Заболевания социального характера - заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.
Социальные болезни - болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя.
Процесс распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе - сложное явление, на которое, помимо чисто биологические моментов (свойств возбудителя и состояния организма «человека), оказывают огромное влияние и социальные факторы: материальное состояние народа, плотность населения, культурные навыки, характер питания и водоснабжения, профессия и т.д. Процесс распространения инфекционных болезней состоит из трех взаимодействующих звеньев: 1) источника инфекции, выделяющего микроба-возбудителя или вируса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) восприимчивости населения. Без этих звеньев или факторов не могут возникать новые случаи заражения инфекционными болезнями.
В качестве основных социальных причин распространения инфекционных заболеваний можно выделить следующие:
— Низкий уровень жизни;
— Безработица;
— Низкий уровень заработной платы
— Моральный упадок общества, отсутствие ценностей;
— Пропаганда нездорового образа жизни, преступности в СМИ;
— Плохая экологическая ситуация;
Перечень социально-значимых заболеваний:
1. туберкулез.
2. инфекции, передающиеся преимущественно половым путем.
3. гепатит В.
4. гепатит С.
5. болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
6. злокачественные новообразования.
7. сахарный диабет.
8. психические расстройства и расстройства поведения.
9. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
2. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих:
1. болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
2. вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки.
3. гельминтозы.
4. гепатит В.
5. гепатит С.
6. дифтерия.
7. инфекции, передающиеся половым путем.
8. лепра.
9. малярия.
10. педикулез, акариаз и другие.
11. сап и мелиоидоз.
12. сибирская язва.
13. туберкулез.
14. холера.
15. чума.
Остановлюсь на нескольких заболеваниях социального характера, наиболее известных и стоящих остро в наше время.
Первым хотелось бы выделить рак.
Эта болезнь имеет социальный характер, поскольку является следствием НТП. Промышленность получила особое развитие во второй половине 20 века. Помимо положительных итогов этого развития человечество получило и множество проблем.
Название «рак» ввел в обиход Гиппократ, описавший в своих трудах «разросшееся в разные стороны образование, похожее на омара или рака».
Долго причины возникновения опухолей оставались неизвестными. Лишь относительно недавно ученым удалось частично раскрыть эту тайну. Установлено, что к развитию опухоли приводят определенные факторы.
— курение - причина 30% патологии
— особенности питания (высококалорийная диета, ожирение, канцерогены в продуктах, малое количество клетчатки в пище)– 35% патологии
— инфекционные агенты (вирусы, хронические очаги инфекции) – 10%,
— профессиональные канцерогены (производственные факторы) – 4-5%,
— ионизирующее и ультрафиолетовое излучение – 6-8 %,
— алкоголизм – 2-3%,
— загрязненный воздух – 1-2%,
— репродуктивные (половые) факторы – 4-5%,
— низкая физическая активность – 4-5% всех злокачественных новообразований.
Опухоли делят на доброкачественные и злокачественные. Злокачественные образования постепенно прорастают в окружающие ткани и портят их, словно ржавчина, разъедающая металл. Но главная опасность состоит в том, что они способны образовывать метастазы. Опухолевые клетки, развиваясь, отрываются от общей массы и разносятся по всему организму. Оседая в разных органах, они продолжают губительное деление. Такая особенность злокачественных опухолей была известна давно. Она не только разрушает все, что встречается на ее пути, но и отравляет организм своими токсинами. Организму и с одной опухолью совсем нелегко справиться, а с метастазами тем более.
Доброкачественные опухоли растут медленнее, не разрушают здоровые ткани и не образуют метастазов. Но и они способны стать причиной большой беды, если появятся в жизненно важном органе, например, в головном мозге. К тому же клеточная структура «хороших» опухолей может со временем перерождаться, приобретая черты злокачественных.
Способы борьбы.
Лекарство от рака до сих пор не найдено, хотя, конечно, способы лечения опухолей существуют. Увы, на поздних стадиях болезни, когда метастазы уже расползлись по телу, все средства неэффективны. Вот почему доктора призывают нас к онкологической осторожности – внимательному отношению к самочувствию. Если появилась вялость, пропал аппетит, стали худеть, нужно обязательно проконсультироваться у врача.
Пока самый распространенный метод борьбы с раком – удаление опухоли. Впрочем, на поздних стадиях болезни операция не спасает. Воздействовать на опухоли можно также ионизирующим излучением и лекарственными препаратами. Несомненно, последующие годы приблизят человека к тому, чтобы избавиться от этой страшной болезни.
Второе заболевание, о котором я расскажу, это туберкулез.
Около 5 тысяч лет бродит туберкулез по планете. Сведения о нем идут еще из Древнего Египта. Но лишь в 1882 году немецкий исследователь Роберт Кох обнаружил возбудителя болезни. Этот микроорганизм стали называть палочкой Коха. К человеку он попадает из внешней среды вместе с вдыхаемым воздухом. Он очень вынослив: легко переносит холод, не погибает при высушивании. Особенно хорошо туберкулезные палочки сохраняются в сырых и пыльных помещениях. Не случайно заболевание чаще всего возникает у тех, кто подолгу живет в плохих бытовых условиях. Раньше его даже именовали «болезнью живущих в подвалах», «болезнью заключенных».
Причины.
— В эпидемических очагах туберкулеза может иметь место контактно-бытовой путь заражения через предметы личной гигиены.
— Немаловажное значение имеет алиментарный путь заражения туберкулезом через продукты, инфицированные больными животными. Такими продуктами питания могут быть молоко, сметана, сыр, творог.
Иногда встречаются искусственные пути распространения МБТ в результате нарушений правил асептики, антисептики и при нарушении техники БЦЖ (вакцинации).
— Инфицирование МБТ далеко не всегда вызывает развитие туберкулезного процесса. Этому способствует плохое качество жизни, изнурительный труд, различные стрессы. К факторам, способствующим развитию туберкулеза, относятся сахарный диабет, заболевания пищеварительной системы, психические болезни, сопровождающиеся депрессивным состоянием.
— Основным источником экзогенного инфицирования являются больные активным туберкулезом с наличием воспалительных и деструктивных изменений, выделяющие микобактерии туберкулеза. Первичная симптоматика туберкулеза – это сухое покашливание, повышенная температура по вечерам, непонятная слабость. Человек даже не ведает, что болен, и не обращается к врачу. При этом он уже заражает окружающих. Таково коварное свойство туберкулеза.
Обманчиво и течение болезни. Например, недуг, казалось бы, уже побежден, но он может вспыхнуть с новой силой. Часто окончательно уничтожить возбудителя туберкулеза не удается; инфекция будто дремлет в теле, годами не давая о себе знать. Но стоит иммунитету слегка ослабнуть, палочки Коха активизируются и начинают разрушительную работу.
Решение данной проблемы кроется в большей степени в профилактике туберкулеза.
1) Прививки и медицинское обследование:
— БСЖ в роддоме;
— Реакция манту;
— В старшем возрасте – ежегодная флюорография.
2) Очень важна своевременная диагностика болезни. Легочные формы выявляют при помощи флюорографии – разновидности рентгенологического исследования.
3) Соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий
4) Отсутствие контактов с зараженными людьми.
5) В качестве мероприятий по нераспространению болезни ранее выделяли отдельные комнаты зараженным; сейчас же под одной крышей живут сразу несколько инфицированных, что лишь усугубляет ситуацию.
Приблизительно с середины XX века туберкулез начал постепенно сдавать свои позиции. Благодаря массовой вакцинации и своевременной диагностике заболеваемость удалось снизить. Но, увы, в последние годы в России и некоторых других странах болезнь опять поднимает голову. Можно даже говорить об эпидемии. Во многом люди сами в этом виноваты. Легкомысленное отношение к вакцинации и флюорографии очень облегчило жизнь палочке Коха.
Третье заболевание, на котором я заострю внимание – это СПИД. На мой взгляд, самая серьезная медико-социальная проблема современности.
Одни называют СПИД божьей карой, другие – ураганом смерти или чумой XX века. Почему несет он неописуемый ужас? Есть ли защита и спасение от него? Даже специалисты не всегда могут ответить на эти вопросы. И неудивительно. Ведь СПИД – самая загадочная болезнь столетия, одна из самых молодых.
Изначально СПИД считали болезнью гомосексуалистов, так как в 1981 году в США были выявлены первые случаи заражения именно у таких людей. Но потом было доказано, что это не имеет значения: недуг может поразить любого человека. Появилось название – синдром приобретенного иммунодефицита.
В 1983 году во Франции профессором Люком Монтанье и его коллегами был открыт вирус, вызывающий СПИД, названный вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ.
Причины заболевания СПИДом можно разделить на две группы:
1) медицинские (как вирус попадает в организм):
а) Заражение половым путем
б) Переливание инфицированной крови
в) Передача вируса от беременной женщины своему ребенку.
2) социальные (проблемы общества, приводящие к распространению СПИДа):
а) Безработица и маргинализация населения
б) Низкий уровень жизни
в) Беспорядочные половые контакты
г) Наркомания
д) «Нехватка острых ощущений богеме»
Большинство ученых убеждены в том, что вирус родился в результате серьезных мутаций. Произошло это в Центральной Африке. Оттуда инфекция распространилась по всему миру. По количеству инфицированных первое место занимает Центральная Африка, за ней – Таиланд.
Опасность этого заболевания в том, что вирус «интересуется» в основном Т-лимфоцитами – клетками иммунной системы. Таким образом, вирус нарушает ее работу, и ослабевает защита организма. На человека, лишенного иммунитета, набрасываются сразу многообразные вирусы и микробы. В конце концов организм не выдерживает мощной атаки.
В современном обществе ВИЧ-инфицированных людей, к сожалению, уже очень много. Для того, чтобы больной человек пусть и не вылечился, но смог нормально существовать, нужны огромные деньги. В нашей стране для этих людей есть определенные социальные гарантии, такие как оформление группы инвалидности, получение по ней материальных средств, различные благотворительные акции. Но с каждым годом количество инфицированных растет. Деньги, которые выделяются на помощь им, тоже.
Для государства это является бременем. Но общество не должно об этом думать, поскольку для него СПИД проблема с другим аспектом. Люди должны научиться терпимо относиться к ВИЧ-положительным больным. Абсолютно любой человек может оказаться на месте больного. Поэтому СПИД сейчас – возможность понять, принять и выдержать такую проблему, проявить самые хорошие свои качества. Примером верного отношения к инфицированным служат благотворительные организации, которые функционируют в разных государствах. Их милосердие достойно уважения. Именно у них должно учиться все общество. Если человек не может непосредственно помочь, нужно вспомнить хотя бы пословицу «Не суди, да не судим будешь».
Способы борьбы со СПИДом и его предупреждения.
1) Как я уже сказала, это государственные программы и благотворительные организации.
2) Каждый человек должен помнить о безопасности сексуальных отношений, избегать случайных половых связей.
3) Поиски лекарства, создание вакцины.
4) Анонимная сдача крови.
5) Распространение одноразовых шприцов.
Можно утверждать, что первичным и основным процессом в развитии каждой болезни является повреждение, разрушение, дезорганизация структур и функций заболевшего организма. Все реактивные, защитные, компенсаторные, приспособительные процессы всегда являются вторичными, развивающимися вслед за повреждением тем или иным болезнетворным воздействием на организм.
Следует подчеркнуть, что в процессе развития любой болезни приспособительные и компенсаторные процессы сами становятся вредными для больного и тяжело отражаются на его состоянии. В качестве примера можно привести выделение мочевины слизистой оболочкой желудка и кожей (потовыми железами) при уремии, тяжелые лихорадки и другие состояния.
Ганс Селье назвал описанный им синдром «стресс» (напряжение) болезнью адаптации, или болезнью приспособления. Этим он подчеркнул, что перенапряжение приспособительных систем организма при болезни само по себе вредно для организма и может ухудшить течение последней. Болезнь адаптации свидетельствует также о том, что попытки видеть в любой болезни только элементы приспособления заболевшего организма к существованию в окружающей среде несостоятельны и не могут быть приняты всерьез.
Таким образом, сущность болезни нельзя свести только к приспособлению, хотя приспособительные, компенсаторные процессы участвуют в
Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
жизни больного организма и являются обязательными для жизни здоровых живых существ во всех ее проявлениях.
Примером упрощенного толкования сущности болезни в плане молекулярной патологии можно назвать концепцию Ляйнуса Полинга о «больных молекулах». На самом деле нет больных молекул, а есть болезни, при которых появляются молекулы необычного для здорового организма состава и свойства. В широком смысле слова все болезни являются молекулярными, но закономерности молекулярных процессов опосредуются у животных в биологическом, а биологические процессы у человека - и в социальном плане.
У человека, как существа социального, важнейшим и обязательным звеном в поддержании здоровья и развития болезни является опосредование биологических (физиологических) процессов социальными факторами. Значительное влияние на эти процессы оказывает трудовая деятельность человека, отличающая его от животных.
Важнейшая роль социальных факторов в развитии патологических процессов становится очевидной при изучении действия любых болезнетворных причин на организм человека. По существу, все они действуют на организм человека опосредованно через окружающие его социальные процессы.
Действительно, хорошо известны влияния социальных факторов на возникновение эпидемических процессов (например, внутрибольнич-ные, водопроводные, военные, голодные эпидемии). Существует много профессий, социально опосредующих возможность возникновения различных заболеваний, предупреждение которых требует особых мер защиты и режима труда работающих. Тяжелой формой социального опосредования массовой гибели и заболеваемости людей являются войны. Действие на организм человека физических и химических болезнетворных факторов (тепло, холод, электроэнергия, ядовитые вещества и др.), за редким исключением (поражение молнией, отравление ядовитыми грибами, замерзание неподвижного человека на холоде и т.п.), также опосредовано социальными факторами - одеждой, жильем, электроприборами и пр. При этом целый ряд источников ионизирующей радиации, электроэнергии и пр., способных вызвать в организме тяжелые
повреждения, создан трудом человека. Возникающие в результате этого повреждения патологические процессы также являются социально опосредованными.
Важно подчеркнуть, что болезнь - это качественно новый жизненный процесс, при котором хотя и сохраняются функции, присущие здоровому организму, но появляются новые изменения. Например, у здорового человека количество вновь образующихся клеток в организме строго равно числу погибших (в результате завершившегося жизненного цикла) клеток. У больных с опухолями появляется клон клеток, обладающих высоким потенциалом к размножению, но при этом сохраняются и нормально функционирующие клеточные системы. На уровне целого организма новое качество - это снижение приспособляемости и трудоспособности.
Резумируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение болезни: болезнь - это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды, это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.
1.1.3. Критерии болезни
Важным критерием болезни являются жалобы больного (недомогание, боль, различные функциональные нарушения и др.), которые, однако, не всегда объективно отражают состояние организма. В ряде случаев люди с повышенной мнительностью и поверхностно, но достаточно широко осведомленные об отдельных симптомах того или иного заболевания и причинах, их вызывающих, могут дезинформировать врача, рассказывая ему о своих недомоганиях и связывая их со спецификой профессии (например, работой с источниками радиоактивного излучения) или определенным местом жительства (например, в зонах, на их взгляд, экологического неблагополучия и др.). Студенты медицинских вузов, приступая к изучению клинических дисциплин и знакомясь с симптомами отдельных заболеваний, часто «проецируют» их на себя, сверяя написанное на страницах учебников с соб-
ственным самочувствием («болезнь третьего курса»).
Определяющим критерием болезни являются результаты объективного исследования пациента с привлечением широкого комплекса ла-бораторно-инструментальных методов исследования, позволяющих выявить те или иные отклонения от нормы и установить характерные симптомы (признаки) заболевания.
Важнейшими критериями болезни являются, как уже указывалось, снижение приспособляемости и ограничение трудоспособности. Для выявления снижения приспособительных возможностей организма проводятся так называемые функциональные пробы, когда организм (орган, система органов) искусственно ставится в условия, в которых он вынужден проявлять повышенную способность к функционированию. В качестве примера можно привести пробу с сахарной нагрузкой при сахарном диабете, различные функциональные нагрузки для выявления отклонений на ЭКГ и др.
1.1.4. Общие принципы
классификации болезней
Известно много классификаций болезней, основанных на различных принципах. Болезни делят по причинам, вызывающим их возникновение, например наследственные, инфекционные болезни, травмы, лучевая болезнь и т.д. Согласно другому принципу болезни классифицируют по особенности патогенеза, например болезни обмена веществ, аллергические болезни, шок и др. Весьма популярным является органный принцип классификации болезней, например болезни сердца, легких, почек, печени и т.д. Важное место в классификации болезней занимают возрастные принципы. Различают болезни новорожденных (микропедиатрия), детские болезни (педиатрия), болезни старческого возраста (гериатрия). Специальным разделом медицины являются женские болезни (гинекология).
1.1.5. Патологическая реакция,
патологический процесс,
патологическое состояние
Патологическая реакция - кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, кратковременное повы-
шение артериального давления под влиянием отрицательных эмоций.
К патологическим реакциям относятся аллергические реакции, неадекватные психоэмоциональные и поведенческие реакции, патологические рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинско-го и др.).
Патологический процесс - сочетание (комплекс) патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функциональных нарушений.
Сформировавшиеся и закрепленные в процессе эволюции постоянные сочетания или комбинации различных патологических процессов и отдельных патологических реакций клеток и тканей называются типовыми патологическими процессами. К ним относятся воспаление, лихорадка, гипоксия, отек, опухолевый рост и др.
Патологический процесс лежит в основе болезни, но не является ею. Отличия патологического процесса от болезни заключаются в следующем:
1. Болезнь всегда имеет одну главную этиологическую причину (специфический производящий фактор), патологический процесс всегда полиэтиологичен. Например, воспаление (патологический процесс) может быть вызвано действием различных механических, химических, физических и биологических факторов, а малярия не может возникнуть без действия малярийного плазмодия.
2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болезни в зависимости от локализации, иными словами, место локализации патологического процесса определяет клинику заболевания (воспаление легких - пневмония, воспаление оболочек мозга - менингит, воспаление сердечной мышцы - миокардит и т.д.).
3. Болезнь, как правило, комбинация нескольких патологических процессов. Так, например, при крупозной пневмонии имеет место сочетание (во взаимосвязи) таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипоксия, ацидоз и др.
4. Патологический процесс может не сопровождаться снижением приспособляемости организма и ограничением трудоспособности (бородавки, липома, атерома и др.).
Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Патологическое состояние - медленно (вяло) текущий патологический процесс. Может возникнуть в результате ранее перенесенного заболевания (например, рубцовое сужение пищевода после ожоговой травмы; ложные суставы; состояние после резекции почки, ампутации конечности и т.п.) или в результате нарушения внутриутробного развития (косолапость, плоскостопие, дефект верхней губы и твердого неба и цр.). Это как бы итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась структура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в патологический процесс (болезнь). Например, пигментированный участок кожи (родимое пятно) при воздействии ряда механических, химических и физических (радиация) факторов может трансформироваться в злокачественную опухоль меланосаркому.
1.2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ
Термин «этиология» (от греч. aitia - причина, logos - учение) был введен древнегреческим философом-материалистом Демокритом. В древности это слово обозначало учение о болезнях вообще (Гален). В современном понимании этиология - учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней.
1.2.1. Причины болезней
Несмотря на то, что с глубокой древности и до наших дней вопрос о том, почему заболел человек, был в медицине одним из главных, к сожалению, и в настоящее время этиология остается, по выражению И.П. Павлова, «самым слабым отделом медицины». Между тем очевидно, что без выявления причины болезни невозможно определить правильный путь ее профилактики и лечения.
Серьезная научная разработка этиологии началась лишь в конце XIX в., благодаря бурному развитию биологии и медицины вообще и микробиологии в частности. Отправным стимулом к этому явилась «Целлюлярная патология» Р. Вирхова, обосновавшая материальную природу возникающих при болезнях функциональных нарушений и побудившая исследователей к поиску конкретных материальных причин этих нарушений.
Революционный прорыв в микробиологии, связанный с открытием целого ряда микроорганизмов - возбудителей инфекционных болезней человека (П. Эрлих, Р.Кох, Л. Пастер и др.), нанес сокрушающий удар по вековым идеалистическим представлениям о причинах и сущности болезней, утвердив материалистические принципы детерминизма. В дальнейшем стали выявляться все новые и новые причины болезней. При этом долгое время считалось, что наличие причины (болезнетворного фактора) равнозначно наличию болезни, в то время как организму отводилась роль пассивного объекта при действии этого фактора. Этот период в развитии учения об этиологии обозначен как период механического детерминизма. Вскоре, однако, стало очевидным, что далеко не всегда наличие патогенного фактора приводит к возникновению болезни. Было доказано, что не менее важную роль в этом играют состояние организма (реактивность, пол, возраст, конституция, индивидуальные анатомо-физиологические особенности, наследственность), различного рода социально обусловленные (антисанитарные условия жизни, неполноценное питание, тяжелые условия труда, вредные привычки и пр.) и многие другие факторы, которые либо способствуют, либо, напротив, препятствуют возникновению болезни.
Так возникли два диаметрально противоположных взгляда в трактовке проблем этиологии: монокаузализм и кондиционализм. Представители монокаузализма утверждали, что определяющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (monos -один, causa - причина), а все остальные факторы существенной роли не играют.
Сторонники противоположной точки зрения полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину болезни не представляется возможным. Это направление получило название кондиционализм (conditio - условие). Родоначальником кондици-онализма был немецкий физиолог и философ Макс Ферворн (1863-1921), утверждавший, что «понятие причины есть мистическое понятие», подлежащее изгнанию из точных наук. Концепция кондиционализма в этиологии оказалась очень стойкой, в той или иной степени ее придерживались крупнейшие отечественные патологи В.А. Оппель, С.С. Халатов, Н.Н. Аничков, И.В. Давыдовский и др.
Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ
С современных позиций обе точки зрения не могут рассматриваться как правильные: моно-каузализм, совершенно справедливо выделяя главную причину болезни, напрочь отрицает роль условий, в которых она возникает; кондициона-лизм же, напротив, отрицает ведущую роль основной (главной) причины болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, делая тем самым невозможным изучение специфических факторов болезней и проведение этиотропной терапии. Правильная позиция в этом вопросе заключается в рассмотрении причин и условий возникновения болезней в их диалектическом единстве, т.е. в постоянном и тесном взаимодействии тех и других при сохранении специфической роли каждого из них [Саркисов Д.С, Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1997].
Современные представления о причинности в патологии вытекают из трех основных положений материалистической диалектики: 1. Все явления в природе имеют свою причину; беспричинных явлений нет; причина материальна, она существует вне и независимо от нас. 2. Причина взаимодействует с организмом и, изменяя его, изменяется сама. 3. Причина сообщает процессу новое качество, т.е. среди множества факторов, влияющих на организм, именно она придает патологическому процессу новое качество.
Болезнь вызывается комплексом факторов, однако они далеко не равноценны. Следует выделять главный этиологический фактор (производящий, специфический) - это тот фактор, при отсутствии которого данное заболевание развиться не может ни при каких условиях. Например, крупозное воспаление легких возникает не только под влиянием заражения человека пневмококком. Заболеванию способствуют также простуда, утомление, отрицательные эмоции, недостаточное питание и др. Легко понять, однако, что без заражения пневмококком все указанные факторы не смогут вызвать крупозное воспаление легких. Поэтому причиной данного заболевания, его главным этиологическим фактором следует считать пневмококк.
Однако иногда выявить причину болезни трудно (некоторые опухоли, психические болезни). Установлено, например, что язва желудка развивается как от нерегулярного и неправильного питания, так и от состояния невроза, нарушений функций вегетативной нервной системы, эндокринных расстройств. Эти и многие другие наблюдения послужили поводом для представле-
ний о полиэтиологичности болезни. Положение это неверно. Оно возникло в результате недостаточности наших знаний о причинах некоторых болезней и их вариантов.
Как указывалось, каждая болезнь имеет свою, только ей свойственную причину. По мере накопления знаний о причинах всех видов и подвидов болезней будут улучшаться их предупреждение и лечение. Многие болезни по мере познания их подлинных причин распадаются на новые подвиды, каждый из которых имеет свою отдельную причину. Например, раньше существовала болезнь «кровоточивость» (геморрагический диатез). По мере установления причин, вызывающих отдельные проявления этого заболевания, выявились новые совершенно самостоятельные формы болезни, характеризующиеся кровоточивостью (цинга, гемофилия, геморрагическая пурпура и др.). Подобным образом распался на самостоятельные заболевания со своими причинами нервно-артрический диатез (подагра, ревматизм, неинфекционный полиартрит и др.).
Причины (главные этиологические факторы) болезней делятся на внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, физические, химические, биологические и социальные факторы, к внутренним - нарушение в генотипе. Болезнь может быть обусловлена также дефицитом в окружающей среде или в организме веществ (факторов), необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности (авитаминозы, голодание, иммунодефицитные состояния и др.).
Следует отметить, что наличие главного этиологического фактора и даже воздействие его на организм далеко не всегда приводит к возникновению болезни. Этому способствует или, напротив, препятствует целый комплекс условий.
1.2.2. Условия возникновения и развития болезней
Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями возникновения болезни. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания. При наличии причинного фактора болезнь может развиваться и без участия некоторых условий ее возникновения. Например, крупозная пневмония, вызываемая пневмококком сильной вирулентности, может раз-
Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ
Виться и без простуды, без ослабления питания и других условий. Различают условия, предрасполагающие к болезни или способствующие ее развитию, препятствующие возникновению болезни и ее развитию. Как способствующие, так и препятствующие развитию заболеваний условия могут быть внутренними и внешними.
К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное предрасположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или старческий возраст.
К внешним условиям, способствующим развитию болезней, относят нарушения питания, переутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.
К внутренним условиям, препятствующим развитию болезней, относят наследственные, расовые и конституциональные факторы, например видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных. Человек не болеет чумой собак и кошек, пневмонией рогатого скота и многими другими инфекционными болезнями животных. Люди, страдающие серповидноклеточной анемией, не болеют малярией.
К внешним условиям, препятствующим развитию болезней, относят хорошее и рациональное питание, правильную организацию режима рабочего дня, физкультуру, а в случае заболевания - хороший уход за больным.
Установление главного (производящего, специфического) этиологического фактора, выделение условий, предрасполагающих к болезни или способствующих ее развитию, и условий, препятствующих возникновению болезни и ее развитию, абсолютно необходимо для разработки эффективных мер профилактики заболеваний, снижения заболеваемости и оздоровления населения.
1.3. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ
1.3.1. Определение понятия «патогенез»
Патогенез (от греч. pathos - страдание 1 , genesis - происхождение) - раздел патологичес-
1 По Аристотелю, pathos означает также повреждение. Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ
3 Ът № 532
кой физиологии, изучающий механизмы развития болезней. Изучение наиболее общих закономерностей возникновения, развития, течения и исхода заболеваний составляет содержание общего учения о патогенезе. Оно основывается на обобщенных данных по изучению отдельных видов болезней и их групп (частная патология и клинические дисциплины), а также на результатах экспериментального воспроизведения (моделирование) болезней или отдельных признаков у человека и животных. При этом устанавливается последовательность изменений в организме для каждого заболевания, выявляются причинно-следственные отношения между различными структурными, метаболическими и функциональными изменениями. Иными словами, изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов болезни, т.е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины в развитии болезни.
Таким образом, если изучение этиологии дает возможность ответа на вопрос: «Почему возникла болезнь?», то конечным итогом изучения патогенеза должен быть ответ на вопрос: «Как она развивается?»
Главный (специфический) этиологический фактор действует как пусковой механизм развития болезни. Патогенез заболевания начинается с какого-либо первичного повреждения (Р. Вирхов) или «разрушительного процесса» (И.М. Сеченов), «полома» (И.П. Павлов) клеток в той или иной части тела (патогенетический фактор первого порядка). В одних случаях начальное повреждение может быть грубым, хорошо различимым невооруженным глазом (травмы, ожоги, раны и пр.). В других случаях повреждения незаметны без применения специальных методов их обнаружения (повреждения на молекулярном уровне). Между этими крайними случаями имеются всевозможные переходы. Продукты повреждения тканей становятся источниками нового повреждения в ходе развития болезни, т.е. патогенетическими факторами второго, третьего, четвертого, ... порядка. В некоторых случаях, например при отравлении свинцом, ртутью или при хронических инфекциях, этиологический фактор как пусковой механизм остается на все время, пока в организме находится яд или инфекция.
1.3.2. Защитно-компенсаторные
процессы
Важным проявлением каждой болезни являются реактивные изменения со стороны клеток, органов и систем, которые возникают, однако, всегда вторично, в ответ на повреждение, вызванное болезнетворными причинами. К ним относятся такие процессы, как воспаление, лихорадка, отек и др.
Эти реактивные изменения в организме обозначаются как защитно-компенсаторные процессы, или «физиологическая мера» защиты (И.П. Павлов), как «патологическая (или аварийная) регуляция функции» (В.В. Подвысоцкий, Н.Н. Аничков), «целительные силы организма» (И.И. Мечников). В ходе развития болезни процессы повреждения и восстановления находятся в тесном взаимодействии, и, как указывал И.П. Павлов, часто трудно бывает отделить один от другого.
Эти процессы развиваются и протекают на различных уровнях, начиная с молекулярного и заканчивая целым организмом больного человека. В начале заболевания защитно-компенсаторные процессы развиваются на молекулярном и клеточном уровнях. Если действие болезнетворных причин слабо выражено и непродолжительно, болезнь может и не развиться. Так бывает в случаях попадания не сильно вирулентных микробов, ядов в небольших дозах, при малых дозах облучения ионизирующей радиацией, слабых травмах и т.п. Значительные повреждения вызывают более сильные ответные реакции со стороны органов и регулирующих их систем.
1.3.3. Основное звено и «порочный
круг» в патогенезе болезней
В развитии болезней и патологических процессов чрезвычайно важно определить основное,
главное звено в цепи возникающих в организме нарушений - изменение в организме (один из патогенетических факторов), определяющее развитие остальных этапов болезни. Устранение основного звена патогенеза приводит к выздоровлению организма. Без установления основного звена патогенеза невозможно проведение патогенетической терапии - комплекса мер, направленных на прерывание цепи причинно-следственных отношений между различными структурными, метаболическими и функциональными нарушениями, возникающими в организме вследствие воздействия главного этиологического фактора, путем устранения основного звена патогенеза. Например, стеноз левого атрио-вентрикулярного отверстия служит основным звеном в цепи многих последующих нарушений: расширения левого предсердия, застоя крови в малом круге, нарушения функции правого желудочка, а затем застоя в большом круге кровообращения, кислородного голодания циркулятор-ного типа, одышки и др. Устранение этого звена путем митральной комиссуротомии ликвидирует все указанные нарушения.
Возникшее в ходе развития патологического процесса нарушение функции органа или системы нередко само становится фактором (причиной), вызывающим это нарушение, иными словами, причинно-следственные отношения меняются местами. Это положение в медицине называют «порочным кругом». Например, резкое ухудшение транспорта кислорода при кровопо-тере приводит к недостаточности сердца, что еще больше ухудшает транспорт кислорода. Возникает «порочный круг» (схема 1).
Важно отметить, что во многих случаях формирования порочных кругов сущность этого процесса состоит в срыве отрицательной обратной связи, трансформации ее в положительную обратную связь, что становится основой усугубления патологического процесса [Саркисов Д.С,
Кровопотеря
(уменьшение массы
циркулирующей крови)
«Порочный круг» при кровопотере
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.
Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».
Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).
Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».
Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).
С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.
Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».
Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.
Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.
В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.
Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.
Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».
В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.
Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».
Современное определение здоровья
Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.
Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.
Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.
Понятия здоровья и болезни
Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.
Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.
Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.
Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.
Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.
Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.
Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».
Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.
Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).
Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.
Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.
Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.
Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.
Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.
Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.
Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.
Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.
Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).
Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.
Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.
Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.
К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.
Понятие, предложенное С. Г. Ольковым."Я часто вспоминаю эпизод из своего раннего детства. Тогда мне было года три, и я жил с родителями в Мурманской области. Я куда-то шел с матерью, еще кем-то и, вдруг, задумался, как же я попал в этот мир. Как будто какой-то солнечный зайчик сверкнул в моей голове, но я не получил ответа." (с. 64)
Ab ovo
Разум - одна из высших форм проявления воли.В сути своей все многообразие интеллектуальных ответов на всевозможные вопросы сводимо к четырем:
- да;
- нет;
- да и нет;
- ни да, ни нет.
Главное орудие в борьбе за выживание - интеллект, ум, мудрость. Homo Sapiens уверенно побеждает все прочие виды и ведет жесткую внутреннюю схватку, ставшую, похоже, угрозой для жизни на Земле.
"С точки зрения дарвинистских и неодарвинистских воззрений лучший признак сегодняшнего выживания - это изобретение ядерного, водородного и других все более изощренных способов ведения войны. Таким образом, дарвинистская схема устремляется к абсурду. Поэтому-то я не люблю Дарвина, наряду с католиками, мусульманами и прочими убийцами людского рода."
Первое, чем подкупает избранный автором стиль, - это попытка наиболее искренне изложить свои позиции, интегрировать их с позициями других всемирно известных ученых, не доверяя никаким шаблонам. На этом, однако, достоинства книги только начинаются. Сила логики, неожиданные и искрометные выводы, хорошая научная романтика - дадут пищу для размышления любому ученому и практику, интересующемуся одновременно философией, психологией, социологией, юриспруденцией и др. общественными, гуманитарными науками.
Сознание
Простой взгляд на слово "сознание" порождает уверенную ассоциацию чего-то наделенного знанием - со-знание, со-знанием, со-знанием дела. В свою очередь знания, согласно распространенному мнению - это результаты познания, то есть, грубо говоря, процесса по производству, выработке знаний, а также информация, сведения об окружающей и внутренней среде. В понятии "сознание" усматривается два основных признака: совокупность знаний (понятий, представлений, образов) и процесс по производству этих представлений, образов.Первый уровень сознания - это интеллектуальное пространство от Всемирного разума до архетипов.
Второй уровень сознания - базовые перинатальные матрицы, инграммы, предрассудочное сознание и моральное состояние духа.
Третий уровень сознания - сиюминутное, фиксированное сознание - здесь и сейчас.
Стараниями многих философов, психологов и других ученых понятие "сознание" сильно опошлили, размыли. Взгляд автора на сознание оригинален, достоин уважения за попытку воскресить, конкретизировать это понятие. С другой стороны, надо отметить, что сознание не может не быть ключевым понятием темы общественных болезней. Как биологическая болезнь сужает сознание человека, заставляет его думать о своих болячках - так и общественные болезни сужают, перестраивают сознание людей, ограничивают в духовной жизни, самореализации. Любой больной прежде всего фиксируется на негативе. И после книги Олькова можно даже сделать широкое обобщение: фиксация на негативе - является необходимым и достаточным признаком болезни человека .
Оль, душа и психика
Оль - это то Солнце, вокруг которого вертится наш мир, стержень, нанизывающий все в личностно-индивидуальном и социальном мире, основание общественной схемы, под которое нельзя подвести нечто исходное."Солнышко" спрятано внутри всякого здравствующего человека. Оно высвечивает во всех его действиях. Куда бы мы не обратили взор, какое бы состояние не анализировали, вокруг него вертится наш мир.
Пояснения термина "эгоизм", данные в различных словарях и прочно вошедшие в обиход не отвечают научным целям, ибо содержат три крупных нелепости:
1. Себялюбие расценивается как нечто негативное, плохое;
2. Четким следствием себялюбия рассматривается отрицательное отношение к другим;
3. Противоположностью эгоизму считается альтруизм.
Себялюбие - это не плохо, а необходимо, хорошо и полезно. Оно совершенно не означает обязательно отрицательное отношение индивида к другим.
"Война, иные всевозможные конфликты, различные формы общественных, психосоматических, соматических болезней и т.п. - тоже способ естественного отбора." (с. 150)
Эта цитата, очевидно, олицетворяет очень и очень интересный момент.
Автор (случайно или нарочито) поставил в один ряд объективно связанные феномены:
1. Соматические болезни (болезни тела)
2. Психосоматические болезни (болезни тела+души)
3. Общественные болезни
4. Всевозможные конфликты
5. Война
На наш взгляд, гипотезой серьезного научного труда может стать системность этой схемы, доказательство адекватности использования ее при рассмотрении широкого спектра проблем.
Очевидно, что и конфликты, и войну можно и нужно
рассматривать как болезни.
Согласно Советскому энциклопедическому словарю "Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями".
В этом определении даже не надо ничего менять для того, чтобы распространить его на 3, 4 и 5 пункты.
Достаточно представить общество, человечество как пресловутый организм.
Следует обратить внимание, что конфликты и война не могут являться вариантом общественных болезней.
Общественные болезни охватывают ОБЩЕство, своеобразный большой виртуальный коллектив
.
Конфликты охватывают две и более группировки, имеющих расхождение по ряду вопросов.
Война тоже охватывает две и более группировки.
Расхождения в последнем случае настолько велики, что каждая из сторон допускает физическое уничтожение противника.
То есть отсутствует желание иметь что-либо общего с противником, даже жизнь.
В этой схеме крайние позиции (соматические болезни и война) являются наиболее летальногенными, т.е. способными вызывать смерть:
Сказанное совсем не означает, что не умирает людей в результате конфликтов (бытовых драк, например), психосоматических болезней (язва, диабет, неврозы), общественных болезней (криминализация общества, аддиктивность и т.п.).
Но все-таки во время военных действий, тяжелых болезней - смерть наступает как более логичное следствие.
Можно сказать, что смерть является сутью, неизбежным спутником этих процессов.
Схема удобна для рассматривания динамики многих политических процессов.
Очевидно, что соседние элементы схемы наиболее тесно связаны друг с другом, друг друга возбуждают, притормаживают.
И, если у "организма" слабый иммунитет - воспаление передается на соседние уровни.
И при наличии осложнений, отягчающих обстоятельств - могут "заполыхать" все 5 уровней.
Постараемся проиллюстрировать сказанное на примере истории нашей страны начала века:
На наш взгляд, катаклизмы начала века провоцировались двумя важнейшими факторами:
1. Война
2. Низкий иммунитет нации.
Именно второй фактор позволил войне иррадиировать (распространиться) на остальные 4 уровня. Низкий иммунитет нации объясняется в свою очередь многочисленными другими факторами:
- Наука того времени была не в состоянии дать мало-мальски пригодную интерпретацию происходящих (психолого-)политических процессов, в результате чего большое значение приобрели ненаучные интерпретации;
- Культура и искусство не повышали, а понижали иммунитет нации;
- На протяжении короткого промежутка времени распространилось большое количество "зараз": большевизм, черносотенство, сионизм и т.п., вместе которые общество не смогло преодолеть;
- "Гнилая голова";
- и др.
"Цель научного познания - это не просто пассивное приспособление к окружающему и внутреннему миру, а попытка организовать его, научиться управлять средой." (с. 59)
Общественное здоровье и болезни
В идеале общественное здоровье тождественно понятию счастье - максимально благоприятная жизнь максимального количества людей в максимально благоприятных условиях. Конкретные жизненные явления необходимо рассматривать в трех аспектах:Необходимость - эволюционно-исторический, естественный аспект
Счастье - соответствие этому высшему благу
Образец - конкретная система нравственных, юридических, медицинских, технических и т.п. координат.
"В качестве эталонов, икон вывешиваются определенные образы, например, Иисус Христос, Мухаммед, Будда или Владимир Ленин, Арнольд Шварценегер и т.п. Я бы в качестве эталона вывесил символ человека, прожившего максимально долгую жизнь, уже хотя бы по этому признаку." "Сразу отметим, что в истории человечества еще никому не удавалось создать научную мораль и, насколько мне известно, впервые цель создания такой морали поставил автор настоящей работы, признав, что все предшествующие морально-нравственные линии, лежащие и в основе общественной науки - антинаучны, вредны для здоровья человечества, ибо всеми силами толкают его в могилу." Вопрос состоит в том, насколько совершенны те или иные эталоны в смысле полезности для прогрессивного, счастливого развития человечества. Автор отмечает, что "можно достаточно часто услышать залихватские песни о ворах, грабителях, насильниках. Реже поют про самоубийц, но и тех, в большинстве своем, мы относим к нормальным, здоровым. Никто не слагает песен про больного раком, СПИДом или ангиной." Все это - феномены одного порядка, болезни .
Таким образом, Ольков предлагает оценивать с моральной точки зрения все болезни одинаково: рак, СПИД, (само)убийство. Тем временем, есть один тонкий момент, который автор упустил из виду. Как он точно подмечает, обычные болезни не несут в себе и малейшего нравственного престижа. Но они и не осуждаются обществом. Люди, болеющие гриппом, не подвергаются обструкции. Если следовать логике автора, относясь к (само)убийствам как к обычным болезням, мы будем вынуждены признать (само)убийства вариантом нормы, нормального бытия людей. Ибо что может быть нормальнее для современного человека как поболеть ?! Да и ядро нашего населения составляют ипохондрики, люди-болезни . Именно на этот психологический тип, кстати, опирается большинство современных политиков, в первую очередь региональных.
На наш взгляд, было бы слишком прямолинейно - интерпретировать противоправное поведение исключительно как общественную болезнь. Хотя бы потому, что подобное воззрение никогда не приживется в массах. Для обывателя болезнь-это нормально; преступление - плохо ; и вместе им не сойтись!
"Не дай мне бог сойти с ума - уж лучше посох да сума"
Болезнь болезни - рознь. И некоторые болезни совершенно непрестижны.
В первую очередь это касается психических расстройств.
За исключением неврозов все остальные психические расстройства совершенно "не котируются".
"Шизофреник", "Параноик", "Олигофрен" и т.п. ярлыки очень стойки, действенны.
Добровольно обращаться к психиатру - стыдно; человек, побывавший у психиатра, обычно сталкивается с проблемами в общении, предвзятостью.
Кусочек "славы" психиатров достался и психологам.
Половина вины лежит и на психиатрах, в большинстве своем убежденных в неизлечимости до конца психических заболеваний, поэтому непропагандирующие
возможности своей науки.
Тем не менее очень и очень много психических расстройств корректируемо.
Корректируемо и большинство психологических проблем, с которыми приходят на прием к психологу.
Очевидно, что всеобщее признание излечиваемости психических расстройств, равноправия их с обычными заболеваниями
даст больший эффект, чем обычная констатация больного общества.
Обычно человек не дает себе даже подумать о том, что у него больная душа, ему страшно представить себя на консультации психолога или психиатра.
Если больной простудой человек не хочет идти на прием к врачу он занимается самолечением (с разным успехом).
Человек с расстроенной психикой даже не стремится заняться самопомощью.
В лучшем случае он огравничивается приемом алкоголя и других наркотиков, что и помощью себе как правило не является.
Таким образом, если действие травмирующего фактора не остановлено рациональными способами, остается уповать на последний бастион психического здоровья - механизмы психологической защиты.
Когда и она не выдерживает - начинает происходить бурное развитие расстройства, с непредсказуемым исходом.
К психиатрам и психологам клиенты попадают чаще всего на этой острой фазе, когда уже недостаточно избавиться от действия одного-нескольких травмирующих факторов.
Психическое расстройство быстро и решительно приобретает системный характер.
Чем раньше человек обращается к психологу или психиатру (самостоятельно использует методы психокоррекции) - тем легче преодолевается проблема.
Может показаться парадоксальным, но без "моды" на психические расстройства говорить о духовном здоровьи общества не представляется возможным
.
Показатели общественного здоровья и болезней
1. Господствующая в обществе мораль (количество моральных школ и степень конфликтов между ними), соответствующая ей мировоззренческая позиция индивидов и формы поведения, ориентация права и правоохранительной деятельности; степень развитости науки.2. Средняя продолжительность жизни населения и его численность.
3. Степень сплоченности индивидов в обществе (группе).
4. Количество уничтожаемых лиц в ходе правоохранительной деятельности государства.
5. Количество уничтожаемых лиц в ходе революций.
6. Наличие межгосударственных и крупных внутригосударственных вооруженных конфликтов.
7. Преступность.
8. Самоубийства (дифференцировано).
9. Наполняемость тюрем и иных мест лишения свободы.
10. Число судимых лиц, отбывающих и отбывавших наказание в виде лишения свободы.
11. Количество задерживаемых по подозрению в совершении преступления и арестованных.
12. Число ранее осужденных к иным мерам уголовного наказания кроме лишения свободы.
13. Число рецидивистов.
14. Качество обращения с преступниками.
15. Нарушения закона со стороны лиц, обеспечивающих законность.
16. Общее число правонарушений.
17. Число психически больных.
18. Число алкоголиков и наркоманов.
19. Степень распространенности пьянства.
20. Число катастроф: а) дорожно-транспортные происшествия; б) воздушные, морские, наземные и т.п.
21. Наличие экономических кризисов, в том числе голод.
22. Число больных неизлечимыми соматическими заболеваниями.
23. Число больных соматическими заболеваниями и степень их излечимости.
24. Проявление склонности к физическому насилию, садизму у населения.
25. Качество обращения с детьми.
26. Частота конфликтных ситуаций: а) с применением физического насилия; б) без применения физического насилия.
27. Уровень загрязнения окружающей среды и солнцедеятельность.
Профилактика и лечение
"Так, один молодой парижский конторщик, истомившись жизнью под бременем грустрых мыслей, обуревавших его, решил утопиться. По пути следования к месту самоубийства, встретил двух приятелей, выяснивших у него насчет предстоящих намерений. По словам очевидцев, оба стали отговаривать будущего самоубийцу, а через несколько минут утопились все трое."При введении нозологических форм, диагностике, профилактике и лечении любых болезней следует ориентироваться, прежде всего, на ключевые детерминанты, видеть "корни" и влиять на них. В сущности лечение и профилактика общественных болезней - это стремление к счастью. Чем совершеннее инструментальное сознание, чем качественнее система общественных стандартов, чем разумнее и безопаснее социальное управление, тем ниже уровень общественной патологии.
"К сожалению, мы еще не научились лечить общественную патологию, а только гоняем ее из одной формы в другую, порождая все более сложные и опасные виды таких болезней, потворствуя развитию их эпидемического, и все возрастающего характера. .. Всякое принимаемое решение, особенно, касающееся введения государственных стандартов и норм, должно быть теоретически взвешенным. Необходимо основательно пересмотреть систему существующих норм с точки зрения ее полезности для общественного здоровья. Организовать надлежащий эффективный сбор информации о патологических процессах, их детерминантах и антидетерминантах, ее строгий учет; искать пути качественного лечения и профилактики всевозможных болезней. Четко отслеживать последствия принимаемых политико-правовых решений с точки зрения вреда и полезности для здоровья народонаселения. .. Обществом, его структурно-функциональными единицами должны править научные организации. Их следует разделять по вертикали и горизонтали с элементами строгой централизации и подчинения низших "интеллектуальных центров" высшим; подразделить их функции, установить надежную систему воспитания, подбора, расстановки и увольнения кадров. .. Сторонники низших форм нравственности, особенно "криминальной" не могут претендовать на какие-либо позиции в аппарате власти."
Социальные факторы . На все звенья эпидемического процесса большое влияние оказывают социальные факторы, которые, по выражению крупнейшего эпидемиолога нашей страны проф. И. И. Елкина, характеризуют «всю сложную совокупность условий жизни людей: характер жилищ и плотность населения, благоустройство населенных мест, материальное благосостояние, характер питания, уровень культуры вообще и санитарной культуры в частности, характер и условия труда, миграционные процессы населения, состояние здравоохранения».
Социальные факторы могут быть причиной широчайшего распространения инфекционных заболеваний и вместе с тем могут быть той движущей силой, при помощи которой достигается их полное уничтожение.
Многие социальные факторы играют большую эпидемиологическую роль.
Возникновение и развитие эпидемий в значительной степени зависит от жилищно-бытовых условий. Неблагоустроенное жилище, большая плотность населения, плохие гигиенические условия (отсутствие вентиляции, недостаточное освещение и инсоляция) способствуют развитию заразных болезней, особенно туберкулеза. Помимо этой социальной болезни, такие условия способствуют быстрой передаче брюшного и сыпного тифов, трахомы, грибковых поражений, детских инфекций и др.
Особенно опасным в отношении распространения инфекционных заболеваний является совместное или сменное пребывание большого числа людей (гостиницы, общежития, больницы, дома для инвалидов и т. д.).
Большое влияние на распространение инфекционных заболеваний оказывает санитарное благоустройство населенных мест.
Неблагоустроенные города, лишенные этих элементов санитарной культуры, являются серьезными источниками инфекционных заболеваний, особенно кишечных. И напротив, работа по улучшению санитарных условий жизни населения способствует снижению числа инфекционных заболеваний. Ярким примером этого является Донбасс, в котором за 5-6 лет работ по благоустройству (1932- 1938) заболеваемость брюшным тифом снизилась в 15-20 раз (Л. В. Громашевский).
Существенную роль как социальный фактор играет питание. Неполноценное по составу и недостаточное по калорийности, оно приводит к ослаблению защитных свойств организма и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Кроме того, и сама по себе зараженная пища может явиться причиной инфекционной болезни и развития эпидемической вспышки.
Источником инфицирования пищи являются заразоносители, инфекционные больные, а также зараженная посуда и другие предметы кухонного обихода.
Эпидемиологическая роль трудового процесса заключается в характере профессиональной деятельности и санитарной обстановки труда. Обработка кож, шерсти, уход за животными и др. могут вызвать заболевание сибирской язвой, сапом, ящуром. Профессиональной болезнью для горнорабочих является анкилостомидоз. Геогельминтами поражаются работники полей орошения, сельское население, использующее в качестве удобрений фекалии. Ветеринарные работники подвержены зоонозным заболеваниям. Кроме того, трудовая деятельность может оказать и косвенное влияние, если она связана с тяжелыми и неблагоприятными условиями труда, снижающими общую сопротивляемость организма.
Определенную роль в передаче инфекции играют средства передвижения: авиационный, железнодорожный, внутригородской и другие виды транспорта.
Войны обычно сопровождаются различными эпидемиями, этому способствуют массовые передвижения войск и гражданского населения, огромные разрушения жилищ, ухудшение материальных условий жизни населения.
Развитию эпидемий способствуют такие социальные бедствия, как голод, массовая безработица и т. д.
Все сказанное об эпидемиологической роли природных и социальных факторов позволяет отметить, что они обусловливают изменения в ходе эпидемического процесса, воздействуя непосредственно на все его три звена, а поэтому являются вторичными движущими силами эпидемического процесса (пятый закон общей эпидемиологии).
Эпидемиологическое значение отдельных социальных факторов следует рассматривать в аспекте влияния на них государственного устройства общества. Многочисленные исследования эпидемиологов и гигиенистов показали, что в обществе, разделенном на классы, где господствуют буржуазия и капиталисты, от инфекционных болезней в большей степени страдают рабочие, беднота, безработные и их дети. На это указывали в своих бессмертных трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Условия жизни человеческого общества оказывают влияние на эпидемический процесс. Начиная с древних времен и до наших дней социальные условия жизни претерпевали постоянные и весьма значительные изменения (от кочевого образа жизни до оседлого, от занятий охотой и скотоводством до современного уклада условий труда). Все эти различные условия неизбежно сказывались на распространении или, наоборот, затухании отдельных инфекционных заболеваний. Так, например, проказа в древние времена была болезнью бедноты древнеазиатских городов. Во время крестовых походов (XI-XII век) она проникла в Европу и поразила миллионы людей. И только когда она стала угрожать господствующему классу, были приняты радикальные меры (как и в древних азиатских городах), что дало возможность значительно снизить, а в некоторых странах почти полностью ликвидировать эту болезнь. Холера, будучи эндемичной для Индии, проникла в Европу 150 лет назад, быстро переходя из одной местности в другую по торговым путям и унося миллионы людей. Брюшной тиф, чума, трахома и другие инфекционные заболевания тоже следовали за людьми в течение длительного исторического периода. Подвергаясь воздействию сознательной деятельности человека, некоторые из них возникали значительно реже, а в некоторых странах почти полностью исчезали.
Активная борьба с инфекционными болезнями проводится в странах социалистического содружества и особенно в СССР.
Таким образом эпидемический процесс как сложное социально-биологическое явление меняется в ходе исторического развития общества, причем связь его с социальными явлениями, как более динамичными, больше выражена, чем с биологическими.
Исходя из этого, можно сформулировать шестой закон общей эпидемиологии: эпидемиология любой заразной болезни в ходе человеческой истории может претерпевать соответствующие изменения, если в социальной жизни общества наступают изменения, способные воздействовать на непосредственные движущие силы данного эпидемического процесса, для этого не требуется, чтобы наступили какие-либо изменения в биологической основе соответствующей болезни.