Милосердия двери читать онлайн, алексей петрович арцыбушев. Молитва к пресвятой богородице милосердия двери отверзи нам

Алексей Арцыбушев

Об издательстве

Алексей Арцыбушев

Милосердие двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя, да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед,

Ты бо еси спасение рода христианского.

© Арцыбушев А.П., 2001

© Издательство «Никея», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

От издательства

Алексей Арцыбушев – человек, жизнь которого вобрала в себя целую эпоху в истории России и Русской Церкви. Он родился в 1919 году в глубоко верующей дворянской семье в Дивееве и стал почти ровесником нового строя. Многие трагические явления, характеризующие советскую действительность 1920–1950-х годов, отразились на семейной и личной истории автора: голод и нищета, репрессии, аресты, лагеря и ссылки, – так что и сама его жизнь стала своеобразным отражением этой эпохи. Семья Арцыбушевых была тесно связана с духовенством, отказавшимся от компромисса с советской властью, поэтому рассказчик – живой свидетель жестоких гонений на Церковь. Он лично знал многих подвижников веры, пострадавших в советское время.

События в автобиографическом романе доведены до 1956 года, когда Алексей Арцыбушев добился реабилитации. Но к созданию воспоминаний он приступил лишь в 1980-е, причем занялся этим неожиданно для самого себя – по настоянию и благословению протоиерея Александра Егорова. Книга была написана на одном дыхании и… легла в стол почти на полтора десятилетия – первое издание вышло в свет в 2001 году. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась, и мы уверены, что читательский интерес к ней не пропадет ни через десять, ни через двадцать лет. Творчество А. П. Арцыбушева высоко оценили и за рубежом: в 2009 году он стал почетным академиком Европейской академии естественных наук (Секция культурологии), получив медаль Иоганна Вольфгана фон Гете за текст книги «Милосердия двери» и медаль Леонардо да Винчи за лагерные рисунки, включенные в произведение.

В 2010 году Академия удостоила Алексея Петровича Ордена чести за литературное творчество.

Алексей Арцыбушев работал над воспоминаниями на изломе советской эпохи, и этот временной пласт также присутствует в повествовании в рассуждениях о «сегодняшнем дне», который ныне уже стал историей. Изменилось многое, что волновало создателя книги в момент ее написания: коммунистическая партия больше не ведет народ к светлому будущему, восстановлены храмы, возрожден монастырь в Дивееве… Но неизменным остается то, что делает этот рассказ о жизни одного человека и целой эпохи актуальным во все времена, – человеческое достоинство, любовь и прощение, и неисчерпаемое милосердие Божие.

Именно так – как бесконечное проявление Божией любви, помощи и поддержки – воспринимает автор весь свой жизненный путь, и особенно благодарен Богу за страшные годы лагерного заключения, без которых, по его собственному признанию, не смог бы понять главный смысл жизни.

Часть I

У каждого человека своя судьба, свое место и время рождения. У каждого человека свой жизненный путь, который он должен пройти в этом мире. У одних он очень короткий, у других – длинный. Но у каждого человека, пришедшего в сей мир, есть свое назначение, свой предопределенный Богом путь, от которого как бы он ни старался уклониться, но пройти его должен. Это особенно становится ясно, когда, прожив большую жизнь, оглядываешься на пройденный путь и видишь его как бы с птичьего полета, охватывая целиком, без остатка. И тогда увидишь Божественную руку, что вела тебя и ведет через все испытания жизни.

Я родился осенним утром, когда природа готовилась к зимнему покою, скинув свой золотой убор. Стояла ли она обнаженной в лучах осеннего солнца или зябко мокла в моросящем тумане осеннего утра – для меня это осталось тайной. Но, критически оглядывая свою жизнь, думаю, что я родился в ясное, солнечное осеннее утро. Вы спросите: почему? Да потому, что в самые мрачные, в самые безысходные дни и годы моей жизни, в самой ее преисподней, я ощущал тот первый свет и тепло незримого солнца. Оно давало мне надежду, веру и радость.

Еще задолго до моего рождения родители моего отца облюбовали себе дивное, святое место средь ржаных просторов, рощ и перелесков, переходящих в дремучие сосновые леса, на границе Арзамасского уезда с Тамбовщиной, в двенадцати верстах от Саровской пустыни. Здесь воссияло великое и дивное солнце, величайший из российских святых – преподобный Серафим. На берегах ничем не примечательной речушки Вучкинзы, по одну ее сторону, раскинулось село Дивеево, известное всей России не как село, а как Дивеевский женский монастырь, основанный первоначальницей – монахиней Александрой Мельгуновой (ныне канонизированной преподобной Александрой Дивеевской). В создании этой обители по велению Божией Матери деятельное участие принял преподобный Серафим Саровский. По указанию батюшки строилась обитель его духовным чадом Михаилом Мантуровым. Преподобный Серафим исцелил его от недуга, в котором врачи оказались бессильными. После исцеления Михаил Мантуров по благословению батюшки Серафима принял добровольную нищету и вместе со своей женой поселился в Дивееве рядом с монастырем, выстроив небольшой домик, и всецело, под руководством преподобного, посвятил свою жизнь строительству Дивеевского монастыря, план которого чертил ему батюшка. По его указанию, выполняя повеление Божией Матери, была вырыта Канавка – подковообразный ров вокруг основной части монастыря. Она как бы опоясала собой большое пространство с монастырским кладбищем, с деревянной церковью Преображения Господня, с зимним храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с богадельней, с храмом «Всех скорбящих Радость» и кельями монахинь. По словам Божией Матери, «вовнутрь рова сего не вступит нога антихриста». Надо рвом шла широкая тропа, по которой утром, днем и вечером медленно шли богомольцы, творя молитву «Богородице Дево, радуйся».

После открытия мощей и прославления преподобного Серафима в Саров и в Дивеево хлынул поток богомольцев, среди которых были и родители моего отца – Петр Михайлович и Екатерина Юрьевна Арцыбушевы. К тому времени Дивеевский монастырь был одним из крупных женских монастырей России, с большим белокаменным собором, со вторым, еще не достроенным, с высокой, отдельно стоящей колокольней с аркой посередине и с двумя корпусами по бокам, в которых размещались разные службы и мастерские: иконописные, литографские и золотошвейные. Прямо от арки вела аллея к летнему собору, о красоте и величии которого рассказать трудно. Справа в отдалении – белокаменная трапезная с храмом, от трапезной и начиналась Канавка.

Как рассказывает летопись Дивеевского монастыря, когда первоначальница – монахиня Александра – с котомкой бродила по России в поисках места для задуманного ею монастыря, она задремала на бревнышках в двенадцати верстах от Саровской пустыни, куда держала свой путь, и увидела во сне Матерь Божию, которая сказала ей: «Тут и строй». Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской иконы Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это – начало рождения обители.

В то время преподобный Серафим был рукоположен в Сарове во иеродьяконы. В Дивееве он был только один раз. В сане иеродьякона он пришел вместе с одним саровским ст...

Псалом 50

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Во имя Отца! Аминь! И Сына! Аминь! И Святаго Духа! Аминь!

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!

Младенцу, убиенному во чреве (или выкидышу, или зачатому и не родившемуся по какой либо причине) надо наречь, дать мужское имя из имен святых угодников Божиих, и, обращаясь ко святым, просити тако:

Святой Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Святая Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Святой Симеоне Богоприимец, как ты принял Христа, приими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.
Святая Анна Пророчица, как мати крестная, приими моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

48 раз и после - 40 земных поклонов

Милосердия двери отверзи нам

Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо ecu спасение рода христианскаго.

48 раз и после - 40 земных поклонов

Достойно есть

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй. Господи благослови.

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твое́я Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слезы мои окрести их в море щедрот Твоих, и не лиши их света Твоего Божественного. Аминь". (3 раза в день).

Матушке Антонии было откровение, что:

Нужно купить за каждого убиенного младенца крестик, распашонку (рубашку), чепчик и свечи, отнести в крестильню, как пожертвование для крещения бедных детей (или детей из Дома малютки).

Сколько было сделано абортов, выкидышей, столько раз нужно повторить эти молитвы за душу каждого младенца.
Тем, кто пользовался любыми другими средствами для изгнания из чрева зачатий при помощи отрав, спиралей и т.д. выполнить эту епитимию пять раз за один год употребления сих средств . Ибо жизнь человеческая начинается от зачатия, и любое насильственное ее прекращение есть убийство.
Сие правило можно вычитывать вдвоем, втроем, и вчетвером, большим числом молящихся, одновременно за одну убиенную душу. В таком случае, число молитв делится на число молящихся, т.е. если вдвоем исполняем сие правило, то надо читать каждому не по 48 раз, а по 24 раза, если втроем, то по 16 раз, вчетвером по 12 раз, и так далее.
Сим правилом можно молиться за других людей, которые либо не могут или даже не хотят сами молится, за матерей, отцов, сродников и друзей, то есть отмаливать их грехи; молится можно как женщинам, так и мужчинам. Причем те, кто добросовестно исполнял сие молитвы за других, также, как и сами согрешившие, сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Поклоны земные может положить, за других тот, кто способен их класть; причем немощным можно их делать постепенно и после вычитанных молитв.

Кстати, земные поклоны можно класть и с колен, и делать их по несколько подряд не вставая, хоть сотни - так молился и прп. Серафим Саровский.

Причем прп. Старец молился на коленях и в воскресные и в праздничные дни, и когда ему блаж. Пелагия задала молитвенный вопрос: "А можно ли молиться в праздники на коленях?" - и ответ был такой: "Пропала Россия без земных поклонов!"

Возлюбленные верующие! Когда я думаю о той великой чести и славе, какой Преблагий и Прещедрый Бог украсил на небесах Матерь Божию, когда думаю о том вечном славословии, каким хвалят Ее силы небесные, затем, когда думаю о тех богослужениях и молитвах, которые возносят Ей все чада Церкви Христовой здесь, на земле, а также о хвалебных словах, составленных в Ее честь святыми и избранными Божиими, помысл повелевает и мне, неразумному, добавить сегодня, в светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, эту малую каплю к великому морю похвал в честь Ее. И вот что мне хотелось бы сказать.Возлюбленные мои братия во Христе, вы когда-нибудь задумывались о том, по какой причине святые и божественные отцы, которые составили синаксарь и установили Господские праздники, украшающие круг лета Господня, начали с Рождества Богородицы и закончили Ее Успением? Ведь мы, как известно, в первом месяце нового церковного года, в 21-й день сентября, празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, а в последнем месяце церковного года, 29-го августа, празднуем Ее Успение. Таинственная причина, по которой церковный год начинается и кончается Богородичным праздником, такова, что Премилосердый Бог благоволил начать и завершить план спасения рода человеческого от рабства диаволу и мук адовых при посредничестве Матери Божией. Знайте, братия мои, что этот Божественный план спасения мира через Богородицу Бог таинственным и сенным образом открыл еще в начале мира, когда сказал Еве, что семя ее сокрушит главу змия (см.: Быт. 3: 15). Ибо это о Христе сказано было «Семя Жены» как о родившемся не от семени мужеского. Уже в самом начале мира Преблагий Бог через ветхую Еву таинственным образом указал на Еву Новую, духовную, то есть на Матерь Божию, имеющую родить в исполнение времен Нового Адама, Христа, Который Своим воплощением сокрушит главу змия, и смерти, и греха, ибо как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут (см.: 1 Кор. 15: 22).Но знайте, братия, что в плане спасения рода человеческого Матерь Божия была еще прообразована голубицей Ноевой. Ибо как та принесла Ною добрую весть о прекращении потопа, так и Матерь Божия – избранная голубица Бога и Духа Святого – рождением Христа принесла в мир великую весть о искуплении его из рабства греху. Матерь Божию прообразовала также лествица Иаковля, по которой восходили и сходили ангелы Божии (см.: Быт. 28: 12), ибо Матерь Божия была лествицей, по которой Бог сошел к нам и по которой естество наше взошло до десницы Божией (канон Акафиста Богородице). Матерь Божию прообразовала еще Неопалимая купина, горевшая и не пожигаемая пламенем огня Божества (см.: Исх. 3: 2), ибо Она была купиной духовной, принявшей в Себя огнь Божества и не сожженной Им. Матерь Божия была прообразована и жезлом Аароновым процветшим (см.: Числ. 17: 8), ибо взошла от родителей бесплодных и пребывавших в чистоте, зачала от Духа Святого и родила Христа (см.: Лк. 1: 35).Матерь Божию прообразовал и свещник с семью светильниками (см.: Исх. 37: 17–24), ибо Она просияла в мире семью дарами Духа Святого. Матерь Божия была еще прообразована кадильницей всезлатой (см.: Исх. 37: 16; 40: 26–27), ибо носила в Себе огнь Божества. Матерь Божия была прообразована скинией ковчега откровения и скрижалями закона ветхого (см.: Исх. 40: 20–22), ибо Она – священная скиния, и ковчег одушевленный, и скрижаль закона благодати. Матерь Божия была прообразована и дверью заключенной, которую видел пророк Иезекииль, ибо Ею прошел один только Бог и заключенной оставил Ее, не нарушив ключей Ее девства (см.: Иез. 44: 2). Матерь Божия – Пресвятая Царица, великолепная и преукрашенная, Которую блаженный предок Ее, Давид пророк и царь, увидел Духом Святым стоящей одесную престола Божества, ибо Властвующий молниями небесными вселился и пожил в Ней (см.: Пс. 44: 10). Матерь Божия была еще прообразована облаком легким, по которому сошел к нам Бог. Матерь Божия – гора святая, в которой благоволил вселиться Бог (см.: Ис. 2: 2). Матерь Божия – облак порфировидный и златозарный, в котором сокрылось Солнце умное, Христос Бог наш. Матерь Божия была прообразована также ковчегом закона ветхого, пред которым скакал в радости Давид царь и пророк (см.: 2 Цар. 6: 2–5).

Возлюбленные верующие! От премногих свидетельств и символов, прообразующих Матерь Божию, я привел вам здесь лишь несколько, чтобы вы поняли, что тайна и основа нынешнего праздника имеет очень древнее происхождение и возвещена была патриархами и пророками Божиими. Теперь пора показать вам хотя бы вкратце, как совершилось в законе благодати Божественное событие рождения Матери Божией. В Палестине, в городе Назарете, жили человек, которого звали Иоакимом, и жена его Анна. Эти супруги были праведными и исполненными всяческих добродетелей, происходя из рода почитаемого, царского. Однако великая печаль была у них в жизни сей, ибо они не имели детей. А в те времена бездетные считались людьми, ненавистными Богу и проклятыми, по свидетельству Священного Писания, которое гласит: «Проклят не имеющий семени в Сионе и потомков в Иерусалиме». От этих людей никому нельзя было брать еду, а в храме к ним относились с презрением и не принимали от них жертв, приносимых Богу.В один из дней, в великий праздник иудеев, пошли и Иоаким с супругой его Анной в храм и, из великого усердия своего, тоже хотели принести Богу жертву от имений своих. Но священник не захотел ее принять и тяжкими словами укорял их, говоря: «Почему вы дерзаете приносить жертву Богу, будучи бездетными и бесплодными?» Тогда Иоаким и Анна, покрывшись стыдом и печалью, вышли вон из храма. И когда они шли к дому своему в глубокой печали, сказал Иоаким супруге своей Анне: «Сердце не велит мне входить в дом мой, ибо мы гонимы Богом. Взойду на гору и буду там поститься и молиться Богу, может, Он сжалится над нами и даст нам дитя».Итак, они расстались, и Анна пошла домой, в Назарет. И, раздав много милостыни, вошла в сад и стала там молиться Богу с болью и многими слезами, говоря: «Господи Вседержителю, единым словом сотворивший небо и землю и всё видимое; повелевший созданиям Своим жить и умножаться; благословивший Сарру, жену Авраамову, и она родила Исаака в старости своей; даровавший Анне сына, и она родила Самуила пророка! Даруй и мне плод чрева моего и не оставь меня быть поруганием среди людей, ибо если я рожу сына или дочь, то от всей души посвящу это чадо Тебе и отдам его на служение в храме славы Твоей». Итак, говоря это, Анна со слезами молилась Богу. Также и Иоаким, муж ее, много молился на горе, плача с болью сердечной, и Бог услышал их молитву и стенания. Тогда послал Он архангела Гавриила к Иоакиму на гору, и тот сказал ему: «Радуйся, Иоакиме, и веселись, ибо я пришел возвестить тебе, что у тебя будет Дочь, Которая родит в девстве Царя всех, Бога! Отложи же печаль и горесть сердца твоего и иди в дом свой, ибо Бог услышал молитву твою. Только твердо уповай на слово мое и благодари Бога».Сказав это, ангел Божий поспешил к Анне и сказал ей такие слова: «Анна, Анна, услышана молитва твоя, и вот, ты родишь Дочь, и наречешь Ей имя Мария, и возрадуются о Ней все народы земли».Итак, Иоаким, услышав слово архангела Гавриила, пошел в веселии в дом свой и нашел там Анну, весьма обрадованную вестью, полученной от ангела. Затем Анна, забеременев, через девять месяцев родила Дочь, Которую, по обычаю ветхого закона, на восьмой день отнесли к священнику храмовому, чтобы наречь Ей имя. И вот таинственным образом дано было Младенице это имя – Мария, ибо «Мария» означает «Царица», ведь Ей предстояло стать Царицей ангелов и Владычицей всех людей. И еще одну тайну скрывает имя Мария. Имя это состоит из пяти букв, таинственно олицетворяющих имена пяти великих и знаменитых ветхозаветных жен. Так, буква «М» указывает на Мариам, сестру Моисея и Аарона. Буква «А» – это Авигея, жена Наваха. Буква «Р» – Рахиль, супруга Иакова. Буква «И» – Иудифь, святая вдова; буква «А» – Анна, жена Елканы.Под этим подразумевается, что все те дары и добродетели, какими были увенчаны эти жены, соединила в Себе Богомладеница Мария, несравненно превзошедшая их. Ибо Мариам, сестра Моисеева, сияла двумя дарами – девством и пророчеством, а в Благодатной Марии девство и пророчество пребывают всегда. Авигея вступила в брак в смирении, а Дева Мария прежде всего за смирение Свое и восхваляется, ибо Бог призрел на смирение Рабы Своея (см.: Лк. 1: 48). Рахиль славилась красотой, а Дева Мария есть сама красота и великолепие неба. Иудифь известна тем, что мудростью своей умертвила Олоферна (см.: Иудифь 13: 8), а Дева Мария соделалась обителью Премудрости и Слова Божия и Его силой умертвила Олоферна бесплотного, то есть диавола. Анна, будучи бесплодной, прославилась, ибо стала матерью великого Самуила (см.: 1 Цар. 1: 20), а Пресвятая Дева Мария намного славнее, ибо не бесплодной, а Девой будучи, стала Матерью Великого Еммануила (см.: Ис. 7: 14).Но, братия мои, как можно проводить сравнение между дарами святых и праведников и Той, Которая была и является сокровищницей всех даров Святого Духа? Ибо, по свидетельству святого Иеронима, все святые приняли от Бога лишь некую часть даров, а Пресвятая Дева Мария являла Собой полноту всех дарований.

У каждого человека - своя судьба, свое место и время рождения. У каждого человека - свой жизненный путь, который он должен пройти в этом мире. У одних он очень короткий, у других - длинный. Но у каждого человека, пришедшего в сей мир, есть свое назначение, свой предопределенный Богом путь, от которого как бы он ни старался уклониться, но пройти его должен. Это особенно становится ясно, когда, прожив большую жизнь, оглядываешься на пройденный путь и видишь его как бы с птичьего полета, охватывая целиком, без остатка. И тогда увидишь Божественную руку, что вела тебя и ведет через все испытания жизни.

Со мной это произошло в осеннее утро, когда природа готовилась к зимнему покою, скинув свой золотой убор. Стояла ли она обнаженной в лучах осеннего солнца или зябко мокла в моросящем тумане осеннего утра - для меня это осталось тайной. Но, критически оглядывая свою жизнь, думаю, что я родился в ясное, солнечное, осеннее утро. Вы спросите: почему? Да потому, что в самые мрачные, в самые безысходные дни и годы моей жизни, в самой её преисподней, я ощущал тот первый свет и тепло незримого солнца. Оно давало мне надежду, веру и радость.

Еще задолго до моего рождения, родители моего отца облюбовали себе дивное святое место, средь ржаных просторов, рощ и перелесков, переходящих в дремучие сосновые леса, на границе Арзамасского уезда с Тамбовщиной, в двенадцати верстах от Саровской пустыни. Здесь воссияло великое и дивное солнце, величайший из Российских святых - . На берегах ничем не примечательной речушки Вучкинзы, по одну её сторону раскинулось село Дивеево, известное всей России не как село, а как Дивеевский женский монастырь, основанный первоначальницей монахиней Александрой Мельгуновой (ныне канонизированной преподобной Александры Дивеевской).

В создании этой обители по велению Божией Матери деятельное участие принял прп. Серафим Саровский. По указанию батюшки строилась обитель его духовным чадом Михаилом Мантуровым. Прп. Саровский исцелил его от недуга, в котором врачи оказались бессильными. После исцеления Михаил Мантуров по благословению прп. Серафима принял добровольную нищету и вместе со своей женой поселился в рядом с монастырем, выстроив небольшой домик, и всецело, под руководством прп. Серафима, посвятил свою жизнь строительству Дивеевского монастыря, план которого чертил ему батюшка. По его указанию, выполняя повеление Божией Матери, была вырыта Канавка, подковообразный ров вокруг основной части монастыря. Она как бы опоясала собой большое пространство с монастырским кладбищем, с деревянной церковью Преображения Господня, с зимним храмом в честь Тихвинской Божией Матери, с богадельней, с храмом «Всех скорбящих радости» и кельями монахинь. По словам Божией Матери, во внутрь рова сего не вступит нога антихриста. Надо рвом шла широкая тропа, по которой утром, днем и вечером медленно шли богомольцы, творя молитву «Богородице Дево, радуйся».

После открытия мощей и прославления прп. Серафима в Саров и в Дивеево хлынул поток богомольцев, среди которых были и родители моего отца - Петр Михайлович и Екатерина Юрьевна Арцыбушевы. К тому времени Дивеевский монастырь был одним из крупных женских монастырей России, с большим белокаменным собором, со вторым, еще не достроенным, с высокой, отдельно стоящей колокольней с аркой посередине и с двумя корпусами по бокам, в которых размещались разные службы и мастерские: иконописные, литографские и золотошвейные. Прямо от арки вела аллея к летнему собору, о красоте и величии которого рассказать трудно. Справа в отдалении - белокаменная трапезная с храмом, от трапезной и начиналась КАНАВКА.

Как рассказывает летопись Дивеевского монастыря, когда первоначальница - монахиня Александра с котомкой колесила по России в поисках места для задуманного ею монастыря, она задремала на бревнышках в двенадцати верстах от Саровской пустыни, куда держала свой путь, и увидела во сне Матерь Божию, которая сказала ей: «Тут и строй». Послушав повеление Божией Матери, матушка приступила, с благословения Саровских старцев, к созданию монастырской общины и строительству храма в честь Казанской Божией Матери, построив рядом с ним свою келию. Это - начало рождения обители.

В то время прп. Серафим был рукоположен в Сарове во иеродьяконы. В Дивееве он был только один раз. В сане иеродьякона он пришел вместе с одним Саровским старцем напутствовать на смертном одре лежавшую матушку Александру, которая слезно просила иеродьякона Серафима не оставлять сирот.

С тех пор прп. Серафим до конца своей жизни, ни разу не побывав в Дивееве, духовно руководил по повелению Божией Матери Дивеевскими сестрами. По указанию Божией Матери он создал для них монастырский устав и с помощью сперва Мантурова, а впоследствии Мотовилова строил обитель. По его повелению спереди к Казанской церкви были пристроены два придела - нижний, в честь Рождества Божией Матери, и верхний, подвальный, в честь Рождества Спасителя. Подвальный храм - очень маленький и держат его посередине четыре сводчатых столба, у которых, по предсказанию батюшки, лягут четверо мощей: первоначальницы мон. Александры, 19-летней схимонахини Марфы, монахини Елены, сестры Михаила Мантурова, умершей по благословению батюшки Серафима, вместо лежащего на смертном одре ее брата. «Ты умри вместо него, он мне еще нужен», - сказал батюшка. Матушка Елена поклонилась в ноги батюшке и сказала: «Благословите, батюшка». И, вернувшись из Сарова в Дивеево, захворала и в Бозе почила.

По предсказанию прп. Серафима, а их было очень много, четвертыми мощами у четвертого столба будут его мощи, куда он сам придет при огромном стечении народа, в подтверждение всеобщего воскресения. Этого чудесного события ждет святая Русь, когда оно произойдет, знает один Бог, но оно будет. В это верит русский человек, в это верили мои предки, в это глубоко верю и я.

Алексей Арцыбушев. «Милосердия двери»

26 февраля в 19:00 в культурном центре «Покровские ворота» состоится презентация книги Алексея Арцыбушева «Милосердия двери» .

Потомственный дворянин, внук министра юстиции Российской Империи, сын тайной монахини в миру, Алексей Петрович Арцыбушев претерпел сталинские лагеря и гонения советской эпохи, не утратив веру в Божественную любовь и милосердие людей.

Искренние и живые, эти воспоминания воскрешают в памяти ушедшие поколения, взывая к состраданию и совести каждого из современников…

Гости презентации:

  • Алексей Петрович Арцыбушев, писатель, художник

  • Сергей Валерьевич Чапнин, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии

  • Ксения Лученко, журналист, писатель, публицист

  • Протоиерей Павел Карташев, православный священник, писатель

Давно уже всем ясно, что машина в наши дни не роскошь, а средство передвижения. Если машина старая и часто ломается, то это не просто огорчает водителя, но и во многом разрушает его планы. Наша машина устарела, и мы давно уже подумывали, как бы нам ее поменять. И вот однажды, когда сын, диакон Константин, был со всем своим семейством в очередном отпуске и гостил у нас в Бердюжье, мы решили исполнить задуманное. Сев вдвоем на нашу старенькую семерку, мы погнали ее в Ишим. В одном из салонов, заручившись банком «Русский стандарт», выбрали красивую двенадцатую модель ВАЗа. А старый жигуленок стал первоначальным взносом, который оценили в тридцать тысяч рублей.

Весь последующий год я платил по восемь тысяч пятьсот рублей. За год я заплатил банку сто две тысячи рублей. Из них, как оказалось, только двадцать тысяч ушло на погашение задолженности за машину. Когда я понял, что этот банк нагло обманул меня, я решил с ним рассчитаться и взял ссуду в своем, бердюжском банке. Деньги общей суммой двести сорок тысяч рублей я положил в шифоньер, чтобы после выходных погасить задолженность перед банком «Русский стандарт». Субботу и воскресенье я был занят на службе и на требах и забыл об этих деньгах, но вот наступил понедельник, и я пошел доставать деньги, дабы поехать в банк и погасить свою задолженность. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что сто сорок тысяч лежали на месте, а ста тысяч рублей не было. Я перевернул весь шифоньер, искал по всей комнате, расспрашивал свою матушку, детей, работницу. Денег нигде не было. Что делать – две огромные ссуды мне не вытянуть. Я был в отчаянии. И тут моя милая матушка стала читать молитву: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского». Я тоже стал читать эту молитву. И тут наш сын Григорий стал заглядывать за шифоньер. Работница Татьяна, увидев это, подошла к нему и тоже попыталась заглянуть за этот большой платяной шкаф. И хотя сделать это было не просто, она сказала, что, как будто, что-то там лежит. Мы дружно стали двигать шкаф от стены и, слава Богу, увидели и достали оттуда недостающую пачку денег. Ровно столько, сколько и потеряли – сто тысяч рублей. Оказалось, что задняя стенка шкафа немного отошла, и когда кто-то из домашних брал или складывал постельное белье, то пачка тысячерублевых купюр упала в щель, которая глазу нашему была совсем не приметна.

Выплатив ссуду банку «Русский стандарт», я немало выиграл, ибо платил теперь в месяц на две тысячи меньше, а за год выплатил за машину более чем в два раза, против прежнего. Ну, а Господь Бог в очередной раз помог обрести покой через эту молитву. Ищите и обрящете.

* * *

Однажды я по надобности заехал в хозяйственный магазин. Подойдя к прилавку, стал высматривать то, за чем пришел. Молодая продавщица обратилась ко мне с вопросом, не знаю ли я средства, чтобы ей как-то помочь.

– Утром открыла магазин и замок кудато положила, уже время закрывать, а я не могу найти его.

– Есть у нас молитва, – ответил я и начал читать молитву Богородице.

По окончании молитвы продавец сказала: «Нет, я так сразу не запомню, надо ее записать». С этими словами она пошла за тетрадкой и ручкой. Через минуту продавец вернулась с замком и пачкой порошка, которую с благодарностью вручила мне.

* * *

Мой дед Кузьма Курашкин ушел на войну добровольцем и погиб в 1941 году. После себя он оставил моей бабушке Анастасии пятерых детей. Четверо девчат – мою мать Марию, Антонину, Раису и Тамару – и одного сына Геннадия. Он был моим крестным отцом. Геннадий и его жена Нина жили в г. Загорске (ныне Сергиев Посад), и у них был единственный сын Валерий, мой двоюродный брат, последний из четы Курашкиных. Родители его уже умерли, и мне очень хотелось найти своего брата.

В очередной поездке по святым местам мы много лет спустя вновь приехали в Сергиев Посад. Знакомые гостиницы, где мы раньше останавливались, уже не существовали, зато рядом с Лаврой стояла новая гостиница. Цены в этой гостинице были нам явно не по карману. И все-таки мы остановились в ней на одну ночь, заплатив три тысячи рублей за номер. Так как мы приехали довольно поздно, уставшие и голодные, то попросили покормить нас. Денег у нас было немного, но мы были голодны и заплатили за тот ужин, коим нас накормили, хотя цены были как в лучшем ресторане.

Утром, выспавшись и умывшись, мы позавтракали. Слава Богу, за завтрак платить не пришлось, т. к. он входил в стоимость номера. Выехав из гостиницы, мы уже больше не хотели туда возвращаться, хотя моя матушка и я, в силу своей полноты, нуждались в душе и хорошем отдыхе. Наши сыновья Григорий и Николай тоже желали чистые постели и нормальную пищу. В общем, к спартанской жизни мы были еще не готовы. Поэтому, подъехав к Лавре, мы решили сначала приложиться к святым мощам, а потом искать какой-нибудь приют. И самое лучшее было – найти брата Валерия с семьей.

В Сергиевом Посаде мы уже бывали и всей душой любили его. Но как ни жалко нам было отрываться от святынь и выходить из стен Лавры, надо было искать ночлег и отдых. Мы поехали в бывший военный городок, где некогда жили мои родственники. Но там нам сказали, что они переехали. В общем, все наши попытки найти кого-либо не увенчались успехом. Мы с матушкой стали читать молитву «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица…». И вот, остановившись у одного из домов, я в очередной раз спросил у проходящей женщины, не знает ли она кого из Курашкиных, и в очередной раз получил отрицательный ответ. Мы уже собирались уезжать, как я увидел, что у нас спустило колесо. Стал домкратом поднимать машину. В это время к нам подошел молодой человек и предложил свои услуги, я охотно согласился, и мы вдвоем быстро заменили колесо. Когда молодой человек узнал о цели нашего визита в их двор, то оказалось, что он знает Валерия и более того – сам покажет, где тот сейчас проживает. Но самое интересное, что все это случилось в тот самый час, когда я и моя милая, добрая и изнеженная матушка согласились ночевать у стен Троице-Сергиевой Лавры.

– Что мы – хуже других? Моя мама столько раз бывала в церквях, и ночевали, где придется. Мы тоже переночуем у стен Лавры, слава Богу, на улице лето.

Наконец-то мы встретились с моим братом. Оказалось, что он жил рядом с Лаврой, и мы могли остановиться у него и гостить, сколько нам угодно. К сожалению, как это чаще всего бывает, мой брат, живя рядом со святыней, в церковь не ходил, но очень был рад нашей встрече и все время удивлялся, как мы его нашли. Так, в очередной раз, через молитву Божией Матери мы обрели то, что искали.

* * *

Великий пост – время испытаний и искушений. Наш приход не исключение. Надо сказать, что с самого начала основания прихода на первой, четвертой (Крестопоклонной) и последней (Страстной) седмицах мы стараемся служить ежедневно. Также службы проходят каждую субботу и воскресенье, остальные же дни используем для работ: косметический ремонт храма, уборка территории и т. п.

Искушения на приходе начинаются уже на первой неделе Великого поста. Одно из них – масленица, или проводы русской зимы, которую наши светские власти проводили как раз в первую строгую седмицу. Представьте себе: в храме верующие люди просят у Господа прощения, читается молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Второе воскресенье поста Церковь чествует торжество православия. А на улицах села – пляски, смех, скоморохи, песни – веселье, в общем.

Слава Богу, с этим искушением мы справились. В последние годы культура и церковь стали совместно проводить такие мероприятия. Так что масленица празднуется у нас в Масляную неделю и заканчивается Прощеным воскресеньем. Если бы этим и заканчивались искушения, но они только начинались.

В четыре часа утра раздался телефонный звонок. Моя сердобольная матушка, жалея меня, всегда первая поднимает трубку. В этот раз, подняв трубку, она услышала стенания одного из послушников: «Матушка, простите меня, мне очень тяжело, умерла моя крестная мать, моя душа плачет, и я тоже, а поговорить и пожаловаться некому, вот звоню вам, пожалейте меня, пожалуйста. Жена меня выгнала, не хочет со мной жить, как жить дальше и где – не знаю, вот сижу и пью водку». Николай в наш храм пришел месяц назад.

Нам о нем мало что известно. Пока мы приглядывались к нему, и за то время, что мы его знали, ничего плохого за ним не заметили. Парню 24 года, работящий, немного замкнутый, знаем, что есть жена и двое детей, сам сирота, жил в детском доме, служил в Чечне. Что-то не сложилось у него в семье, живут отдельно. Я все время думал, что он придет на исповедь, раскается. Пока жду.

Идет Великий пост. Храм стоит в лесах, помаленьку продвигается косметический ремонт. Через два дня – воскресенье, у нас в храме должна служиться Литургия. Крестопоклонная неделя. Известно, что лукавый искушает верующих людей через самые слабые места.

На нашем приходе самое слабое место – это послушники. Один из них служит у нас с самого основания прихода. Он несет несколько послушаний, в том числе и на клиросе. Всегда ездит со мной на другие маленькие приходы по деревням. Когда у него начинаются искушения, мне приходится или ездить одному, или брать кого-либо из несведущих послушников. Что, конечно, отражается и на моем здоровье в том числе, ибо приходится и читать, и петь, и кадило разжигать одному.

– Что я могу сделать? Ну, убейте меня!

– восклицает он, когда мы пытаемся как-то урезонить его после очередной пьянки. Раньше он, после чина обета трезвости, не пил и выдерживал почти год. Но с каждым годом число трезвых дней прямо пропорционально уменьшалось. И доходило до того, что хороший парень, отец двоих дочерей, в общем-то, неплохой муж забывался в своих пьянках на полгода и дольше.

Другой послушник, ныне усопший Виктор, жил на приходе в избушке с 2003 по февраль 2011 года. Он был и сторож, и дворник, и электрик, и ответственный по газовой котельной, часто подменял продавцов иконной лавки, ездил со мной по деревням. В общем, от скуки на все руки.

Но что примечательно, как только я уезжал по каким-либо делам, к нему тут же приходили «гости», и начиналась пьянка. Я ему всегда напоминал, что он должен быть ответственен и что у него больное сердце.

– Помрешь ведь, не пей! – напутствовал я его, уезжая в очередную командировку в г. Тобольск. Но только я уехал, Виктор с товарищами пошел в магазин и пропил те деньги, которые я им оставил, чтобы они купили белила и краски для косметического ремонта. Через четыре часа после моего отъезда он умер от сердечной недостаточности. Вспоминаю: смотрю на фотографии моей покойной матери, она умерла в 2008 году, 24 апреля, накануне Великого Четверга.

Перед этим в Вербное воскресенье она исповедалась, причастилась и соборовалась. Хоронили ее в Великую Субботу, поминальные столы были постные. Я не пропустил ни одной службы Великой недели. Когда я служил Пасху, я плакал: моя мама так мечтала разговеться. Все мои родственники, моя сестра с зятем, двоюродный брат с женой, тети – все, кто приехал на похороны мамы, – были на службе, попрощаться с ними не успел, они спешили по своим делам.

Каждый свой грех можно оправдать, не надо искать виноватых в своих грехах. Богу нашему слава!

Иерей Сергий ГЛУХАРЕВ,
настоятель храма в честь Рождества
Пресвятой Богородицы,
с. Бердюжье