Планирование проведение аудита аудиторскими организациями. Планирование аудита. Этапы планирования аудита

Глава 4. Планирование аудита

4.1. Цель, задачи и содержание планирования

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Очевидно, что честный и добросовестный аудитор в силу именно своей честности и добросовестности всегда будет стремиться к достижению высокого качества своей работы, т. е. к обеспечению достаточной объективности и обоснованности результатов проверки. Будучи по определению коммерческой организацией, аудиторская фирма всегда стремится к минимизации затрат. Добросовестность аудитора, а также возможная ответственность за результаты своей работы (см. п. 2.12) обусловливают его стремление к минимизации аудиторского риска. При этом очевидно, что одновременно достигнуть и минимума затрат, и минимума аудиторского риска не представляется возможным, поскольку, как показано в п. 3.7, снижение аудиторского риска RА (риска необнаружения Rн), неизбежно связано либо с увеличением объема выборки (ростом трудозатрат), либо с привлечением более опытных специалистов (ростом стоимости).

Таким образом, перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации - т. е., задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) - предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это рекомендовано общероссийским стандартом «Планирование аудита».

Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше, целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.

Планирование аудита, таким образом, - это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть¹, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, по выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.
_________________
¹ Известны строгие математические методы решения задач оптимизации (например, симплекс-метод и распределительный метод для линейных задач, метод градиента для задач нелинейных, методы Беллмана для задач динамического планирования и т. д.). Но в аудите эти методы в настоящее время не применимы в силу неразработанности формальных или стохастических (вероятностных) зависимостей между варьируемыми факторами, с одной стороны, параметрами оптимизации и ограничивающими функциями – с другой. Поэтому приближение к оптимальности достигается, как это предусмотрено общероссийским стандартом «Планирование аудита», эмпирически – вариантностью планирования, выявлением в ходе планирования областей повышенного риска, корректированием принятых решений в ходе проверки.

Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи:

  • сбор информации о потенциальном клиенте, в частности, о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;
  • оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;
  • анализ возможностей применения выборочных методов проверки и разработка стратегии ее проведения.
Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным федеральным стандартом №3 «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор. Сложившаяся практика (что отмечено также в общероссийском стандарте «Планирование аудита») выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:
  • предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование),
  • оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора),
  • оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта,
  • оценка составляющих аудиторского риска;
  • оценка уровня существенности (допустимой ошибки);
  • анализ возможностей применения статистических либо содержательных методов определения ожидаемой ошибки;
  • формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);
  • документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).

Представленная выше последовательность этапов планирования аудита исходит из следующих предпосылок. В ходе первого этапа (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Поскольку именно этот этап предваряет заключение договора между аудитором и экономическим субъектом, то в общероссийском стандарте «Планирование аудита» он именуется этапом «предварительного планирования».

Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного изучения экономического субъекта (предварительного планирования), позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.

Заключение договора с экономическим субъектом без его предварительного изучения увеличивает предпринимательский риск для аудитора: экономический субъект может оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т. д. Выявление подобных моментов в ходе предварительного планирования позволяет аудитору вовремя отказаться от заключения договора и избежать возможных негативных последствий (например, финансовых санкций, связанных с односторонним расторжением договора по инициативе аудитора после начала работ). Убытки, которые в этом случае понесет аудитор, отказавшись от заключения договора по результатам предварительного планирования, как правило, невелики - продолжительность предварительного планирования обычно не превышает нескольких процентов от продолжительности аудита в целом и составляет от нескольких часов (для малых предприятий) до нескольких дней (для крупных предприятий).

Заключение договора с экономическим субъектом по окончанию всех этапов планирования также увеличивает для аудитора его предпринимательский риск. Практика показывает, что добросовестный аудитор, выполняющий требования общероссийских и внутрифирменных стандартов, при первичном аудите (т. е. при проверке экономического субъекта, которого он ранее не проверял) тратит на планирование, включая составление плана и программы, до 30 % времени, затраченного на аудит в целом. Очевидно, что возможный отказ экономического субъекта от заключения договора после столь объемной работы по планированию может повлечь у аудитора значительные убытки.

Поэтому для аудитора наиболее целесообразно оформить отношения с экономическим субъектом (заключить с ним договор) после этапа предварительного планирования. Тем самым время, затраченное аудитором на остальные этапы планирования (а оно, как видим, весьма значительно), будет учтено при формировании договорной цены и оплачено клиентом.

4.2. Предварительное изучение экономического субъекта (предварительное планирование)

Предварительное планирование следует проводить с учетом рекомендаций, изложенных в общероссийских стандартах «Планирование аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта». Согласно указанным стандартам целью предварительного планирования является оценка возможности проведения аудита, предварительная оценка объема (длительности, стоимости) предстоящих работ, подготовка информационной базы для последующих этапов планирования.

Для осуществления таких оценок аудитор должен достигнуть понимания, по крайней мере, в следующих вопросах:

  • бизнес клиента, его организация, масштаб, надежность;
  • соблюдение клиентом принципа действующего предприятия;
  • состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента.
Для понимания бизнеса экономического субъекта аудитору необходимо, как минимум, изучить следующие факторы:
  • организационно-правовая форма и структура экономического субъекта, его организационно-управленческая иерархия;
  • виды деятельности экономического субъекта, выпускаемая продукция (товары, работы, услуги), специфика отрасли;
  • организация и технология производства;
  • требования экономического субъекта к персоналу, принципы оплаты труда;
  • соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансовых и хозяйственных операций.
Принцип действующего предприятия предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т. е. руководство его не намерено в течение, по крайней мере, ближайших 12 месяцев ликвидировать предприятие или существенно сократить его деятельность. Гарантия соблюдения этого принципа очень важна для таких пользователей аудиторской информации, как кредиторы, заимодатели, поставщики, покупатели продукции предприятия, т. е. для лиц, связанных с экономическим субъектом финансовыми и имущественными отношениями. Поэтому аудитору необходимо уже на стадии предварительного планирования изучить факторы, в первую очередь, влияющие на соблюдение этого принципа:
  • показатели рентабельности и ликвидности, динамика их изменения (не имеет ли место резкое ухудшение этих показателей);
  • исполнение в установленные сроки финансовых обязательств;
  • состояние рынка сбыта (не сокращается ли он);
  • наличие неурегулированных разногласий с государственными органами или другими экономическими субъектами;
  • ротация кадров (не покидают ли фирму ключевые сотрудники).
От организации и состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии также зависит очень многое, в частности аудиторский риск (точнее, его составляющие - внутренний Rвн и контрольный Rк риски), объем проверки (вид, объем и последовательность применения аудиторских процедур), стоимость проверки (необходимость привлечения более квалифицированных аудиторов или отсутствие таковой необходимости) и др. Поэтому в ходе предварительного планирования аудитор должен изучить такие первоочередные факторы, влияющие на организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, как:
  • форма ведения учета, степень его автоматизации;
  • структура бухгалтерской службы, организация работы бухгалтерии;
  • состояние учетной документации (полнота, систематизация и т. д.);
  • состав и качество организационно-распорядительной документации, определяющей деятельность бухгалтерии (приказ по учетной политике, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т. д.);
  • организация работы с нормативно-справочной литературой;
  • участие главного бухгалтера в вопросах заключения сделок, налогового планирования и т. д.
В ходе предварительного планирования чаще всего используются следующие аудиторские процедуры (см. п. 3.8):
  • наблюдение;
  • осмотр;
  • опрос;
  • просмотр документов;
  • аналитические процедуры.
Источниками получения информации об экономическом субъекте, его бизнесе, состоянии бухгалтерского учета и внутреннего контроля могут являться:
  • учредительные и регистрационные документы;
  • приказ по учетной политике;
  • бухгалтерская отчетность, регистры учета;
  • контракты (договоры) на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • результаты осмотра предприятия, его производственных площадей, офисных помещений;
  • результаты бесед и переговоров с руководством, главным бухгалтером, работниками предприятия;
  • результаты наблюдения за производственным процессом;
  • результаты проверок, проведенных ранее (другой аудиторской фирмой, налоговой инспекцией);
  • информация от третьих лиц.

Следует ли документировать результаты предварительного планирования? Федеральные стандарты не содержат указаний на этот счет. Но, учитывая ответственность принимаемых на основе предварительного планирования решений, можно утверждать, что документирование результатов этого этапа необходимо.

Поскольку в федеральных стандартах, как отмечено выше, отсутствуют сведения о форме и содержании рабочих документов предварительного планирования, то это - предмет соответствующего внутрифирменного стандарта. Некоторые варианты рабочих документов предварительного планирования, применяемых на практике аудиторскими фирмами, приведены в литературе , а также представлены в приложении 1.

Результатом предварительного планирования прежде всего является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновременном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д.

Другим не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная оценка согласуется с клиентом в процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.

4.3. Оформление отношений с экономическим субъектом

Отношения с экономическим субъектом оформляются, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, заключением договора. Но сложившаяся практика и соответствующий общероссийский стандарт рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо-обязательство. Смысл данного документа заключается в следующем.

Аудиторские услуги - весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие это заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора (см. п. 2.12, 2.13).

Иногда, приглашая аудиторскую организацию для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право требовать от аудитора «приведения в порядок» его бухгалтерской отчетности в случае обнаружения нарушений (т. е., по сути дела, услуг по восстановлению учета).

Нередко руководство проверяемых субъектов под аудиторской проверкой понимает исключительно подтверждение аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А в случае обнаружения в них ошибок (после того, как подтверждена достоверность бухгалтерской отчетности), аудитор, по мнению руководства, должен будет подобно страховой фирме возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и пени.

Некоторые руководители экономических субъектов считают, что если они платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать предоставления им продукции (заключения) определенного качества.

Поэтому еще до заключения договора (или при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно разъяснить потенциальному клиенту специфику аудиторской деятельности, разграничение прав и обязательств, а также ответственности сторон при проведении аудита. Направление клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении конфликтной ситуации между экономическим субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном суде (см. п. 2.13), письмо-обязательство (с отметкой экономического субъекта о его получении), может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о добросовестности аудитора.

В соответствии с общероссийским стандартом письмо-обязательство должно содержать ряд обязательных указаний, важнейшими из которых являются следующие:

  • объект и цель аудиторской проверки;
  • законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • форма отчетности аудиторской организации;
  • ответственность аудиторской организации;
  • наличие аудиторского риска;
  • обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

По своему усмотрению аудиторская организация может включить в текст письма-обязательства и другие дополнительные указания. Рекомендуемая форма и текст письма-обязательства приведены в приложении к одноименному общероссийскому стандарту.

Общероссийским стандартом установлено также, что письмо-обязательство может служить офертой при разовых соглашениях между аудитором и экономическим субъектом. В этом случае текст письма согласно требованиям Гражданского кодекса РФ в дополнение к сведениям, указанным выше, должен содержать также существенные условия договора на аудиторскую проверку (предмет договора, стоимость, другие условия, признанные сторонами как существенные).

Письмо-обязательство может служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку. В этом случае его текст может быть таким, как приведено в приложении 2.

После письма-обязательства (или вместе с ним) аудиторская организация отправляет клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с гражданским законодательством является договором возмездного оказания услуг (ст. 779–783 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать ему аудиторскую услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу. Существенными условиями подобного договора согласно требованиям Гражданского кодекса РФ являются: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Кроме того, общероссийский стандарт «Порядок заключения договора на оказание аудиторских услуг» рекомендует включать в договор в качестве существенных следующие условия:

  • условия оказания услуг;
  • права и обязанности аудиторской организации;
  • права и обязанности экономического субъекта;
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Безусловно, стороны могут включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для себя существенными, например, возможность привлечения сторонних специалистов, или порядок оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д.

Рассмотрим примерное содержание существенных условий договора.

Предметом договора является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за определенный период (отчетный год). При оказании аудитором сопутствующих услуг предметом может быть оказание консультационных услуг, информационных услуг, услуг по восстановлению учета и пр. (см. п. 1.2).

В разделе договора о порядке и сроках оплаты устанавливается порядок определения стоимости аудиторских услуг. Возможны различные варианты, например следующие:

  • в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон;
  • в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон, и оговаривается порядок дополнительной оплаты в случае возникновения дополнительных расходов, не учтенных при формировании договорной цены;
  • в договоре указывается ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и устанавливается, что окончательная цена будет определена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

В большинстве случаев заказчиков более устраивает вариант а), не связанный с дополнительными расходами или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может согласиться на вариант а), если он уверен в том, что объем предстоящих работ определен им верно, а возникновение дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более подходят варианты б) и в).

В этом же разделе следует оговорить порядок и сроки оплаты. Возможны следующие варианты:

  • 100-процентная предоплата;
  • частичная предоплата (например, 50 %) с оплатой оставшейся части по окончании работ;
  • оплата по завершении работ.

Естественно, что для аудитора более выгоден вариант а), но заказчик на него соглашается редко (иногда по принципиальным соображениям). На практике при проверках небольших фирм аудиторы часто соглашаются на вариант в), при проверках крупных фирм, связанных со значительными затратами, как правило, в договорах предусматривают вариант б), устраивающий обе стороны.

В разделе об условиях оказания услуг могут быть указаны:

  • цель оказания услуг;
  • объект аудита;
  • этапы проведения проверки (поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год);
  • сроки проведения проверки (начало, окончание);
  • ссылки на законодательные и нормативные акты, федеральные и внутрифирменные стандарты, на основании которых будет проводиться аудит;
  • указания документов, составляемых аудитором по результатам проверки (письменная информация - отчет, аудиторское заключение), указание порядка и сроков передачи их заказчику.

Права и обязанности сторон перечисляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности в РФ», общероссийского стандарта «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (см. п. 2.12).

Ответственность сторон указывается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об аудиторской деятельности» (см. п. 2.13).

Иногда заказчик настаивает на включении в этот раздел обязанности аудитора по возмещению убытков, связанных с начислением проверяющим государственным органом санкций за отчетный период, проверенный аудитором. Позиция аудитора может быть следующей. Обязанность исполнителя по возмещению убытков заказчику предусмотрена Гражданским кодексом РФ при наличии вины исполнителя (см. п. 2.13) независимо от наличия или отсутствия подобного пункта в договоре. Таким образом, если на этом настаивает заказчик, то в раздел ответственности сторон может быть включен пункт, предусматривающий возмещение исполнителем заказчику понесенных последним убытков (штрафных санкций, обоснованно начисленных проверяющим органом, обнаружившим существенные ошибки и нарушения в проверенном аудитором периоде), возникших по вине исполнителя. Из подобной формулировки не возникает дополнительной ответственности аудитора, так как она, по сути, повторяет формулировку Гражданского кодекса.

Договор на аудиторскую проверку может быть разовым (на проверку года) или иметь долгосрочный характер (например, предусматривающим ежегодную аудиторскую проверку в течение срока действия лицензии аудитора).

Примерная форма и содержание договора на аудиторскую проверку приведена в общероссийском стандарте «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», а также в приложении 3.

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.

От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия. Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации , т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) – предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта.

Стандарт №3 «Планирование аудита» содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

Планирование аудита – это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.

При планировании аудита можно использовать следующие основные принципы:

1) комплексность. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур;

2) непрерывность. Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам);

3) оптимальность. Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующиезадачи:

Сбор информации о потенциальном клиенте, в частностио его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;

Оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;

Выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы);

Формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости.

Основными документами , составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

Результаты процесса планирования оформляются в двух документах:плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.

Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов , выполняемых в определенной последовательности:

1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);

2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);

3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) оценка составляющих аудиторского риска;

5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки);

6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском);

7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);

8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).

В ходе первогоэтапа (предварительного изучения экономического субъекта ) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного планирования, позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются подготовительными к проведению собственно проверки.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности.

Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов , заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита.

Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки , в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.

Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:

1. Общее знакомство с системой внутреннего контроля.

2. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля.

3. Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.

В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций:

¨ высокая;

¨ средняя;

¨ низкая.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые.

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

общий план аудита , описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, определенные аудиторские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

· особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

· общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

Учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

Влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

Планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

Ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

Установление уровней существенности для аудита;

Возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

Выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

Относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

Влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

Существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

Привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

Привлечение экспертов;

Количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

Количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

Возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

Обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

Особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

Срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

Форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита , определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

▪ учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.);

▪ учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения);

▪ основные средства; нематериальные активы; производственные запасы;

▪ расчеты по оплате труда; затраты на производство;

готовая продукция, товары и реализация;

▪ денежные средства; расчеты;

▪ финансовые результаты и использование прибыли;

▪ капитал и резервы; кредиты и финансирование;

▪ учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Рыночная экономика - это невероятно сложная истема. Найти в ней свое место не так уж и просто, тем более если дело касается бизнеса. Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели должны тщательно заботиться о своем финансовом состоянии. Важную роль в такой заботе играет аудит. С планированием и реализацией аудиторской проверки знакомы далеко не все. Что это за процедура, как она реализуется? Попробуем разобраться в нашем материале.

Что такое аудит?

В латыни есть слово audio, что означает "слушатель", "слушающий". Лицо, умеющее слушать, способно на оказание помощи. Например, это врач, узнавший о состоянии здоровья пациента. Разобравшись в причинах болезни, он готов приступить к лечению. В экономической сфере аудитор - это такой же врач. Только основной его целью является не лечение, а поиск проблем, можно сказать, болезней.

Финансовая проверка является обязательной процедурой для всех юридических лиц. Раз в год организации должны уделять внимание планированию и проведению аудита. Можно делать это и чаще, но тут все зависит от воли самого юридического лица.

Аудитор проверяет финансово-хозяйственное состояние организации. Он обладает куда большими знаниями и навыками, чем, например, бухгалтер. Связанно это с непрерывным развитием аудиторской процедуры за последние 30 лет. Еще со времен перестройки в стране началось активное становление рынка. Но крепкую экономику нельзя сформировать без качественных контрольно-надзорных мероприятий. Контроль осуществляет в основном государство. При этом цель у него не навязать свои услуги, а создать систему, при которой юридические лица стали бы более самостоятельными в вопросах финансовой проверки и планирования аудита.

Цели и задачи аудиторских проверок

Установление точности и достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов. Это зафиксировано и в Федеральном законе "Об аудите в РФ". В ходе проведения аудиторской проверки нужно получить достаточные и точные доказательства, позволяющие аудиторам с уверенностью говорить о соответствии имеющейся отчетности нормам российского законодательства.

В ходе проведения финансовой проверки должны быть достигнуты следующие цели:

  • полное выявление финансовых резервов и проверка их на соответствие данным, указанным в документации;
  • проверка полноты, точности и достоверности отражения в отчетности всех затрат, резервов, финансов и заемных средств;
  • подтверждение достоверности отчетов либо заключение об их недостоверности;
  • контроль над соблюдением российского законодательства.

Цели могут показаться немного сложными для восприятия, а потому юристы смогли их переформулировать. Так, планирование и проведение аудитов необходимо для проверки хозяйственного состояния организации:

  • на обоснованность включения в отчеты тех или иных сумм;
  • на общую приемлемость отчетности;
  • на законченность и аккуратность подсчетов;
  • на верность оценки, данной организации своим действиям;
  • на разделение баланса;
  • на открытость и точность сведений, занесенных в финансовую отчетность.

Таким образом, задачей аудиторских компаний является проведение тщательной проверки той или иной организации. Если же будут выявлены проблемы, то аудиторы обязаны указать на них и попросить компанию немедленно исправить ситуацию.

Целостность, беспристрастность и конфиденциальность

Принципы планирования аудита и его реализация примерно одинаковые. Все они указаны в первой главе соответствующего Федерального закона.

Первым принципом является целостность проверки. Именно полнота и точность реализуемых действий является основой профессионализма. Как аудиторы, так и подчиняющиеся им лица обязаны грамотно и качественно организовывать свою деятельность. Запрещается скрывать друг от друга важные сведения, мешать работе, демонстрировать свою некомпетентность и т. д. Всегда нужно сохранять профессионализм и желание сделать свою работу как можно лучше.

Следующий принцип планирования аудита и его реализации именуется беспристрастностью. Это очень важный принцип, так как связан с понятием объективности проверки. Если кратко, то вся работа должна проводиться честно и правдиво. Никакие препятствия не должны мешать точному определению результатов. Поддерживают принцип беспристрастности некоторые гарантии, зафиксированные в Федеральном законе. В частности, это запрет на проведение множественных проверок одним и тем же аудитором, недопустимость реализации финансовой проверки лицом, приходящимся родственником аудируемому субъекту и т. д.

Третий принцип - это конфиденциальность. Вся информация, получаемая от аудитора к проверяемым субъектам, должна находиться под защитой. Особенно это касается процедуры планирования аудита. Безопасность и тайность предоставляемых сведений позволит провести более точную и беспристрастную проверку.

Профессионализм, независимость и надежность

Принцип профессионализма базируется на ряде важных гарантий. В частности, это особые требования к образованию, навыкам и способностям аудиторов. Получить работу в компании, проводящей финансовую проверку, очень непросто. Это куда сложнее, чем устроиться менеджером или бухгалтером. Стоит только задуматься, какое количество обязанностей возлагается на аудиторов. Разбираться в хозяйственной деятельности непохожих друг на друга предприятий, к тому же в ограниченные сроки, представляется задачей невероятно трудной, а порой и вовсе невозможной. Чтобы все прошло качественно и без единой ошибки, нужно помнить о принципе профессионализма. Это знание своего дела, заинтересованность в нем, соблюдение профессионального этикета и способность здраво оценивать свои поступки.

Следующим принципом является независимость. Это идея, тесно связанная с понятием беспристрастности. Некоторые юристы относят независимость к числу гарантий, а не основополагающих начал и идей. Все дело в том, что как и судьи, аудиторы самостоятельно организуют свою деятельность. Они подчиняются лишь закону. Никто не может оказать давление на аудиторов или как-то помешать их деятельности. Любые попытки подкупа лиц, реализующих финансовый надзор, будут караться в соответствии с нормами уголовного законодательства.

Последним важным принципом проведения, организации и планирования аудита является направленность на процесс получения свидетельств. Это разумный и законный способ составлять надежные заключения перед началом аудиторской проверки, или же по ее итогам. Все свидетельства должны быть верифицируемыми. Поскольку аудит проводится в ограниченный период времени, проверить все хозяйство предприятия попросту невозможно. Поэтому немного упрощают свою деятельность. Они опрашивают аудируемых лиц, а потом проверяют часть свидетельств на подлинность.

Таким образом, цель планирования аудита и его реализации подкрепляется шестью важными принципами. Далее следует рассмотреть две основные формы финансовой проверки.

Внутренний аудит

Финансово-хозяйственный надзор имеет две основные формы: внешний и внутренний. Обе эти формы отличаются по масштабу и целям. Так, планирование внутреннего аудита определяется закрепленной в Федеральном законе целью. Это помощь органам управления в реализации эффективного надзора за разными звеньями и элементами контроля. Основной задачей аудиторов, проводящих внутреннюю проверку, является удовлетворение потребностей органов управления в части предоставления контрольных сведений. Дается оценка адекватности системам контроля и эффективности их деятельности.

Имеет несколько форм. Он может быть функциональным, то есть направленным на оценивание производительности и эффективности хозяйства. Есть также организационно-техническая форма аудита. Выражается она в надзоре за разными звеньями управления, а также контроле на предмет их технологической или организационной целесообразности.

Чаще всего внутренний аудит применяется в банковской системе. Так как кредитные организации имеют очень сложную и обширную структуру, их проще проверять по частям. Практическая польза от внутренней финансовой проверки зачастую гораздо больше, чем от внешней. Крупным недостатком является необходимость в постоянном повторении аудита. Так, процедура должна осуществлять не раз в год, а гораздо чаще. Еще одна проблема заключается в планировании процесса аудита. Не у всех организаций есть время на постоянное составление планов проверки.

Внешний аудит

Внешняя форма хозяйственно-финансовой проверки имеет более сложный и обширный характер. Главной целью такой проверки является предоставление реальных, объективных и точных сведений об аудируемом лице.

Проводится внешний аудит на договорной основе. Задачей лиц, проверяющих финансовое состояние предприятия, является оценивание всей организации, а не каких-то ее частей. Внешний аудит является обязательным. Организации обязаны реализовывать его раз в год. Функции, которые осуществляют аудиторы, иногда не взаимосвязаны, а потому результат проверки не всегда может быть точным. Все будет зависеть от профессионализма обеих сторон и от желания аудитора провести качественный надзор.

Глубина внешней проверки бывает различной. Она определяется договором, который составляется на этапе планирования аудита. Существенными, то есть обязательными условиями договора, является проверка бухгалтерской документации, подсчет бюджета организации, оценка объема выручки и т.д. Есть также факультативные, то есть дополнительные критерии. О них аудируемое лицо заранее договаривается с проверяющей инстанцией. Примером факультативных условий являются такие мероприятия, как прогнозирование, глубокое оценивание, предоставление советов, санация и многое другое.

Предплановый аудит

Стоит, наконец, рассказать об этапах планирования аудита. Контроль за предприятием не может быть выстроен просто так, всегда нужна тщательная подготовка к проверке.

Первым этапом в планировании процедуры является предплановая, или же договорная деятельность. Это время от волеизъявления заказчика до непосредственного заключения договора. Заказчик находит нужную аудиторскую компанию, после чего сам определяет сроки и формы проверки. Это очень ответственный этап, поскольку крупные организации имеют мало времени и возможностей для того, чтобы уделить внимание контролирующим инстанциям. Дабы не возникло проблем в виде внезапных отказов, а как следствие, задержки аудита, необходимо хорошо подумать над удобной датой для проверки.

Следует учитывать, что внешний аудит, а иногда даже и внутренний, не являются причиной для остановки работы предприятия. Руководство юридического лица всего-навсего будет временно обременено дополнительными функциями.

На предплановой стадии организации проверки заказчик должен сразу подготовить все необходимые документы. Полный перечень бумаг, подлежащих выдаче аудиторам, можно уточнить у самой компании, в которую обращается заказчик.

Заказчик должен сразу задуматься о планировании аудита и программе аудиторской проверки. Дело в том, что программа не составляется одной лишь контрольной инстанцией. В ее разработке должен принять участие и сам заказчик. В противном случае может приключиться нечто очень неудобное для аудируемого лица. Например, в ходе проверки выяснится, что будет реализован ряд факультативных мер, совершенно не нужных заказчику. Чтобы этого избежать, следует уделить особое внимание предплановому этапу организации.

Планирование аудиторской проверки

Аудит необходимо тщательно подготовить. Делается это в два этапа: первый, предплановый, мы уже разобрали. Далее реализуется само планирование аудита. Этапов здесь два: составление договора и разработка программы. Иногда договор это и есть программа. Подобное соединение документов характерно для реализации внешней проверки. В остальных случаях договор - это акт, в котором указываются имена, фамилии, сроки и способы оплаты. Программа же формируется отдельно.

Что такое договор на аудит? Согласно закону, это официальный документ, в котором указываются способы взаимоотношения между предприятием (заказчиком) и аудиторской организацией (исполнителем). Поскольку обе стороны являются предпринимателями, договор оформляется в соответствии с норами гражданского права. В нем могут быть существенные и факультативные условия. При планировании внутреннего аудита возможно составление нескольких договоров по разным этапам проверки. Вот что указывается в документе:

  • наименование сторон, контактные данные о них;
  • права и обязанности обеих сторон;
  • предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  • условия оказания услуг;
  • ответственность сторон;
  • стоимость аудиторских услуг.

В месте, где говорится про условия оказания услуг, необходимо написать про их сроки и этапы, цель и объект, а также ссылки на законодательство. В пункте про права и обязанности указываются сведения о форме проверки, уровне самостоятельности каждой из сторон, доступе к информационной базе и распоряжении рабочей документацией.

Оплата услуг

Важное место в этапе планирования аудита занимает пункт об оплате реализуемых услуг. Согласно законодательству, существует четыре легальных формы оплаты аудита.

Первая форма платежа именуется аккордной. Она назначается заранее и фиксируется в договоре до начала проверки. Многие аудиторы определяют сумму произвольно, в зависимости от финансовых возможностей заказчика и сложности дальнейшей работы.

Повременная форма оплаты широко распространена на сегодняшнем рынке услуг. Исполнитель в лице аудиторской организации не говорит стоимость работы заранее. Цена становится известна лишь по завершении работ. Это не самая удобная форма платежа, потому как заказчику сложно предугадать, на какую цену ему можно рассчитывать. Зависеть все будет от времени и сложности проводимых работ.

Следующий тип оплаты именуется сдельным. Расчет цены одной операции определяется бухгалтерами заказчика и непосредственно исполнителем. Сдельная оплата услуг является самой удобной из представленных, так как ее форму и цену можно высчитать заранее. По ходу исполнения заказа аудируемое лицо может просить о выполнении дополнительных работ.

Смешанная оплата, последняя возможная форма, представляет собой комбинацию из всех перечисленных выше способов платежа. Использовать такую форму оплаты удобно на крупных и сложных предприятиях. Учитываются разные моменты. Это, например, денежная состоятельность заказчика, выбранные формы услуг, либо общее количество финансовой отчетности.

Планирование аудита, таким образом, представляет собой процедуру даже более ответственную, нежели сам аудит. Если в реализации финансово-хозяйственной проверки приоритет отдается исполнителю, то планированием должен заниматься только заказчик.

Этапы проведения проверки

Рассмотрев стандарты планирования аудита, следует немного рассказать о самой процедуре финансово-хозяйственной проверки. После планирования аудиторы распределяются по подразделениям и начинают работу. Каждое лицо, реализующее проверку, действует по специальному опроснику, подготовленному заранее. Опросник - это своеобразное методическое пособие, в котором содержатся свидетельства, полученные от заказчика. Информация из пособия сверяется с реальными данными. Если будет обнаружено противоречие, аудиторам придется насторожиться. Все организационные и функциональные проблемы будут занесены в специальный протокол.

Глубина проверки зависит от формы аудита. Если проверка внешняя, то исполнителей будет немного. Скорее всего, им даже не придется разделяться. Они в короткие сроки сравнят реальное состояние предприятия с данными опросника, после чего покинут организацию. Если же аудит внутренний, то все будет куда серьезнее. Исполнители поделятся на несколько групп, после чего начнут тщательный надзор за производственной, организационной или функциональной сферой.

Закрытие аудита во всех перечисленных формах проверки одинаковое. Составляется протокол, в котором указываются слабости организации, различные несоответствия, проблемы, угрозы и т. д. Заказчик знакомится со списком и обязуется в ближайшее время исправить все трудности. По итогу оформляется документ о результатах аудита.

Порядок планирования аудита определяется как Международным стандартом аудита МСА 300, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3.

Цели и содержание планирования аудита. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

  • внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

  • организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  • технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности;
  • основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  • принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

Аудиторская организация должна оценить возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента; положение клиента в экономической среде; отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но предварительно аудитор должен согласовать возможность такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или предыдущий аудитор отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества.

При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор должен собрать больший объем материала с подтверждением достоверности отчетности.

Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению учета, способствуют получению информации «из первых рук».

Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют воочию убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.

Важно использовать внешние и внутренние отчеты и публикации. Внешние отчеты - это деловая печать и газеты, аналитические отчеты по отрасли, сравнения с основными конкурентами и среднеотраслевыми показателями, государственное и налоговое законодательство и регулирование, официальные заявления; внутренние отчеты - это финансовые отчеты, ежемесячная финансовая информация, протоколы заседаний совета директоров, правления, дирекции, акционеров, отчеты управляющих, в том числе бюджеты, прогнозы, проекты, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, инструкции по процедурам, политике внутри фирмы.

Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности и учетной политикой, существовавшей в предшествующие годы, изучить специальную литературу, встретиться с аудиторами клиента.

Очень важно получить информацию о политике предприятия в различных областях; степени ответственности и правах руководителей разных уровней; круге лиц, имеющих право менять политику предприятия.

Один из наиболее важных вопросов, который нужно выяснить на этом этапе работы, - определение связанных и ассоциированных с предприятием сторон (связанными сторонами являются дочерние предприятия и любые другие стороны, которые могут влиять на управление и оперативную политику друг друга). Информация о них должна быть раскрыта, если она является материальной: должны быть описаны природа и объем операций между сторонами (операции купли-продажи между филиалом и головным предприятием, обмен оборудованием между дочерними предприятиями и филиалами, займы и финансовая помощь, операции с важнейшими покупателями и поставщиками и др.), а также взаимозадолженность между ними.

На основе полученной информации аудитор должен решить, необходимо ли привлечение для консультаций по отдельным вопросам специалистов и экспертов (юристов, специалистов по налогам, технологии и т.д.).

Обзор деятельности предприятия должен включать в себя:

  1. глубокое понимание предпринимательской деятельности клиента, мотивы поведения старшего управленческого персонала для оценки риска представления ложной информации;
  2. предварительные аналитические обзоры для оценки текущего финансового состояния предприятия, чтобы выделить необычные и неожиданные сальдо;
  3. понимание особенностей учетной политики;
  4. оценку уровня и существенности.

Аудитор должен выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность клиента.

К внешним факторам относятся макроэкономические и отраслевые факторы.

Макроэкономические факторы - это основная деятельность (снижение, рост); международная торговля, тарифные барьеры; изменения в налогообложении; зависимость от иностранных рынков; колебания курсов валют; система внешнего контроля; изменения государственной политики; влияние процентных ставок на стабильность компании; экономические факторы, влияющие на ликвидность потребителя; изменения индексов ценных бумаг или развитие рынка собственности.

Отраслевые факторы - это среда регулирования (новые или ожидаемые законодательные акты, например контроль за ценами и загрязнением окружающей среды); экономические условия (сокращение и расширение отрасли, возникновение отраслей с высоким риском, серьезная ценовая конкуренция, насыщенность рынка, цикл деятельности и сезонность); труд (трудовые проблемы, необычная трудовая практика, отраслевая безработица, уровень отраслевой зарплаты, нехватка работников определенной профессии, квалификации).

Внутренние факторы , влияющие на деятельность клиента, можно классифицировать следующим образом:

  • общие факторы: история клиента; структура бизнеса; виды производственной деятельности и важнейшие производственные единицы; быстрое расширение бизнеса; существующие и возможные разногласия; мнение руководства по поводу своего предприятия в отрасли; мнение руководства по поводу результатов и тенденций развития; главные заботы руководства; ожидания от проведения аудита;
  • собственность: особенности собственности клиента; курс акций клиента; необычные торговые операции с акциями клиента;
  • основная стратегия деятельности: планируемые или предполагаемые приобретения; ожидаемые изменения в производстве; капитальные вложения; планируемое расширение рынка; планирование налогов;
  • совет директоров и старший управленческий персонал: степень независимости от исполнительской управленческой службы; частота заседаний совета; принуждение исполнителей совершать неправомерные действия (ложная информация, действия, противоречащие интересам акционеров, и т.п.); факторы, влияющие на оплату труда управленцев;
  • операции: сущность и основные пользователи продукции или услуг клиента; стадии и методы производства продукции и связанный с ними риск; характер и местоположение производственных мощностей; уровень контроля центрального аппарата децентрализованных операций; факторы себестоимости производства; приемлемость получения кредита от поставщиков; зависимость от поставщиков и приемлемость сырья, услуг; производственные мощности; технические проблемы производства; продолжительность и гибкость производственного цикла и др.;
  • финансы: характеристика потоков денежных средств; политика и процедуры инвестирования; уровень прибыли; основные банковские операции; использование лизинга; гарантии и другие выплаты; другие обязательства;
  • маркетинг: основные покупатели и рынки; опора на отдельных покупателей проектов или операций; финансовое состояние покупателей; важнейшие конкуренты и положение клиента на рынке; стабильность рынка и сезонные тенденции; порча продукции; зависимость от привилегий, лицензий или схем; новые виды продукции с сомнительными потенциальными возможностями; предпочтения в отношении покупателей; политика в области финансирования основной продукции, ценообразование и скидки; реклама и ее эффективность; тенденции ухудшения; уровень результатов маркетинга; дополнительный риск для увеличения продаж;
  • персонал: квалификация, опыт и комплектность основного персонала; политика набора и продвижения служащих; зарплата и премии служащих, распределение прибыли; управленческие планы в отношении персонала; текучесть кадров.

С первого дня работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собраний акционеров - в них может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявлении дивидендов, выплате вознаграждений, подписании контрактов и соглашений, решениях об участии в других предприятиях, приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов, предоставлении обеспечения и гарантий, круге лиц, имеющих право подписи.

Кроме того, для выяснения обязательств клиента важно просмотреть контракты, договоры и соглашения.

Подготовка общего плана и программы аудита . Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна использовать предварительные знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным, для того чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  1. деятельность аудируемого лица, в том числе:
    • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
    • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
    • общий уровень компетентности руководства;
  2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
    • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
    • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  3. риск и существенность, в том числе:
    • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
    • установление уровней существенности для аудита;
    • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
    • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например при подготовке оценочных показателей;
  4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
    • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
    • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
    • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
  5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
    • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов;
    • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
    • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
  6. прочие аспекты, в том числе:
    • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
    • обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
    • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
    • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
    • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторская организация должна учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация при необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита . В процессе аудита у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта), аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • реальные трудозатраты;
  • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • уровень существенности;
  • проведенные оценки рисков аудита.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

Составной частью общего плана являются положения по управлению и контролю качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита . Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы иметь возможность в процессе работы ссылаться на них в своих рабочих документах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля - это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу - это детальная проверка правильного отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в порядке, установленном в аудиторской организации.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в федеральном правиле (стандарте).

Планирование является важным этапом многих процессов и видов деятельности. Аудиторская деятельность не является исключением. Планирование аудиторской проверки является важнейшей процедурой, предшествующей самой проверке и определяющей ее стратегические цели, объем, время аудиторских процедур. В рамках данного этапа определяются конкретные направления аудита и распределяются обязанности. Главное требование к планированию аудита — это эффективность самой проверки.

Общие принципы планирования аудиторской проверки

Планирование аудита начинается до написания письма-обязательства и до составления и подписания договора об оказании аудиторских услуг с экономическим субъектом. Комплексность, непрерывность и оптимальность — вот основные принципы аудиторской проверки. Рассмотрим каждый из них.

Комплексность при планировании аудита обозначает, что аудитор рассматривает организацию как целостную систему и при планировании взаимоувязывает и согласовывает все этапы и элементы аудиторских процедур.

Непрерывность при планировании аудита выражается в том, что аудитор понимает взаимосвязь между структурными подразделениями экономического субъекта и параллельно обозначает задания группе аудиторов в рамках проверки аналогичных вопросов во всех подразделениях. Кроме этого, данный принцип обозначает, что в рамках самой проверки планирование подлежит постоянной корректировке в связи с выявленными обстоятельствами при аудиторской проверке.

Что касается принципа оптимальности, то именно это принцип выражается в вариативности аудиторских методов, критериев проверки. Аудитор самостоятельно исходя из критериев оптимальности аудита для конкретно взятой организации и с учетом внутрифирменных стандартов определяет варианты общего плана аудита и детальной программы аудиторской проверки.

Этапы планирования аудита

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" устанавливает Стандарт N 3 , который так и называется — планирование аудита. Первоначально аудитор должен составить общий план аудита, исходя из имеющихся у него сведений об организации. Общий план должен составляться с учетом таких факторов, как:

  • общая экономическая ситуация в отрасли;
  • особенности составления финансовой отчетности проверяемой компании;
  • система бухгалтерского учета и организация внутреннего контроля (особое внимание уделяется учетной политике);
  • риск и существенность (определение наиболее важных областей для аудиторской проверки, определение уровня существенности и риска);
  • объем работ и время, необходимое для выполнения аудиторских процедур.

Именно составление общего плана аудиторской проверки позволит аудитору в дальнейшем составить детальную программу проверки.

Программа аудита, ее составление также являются неотъемлемым этапом планирования аудиторской проверки. Программа аудита фактически представляет собой детальные инструкции аудитора, что, когда и где проверять, а также служит средством контроля за временным исполнением проверки. При составлении программы аудита аудитор обращается к разработанному общему плану и фактически его детализирует, наполняя форму проверки содержанием.

Общий план и программа аудита могут и должны корректироваться, если того требует ситуация, если аудитор в рамках проверки обнаруживает, что необходимо проверить сопряженный участок или более глубоко изучить отдельный вопрос. В этом случае в план и программу вносятся соответствующие изменения с обязательным документальным обоснованием.