Заболевания и общественные процессы. Заболевания социального характера, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека. Психические патогенные факторы

Заболевания социального характера - заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Социальные болезни - болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя.
Процесс распространения инфекционных болезней в человеческом коллективе - сложное явление, на которое, помимо чисто биологические моментов (свойств возбудителя и состояния организма «человека), оказывают огромное влияние и социальные факторы: материальное состояние народа, плотность населения, культурные навыки, характер питания и водоснабжения, профессия и т.д. Процесс распространения инфекционных болезней состоит из трех взаимодействующих звеньев: 1) источника инфекции, выделяющего микроба-возбудителя или вируса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) восприимчивости населения. Без этих звеньев или факторов не могут возникать новые случаи заражения инфекционными болезнями.

В качестве основных социальных причин распространения инфекционных заболеваний можно выделить следующие:
— Низкий уровень жизни;
— Безработица;
— Низкий уровень заработной платы
— Моральный упадок общества, отсутствие ценностей;
— Пропаганда нездорового образа жизни, преступности в СМИ;
— Плохая экологическая ситуация;

Перечень социально-значимых заболеваний:
1. туберкулез.
2. инфекции, передающиеся преимущественно половым путем.
3. гепатит В.
4. гепатит С.
5. болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
6. злокачественные новообразования.
7. сахарный диабет.
8. психические расстройства и расстройства поведения.
9. болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

2. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих:
1. болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
2. вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки.
3. гельминтозы.
4. гепатит В.
5. гепатит С.
6. дифтерия.
7. инфекции, передающиеся половым путем.
8. лепра.
9. малярия.
10. педикулез, акариаз и другие.
11. сап и мелиоидоз.
12. сибирская язва.
13. туберкулез.
14. холера.
15. чума.
Остановлюсь на нескольких заболеваниях социального характера, наиболее известных и стоящих остро в наше время.

Первым хотелось бы выделить рак.
Эта болезнь имеет социальный характер, поскольку является следствием НТП. Промышленность получила особое развитие во второй половине 20 века. Помимо положительных итогов этого развития человечество получило и множество проблем.
Название «рак» ввел в обиход Гиппократ, описавший в своих трудах «разросшееся в разные стороны образование, похожее на омара или рака».
Долго причины возникновения опухолей оставались неизвестными. Лишь относительно недавно ученым удалось частично раскрыть эту тайну. Установлено, что к развитию опухоли приводят определенные факторы.
— курение - причина 30% патологии
— особенности питания (высококалорийная диета, ожирение, канцерогены в продуктах, малое количество клетчатки в пище)– 35% патологии
— инфекционные агенты (вирусы, хронические очаги инфекции) – 10%,
— профессиональные канцерогены (производственные факторы) – 4-5%,
— ионизирующее и ультрафиолетовое излучение – 6-8 %,
— алкоголизм – 2-3%,
— загрязненный воздух – 1-2%,
— репродуктивные (половые) факторы – 4-5%,
— низкая физическая активность – 4-5% всех злокачественных новообразований.
Опухоли делят на доброкачественные и злокачественные. Злокачественные образования постепенно прорастают в окружающие ткани и портят их, словно ржавчина, разъедающая металл. Но главная опасность состоит в том, что они способны образовывать метастазы. Опухолевые клетки, развиваясь, отрываются от общей массы и разносятся по всему организму. Оседая в разных органах, они продолжают губительное деление. Такая особенность злокачественных опухолей была известна давно. Она не только разрушает все, что встречается на ее пути, но и отравляет организм своими токсинами. Организму и с одной опухолью совсем нелегко справиться, а с метастазами тем более.
Доброкачественные опухоли растут медленнее, не разрушают здоровые ткани и не образуют метастазов. Но и они способны стать причиной большой беды, если появятся в жизненно важном органе, например, в головном мозге. К тому же клеточная структура «хороших» опухолей может со временем перерождаться, приобретая черты злокачественных.

Способы борьбы.
Лекарство от рака до сих пор не найдено, хотя, конечно, способы лечения опухолей существуют. Увы, на поздних стадиях болезни, когда метастазы уже расползлись по телу, все средства неэффективны. Вот почему доктора призывают нас к онкологической осторожности – внимательному отношению к самочувствию. Если появилась вялость, пропал аппетит, стали худеть, нужно обязательно проконсультироваться у врача.
Пока самый распространенный метод борьбы с раком – удаление опухоли. Впрочем, на поздних стадиях болезни операция не спасает. Воздействовать на опухоли можно также ионизирующим излучением и лекарственными препаратами. Несомненно, последующие годы приблизят человека к тому, чтобы избавиться от этой страшной болезни.

Второе заболевание, о котором я расскажу, это туберкулез.
Около 5 тысяч лет бродит туберкулез по планете. Сведения о нем идут еще из Древнего Египта. Но лишь в 1882 году немецкий исследователь Роберт Кох обнаружил возбудителя болезни. Этот микроорганизм стали называть палочкой Коха. К человеку он попадает из внешней среды вместе с вдыхаемым воздухом. Он очень вынослив: легко переносит холод, не погибает при высушивании. Особенно хорошо туберкулезные палочки сохраняются в сырых и пыльных помещениях. Не случайно заболевание чаще всего возникает у тех, кто подолгу живет в плохих бытовых условиях. Раньше его даже именовали «болезнью живущих в подвалах», «болезнью заключенных».

Причины.
— В эпидемических очагах туберкулеза может иметь место контактно-бытовой путь заражения через предметы личной гигиены.
— Немаловажное значение имеет алиментарный путь заражения туберкулезом через продукты, инфицированные больными животными. Такими продуктами питания могут быть молоко, сметана, сыр, творог.
Иногда встречаются искусственные пути распространения МБТ в результате нарушений правил асептики, антисептики и при нарушении техники БЦЖ (вакцинации).
— Инфицирование МБТ далеко не всегда вызывает развитие туберкулезного процесса. Этому способствует плохое качество жизни, изнурительный труд, различные стрессы. К факторам, способствующим развитию туберкулеза, относятся сахарный диабет, заболевания пищеварительной системы, психические болезни, сопровождающиеся депрессивным состоянием.
— Основным источником экзогенного инфицирования являются больные активным туберкулезом с наличием воспалительных и деструктивных изменений, выделяющие микобактерии туберкулеза. Первичная симптоматика туберкулеза – это сухое покашливание, повышенная температура по вечерам, непонятная слабость. Человек даже не ведает, что болен, и не обращается к врачу. При этом он уже заражает окружающих. Таково коварное свойство туберкулеза.
Обманчиво и течение болезни. Например, недуг, казалось бы, уже побежден, но он может вспыхнуть с новой силой. Часто окончательно уничтожить возбудителя туберкулеза не удается; инфекция будто дремлет в теле, годами не давая о себе знать. Но стоит иммунитету слегка ослабнуть, палочки Коха активизируются и начинают разрушительную работу.

Решение данной проблемы кроется в большей степени в профилактике туберкулеза.
1) Прививки и медицинское обследование:
— БСЖ в роддоме;
— Реакция манту;
— В старшем возрасте – ежегодная флюорография.
2) Очень важна своевременная диагностика болезни. Легочные формы выявляют при помощи флюорографии – разновидности рентгенологического исследования.
3) Соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий
4) Отсутствие контактов с зараженными людьми.
5) В качестве мероприятий по нераспространению болезни ранее выделяли отдельные комнаты зараженным; сейчас же под одной крышей живут сразу несколько инфицированных, что лишь усугубляет ситуацию.
Приблизительно с середины XX века туберкулез начал постепенно сдавать свои позиции. Благодаря массовой вакцинации и своевременной диагностике заболеваемость удалось снизить. Но, увы, в последние годы в России и некоторых других странах болезнь опять поднимает голову. Можно даже говорить об эпидемии. Во многом люди сами в этом виноваты. Легкомысленное отношение к вакцинации и флюорографии очень облегчило жизнь палочке Коха.
Третье заболевание, на котором я заострю внимание – это СПИД. На мой взгляд, самая серьезная медико-социальная проблема современности.
Одни называют СПИД божьей карой, другие – ураганом смерти или чумой XX века. Почему несет он неописуемый ужас? Есть ли защита и спасение от него? Даже специалисты не всегда могут ответить на эти вопросы. И неудивительно. Ведь СПИД – самая загадочная болезнь столетия, одна из самых молодых.
Изначально СПИД считали болезнью гомосексуалистов, так как в 1981 году в США были выявлены первые случаи заражения именно у таких людей. Но потом было доказано, что это не имеет значения: недуг может поразить любого человека. Появилось название – синдром приобретенного иммунодефицита.
В 1983 году во Франции профессором Люком Монтанье и его коллегами был открыт вирус, вызывающий СПИД, названный вирусом иммунодефицита человека – ВИЧ.
Причины заболевания СПИДом можно разделить на две группы:
1) медицинские (как вирус попадает в организм):
а) Заражение половым путем
б) Переливание инфицированной крови
в) Передача вируса от беременной женщины своему ребенку.
2) социальные (проблемы общества, приводящие к распространению СПИДа):
а) Безработица и маргинализация населения
б) Низкий уровень жизни
в) Беспорядочные половые контакты
г) Наркомания
д) «Нехватка острых ощущений богеме»

Большинство ученых убеждены в том, что вирус родился в результате серьезных мутаций. Произошло это в Центральной Африке. Оттуда инфекция распространилась по всему миру. По количеству инфицированных первое место занимает Центральная Африка, за ней – Таиланд.
Опасность этого заболевания в том, что вирус «интересуется» в основном Т-лимфоцитами – клетками иммунной системы. Таким образом, вирус нарушает ее работу, и ослабевает защита организма. На человека, лишенного иммунитета, набрасываются сразу многообразные вирусы и микробы. В конце концов организм не выдерживает мощной атаки.
В современном обществе ВИЧ-инфицированных людей, к сожалению, уже очень много. Для того, чтобы больной человек пусть и не вылечился, но смог нормально существовать, нужны огромные деньги. В нашей стране для этих людей есть определенные социальные гарантии, такие как оформление группы инвалидности, получение по ней материальных средств, различные благотворительные акции. Но с каждым годом количество инфицированных растет. Деньги, которые выделяются на помощь им, тоже.
Для государства это является бременем. Но общество не должно об этом думать, поскольку для него СПИД проблема с другим аспектом. Люди должны научиться терпимо относиться к ВИЧ-положительным больным. Абсолютно любой человек может оказаться на месте больного. Поэтому СПИД сейчас – возможность понять, принять и выдержать такую проблему, проявить самые хорошие свои качества. Примером верного отношения к инфицированным служат благотворительные организации, которые функционируют в разных государствах. Их милосердие достойно уважения. Именно у них должно учиться все общество. Если человек не может непосредственно помочь, нужно вспомнить хотя бы пословицу «Не суди, да не судим будешь».

Способы борьбы со СПИДом и его предупреждения.
1) Как я уже сказала, это государственные программы и благотворительные организации.
2) Каждый человек должен помнить о безопасности сексуальных отношений, избегать случайных половых связей.
3) Поиски лекарства, создание вакцины.
4) Анонимная сдача крови.
5) Распространение одноразовых шприцов.

Можно утверждать, что первичным и основ­ным процессом в развитии каждой болезни яв­ляется повреждение, разрушение, дезоргани­зация структур и функций заболевшего орга­низма. Все реактивные, защитные, компенсатор­ные, приспособительные процессы всегда явля­ются вторичными, развивающимися вслед за повреждением тем или иным болезнетворным воздействием на организм.

Следует подчеркнуть, что в процессе разви­тия любой болезни приспособительные и ком­пенсаторные процессы сами становятся вредны­ми для больного и тяжело отражаются на его состоянии. В качестве примера можно привести выделение мочевины слизистой оболочкой же­лудка и кожей (потовыми железами) при уре­мии, тяжелые лихорадки и другие состояния.

Ганс Селье назвал описанный им синдром «стресс» (напряжение) болезнью адаптации, или болезнью приспособления. Этим он подчеркнул, что перенапряжение приспособительных систем организма при болезни само по себе вредно для организма и может ухудшить течение последней. Болезнь адаптации свидетельствует также о том, что попытки видеть в любой болезни только эле­менты приспособления заболевшего организма к существованию в окружающей среде несосто­ятельны и не могут быть приняты всерьез.

Таким образом, сущность болезни нельзя све­сти только к приспособлению, хотя приспособи­тельные, компенсаторные процессы участвуют в

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


жизни больного организма и являются обязатель­ными для жизни здоровых живых существ во всех ее проявлениях.

Примером упрощенного толкования сущнос­ти болезни в плане молекулярной патологии можно назвать концепцию Ляйнуса Полинга о «больных молекулах». На самом деле нет боль­ных молекул, а есть болезни, при которых появ­ляются молекулы необычного для здорового орга­низма состава и свойства. В широком смысле слова все болезни являются молекулярными, но закономерности молекулярных процессов опос­редуются у животных в биологическом, а биоло­гические процессы у человека - и в социальном плане.

У человека, как существа социального, важ­нейшим и обязательным звеном в поддержании здоровья и развития болезни является опосредо­вание биологических (физиологических) процес­сов социальными факторами. Значительное вли­яние на эти процессы оказывает трудовая дея­тельность человека, отличающая его от живот­ных.

Важнейшая роль социальных факторов в раз­витии патологических процессов становится оче­видной при изучении действия любых болезнет­ворных причин на организм человека. По суще­ству, все они действуют на организм человека опосредованно через окружающие его соци­альные процессы.

Действительно, хорошо известны влияния социальных факторов на возникновение эпиде­мических процессов (например, внутрибольнич-ные, водопроводные, военные, голодные эпиде­мии). Существует много профессий, социально опосредующих возможность возникновения раз­личных заболеваний, предупреждение которых требует особых мер защиты и режима труда ра­ботающих. Тяжелой формой социального опос­редования массовой гибели и заболеваемости людей являются войны. Действие на организм человека физических и химических болезнетвор­ных факторов (тепло, холод, электроэнергия, ядовитые вещества и др.), за редким исключе­нием (поражение молнией, отравление ядовиты­ми грибами, замерзание неподвижного челове­ка на холоде и т.п.), также опосредовано соци­альными факторами - одеждой, жильем, элект­роприборами и пр. При этом целый ряд источ­ников ионизирующей радиации, электроэнергии и пр., способных вызвать в организме тяжелые


повреждения, создан трудом человека. Возника­ющие в результате этого повреждения патологи­ческие процессы также являются социально опос­редованными.

Важно подчеркнуть, что болезнь - это каче­ственно новый жизненный процесс, при кото­ром хотя и сохраняются функции, присущие здоровому организму, но появляются новые из­менения. Например, у здорового человека коли­чество вновь образующихся клеток в организме строго равно числу погибших (в результате за­вершившегося жизненного цикла) клеток. У больных с опухолями появляется клон клеток, обладающих высоким потенциалом к размноже­нию, но при этом сохраняются и нормально функ­ционирующие клеточные системы. На уровне целого организма новое качество - это сниже­ние приспособляемости и трудоспособности.

Резумируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение болезни: болезнь - это сложная общая реакция организма на повреж­дающее действие факторов внешней среды, это качественно новый жизненный процесс, сопро­вождающийся структурными, метаболически­ми и функциональными изменениями разру­шительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к сниже­нию приспособляемости организма к непре­рывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.

1.1.3. Критерии болезни

Важным критерием болезни являются жало­бы больного (недомогание, боль, различные функциональные нарушения и др.), которые, од­нако, не всегда объективно отражают состояние организма. В ряде случаев люди с повышенной мнительностью и поверхностно, но достаточно широко осведомленные об отдельных симптомах того или иного заболевания и причинах, их вы­зывающих, могут дезинформировать врача, рас­сказывая ему о своих недомоганиях и связывая их со спецификой профессии (например, рабо­той с источниками радиоактивного излучения) или определенным местом жительства (напри­мер, в зонах, на их взгляд, экологического не­благополучия и др.). Студенты медицинских ву­зов, приступая к изучению клинических дисцип­лин и знакомясь с симптомами отдельных забо­леваний, часто «проецируют» их на себя, све­ряя написанное на страницах учебников с соб-


ственным самочувствием («болезнь третьего кур­са»).

Определяющим критерием болезни являются результаты объективного исследования паци­ента с привлечением широкого комплекса ла-бораторно-инструментальных методов исследо­вания, позволяющих выявить те или иные от­клонения от нормы и установить характерные симптомы (признаки) заболевания.

Важнейшими критериями болезни являются, как уже указывалось, снижение приспособляе­мости и ограничение трудоспособности. Для выявления снижения приспособительных воз­можностей организма проводятся так называе­мые функциональные пробы, когда организм (орган, система органов) искусственно ставится в условия, в которых он вынужден проявлять повышенную способность к функционированию. В качестве примера можно привести пробу с са­харной нагрузкой при сахарном диабете, различ­ные функциональные нагрузки для выявления отклонений на ЭКГ и др.

1.1.4. Общие принципы
классификации болезней

Известно много классификаций болезней, ос­нованных на различных принципах. Болезни делят по причинам, вызывающим их возникно­вение, например наследственные, инфекционные болезни, травмы, лучевая болезнь и т.д. Соглас­но другому принципу болезни классифицируют по особенности патогенеза, например болезни обмена веществ, аллергические болезни, шок и др. Весьма популярным является органный прин­цип классификации болезней, например болез­ни сердца, легких, почек, печени и т.д. Важное место в классификации болезней занимают воз­растные принципы. Различают болезни новорож­денных (микропедиатрия), детские болезни (пе­диатрия), болезни старческого возраста (гериат­рия). Специальным разделом медицины являют­ся женские болезни (гинекология).

1.1.5. Патологическая реакция,
патологический процесс,
патологическое состояние

Патологическая реакция - кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, кратковременное повы-


шение артериального давления под влиянием от­рицательных эмоций.

К патологическим реакциям относятся аллер­гические реакции, неадекватные психоэмоцио­нальные и поведенческие реакции, патологичес­кие рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинско-го и др.).

Патологический процесс - сочетание (ком­плекс) патологических и защитно-приспособи­тельных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функци­ональных нарушений.

Сформировавшиеся и закрепленные в процессе эволюции постоянные сочетания или комбина­ции различных патологических процессов и от­дельных патологических реакций клеток и тка­ней называются типовыми патологическими процессами. К ним относятся воспаление, ли­хорадка, гипоксия, отек, опухолевый рост и др.

Патологический процесс лежит в основе бо­лезни, но не является ею. Отличия патологичес­кого процесса от болезни заключаются в следу­ющем:

1. Болезнь всегда имеет одну главную этио­логическую причину (специфический произво­дящий фактор), патологический процесс всегда полиэтиологичен. Например, воспаление (пато­логический процесс) может быть вызвано дей­ствием различных механических, химических, физических и биологических факторов, а маля­рия не может возникнуть без действия малярий­ного плазмодия.

2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болез­ни в зависимости от локализации, иными слова­ми, место локализации патологического процес­са определяет клинику заболевания (воспаление легких - пневмония, воспаление оболочек мозга - менингит, воспаление сердечной мышцы - ми­окардит и т.д.).

3. Болезнь, как правило, комбинация не­скольких патологических процессов. Так, напри­мер, при крупозной пневмонии имеет место со­четание (во взаимосвязи) таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипок­сия, ацидоз и др.

4. Патологический процесс может не сопро­вождаться снижением приспособляемости орга­низма и ограничением трудоспособности (боро­давки, липома, атерома и др.).

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


Патологическое состояние - медленно (вяло) текущий патологический процесс. Может воз­никнуть в результате ранее перенесенного забо­левания (например, рубцовое сужение пищево­да после ожоговой травмы; ложные суставы; со­стояние после резекции почки, ампутации ко­нечности и т.п.) или в результате нарушения внутриутробного развития (косолапость, плоско­стопие, дефект верхней губы и твердого неба и цр.). Это как бы итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась струк­тура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в патологический процесс (бо­лезнь). Например, пигментированный участок кожи (родимое пятно) при воздействии ряда ме­ханических, химических и физических (радиа­ция) факторов может трансформироваться в зло­качественную опухоль меланосаркому.

1.2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Термин «этиология» (от греч. aitia - причи­на, logos - учение) был введен древнегреческим философом-материалистом Демокритом. В древ­ности это слово обозначало учение о болезнях вообще (Гален). В современном понимании эти­ология - учение о причинах и условиях воз­никновения и развития болезней.

1.2.1. Причины болезней

Несмотря на то, что с глубокой древности и до наших дней вопрос о том, почему заболел че­ловек, был в медицине одним из главных, к со­жалению, и в настоящее время этиология оста­ется, по выражению И.П. Павлова, «самым сла­бым отделом медицины». Между тем очевидно, что без выявления причины болезни невозмож­но определить правильный путь ее профилакти­ки и лечения.

Серьезная научная разработка этиологии на­чалась лишь в конце XIX в., благодаря бурному развитию биологии и медицины вообще и мик­робиологии в частности. Отправным стимулом к этому явилась «Целлюлярная патология» Р. Вирхова, обосновавшая материальную природу возникающих при болезнях функциональных нарушений и побудившая исследователей к по­иску конкретных материальных причин этих на­рушений.


Революционный прорыв в микробиологии, связанный с открытием целого ряда микроорга­низмов - возбудителей инфекционных болезней человека (П. Эрлих, Р.Кох, Л. Пастер и др.), нанес сокрушающий удар по вековым идеалис­тическим представлениям о причинах и сущно­сти болезней, утвердив материалистические принципы детерминизма. В дальнейшем стали выявляться все новые и новые причины болез­ней. При этом долгое время считалось, что на­личие причины (болезнетворного фактора) рав­нозначно наличию болезни, в то время как орга­низму отводилась роль пассивного объекта при действии этого фактора. Этот период в развитии учения об этиологии обозначен как период ме­ханического детерминизма. Вскоре, однако, стало очевидным, что далеко не всегда наличие патогенного фактора приводит к возникновению болезни. Было доказано, что не менее важную роль в этом играют состояние организма (реак­тивность, пол, возраст, конституция, индивиду­альные анатомо-физиологические особенности, наследственность), различного рода социально обусловленные (антисанитарные условия жизни, неполноценное питание, тяжелые условия тру­да, вредные привычки и пр.) и многие другие факторы, которые либо способствуют, либо, на­против, препятствуют возникновению болезни.

Так возникли два диаметрально противопо­ложных взгляда в трактовке проблем этиологии: монокаузализм и кондиционализм. Представи­тели монокаузализма утверждали, что опреде­ляющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (monos -один, causa - причина), а все остальные факто­ры существенной роли не играют.

Сторонники противоположной точки зрения полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину бо­лезни не представляется возможным. Это направ­ление получило название кондиционализм (conditio - условие). Родоначальником кондици-онализма был немецкий физиолог и философ Макс Ферворн (1863-1921), утверждавший, что «понятие причины есть мистическое понятие», подлежащее изгнанию из точных наук. Концеп­ция кондиционализма в этиологии оказалась очень стойкой, в той или иной степени ее при­держивались крупнейшие отечественные пато­логи В.А. Оппель, С.С. Халатов, Н.Н. Аничков, И.В. Давыдовский и др.

Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

С современных позиций обе точки зрения не могут рассматриваться как правильные: моно-каузализм, совершенно справедливо выделяя главную причину болезни, напрочь отрицает роль условий, в которых она возникает; кондициона-лизм же, напротив, отрицает ведущую роль ос­новной (главной) причины болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, делая тем самым невозможным изучение специфических факторов болезней и проведение этиотропной терапии. Правильная позиция в этом вопросе заключается в рассмотрении причин и условий возникновения болезней в их диалектическом единстве, т.е. в постоянном и тесном взаимодей­ствии тех и других при сохранении специфичес­кой роли каждого из них [Саркисов Д.С, Паль­цев М.А., Хитров Н.К., 1997].

Современные представления о причинности в патологии вытекают из трех основных положе­ний материалистической диалектики: 1. Все яв­ления в природе имеют свою причину; беспри­чинных явлений нет; причина материальна, она существует вне и независимо от нас. 2. Причина взаимодействует с организмом и, изменяя его, изменяется сама. 3. Причина сообщает процессу новое качество, т.е. среди множества факторов, влияющих на организм, именно она придает патологическому процессу новое качество.

Болезнь вызывается комплексом факторов, однако они далеко не равноценны. Следует вы­делять главный этиологический фактор (про­изводящий, специфический) - это тот фактор, при отсутствии которого данное заболевание развиться не может ни при каких условиях. Например, крупозное воспаление легких возни­кает не только под влиянием заражения челове­ка пневмококком. Заболеванию способствуют также простуда, утомление, отрицательные эмо­ции, недостаточное питание и др. Легко понять, однако, что без заражения пневмококком все указанные факторы не смогут вызвать крупоз­ное воспаление легких. Поэтому причиной дан­ного заболевания, его главным этиологическим фактором следует считать пневмококк.

Однако иногда выявить причину болезни труд­но (некоторые опухоли, психические болезни). Установлено, например, что язва желудка раз­вивается как от нерегулярного и неправильного питания, так и от состояния невроза, наруше­ний функций вегетативной нервной системы, эн­докринных расстройств. Эти и многие другие на­блюдения послужили поводом для представле-


ний о полиэтиологичности болезни. Положение это неверно. Оно возникло в результате недоста­точности наших знаний о причинах некоторых болезней и их вариантов.

Как указывалось, каждая болезнь имеет свою, только ей свойственную причину. По мере на­копления знаний о причинах всех видов и под­видов болезней будут улучшаться их предупреж­дение и лечение. Многие болезни по мере позна­ния их подлинных причин распадаются на но­вые подвиды, каждый из которых имеет свою отдельную причину. Например, раньше суще­ствовала болезнь «кровоточивость» (геморраги­ческий диатез). По мере установления причин, вызывающих отдельные проявления этого забо­левания, выявились новые совершенно самосто­ятельные формы болезни, характеризующиеся кровоточивостью (цинга, гемофилия, геморраги­ческая пурпура и др.). Подобным образом рас­пался на самостоятельные заболевания со свои­ми причинами нервно-артрический диатез (по­дагра, ревматизм, неинфекционный полиартрит и др.).

Причины (главные этиологические факторы) болезней делятся на внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, фи­зические, химические, биологические и соци­альные факторы, к внутренним - нарушение в генотипе. Болезнь может быть обусловлена так­же дефицитом в окружающей среде или в орга­низме веществ (факторов), необходимых для обес­печения нормальной жизнедеятельности (авита­минозы, голодание, иммунодефицитные состоя­ния и др.).

Следует отметить, что наличие главного эти­ологического фактора и даже воздействие его на организм далеко не всегда приводит к возник­новению болезни. Этому способствует или, на­против, препятствует целый комплекс условий.

1.2.2. Условия возникновения и развития болезней

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями воз­никновения болезни. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания. При наличии причинно­го фактора болезнь может развиваться и без уча­стия некоторых условий ее возникновения. На­пример, крупозная пневмония, вызываемая пнев­мококком сильной вирулентности, может раз-

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


Виться и без простуды, без ослабления питания и других условий. Различают условия, предрас­полагающие к болезни или способствующие ее развитию, препятствующие возникновению бо­лезни и ее развитию. Как способствующие, так и препятствующие развитию заболеваний усло­вия могут быть внутренними и внешними.

К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное пред­расположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или стар­ческий возраст.

К внешним условиям, способствующим раз­витию болезней, относят нарушения питания, пе­реутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.

К внутренним условиям, препятствующим развитию болезней, относят наследственные, расовые и конституциональные факторы, напри­мер видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных. Чело­век не болеет чумой собак и кошек, пневмонией рогатого скота и многими другими инфекцион­ными болезнями животных. Люди, страдающие серповидноклеточной анемией, не болеют маля­рией.

К внешним условиям, препятствующим раз­витию болезней, относят хорошее и рациональ­ное питание, правильную организацию режима рабочего дня, физкультуру, а в случае заболева­ния - хороший уход за больным.

Установление главного (производящего, спе­цифического) этиологического фактора, выделе­ние условий, предрасполагающих к болезни или способствующих ее развитию, и условий, пре­пятствующих возникновению болезни и ее раз­витию, абсолютно необходимо для разработки эффективных мер профилактики заболеваний, снижения заболеваемости и оздоровления насе­ления.

1.3. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

1.3.1. Определение понятия «патогенез»

Патогенез (от греч. pathos - страдание 1 , genesis - происхождение) - раздел патологичес-

1 По Аристотелю, pathos означает также повреждение. Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

3 Ът № 532


кой физиологии, изучающий механизмы раз­вития болезней. Изучение наиболее общих за­кономерностей возникновения, развития, тече­ния и исхода заболеваний составляет содержа­ние общего учения о патогенезе. Оно основыва­ется на обобщенных данных по изучению отдель­ных видов болезней и их групп (частная патоло­гия и клинические дисциплины), а также на результатах экспериментального воспроизведе­ния (моделирование) болезней или отдельных признаков у человека и животных. При этом устанавливается последовательность изменений в организме для каждого заболевания, выявля­ются причинно-следственные отношения между различными структурными, метаболическими и функциональными изменениями. Иными слова­ми, изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов бо­лезни, т.е. тех изменений в организме, кото­рые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора и в дальнейшем иг­рают роль причины в развитии болезни.

Таким образом, если изучение этиологии дает возможность ответа на вопрос: «Почему возник­ла болезнь?», то конечным итогом изучения па­тогенеза должен быть ответ на вопрос: «Как она развивается?»

Главный (специфический) этиологический фактор действует как пусковой механизм раз­вития болезни. Патогенез заболевания начина­ется с какого-либо первичного повреждения (Р. Вирхов) или «разрушительного процесса» (И.М. Сеченов), «полома» (И.П. Павлов) клеток в той или иной части тела (патогенетический фактор первого порядка). В одних случаях начальное повреждение может быть грубым, хорошо раз­личимым невооруженным глазом (травмы, ожо­ги, раны и пр.). В других случаях повреждения незаметны без применения специальных мето­дов их обнаружения (повреждения на молеку­лярном уровне). Между этими крайними случа­ями имеются всевозможные переходы. Продук­ты повреждения тканей становятся источника­ми нового повреждения в ходе развития болез­ни, т.е. патогенетическими факторами второго, третьего, четвертого, ... порядка. В некоторых случаях, например при отравлении свинцом, рту­тью или при хронических инфекциях, этиоло­гический фактор как пусковой механизм оста­ется на все время, пока в организме находится яд или инфекция.


1.3.2. Защитно-компенсаторные
процессы

Важным проявлением каждой болезни явля­ются реактивные изменения со стороны клеток, органов и систем, которые возникают, однако, всегда вторично, в ответ на повреждение, выз­ванное болезнетворными причинами. К ним от­носятся такие процессы, как воспаление, лихо­радка, отек и др.

Эти реактивные изменения в организме обо­значаются как защитно-компенсаторные процес­сы, или «физиологическая мера» защиты (И.П. Павлов), как «патологическая (или аварийная) регуляция функции» (В.В. Подвысоцкий, Н.Н. Аничков), «целительные силы организма» (И.И. Мечников). В ходе развития болезни процессы повреждения и восстановления находятся в тес­ном взаимодействии, и, как указывал И.П. Пав­лов, часто трудно бывает отделить один от дру­гого.

Эти процессы развиваются и протекают на различных уровнях, начиная с молекулярного и заканчивая целым организмом больного чело­века. В начале заболевания защитно-компенса­торные процессы развиваются на молекулярном и клеточном уровнях. Если действие болезне­творных причин слабо выражено и непродолжи­тельно, болезнь может и не развиться. Так бы­вает в случаях попадания не сильно вирулент­ных микробов, ядов в небольших дозах, при малых дозах облучения ионизирующей радиа­цией, слабых травмах и т.п. Значительные по­вреждения вызывают более сильные ответные реакции со стороны органов и регулирующих их систем.

1.3.3. Основное звено и «порочный
круг» в патогенезе болезней

В развитии болезней и патологических про­цессов чрезвычайно важно определить основное,


главное звено в цепи возникающих в организ­ме нарушений - изменение в организме (один из патогенетических факторов), определяющее развитие остальных этапов болезни. Устране­ние основного звена патогенеза приводит к выз­доровлению организма. Без установления основ­ного звена патогенеза невозможно проведение патогенетической терапии - комплекса мер, направленных на прерывание цепи причинно-следственных отношений между различными структурными, метаболическими и функциональ­ными нарушениями, возникающими в организ­ме вследствие воздействия главного этиологичес­кого фактора, путем устранения основного зве­на патогенеза. Например, стеноз левого атрио-вентрикулярного отверстия служит основным звеном в цепи многих последующих нарушений: расширения левого предсердия, застоя крови в малом круге, нарушения функции правого же­лудочка, а затем застоя в большом круге крово­обращения, кислородного голодания циркулятор-ного типа, одышки и др. Устранение этого звена путем митральной комиссуротомии ликвидиру­ет все указанные нарушения.

Возникшее в ходе развития патологического процесса нарушение функции органа или систе­мы нередко само становится фактором (причи­ной), вызывающим это нарушение, иными сло­вами, причинно-следственные отношения меня­ются местами. Это положение в медицине назы­вают «порочным кругом». Например, резкое ухудшение транспорта кислорода при кровопо-тере приводит к недостаточности сердца, что еще больше ухудшает транспорт кислорода. Возни­кает «порочный круг» (схема 1).

Важно отметить, что во многих случаях фор­мирования порочных кругов сущность этого про­цесса состоит в срыве отрицательной обратной связи, трансформации ее в положительную об­ратную связь, что становится основой усугубле­ния патологического процесса [Саркисов Д.С,

Кровопотеря

(уменьшение массы

циркулирующей крови)


«Порочный круг» при кровопотере

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Понятие, предложенное С. Г. Ольковым.

"Я часто вспоминаю эпизод из своего раннего детства. Тогда мне было года три, и я жил с родителями в Мурманской области. Я куда-то шел с матерью, еще кем-то и, вдруг, задумался, как же я попал в этот мир. Как будто какой-то солнечный зайчик сверкнул в моей голове, но я не получил ответа." (с. 64)

Ab ovo

Разум - одна из высших форм проявления воли.
В сути своей все многообразие интеллектуальных ответов на всевозможные вопросы сводимо к четырем:
- да;
- нет;
- да и нет;
- ни да, ни нет.
Главное орудие в борьбе за выживание - интеллект, ум, мудрость. Homo Sapiens уверенно побеждает все прочие виды и ведет жесткую внутреннюю схватку, ставшую, похоже, угрозой для жизни на Земле.

"С точки зрения дарвинистских и неодарвинистских воззрений лучший признак сегодняшнего выживания - это изобретение ядерного, водородного и других все более изощренных способов ведения войны. Таким образом, дарвинистская схема устремляется к абсурду. Поэтому-то я не люблю Дарвина, наряду с католиками, мусульманами и прочими убийцами людского рода."

Первое, чем подкупает избранный автором стиль, - это попытка наиболее искренне изложить свои позиции, интегрировать их с позициями других всемирно известных ученых, не доверяя никаким шаблонам. На этом, однако, достоинства книги только начинаются. Сила логики, неожиданные и искрометные выводы, хорошая научная романтика - дадут пищу для размышления любому ученому и практику, интересующемуся одновременно философией, психологией, социологией, юриспруденцией и др. общественными, гуманитарными науками.

Сознание

Простой взгляд на слово "сознание" порождает уверенную ассоциацию чего-то наделенного знанием - со-знание, со-знанием, со-знанием дела. В свою очередь знания, согласно распространенному мнению - это результаты познания, то есть, грубо говоря, процесса по производству, выработке знаний, а также информация, сведения об окружающей и внутренней среде. В понятии "сознание" усматривается два основных признака: совокупность знаний (понятий, представлений, образов) и процесс по производству этих представлений, образов.
Первый уровень сознания - это интеллектуальное пространство от Всемирного разума до архетипов.
Второй уровень сознания - базовые перинатальные матрицы, инграммы, предрассудочное сознание и моральное состояние духа.
Третий уровень сознания - сиюминутное, фиксированное сознание - здесь и сейчас.

Стараниями многих философов, психологов и других ученых понятие "сознание" сильно опошлили, размыли. Взгляд автора на сознание оригинален, достоин уважения за попытку воскресить, конкретизировать это понятие. С другой стороны, надо отметить, что сознание не может не быть ключевым понятием темы общественных болезней. Как биологическая болезнь сужает сознание человека, заставляет его думать о своих болячках - так и общественные болезни сужают, перестраивают сознание людей, ограничивают в духовной жизни, самореализации. Любой больной прежде всего фиксируется на негативе. И после книги Олькова можно даже сделать широкое обобщение: фиксация на негативе - является необходимым и достаточным признаком болезни человека .

Оль, душа и психика

Оль - это то Солнце, вокруг которого вертится наш мир, стержень, нанизывающий все в личностно-индивидуальном и социальном мире, основание общественной схемы, под которое нельзя подвести нечто исходное.
"Солнышко" спрятано внутри всякого здравствующего человека. Оно высвечивает во всех его действиях. Куда бы мы не обратили взор, какое бы состояние не анализировали, вокруг него вертится наш мир.
Пояснения термина "эгоизм", данные в различных словарях и прочно вошедшие в обиход не отвечают научным целям, ибо содержат три крупных нелепости:
1. Себялюбие расценивается как нечто негативное, плохое;
2. Четким следствием себялюбия рассматривается отрицательное отношение к другим;
3. Противоположностью эгоизму считается альтруизм.
Себялюбие - это не плохо, а необходимо, хорошо и полезно. Оно совершенно не означает обязательно отрицательное отношение индивида к другим.

"Война, иные всевозможные конфликты, различные формы общественных, психосоматических, соматических болезней и т.п. - тоже способ естественного отбора." (с. 150)

Эта цитата, очевидно, олицетворяет очень и очень интересный момент. Автор (случайно или нарочито) поставил в один ряд объективно связанные феномены:
1. Соматические болезни (болезни тела)
2. Психосоматические болезни (болезни тела+души)
3. Общественные болезни
4. Всевозможные конфликты
5. Война
На наш взгляд, гипотезой серьезного научного труда может стать системность этой схемы, доказательство адекватности использования ее при рассмотрении широкого спектра проблем. Очевидно, что и конфликты, и войну можно и нужно рассматривать как болезни. Согласно Советскому энциклопедическому словарю "Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями". В этом определении даже не надо ничего менять для того, чтобы распространить его на 3, 4 и 5 пункты. Достаточно представить общество, человечество как пресловутый организм. Следует обратить внимание, что конфликты и война не могут являться вариантом общественных болезней. Общественные болезни охватывают ОБЩЕство, своеобразный большой виртуальный коллектив . Конфликты охватывают две и более группировки, имеющих расхождение по ряду вопросов. Война тоже охватывает две и более группировки. Расхождения в последнем случае настолько велики, что каждая из сторон допускает физическое уничтожение противника. То есть отсутствует желание иметь что-либо общего с противником, даже жизнь.
В этой схеме крайние позиции (соматические болезни и война) являются наиболее летальногенными, т.е. способными вызывать смерть: Сказанное совсем не означает, что не умирает людей в результате конфликтов (бытовых драк, например), психосоматических болезней (язва, диабет, неврозы), общественных болезней (криминализация общества, аддиктивность и т.п.). Но все-таки во время военных действий, тяжелых болезней - смерть наступает как более логичное следствие. Можно сказать, что смерть является сутью, неизбежным спутником этих процессов.
Схема удобна для рассматривания динамики многих политических процессов. Очевидно, что соседние элементы схемы наиболее тесно связаны друг с другом, друг друга возбуждают, притормаживают. И, если у "организма" слабый иммунитет - воспаление передается на соседние уровни. И при наличии осложнений, отягчающих обстоятельств - могут "заполыхать" все 5 уровней.
Постараемся проиллюстрировать сказанное на примере истории нашей страны начала века:


На наш взгляд, катаклизмы начала века провоцировались двумя важнейшими факторами:
1. Война
2. Низкий иммунитет нации.
Именно второй фактор позволил войне иррадиировать (распространиться) на остальные 4 уровня. Низкий иммунитет нации объясняется в свою очередь многочисленными другими факторами:
  • Наука того времени была не в состоянии дать мало-мальски пригодную интерпретацию происходящих (психолого-)политических процессов, в результате чего большое значение приобрели ненаучные интерпретации;
  • Культура и искусство не повышали, а понижали иммунитет нации;
  • На протяжении короткого промежутка времени распространилось большое количество "зараз": большевизм, черносотенство, сионизм и т.п., вместе которые общество не смогло преодолеть;
  • "Гнилая голова";
  • и др.

"Цель научного познания - это не просто пассивное приспособление к окружающему и внутреннему миру, а попытка организовать его, научиться управлять средой." (с. 59)

Общественное здоровье и болезни

В идеале общественное здоровье тождественно понятию счастье - максимально благоприятная жизнь максимального количества людей в максимально благоприятных условиях. Конкретные жизненные явления необходимо рассматривать в трех аспектах:
Необходимость - эволюционно-исторический, естественный аспект
Счастье - соответствие этому высшему благу
Образец - конкретная система нравственных, юридических, медицинских, технических и т.п. координат.
"В качестве эталонов, икон вывешиваются определенные образы, например, Иисус Христос, Мухаммед, Будда или Владимир Ленин, Арнольд Шварценегер и т.п. Я бы в качестве эталона вывесил символ человека, прожившего максимально долгую жизнь, уже хотя бы по этому признаку." "Сразу отметим, что в истории человечества еще никому не удавалось создать научную мораль и, насколько мне известно, впервые цель создания такой морали поставил автор настоящей работы, признав, что все предшествующие морально-нравственные линии, лежащие и в основе общественной науки - антинаучны, вредны для здоровья человечества, ибо всеми силами толкают его в могилу." Вопрос состоит в том, насколько совершенны те или иные эталоны в смысле полезности для прогрессивного, счастливого развития человечества. Автор отмечает, что "можно достаточно часто услышать залихватские песни о ворах, грабителях, насильниках. Реже поют про самоубийц, но и тех, в большинстве своем, мы относим к нормальным, здоровым. Никто не слагает песен про больного раком, СПИДом или ангиной." Все это - феномены одного порядка, болезни .

Таким образом, Ольков предлагает оценивать с моральной точки зрения все болезни одинаково: рак, СПИД, (само)убийство. Тем временем, есть один тонкий момент, который автор упустил из виду. Как он точно подмечает, обычные болезни не несут в себе и малейшего нравственного престижа. Но они и не осуждаются обществом. Люди, болеющие гриппом, не подвергаются обструкции. Если следовать логике автора, относясь к (само)убийствам как к обычным болезням, мы будем вынуждены признать (само)убийства вариантом нормы, нормального бытия людей. Ибо что может быть нормальнее для современного человека как поболеть ?! Да и ядро нашего населения составляют ипохондрики, люди-болезни . Именно на этот психологический тип, кстати, опирается большинство современных политиков, в первую очередь региональных.

На наш взгляд, было бы слишком прямолинейно - интерпретировать противоправное поведение исключительно как общественную болезнь. Хотя бы потому, что подобное воззрение никогда не приживется в массах. Для обывателя болезнь-это нормально; преступление - плохо ; и вместе им не сойтись!

"Не дай мне бог сойти с ума - уж лучше посох да сума"
Болезнь болезни - рознь. И некоторые болезни совершенно непрестижны. В первую очередь это касается психических расстройств. За исключением неврозов все остальные психические расстройства совершенно "не котируются". "Шизофреник", "Параноик", "Олигофрен" и т.п. ярлыки очень стойки, действенны. Добровольно обращаться к психиатру - стыдно; человек, побывавший у психиатра, обычно сталкивается с проблемами в общении, предвзятостью. Кусочек "славы" психиатров достался и психологам. Половина вины лежит и на психиатрах, в большинстве своем убежденных в неизлечимости до конца психических заболеваний, поэтому непропагандирующие возможности своей науки. Тем не менее очень и очень много психических расстройств корректируемо. Корректируемо и большинство психологических проблем, с которыми приходят на прием к психологу.
Очевидно, что всеобщее признание излечиваемости психических расстройств, равноправия их с обычными заболеваниями даст больший эффект, чем обычная констатация больного общества. Обычно человек не дает себе даже подумать о том, что у него больная душа, ему страшно представить себя на консультации психолога или психиатра. Если больной простудой человек не хочет идти на прием к врачу он занимается самолечением (с разным успехом). Человек с расстроенной психикой даже не стремится заняться самопомощью. В лучшем случае он огравничивается приемом алкоголя и других наркотиков, что и помощью себе как правило не является. Таким образом, если действие травмирующего фактора не остановлено рациональными способами, остается уповать на последний бастион психического здоровья - механизмы психологической защиты. Когда и она не выдерживает - начинает происходить бурное развитие расстройства, с непредсказуемым исходом. К психиатрам и психологам клиенты попадают чаще всего на этой острой фазе, когда уже недостаточно избавиться от действия одного-нескольких травмирующих факторов. Психическое расстройство быстро и решительно приобретает системный характер. Чем раньше человек обращается к психологу или психиатру (самостоятельно использует методы психокоррекции) - тем легче преодолевается проблема. Может показаться парадоксальным, но без "моды" на психические расстройства говорить о духовном здоровьи общества не представляется возможным .

Показатели общественного здоровья и болезней

1. Господствующая в обществе мораль (количество моральных школ и степень конфликтов между ними), соответствующая ей мировоззренческая позиция индивидов и формы поведения, ориентация права и правоохранительной деятельности; степень развитости науки.
2. Средняя продолжительность жизни населения и его численность.
3. Степень сплоченности индивидов в обществе (группе).
4. Количество уничтожаемых лиц в ходе правоохранительной деятельности государства.
5. Количество уничтожаемых лиц в ходе революций.
6. Наличие межгосударственных и крупных внутригосударственных вооруженных конфликтов.
7. Преступность.
8. Самоубийства (дифференцировано).
9. Наполняемость тюрем и иных мест лишения свободы.
10. Число судимых лиц, отбывающих и отбывавших наказание в виде лишения свободы.
11. Количество задерживаемых по подозрению в совершении преступления и арестованных.
12. Число ранее осужденных к иным мерам уголовного наказания кроме лишения свободы.
13. Число рецидивистов.
14. Качество обращения с преступниками.
15. Нарушения закона со стороны лиц, обеспечивающих законность.
16. Общее число правонарушений.
17. Число психически больных.
18. Число алкоголиков и наркоманов.
19. Степень распространенности пьянства.
20. Число катастроф: а) дорожно-транспортные происшествия; б) воздушные, морские, наземные и т.п.
21. Наличие экономических кризисов, в том числе голод.
22. Число больных неизлечимыми соматическими заболеваниями.
23. Число больных соматическими заболеваниями и степень их излечимости.
24. Проявление склонности к физическому насилию, садизму у населения.
25. Качество обращения с детьми.
26. Частота конфликтных ситуаций: а) с применением физического насилия; б) без применения физического насилия.
27. Уровень загрязнения окружающей среды и солнцедеятельность.

Профилактика и лечение

"Так, один молодой парижский конторщик, истомившись жизнью под бременем грустрых мыслей, обуревавших его, решил утопиться. По пути следования к месту самоубийства, встретил двух приятелей, выяснивших у него насчет предстоящих намерений. По словам очевидцев, оба стали отговаривать будущего самоубийцу, а через несколько минут утопились все трое."
При введении нозологических форм, диагностике, профилактике и лечении любых болезней следует ориентироваться, прежде всего, на ключевые детерминанты, видеть "корни" и влиять на них. В сущности лечение и профилактика общественных болезней - это стремление к счастью. Чем совершеннее инструментальное сознание, чем качественнее система общественных стандартов, чем разумнее и безопаснее социальное управление, тем ниже уровень общественной патологии.
"К сожалению, мы еще не научились лечить общественную патологию, а только гоняем ее из одной формы в другую, порождая все более сложные и опасные виды таких болезней, потворствуя развитию их эпидемического, и все возрастающего характера. .. Всякое принимаемое решение, особенно, касающееся введения государственных стандартов и норм, должно быть теоретически взвешенным. Необходимо основательно пересмотреть систему существующих норм с точки зрения ее полезности для общественного здоровья. Организовать надлежащий эффективный сбор информации о патологических процессах, их детерминантах и антидетерминантах, ее строгий учет; искать пути качественного лечения и профилактики всевозможных болезней. Четко отслеживать последствия принимаемых политико-правовых решений с точки зрения вреда и полезности для здоровья народонаселения. .. Обществом, его структурно-функциональными единицами должны править научные организации. Их следует разделять по вертикали и горизонтали с элементами строгой централизации и подчинения низших "интеллектуальных центров" высшим; подразделить их функции, установить надежную систему воспитания, подбора, расстановки и увольнения кадров. .. Сторонники низших форм нравственности, особенно "криминальной" не могут претендовать на какие-либо позиции в аппарате власти."

Социальные факторы . На все звенья эпидемического процесса большое влияние оказывают социальные факторы, которые, по выражению крупнейшего эпидемиолога нашей страны проф. И. И. Елкина, характеризуют «всю сложную совокупность условий жизни людей: характер жилищ и плотность населения, благоустройство населенных мест, материальное благосостояние, характер питания, уровень культуры вообще и санитарной культуры в частности, характер и условия труда, миграционные процессы населения, состояние здравоохранения».

Социальные факторы могут быть причиной широчайшего распространения инфекционных заболеваний и вместе с тем могут быть той движущей силой, при помощи которой достигается их полное уничтожение.

Многие социальные факторы играют большую эпидемиологическую роль.

Возникновение и развитие эпидемий в значительной степени зависит от жилищно-бытовых условий. Неблагоустроенное жилище, большая плотность населения, плохие гигиенические условия (отсутствие вентиляции, недостаточное освещение и инсоляция) способствуют развитию заразных болезней, особенно туберкулеза. Помимо этой социальной болезни, такие условия способствуют быстрой передаче брюшного и сыпного тифов, трахомы, грибковых поражений, детских инфекций и др.

Особенно опасным в отношении распространения инфекционных заболеваний является совместное или сменное пребывание большого числа людей (гостиницы, общежития, больницы, дома для инвалидов и т. д.).

Большое влияние на распространение инфекционных заболеваний оказывает санитарное благоустройство населенных мест.

Неблагоустроенные города, лишенные этих элементов санитарной культуры, являются серьезными источниками инфекционных заболеваний, особенно кишечных. И напротив, работа по улучшению санитарных условий жизни населения способствует снижению числа инфекционных заболеваний. Ярким примером этого является Донбасс, в котором за 5-6 лет работ по благоустройству (1932- 1938) заболеваемость брюшным тифом снизилась в 15-20 раз (Л. В. Громашевский).

Существенную роль как социальный фактор играет питание. Неполноценное по составу и недостаточное по калорийности, оно приводит к ослаблению защитных свойств организма и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Кроме того, и сама по себе зараженная пища может явиться причиной инфекционной болезни и развития эпидемической вспышки.

Источником инфицирования пищи являются заразоносители, инфекционные больные, а также зараженная посуда и другие предметы кухонного обихода.

Эпидемиологическая роль трудового процесса заключается в характере профессиональной деятельности и санитарной обстановки труда. Обработка кож, шерсти, уход за животными и др. могут вызвать заболевание сибирской язвой, сапом, ящуром. Профессиональной болезнью для горнорабочих является анкилостомидоз. Геогельминтами поражаются работники полей орошения, сельское население, использующее в качестве удобрений фекалии. Ветеринарные работники подвержены зоонозным заболеваниям. Кроме того, трудовая деятельность может оказать и косвенное влияние, если она связана с тяжелыми и неблагоприятными условиями труда, снижающими общую сопротивляемость организма.

Определенную роль в передаче инфекции играют средства передвижения: авиационный, железнодорожный, внутригородской и другие виды транспорта.

Войны обычно сопровождаются различными эпидемиями, этому способствуют массовые передвижения войск и гражданского населения, огромные разрушения жилищ, ухудшение материальных условий жизни населения.

Развитию эпидемий способствуют такие социальные бедствия, как голод, массовая безработица и т. д.

Все сказанное об эпидемиологической роли природных и социальных факторов позволяет отметить, что они обусловливают изменения в ходе эпидемического процесса, воздействуя непосредственно на все его три звена, а поэтому являются вторичными движущими силами эпидемического процесса (пятый закон общей эпидемиологии).

Эпидемиологическое значение отдельных социальных факторов следует рассматривать в аспекте влияния на них государственного устройства общества. Многочисленные исследования эпидемиологов и гигиенистов показали, что в обществе, разделенном на классы, где господствуют буржуазия и капиталисты, от инфекционных болезней в большей степени страдают рабочие, беднота, безработные и их дети. На это указывали в своих бессмертных трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Условия жизни человеческого общества оказывают влияние на эпидемический процесс. Начиная с древних времен и до наших дней социальные условия жизни претерпевали постоянные и весьма значительные изменения (от кочевого образа жизни до оседлого, от занятий охотой и скотоводством до современного уклада условий труда). Все эти различные условия неизбежно сказывались на распространении или, наоборот, затухании отдельных инфекционных заболеваний. Так, например, проказа в древние времена была болезнью бедноты древнеазиатских городов. Во время крестовых походов (XI-XII век) она проникла в Европу и поразила миллионы людей. И только когда она стала угрожать господствующему классу, были приняты радикальные меры (как и в древних азиатских городах), что дало возможность значительно снизить, а в некоторых странах почти полностью ликвидировать эту болезнь. Холера, будучи эндемичной для Индии, проникла в Европу 150 лет назад, быстро переходя из одной местности в другую по торговым путям и унося миллионы людей. Брюшной тиф, чума, трахома и другие инфекционные заболевания тоже следовали за людьми в течение длительного исторического периода. Подвергаясь воздействию сознательной деятельности человека, некоторые из них возникали значительно реже, а в некоторых странах почти полностью исчезали.

Активная борьба с инфекционными болезнями проводится в странах социалистического содружества и особенно в СССР.

Таким образом эпидемический процесс как сложное социально-биологическое явление меняется в ходе исторического развития общества, причем связь его с социальными явлениями, как более динамичными, больше выражена, чем с биологическими.

Исходя из этого, можно сформулировать шестой закон общей эпидемиологии: эпидемиология любой заразной болезни в ходе человеческой истории может претерпевать соответствующие изменения, если в социальной жизни общества наступают изменения, способные воздействовать на непосредственные движущие силы данного эпидемического процесса, для этого не требуется, чтобы наступили какие-либо изменения в биологической основе соответствующей болезни.