Социальная помощь инвалидам в трудоустройстве. Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии. Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» Объем финансирования Программы на 2006 — 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей.

На полноценный труд: новая программа трудоустройства инвалидов в москве

Внимание

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г.


Санкт-Петербург). В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс.

Особенности трудоустройства инвалидов в россии в 2018 году

Информация по реабилитации инвалида — колясочника, спинальника и др. Меню Трудоустройство Помимо системы квотирования рабочих мест для инвалидов, государственными организациями реализуются ещё целый ряд программ, нацеленных на решение проблем трудовой занятости этой категории населения. Прежде всего, на это направлена деятельность Федеральной службы по труду и занятости населения и входящих в её состав региональных Управлений и местных Центров занятости.

Их программы условно можно разделить на пять направлений:- подбор персонала и трудоустройство;- организация Ярмарок вакансий;- профессиональное обучение и переобучение;- содействие предпринимательству;- организация общественных работ и временной занятости.Специально направлена на людей с инвалидностью, существуют только программы по организации временных рабочих мест для социально-незащищённых слоёв населения.

Работа трудоустройство инвалидов в москве: 45 вакансий

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» обозначает понятие «нетрудоспособен».Без постановки на учёт в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. Следует также отметить, что подавляющее количество, как самих Центров занятости, так и мест, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.) являются архитектурно недоступными для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Разработка программы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе москве

Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу. Инвалиды по зрению и особенности их труда Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение.
Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

Трудоустройство инвалидов

Также отсутствует инфраструктура предоставления услуг для незрячих и неслышаших людей (сурдопереводчики, материалы по Брайлю).В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы по трудоустройству людей с инвалидностью. Базируются они, в том числе, на тех финансовых средствах, которые собираются за счёт несоблюдения организациями установленных квот для приёма на работу инвалидов. Примером тому может служить город Москва, где за счёт этих денег проводится общегородской Конкурс по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодёжи.

В рамках Конкурса для работодателей безвозмездно выделяются финансовые средства для приобретения оборудования и создания специальных условий труда для лиц с инвалидностью.

Важно

Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.


Инфо

Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно.

  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Гос програмы по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства и продвигать модель трудоустройства инвалидов необходимо поставить перед собой следующие цели и задачи: — Разработать модель трудоустройства инвалидов, которая может быть легко внедрена в других регионах страны и будет успешно решать проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности, разным уровнем образования и из разных социальных групп. — Заменить массовый подход к трудоустройству инвалидов, применяемый сегодня государственными структурами. — Сформировать и поддерживать тесные отношения с работодателями, создавая новые возможности для трудоустройства молодых инвалидов — Предоставить поддержку молодым инвалидам в поиске работы, трудоустройстве и рабочем процессе.

Гос программы по трудоустройству инвалидов

Москвы; — повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города; — ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры; — усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы; — развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации.

И только после этого работодатель покупает все необходимое оборудование, которое будет предоставлено инвалиду. Это может быть компьютер, рабочее кресло, специальный стол и пр. После этого центр занятости оплачивает все эти затраты предприятия.

Инвалид открывает свою компаниюЕсли инвалид захочет сам открыть свою коммерческую компанию, то согласно этой программе, ему компенсируются расходы на регистрацию ИП. Пошлина составляет на данный момент 800 рублей. Если инвалид сам принимает на работу людей с ограниченными возможностями, то он так же может принять участие в программе содействия трудоустройству и получить компенсацию на организацию рабочего места.Инвалиды, как показывает практика, организуют различные мастерские: пошивочные, по ремонту обуви, по изготовлению ключей, различные ремонтные пункты бытовой техники. Причем таких желающих становится год от года все больше.

Пенсионного фонда является ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Наряду с инвалидами она выплачивается и другим гражданам, пользующимся федеральными льготами. Размеры ЕДВ для различных категорий граждан различаются

  • Получающим ЕДВ инвалидам также предоставляется набор социальных услуг, включающий в себя:

Как получить набор социальных услуг

  • Выплаты Пенсионного фонда предусмотрены не только для граждан с инвалидностью, но и для тех, кто ухаживает за ними.

В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

Общие сведения

В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

Ограничение

Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

Важный момент

Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

Занятость и трудоустройство инвалидов

При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

Центр трудоустройства инвалидов

Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

Особенности процесса

Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

Расчет НДФЛ

При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

  1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
  2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

  1. К общественным организациям инвалидов.
  2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
  3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

Режим деятельности и отдыха

В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:


ИПР

Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

  1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
  2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
  3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.

Вопрос трудоустройства инвалидов давно является извечной проблемой для муниципальных властей на городском уровне. Нельзя сказать, что в каждом городе этот вопрос решают с особым рвением – инвалидов редко берут на работу, да и далеко не все из них способны на труд. Например, по данным столичного департамента труда и соцзащиты, только в Москве насчитывается 1,2 млн инвалидов, 360 тыс. из которых находятся в трудоспособном возрасте. Из них, как говорят в ведомстве, лишь 80 тыс. человек, так или иначе, трудоустроены.

А чем занимаются все оставшиеся? И хотят ли они трудоустроиться?

Дабы ответить на эти вопросы, столичная власть инициировала социальное анкетирование, в котором «поголовно» будут опрошены все московские инвалиды. Организаторы опроса постараются выяснить трудовые предпочтения этой категории граждан, а также надеяться понять, что им нужно предпринять, чтоб все желающие заниматься общественно полезными делами получили такую возможность. Карьерист.ру постарался выяснить, почему московская власть решилась на такой широкий диалог с инвалидами, и что в рамках этого диалога они планируют сделать.

Заявительный принцип

Необходимость в проведении социального опроса власти столицы обосновывают устаревшим принципом трудоустройства инвалидов, который действует сегодня. Как рассказал «Российской газете» руководитель департамента труда и соцзащиты жителей Москвы Андрей Бесштанько, сегодня таким людям помогают с трудоустройством лишь в случае, если они попросили об этом. По факту мало кто из этих людей вообще знает о потенциальной возможности получить помощь в поиске работы, еще и от столичных властей. Как говорит Бесштанько, это очень удобно для чиновников: нет обращений – нет хлопот по поиску рабочих мест. Но такой подход противоречит целям департамента, ведь он нацелен на социальную адаптацию таких граждан, способствовать которой в таких условиях удается не слишком успешно.

Новая программа позволит решить проблему с устаревшим принципом трудоустройства инвалидов.

Например, за индивидуальной социальной реабилитацией в прошлом году обратились почти 5,4 тыс. человек, 10% которых уже в работе не нуждались. Из прошедших эту программу, 3,3 тыс. получили консультации от столичных служб занятости, однако, из них трудоустроились лишь 128 человек. Почти 1,2 тыс. сразу отказались от помощи в трудоустройстве, а вот оставшиеся 2 тыс. просто решили отмолчаться. Чиновники считают, что такая пассивность обусловлена спецификой жизни инвалидов, и именно на таких людей, которые уже давно потеряли веру в возможность самореализации, рассчитано инициируемое анкетирование.

Его проведение будет возложено на социальных работников, за которыми закреплены люди с ограниченными возможностями.

Предусмотрено несколько вариантов анкетирования, как при личной встрече, так и по телефону. Главное, как говорит Бесштанько, наладить продуктивный диалог. Но ему может препятствовать масса причин, начиная от психологических проблем инвалидов, которые мешают им пойти на работу, и заканчивая материальной составляющей. Например, постановление правительства столицы № 1462 определяет порядок предоставления инвалидам дополнительных субсидий к пенсиям. Так вот по нему, если инвалид устраивается на работу, которая не входит в перечень, указанный в этом постановлении, он лишается такой надбавки, а она очень часто составляет 2/3 от размера получаемой пенсии.

Кроме того, многие инвалиды избегают трудоустройства, поскольку оно требует переосвидетельствования их инвалидности, что требует дополнительного прохождения медкомиссии. В ее рамках может выясниться, что гражданин стал здоровее и тогда ему присвоят, например, уже не первую, а вторую группу. В таком случае он лишится многих льгот и компенсаций, теряя значительную часть полагающихся ему средств. Все это заставляет инвалидов отказываться от прохождения медкомиссий, снижая тем самым их конкурентоспособность на рынке.

Бурная деятельность

По словам Бесштанько, которые приводит «Российская газета», за прошлый год в столичные службы занятости самостоятельно обратились свыше 3 тыс. инвалидов, однако, помочь найти работу удалось лишь 1,6 тыс. В этом году пришло лишь 1,7 тыс. москвичей, но работу нашли лишь 900. Таким образом, эффективную помощь получают лишь 50% обратившихся – по объективным причинам найти работу удается не каждому. В будущем же, Бесштанько надеется, что его ведомству удастся найти подход к каждому, даже если москвич с ограниченными возможностями не обращался в центр занятости.

А для этого чиновники планируют делать инвалидам «предложения, от которых они не смогут отказаться»… В этих целях они хотят расширить круг предлагаемых им вакансий, увеличить среднюю предлагаемую зарплату, и воплотить некоторые другие идеи, которые позволят людям с ограниченными возможностями реализовать себя в обществе. «Они должны считать что приобретают, а не что теряют» , — говорит чиновник.

Пока удается найти работу лишь 50% обратившимся инвалидам.

Конечно, в Москве уже пытались реализовать массовые программы по трудоустройству инвалидов, одной из которых был call-центр для людей с проблемами по зрению. Однако, она не увенчалась успехом. Чтоб избежать подобного в будущем, правительством столицы разработан ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих экономическую поддержку рекрутеров, которые трудоустраивают инвалидов. Более того, московские предприятия, численность штата которых превышает 100 человек, обязаны открывать 2% рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

По такому квотному принципу удалось трудоустроить больше 30 тыс. инвалидов.

С мелкими предприятиями ситуация гораздо хуже – как говорит Бесштанько, средства на субсидирование мелкого бизнеса были выделены, однако, факт трудоустройства инвалидов остался бесконтрольным. Полученные деньги должны были быть потрачены на обустройство рабочих мест, однако, многие даже в судах сегодня не могут объяснить, куда они были потрачены. По этой причине от программы авансирования работодателей решили отказаться. Взамен вводится принципиально противоположный принцип: «сначала трудоустройство, а потом субсидии от города».

Работать по-новому

Так, с 2017 года власть Москвы запускает новую программу по содействию трудоустройству инвалидов.

Теперь, главным показателем официального принятия на работу такого москвича будет его заработная плата. Из нее рекрутер, конечно же, будет уплачивать страховые взносы, и в случае их «прозрачности», они будут полностью компенсированы работодателю из городского бюджета. По сути, брать на работу инвалида предпринимателю будет даже выгоднее, чем обычного человека, ведь компенсация будет существенной. И это только одна программа.

Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.

Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно. Такие меры, по словам Бесштанько, помогут инвалиду влиться в новый коллектив и освоить новые возможности, с которыми ему самостоятельно справиться было невозможно.

Все это, по планам властей Москвы, будет стимулировать работодателей, которые ранее были далеки от этой идеи, трудоустраивать инвалидов и обеспечивать их полноценным рабочим местом, заработной платой и социальным пакетом. Уже сегодня, по предварительным подсчетам правительственных экспертов, на участие в эксперименте дали согласие от 45 до 50 московских рекрутеров из самых разных отраслей столичной экономики , от IT до торговли и сферы услуг. Когда будут получены результаты социального опроса, начнется агитация среди компаний, которые еще никогда не нанимали инвалидов.

В общей сложности, благодаря новому подходу московских властей, в 2017 году они планируют найти работу для более чем 140 тыс. инвалидов. Довольно амбициозные планы, что тут скажешь. И даже если их удастся реализовать лишь частично – это все равно будет существенным прогрессом. Неплохо было бы, если бы и другие крупные города перенимали столичный опыт, тем более что в России насчитывается около 12 млн инвалидов.

Статья основана на материалах РГ и Департамента труда и соцзащиты Москвы

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Для инвалидов существует несколько способов устроится на работу.

Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий - 10, у Всероссийского Общества Глухих - 2, у Всероссийского Общества Инвалидов - 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома - городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 тот же. В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.

Второй способ найти работу для инвалида - встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.

Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы - это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.

Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.

Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).

В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:

  • - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
  • - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
  • - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
  • - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
  • - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
  • - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
  • - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.

В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:

1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».

Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.

Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.

2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.

В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.

3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года.

Основными задачами проекта являются:

  • - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
  • - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
  • - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.

В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.

Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” , инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство - “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для третьей группы - способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов - дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ . Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ . В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе , то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров