Архимандрит зосима шевчук. – Что же изменилось сейчас

Данная статья представляет собой доклад на международной церковно-богословской конференции “Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)”, которая состоялась в Москве в 2006 году. Не смотря на прошедшее десятилетие, доклад не утратил своей актуальности, так как в настоящее время ересь «имябожничества» очень активно навязывается православным людям.

Уместно будет начать этот доклад с цитаты из “Путей Русского Богословия” протоиерея Георгия Флоровского, который в свою очередь цитирует Блока:

“Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
и сумрачный германский гений”…

Этот дар “всемирной отзывчивости”, во всяком случае, роковой и двусмысленный дар. Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое собирание души… Есть в русской душе даже какая-то особенная страсть и притяжение к таким перепутьям и перекресткам. Нет решимости сделать выбор. Нет воли принять ответственность”.

На одном из таких перепутий русское Православие оказалось 100 лет назад: в 1907 г. первым изданием вышла книга схимонаха Илариона “На горах Кавказа”, вскоре положившая начала лжеучению имябожничества среди русских монахов на Афоне (именно так – имябожничество, а не “имяславие” – названо оно в документах Святителя Тихона и Всероссийского Поместного Собора 1917-18 гг., и я не вижу причин, почему мы – коль скоро речь идет об именах – должны отступать от этого законным образом зафиксированного имени). Боевым знаменем нового движения стал тезис “Имя Божие есть Сам Бог”; его последователи взялись составлять манифесты и “исповедания веры”, предавая проклятию тех, кто отказывался признать их правоту…

А в 1997 году книга “На горах Кавказа” была издана снова, и снова послужила началом нестроений и соблазнов. Вот, например, что вынужден был заявить по этому поводу Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский:

“1. Книга напечатана без архипастырского благословения. Вместо этого есть указание на “постановление” некоего ученого совета “Русской Православной Академии Богословских наук и Научно-Богословских исследований”, что, конечно же, является нарушением общепринятых норм в практике православного книгоиздательства.

2. Публикация текста книги схимонаха Илариона “На горах Кавказа”, которая в начале XX века послужила поводом к возникновению пагубного разномыслия в монашеской среде по вопросу природы Имени Божия, не имеет не только объективного богословско-исторического комментария, но снабжена “послесловием от редакции”, написанным исключительно в оправдательном по отношению к имябожническому вольномыслию тоне.

3. Мы вынуждены признать, что в целом издание книги схимонаха Илариона “На горах Кавказа”… представляет собой факт откровенной проповеди учения имяславчества внутри самой Православной Церкви”.

Однако дальнейшее развитие событий говорит в пользу суждения о. Георгия Флоровского о нашем недостатке решимости и воли. С тех пор появилось немалое количество книг, брошюр и статей, в той или иной форме пропагандирующих имябожничество. Есть материалы и для “простецов”, и для “интеллектуалов”. Вдобавок ко всему, свою печальную лепту вносит сюда Интернет, где самозванцы, ряженые в “митрополитов”, “протоиереев” и “иеромонахов”, упражняются в еретических словопрениях, а малоопытные верующие натыкаются на их бредни и принимают за откровение истины.

Только осенью прошлого года, восемь лет спустя, была переиздана оригинальная брошюра “Имябожнический бунт, или Плоды учения книги “На горах Кавказа”. Правда, благословение Святейшего придает этому изданию необходимый авторитет – и то лишь для тех, кому не будет препятствием мизерный тираж в 3 тыс. экземпляров.

Другое весьма авторитетное издание – “Путь умного делания” – во втором томе посвящает имябожнической ереси более двух страниц, правда, мелким шрифтом в подстрочном примечании. Но и здесь мы обнаруживаем недосказанность, даже робость.

“Эта книга ["На горах Кавказа"]… послужила поводом к богословским спорам, возникшим в 1912 г., и печально известным афонским событиям”, – сообщает автор. Каким событиям? Кому известным – если здесь о них ничего не сказано, а послесловие к переизданию “На горах Кавказа” чисто по-советски аккуратно обходит предмет молчанием? А между тем здесь же мы находим свидетельство о прав. Алексии Мечёве: “Рассказывая со слов очевидца о действиях имяславцев там [на Афоне], батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве”. Если такова была реакция праведника, причисленного ныне к лику святых, на “известные события”, то каковы же сами события??

К счастью, этот зияющий пробел заполнил преосв. Иларион (Алфеев) в своем недавнем труде “Священная Тайна Церкви”. Вл. Иларион знакомит читателя с “прикровенными” фактами, вполне объясняющими негодование и ужас прав. Алексия Мечёва (речь идет об изгнании из афонского Андреевского скита в январе 1913 г. игумена Иеронима, который не разделял имябожнической ереси):

Свидетельство о. Иеронима:

“…[Булатович], поддерживаемый кричавшими, вскочил на стол, предварительно крикнув: “Ура! Берите!” – причем хотел схватить меня, но его удержали. После этого бывшие с ним бросились избивать находившихся при мне отцов, единодушных со мною. Меня не били и вывели за ворота из скита, предварительно обыскав меня. От страха трое из отцов выскочили из окна из второго этажа и разбили себе ноги; других же, избитых и израненных до крови, в одних подрясниках и без шапок выбросили также за ворота из скита… У нескольких братий, запершихся от страха в своих кельях, взломали двери и избили их до беспамятства”.

Свидетельство другого участника “событий”:

“В это время братия исполнилась непомерного гнева и бросилась на “ура”. Был великий бой с обеих сторон. Сперва кулаками, а потом один другого давай таскать за волосы. Это было чудное зрелище. Внизу руки, ноги, туловища, а вверху виднелась одна шерсть (то есть волоса). И начали вытаскивать (иеронимовцев) из этой кучи по одному человеку в коридор, где братия стояла в две шеренги, получая добычу и провожая (иеронимовцев) кого за волосы, кого под бока и с приговором, кого за что бьют, чтобы он знал. Таким образом провожали до лестницы, а по лестнице спускали, кто как угодил: одни шли вниз головой, другие спускались ногами книзу, а затылком считали ступеньки…” – И т. д., и т. п.

Я призываю вас отнестись к этим документам с полным вниманием и серьезностью, именно потому, что они столь сильно напоминают сценарии сегодняшних “развлекательных” телефильмов. Ведь перед вами те самые монахи, “ангелы в человеческом облике”, которые, согласно их собственным теориям, очистили свою душу от страстей и греха посредством “умного делания” и “непрестанного произнесения Сладчайшего Имени Иисусова”…

Архимандрит Зосима (в миру Сергей Васильевич Шевчук ; род. 21 июля 1959 в Ярославле) - священнослужитель, 2002-2007 - ректор Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии , настоятель храма Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире

Биография

Отец Шевчук Василий Григорьевич (род. 02 марта 1928) - академик Международной Инженерной Академии России, Украины и США, заслуженный деятель науки и заслуженный работник высшей школы в СССР. Мать Воропаева Таисия Павловна (род.16 октября 1928) - учитель истории.

В 1984 году окончил Ленинградский государственный университет (химический факультет). 1979 г. отчислялся из университета по политическим (религиозным) мотивам по обвинениям в диссидентстве, но после направления письма Генеральному секретарю КПСС с объяснениями своего мировоззрения был восстановлен по личному распоряжению Л. И. Брежнева. В 1984 г. назначен работать начальником химической лаборатории в Полтавском Газопромысловом управлении в Технологическом цехе стабилизации газового конденсата. Вместе с научной работой читал на клиросе в Спасской Церкви г. Полтавы и посещал любительский хор, в который был официально оформлен в 1985 г. по благословению правящего Полтавского архиерея, епископа Дамаскина.

В 1985 году был принят в число сотрудников Ивановской епархии епископом Амвросием, где служил алтарником Свято-Сергиевского храма посёлка Старая Вичуга Вичугского района.

25 октября 2007 года назначен наместником Кафедрального Собора Рождества Христова г. Тирасполя в Тираспольско-Дубоссарской епархии Молдавской митрополии.

29 июля 2008 года назначен настоятелем , древнейшего храма Северо-Восточной Руси.

1 октября 2008 года назначен Руководителем Комиссии по работе с молодёжью Владимирской Епархии (впоследствии руководителем отдела по работе с молодёжью).

Статьи и публикации

  • Сочинения и статьи. Проповеди (Иваново, 1998)
  • Сочинения. Проповеди. Выступления (Иваново, 1999)
  • Блаженный Киприан (Иваново, 1999)
  • Спасение через покаяние (Православная газета, Екатеринбург, № 6 (183) / 8 февраля 2002)
  • Свято-Успенский мужской монастырь в Иванове: становление новой обители (Журнал Московской Патриархии, Москва, ноябрь 2004)
  • Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник классической и православной педагогики (Св.-Алексеевская Иваново-Вознесенская семинария, Иваново, 2004)
  • Любовь и взаимность: войсковое духовенство в Вооруженных Силах России (Победа. Ru, 17.01.2005)
  • Войсковое духовенство в Вооруженных Силах России (Радонеж, 22.01.2005)
  • Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского (диссертация, Ярославль 2006)
  • 100 лет имябожничества (Радонеж 18.10.2006)
  • Православная культура: от богословской концепции до школьного класса (Церковный вестник, Москва, 30.05.2007)
  • Истоки христианской педагогической мысли и их развитие в научном наследии К. Д. Ушинского монография (ISBN 978-5-8382-0502-5 , Иваново, 2010)
  • Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле. Доклад на пленарном заседании VI Феофановских чтений (Издательский совет Русской Православной Церкви, Москва, 2012г)
  • Воспоминания об отце в сборнике статей "Отцу - с любовью". Выпуск 2 (сост. А.Фин Отцу - с любовью. Выпуск 2 ISBN 978-5-900224-04-6 , 2012)

Напишите отзыв о статье "Зосима (Шевчук)"

Отрывок, характеризующий Зосима (Шевчук)

– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

"Портал– Credo . Ru ": Отец Зосима, уже спустя полгода после своего вступления в должность ( 19 июля 2006 года) епископ Иосиф – правящий архиерей Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархией произвел ряд ключевых кадровых перестановок в епархии. Вы были буквально в течение месяца освобождены от должностей секретаря епархиального управления и настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря г. Иваново. С чем это связано?

Архимандрит Зосима: Дело в том, что раньше многие священнослужители нашей епархии имели очень большой круг обязанностей, что порой негативно сказывалось на качестве их работы. Это связано с тем, что в начале 1990-х годов в епархии существовал кадровый голод, из-за которого приходилось нередко одного и того же человека назначать на три-четыре должности. Естественно, что такой администратор всё возложенное на него полноценно исполнять не мог.

– Значит ли это, что при архиепископе Амвросии многие ответственные священнослужители лишь числились на своих постах, ничем не занимаясь реально?

– Я бы не был так уж категоричен в оценках. Мы все же сумели открыть Духовную семинарию, 12 монастырей, свыше 100 приходов, развивали образовательную, социальную и издательскую деятельность, успешно работала комиссия по канонизации, весьма активизировалась и деятельность Епархиального совета. Но, конечно, были случаи, когда на бумаге назначенный на должность человек работал неэффективно, без настоящей отдачи сил.

– Что же изменилось сейчас?

– Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф провел реструктуризацию системы управления епархией, сделав ее более эффективной. Владыка Иосиф старается максимально использовать потенциал каждого священнослужителя епархии, привлекает к решению административных вопросов новых людей. Все это уже сейчас начинает благотворно сказываться на организационной стороне епархиальной жизни. Что касается лично меня, то как секретарь епархиального управления я последние годы был буквально "завален" работой. Она возрастала, как снежный ком, и у меня просто не хватало времени для решения тех задач, которые я призван был решать. Слишком много иных послушаний мне приходилось выполнять ежедневно и кропотливо. Например, Свято-Успенский мужской монастырь г. Иваново... Это то, во что за последние годы я вложил очень много своих духовных и физических сил. Но я, в первую очередь, - монах, который не выбирает себе послушание. Владыка Иосиф мудро считает, что Духовная семинария – важнейшее направление епархиальной жизни, и ее ректор не может быть совместителем.

То есть Вы жалеете, что перестали быть настоятелем Свято-Успенского монастыря г. Иваново?

– Я бы так не сказал. Уже много лет я чувствую в себе призвание к воспитанию юношества, недаром в прошлом году я стал кандидатом педагогических наук, диссертацию защитил в Ярославле. Вероятно, владыка Иосиф разглядел во мне эту способность к деятельности в сфере образования и воспитания и посчитал, что, полностью отдавшись ответственному служению ректора семинарии, я буду более полезен Церкви, чем в качестве настоятеля мужского монастыря. Поэтому я ни о чем не жалею. Для меня большая радость, что я могу теперь уделять время и научной работе, к чему чувствую большую склонность.

– А что Вы можете сказать в связи с заменой настоятеля кафедрального собора г. Иваново?

– Полагаю, что это было мудрое решение владыки. Игумену Никандру (Шамову) было непросто совмещать должность настоятеля собора с должностью настоятеля Ильинского прихода г. Иваново, к которому приписаны несколько храмов и епархиальная православная школа. Думаю, что отец Никандр, также как и я, рад, что владыка Иосиф освободил его от непомерной ноши чрезмерных для его сил обязанностей.

– Как Вам видятся перспективы развития епархиальной жизни?

– Я сторонник благоприятного прогноза. Главное, чтобы то положительное, что уже достигнуто и будет еще достигнуто за счет улучшения организационной деятельности епархии, не обернулось администрированием в ущерб духовной жизни. Но я уверен, что такой мудрый архипастырь, как владыка Иосиф, никогда не допустит подобного развития событий. Я не могу оценивать деятельность нашего архипастыря, это некорректно, моё дело – послушание, об этом я давал обет как монах, об этом давал присягу Богу и как священник.

Хочу лишь заметить: всё познаётся по плодам. Уезжая к нам из Рязани, владыка Иосиф оставил там процветающий Иоанно-Богословский монастырь, один из самых благоустроенных в России, как в материально-техническом отношении, так и в духовном. Именно владыка Иосиф и был его созидателем многие годы. Всему есть начало, и всему есть конец. Начало расцвету Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии положил архиепископ Амвросий, и мы старались ему помогать во всём. Теперь труды по созиданию епархии продолжает епископ Иосиф, и надо сказать, что предстоят огромные труды и на многие годы вперёд намечаются грандиозные перспективы. Я верю, что Господь во всём поможет владыке Иосифу, ну а мы, священнослужители епархии, должны продолжать трудиться на том поприще, которое нам определит наш архипастырь как послушание.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"

Зосима (Шевчук), архимандрит
кандидат педагогических наук, доцент ШГПУ,
настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира,
ответственный за духовное окормление молодёжи города Владимира
Отдела по делам молодёжи Владимирской епархии,
Святитель -
выдающийся православный мыслитель XIX века

Епископ Феофан, Вышенский Затворник (1815-1894), в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в Орловской губернии в семье сельского священника. С 1823 года Георгий учился в Ливенском духовном училище, а через шесть лет в Орловской семинарии, а затем в Киевской духовной академии. С увлечением изучал богословие и науку о человеческом духе – психологию, что хорошо отражено в его сочинениях. В 1841 году студент Говоров пострижен в монашество с именем Феофан. Прошел путь от иеромонаха до архимандрита, а в 1859 году, будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, был рукоположен в сан епископа. Двадцать лет своей жизни он отдал педагогической деятельности.

Когда знакомишься с творениями и биографией святителя Феофана, то невольно приходишь к мысли, как мог так много сделать один человек, проживший очень сложную и тяжелую жизнь. Обратимся весьма кратко к его жизни.

Кроме службы в Санкт-Петербурге, епископ позже был 4 года на кафедре в Тамбове, а затем и три года во Владимире, где сейчас и мне Господь благословил решением Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, моего епархиального архиерея - быть духовником молодежи города Владимира и настоятелем древнейшего в Северо-Восточной Руси Свято-Георгиевского храма, заложенного в 1129 году Юрием Долгоруким. Как мне представляется, навыки работы с молодёжью, в области её духовно-нравственного воспитания и просвещения, основательно требуется шлифовать изучением трудов святителя Феофана в области христианской педагогики.

В своём недавнем выступлении преподаватель Рязанской Православной духовной семинарии диакон Павел Нейгум отмечал: «Владыка Феофан создал педагогическую теорию, в которой полностью раскрывается антропология с точки зрения православия, а также важнейшие педагогические термины, такие как личность, нравственность, духовность, грех и другие… В творениях святителя Феофана современный молодой человек, ищущий духовного возрождения, может найти ответы на многие интересующие его вопросы бытия. Причина бытия, как учит нас Божественное Откровение, есть Бог. Необходимым условием жизни с Богом, по слову Вышенского затворника, является жизнь в духе – духу подчиняться и духом проникать всё душевное, и тем более телесное» .

Именно во Владимира, находясь на этой древнейшей кафедре, епископ Феофан решает оставить управление своей последней епархией. По его просьбе он был уволен Священным Синодом с правом поселения настоятелем в Тамбовской Вышенской пустыни, где провел 28 лет до своей смерти. Первые 6 лет в храмах он возглавлял монастырские богослужения, принимал прихожан (было ему в то время 51-57 лет), а последующие 22 года (возраст 57-79 лет) епископ Феофан провел в уединении, т.е. ушел в затвор (!), общаясь с внешним миром только в письменной форме. Свое затворничество он объяснял желанием полностью предаться духовно-литературным трудам на благо Церкви, продолжая по-прежнему служить Церкви, но другим способом. Была и вторая причина: он стремился еще с юношеского возраста к полному уединению и молитвенному общению с Богом. В затворе ему удалось создать капитальный труд "Путь ко спасению", как осмысленное действие своей собственной жизни в уединении. В книге изложен идеал истинно-христианской жизни и те пути, которые надо пройти, чтобы иметь такую жизнь. Не менее яркими трудами православного мыслителя являются «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», а также «Начертание христианского вероучения». Эти труды дают направление не только современной педагогической науке, но никогда не потеряют своей свежести. Хочу привести очень яркое размышление современного христианского педагога, клирика Рязанской митрополии о трудах мыслителя: «хочу сказать несколько слов о том, почему актуальны сегодня как никогда для дела воспитания молодого поколения. Дело в том, что только православная антропология дает целостное восприятие человека внутреннего, который, по слову апостола Павла, со дня на день обновляется. Святитель Феофан полностью раскрыл это учение о человеке и перенес его на педагогическую систему. Он писал, что необходимо перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить. Главное – держать во все время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием Святой Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание его духа» . И он же приводит важную мысль учёного подвижника: «С другой стороны чрезвычайно важно, – и это особо отмечает святитель Феофан, – что если ребенок в детстве уже утвердился, дал некий обет, то есть родители приобщили его к христианскому мировоззрению, то он уже, будучи юношей, как правило, сдержит свое слово» . Потрясающее, тонкое психологическое наблюдение…

Хотелось бы отметить, что святитель не боялся касаться и очень «неудобных» тем, которые не разработаны в православном богословии.

Так святитель Феофан Затворник, писал своему духовному чаду: «Вы уверены, что все небесные тела населены разумными существами, что эти разумные существа подобно нам, по склонности ко злу (уж почему бы не сказать, как падшие), имеют нужду в средствах ко спасению, что средство это и для них одно: изумительное строительство смерти и Воскресения Христа Бога. Из этих мыслей вытекает у Вас неразрешимое недоумение: как мог Господь Иисус Христос быть для них Спасителем? Неужели мог Он в каждом из этих миров воплощаться, страдать и умирать? Неумение решить этот вопрос беспокоит и колеблет веру Вашу в Божественность домостроительства нашего спасения.

Что такие мысли колеблют и беспокоят Вас – это по собственной Вашей вине, а не по свойству мыслей. Эти мысли – цепь мечтаний, не представляющих ничего несомненно верного, домостроительство спасения есть дело несомненно верное, доказавшее и постоянно доказывающее свою Божественность. Можно ли позволять, чтоб эту твердыню колебали мечтательные предположения?

Хоть Вы издавна содержите мысль о бытии разумных существ на других мирах и хотя она имеет много за себя,– но все же она не выходит из области вероятных предположений. Очень вероятно, что там есть жители– но все только вероятно. Сказать "есть" не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нет. А Вы взяли одно предположение, заимствовав его от нас, да и стали на нем. У нас было падение – ну и там, мы склонны ко греху – ну и те; у нас нужно домостроительство спасения – нужно и там; у нас Единородный Сын Божий благоволил воплотиться – и там уместен только этот способ спасения.

А Вам следовало бы идти в своих предположениях так: положим, что есть разумные жители на других мирах; что ж они, соблюли ли заповеди, пребыли ли покорными воле Божией или преступили заповеди и оказались непокорными? Вы не можете сказать ни того, ни другого; а я думаю, что или согрешили, или не согрешили, ибо и наших прародителей грех не был необходимостью, а зависел от их свободы. Они пали, но могли и не пасть. Так и жители других планет: могли сохранить заповедь, могли и не сохранить. Если они сохранили, то все дальнейшие мечты о способах их спасения прекращаются сами собою: они пребывают в первобытном общении с Богом и святыми Ангелами и блаженствуют, находясь в том состоянии, какого чаем и мы по воскресении.

Но пусть и пали. Нет основания думать, чтобы им неизбежно нужно было воплощение, чтоб оно совершилось на каждой планете. Сила воплощения и искупительная жертва спасают нас чрез усвоение их верою. Почему не предположить, что искупительная жертва, совершенная на Земле, подействовала благотворно и на другие миры? Почему не предположить, что и тамошние разумные твари приняли ее верою и таким образом спасаются? В способах сообщения и произведения веры у Господа не может быть недостатка: есть даже Ангелы, в служение посылаемые для хотящих наследовать спасение. Все планеты состоят между собою в связи и взаимовлиянии, для нас неведомом. Чтобы какая-нибудь из них была исключена из этого союза, этого предположить нельзя» .

Нельзя не отметить, что с этим его мнением перекликается и взгляд известнейшего русского ученого 18 века М.В. Ломоносова, который, конечно, и в сфере религии не избегал смелых не только для того времени вопросов, например, о том есть ли жизнь на Венере, если есть, то распространяются ли на ее жителей последствия первородного греха? Но как настоящий ученый, М.В. Ломоносов подходит к этому вопросу практически, не делая попыток ответить на то, что узнать не может, и, предлагая интересующимся этим, подумать над тем, а к их жизни это имеет ли какое-то отношение : «Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от нас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову («не стяжите ни злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры на пути, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла») туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того ж и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно» .

Полемика святителей Феофана Затворника и Игнатия Кавказского по вопросу о природе ангелов и человеческих душ представляет собой одну из самых интересных страниц в истории русского православного догматического богословия. Этот интерес основан не только на самом предмете полемики, но и на том, что каждый из её участников был знаменитым богословом, впоследствии причисленным к лику святых.

Глубина темы, затронутой в полемике святителей Феофана и Игнатия, неисчерпаема. Как известно, поводом для начала дискуссии послужила книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти», в которой был высказан взгляд на природу ангелов и человеческих душ как на тонкие эфирные тела. Любопытный факт: святитель Феофан был ещё с молодости знаком со святителем Игнатием. В 1844 году, будучи 29-летним бакалавром по Нравственному богословию Санкт-Петербургской духовной академии, он дал курс своих лекций на рецензию архимандриту Сергиевой пустыни Игнатию (Брянчанинову) и получил от него положительный отзыв. Следовательно, к моменту полемики для святителя Феофана святитель Игнатий был не только старшим собратом-архипастырем, но и признанным богословским авторитетом.

Ознакомившись со «Словом о смерти», которое было опубликовано в 1863 г., святитель Феофан написал святителю Игнатию письмо, в котором откровенно высказал свои принципиальные возражения. Из ответного письма святителя Игнатия стало ясно, что на своих позициях он стоит твёрдо и на уступки идти не намерен .

В частности, святитель Игнатий писал: «С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников… Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей…Что ж касается до слова «эфир», то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов, принадлежащих земле, несравненно тончайшую, но неопределённую, вовсе неизвестную человекам… В собственном смысле невеществен Один, необъемлемый пространством Бог. Духи сотворённые бесплотны по отношению к нам… Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени – решительная нелепость. Всё ограниченное, по необходимости, зависит от пространства» .

Таким образом, со свойственной ему предельной ясностью мысли, святитель Игнатий ответил на все основные пункты возражений святителя Феофана. Таких пунктов протоиерей Дмитрий Предеин насчитывает четыре:

  1. Излишняя, как казалось святителю Феофану, пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов и человеческих душ.
  2. Употребление научного термина «эфир» по отношению к духовной природе.
  3. Признание относительной бесплотности и тонкой вещественности в ангельской природе и природе души.
  4. Утверждение зависимости ангелов от условий пространства и времени.

Тем не менее, ответ святителя Игнатия не удовлетворил святителя Феофана. «Слово о смерти» стало очень популярной книгой, и святитель Феофан справедливо предвидел, что учение святителя Игнатия о «тонкой эфирной телесности» ангелов и душ вскоре получит широкое распространение.

В дальнейшем свои письма против святителя Игнатия святитель Феофан публиковал в журнале В.И. Аскоченского «Домашняя беседа», а когда святитель Игнатий написал в защиту своих взглядов весьма основательный богословский трактат «Прибавление к Слову о смерти», святитель Феофан понял, что ему придётся ответить не менее серьёзной работой.

Эту работу он издал уже после смерти святителя Игнатия… Называлась она «Душа и ангел – не тело, а дух». Следует заметить, что название брошюры святителя Феофана звучит несколько тенденциозно. Собственно, святитель Игнатий никогда и не утверждал, что душа и ангел – не дух, а тело. Но вот в чём состоит главный парадокс всей этой полемики: второстепенные особенности аргументации святителя Игнатия, похоже, так резали глаз святителю Феофану, что заслоняли от него главную сущность учения оппонента.

В результате порой складывается впечатление, что святитель Феофан боролся не против учения святителя Игнатия, а против того учения, которое он сам вывел из учения святителя Игнатия. В этом виртуальном учении он нашёл опасность для Церкви и с ним считал своим долгом бороться.

Однако, как писал протоиерей Дмитрий Предеин, «хочется подчеркнуть, что ни святитель Феофан, ни, тем более, святитель Игнатий не были догматистами в строгом смысле слова. Бесспорно, каждый из них обладал блестящим интеллектом, выдающимся литературным талантом и широкой богословской эрудицией. Но всё же направление богословских интересов у святителя Феофана в течение всей его жизни было скорее нравственно-педагогическим, а у святителя Игнатия – аскетическим, нежели сугубо догматическим. Поэтому догматическая тема о природе ангелов и человеческих душ была раскрыта этими авторами под специфическим углом зрения каждого.

Святитель Игнатий ставил целью сообщить правильное аскетическое руководство в опыте реального общения с духовным миром. Он серьёзно опасался того, чтобы подвижника не застала врасплох встреча с теми духовными сущностями, которых западное богословие рисовало в слишком абстрактных тонах.

Святитель же Феофан был озабочен тем, чтобы учение о некой вещественности и пусть тонкой, но телесности ангелов и, в особенности, души человека, не сыграло на руку воинствующему материализму, который на тот период и так сделал колоссальные успехи в покорении общественного сознания» .

Но, конечно, основу научно-богословской деятельности святителя Феофана составляет не полемика, не рассмотрение спорных вопросов, не изученных православным богословием, а православная психология, педагогика, пастырское душепопечение. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании к участникам ІV Феофановских чтений писал: «По слову святителя Феофана, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Так и творения самого святителя, нашедшие отклик в сердцах его духовных чад, вновь оживают в сознании наших современников. Его вдохновенные писания несут свет Христов в души ищущих спасения, пробуждают от греховного сна людей, увлекшихся «по стихиям мира» (Кол. 2:8). Неукоснительное следование апостольскому благовестию в согласии с толкованиями отцов Церкви, опыт личной аскезы, подвиг молитвы, простота и проникновенность изложения основ духовной жизни, кротость и смирение сердца - все это убедительные свидетельства святости и проповеднического дара святителя Феофана. В своих творениях он указывает путь ко спасению как для новоначального, так и для уже воцерковленного христианина» (дата обращения 28.09.2012 года).

О ком звонят колокола, но молчит Андрей Кураев.... January 6th, 2014

mixmaxov : "С Арсением вы попали в точку. Я сталкивался с ним лично один только раз. Это когда после интервью для фильма Патриараха Алексия https://www.youtube.com/watch?v=_amhuLI7bvg на его вопрос: "Есть ли у вас батюшка, какие-нибудь проблемы?" (Это была наша третья встреча, так - как быть священником он меня и благословлял в ТСЛ) я ответил "У меня одна проблема - содомиты в военном отделе патриархии" (здесь я об этом написал http://mixmaxov.livejournal.com/960772.html) Святейший, еще поговорив, попросил меня: "Завтра же" записаться к нему на прием.
"Завтра" меня привели к Арсению, который и должен был меня "записать". Кабинетик небольшой, в Чистом переулке. "По какому вопросу ты к нему идешь?" - спросил он строго, после всех моих целований ручек. Я объяснил "по какому", Арсений не сразу начал со мной говорить, а почему-то взял телефонную трубку и куда-то стал звонить (мобильника еще не было). Откинувшись, отбросив одну руку на спинку кресла, он кричал со злобой в трубку примерно следующее: " Товарищь генерал, мне заграничные паспорта нужны через два дня! Ни какой вы не генрерал, если не можете сделать паспортов за два дня...." И все это с матерком и шуточками. До него я уже перевстречал генералов больше роты, начиная с раннего детства, и знал, как они могут говорить, и как с ними можно разговаривать. Помню, что я себе сказал: "Зачем он передо мной выделывается?" - точно понимая, что никакому генералу он не звонит, и никакие паспорта ему не нужны. "Расшаркавшись" с "генералом", Арсений лег локтями на стол и мне крикнул: "Пошел отсюда на хуй!" . Я, конечно, обалдел и попытался переспросить. Он выскочил из-за стола и опять закричал: "Пошел отсюда на хуй, иначе сейчас позову, тебя... Ну в общем приобщат к хорошей жизни. Я "пошел". Но попытки "записаться" не оставил. Тогда я "контактировал" по ходу съемок сериала с Державиным и попытался через него к Святейшему попасть. Тот стал шарахаться от меня, как от прокаженного. Но комиссия в военный отдел все же была послана и даже было составлено заключение расследования. Как я уже писал, староста храма генерал Родионов, с которым мы были в хороших отношениях, просто не выдержал того, что там было написано. Я читал этот документ и первое желание было найти автомат и по одному вылавливать этих скотов и убивать. Но мне три очень значимых для меня человека, включая одного генерала, объяснили, что скорее прикончат меня, и попросили "протянуть! в Церкви, сколько смогу и сделать все, что в моих силах. НУ, я протянул" еще 8 лет. То, что было в справке я до сих пор озвучивать в Интернете не решаюсь, так как это мерзко и мало относится к человеку вообще, и уж тем более к Церкви.
Продолжение не менее мерзкое и уже связано с самим Арсением. В свое время я подружился с настоятельницей Марфо-Мариинской обители, куда "устраивал" девочек на обучение. Когда у них не двигались дела с центром Грабаря и вообще. Она попросила ей помочь. Я написал программу под то, что Мариинка может стать частью реабилитационного комплекса для детей, болеющих раком крови (фон "Подари жизнь" этим занимается). Затем она встретилась с руководителем программы, и он привел сюда Ресина. Лужков выделил большие деньги на реставрацию Мариинки под такой центр. Но пока все это шло, при Мариинке создали лечебницу, а затем и начали реставрировать гостинный комплекс. Я надеялся, что его отрестарвируют, и начнем программу, но.... Вдруг матушка сообщает, что на гостиницу "положил глаз" Арсений и что он его велел готовить под свое "резиденцию" и гостей. Матушка на наши упреки, что мы столько сделали, чтобы запустить программу и финансирование, обещала, что она его уговорит, и объяснит, что все нужно отдать детям. Но как-то она просит меня приехать и, чуть не плача (не видел её плачущей никогда) объясняет мне, что после создания "гостиницы" для Арсения, он и его "гости" стали просить, чтобы их обслуживали её воспитанницы сестры милосердия. Она боялась, что из просто сделают шлюхами. Попросила помощи. Так как у нас был серьезный выход на училище, в котором воспитанницы учились на медсестер (мы же это официальное обучение их там и пробивали), то вышли на директора училища и добились, чтобы девочек из Мариинки перевели в общежитие училища. Им дали целый этаж. Но у матушки и Мариинки начались "проблемы (вот о них http://www.luchmir.com/RoyalFamily/MarfyMarii08.htm и вот http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=53340&fullview=1&order=) и еще массу сайтов об этом найдете, но я считаю, что преждевременная смерть настоятельницы и все последующие проблемы как раз и произошли потому, что она не дала Арсению сделать там публичный дом. И конечно, он, по видимому, попекает всю их сеть. (я слышал об этом от нескольких владык.) Много знаю еще "историй" про эту мерзость, но разрываюсь в чувстве жалости к прихожанам, которые узнав всю правду, могут, как генерал Родионов, помереть от той мерзости, что услышат, и желанием "вычистить" Церковь от этой нечисти.
Я изучал вопрос, почему они там держаться - все дело в ФСБ (раньше в КГБ). Но последние "веяния" из "конторы" говорят, что там им они тоже уже не нужны. Понятно, что возобновившиеся возможности по "международным отношениям" , которые появились у РПЦ в последнее время, повышает их шанс участия в "играх", но внутри страны, когда системы наблюдения стали столь совершенными, что пьяный разговор с партнером в постели мало чего может добавить к "оперативной информации", - они рудимент. Последний генерал мне только задал вопрос: "А куда их девать?" Они же носители информации. Его выкинь на улицу - завтра же все выложит врагу"
С ними не знают что делать - вот причина того, что они "доживают" свой век "в лоне церкви". Почему-то у меня складывается впечатление, что Кураев все же "огласил" тему не спроста. Мне кажется, что "чистых" (по-своему) епископов, накопилась критическая масса, способная влиять на ситуацию. Тем более, что и у них тоже есть дружба с генералами:-) Да и самой РПЦ, при желании углубления дружбы с Папой Франциском, нельзя подойти к ней в таким состоянии. Ему же тоже на стол кладут такие списки. Так -что Ждемсссс:-)"

mixmaxov : "Написал комментарий у Кураева
здесь http://diak-kuraev.livejournal.com/574590.html?view=157994878#t157994878
Я тоже могу вспомнить свою "историю", как я обнаружил, что из детского приюта в Военном отделе патриархии при епископе Савве сделали публичный дом. Я рассказал об этом Патриарху. Комиссия выявила такие педофильские и другие "деяния", что староста храма генерал Родионов, не знавший, что творится, прочитав, умер от сердечного приступа. Я лично разговаривал с Саввой, что мне не нравится, что у них творится. На это он мне сказал, чтобы я не сильно выступал, так как в нашей епархии (Ивановской) такой же архимандрит Зосима (Шевчук) и меня просто сотрут в порошок. Зосима после общего собрания подозвал меня и сказал, что заставит пожалеть о том, что я сделал, и я буду сидеть у него с кружкой в метро (временами у него до 40 человек там сидело). У меня на приходе прошло несколько проверок и им было собрано несколько писем от недовольных прихожан. Одна из них рассказывала, что письмо он сам диктовал. Мне приходили письма с поддельной подписью архиепископа Амвросия с требование оставить церковь. Я их ему показывал, и он говорил, что подпись поддельная, а бланк у него украли. Зосима не успел меня уничтожить, но пришел новый епископ и с ним игумен Виталий Уткин. Хоть они и делали вид, что Зосима плох, устроив "голубятню" в семинарии и сам имея "подвиги", но Зосиму просто перевели во Владимирскую епархию. Уткин с ним близок, так как даже служил с ним Литургию на Селигере (отдельный разговор). Уткин, сделал все, чтобы обещание Зосимы выполнить. Меня из епархии вымели, составив грязнейшее по лжи дело, и заставив клеветать на меня клириков, прихожан. И они так поступают со всеми "вякнувшими". Дьякон Михаил, поднявший вопрос в военном отделе, как мне говорили, вообще был убит. Я протодьякона Андрея Кураева не сильно уважаю. При гонениях на меня, Уткин пользовался его именем и его высказываниями. Но, возможно, и из благих побуждений, он поднял эту тему - я и добавляю свою лепту. Не думаю, что ее сейчас будут в патриархии продолжать, но капля камень точит, может, когда-то права восторжествует. Да-а, забыл сказать: меня приглашали реабилитировать детей после их использования в проституции в приюте. Это страшно!"