Как правильно сформулировать гипотезу в исследовательской работе. Исследовательский проект как одна из форм работы с одарёнными детьми

людмила казарина
Предназначение гипотезы в исследовании

Виды гипотез :

1) По иерархической значимости : Генеральные Вспомогательные

2) По широте использования : Универсальные Частные

3) По степени обоснованности : Первичные Вторичные.

Требования к гипотезам :

1. Целенаправленность – обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.

2. Релевантность – опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы , как в науке, так и на практике.

3. Прогностичность – обеспечивающая прогнозирование результатов исследования .

4. Проверяемость – позволяет принципиальную возможность проверки гипотезы , эмпирическим путем, на основе наблюдения или эксперимента. Это должно обеспечить или опровержение гипотезы или подтверждение .

5. Непротиворечивость – достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы .

6. Совместимость – обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научно-теоретическими и практическими знаниями.

7. Потенциальность – включает возможности использования гипотезы по количеству и качеству сделанных выводов и следствий.

8. Простота – основывающаяся на системности и большом числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий, а так же на достаточно большом числе объясняемых ею фактов.

Формирование и развитие гипотезы включает в себя :

1) Подготовительный этап

2) Формирующий этап

3) Экспериментальный этап

После разработки гипотезы формируется концепция исследования – это система основополагающих взглядов, идей и принципов исследования , т. е. общий его замысел (идея) .

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования .

Следует отметить, что цель исследования некоторые ученые рекомендуют расположить после проблемы исследования , т. е. перед объектом и предметом , а некоторые – после объекта и предмета . Здесь выбор за научным руководителем.

Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме : выявить, обосновать, разработать, определить и т . п. Например, если тема исследования – «Контроль уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения» , то цель можно сформулировать следующим образом : «Выявить и теоретически обосновать особенности контроля уровня достижений учащихся как компонента развивающего обучения».

После определения объекта , предмета и цели исследования выдвигается его гипотеза . Гипотеза – это предположение , выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы . Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования .

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования :

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

Она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу , исследователь должен строить предположение о том , каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу ? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях , предполагающих педагогический эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы . В исследованиях по истории педагогики гипотеза , как правило, не предусматривается .

Приведем пример формулирования гипотезы по теме : «Контроль как компонент развивающей системы будет обеспечивать развитие школьников, если :

Стимулирует и способствует единству в достижении образовательных, воспитывающих и развивающих целей обучения;

В единстве учитывает процесс и результат деятельности;

- определяет динамику продвижения учащихся;

Способствует саморазвитию учащихся.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования , т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы . Задачи исследования – это те исследовательские действия , ко-торые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования . Как правило, различают три группы задач, которые связаны с :

1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2) обоснованием способов решения проблемы;

3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Последовательность решения задач исследования определяет его структуру , т. е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. В процессе разработки системы задач необходимо определить , какие из них требуют преимущественно изучения литературы, какие – модернизации, обобщения или комбинирования имеющихся подходов и, наконец, какие из них являются проблемными и их нужно решать именно в данном исследовании .

К примеру, в качестве задач исследования могут быть сформулированы следующие :

1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выделить понятийно-категориальный аппарат исследования и систематизировать даваемые учеными определения этих понятий ;

2) выявить основные подходы, точки зрения ученых к решению поставленной проблемы (или состояние разработанности в изучаемой литературе поставленной проблемы);

3) изучить состояние решения поставленной проблемы в практике обучения (изучить опыт работы учителей в решении проблемы) .

Ис. предполагает проведение эксперимента, то к перечисленным задачам добавить :

1) разработать организационно-педагогическую систему (или дидактическую модель, или методику) формирования. ;

2) экспериментально проверить ее эффективность.

Задачи должны быть взаимосвязаны и должны отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует . Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения .

Одна из задач может быть связана с характеристикой предмета исследования , с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения. Приведем несколько примеров возможного формулирования первой задачи :

Провести анализ теоретических подходов по проблеме …;

Проанализировать психологическую литературу по проблеме …;

Раскрыть и конкретизировать сущность понятия "….".

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения. Например :

Провести диагностику …;

Изучить особенности ….

Выявить взаимосвязь …;

Разработать программу, направленную на … .

В исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что предполагают получить при проведении исследования . А результат – это то, что реально получили. На вопрос о том, как мы это получили, отвечает методика. Методика исследования объясняет , на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях был достигнут данный результат.

Гипотеза исследования

Решение научной проблемы никогда не начинается непосредственно с эксперимента. Этой процедуре предшествует очень важный этап , связанный с выдвижением гипотезы . `` Научная гипотеза - это утверждение , содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы . По существу гипотеза – это главная идея решения. возможных ошибок в формулировке гипотез следует придерживаться следующих подходов :

1. Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования . Необходимость строгого соблюдения данного требования обусловлена тем, что наука о спорте является комплексной дисциплиной. Поэтому часты попытки при исследовании одних предметов выдвигать гипотезы на языке наук , имеющих в качестве предмета исследования совсем другое . Например, педагоги, изучая работоспособность спортсменов и пути ее повышения, часто пытаются найти ответ на поставленный вопрос в биомеханических механизмах этого явления. Однако гипотеза о том , что работоспособность спортсмена, допустим велосипедиста, зависит от определенного сочетания аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения, выглядит по крайне мере некорректной, так как о педагогическом явлении рассуждают на языке биологии. Тем более, что сами биохимики еще не знают достоверного ответа на этот вопрос.

2. Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями , вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, хотя бы не противоречить им. Научная идея, если она истина, не появляется на пустом месте. Недаром один из афоризмов, приписываемых И. Ньютону, звучит так : ``Он увидел далеко только потому, что стоял на могучих плечах своих предшественников"" . Этим подчеркивается преемственность поколений в научной деятельности. Это требование легко выполнимо, если после четкой постановки проблемы исследователь серьезно проработает литературу по интересующему его вопросу. Вообще следует заметить, что чтение впрок мало эффективно. Только когда проблема завладела всеми помыслами исследователя , можно ожидать пользу от работы с литературой, да и гипотеза не будет оторвана от уже накопленных знаний. Чаще всего это происходит при переносе закономерностей, обнаруженных в одном виде или группе видов спорта, на все остальное. Делается это гипотетическим допущением по принципу аналогии.

3. Гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями. Так, например, в теории и методике физического воспитания считается, что физическая подготовка спортсменов включает в себя несколько разделов, определяемых задачами совершенствования основных физических качеств, таких как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. В связи с этим была выдвинута гипотеза о том , что уровень спортивных результатов в видах спорта с проявлением тех или иных физических качеств зависят от уровня их развитости у конкретного спортсмена. Так, результаты в циклических видах (длинные дистанции) определяют уровень выносливости спортсмена, в штанге показатель силы и т. п.

4. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна . Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (семь лет) благоприятен для развития координационных способностей. Т. о., предположение о том , что ``педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте"", может служить общей гипотезой при проведении исследований , связанных с разработкой методик для развития координационных способностей. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения , которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом : ``Предполагается , что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей семи лет"" - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики .

В конечном счете, гипотеза предшествует как решению проблемы в целом, так и каждой задаче в отдельности. Гипотеза в процессе исследования уточняется , дополняется или изменяется.

Гипотезы отличаются от обычных догадок и предположений тем , что они принимаются на основе анализа имеющейся достоверной информации и соответствия определенным критериям научности .

В общем виде гипотезу можно рассматривать : как часть научной теории;

как научное предположение , требующее последующей экспериментальной проверки.

Ни одна серьезная студенческая работа, я имею ввиду хорошую курсовую работу или диплом не может быть подготовлена без научного предвидения – важнейшего условия научного исследования, так как помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи.

Конкретной формой научного предвидения является гипотеза. После определения объекта и предмета, цели и задач исследования, при разработке экспериментальной работы и ее осмыслении постоянно приходится возвращаться к гипотезе как опорной точке научно-исследовательской работы.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Пример 1

Гипотеза. Эффективность решения псходиагностических задач в значительной степени определяется выбором стратегии диагностического мышления психологов.

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить основные характеристики диагностического поиска и сформулировать принципы моделирования психодиагностических задач.
2. Построить психодиагностические задачи, моделирующие трудности обучения.
3. Разработать лабораторную методику исследования процесса решения диагностических задач, воспроизводящую логику постановки психологического диагноза в реальных условиях.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей решения диагностических задач практическими психологами и учителями.

Пример 2

Основные гипотезы.
1. Гипотеза состоит в том, что существуют связи между высказываниями личности, представленностью качеств в почерке и представленностью в физиогномике.
2. Предполагается, что за отдельными чертами лица (физиогномика) стоят качества, которые "читаются" окружающими.
3. За начертаниями букв, за их особенностями также стоят признаки отдельных свойств и качеств личности, по которым можно судить о человеке.

Частные гипотезы.
1. Имеются зоны, где наиболее точно можно определить характеристику личности по почерку.
2. Имеются зоны, где наиболее точно можно определить характеристику личности по физиогномике.
3. Имеются зоны, которые могут быть эффективно определены по вербальным характеристикам (фиксированным вербальным высказываниям).

Для проверки гипотез решались следующие основные задачи:
1. Определить по литературным источникам направления, по которым решалась проблема невербальных характеристик (почерка и физиогномики).
2. Провести эксперименты по выявлению индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в почерке и физиогномике.
3. Выявить проанализированные характеристики лиц по вербальным показателям.
4. Выявить объективные характеристики лиц, с которыми связаны полученные данные по вербальным и невербальным характеристикам.
5. Установить наиболее устойчивые связи между вербальными и невербальными характеристиками".

Пример 3

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития. Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в следующих задачах исследования:
1. Систематизация психологических причин сознательной смены профессии и оценка их как признаков профессионального развития.
2. Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации.
3. Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.
4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств в процессе овладения профессией.
5. Построение модели сознательной смены профессии

Методика исследования

Метод - это довольно широкое понятие. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента.

Методика - это более узкое понятие. Например, в экспериментальном методе исследования Вы можете использовать методику электроэнцефалографии.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией - представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается «в уме».

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном «во внешнем плане действия»: рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точнее - умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные), после чего, на основе логических рассуждений, анализируется его возможное поведение. Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель - аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система, экосистема национального парка «Лосиный остров» и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого «биологические модели»: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Помимо методики в исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат - это то, что мы реально получили, образ настоящего. Методика же отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того, чтобы характеристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы.

Гипотеза в дипломе задает направление исследования и определяет научную значимость работы. Формулировка предположения, требующего доказательств, занимает во введении не более абзаца, но вся ВКР пишется для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это допущение.

Что такое гипотеза диплома

Гипотеза в – это прогнозируемый результат исследования, научное предположение, которое надо проверить опытным путем или обосновать теоретически. Этой задаче подчинены отбор материала, ход изысканий и структура - обычно академического, реже прикладного характера.

Доказательством гипотезы в теоретических дипломных работах служат собранные для написания основной части факты, в практических – официально задокументированные результаты опытов, экспериментов, исследований, специально проведенные расчеты.

Все представленные сведения обобщаются в заключении диплома, на основании этого резюме делается вывод о состоятельности научного допущения: если оно подтверждается, то приобретает статус положения теории. Гипотеза в курсовой или ВКР может касаться объекта исследования в целом или его структуры, отдельных или общих свойств, связей между образующими его элементами.

Признаки правильной гипотезы

Корректная формулировка гипотезы не должна представлять собой очевидное утверждение или не вызывающий сомнений факт. В третьем веке до нашей эры высказывания Аристарха о том, что Земля вращается вокруг солнца, носили явно гипотетический характер. Теория о гелиоцентрическом устройстве мира все еще была бы великолепной гипотезой, даже если Копернику или Галилею в XVI-XVII столетиях пришлось бы писать диплом, но в XXI – это уже аксиома, неопровержимая истина, годящаяся для реферата третьеклашки по природоведению.

Атрибуты корректной гипотезы для диплома:

  • отсутствие в формулировке спорных или неуточненных понятий, которые сами могут послужить предметом исследования;
  • четкая соотнесенность с убедительными фактами;
  • возможность проверки имеющимися в науке теоретическими или эмпирическими методами;
  • связь с заявленной проблемой;
  • познавательная эффективность;
  • практическая полезность для разработки программы дальнейших исследований.

Основной критерий, которому должна соответствовать гипотеза диплома, – проверяемость.

Чтобы убедиться в том, что предположение удалось сформулировать верно, достаточно определить, надо его ли доказывать.

Как написать

Несмотря на то что гипотеза выдвигается во введении диплома, формулировать ее рациональнее только после того, как написана основная часть. На первом этапе исследования начисто это сделать невозможно хотя бы потому, что для начала надо тщательно изучить предмет, проанализировать источники и литературу, чтобы свободно ориентироваться в информационной базе, и только затем делать собственные прогнозы, касающиеся выявленной проблемы. Кроме того, если в дипломе предусмотрена практическая глава, то гипотеза предваряет эмпирические исследования, по результатам которых может потребоваться корректировка предварительного допущения, объекта, предмета, предмета или даже темы работы.

Гипотеза в курсовой работе или дипломе выдвигается после написания основной части.

Простой условный пример: кафедра предложила студенту рассмотреть непревзойденные диетические свойства бразильского ореха. В процессе подготовки выяснилось, что материала даже на не хватит, не то что на 65-страничную ВКР. Руководитель разрешил писать о кедровых орехах (изменился предмет). Изначальная гипотеза формулировалась так: они в три раза полезнее, чем импортируемые. Изучение лабораторных анализов показало, что пищевая ценность отечественных и экзотических продуктов абсолютно одинакова. Выход из создавшейся ситуации – перефразировать гипотезу, к примеру, следующим образом: кедровые орехи не менее полезны, чем заграничные. Если бы оказалось, что они недостаточно питательны или содержат мало микроэлементов, то пришлось бы менять тему на «заурядность диетических свойств кедровых орехов».

Схема этапов работы над гипотезой дипломной или курсовой работы

В формулировке гипотезы используются ключевые слова темы диплома или курсовой.

Недопустимо оперировать речевыми оборотами, подчеркивающими субъективность мнения: «я думаю, допускаю, считаю, полагаю…», «мне кажется…». Рекомендуемые клише: «следует ожидать…», «если… то…», «предполагается…».

Пример гипотезы в дипломной работе

Предполагается, что исследование конкретизирует особенности личностных профессиональных качеств преподавателя культурологии и выявит условия их формирования.

Следует ожидать, что в сфере консалтинга имеется ключевой пакет факторов успеха, благодаря целенаправленному задействованию которых возможно максимально эффективно сконцентрировать финансовые и технические ресурсы на приоритетных для компании направлениях с целью скорейшего завоевания лидирующих позиций на рынке.

Ожидается, что разработанный комплекс внешкольных мероприятий, основанный на формировании командного духа, послужит основой для повышения сплоченности классного коллектива.

Итак, гипотеза исследования в дипломной работе – это вероятный путь решения проблемы, требующий фундаментальной теоретической аргументации или практического подтверждения. Именно это предположение определяет научную значимость проведенной работы, так как способствует переходу от анализа фактов к новому знанию.

Гипотеза в дипломных работах выступает в качестве наиболее ценного методологического инструмента осуществляемого исследования. Благодаря гипотезе, научными изыскателями обнаруживается новое знание и идеи. Гипотеза представляет собой предположение, которое следует из теории. Существование такого предположения, обозначаемого во введении дипломной работы , ещё не доказано и экспериментально не опровергнуто. Автору лишь предстоит на протяжении всей исследовательской работы успешно обнаружить его истинность или доказать ложность.

Гипотеза выступает в роли утверждения, в котором предполагается наличие или существование связи между несколькими переменными. Гипотеза словно мостик, построенный между действительными фактами и новыми, неизвестными, теми, наличие которых ещё нужно доказать.

Гипотеза не приходит из ниоткуда. Её появлению предшествуют различные догадки, не представляющие собой гипотезу как таковую. Догадку можно назвать гипотезой, если она включает логическое обоснование, базирующееся на доказанных положениях.

Необходимо помнить, что формулировка гипотезы осуществляется на основании изучаемой проблемы . Блестяще сформулированное допущение отвечает таким требованиям, как адекватность вопросу исследования, отсутствие конфликта между новым и старым знанием, доступность для проверки. Помимо этого предсказание должно быть корректным и простым, не сводиться к банальным фактам.

Существует несколько этапов создания и дальнейшего развития гипотезы . Первый из них - выявление некоторой группы фактов, не укладывающихся в давно известные теории, нуждающиеся в объяснении новым предположением. Второй - непосредственно формулировка гипотезы , призванной объяснить обнаруженные факты. Третий - глубокое исследование обозначенного предсказания и выделение из него всевозможных следствий. Четвёртый — сравнение следствий гипотезы с существующими научными открытиями. Пятый - становление нового научного знания из гипотезы в случае подтверждения выведенных из неё следствий и отсутствия противоречий с давно известными постулатами науки.

Гипотезу можно проверить либо активным экспериментом, либо обнаружением корреляций между теми величинами, взаимосвязь которых вызывает научный интерес.

Примеры гипотез дипломных работ

«Мотивация деятельности управляющих работников».

Гипотеза : Следует ожидать, что достижение наивысшего уровня мотивационной области управляющих работников тесно взаимосвязано с наибольшей успешностью в их профессиональной деятельности.

«Документооборот в организации».

Гипотеза : Предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию документооборота компании с дальнейшим её внедрением в деятельность организации, то возрастёт эффективность работы службы документационного обеспечения всего предприятия в целом.

«Развитие любознательности детей школьного возраста».

Гипотеза : Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых на основании новейших учебных разработок.

«Разработка Web -сайта для кафедры «Педагогика и психология».

Гипотеза : Взаимодействие преподавательского состава кафедры «Педагогика и психология» со студентами вуза станет наиболее эффективным, если разработать оригинальный Web -сайт кафедры.

Гипотеза - это высказывание о каком-то действительно существующем явлении, которое можно проверить экспериментально. Это предположение, что одно исследуемое явление оказывает то или иное влияние на другое, так что происходят определенные изменения. Говоря проще, это утверждение, что если изменить какую-то переменную величину, то, как следствие, изменится и другая переменная. Гипотезу широко используют как в естественных, так и социальных научных областях. Она является инструментом, помогающим исследовать явления окружающего мира с целью более глубокого их познания. Независимо от того, начинаете ли вы заниматься научной деятельностью или выполняете школьное задание, если вы разберетесь, что же такое гипотеза, вы сможете сами их выдвигать. Материал, предоставленный в этой статье, поможет вам попробовать свои силы в написании гипотезы.

Шаги

Часть 1

Как подготовиться к написанию гипотезы

    Подберите необходимую литературу. Найдите как можно больше информации по интересующей вас теме. Ваша задача - как можно глубже исследовать выбранную тему, чтобы действительно разобраться в этом вопросе.

    • Исследуйте прежде всего академические и научные работы. Используйте только достоверные и объективные данные, которые помогают всесторонне рассмотреть выбранный вами вопрос.
    • Вы можете использовать учебники, исследовать научную литературу в библиотеке или в Интернете. Если вы учитесь в школе, воспользуйтесь помощью учителей, библиотекарей или одноклассников.
  1. Изучите собранные материалы. Собрав необходимую информацию, потратьте достаточно времени, чтобы изучить ее. Попробуйте обращать внимание и выписывать те вопросы, на которые пока еще нет ответа. Именно эти вопросы могут вдохновить вас на более углубленное исследование.

    • Допустим, исследуя вопрос о том, как кофеин влияет на организм человека, вы обнаружили, что никто прежде не изучал, одинаково ли он воздействует на мужчин и женщин. В этом случае, вы можете сами выдвинуть гипотезу. Если же вы исследуете тему органического земледелия, то можете, к примеру, обратить внимание на то, что никто ранее не проводил исследований на тему "Как органические удобрения влияют на темпы роста растений в сравнении с химическими удобрениями".
    • Читая литературу, обращайте внимание на высказывания типа "неизвестно" или вопросы, которые явно недостаточно раскрыты.
    • Занявшись углубленным изучением подобных вопросов, вы можете выяснить что-то действительно важное и упущенное другими.
  2. Поднимите определенные вопросы. Изучив литературу по теме, поднимите один или несколько вопросов без ответов, которые вам было бы интересно исследовать глубже. Это будет предметом вашего исследования.

    • Вернувшись к приведенным выше примерам, можно задуматься: "Оказывает ли кофеин одинаковое воздействие как на мужчин, так и на женщин?" или "Разное ли влияние оказывают на рост растений органические и химические удобрения?". Теперь ваша задача - найти ответы на поднятые вопросы.
  3. Ищите наводящую информацию, которая поможет вам ответить на эти вопросы. Выбрав вопрос для исследования, выясните, возможно, по этой теме уже были разработаны теории или получены какие-то экспериментальные данные. Основываясь на этой информации, вы тоже можете найти ответ на поднятый вопрос. Это поможет составить основание для вашей гипотезы.

    • Развивая тему примеров, приведенных выше: если вы обнаружите, что другие типы стимуляторов оказывают на женщин большее влияние, чем на мужчин - это может быть вам подсказкой, что это же справедливо и в отношении кофеина. Аналогично, если вы обнаружите, что при использовании органических удобрений вырастают небольшие растения, то нетрудно догадаться, что эти удобрения явно не способствуют росту.

    Часть 2

    Как выдвинуть гипотезу
    1. Определите, что у вас является переменными величинами. Гипотеза должна установить возможную связь между двумя переменными: независимой и зависимой.

      Выдвиньте общую гипотезу. Достаточно поразмыслив над предметом своего исследования и переменными, запишите свои первые соображения о возможной связи переменных. Это должно быть простое декларативное утверждение.

      • На этом этапе еще нет необходимости формулировать мысли точно или подробно.
      • В приведенных примерах одна из гипотез может утверждать, что кофеин оказывает разное влияние в зависимости от пола человека. То есть общая гипотеза будет звучать так: "Кофеин оказывает разное влияние на мужчин и на женщин". Другой гипотезой могло бы быть общее предположение о взаимосвязи роста растений и типа удобрений. Общая гипотеза: "Темп роста растений зависит от типа используемого удобрения".
    2. Выберите направленность. Гипотезы бывают направленными и ненаправленными. В ненаправленной гипотезе просто говорится в общих чертах о влиянии одной переменной на другую. В направленной же гипотезе дается больше информации о характере (или "направлении") взаимосвязей, в частности о том, как именно одна переменная оказывает влияние на другую.