Святая елена житие краткое содержание. Равноапостольные царь константин и матерь его царица елена. Что произошло с Животворящим Крестом Господним после его обретения

Память святых Константина и Елены совершается в Православной Церкви 3 июня по новому стилю.

Император Константин Великий
Император Константин I управлял Римской империей более тридцати лет и за этот период успел сделать очень многое для христианской Церкви, благодаря чему получил именование Великий. Как известно, в первые века христианства императоры преследовали новую религию, полагая, что если все подданные будут поклоняться языческим богам, то это послужит надежной опорой для их власти. Отец Константина отличался терпимостью к христианам, и это не могло не сказаться на воспитании сына, который с детских лет был знаком с Христовым учением, хотя вначале не принимал Крещения и был язычником. После смерти отца в 306 году Константин стал правителем, однако ему пришлось вести борьбу с некоторыми представителями императорского рода, которые также претендовали на престол и являлись соправителями. В их числе были Максенций и Лициний, с которыми Константину пришлось вести тяжелую и продолжительную борьбу. Предание повествует о том, что однажды во время войны с Максенцием будущему равноапостольному императору явился Христос, повелев начертать на щитах воинов Его имя и обещав, что это принесет войску победу. После того, как повеление Господа было исполнено, армия Константина одержала окончательную победу над его противниками, и он стал единовластным правителем Римской империи. Это настолько повлияло на него, что вскоре после воцарения он издал закон о прекращении гонений на христиан, а со временем христианство стало государственной религией. Языческие святилища разрушались, и на их месте возводились православные храмы. Именно при Константине Великом состоялся Первый Вселенский собор, на котором были сформулированы основные положения христианского учения, ставшие основой для Символа веры, а зародившаяся ересь арианства была осуждена. Несмотря на горячую поддержку Церкви, Константин принял святое Крещение лишь перед самой смертью, которая последовала в 337 году.

Царица Елена
Мать императора Константина, святая Елена, также прославляется Церковью как равноапостольная. О ее жизни известно не так много, однако сохранились сведения о том, что она происходила из низшего сословия и трудилась в придорожном трактире, где и состоялось ее знакомство с правителем Констанцием, провозглашенным впоследствии императором. Елена стала его женой, и хотя этот брак не был официальным, сын Константин унаследовал отцовский престол. Таким образом, Елена стала приближенной к императорскому двору, получив впоследствии от своего сына титул «августа», которым именовались императрицы. По свидетельствам современников, Константин с большой любовью и почитанием относился к своей матери, доверив ей распоряжение казной, в городе Трире специально для нее был построен дворец. Известно, что она приняла Крещение в уже преклонных годах, и вскоре после этого отправилась в Иерусалим для того, чтобы отыскать христианские святыни. Во время путешествия был найден Животворящий Крест Христов и основано несколько храмов на местах, связанных с Евангельской историей. Точный год и место кончины святой равноапостольной Елены неизвестны.
Почитание святых Константина и Елены
Святые Константин и Елена почитаются не только в Православной, но и в Католической церкви. Тот великий вклад, который они внесли в распространение христианства, не может быть переоценен. Существует несколько известных храмов, посвященных этим святым, а кроме того, имя равноапостольной Елены получило несколько островов и гор.

Тропарь, глас 8:
Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:
Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Величание:
Величаем вас, /святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, /и чтим святую память вашу, /вы бо святым Крестом /всю вселенную просветили есте.

Молитва:
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Третье июня – особый день для верующих христиан. Эта дата отмечена в церковном календаре как день царя Константина равноапостольного и его матери, равноапостольной царицы Елены.

Елена с младых лет была воспитана по христианским заветам и всю жизнь следовала этой вере.

День Святых Елены и Константина поздравления: история праздника

День святых Елены и Константина знаменует собой чествование великих библейских святых, внесших огромный вклад в развитие христианства. Вопреки строжайщим запретам на поддержку христиан, существовавшим в языческие времена Рима, супруга императора Елена сумела воспитать сына в соответствии с библейскими канонами и традициями, убедив сурового мужа не подвергать верующих гонениям и пыткам. Взойдя на трон, юный император Константин признал христианскую веру официально и начал возведение храмов.

Кроме того, Святая Елена, не взирая на свой высокий чин, совершила паломничество в Иерусалим, привезя оттуда крест, ставший в сове время местом распятия Спасителя. Сегодня к этим святым православные и католики всего мира обращаются с молитвами о заступничестве и поддержке и трудные времена. Считается, что их сакральная помощь может укрепить дух и вывести из самых сложных ситуаций.

День Святых Елены и Константина поздравления: как отмечать праздник

Конечно, в такой день нужно обязательно сходить в церковь, вознести свои молитвы Константину и его матери за то, что христианство и сегодня для многих не только религия, а настоящее спасение и вера в чуда. Можно попросить о здоровье и благополучии для всех своих близких и родных. Попросить что-то для себя. Главное, чтобы помыслы были чистыми и светлыми.

В качестве подарка для кого-то из близких или для всей семьи можно купить икону, что станет защищать дом и направлять людей на правильную дорогу.

Детям также можно рассказать историю о том, как много мать и сын сделали для всех людей, позволили им забыть о страхе из-за своей веры и подарили надежду на спасение в глазах Господа. Их жизнь может стать ярким примером того, как можно заботясь о судьбах других, самим становиться лучше, чище и светлее, приближаясь тем самым к Богу. Такие праведные дела никогда не сотрутся из памяти людей, оставаясь вечным напоминаем, в виде того, что сегодня каждый человек может с гордость сказать, что он православный человек.

Светлый праздник матери и сына нужно помнить и почитать. Эти два человека, которые жили так давно и далеко сделали для всего мира так много. Возносить им похвалу обязательно нужно в их праздник, но еще лучше, чтобы такие слова были сказаны от всего сердца каждый раз, когда человек переступает храм Божий.

День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в стихах

С Днем святых Елены и Константина

спешу вас поздравить, друзья.

Чтобы жизнь не казалось рутинной,

человеку необходима семья,

Чтобы сердце внутри не черствело,

чтобы каждый из нас был добрей,

Нужно задуматься о жизни Елены и Константина,

задуматься и поскорей,

Ведь их путь, их тернистые тропы

наводят невольно на мысль,

Что недаром, не напрасно нам

Богом дарована жизнь.

С Днем святых Константина и Елены!

Пусть мысли чисты будут как морская пена,

Пусть этот день запомнится возвышением души

И пусть помыслы все будут всегда хороши.

В День Константина и Елены

Пусть будут все благословенны

На веру, добрые дела,

Поможет Господа рука!

Кто христианство прославляет

Того Господь в свой дом пускает,

И мир становится добрей,

Душа - мудрее и светлей!

Пусть вера воцарится навека,

Во имя дел святых и Господа Христа!

Константин с Еленой веру прославляли,

Людям стать светлее помогали!

Чтобы души были неизменно

Господом всегда благословенны!

Вспоминаем добрые дела,

Их святые жизни, имена,

Лучше стать и чище обещаем,

Господа Иисуса восхваляем!

Царица Елена и сын Константин,

так верно для веры в Христа послужили,

что праздник в июне и святость свою,

они несомненно от всех заслужили!

Пускай все молитвы направятся к ним,

и души найдут лишь у них очищение,

пускай же Елена и сын Константин,

для верующих отдадут всепрощение!

Когда-то был правитель римский Константин,

и родила его царица-мать Елена,

прославились они делами праведными в мире,

и до сих пор заслуги их нетленны!

В июне день теперь для этих есть святых,

и празднует народ день памяти Елены, Константина,

их святость всем теперь дает пример достойный,

о их деяниях слагались истинно былины!

День святых - Елены, Константина

Летом наша празднует страна.

В вере всей душой она едина,

Вера нам, как солнышко, нужна.

Римскою империей правил

Константин. Он с детства церковь чтил.

И свои деяния направил

На защиту тех, кого любил.

И Елена, матушка-царица,

Христианкой истовой была.

Воспитать под мудрою десницей

Сына, как апостола, смогла.

День Святых Елены и Константина поздравления: поздравления в смс

Великих библейских святых

Сегодня молитвой почтим

И свечи зажжем мы для них!

Елена и сын Константин

Православный весь народ

Июньский праздник отмечает!

Благодать пусть снизойдёт –

Искренне мы пожелаем!

Святых великих мы попросим,

Чтоб нас своим добром укрыли,

Пусть их тепло нам мир приносит!

Сердца для веры мы открыли!

В День матери святой Елены

И славного Константина

Хотим, чтоб в храмах на коленях

Их люди все благодарили,

В день Елены, Константина

Мы хотим вам пожелать

Жизни яркой чтоб картина

Повернула время вспять.

История христианской веры знает много примеров настоящих подвигов, на которые люди шли, искренне веря в помощь и заступничество Господа. Именно эти качества позже даровали им признание своих близких, окружающих и почетное место среди святых и праведников. Не каждый человек во имя своей веры может пожертвовать чем-то важным и значимым, поэтому таких людей следует не только уважать, но и ценить.

История праздника.

3 июня ежегодно отмечается светлый праздник – День памяти святых Елены и Константина. Сегодня в истории церкви Константина все знают как Равноапостольного, именно так его окрестили за все благие дела во имя своей веры и всего христианства в целом. История матери и сына начинается о времена римской империи. Елена была женой правителя Западной половины империи, поскольку в то время целая страна была разделена на две части. Елена была истинной христианкой, и муж не ущемлял ее в своей вере, поэтому и ребенок с самого детства воспитывался не только во внимании этой религии, но и уважении ко всему христианскому миру. Следует отметить, что лояльное отношение правителя к христианам не заканчивалось только на его жене. В тех странах, где он был правителем, никого не преследовали за то, что человек выбрал своей верой христианство. В остальных частях империи такие люди не только передавались, но и жестоко истязались на глазах у остальных в качестве примера.

Константин стал правителем Галлии и Британии после того, как умер его отец, это случилось в 306 году. В первую очередь сразу же после того, как он взошел на престол, Константин объявил полную свободу для исповедания христианской веры. Такая тактика не понравилась двум диктаторам, которые правили в прилегающих частях империи, они все время старались убить Константина, но его вера в Господа и его заступничество помогли избавиться от всех врагов, они были разгромлены, ни один из их коварных планов не воплотился в реальность. Согласно сказанию и источникам во время одного из сражений, правитель искренне молился Господу, чтобы он послал его войскам знамение, что смогло воодушевить их и вселить веру в победу. После этого люди увидели в небе сияющий Крест и надпись "Сим побеждай".

Постепенно власть Константина полностью установилась в западной части римской империи, и в этой части страны был им издан указ «о веротерпимости» после того, как он стал единственным правителем всей империи, по его приказу действие эдикта распространилось и на остальные области. Константин прекратил любые гонение и наказания тех людей, которые исповедовали христианство. В первый раз за несколько сотен лет люди перестали прятать свои истинные убеждения, у них появилась свобода и право выбора во что верить, выбор бога для поклонения и по каким заповедям строить свою жизнь.

Это были не все изменения, которые император внес во время своего правления. Столицей государства стала Византия, названная через какое-то время Константинополем. Правитель действительно верил в то, что единая вера среди народа поможет всем объединиться и в итоге получится большое и сильное государство с едиными взглядами на важные вещи и едиными целями. Константин старался всячески оказывать посильную помощь людям, которые выбрали своим занятием – проповедование среди простого народа. Духовенство всегда могло рассчитывать на помощь и поддержку своего правителя во всех благих начинаниях.

Животворящий крест.

Константин был глубоко убежден, что просто он просто обязан найти Животворящий Крест, который стал смертным пристанищем Иисуса Христа. Для того чтобы осуществить этот план Константин попросил помощи у своей матери Елены, поскольку она полностью разделяла его взгляды по отношению к религии и была настоящей опорой и поддержкой. Елена отправилась в экспедицию в Палестину, наделенная очень большими полномочиями от своего сына и значительными материальными средствами, которые могли понадобиться в этом деле.

В поисках Елене помогал Иерусалимский Патриарх Макарий, они вместе медленно искали Животворящий Крест, преодолевали возникающие препятствия и в итоге все же нашли эту значимую святыню. Находясь в экспедиции, Елена была занята не только поисками Животворящего Креста, в то время многие узнали ее как решительную женщину, которая способна многое сделать для своих братьев по вере. Именно по ее приказу все святые места, которые касались жизни Иисуса и Божьей Матери были избавлены от следов языческой веры. Все памятники и алтари были разрушены, а на их местах она приказала воздвигнуть христианские церкви.

В тот момент, когда было обнаружено захоронение с крестом под языческим храмом, Елена увидела там три креста и чтобы понять, какой из них является животворящим, они прикладывали по очереди каждый к мертвому человеку. И только один из них смог вернуть ему жизнь. Эта святыня была оставлена на хранение иерусалимскому патриарху, а с собой Елена забрала только часть животворящего креста. Перед тем, как покинуть Иерусалим Елена приказала приготовить щедрый пир, на котором сама прислуживала бедным и больным людям. Гости этого банкета не только смогли вкусно поесть и пообщаться с Еленой, но и получить щедрую милостыню с ее рук, с самыми теплыми искренними пожеланиями.

Праздник сегодня.

Сегодня Равноапостольного Константина и его мать Елену почитают во всех церквях. Люди помнят об их свершениях ради своей веры, их преданности народу и стремлению дать христианам как можно больше. В этот праздник обязательно нужно пойти в церковь и поблагодарить святых за возможность свободно говорить о своей вере и ничего не бояться.

История христианства знает много прекрасных имен и долг каждого человека сегодня не оставлять эту память в книгах, а делится ею со своими детьми, передавая историю все дальше и дальше.

Равноапостольные царь Константин
и матерь его царица Елена

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

* * *

Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй - воздвижение Креста Господня.

С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.

Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: «Господи помилуй!»

В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117-138 гг.).

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

АКАФИСТ

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на землю зрети велие чудо – како обретеся Святое Древо, на много лет в недрах земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видеша сие, ниц на землю падоху, слезно вопия: «Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати зело возлюбившая Христа;
Радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы;
Радуйтеся, строителие тайн Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася;
Радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова;
Радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым Крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага Крестным знамением, мы же дивяся таковому Промыслу Божию о Тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный;
Радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение;
Радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый;
Радуйся, Церкви Христианской вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый;
Радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

Силою Креста во брани, ведал еси богомудре Константине: «Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже поклоняюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на страшнем судище Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие;
Радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии;
Радуйтеся, от вражиих прелести избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие;
Радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческие храмы на земли упразднившии;
Радуйтеся, день Воскресный праздновати установившии.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крови твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы:
Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение;
Радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение;
Радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение;
Радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати;
Радуйся, воспретивый осужденных на кресты распятие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: Се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елено, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открывает сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии;
Радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии;
Радуйтеся, ревностию аки апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии;
Радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси;
Радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу:
Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже отверз уста глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начаша искати, многи труды понесоша, не обретше же сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие;
Радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры Православныя явившии;
Радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии;
Радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоху ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще:
Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси, зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная;
Радуйся, Честное Древо, имже ад испустиша узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое;
Радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие;
Радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесша к безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь:
Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии;
Радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися;
Радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии;
Радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа;
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгремеше во вся концы песнь:
Аллилуиа.

Икос 9

Ветии сладковещаннии богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фивайдский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже свыше умудрившася, изложив тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; Радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона;
Радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне;
Радуйся, новый апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю;
Радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в подвизе девства, не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире у всего мира и, отрешении молвы житейския, яко Ангелы поют:
Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый;
Радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый;
Радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты свои умноживый;
Радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение;
Радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердная молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему:
Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо Крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Тайн причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение;
Радуйтеся, с собором апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите;
Радуйтеся бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие;
Радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов находящих на ны и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу:
Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к Вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие;
Радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблудшим яркие светильницы;
Радуйтеся, за отечество наше теплые пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете;
Радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете;
Радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих поклонятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста:
Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

КАНОН

(Святым равноапостольным Константину и Елене)

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. (Дважды)

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Канон, глас 8-й

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев:

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне, Твоих угодников мольбами, смиренную душу мою свободи.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Слава: Светом облиставшися богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

И ныне: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния, и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Поклон )

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Возмездия небесная получити потщался еси, темже зовущему, богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе Преблагий.

Слава: Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, божественным распаляема желанием, богоблаженная.

И ныне: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды )

Седален, глас 8-й

Чувства простер к небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучимь бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Слава, и ныне, Богородичен: Премудрость и Слово в Твоем чреве заченши неопально, Мати Божия, мирови родила еси мир Содержащаго и в объятиях понесла еси вся Носящаго, Питателя всех и Творца твари. Темже молю Тя, всесвятая Дево, и верно славлю Тя, избавитися ми от прегрешений, и в день суда, егда предстати имам пред лицем Создателя моего, Владычице Дево чистая, твою помощь тогда подаждь ми: вся бо можеши, елика хощеши, Всепетая.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

С небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя единаго Сего почитати.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

И нравы боголюбива и божественными деянии досточудна, блаженная, была еси, сего ради верою тя славим.

Слава: Являеши крыемую леты многими ныне божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

И ныне: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 5

Ирмос: Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю богомудре, света исполнен был еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в вышняя Царствия.

Слава: Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

И ныне: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Собрал еси богоносных отец блаженный лик преславно, и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси, единочестна славословити Рождшему Слова, и сопрестольна.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения, и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Слава: Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша, и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

И ныне: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Господи помилуй (Трижды ) Слава, и ныне

Кондак, глас 3-й

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Слава: Деянии божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

И ныне: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом, и преставлься от земли к вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Веселящуюся видящии с сыном тя богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Слава: Яко чудно желание твое и нрав божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во веки.

И ныне: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоняя, и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Святии равноапостольнии Константине и Елено, молите Бога о нас.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Слава: Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

И ныне, Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда, и десным овцам сопричти.

Молите Бога о нас, святии равноапостольнии Константине и Елено, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон )

Тропарь, глас 8-й

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас той же

Слава: Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное Древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных людей; нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, и распятие претерпев, Благий, испровергий смертию смерть, и воскресение явлей яко Бог, не презри яже создал еси рукою Твоею, яви человеколюбие Твое, Милостиве, приими рождшую Тя Богородицу молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя.

Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

(Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.