаврентий, посланный валаамским игум. Силой звать святого на Валаам, но А. К. не согласился, поскольку полюбил безмолвный Коневец. Первоначально Коневский мон-рь, по-видимому, не был строго общежительным. Однажды ночью некий прозорливый старец мон-ря услышал разговор двух бесов. Один из них сказал, что все новгородцы хвалят житие коневского игумена. Другой подтвердил, что правило монастырское «без порока», но в жизни А. К. для бесов утешительно то, что он держит в своей келье угощение для благотворителей обители. Наутро старец рассказал все А. К., и тот повелел келарю устроить в мон-ре общую трапезу и ничего по кельям не держать (БАН. Арх. Д. 233. Л. 504). Преподобный изгнал бесов от находившегося на острове Коня-камня, к-рому язычники приносили жертвы. После того как А. К. вместе с монастырским священником окропил камень св. водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам (БАН. Арх. № 3. Л. 17об.-18). После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня, часовня была возобновлена в кон. XIX в. На первоначальном месте мон-рь простоял 25 лет, затем из-за наводнения его местоположение было изменено.

А. К. вторично посетил Афон. Во время его отсутствия в обители случился сильный голод, и монахи хотели разойтись. Инок мон-ря старец Иоаким молился в лесу Пресв. Богородице, чтобы она защитила обитель. Ему явилась Сама Пречистая Дева, в утешение сказав, что преподобный скоро вернется и привезет все необходимое. На следующий день прибыл А. К., доставив на 2 кораблях «множество потребных». Место, где молился Иоаким, стало называться Святой горой, впосл. там поставили крест, в XIX в. устроили скит, куда в день памяти преподобного совершался крестный ход из мон-ря.

Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Умирая, А. К. завещал братии мон-ря хранить Устав Святой горы, «трапезу держати равну». Преподобный был погребен на паперти ц. в честь Рождества Богородицы, впосл. над местом его погребения был устроен придел во имя прп. Онуфрия Великого.

Свидетельства о почитании А. К. сохранились начиная с XVI в.: в 1551 г. в Коневскую обитель боярскими детьми М. К. Бровцыным и Г. И. Щетининым был вложен покров с вышитым образом преподобного. Составитель «Сказания о Валаамском монастыре» (кон. 50-х - 60-е гг. XVI в.) упоминает «великого началника манастыря… святого Арсениа». Первое датированное посмертное чудо, совершенное святым, относится к 1573 г.: житель Корельской земли Афанасий Беляй был захвачен в плен и работал в доме некоего шведа. Афанасий имел обыкновение молиться перед иконой Спасителя, и однажды во сне ему явился Господь, повелевший взять икону и идти на Коневец. Во время плавания по морю, когда все на корабле спали, Афанасия разбудил А. К., святой сказал: «Востаните и зрите на море, се бо змий сипит». Разбуженные Афанасием люди увидели швед. судно и успели скрыться. Память А. К. внесена в месяцеслов Симона (Азарьина) под 8 сент., его преставление отмечено под 12 июня (РГБ. МДА. № 201. Л. 302, 329об., сер. 50-х гг. XVII в.). В «Описании о российских святых» преставление преподобного отнесено к 9 сент. Начиная с XVIII в. известны тропарь, кондак и молитва А. К., в 1819 г. по решению Святейшего Синода память А. К. была внесена во все месяцесловы.

Пимен, архим. коневский и валаамский († 22 дек. 1910), автор описания мон-ря, сообщает, что мощи А. К. были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского мон-ря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий мон-рь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, к-рый, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в мон-рь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-швед. договора, по к-рому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий мон-рь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского мон-ря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей А. К. в Деревяницкий мон-рь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого мон-ря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей А. К. 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого.

В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому мон-рю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий мон-рь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в мон-рь 3 сент. 1799 г. по благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . 12 июня 1809 г. был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 г. в нижнем Сретенском храме собора над мощами А. К., находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 г. ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 авг. 1849 г. свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую ц. во имя А. К., устроенную в сев.-вост. угловой башне мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре помимо чудотворной Коневской иконы Пресв. Богородицы, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 г. хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами А. К. и 2-го игумена Коневского мон-ря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского мон-ря (Финляндия), куда она была вывезена коневскими монахами в марте 1940 г. Ковш преподобного и покров 1551 г. хранятся в Музее правосл. искусства г. Куопио (Финляндия). В мае 1991 г. Коневский мон-рь был передан РПЦ, в нояб. того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи А. К.

Имя А. К. внесено в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова).

Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 233; Служба, житие и слово похвальное Арсению Коневскому. СПб., 1850; Служба преподобному отцу нашему Арсению, коневскому чудотворцу. СПб., 1864, 1879; Описание о российских святых. С. 43; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 451-465; Kirkinen H . Bysantin Perinne ja Suomi. Joensuu, 1987. S. 97-118.

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 624; Историческое изображение о начале Коневския обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. СПб., 1822; Ключевский . Древнерусские жития святых. С. 357; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 58-59; Филарет (Гумилевский) . РСв. Июнь. С. 65-70; Пимен (Гаврилов), архим . Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1892; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 178; Будовниц И . У . Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по житиям святых). М., 1966. С. 120-126; Русак В . Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших // ЖМП. 1974. № 12. С. 16-21; Дмитриева Р . П . Варлаам // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Бобров А . Г . Книгописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - 1-я пол. XV в.) // Книжные центры Древней Руси XIV-XVI вв. СПб., 1991. С. 79, 82; Комаров Е . Обитель преподобного Арсения // ЖМП. 1991. № 11. С. 20-24; Охотина-Линд Н . А . Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 35, 59, 89, 106-108; Степанова И . Остров вдохновений // АиФ. 2000. Сент. № 36 (1037); Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. № 198, 227; Т. 2. С. 60, № 61.

А. А. Романова

Иконография. Наиболее ранним сохранившимся изображением является шитый покров 1551 г. на гроб преподобного, пожертвованный Бровцыным и Щетининым (Музей правосл. искусства г. Куопио); А. К. представлен в полный рост, прямолично, в монашеском одеянии, с непокрытой головой и широкой окладистой бородой, правой рукой указывает на свиток в левой; вверху надпись: «Преподобный Арсений старец Коневского монастыря». На крышке серебряной раки, созданной в 1842-1843 гг. в С.-Петербурге Ф. А. Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио), святой изображен с закрытыми глазами, в схиме, с куколем на голове и крестообразно сложенными на груди руками; на барельефах боковых граней раки помещались клейма с сюжетами его жития: игум. Иоанн на Афоне благословляет святого иконой Божией Матери на путь в Россию; прибытие А. К. на Коневец и моление пред чудотворным образом, указавшим место для мон-ря; избавление иноков от потопления по молитве святого; успение преподобного; надгробная служба свт. Евфимия II, архиеп. Новгородского, держащего в руках Коневскую икону Божией Матери.

К иконографии древнего надгробного образа, вероятно, восходят поясные прямоличные изображения А. К., получившие распространение в XVIII-XIX вв.: местные иконы 1-й четв. XIX в. из иконостасов храмов Коневецкого мон-ря (образ А. К. с Коневской иконой Божией Матери в руках, в серебряной позолоченной ризе (пожертвован в 1839), из Сретенского собора), пядничные иконы (см. Пядница), паломнические образки, писавшиеся в мон-ре в нач. XX в. (частное собрание, С.-Петербург). На иконе кон. XVIII в., в ризе московской работы 1800 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), преподобный представлен по пояс, с развернутым свитком в левой руке, у него окладистая курчавая борода, разделенная надвое; в верхних углах средника - иконы Божией Матери Казанская и Рождества Богородицы (икона храмового праздника мон-ря). В кон. XIX - нач. XX в. появились иконы с поясным образом А. К. в схиме, вполоборота влево, с развернутым свитком в правой руке и прижатой к груди левой, что связано с распространением литографированных изображений святого, изданных архим. Израилем (напр., литография 1877 г.; икона кон. XIX в. (Музей правосл. искусства г. Куопио)).

Др. тип изображения А. К. сложился в кон. XVIII - нач. XIX в., одновременно с появлением новой редакции жития А. К.: преподобный представлен на фоне вновь отстроенного каменного мон-ря в молении Коневской иконе Божией Матери, в рост, в монашеских одеждах, правой рукой он указывает на мон-рь, в левой держит развернутый свиток, обычно с текстом: «Братие возлюбим Бога и друг друга якоже заповедано нам», напр., на серебряном окладе книги Апостольских посланий (изд. 1759), изготовленном в 1834 г. мастерами М. Карпинским и Верховцевым (Музей правосл. искусства г. Куопио). Мон-рь представлен либо со стороны гавани (икона А. К., написанная после 1812 (ГРМ),- с изображением каменной колокольни (1812)), либо сверху (2 иконы ок. 1814 (Музей правосл. искусства г. Куопио), происходящие из Валаамского мон-ря и церкви в Тохмаярви (Финляндия)). Широкое распространение подобной иконографии связано с общерус. канонизацией А. К. и возрастанием паломничества в мон-рь.

Образ А. К. помещен на иконах Собора Карельских святых, 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио), кон. XIX - нач. XX в. (из иконостаса семинарского храма в г. Куопио), где представлен в центре 3-го ряда, с Коневской иконой Божией Матери в руках; также на прориси с иконы XVIII в., в составе 68 Новгородских чудотворцев, предстоящих иконе «София Премудрость Божия»; на прориси с иконы 1814 г. старообрядческого иконописца Петра Тимофеева - в числе 189 рус. святых (Маркелов . Т. 1. C. 399, 455).

В иконописных подлинниках облик А. К. обычно уподоблялся внешности преподобных Сергия Радонежского , Иосифа Волоцкого , Ефрема Сирина : «Сед, брада Сергиева, аки Иосиф Ламский» (Софийский подлинник. С. 18. 10 сент.); «Сед, брада тупая Сергиева, в схиме, риза преподобническая, мантия многошвенна, ряска дичь» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 30об. 8 сент., 20-е гг. XIX в.); «Сед, плешив, аки Иосиф Ламский брадою и ризою, в руке свиток» (Там же. Л. 31об. 10 сент.); «Рус, брада аки у Ефрема Сирина» (Там же. Л. 213об.).

Лит.: Историко-статистическое описание Рождественского Коневского мон-ря (С.-Петербургской епархии). СПб., 1869; Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873; Акафист прп. Арсению Коневскому чудотворцу. Выборг, 1924, 1995р [изображение на обл.]; Aaltosen W . Ikoninäyttely. Turku, 1968. Fig. 70; USA: N 200-Vuotisjuhliin Osallistunut Ikonikokoelma. Kesäkausi, 1977. N 16, P. 40. Il. P. 41; Konevitsan Luostarin muistro, 1393-1978. Pieksämäki, 1978. N 129; Den Ortodoxa Kyrkans heliga Föremål / Åbo stads hist. museum 9.6.- 29.7. Kuopio, 1979. N 21. P. 10-11; Konevitsan Luostari / Toimittanut Jorma Heikkinen. Helsinki; Pieksämäki, 1983. Р. 92-102; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 93. Pl. 76. Р. 31, 68, 101, 108, 115; Толстой М . В . История Русской Церкви. М., 1991 [прорись на с. 221]; Русские монастыри: Искусство и традиции: Кат. выст. СПб., 1997. С. 153. Цв. илл.; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. С. 398-399, 454-455. Т. 2. С. 60.

И. А. Шалина

Поручая обитель свою Матери Божией, он обещал духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно отошел ко Господу 12 (25) июня 1447 года, в день, когда святая Церковь отмечает память преподобных Онуфрия и Петра Афонских, по примеру коих он подвизался.

Блаженный Арсений происходил из Великого Новгорода, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился. Сердце его, разгораясь Христовой любовью, побудило его оставить мир, чтобы искать безмолвной жизни. Сперва удалился он в соседнюю Великому Новгороду обитель Рождества Богородицы, на Лисьей горе.

Там прожил святой одиннадцать лет, совершив иноческий искус, постриг власы свои и сделался совершенным иноком. Вся братия смотрела на него, как на данный ей свыше образец жития иноческого.

НОВОГОРОДЕЦ НА АФОНЕ

Давно уже жило в душе преподобного Арсения желание посетить Святую Гору Афонскую, и он воспользовался пришествием в Новгород некоего афонского инока. Припав со слезами к ногам игумена, Арсений умолял отпустить его на Гору Афонскую. Долго игумен не соглашался на его прошение, чувствуя, какое будет от того лишение для обители, но наконец не мог не уступить слезному молению ревностного инока.

Радостно пошел Арсений в путь свой с благословением отеческим, и благополучно достиг Святой Горы, где был с любовью принять игуменом Иоанном. Настоятель велел пришельцу подвизаться в общих трудах с братией. Посему прошел Арсений по порядку все монастырские службы, начиная с древоделания и печения хлебов, и всякую службу исполнял с чрезвычайным смирением послушанием, считая себя за худшего из братии.

Игумен, узнав искусство русского пришельца ковать медные сосуды, занял его предпочтительно этим рукоделием, и в глубоком безмолвии ковал он сосуды для потребы монастырской, посвящал на то целый день, а ночь проводил в молитве, едва дозволяя себе мало отдыха, ибо был крепок и мужественен. Безмездно трудился он не только для своей обители, но и для других святогорских монастырей; ибо отовсюду приносили ему медь для кования сосудов, как только услышали о его искусстве. Неизвестно, в какой собственно обители подвизался преподобный Арсений, должно, однако, наверное полагать, что в Россиконе, ибо это было общее пристанище всех русских пришельцев.

Опасаясь, чтобы множество приходивших к нему не обременило братии его обители, принял он благословение от своего игумена обойти все монастыри Святой Горы, чтобы потрудиться на пользу каждого из них, не ради злата и серебра, но для душевного спасения, и в таком подвиге пробыл три года. Тогда пришло ему желание возвратиться в родную землю, чтобы там поставить обитель во славу Матери Божией, к Которой имел теплую веру. Арсений стал просить игумена об отпуске на родину, и тот, исполненный духа прозорливости, пророчески сказал ему, что Господь воздвигнет чрез него обитель в стране северной, которая спасется его молитвами от многих бесовских прелестей и суеверий.

Отечески благословил его настоятель двойной иконой Владычицы с Предвечным Младенцем с одной стороны, и Нерукотворного образа Спасова с другой, дав ему притом Устав Святой Горы. Отпуская же, молился над ним так: «Боже отец наших, призри от престола славы Твоей на раба Твоего Арсения, да почиет на нем всегда благодать Духа Твоего Святого и пребудет с ним благословение Твое».

СЕВЕРНАЯ ОБИТЕЛЬ

В 1393 году блаженный Арсений возвратился в Великий Новгород, неся с собой чудотворную икону Божией Матери со Святой Горы, названную впоследствии Коневской. Здесь предстал он архиепископу Иоанну II, которому поведал все бывшее с ним на Афоне, и просил у него благословения создать на севере обитель во имя Рождества Богородицы. С миром отпустил его владыка, и Арсений с иконой Богоматери отплыл в озеро Ладожское.

Побыв в обители Валаамской, решился он идти на безмолвие в более уединенные места и Промыслом Божиим достиг пустынного острова Коневского. Отсюда преподобный решил было отправиться дальше, но ветер пригнал лодку, в которой он плыл с учениками, обратно. Здесь около 1393/94 года и возник монастырь, а в 1398 году в обители поставили храм в честь Рождества Богородицы. Преподобный изгнал бесов из находившегося на острове Коня-камня (отсюда и название Коневский), которому язычники приносили жертвы. После того как святой Арсений вместе с монастырским священником окропил камень святой водой, рыбаки увидели стаю воронов, летевшую на север и ревевшую подобно волам.

После изгнания бесов, как сообщает монастырское предание, преподобный благословил строительство часовни на вершине Коня-камня. По устроении обители и умножении братии, преподобный Арсений опять пошел на Святую Гору Афонскую, было это при Новгородском архиепископе Симеоне (1416-1421). Случилась тогда великая скудость в его обители, так что братия, одолеваемые голодом, хотели разойтись. Но один из старцев, по имени Иоаким, украшенный благочестием и сединами, взошел на ближнюю к обители гору, где сперва подвизался преподобный, и молил Небесную питательницу Матерь Божию ниспослать им насущный хлеб.

После долгой молитвы, воздремал старец, и сквозь тонкий сон явилась ему Матерь Божия в Небесной славе. «Не скорби, старче», - сказала Она тихим голосом, - «скажи братии, чтобы не расходились от этого места, ибо вскоре прибудет к вам сам Арсений с обилием всего нужного для обители». На другой день Арсений действительно приплыл на двух больших судах и привез с собой множество припасов.

В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения перенести обитель на новое место на том же острове, где мало-помалу им был сооружен каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру из Лисичьего монастыря, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия.

В заботах и трудах на благо обители и в подвигах иночества преподобный Арсений достиг глубокой старости. Еще при жизни преподобного игуменом Коневской обители стал Иоанн. Перед преставлением святой Арсений завещал братии монастыря хранить Устав Святой Горы, «трапезу держати равну». Поручая обитель свою Матери Божией, он обещал духом не расставаться с братией и в самую минуту своего исхода, поддерживаемый учениками, приобщился Божественных Таин и мирно отошел ко Господу 12 (25) июня 1447 года, в день, когда святая Церковь отмечает память преподобных Онуфрия и Петра Афонских, по примеру коих он подвизался. Устав Святой Горы, введенный преподобным Арсением в Коневской обители, в 1865 году был принят и Веркольским Артемиевым монастырем в Пинежском уезде Архангельской губернии.

ЧУДЕСА И ПОЧИТАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Свидетельства о почитании преподобного Арсения сохранились, начиная с XVI века. Начиная с XVIII века, известны тропарь, кондак и молитва святому Арсению Коневскому, а в 1819 году по решению Святейшего Синода имя преподобного Арсения было внесено во все месяцесловы.

Пимен, архимандрит Коневский и Валаамский († 22 декабря 1910 года), автор описания монастыря, сообщает, что мощи преподобного Арсения были обретены в XVI веке, но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ западной стены Рождественского храма. В 1577 году, после захвата Коневского монастыря шведами, братия вместе с игуменом Леонтием перешла в Деревяницкий монастырь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресвятой Богородицы. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского монастыря.

12 июня 1809 года был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, а 21 августа 1849 года святитель Игнатий Брянчанинов освятил в монастыре новую церковь во имя преподобного Арсения Коневского. В мае 1991 года Коневский монастырь был передан Русской Православной Церкви, и в ноябре того же года под полом нижнего Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи преподобного Арсения.

Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015 .

Смотри также:

Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд

Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил

Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не

В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се

В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений.

Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители.

Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие».

Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

Особое усердие проявил святитель Евфимий II (1434-1458). В 1446 году он посетил обитель и кроме щедрых пожертвований подарил преподобному Арсению свой клобук. Так, «евангельски подвизаясь», святой Арсений 12 июня 1447 года «возшел к горнему торжеству» на руках любящей братии и был погребен в монастырском храме.

Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков. Так, однажды он спас от гибели старца Моисея с рыбаками. Застигнутые бурей, рыбаки молились Господу; явившийся святой осенил их мантией, и лодка благополучно пристала к берегу. Житие преподобного Арсения было написано в XVI веке Коневским игуменом Варлаамом. В 1850 году житие было издано вместе со службой и похвальным словом.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний Ко-нев-ский ро-дил-ся в Нов-го-ро-де Ве-ли-ком. Он был ре-мес-лен-ни-ком, ков-цом по ме-ди. В 1373 го-ду по-сту-пил в Нов-го-род-ский Ли-сиц-кий мо-на-стырь, где при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Ар-се-ний.

Один-на-дцать лет про-жил мо-ло-дой инок в оби-те-ли, про-хо-дя раз-лич-ные по-слу-ша-ния. Стре-мясь к еще бо-лее вы-со-ким ду-хов-ным по-дви-гам, пре-по-доб-ный Ар-се-ний ушел на Свя-тую Го-ру Афон. В од-ном из афон-ских мо-на-сты-рей он был 3 го-да, за-ни-ма-ясь из-го-тов-ле-ни-ем по-су-ды из ме-ди для афон-ских мо-на-хов; мно-го вре-ме-ни пре-по-доб-ный Ар-се-ний по-свя-щал мо-лит-ве.

Ко-гда на-ста-ло вре-мя воз-вра-ще-ния на Русь, игу-мен Иоанн бла-го-сло-вил его ико-ной Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, впо-след-ствии по-лу-чив-шей на-име-но-ва-ние Ко-нев-ской, и пе-ре-дал по-движ-ни-ку об-ще-жи-тель-ный устав. Даль-ней-ший по-двиг пре-по-доб-ный Ар-се-ний про-хо-дил на Ва-ла-а-ме. Ча-сто взы-вал инок ко Гос-по-ду, мо-лит-вен-но про-сил он ука-зать ме-сто для устро-е-ния но-вой оби-те-ли. И од-на-жды, ко-гда он на-хо-дил-ся в мо-ре, слу-чив-ша-я-ся бу-ря при-нес-ла его к ост-ро-ву Ко-не-вец, что на Ла-дож-ском озе-ре. Здесь по про-мыс-лу Бо-жию пре-по-доб-ный Ар-се-ний по-ста-вил крест и, остав-шись для по-дви-гов, по-стро-ил ча-сов-ню в 1393 го-ду. По-сле пя-ти-лет-не-го по-дви-га в ски-ту пре-по-доб-ный Ар-се-ний пре-об-ра-зо-вал его в 1398 го-ду по бла-го-сло-ве-нию Нов-го-род-ско-го ар-хи-епи-ско-па Иоан-на (1389-1415) в об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь, где по-стро-ил храм в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Впо-след-ствии, при ар-хи-епи-ско-пе Си-меоне (1416-1421), угод-ник Бо-жий вновь по-се-тил Свя-тую Го-ру Афон, где ис-про-сил мо-литв и бла-го-сло-ве-ния для сво-ей оби-те-ли.

Остав-ши-е-ся без игу-ме-на бра-тия мо-на-сты-ря ста-ли пре-тер-пе-вать раз-лич-ные ли-ше-ния и хо-те-ли разой-тись. Но жив-ший непо-да-ле-ку ста-рец Иоанн по-сто-ян-но мо-лил-ся о них на вер-шине ост-ро-ва. Ма-терь Бо-жия яви-лась ему в сон-ном ви-де-нии и уте-ши-ла: «Ска-жи се-ту-ю-щим бра-ти-ям, что Ар-се-ний ско-ро до-ста-вит им вся-кое про-до-воль-ствие».

Дей-стви-тель-но, пре-по-доб-ный Ар-се-ний ско-ро воз-вра-тил-ся и при-вез все необ-хо-ди-мое. В 1421 го-ду по-сле раз-ли-ва Ла-дож-ско-го озе-ра бра-тия вы-нуж-де-ны бы-ли пе-рей-ти на но-вое ме-сто на том же ост-ро-ве. Под муд-рым ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го Ар-се-ния оби-тель вновь ду-хов-но про-цве-ла. Нов-го-род-ские ар-хи-ереи не остав-ля-ли ино-ков оби-те-ли без сво-ей по-мо-щи.

Осо-бое усер-дие про-явил свя-ти-тель Ев-фи-мий II (1434-1458). В 1446 го-ду он по-се-тил оби-тель и, кро-ме щед-рых по-жерт-во-ва-ний, по-да-рил пре-по-доб-но-му Ар-се-нию свой кло-бук. Так, «еван-гель-ски под-ви-за-ясь», свя-той Ар-се-ний 12 июня 1447 го-да «воз-шел к гор-не-му тор-же-ству» на ру-ках лю-бя-щей бра-тии и был по-гре-бен в мо-на-стыр-ском хра-ме.

Пре-по-доб-ный Ар-се-ний по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель мо-ря-ков. Так, од-на-жды он спас от ги-бе-ли стар-ца Мо-и-сея с ры-ба-ка-ми. За-стиг-ну-тые бу-рей, ры-ба-ки мо-ли-лись Гос-по-ду; явив-ший-ся свя-той осе-нил их ман-ти-ей, и лод-ка бла-го-по-луч-но при-ста-ла к бе-ре-гу. Жи-тие пре-по-доб-но-го Ар-се-ния бы-ло на-пи-са-но в XVI ве-ке Ко-нев-ским игу-ме-ном Вар-ла-а-мом. В 1850 го-ду жи-тие бы-ло из-да-но вме-сте со служ-бой и по-хваль-ным сло-вом.

Молитвы

Тропарь преподобному Арсению Коневскому

Боже́ственною любо́вию возгоре́вся,/ мирска́я пристра́стия от души́ отве́ргше,/ те́сным путе́м по́стничества во след Христа́/ невозвра́тным умо́м ше́ствовал еси́, Арсе́ние всеблаже́нне,/ от Него́же и мзду трудо́в твои́х на Небесе́х восприи́м,/ помина́й нас, чту́щих святу́ю па́мять твою́ и вопию́щих:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Возгоревшись божественной любовью, отвергнув от души мирские пристрастия, тесным путем постничества во след Христа с неизменным духом ты шел, Арсений всеблаженный, от Него же и воздаяние за труды твои принял на Небесах, вспоминай нас, почитающих святую память твою и взывающих: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Ин тропарь преподобному Арсению Коневскому

Ду́хом Бо́жиим наставля́емый,/ возлюби́л еси́ безмо́лвие,/ в не́мже ева́нгельски подвиза́ющуся,/ пречу́дный Афо́нский дар -/ Богома́тере ико́на, дарова́ся ти, всеблаже́нне,/ и, о́браз доброде́телей быв ста́ду твоему́,/ Арсе́ние о́тче наш,/ к Го́рнему торжеству́ возше́л еси́,/ иде́же со А́нгелы ликовству́я,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Направляемый Духом Божиим, ты полюбил безмолвие, в котором, по Евангелию подвизающемуся, удивительный Афонский дар - икона Богоматери даровалась тебе, всеблаженный, и примером добродетелей был стаду твоему, Арсений отче наш, к Небесному торжеству ты поднялся, где, радуясь с Ангелами, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак преподобному Арсению Коневскому

Трисия́тельнаго Божества́ сия́нием просвети́в се́рдце твое́, преподо́бне,/ светови́ден весь яви́лся еси́ доброде́тельми,/ я́ко и Го́ру Афо́нскую свет трудолю́бия твоего́ озари́,/ иде́же святу́ю ико́ну Со́лнца и́стиннаго,/ Христа́, и Его́ Пречи́стыя Ма́тере в дар прии́м,/ на о́стров Нева́ е́зера прише́д,/ оби́тель устро́ил еси́, всеблаже́нне./ Тем, ве́рою и любо́вию к тебе́ притека́юще, ра́достно вопие́м:// ра́дуйся, пресве́тлый свети́льниче, Арсе́ние, о́тче наш.

Перевод: Триипостасного Божества сиянием просветив сердце твое, преподобный, ты весь стал просветлен добродетелями, так и Афонскую гору озарил свет трудолюбия твоего, где святую икону Солнца Правды (), Христа, и Его Пречистой Матери в дар приняв, ты пришел на остров Ладожского озера и устроил обитель, всеблаженный. Потому, с верой и любовью к тебе приходя, с радостью взываем: «Радуйся, преяркий светильник, Арсений, отче наш».

Молитва преподобному Арсению Коневскому

О, всеблаже́нне и Богоно́се Арсе́ние, о́тче наш! Сый во сла́ве Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га, предстоя́ Престо́лу Его́ со все́ми Его́ святы́ми, не пре́зри нас, до́лу су́щих, гре́шных и недосто́йных, со слеза́ми тебе́ моля́щихся, но приими́ серде́чное стена́ние и бре́нных усте́н моле́ние сие́ на́ше. Тебе́ бо вси мо́лимся, о преподо́бне о́тче, и тебе́ умиле́нно про́сим: бу́ди о нас хода́тай и моли́твенник тепле́йший ко Всеблаго́му Бо́гу. Моли́ бла́гость Его́, е́же спасти́ нас от прегреше́ний на́ших, и́миже весть судьба́ми. Моли́ся щедро́там Его́, е́же подава́ти ще́дро всему́ ми́ру потре́бная. Моли́ся Даю́щему всем мир низпосла́ти мир це́рквам, собира́я расточе́нныя воеди́но, сохрани́ти зе́млю Ру́сскую в ми́ре и тишине́, и всем ве́рным в до́ме, и на пути́, и на мо́ри, и повсю́ду дни бла́ги и безмяте́жны дарова́ти; благослови́ти труды́ отце́в и бра́тий на́ших и прости́ти всех согреше́ния во́льная и нево́льная, я́ко да сподо́бимся и мы, гре́шнии, вку́пе с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Арсению, Коневскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче наш Арсение, благий и верный рабе Господень, труды и подвиги твоими восток и север озарил еси. Прославляя прославльшаго тя Господа, похвальная восписуем ти, яко усердному служителю Богоматере; ты же, яко имеяй благодать молитися за ны, поминай нас, любовию тебе поющих: Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Икос 1

Ангельски жити желая, во ангельский образ облеклся еси и на земли небесный человек явился еси, темже ангельскими гласы подобаше и восхвалити тя, преподобне отче Арсение; но аще и грехи обременени есмы, обаче с любовию дерзаем человеческая славословия воспети ти сице: Радуйся, Новаграда Великаго древо Богонасажденное; Радуйся, плоды добродетелей миру принесшее. Радуйся, любве сокровище неиждиваемое; Радуйся, мира Божественнаго вместилище благоуханное. Радуйся, терпения источниче неизсякаемый; Радуйся, благости кладязю благодати неизчерпаемый. Радуйся, милосердия пучино безмерная; Радуйся, веры правило известнейшее. Радуйся, кротости образе изряднейший; Радуйся, воздержания учителю предивный. Радуйся, тяготы греховныя притекающих к Тебе носителю; Радуйся, Закона Христова усердный исполнителю. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 2

Видя жития сего непостоянное и в мире всяческую суету, преподобне отче Арсение, от юности своея потщался еси украшатися добродетелей виды и приуготовлятися в Вышний Сион, во град Бога Живаго, идеже ныне со тмами Ангел и всеми святыми поеши: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неудоборазумеваемый, сокровенный святым в Небеснем Иерусалиме, постигнути желая, земная отринув, во обитель в пределех Новаграда на горе вселился еси, преподобне отче Арсение, и тамо ангельски пожив, путь был еси ко спасению всех, вопиющих ти сицевая: Радуйся, нищих духом в Царствие Небесное водителю; Радуйся, плачущих по Бозе утешителю. Радуйся, кротких к дивному наследию приуготовителю; Радуйся, алчущих правды истинный насытителю. Радуйся, жаждущих вечныя жизни сладкое питие; Радуйся, милостивых невидимый соучастниче. Радуйся, чистых сердцем смиренный учителю; Радуйся, миротворцев любвеобильный наставниче. Радуйся, изгнанных правды ради верный спутниче; Радуйся, терпящих поношения за Христа сострадателю. Радуйся, со всеми святыми вселивыйся; Радуйся, во Царствии Отца Небеснаго, яко солнце, просветивыйся. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго подвизаше тя, преподобне отче Арсение, на большия подвиги, и душа твоя желаше к Богу Крепкому — Живому, яко жаждущий елень на источники водныя; сего ради изшел еси из земли отечества твоего в гору Афонскую, в удел Богоматере достигл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея ум богозрительный и восхотев добродетели своя утаити, да Отец Небесный, видяй втайне, воздаст тебе явно, сего ради во обитель Святогорскую достигл еси, преподобне отче Арсение, и тамо от игумена Иоанна к общему деланию с братиею сопричаститися благословение приял еси, мы же, видя произволение твое благое, взываем ти сице: Радуйся, добродетельми своими небесныя дары стяжавый; Радуйся, благим житием праотцем святым подражавый. Радуйся, яко Авраамову веру в Бога приобрел еси; Радуйся, яко Исааково послушание имел еси. Радуйся, яко Иаковля Боговидения сподобился еси; Радуйся, яко Иосифово целомудрие облобызал еси. Радуйся, яко Иовле терпение снискал еси; Радуйся, яко Моисеево сострадание стяжал еси. Радуйся, яко Самуилово Богопризвание услышал еси; Радуйся, яко Давидову кротость восприял еси. Радуйся, яко Илиину ревность по Бозе в сердце твоем носил еси; Радуйся, яко Даниилово обителище Духа Святаго был еси. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 4

Бурею печали исполнися блаженный Иоанн, егда ты, преподобне отче Арсение, по триех летех в северную страну возвратитися восхотел еси; провидев же о тебе Божественное Промышление, благослови тя в путь, моляся глаголаше: “Господи Боже отец наших, от Престола славы Твоея призри на раба твоего Арсения, да почиет на нем всегда благодать Духа Твоего Пресвятаго, да поет Ти: Аллилуиа”.

Икос 4

Слышаша иноцы Афонстии, яко блаженный Арсений оставляет гору Афонскую, бяху скорбни зело; прозорливыма же очима усмотрив будущая, игумен Иоанн вручаше ти образ Богоматере со Предвечным Младенцем и глаголаше сицевая: Радуйся, яко тобою Бог воздвигнет в стране северней обитель; Радуйся, яко тамо посрамлен будет искуситель. Радуйся, яко за усердие к Богоматери мзду восприимеши; Радуйся, яко от Сына Ея на небесех прославишися. Радуйся, яко Ангелом собеседник будеши; Радуйся, яко человеком наставник добр явишися. Радуйся, новое светило хладного севера; Радуйся, любовию Христовою мрак суеты разгнавшее. Радуйся, яко тобою мнози сладость жизни духовныя уразумеют; Радуйся, яко земнии ликом Ангельским сопричастницы будут. Радуйся, звездо, путь ко Христу указующая; Радуйся, солнца мысленного — святыя иконы Богоматере колеснице. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобився, от востока на север в Великий Новград притекл еси, преподобне отче Арсение, и в нем благословение на устроение обители во имя Пречистыя Девы приял еси от святителя, иже лобызаше принесенную тобою икону Богоматере и со слезами вопияше: Аллилуиа.

Икос 5

Видев тя добродетели многими преисполнена, святитель Новаграда с благословением дарует тебе некая потребная ко устроению обители новыя, и прием сие благоговейно, преподобне отче Арсение, на ладии по реце Волхову и великому Ладожскому езеру в Валаамскую обитель достигл еси; мы же мысленными очесы зряще тя путь творяща, взываем в похвалу твою таковая: Радуйся, отче, отцев мужества соименный; Радуйся, всего себе в волю Божию предавый. Радуйся, иго благое на себе совершенне восприемый; Радуйся, бремя Христово легце понесый. Радуйся, труждающихся о Господе незримый помощниче; Радуйся, грехми обремененных к покаянию наставниче. Радуйся, окамененнаго нечувствия отгнателю; Радуйся, во отчаянии сущим благия надежды подателю. Радуйся, кротость Христову восприемый; Радуйся, смирению Его притекающих к тебе научивый. Радуйся, монашествующих покрове и утверждение; Радуйся, всех верных человек упование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник твоего добродетельнаго жития и чудес от иконы Богоматере, по пришествии твоем на остров Коневский, явися рыбарь Филипп, иже любезне прият тя, преподобне отче Арсение, и с тобою пояше Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси светом добродетелей твоих во острове Коневстем, идеже, яко пустыннолюбная горлица, вселився и уединенное житие пожив, на месте обитания твоего первее честный Крест водрузил еси; уведев же, авва Сила посла инока Лаврентия, да призовет тя паки во обитель Валаамскую, он же пришед и видев богоугодное житие твое, преподобне отче Арсение, глаголаше тебе сицевая: Радуйся, Богом управляемый подвижниче; Радуйся, Девы Марии истинный служителю. Радуйся, Божия правды дивный проповедниче; Радуйся, лжи нелицемерный обличителю. Радуйся, веры правыя насадителю; Радуйся, суеверия искоренителю. Радуйся, целомудрия наставниче; Радуйся, послушания учителю. Радуйся, ненавидения разрушителю; Радуйся, мира Божественнаго всеятелю. Радуйся, подвизающихся о Господе укрепителю; Радуйся, в грехи впадших исправителю. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 7

Хотящу ти, преподобне отче Арсение, обитель во острове Коневстем создати, первее малый храм в честь Богоматере воздвигл еси, в оньже притекаху хотящии шествовати путем добродетельнаго жития и пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо сотворил еси, егда со всеми собравшимися к тебе, икону Богоматере взем и к нарицаемому Коню-Камени пришед, прилежным молением злых духов, тамо живущих, отгнал еси; мы же, ведяще сие, в похвалу тебе, преподобне отче Арсение, взываем таковая: Радуйся, постом и молитвою диавола посрамивый; Радуйся, крестом от козней вражиих себе оградивый. Радуйся, от Коня-Камене злых духов прогнавый; Радуйся, от прелести лукаваго окрестных людей избавителю. Радуйся, соль земли, от воды крещения раждаемая; Радуйся, силою Божественною притекающих осоляющая. Радуйся, граде Христов, на верху горы стоящий; Радуйся, светом небесным украшенный. Радуйся, светильниче, в мире сем добродетельми светящий; Радуйся, к Богу и ближним любовию горящий. Радуйся, обуреваемых ересьми тихое пристанище; Радуйся, православия столпе непоколебимый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 8

Страннолюбив зело, яко древний Авраам, был еси, преподобне отче Арсение; ненавидяй же добрая диавол восхоте добродетели сей препятие сотворити; егда убо ты уразумел лукавство его, тогда общее учреждение приходящим ставити повелел еси, воспевая питателю всех Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь воистину сам себе и всю собранную во обители нове братию попечению Богоматере вручил еси, преподобне отче Арсение, егда по летех некиих паки на гору Афонскую к стопам подвига, отцем святым отыти восхотел еси; богособранная же чада твоя, провождающе, зваху ти сицевая: Радуйся, наставниче благий, попечению Богоматере нас вручивый; Радуйся, никогдаже в отчаяние впадати научивый. Радуйся, паче всего искати Царствия Небеснаго завещавый; Радуйся, яко ищущим сего приложатся и земная, глаголавый. Радуйся, плоть свою духу покоривый; Радуйся, плоды духа миру явивый. Радуйся, служителю Божий, Христови сраспявыйся; Радуйся, сосуде Божественныя благодати. Радуйся, яко тобою Бог прославляется; Радуйся, яко тобою демоны посрамляются. Радуйся, печальных велие утешение; Радуйся, скорбящих нечаянное радование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 9

Вси иноцы во обители твоей, преподобне отче Арсение, скорби велией предашася, умедлившу ти на Афоне: глад бо тяжек и скудость многа постиже их и хотяху разытися кийждо во свояси; сия же им помыслившим, явися во сне Матерь Божия возлюбленному ученику твоему старцу Иоакиму, скорбящу о сем зело, и рече ему: “Не скорби, старче, но шед рцы братии, да пребывают во обители, ибо слуга Мой Арсений со множеством потребных вскоре грядет к вам, поя Богу: Аллилуиа”.

Икос 9

Витии сладкоглаголивии не могут изъяснити добродетели и чудеса твоя, преподобне отче Арсение; слышав бо таковая, восхоте приити к тебе из Новаграда, пользы ради духовныя, святитель Христов Евфимий, иже пришед и тако возлюби тя, яко первосвятительский ветхий клобук свой дарствова тебе, глаголя сицевая: Радуйся, земный Ангеле и небесный человече; Радуйся, согражданине святым и присный Богу. Радуйся, ветхаго человека со страстьми отложивый; Радуйся, во Христа облекийся. Радуйся, дивный ратоборче, вся оружия Божия восприемый; Радуйся, обитель во имя Богоматере создавый. Радуйся, кознем врага противоставый; Радуйся, Святаго Духа чистое жилище. Радуйся, добродетелей вместилище; Радуйся, заповедей Божиих светлосте. Радуйся, оправданий Господних сияние; Радуйся, уединенное житие возлюбивый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя от опасности водныя обитель твою на возвышенное место преселил еси, преподобне отче Арсение, и устав, святыми отцы преданный, оставив, вместо себе игуменом старца Иоанна избрал еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стену и прибежище, икону Владычицы Святогорскую, живущим во обители твоей оставив и Святых Тайн причастився, предсмертный завет завещавал еси, глаголя: “Аще пребудете в законе Господни, то не оскудеет обитель сия и Матерь Божия покровительницею ея будет”, таже по словесех сих дух твой Господеви предал еси, преподобне отче Арсение, окружающии же одр твой взываху сицевая: Радуйся, яко пред исходом в вечную жизнь Хлебом Небесным себе подкрепивый; Радуйся, яко пред смертию твоею чашу Господню испивый. Радуйся, светило православия, на севере неба возшедшее; Радуйся, к Небесному Свету, Христу Богу достигшее. Радуйся, яко от веры жив пребываеши; Радуйся, яко по исходе твоем духом нас не оставляеши. Радуйся, новый наш пред Богом предстателю; Радуйся, молитвенниче о душах наших теплейший. Радуйся, святе, к ликом святых сопричтенный; Радуйся, праведниче, в покой небесный достигнувый. Радуйся, трудов твоих достойную мзду восприемый; Радуйся, рабе благий, в радость Господа своего вшедый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к прославлению чудес твоих, преподобне отче Арсение, по преставлении бо множицею повсюду являлся, от потопления спасаеши и от болезней исцелявши притекающих к тебе и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарен весь явився, старца Моисея с рыбари от потопления спасл еси, слепцу в Новеграде представ, на исцеление во обитель твою послал еси, разслабленнаго инока Лаврентия укрепил еси, Иоанна от изступления ума исправил еси, преподобне отче Арсение, они же от бед и болезней избавльшеся, благодарственно взывают ти сицевая: Радуйся, до смерти в мире сем скорбное житие по Бозе препроводивый; Радуйся, мирскую суету о Христе препобедивый. Радуйся, по смерти делами веру твою извествуеши; Радуйся, яко являяся людем, велия чудеса совершаеши. Радуйся, обетований Христовых наследниче; Радуйся, славы Его сопричастниче. Радуйся, от потопления спасение; Радуйся, слепцев прозрение. Радуйся, разслабленных исцеление; Радуйся, изступивших из ума исправление. Радуйся, заблуждших наставниче; Радуйся, обуреваемых помоще. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 12

Благодать творити чудеса дивная дана ти есть от Бога, преподобне отче Арсение; Афанасия бо со другом его из плена Свейскаго избавил еси, зело скорбящему иноку в Валаамстей обители во сне представ, в свою обитель послал еси его, и просящу молитв о нем, рекл еси ему: “Аще воздержишися от вина и многоглаголания, то моление сотворю о тебе”, взывая к Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, восхваляем тя, преподобне отче Арсение, и чтим святую память твою, вопиюще в похвалу сицевая: Радуйся, Царя царей — Христа Господа служителю; Радуйся, небесных сил сожителю. Радуйся, православия утверждение; Радуйся, ересей посрамление. Радуйся, болящих исцелителю; Радуйся, из плена избавителю. Радуйся, во истине призывающих послушателю; Радуйся, скорбных сердцем утешителю. Радуйся, верных прославление; Радуйся, неверных обличение. Радуйся, плачущих о гресех пред Богом ходатаю предивный; Радуйся, кающихся отец чадолюбивый. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и достославне отче наш Арсение, утешение скорбящих и исцеление немощствующих, приими ныне малое сие приношение и от будущия муки избавится всем нам Господа умоли, да с тобою вопием Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Арсению, Коневскому чудотворцу

О преподобне отче наш Арсение, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии. Не остави обитель твою, в нейже труды и подвиги о Христе подъял еси, но сохрани ю в мире и тишине, да пребудет незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых. Укрепи в доброделании чад твоих, их же собрал еси, мудре, во обитель твою, да познают звание свое, да будут достойни попечения о них Богоматере. Посети с высоты небесныя всех, верно притекающих к тебе животворною твоею молитвою. Плавающих на мори управи. Волнения моря жития сего утиши. Церковные раздоры укроти. Мир мирови у Господа всем нам испроси. Болящих уврачуй спасительным твоим заступлением. В скорбех буди утешитель и наставник благий. Всем буди вся, яко же был еси и в земнем житии твоем. Сотвори к Богу молитву, ибо дана ти есть благодать молитися за ны. Вемы бо, вемы воистину, яко много может молитва праведника, поспешествуемая ходатайством Богородицы. Аще и недостойны есмы, обаче и нас вручи Ея всесильному покрову и заступлению, да сподобимся улучити блаженство в Царствии Сына Ея, Христа Бога нашего, купно с тобою и всеми святыми во веки веков. Аминь.