Информатика 6 компьютерные практикумы повторяем возможности тп. Способы познания окружающего мира. Закрепление нового материала

Вопрос 53. Свобода и ответственность личности.

Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др.Например, французский экзистенциалист Ж. П. Сартр не делал различия между бытием человека и его свободой. “Быть свободным, - писал он, - значит быть проклятым для бытия – свободы”. Его же знаменитое выражение: “Мы приговорены к свободе”.Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов. Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой.. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность – категория, отражающая социальное и морально - правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм - то есть способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором поведения является совесть. Выделяют следующие виды ответственности: - историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; - индивидуальная (персональная), групповая, коллективная. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Грани свободы: 1. Соотношение внутренней и внешней свободы. 2. Соответствие природного, социального и антропологического детерминизма. 3. Совпадение векторов социального и личностного развития. 4. Безграничность человеческой свободы и ее самоограничения. 5. Соотношение развитости общества и человеческого самосознания. 6. Соответствие гарантий свободы и реалий. 7. Соотношение выражения индивидом воли общества и обществом воли индивида.

Формационный подход.

Формационная и цивилизационная концепция общественного развития

Общественно-экономическая формация - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними, основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам:

Время понимается линей моделью мира (восходящей)

Все народы проходят одна и те же этапы развития

Общество = механизм

Экономика – главное звено

Разделение на стадии, этапы развития – формации: дикость – варварство (переход к производящему хозяйству) – цивилизация.
Цивилизационный подход.

Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.

Единица анализа истории есть цивилизация

Каждая цивилизация живет только по присущим ей законам

Каждая цивилизация имеет свою особенность, достигает пика в этой определенной области

Модель времени – круг, цикл

Менталитет определенного народа

Нет развитых и отстающих

Отсутствие прогресса

Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия – рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.

Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне – другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.



Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор."Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность - две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Технологическая карта урока информатика 6 урок№

Тема урока: Способы познания окружающего мира.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Тип урока - урок актуализации знаний и умений
Цели урока:
предметные – понятие о суждении и умозаключении как форме мышления; чувственное познание окружающего мира;
метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе);
личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни;

Решаемые учебные задачи:
дать представление школьникам о суждении и умозаключении как форме мышления;
дать представление о чувственном восприятии окружающего нас мира;
освоить приемы создания компьютерных документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Знания,
Чувственное познание:
Ощущение
Восприятие
Представление
Мышление
Понятие
Суждение
умозаключение
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

Презентация «Как мы познаем окружающий мир»;

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Мотивация
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, приготовились ли вы к уроку. Все ли принадлежности к уроку у вас на рабочих столах? Сегодня у нас не только теоретический материал, Но и очень интересная практическая работа.
Ребята проверяют свою готовность к уроку. Самоконтроль.

Актуализация
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с большим количеством понятий по теме «Персональный компьютер как система». Какими?

Проверка Д/з. РТ № 69, 70, 71 (стр.67), дополнительное творческое задание в графическом редакторе.
Самостоятельная работа 10 минут (по индивидуальным распечаткам)

Выясняем тему урока.
Формулирую тему урока «Способы познания окружающего мира»

Какие мы ставим цели урока?
Ребята называют основные понятия, которые они изучили:
объект;
система;
системный подход;
системный эффект;
аппаратное обеспечение;
программное обеспечение;
информационные ресурсы;
интерфейс.

Ребята дают определения.
Учащиеся приводят примеры.

№71. Интерфейс:
аппаратный,
программный,
аппаратно-программный,
пользовательский
меню (список команд),
графический (значки),
трехмерный

Учащиеся делают свои предположения.

Учащиеся формулируют цели урока.

Этап первичного закрепления
Изложение материала проводится на основании §7 и презентации «Как мы познаем окружающий мир»

Закрепление происходит при выполнении задания №77 стр. 72 РТ
А)ощущение
Б)восприятие
В)представление

№78.
А)предложение
Б)суффикс
В)местоимение
Г)скорость
Д)отрезок
Е)треугольник
Ж)пирамида
З)единица
И)простое
К)взаимно обратные
Ребята высказываются. Совместное обсуждение.

Совместное решение. Оформление в рабочих тетрадях.

Ответы учащихся, обсуждение

Учащиеся высказываются

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Выполнение практической работы № 6 задание 1,2.
Совместно обсуждаем план выполнения заданий

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 1 и 2 практической работы № 6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Запишем домашнее задание, поясняю
§7 (читать, вопросы 1-8), РТ № 75, 76, 79 (стр.71), дополнительное творческое задание в графическом редакторе.
Записывают домашнее задание, обсуждаем выполнение

Рефлексия
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?
Выставление оценок за практическую работу
Ребята высказываются. Слушают оценки


Приложенные файлы

Компьютерный практикум

Работа 3. Повторяем возможности графического редактора - инструмента создания графических объектов

Головоломка

Задание 1

1. Запустите графический редактор Paint (KolourPaint ).

2. Откройте файл Головоломка.bmр из папки Заготовки . С попомощью инструмента Линия при нажатой клавише пытайтесь «без отрыва руки» соединить все точки так, как это показано на рисунке:


3. При необходимости используйте команду Отменить

4. Сохраните результат работы под тем же именем, но в личной папке.

Снеговики

Задание 2

1. В графическом редакторе создайте новое изображение Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см. Для этого:

2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс , с нажатой клавишей )

Внимание! Снеговик - достаточно сложный объект. Сложные объекты желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделить , Прозрачное выделение ) и перетащите их в нужные места.

3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.

4. С помощью инструмента Текст (Надпись ) в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания снеговиков вам удалось придумать.

5. Сохраните рисунок в личной папке под именем Снеговики .

Задание 3

1. В графическом редакторе создайте новое изображение шири ной 20 и высотой 15 см.

2. Изобразите государственные флаги России, Франции и Нидер ландов и подпишите их.


Внимание! В флагах использованы одни и те же цвета.

3. Сохраните рисунок в личной папке в файле .

Тема урока: «Способы познания окружающего мира».

Цель урока: Создание условий для знакомства учащихся с процессом восприятия мира через органы чувств.

Задачи урока:

Образовательная: расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира;усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний;закрепить навыки создания таблиц в текстовом редакторе Word.

Воспитательная : развитие познавательного интереса, логического мышления.

Развивающая : развитие алгоритмического мышления, речи, памяти и внимания учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением.

План урока:

    Организационный момент (2 мин).

    Актуализация знаний (4 мин).

    Объяснение нового материала (10 мин).

    Закрепление нового материала (3 мин).

    Практическая часть урока. Выполнение практической работы на компьютере. (20 мин).

    Домашнее задание (2 мин)

    Итог урока (4 мин).


Ход урока:

1. Организационный момент: Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление плана урока.

2. Актуализация знаний:

Чем является информация для человека? (Знания, получаемые из разных источников)

На какие группы делятся знания? (Факты и правила)

Как называется процесс получения знаний? (Познание)

Что делает человек с полученными знаниями? (Запоминает, обрабатывает, применяет их на практике).

Правильно, полученные знания или познание реальной действительности отражается в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют абстрактным мышлением. Сегодня на уроке мы познакомимся с чувственным познанием окружающего мира. Одной из задач урока познакомиться с понятиями: ощущение, восприятие, представление. Запишем в тетради тему урока: "Способы познание окружающего мира".

3. Объяснение нового материала:

С первых минут жизни человек воспринимает окружающую его действительность с помощью органов чувств: видит, слышит, осязает и т.д. таким образом - органы чувств человека – это его основной инструмент - средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.

Вряд ли пополнит ваши знания, к примеру, такой вот текст на родном языке, взятый из математической энциклопедии: «Резонанс – явление увеличения амплитуды вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний динамической системы».

Чтобы понять смысл простого, на первый взгляд, сообщения 55 288 1 498, рекомендуем вам познакомиться со славянским цифровым алфавитом. Информация о нём размещена в электронном приложении к учебнику.

Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник – геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны» не расширит ваши знания, так как не является новым для учеников 6 класса. Оно для вас неинформативно, хотя это же сообщение будет нести информацию для учеников 1 класса.

Таким образом, информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Получение знаний, или познание реальной действительности – это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое ещё называют абстрактным мышлением.

С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека – средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг (рис. 21).

Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения.

Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности.

Примеры:
- жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный – это лимон;
- зелёная, колючая, пахнет смолой – ёлка.

Восприятие – это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создаётся целостное отражение этого объекта.

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, взглянув на зелёный луг, художник, скорее всего, восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет, сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.

Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации».

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Пример умозаключения:

Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн.

Масса африканского слона достигает 7,5 тонн.

Таким образом: вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.

4. Закрепление нового материала:

1. Чем является информация для человека?

2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?

3. Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин "мультимедиа" означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»? Ответ обоснуйте.

4. Какими средствами приёма сигналов из внешнего мира обладает человек?

5. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?

6. Из чего складываются восприятия? Приведите пример.

7. Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.

8. Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.

9. Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.

5. Компьютерный практикум: Работа 6 «Создаём компьютерные документы»

Задание 1. Копирование и вставка фрагментов.

2. Откройте файл Дом.doc из папки Заготовки.

3. Используя только операции копирования и вставки, восстановите полный текст известного стихотворения.

4. Сохраните файл в личной папке под именем Дом1 и закройте программу.

Задание 2. Поиск и замена фрагментов.

1. Откройте текстовый процессор.

2. Откройте файл Мир.doc из папки Заготовки.

3. Придумайте свой «мир», заменив определение «сказочный» на другое. Постарайтесь сделать это за наименьшее число операций (можно и за одну!).
4. Придумайте и запишите 2-3 предложения, продолжающие ваш рассказ.
5. Сохраните файл в личной папке под именем Мир1 и закройте программу.

Задание 3. Ввод текста на английском языке

1. Откройте текстовый процессор.

2. Переключите клавиатуру на режим ввода латинских букв и наберите текст английской скороговорки:

3. Сохраните файл в личной папке под именем Скороговорка и закройте программу.

Задание 4. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре.

1. Откройте текстовый процессор.

2. Наберите следующий математический текст:

Для ввода отсутствующих на клавиатуре обозначений градусов, минут и секунд:

1) откройте диалоговое окно Выбор символа (команда Вставка - Специальные символы);

2) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Open Symbol;

3) с помощью полосы прокрутки найдите и поочерёдно вставьте нужные символы.

1) перейдите на вкладку Вставка;

2) в группе Символы щёлкните на стрелке рядом с надписью Символ;

3) щёлкните на надписи Другие символы – откроется диалоговое окно Символ;

4) в раскрывающемся списке Шрифт выберите Symbol;

5) воспользовавшись полосой прокрутки, просмотрите символы и найдите нужный символ;

6) вставьте найденный символ (командная кнопка Вставить).

3. Сохраните файл в личной папке под именем Символы и закройте программу.

При выполнении практической работы вы научились:

Ускорять свою работу за счёт операций копирования, вставки, поиска и замены фрагментов;

Вводить тексты на английском языке;

Вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;

Работать с несколькими документами одновременно.

6. Домашнее задание: §7

7. Подведение итогов: Выставление оценок.