Безработица инвалидов причины и методы. Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере волгоградской области. Барьер из стереотипов

Из 12,8 миллионов инвалидов, проживающих в России, работу имеют лишь 600 тысяч, несмотря на то, что трудоспособными признаны более 2 миллионов россиян с ограниченными возможностями.

Эксперты считают, что на самом деле трудоспособных инвалидов в стране намного больше, и из-за их невключенности в экономику бюджет ежегодно теряет около полумиллиарда рублей.

В пятницу в Сочи вслед за Олимпийскими играми открылась Паралимпиада. Спорт — важный способ самореализации людей с ограниченными возможностями, однако не главный.

Более распространенным является обычное трудоустройство — к тому же это позволяет заработать дополнительные деньги в придачу к тем 15 тыс. рублей, которые российские инвалиды в среднем получают от государства в месяц.

В то время как безработица среди обычных россиян по итогам 2013 года рекордно низкая (на уровне 5,5%), то безработица среди трудоспособных инвалидов рекордно высокая: порядка 70%.

Другими словами, лишь 4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу. Для сравнения, в Великобритании, по некоторым данным, трудоустроены 40% людей с инвалидностью, в США — 24%.

По мнению опрошенных Би-би-си экспертов, главной причиной такого положения дел является политика государства: несмотря на серьезные подвижки в этой сфере, некоторые принципиальные решения по-прежнему не приняты.

Спасительный госзаказ

«В 1991 году на предприятиях Всероссийского общества слепых работало больше 50 тыс. незрячих, сейчас работает 6 тыс. по всей России», — рассказывает Константин Лапшин, сотрудник аппарата управления Всероссийского общества слепых.

Резкое ухудшение ситуации произошло после распада СССР, говорит он: по трудоустройству инвалидов страна до сих пор не может выйти на показатели советского времени.

Главной причиной кризиса в этой сфере, по его мнению, стала отмена системы государственных заказов. Электропроводка, собранная на предприятиях для слепых, стоит дороже, чем китайская продукция. В условиях открытой конкуренции подобные предприятия проигрывают.

Чтобы спасти их, считает Лапшин, им необходимо вернуть статус учебно-производственных предприятий, утраченный с распадом СССР: вернуть им льготы, широкие полномочия, возможности по собственному строительству.

Если трудоустроить те миллионы российских инвалидов, которые сейчас хотели бы, но не могут найти работу, бюджет страны, по оценкам некоторых специалистов, мог бы получить до 530 млн рублей (14,6 млн долларов).

Чиновники без ответа

Другая проблема, препятствующая развитию этого рынка, — отсутствие прямых ответственных лиц в федеральных ведомствах, говорят эксперты.

Указ президента под номером 597, предписывающий, в частности, создавать в России 14,2 тыс. рабочих мест для инвалидов в год, существует, однако отвечать за его исполнение некому.

При министерстве труда и социальной защиты есть два «почти профильных» департамента: Департамент по делам инвалидов и Департамент по занятости. Каждый из них ведает широким кругом вопросов, но непосредственно занятостью инвалидов напрямую не занимается никто.

«Сейчас вклад инвалидов в экономику действительно небольшой», — соглашается руководитель общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза (американка, живущая в России уже 25 лет).

Однако, по ее словам, с каждым годом становится все больше бизнесменов, готовых трудоустраивать инвалидов на уже имеющиеся на их предприятиях места. Впрочем, речь идет именно об уже существующих вакансиях, а не о специально создаваемых рабочих местах.

Фиктивные работодатели

Разница здесь принципиальная, поскольку это два диаметрально противоположных и взаимодополняющих метода трудоустройства инвалидов: «защищенная занятость» и так называемый инклюзивный подход.

Специализированные предприятия для слепых, о которых говорил Константин Лапшин, относятся к «защищенной занятости»: этот метод применим для «тяжелых» инвалидов, которых не хотят брать на работу никуда.

Инклюзивный метод, который имела в виду Денис Роза, предполагает трудоустройство в обычных компаниях, где для инвалидов оборудуются рабочие места.

В Москве, рассказывает директор Центра содействия занятости инвалидов Дмитрий Касаткин, действует программа, по которой из бюджета выделяются деньги компаниям, берущим на работу инвалидов. В рамках еще одной программы инвалидам, устроившимся на предприятия с заработной платой до 5 тыс. рублей, городской бюджет доплачивает 8 800 рублей.

«В прошлом году Департамент труда и занятости населения Москвы бойко отчитался, кажется о 8-9,5 тысячах трудоустроенных его стараниями. Однако в реальности эта цифра намного меньше», — сетует Касаткин.

«Когда нет работы, ничего не интересно»

Проблема в том, что работодатели зачастую устраивают инвалидов фиктивно, получая при этом гарантированные законом льготы, поясняет эксперт.

Когда приходит проверка, инвалидов вызывают на работу, устраивают спектакль перед комиссией, после дают им какие-то деньги — и на этом история с трудоустройством инвалидов кончается.

«Из 12 компаний, работу которых я проверял и где по документам работает 600 человек, реально работали 15 человек», — говорит он.

При этом нельзя отрицать, замечают собеседники Би-би-си, что российские власти не игнорируют проблему. Например, на всероссийскую программу «Доступная среда», в рамках которой власти пытаются сделать городскую среду комфортной для инвалидов (те же автобусы с низкой посадкой) с 2011 года вложено 180 млрд рублей.

Однако у многих представителей сообщества людей с ограниченными возможностями в России возникает ощущение, что власть принимает решения у них за спиной, не посоветовавшись с ними.

Между тем работа для инвалидов — не столько способ зарабатывания денег, сколько способ почувствовать себя полноценными людьми, говорит Дмитрий Касаткин.

«Когда у человека-инвалида нет возможности работать, зарабатывать, самореализовываться, то все остальное ему не интересно. Я смотрю по нашим молодым ребятам, которые хотя бы где-то как-то работают: им чаще всего интересно съездить куда-нибудь отдохнуть, сходить на концерт. А ребята, которые не работают и не учатся, им это все совсем уже не интересно», — замечает он.

Развитие каждого государства в значительной мере определяется степенью использования профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей людей. В сложившихся социально-экономических условиях ключевое значение приобретает необходимость максимально эффективно применить существующий в Российской Федерации человеческий ресурс, включая всех категорий безработных граждан (молодежь, инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста и др.).

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и особенности его самореализации, механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, удовлетворить свои права и социальные гарантии. Безработица среди граждан с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Болезнь или травма могут привести к потере здоровья человека, следствием чего являются значительные отрицательные последствия в его жизнедеятельности. Нарушаются не только физиологические функции организма, но и снижается социальная, в том числе профессиональная, активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе.

В этом процессе особую роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному, профессиональному восстановлению личности. В значительной степени повышается и материальное благосостояние инвалида. Меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя ненужным. Растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные механизмы, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.



В "Хартии инвалидов", принятой ООН в 1980 году, подчеркивается, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

Права лиц с ограниченными возможностями на труд уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были приняты в 1993 году, выделили наиболее проблемные зоны создания благоприятных условий по включенности данной категории граждан в жизнедеятельность своей страны. В одном из параграфов специально рассматривается проблема занятости лиц с ограниченными возможностями. В нем отмечено «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда» .

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан. В 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955г.).



Выстраивание рыночных отношений носит не только позитивный, но и негативный характер, что связанно с ужесточением требований к работнику. Как следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально-экономических кризисов.

В связи с этим, проблема занятости инвалидов приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой - возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Роль на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их потенциальным возможностям, а занятость достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности.

Положение инвалидов на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%.

Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья, жизненным установкам. Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26-45 лет.

Все они по разным основаниям делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

1. Со степенью трудоспособности (инвалиды трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

2. Характером заболевания человека (мобильным, мало мобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.

Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», они стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве.

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека, недостаточном уровне его адаптации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

2. Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии. Это проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда я смогу трудоустроится в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей - это то, направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

3. Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. Особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств.

Анализ наиболее востребованных вакансий для инвалидов показал, что людям с ограниченными возможностями предлагают рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату (сборщики, вахтеры, швеи, операторы ОТК). Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных возможностей, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

В системе занятости слабо учитываются интеллектуальные ресурсы инвалида. Многие граждане, с ограниченными возможностями имеющие трудности в перемещении способны работать умственно: анализировать ситуацию, писать статьи, художественные произведения, заниматься творчеством, научно-исследовательской деятельности и т.п. При этом, организовать данную профессиональную деятельность с учетом российского законодательства они чаще всего не могут. Мало-мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) в большей степени занимаются не квалифицированной работой на дому или в редких случаях, организацией самозанятости.

Эффективное решение трудоустройства инвалидов возможно лишь при условии перехода от традиционных форм и методов занятости граждан с ограниченными возможностями к новым, инновационным способам, основанным на законах рыночной экономики, и на особенностях эффективного взаимодействия различных групп населения в обществе.

В подборе новых форм и методов содействия занятости граждан с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие факторы, которые связаны с поведением инвалида на рынке труда.

В первую очередь пространственно-средовые проблемы. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жизни, социальная инфраструктура не отвечают запросам жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Добраться до места работы без особых осложнений для многих инвалидов непреодолимая проблема.

В рамках этого направления не решенным остается вопрос получения достоверной информации инвалидом о ситуации на рынке труда, что и приводит к неэффективности в решении профессиональных задач. С другой стороны и общество некачественно реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями в ходе поиска работы и трудовой деятельности в силу не владения полной информации о данной категории людей. Как следствие, возможный профессиональный потенциал инвалида используется не в полной степени.

На рынке труда нехватка информации влияет и на ситуацию в сфере образования. У инвалидов наблюдается ограниченная возможность в получении профессионального образования. Связано это с неприспособленность большинства учебных заведений к обучению лиц с ограниченными возможностями, слабость развития системы дистанционного обучения.

К числу следующих вопросов влияющих на занятость лиц с ограниченными возможностями, является коммуникативная проблема. Расстройство общения, определяется как один из самых значимых аспектов при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте инвалида. Связан он с физическими особенностями человека, его эмоциональным состоянием, реакцией трудового коллектива.

Большое влияние на эффективное поведение человека на рынке труда оказывают эмоциональные факторы. Это, прежде всего неоднозначная реакция окружающих в отношении инвалида (неловкость, насмешки, недовольство, жалость). И сами лица, с ограниченными возможностями, при профессиональной деятельности испытывают стресс, страх, изоляцию, ожидание опеки. Все это затрудняет общение и мешает профессиональной деятельности инвалида.

На рынке труда ключевым вопросом остается низкая цена рабочей силы, что влияет на экономическое положение лиц с ограниченными возможностями. Уровень средней заработной платы для данной категории граждан значительно ниже, чем у других категорий работающих людей. Связано это с особенностями профессиональной деятельности (чаще всего неквалифицированный мало оплачиваемый труд). Несмотря на то, что существуют определенные льготы для инвалидов уровень их материальной обеспеченности остается критическим

Все выше перечисленные экономические, психологические и социальные проблемы инвалида во многом определяют особенности положения граждан с ограниченными возможностями на рынке труда и мешают им реализовать себя в профессиональной деятельности.

Рынок труда инвалидов можно дифференцировать исходя из особенностей типа предприятия, где они работают.

1. «Открытый» рынок труда, когда трудоустройство инвалидов осуществляется на предприятиях и в организациях общего типа как государственных, так и негосударственных. Чаще всего, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов и разрабатываются механизмы стимулирования его деятельности. Работодателю предписывается организация специально созданных условий для труда граждан, с ограниченными возможностями, необходимость дополнительного оснащения рабочего места и его обслуживание. Инвалиды в данных предприятиях составляют не более 8% от общего числа работающих граждан. Подобные форма рынка труда инвалидов нашли распространение в большинстве стран Европы – Германии, Франции, Чехии и др. В ряде англоязычных стран и США преследуются по закону любые формы дискриминации, как следствие, работодатель не может отказать человеку в приеме на работу только по признаку инвалидности.

2. «Закрытый» рынок труда, когда занятость инвалидов осуществляется на специализированных предприятиях, получающих определённую государственную поддержку. Численность работающих на них лиц с ограниченными возможностями больше 50% от общего числа работников. В нашей стране данные коммерческие организации созданы по инициативе Всероссийского общества инвалидов во всех субъектах федерации (ПО «Восход» Всероссийского общества слепых, УПК «Надежда» Всероссийского общества инвалидов и другие). Однако, в условиях рыночной конкуренции организации лиц с ограниченными возможностями могут существовать, только основываясь на государственной поддержке. Выполняя как экономическую, так и большую социальную функцию данные предприятия в современных условиях нуждаются в существенной реорганизации. В большинстве случаев весь производственный цикл, в специализированных организациях, приобретает характер трудотерапии для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая состояние здоровья работающих там граждан, производство должно быть, оснащено современным оборудованием, что требует больших финансовых вливаний и без поддержки со стороны органов власти всех уровней их существование является нерентабельным.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском рынке труда является достаточно напряженной для граждан с ограниченными возможностями. Основной чертой, которого на сегодняшнем этапе является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, в связи, с чем наличие инвалидности делает процесс занятости данной категории безработных лиц крайне затрудненным. Положение инвалидов на рынке труда определяется как субъективными (низкая квалификация, неумение выстраивать отношения в рабочем коллективе, слабая профессиональная активность и др.), так и объективными (низкая цена труда, неразвитая инфраструктура, слабая информационная поддержка и др.) факторами. Содействие занятости инвалидов – это сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными пожеланиями основанный на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере Волгоградской области

В данной статье исследуется проблема безработицы среди молодых инвалидов. Трудоустройство молодых инвалидов является очень актуальной темой для России, особенно потому, что они часто оказываются в социально-опасном положении. Кроме того, рассматривается зарубежный опыт социальной работы, применение различных художественно-творческих технологий. Более того, представлены задачи, которые позволят улучшить социальное положение молодых инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения города Волгограда.

Ключевые слова: безработица, инвалиды, молодежь, социальная профилактика, технология социальной работы

Актуальность проблемы исследования определяется социально-экономическими изменениями современной России. В последнее время уровень безработицы постоянно увеличивается. Об этом сообщают исследования территориального органа Федеральной службы государственной статистики. Численность безработных в Волгоградской области равна 80,4 тыс. человек в 2012 г., а в 2013 г. - 89,1 тыс. человек. В среднем за год уровень безработицы населения в Волгоградской области повысился с 6 % в 2012 г. до 6,7% в 2013 г. Безработица представляет собой социальную проблему, оказывающую прямое и сильное воздействие на каждого человека, а так же на человека с ограниченной трудоспособностью. Положение безработицы особенно опасно для такой категории населения. Как показывают социологические исследования число граждан с ограниченными возможностями здоровья, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы на 2014 г. составляет 170864 человек. Эти данные показывают, что для современной России необходимо решение такой проблемы, как безработица среди молодых инвалидов.

Проблема трудоустройства коснулась населения всех возрастных и социальных групп. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей носит исключительно негативные социальные последствия. Среди этих последствий рост числа самоубийств, уменьшение средней продолжительности жизни, ухудшение отношений в семье, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Наиболее уязвимыми в сложившейся ситуации оказались молодые инвалиды. Большинство из них находятся в состоянии стресса и напряжения.

Технологии социальной работы с молодыми инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями здоровья и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации .

Существует ряд технологий, которые используют при работе с молодыми инвалидами. Среди них особое место занимает социальная профилактика. Важным подспорьем в изучении данной проблемы и особенностей социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов являются исследования: Н.Ф. Басова, Е.Р.Ярской-Смирновой, Е.И. Холостовой, И.Г. Зайнышева и др.

Анализ научной литературы позволил выявить сущностные характеристики основных понятий, используемых в работе. Опираясь на исследования М.В. Фирсова, под социальной профилактикой мы понимаем системное и своевременно предпринимаемое воздействие на объект с целью предупреждения возможных социальных проблем и сохранения его уровня и качества жизни.

Кроме того, анализируя зарубежный опыт социальной работы, мы рассмотрели практический опыт применения художественно-творческих технологий. Можно отметить, что это направление предполагает применение преимущественно средств эстетического восприятия и выражения в таких разнообразных формах, как театральное, двигательное, музыкальное, языковое и изобразительное действие. В основе этих технологий - качественное преобразование клиента или группы в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала человека, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.

Уникальность художественно-творческих технологий социальной работы заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение целого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся адаптация, социализация, коммуникация, интеграция и т.д. Большую ценность представляют так же практические умения и навыки, дающие возможность клиенту опробовать свои силы и способности в творческой деятельности в непрофессиональных и профессиональных сферах, например в постановке спектакля, разработке и реализации сценария, рисовании, лепке, музыкально-драматической деятельности и многое другое .

Социальная профилактика средствами художественно-творческой деятельности создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающиеся на приоритетных принципах морали и законности. Реализация того или иного художественного творчества может иметь и терапевтический эффект, он выступит лишь как дополнительный эффект совместной деятельности специалиста по социальной работе и клиента. В том числе, приоритетным является социальный эффект, выражающийся в раскрытии и активизации внутренних ресурсов клиента, для стимулировании процесса социальной коммуникации, что на практике позволяет реализовать основной принцип социальной работы - «помощь для самопомощи».

Приведенные выше актуальность проблемы и определение понятий «социальная профилактика», «художественно-творческие технологии» позволяют разработать и внедрить технологию социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на базе ГКУ Центра занятости населения города Волгограда. В рамках технологии социальной профилактики использовались следующие методы исследования:

  • - метод информирования;
  • - письменный опрос: анкетирование;
  • - метод консультирования;
  • - художественно-творческий метод.

Основная цель технологии социальной профилактики - предотвращение возможных нарушений прав молодых инвалидов со стороны государственных органов и работодателей. Обучение данной технологии выступает одной из наиболее результативных программ активной политики занятости населения. Ее высокая эффективность обусловлена тем, что владение технологией поиска работы позволяет воздействовать на все факторы, определяющие возможность трудоустройства: напрямую на личную готовность безработного и навыки успешного взаимодействия с работодателем, и косвенно - на профессиональный потенциал. Обучение данной технологии ведется через различные формы работы. Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, тренинги, различные клубные программы и т.п. Выбор формы работы определяется конкретной ситуацией клиента, которую предстоит решить для успешного трудоустройства.

Метод информирования молодых инвалидов и обучение технологии поиска работы предполагает, с одной стороны, помощь клиенту в планировании действий, необходимых для скорейшего достижения результата - решения проблемы безработицы, с другой стороны - создание возможности для отработки навыков, умений, определения и корректировки личностных особенностей и мотивации, обуславливающих успешность деятельности по поиску работы.

На организационно-подготовительном этапе нами была решена следующая задача: определить группу лиц, на которых будет направлена социально-профилактическая работа. Сформированная группа социально-профилактического процесса состояла из 18 человек. Величина группы зависела от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание и т.п.), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе форм и методов профилактической работы с молодыми инвалидами.

Диагностический этап направлен на выявление уровня качества жизни молодого инвалида и его уровня мотивации к профессиональной деятельности. Мы разработали анкету для сбора необходимой информации о молодом инвалиде: финансово-материальное положение, здоровье и самочувствие, профессиональные интересы.

Нами было опрошено 18 инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. Лица женского пола составили 72% респондентов, мужского - 28%. Средний возраст опрошенных составил 25 лет. По результатам анкетирования 73% оценивают состояние своего финансово-материального положения как неудовлетворительное, 20% как удовлетворительное и у 7% средний уровень доходов. В опрошенной группе отсутствовали лица с ограниченными возможностями здоровья, относящиеся к I группе, 8% имели II группу инвалидности, а 92% III группу. На вопрос о профессиональных интересах было предложено написать собственный вариант ответа. Респонденты выделяли следующие специальности/профессии: массажист, кладовщик, группу специальностей в сфере обслуживания, а так же работу на дому и т.п.

Следующим этапом социальной профилактики безработицы являлся просветительский, основная цель которого заключалась в консультации молодых инвалидов по вопросу трудоустройства. Посредством успешной информации об условиях современного рынка труда, о количестве предоставляемых квот по рабочим местам на предприятиях, организациях города, о правах молодого инвалида мы изготовили и выпустили с группой молодых инвалидов авторский информационный буклет на тему «Ты должен знать».

Заключительный этап направлен на включение молодых инвалидов в формы творческой деятельности. В качестве основных художественно-творческих средств на данном этапе выступали: информационные буклеты, плакаты и стенды. Кроме того, в группе была проведена художественно-творческая мастерская «Сладкие тюльпаны из гофрированной бумаги» в стиле хендмейд. Приобретенные полезные навыки художественно-творческой деятельности молодые инвалиды могут использовать как средство благотворительности и как продукт дополнительного заработка. Данная мастерская обеспечивает возможность в раскрытии внутреннего потенциала, а также помогает клиентам в снятии стресса, напряжения.

Таким образом, для эффективной социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов особенно важно использовать комплекс методов и форм социальной работы. Методы, которые мы использовали в работе, а именно: метод информирования, метод консультирования, художественно-творческий метод и др. помогли клиентам обучиться новым навыкам, которые в дальнейшем помогут им успешно действовать в трудоустройстве. В современной России повышаются требования к специалистам, они должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью. Отметим, что особенность социальной профилактики безработицы с молодыми инвалидами заключается в предупреждении возникновении обстоятельств, а именно в предупреждении безработицы, которая ведет к социальным отклонениям. В соответствии с этим мы считаем важным проведение социально-профилактических мероприятий с молодыми инвалидами. Уникальной является социально-профилактическая работа средствами художественно-творческой деятельности.

безработица инвалид социальный творческий

Библиографический список

  • 1. Басова В. М., Веричева О. Н. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация// Технологии социальной работы с молодежью: материалы межрегион. заочной науч.-практ. конф., 11-14 ноября. 2013 г. / сост. О. Н. Веричева; науч. ред. Н. Ф. Басов. - Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2013. 448 с.
  • 2. Терелянская Е.В. Художественно-творческие методы в социальной работе: аспекты технологизации// Социальная работа: художественно-творческие методы и технологии: сб. науч. ст. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 13-16 окт. 2009 г. / под ред. Т.Ю. Андрущенко, Е.В. Терелянской. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - 180 с.

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

В Москве создана и в целом успешно функционирует система социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан. Свою работу органы социальной защиты населения строят в соответствии с ежегодно утверждаемой правительством Москвы «Программой социальной защиты граждан», которая включает в себя единые подходы к выявлению различных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, формы и виды социальной помощи с учетом реальных возможностей города.

Источниками финансирования социальных программ являются средства местного бюджета, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве, городского фонда социальной поддержки населения, благотворительных организаций и др.

Организационная структура социальной помощи нуждающимся в ней гражданам включает в себя: отделения социальной помощи на дому, центры социального обслуживания, отделения дневного (ночного) пребывания, отделения срочной социальной помощи. В деятельности этих структур значительный удельный вес имеет работа именно с инвалидами.

Отделения социальной помощи на дому создаются специально для категорий граждан с низкой степенью самообслуживания. В 1995 г. в Москве действовало 623 отделения социальной помощи на дому, которые обслуживали 74 721 человека. Для сравнения - в 1990 г. такую помощь получали 30 085 человек.

В 1989 г. в Москве был всего один центр социального обслуживания, в конце 1995 г. их стало 54. Центры социального обслуживания выявляют нуждающихся в помощи, создают банки данных по различным категориям своих клиентов, оказывают медицинскую, социально-бытовую, консультативную, психологическую помощь, берут на себя заботу о быте одиноких и престарелых инвалидов. . В организационной структуре столичной системы социального обслуживания инвалидов и престарелых имеется 40 отделений дневного пребывания, которые в 1995 г. приняли 14 730 человек.

В Москве действует 45 отделений срочной социальной помощи. За 1995 г. в этих отделениях оказана различная помощь 88 602 нуждающимся.

Правительство Москвы приняло «Программу медико-социальной реабилитации и занятости инвалидов на 1995-1997 гг.».

Инвалидам, чья государственная пенсия ниже установленной в Москве «социальной нормы проживания», составляющей 150 тыс. рублей, осуществляетсядоплата к пенсии из городского бюджета. Таким образом, инвалиды I группы к минимальной пенсии, установленной государством, получали ежемесячно еще 23,1 тыс. рублей; инвалиды II группы - 66,9 тыс. рублей, а инвалиды III группы - 81,5 тыс. рублей. А в среднем инвалиды получали ежемесячно не менее 150 тыс. рублей, в то время как максимальная пенсия по старости равнялась 196,8 тыс. рублей.


Существенную роль в комплексе мер по социальной поддержке имеетсанаторное лечение. Престарелые граждане, включая инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов труда при первичном выходе на инвалидность, по российскому законодательству имеют право на получение один раз в два года бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение. В течение 1995 г. в Москве этим правом воспользовались около 14 тыс. человек.

В Москве полностью решены все вопросы, связанные с протезированием и обеспечением инвалидов креслами-колясками.

Если учесть все расходы, связанные о оказанием социальной поддержки нуждающимся категориям населения, включая инвалидов, то в 1995 г. из городского бюджета на эти цели был направлен 1 трлн. рублей. Это существенная добавка к государственным пособиям.

Казалось бы, огромные суммы, затрачиваемые на оказание социальной помощи нуждающимся москвичам, должны обеспечить их однозначно положительное мнение о деятельности московских властей. Однако данные социологических исследований говорят о противоположном мнении. В июле 1995 г. Институт социологических и маркетинговых исследований провел опрос 1207 жителей столицы по теме «Практическая реализация городскими и муниципальными структурами управления социальных программ».

Согласно данным исследования, лишь 6,6% опрошенных инвалидов ощутили социальную поддержку, 93,4% сказали, что их она не коснулась. Бесплатное питание, обслуживание на дому получили только 8,8% малоимущих пенсионеров и инвалидов, а 91,2% дали ответ, что эти мероприятия их не касались. Санатбрно-курортное лечение получили 9,2% неработающих пенсионеров и инвалидов, а 90,8% его не получили.

Почему такая неудовлетворенность?

Объяснение найти легко. Когда большие суммы делят на столь же большое количество пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке, то персонально каждому достается не так уж и много. В Москве более 5 млн. человек нуждается в социальной помощи: на каждого в среднем приходится немногим более 43 тыс. рублей в месяц, а батон белого хлеба стоит 3 тыс. рублей. Ответ лежит, что называется, на поверхности.

Финансовая социальная поддержка, вне всякого сомнении, нужна. Но только тем, кто сам не в состоянии заработать себе на жизнь. Для того, кто, несмотря на увечье или слабое здоровье, способен обеспечить минимальные потребности сам, нужны не столько денежные пособия, сколько возможность работать и зарабатывать. Но в этом направлении правительство Москвы делает не очень много. Более того, можно говорить об ущемлении прав престарелых и инвалидов. Количество работающих инвалидов в Москве с каждым годом сокращается. Следовательно, с каждым годом увеличивается число тех, кому нужна денежная помощь. А бюджет не беспределен. Отсюда и неудовлетворенность социальной политикой правительства столицы.

Социальное обеспечение и социальная работа с лицами, имеющими инвалидность, базируются на необходимости обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении ограничений в их жизнедеятельности и препятствий при реализации права на труд, при получении образования, что в конечном счете позволяет данной категории людей активно участвовать во всех сферах жизни общества.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являютсяфедеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями. К таким программам относятся: «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов», «Социальная поддержка инвалидов», «Дети России», «Дети-инвалиды» и др.

Заслуживает внимания опыт работы с инвалидами в Калужской области, где разработана специальная Программа профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов на 1995-1996 годы. В программе представлен анализ и намечаются пути решения различных блоков проблем: численность и структура инвалидов;

безработица среди инвалидов и занятость инвалидов в регионе; намерения инвалидов по трудоустройству; основные направления профреабилитационной работы; мероприятия по содействию занятости инвалидов.

В целевой программе реабилитации детей-инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра «Ивма» города Калуги представлены материалы по учебно-педагогической работе, направленной на помощь аномальным детям и их родителям. Основные цели и задачи Реабилитационного центра объединены в следующие блоки: информационный блок - создание благоприятной информационно-методической среды для обеспечения выживания, защиты и развития детей инвалидов и их семей; учебно-педагогический блок, ориентированный на тезис аномального ребенка: «Помоги мне сделать все самому»; блок прагматической школы - предпро-фессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение надомному труду; блок медицинского оздоровления - создание оздоровительных кабинетов традиционной медицины с разработкой систем и методов медицинского оздоровления аномальных детей, восстановление и компенсация нарушенных или утраченных функций организма; блок духовного развития.

Центр медико-социальной реабилитации в Курской области создан для детей, страдающих детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, дефектами умственного и физического развития. Центр оказывает помощь детям-инвалидам по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Центр медико-социальной реабилитации решает широкий круг вопросов, включая обследование и уточнение диагноза, разработку индивидуальных программ реабилитации; проведение психокоррекции с установкой на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе с навыками самообслуживания; подбор детям вспомогательных средств передвижения и др.

Программа социальной реабилитации детей в Санкт-Петербурге создана для детей-инвалидов с поражением спинного мозга (цен-тральники), с ампутированными конечностями (опорники), слабо-

видящих и слабослышащих, слепых и глухих. Разработан проект Санкт-Петербургского Центра социальной реабилитации детей-инвалидов, действующего на стыке медицинских, инженерно-технических, педагогических и социальных проблем в рамках приоритетной муниципальной программы «Город и техника - детям-инвалидам».

В последнее время широкое распространение при оказании социальной помощи инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных организаций. Органы социальной защиты и Служба милосердия Красного Креста действуют совместно в интересах инвалидов в ряде регионов России (Калужская, Московская, Астраханская обл.).

Направлениями совместной работы являются составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и др. Комплексное обслуживание инвалидов позволяет увеличить не только число обслуживаемых, но и объем оказываемых услуг. При бригадной форме медико-социального обслуживания одновременно с услугами бытового характера медицинский социальный работник осуществляет мероприятия медицинского характера (перевязки, рекомендации и т.д.).

Во многих городах России (Екатеринбург, Ростов, Москва) организованыкомнаты медико-социальной помощи, где медицинские сестры Красного Креста осуществляют мероприятия первичной медико-санитарной помощи, проводят несложные медицинские процедуры, обучают население уходу за больными, инвалидами и престарелыми. Кроме медико-социальной помощи, оказывают бытовые услуги: выдают напрокат предметы ухода за больными, транспортные средства, костыли и т.п.

К новым формам обслуживания престарелых, одиноких, инвалидов относятся так называемыепоезда милосердия. Комплексная бригада формируется из числа работников социальной защиты, врачей различного профиля. Они оказывают медико-социальную помощь преимущественно людям, проживающим на отдаленных разъездах, небольших станциях, вдали от крупных городов или районных центров. Помощь оказывается медицинского, социального, быто-

вого и другого характера. Одновременно оказывается и материальная помощь (продукты питания, промышленные товары, домашние аптечки с медикаментами и др.).

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.