Принцесса на горошине главный смысл. Принцесса на горошине — в чём смысл сказки

Андерсен Г-Х. сказка "Принцесса на горошине"

Главные герои сказки "Принцесса на горошине" и их характеристика

  1. Принц, молодой и красивый, ищет себе в жены настоящую принцессу, но видимо и сам не знает, какая принцесса настоящая.
  2. Принцесса, молодая и красивая, привыкшая спать на самых мягких перинах, изнеженная и непривычная к другим условиям.
  3. Королева, мудрая женщина, которая придумала интересный способ испытания принцесс.
План пересказа сказки "Принцесса на горошине"
  1. Поиски принцессы
  2. Грусть
  3. Гроза
  4. Задумка королевы
  5. Горошина
  6. Плохой сон
  7. Свадьба
Кратчайшее содержание сказки "Принцесса на горошине" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Принц ищет настоящую принцессу, но нигде не может ее найти
  2. Принц грустит
  3. Страшная гроза и принцесса у ворот замка
  4. Королева кладет горошину под перину
  5. Принцесса жалуется, что не могла уснуть
  6. Принц женится на принцессе.
Главная мысль сказки "Принцесса на горошине"
Настоящая принцесса способна почувствовать горошину даже под большим количеством перин.

Чему учит сказка "Принцесса на горошине"
Эта сказка учит нас тому, что привыкнув к очень хорошим условиям жизни, человек становится изнеженным и не может уснуть даже на мягких перинах, потому что они кажутся ему твердыми. Эта сказка учит тому, что все в мире относительно.

Отзыв на сказку "Принцесса на горошине"
Эта сказка мне очень понравилась, не потому что в ней какой-то особенный сюжет, а потому что она написана с юмором. В ей описано забавное испытание, которое призвано определить настоящую принцессу и после этой сказки многие наверняка проверяли, способны ли они почувствовать горошину под периной или подушкой.

Пословица к сказке "Принцесса на горошине"
Отведаешь сам - поверишь и нам.
Не испытав - не узнаешь.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Принцесса на горошине"
Жил в одной стране красивый молодой принц, который очень хотел найти себе красивую принцессу. Он везде искал настоящую принцессу, но никак не мог такую найти.
Он вернулся домой и очень грустил.
Но вот однажды разразилась страшная гроза и в ворота замка кто-то постучал.Там оказалась принцесса, очень мокрая принцесса.
Ее провели в замок и королева решила проверить, настоящая она принцесса или нет. Для этого королева положила на кровать горошину, а сверху двадцать тюфяков и двадцать перин.
Потом принцесса пошла спать.
Утром ее спросили, как ей спалось и принцесса принялась жаловаться, что всю ночь не могла уснуть, потому что лежала на чем-то твердом.
Так все поняли, что перед ними самая настоящая принцесса.
Принц женился на этой принцессе, а горошина хранится с тех пор в музее.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Принцесса на горошине"

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1) Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.
Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2) Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3) Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4) Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5) Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6) Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7) Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8) Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9) Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10) Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11 ) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12 ) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13 ) Мне кажется... просто им нужна была "породистая" жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14 ) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем... а вдруг?

(15 ) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.

Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью Ардзинба Виктория Анатольевна

«Принцесса на горошине»

«Принцесса на горошине»

Находясь в поисках своего возлюбленного или возлюбленной, мы стремимся найти не просто «свою половинку», мы пытаемся найти того, кто больше всего подходит под наш идеальный образ. У каждого он свой, но существуют определенные параметры, диктуемые нам, в частности, семьей и обществом в целом. Так, мужчина в поисках «настоящей» женщины становится похож на андерсеновского принца, странствующего по всему свету в поисках настоящей принцессы.

В сказке «Принцесса на горошине» принц мечтает только о знатной коронованной особе, причем она должна быть «настоящей», а не какой-нибудь серийной подделкой. Но, похоже, что и сам принц в начале своих поисков не мог понять, какая же она – настоящая принцесса: «этого он никак не мог распознать до конца». Так или иначе, отметая «подделки» друг за другом, чувствуя, что с заморскими принцессами «что-то не в порядке», он ни с чем возвращается домой. Но тут судьба, в буквальном смысле, сама стучится к нему в дверь. Девушка, промокшая до нитки, стоя на пороге его родительского замка, утверждает, что она самая, что ни на есть, настоящая принцесса. Глядя на ее плачевный вид, в это трудно поверить. Она и сама это чувствовала, иначе, зачем же еще ей, бедолаге, сразу было рассказывать о своем царском происхождении?! Показательно, что дверь ей открыл сам царь, хотя и не царское это дело – путников на пороге своего замка встречать! Получается, что, знакомясь, девушке сначала необходимо понравиться родителям, а в данном случае – отцу, который должен одобрить выбор сына. Боясь сразу не приглянуться, она начинает оправдываться прямо с порога. Ну, конечно, она просто промокла, а вообще-то она «белая и пушистая»! Королева-мать встречает ее подозрительным молчанием и сразу решает устроить испытание (а как же иначе – она же сыночка должна в надежные руки передать!). Королева подкладывает в постель, предназначенную для принцессы, маленькую горошину, накрывая ее сверху кучей пуховых перин. Для чего все это делалось? Для того, чтобы узнать, действительно ли она «голубых кровей»! Ведь только принцесса обладает такой чувствительностью, что способна ощутить малейшее неудобство – она необычайно изнеженна и деликатна.

Другими словами, мать стремится подобрать сыну невесту, способную чутко улавливать малейшие изменения настроения жениха, к тому же она должна быть нежной и скромной. В сказке девушка не устраивает скандала за столь «жесткий» прием, утром она просто рассказывает о своих ночных «муках». Принц, естественно, хочет жениться на изнеженной барышне, которая нуждается в защите. Ведь рядом с ней – он настоящий герой! Девушка в такой ситуации даже может быть немного капризной, как-никак принцесса, но тут главное не переборщить, ведь слишком привередливая и чересчур глупая невеста может лишиться принца и остаться ни с чем.

У Андерсена и об этом есть сказка (поистине, какой кладезь житейской мудрости!) – «Свинопас». Отвергла такая вот принцесса подарки принца: прекрасную розу и сладкоголосого соловья, а за свинопасом (которым был тот же переодетый принц) кругами ходила, чтобы заполучить обычные безделушки – кувшинчик с бубенчиками и трещотку. Согласилась даже ради них на поцелуи со всякой «чернью». Неизвестно, чем бы это закончилось, только вот батюшка прищучил ее за этим постыдным занятием и выгнал обоих со двора: и принцессу, и свинопаса-принца. Когда принц предстал перед горе-принцессой в своих богатых одеждах, она, конечно, обрадовалась, понадеявшись, что все-таки сможет достойно выйти замуж. Только не тут-то было, принц решил отомстить и был непреклонен – бросил принцессу и «след его простыл», а бедняжке только и осталось, что всхлипывать, да приговаривать: «Ах, мой милый Августин! Все прошло, все прошло!» Мораль, по всей видимости, такова – капризничай, но знай меру!

Со сказкой «Принцесса на горошине» хорошо работать в тренинговой группе: можно ее разыгрывать, и тогда каждый привносит в полученную роль собственные черты, можно ее пересказывать или даже переписывать заново, и в этом случае участники добавляют в сюжет свои актуальные проблемы. Несколько примеров новой трактовки сказки, получившихся в результате индивидуальной работы на тренинге, я привожу ниже.

Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Родители очень его любили. Принц рос смышленым и добрым мальчиком. В королевстве царили мир да любовь. Годы летят быстро, и вот пришло ему время жениться. Как-то позвали его родители к себе и сказали, что ему нужно найти себе невесту. Принц распрощался с отцом и матерью и поехал на поиски своей возлюбленной. Он объездил много королевств, знакомился с разными принцессами, но никто ему так и не приглянулся. Однажды, когда принц еще странствовал по свету, в замок пришла незнакомка. На улице лил дождь, и когда царица увидела на пороге девушку, всю промокшую и озябшую, тотчас ее впустила. Царь с царицей дали ей сухую одежду и усадили в зале у камина. Девушке заварили чай с травами, чтобы она не простудилась. Когда принцесса отогрелась, царица стала ее расспрашивать, кто она и откуда. Девушка рассказала, что она – принцесса и живет в соседнем королевстве. Она решила немного попутешествовать. Как-то, остановившись у небольшого родничка, решила выйти из кареты, умыться и попить родниковой воды. Погода была хорошая, и она решила прогуляться, но заблудилась. Девочка никак не могла отыскать место, где осталась ее карета, и когда пошел дождь, решила просто дойти до какого-нибудь жилья. Так она и попала к ним. Они мирно беседовали и не заметили, как время перевалило за полночь, и пора было ложиться спать. Принцессе отвели отдельную спальню, где стояла большая кровать со множеством перин. Царица решила проверить, настоящая все-таки принцесса или нет, и подложила под перины горошину. Наутро, когда все проснулись, вернулся из странствий принц. Родители очень обрадовались возвращению сына. В парадном зале накрыли стол с яствами, и все вместе сели завтракать. Принцу с первого взгляда понравилась принцесса, и он все время на нее поглядывал. Когда принц рассказал о том, что видел в путешествии, царица спросила девушку, как ей спалось. Принцесса грустно покачала головой и сказала, что она совсем не выспалась, потому что ей всю ночь казалось, что она спит не на пуховых перинах, а на камнях. Тут царь с царицей переглянулись – они поняли, что перед ними настоящая принцесса. Через некоторое время сыграли свадьбу. И все они жили долго и счастливо!»

Как вы думаете, кто написал эту сказку: мужчина или женщина? Какой приблизительно возраст рассказчика? Что можно о нем сказать, анализируя данный сюжет?

Эту сказку рассказала «на свой лад» женщина средних лет. Между тем, фраза «годы летят быстро» свойственна людям пожилого возраста, а в середине рассказа, описывая, как заблудилась принцесса, она называет ее «девочка», явно испытывая материнские чувства. То, что это женщина, можно заметить по основным действиям, которые выполняет именно женский персонаж – царица. Ей уделяется достаточно много времени: она, вместе с мужем, призывает к себе сына, а потом отправляет его на поиски невесты. Сразу можно подметить, что женщина привыкла командовать в семье и хочет, чтобы дети ее беспрекословно слушались. По сказке, принц без лишних слов воспринимает новость, что ему «пора жениться», и отправляется на поиски принцессы. Раз мама сказала пора, значит, пора! О странствиях принца рассказывается совсем немного, основное действие разворачивается вообще без него. Принц возвращается только тогда, когда мама уже устроила девушке испытание. Интересно, что и впускает в дом принцессу именно мать, а не отец, как у Андерсена. Царица проявляет заботу – усаживает девушку возле камина, дает сухую одежду, поит чаем. По всей видимости, женщина, рассказывающая эту сказку, чуткая и внимательная, готовая приласкать и обогреть. Да и испытание она устраивает как бы между прочим, вдоволь наговорившись и узнав у девушки всю нужную информацию – кто она и из какой семьи. Принц приезжает ближе к развязке, и, как только выясняется, что девушка – настоящая принцесса, сразу говорится о свадьбе. Матери уже не интересны сами чувства, главное – она выяснила, что дети подходят друг другу. Мимоходом рассказывается, что принцу девушка понравилась – это все-таки важно для матери, а вот про чувство самой невестки – ни слова. Главное, что потом ВСЕ они жили «долго и счастливо».

Следующую сказку рассказала молодая девушка, не имеющая собственной семьи – мужа и детей.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. И был у них принц – хороший да пригожий. И вот, как-то решил этот принц жениться. Пришел он к отцу и матери и сказал, что отправляется на поиски невесты. Родители его благословили, и он поскакал на своем коне на поиски принцессы. Долго искал принц, но никак не мог встретить ту, что станет любовью всей его жизни – настоящую принцессу.

В это время в одном королевстве жила-была принцесса. Стало ей скучно во дворце сидеть, и отпросилась она у родителей мир посмотреть да себя показать. Снарядили ей золоченую карету, запрягли самых лучших лошадей. Много ездила принцесса, любовалась разными странами и чужими королевствами. Однажды, устав от дальней поездки, решила она ножки поразмять, остановилась на опушке леса. Вышла из кареты, захотела по полю побродить, полевые цветы пособирать. Вдруг из леса донесся страшный рык какого-то дикого зверя. Лошади, запряженные в карету, испугались и понеслись в неведомом направлении. Принцесса осталась одна и решила выбраться на дорогу. Воруг набежали тучи и пошел дождь, девушка решила где-нибудь укрыться от непогоды и вдруг увидела замок. Она поспешила туда. Постучавшись, она попросилась на ночлег, переждать непогоду. Это как раз был замок принца, который никак не мог отыскать принцессу. К тому моменту он уже вернулся из странствий. Как только она взглянула на принца, у нее екнуло сердце, она поняла, что перед ней ее суженый. Принц тоже влюбился в нее с первого взгляда. Родители принца решили проверить, настоящая ли она принцесса, и положили ей на постель горошинку, накидали перин и одеял, чтоб заметно не было. Девушка всю ночь ворочалась, не могла заснуть, как будто не на перине лежала, а на голых досках. Когда наутро король с королевой спросили, как она спала, то ответила, что «глаз не сомкнула», так ей жестко было! Обрадовались король с королевой, потому что почувствовать горошину могла только настоящая принцесса. Принц и принцесса были счастливы, сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо и умерли в один день.

Сравнивая эти две сказки, сразу можно найти основные различия. Главное – это то, что во второй сказке рассказывается больше всего о принцессе, а не об исканиях принца и семейной жизни во дворце. Проведя краткий анализ, можно сказать, что девушка, описывающая принцессу, вовсе не стремится поскорее «выдать» свою героиню замуж, она отправляет ее посмотреть мир. Да и «себя показать» она тоже не прочь, но это не самоцель. Можно предположить, что девушке нравятся путешествия, новые приключения, она довольно романтичная натура – с удовольствием любуется природой, собирает цветы. И в смелости ей не откажешь! Она не пугается «рыка» неизвестного животного, способна трезво рассуждать в экстремальной ситуации. Описывая встречу с принцем, она говорит, что у нее «екает сердце» – а как же еще такая романтическая натура поймет, что встретила настоящую любовь? Принц тоже влюбляется в нее с первого взгляда и совсем не собирается устраивать ей испытание. Этим занимаются родители принца, о которых, кстати, практически ничего не рассказывается в сказке. Девушке не важны родители возлюбленного в данный момент, ее интересуют только чувства. Она с честью проходит испытания, доказывая, что и есть та самая «настоящая» принцесса, которую так долго искал принц. Взаимная любовь – это настоящее счастье для девушки (причем слово «счастье» в конце сказки повторяется два раза).

Появление на тренингах и психологических консультациях мужчин – явление довольно редкое, и потому сказки, написанные ими, слушать и анализировать очень интересно.

В далеком-далеком королевстве жил-был царь с седой бородой и золотой короной (какой же царь без бороды и короны?). И была у него дочка – капризная-прекапризная. А в другом королевстве жил такой же царь с бородой, и был у него сын – принц. Царь подумал, что принцу надо женушку найти – большой он уже стал, с боярами на охоту ходит. Вот и решил царь найти ему жену. Объявил конкурс по всем близлежащим королевствам: «Все принцессы должны явиться во дворец, чтобы из них можно было выбрать невесту для принца». Король решил устроить испытание – поставил в комнате кровать, положил на нее горошину, а на горошину положил тысячу матрасов. Про горошину он никому не сказал, но решил, что, какая девушка эту горошину почувствует, та и станет женой его сыну. По мнению короля, будущая жена принца должна всегда чувствовать неладное и в ее хозяйстве все должно быть на своем месте. И вот стали прибывать в королевство принцессы, и каждая из них ночевала по одной ночи во дворце на кровати с подвохом. Наутро король, между делом, у каждой претендентки спрашивал: «Как тебе спалось?» Принцессы, ничего не зная о горошине, отвечали: «Все хорошо. Нормально. Мягонько». После подобных ответов король отбрасывал их кандидатуры. Так продолжалось до тех пор, пока не приехала капризная принцесса из соседнего королевства. Когда она легла спать, все ей было не так, она ворочалась, все время просыпалась, ей было неудобно. Наутро, когда король, по своему обыкновению, спросил: «Как спалось?», она ответила, что ей было очень неудобно и она почти не спала. Король, услышав такой ответ, сказал: «Эта девушка нам подходит!» И принц с принцессой сыграли свадьбу. Жили они долго и счастливо и умерли в один день.

После пересказа сказочного сюжета молодой человек прокомментировал: «Сказку я читал очень давно, в детстве. Естественно, что я плохо помню сюжет. Но, помню, что меня всегда удивляло – почему принцесса всегда должна быть такой капризной и почему она ДОЛЖНА почувствовать горошину? И еще мне всегда не нравилось, что принца даже не спрашивают о том, какую принцессу хочет выбрать он».

Сказка, рассказанная юношей, значительно отличается и от оригинального сюжета, и от «женского» изложения истории. Интересно, что начинается она с рассказа о принцессе, и по его сюжету не принц едет искать невесту, а ему их приводят. Мало того, король «с седой бородой и золотой короной» (атрибуты мудрости и власти) устраивает испытание, напоминающее некий квест – вереница принцесс по очереди ночует в спальне на кровати «с подвохом», а утром им задаются вопросы. При этом король придумал хорошее объяснение этому испытанию: принцесса должна быть настолько чувствительна, что могла бы предугадать «неладное», и (до кучи, наверное) «в ее хозяйстве все должно быть на своем месте!»

Молодой человек, рассказывающий сказку, считает, что хозяйством, пусть даже и царским, должна заниматься жена и там должен быть полный порядок. В результате – самая капризная побеждает, король выносит вердикт, что такая принцесса «им подходит», и история заканчивается свадьбой. А как же иначе? Принц-то уже совсем взрослый стал и охотиться научился.

Вариаций на тему «Принцесса на горошине» за время моей работы накопилось много, но есть одна сказка, которая была изложена с удивительным поворотом событий и непривычной концовкой.

Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Когда принц вырос, было решено его женить – царский род должен продолжаться. Конечно, жениться он должен был не на простой девушке, а на самой настоящей принцессе. Принца снарядили в дорогу, и он отправился на поиски достойной невесты. Он ездил из королевства в королевство, но так и не нашел «настоящей» принцессы. Вот и вернулся домой ни с чем. Но однажды, когда за окном разыгралась непогода, к ним в дверь постучали. На пороге стояла девушка, промокшая настолько, что вода ручьями стекала с нее. Она уверяла царя с царицей, что она принцесса. Девушку впустили обогреться. Принц в это время спокойно спал в своей опочивальне. И вот, царица решила устроить девушке испытание, чтобы проверить, действительно ли она принцесса. Она постелила ей постель, взбила пуховые перины, но под низ этих перин положила маленькую горошину. Девушка отправилась спать. Она была настоящей принцессой, любила комфорт, и вполне естественно, что на горошине ей было спать очень неудобно. Наутро она рассказала об этом царице. Во дворце все обрадовались, что наконец-то нашлась настоящая принцесса для их сыночка. Но принцесса поставила условие: «она выйдет замуж за принца, если тот тоже пройдет испытание». Девушка решила, что выйдет замуж только за достойного ее мужчину, который должен быть не только сильным и мужественным, но и терпеливым, имеющим сильную волю и стойкий характер. Она насыпала слой гороха на постель принца и, накрыв сверху простынь, предложила ему лечь и заснуть. Если он сможет провести всю ночь в таких условиях, то она готова выйти за него замуж. Принц лег на приготовленное «гороховое ложе», а принцесса села за дверью и стала ждать, чем дело кончится. Некоторое время юноша пытался заснуть, но ему было очень неудобно – горошины впивались в спину и в бока. Наконец, он не выдержал и вскочил с постели. «Ну что ж, – сказала принцесса, – ты не выдержал испытания, и я не выйду за тебя замуж!» Она тут же собралась и уехала из замка.

Примечательно, что на тренинговых занятиях, когда речь заходила о взаимоотношениях мужчин и женщин, девушка, написавшая эту сказку, совсем не жаловала мужчин. Возмущалась, сколько требований предъявляют женщинам. Она говорила о том, что очень трудно в нашей жизни встретить нормального мужчину – сильного не только телом, но и духом, умного, с открытым сердцем и широкой душой. И удивлялась, почему чаще всего на пути попадаются какие-то слабаки, больные «на голову» или «маменькины сынки».

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Конкретная История. Диана, принцесса Уэльская Разделявшееся людьми всего мира излияние общественной скорби по случаю смерти Дианы, принцессы Уэльской, погибшей в 1997 г., было воспринято некоторыми наблюдателями как вызывающее беспокойство проявление властной тяги

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

История о том, как прекрасная принцесса снизошла до лягушонка Они тоже учились вместе, но поженились в более «почтенном» возрасте. Оля была из провинциального городка, но очень «продвинутая и образованная», вернее, такой могла казаться. Гена был коренным питерцем,

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

34. Буйство природы Принцесса-коза Жила-была прекрасная королева, которая любила красивые наряды, приятную беседу и вкусную еду. Дни и ночи свои она проводила в пирах и развлечениях. И вот однажды она поехала со своей свитой в далекий лес. Там они расстелили скатерти на

Из книги Лунные дорожки или Приключения принца Эно автора Соколов Дмитрий Юрьевич

57. Проникновение Продолжение сказки «Принцесса на горошине» Когда принц и принцесса поженились, они продолжали спать на той же постели и на той же горошине, где провела свою первую ночь принцесса.От тепла и любовного пота горошина проросла.Она росла долго-долго,

Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Продолжение сказки "Принцесса на горошине" – Ай-ай-ай, что вы говорите, – качал головою король. – Какая прелесть… Пятьсот двадцать восемь детей… Это здорово! Знаете, вот это бы мне понравилось: пятьсот двадцать восемь детей. Это то, что нужно. Ради этого можно и жениться,

Из книги Голая правда о женщине автора Скляр Саша

Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

2. Принцесса А вот это совсем другое дело. Здесь пылинки сдувать придется самим. Раз по сто на дню. И периодически протирать влажной ветошью. И все это в перерыве между уборкой, готовкой, походами по магазинам и штопкой собственных носков. «Принцессе» этим заниматься не

Из книги Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы автора Рубин Гарриет

Принцесса на горошине (или как успокоить себя и свое тело) День выдался непростым, казалось бы, теперь только в постельку - и спать, спать и спать. Но вот мы ложимся в постель и начинаем ворочаться - нам не улечься. То рука затекает, то на спине лежать некомфортно, на живот

Из книги Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг автора Покатаева Оксана Григорьевна

Принцесса Эта книга – о войне... не кровавой, не вызванной ненавистью Цезаря, или коварством Сан Тцу, или эгоманией Наполеона. Эта книга о войнах интимных, где враг достаточно близко, для того чтобы травмировать, предать, неправедно выступить против, – будь это супруг,

Из книги автора

I. Принцесса обнаруживает истинную силу, когда узнает своего

Из книги автора

VIII. Как одна принцесса стремилась целиться повыше Благоразумная Принцесса всегда следует по следам великих предшественниц. Она – мудрый ученик, умеющий подражать. Но мы часто следуем по следам тех, кто к нам ближе всего по времени. Мы забываем о величии тех, кто жил в

Из книги автора

Сказка от клиентки О. «Принцесса и Дикий Медведь». О. Г. взяла книжку, которую клиентка О. принесла ей на рецензию. Эта клиентка написала сказки и рассказы. И они как-то были очень похожи на то, что она оставила ей почитать. Вот эта сказка точно из этого репертуара:"Как-то раз

Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс

Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил.

Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.

У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп.

Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду.

Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье.

Город Оденсе в Дании на острове Фюн

Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Учитель : Сафронова Галина Леонидовна

Тема урока : «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».

Тип урока : «открытие» новых знаний.

Метапредметные цели урока :

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска учебной информации в словарях;

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные цели:

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Развитие мотивов учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Предметные цели урока :

Ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;

Овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;

Использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;

Использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.

Дидактический материал:

Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.

Наглядные пособия:

книги Г.Х. Андерсена, толковые словари

Оборудование : компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

(В. Бахревский)

Кто такой король?

Король – государь, управляющий королевством.

Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.

Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь.

Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией.

Личностные УУД:

Создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;

Регулятивные УУД:

Контроль и оценка своей деятельности;

Познавательные УУД:

Отвечать на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

3. Актуализация знаний

Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).

«Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)

«У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)

«Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)

«Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)

Что общего у всех этих сказок?

Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»

Крот, «Дюймовочка»

Китайский император, «Соловей»

Принц, «Русалочка»

Личностные УУД:

Нравственно – эстетическая ориентация

Регулятивные УУД:

Соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом

Познавательные УУД:

Отвечать на вопросы учителя;

Сравнивать объекты и находить общее;

Наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Выделять существенное.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

4.Постановка учебной задачи

Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.

Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6)

Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе.

Личностные УУД:

Самоопределение к деятельности

Регулятивные УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Познавательные УУД :

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества

5. Работа по теме урока

5.1. Знакомство с биографией Андерсена

Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

Рассказ учителя биографии сказочника.

В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.

5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).

В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?

Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».

В Дании в городе Оденсе.

Мы можем найти их в «Толковом словаре».

Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли.

Личностные УУД :

Нравственно – эстетическая ориентация;

Уважение к своему народу, к другим народам;

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;

Регулятивные УУД:

Определять план выполнения заданий

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, осознанные устные высказывания;

Формулирование проблем; их решение;

Ориентироваться в учебнике;

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

Определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

Находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;

Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Физминутка

Все, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.3. Знакомство со сказкой

5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.

Как вы представили себе принцессу?

Чем принцесса отличается от простой девушки?

5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.

5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.

Почему принц никак не мог жениться?

Какой должна быть принцесса?

Какая была погода в тот вечер?

Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.

По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?

Кто решил проверить принцессу?

Как она это сделала?

Что было с принцессой после этой ночи?

Куда попала горошина?

В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

5.4. Анализ сказки

На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)

Как вы понимаете пословицу?

Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?

В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ.

В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры.

Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.

Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…

Он искал принцессу, но так и не нашёл.

Настоящей.

«Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».

Старая королева.

«На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».

Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.

В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.

Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.

Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).

Дети высказывают своё мнение.

6. Творческая работа

Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?

Чтение сказки с карандашом, разделяя на части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

На планшетах каждая группа рисует 1 слайд.

1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.

Личностные УУД:

Планировать деятельность

Регулятивные УУД :

- определять план выполнения заданий

Познавательные УУД :

Составлять простой план

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

7. Рефлексия

Какую сказку читали на уроке?

В какой стране родился Андерсен?

Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему.

Регулятивные УУД:

Оценивать свою работу

Познавательные УУД:

Наблюдать и делать самостоятельные выводы

Коммуникативные УУД:

Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

8. Домашнее задание