Что есть совесть согласно библии.  Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Совесть. Что же нам делать

Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Иисус Христос совесть уподобил “оку ” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику ,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть в Священном Писании

Воля Божия становится известной человеку двумя способами: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, через откровения или , сообщенные Богом и воплотившимся Господом Иисусом Христом и записанные пророками и апостолами. Первый способ сообщения воли Божией называется внутренним, или естественным, а второй – внешним, или сверхъестественным. Первый – психологического характера, а второй – исторического.

О существовании внутреннего, или естественного, нравственного закона ясно свидетельствует ап. Павел, говоря: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон, ибо показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2:14-15). И на основании этого закона, написанного в сердцах, образовались среди языческих народов и составлялись писаные законы, служившие руководством для общественной жизни и воспитывавшие в каждом в отдельности человеке нравственную свободу. Хотя эти нравы и законы были несовершенны, все же без них было бы хуже, так как водворился бы в человеческом обществе совершенный произвол и распущенность. При недостатке попечения падает народ, как листья , – говорит премудрый (Притч. 11:14).

О присутствии в человеке естественного закона нравственности каждому говорит его совесть. Сказавши о деле закона, написанном в самой природе язычников, апостол присоединяет: свидетельствует их совесть (Рим. 2:15). Совесть имеет основание во всех трех известных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое слово совесть (от ведать, знать), а также обычные выражения: совесть заговорила, совесть признает или совесть отвергает, – показывают, что в совести есть элемент познания. Далее, ощущение в совести радости или скорби, мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся: совесть удерживает меня от этого, или совесть заставляет меня сделать это, следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть “голос” (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей. Он возникает от отношения самосознания человека к самоопределению и его деятельности.

Совесть имеет такое значение для деятельности, какое логика имеет для мышления. Или как присущие человеку чувство рифмы, такта и т.д – для поэзии, музыки и т.д. След., совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божиих. Когда искуситель соблазнял в раю Еву, то сейчас же явилась на страже своей совесть, извещая о непозволительности преступления заповеди Божией. Ева сказала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3:2-3). Потому-то еще древние говорили про совесть: est Deus in nobis, т.е. в совести ощущается нами не только человеческое, но и выше-человеческая, или божеская, сторона. И по словам премудрого Сираха, Бог положил око свое на сердцах людей (Сир. 17:7). В этом сущность несокрушимой силы и величия совести по отношению к человеческим намерениям и действиям. С совестью нельзя торговаться, сговариваться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести: она говорит непосредственно. Лишь только помыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть владеет человеком. Человек находится в зависимости от своей совести.

Как действует совесть? По своим действиям совесть различают законодательную и судящую (наказующую). Первая есть масштаб для измерения наших действий, а последняя есть результат этого измерения. Ап. Павел называет законодательную совесть свидетельствующей о поступках (язычников; Рим. 2:15). А в другом месте: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим.9:1). Но в Свящ. Писании больше говорится о совести судящей. Так Адам после грехопадения, Каин после братоубийства, братья Иосифа после мщения невинному – все они испытывают терзания совести в своей . Во 2-й книге Царств говорится о разбитом сердце , т.е. об осудившей совести (гл.24:10). В псалмах Давида не один раз говорится о подобном состоянии человека. В Новом Завете говорится о книжниках и фарисеях, приведших к Господу Спасителю грешницу, что: они начали уходить один за другим, обличаемые совестью (Ин.8:3). В посланиях ап. Петра и Павла, в местах о совести, больше говорится о совести судящей, т.е. награждающей или наказывающей.

Какие существуют состояния человеческой совести? Так как совесть есть естественный голос, слышимый в самой природе человека, то вследствие этого она находится в тесной связи со всем состоянием души человека, в зависимости от ее нравственного развития – от образования, образа жизни и вообще истории. Эта мысль подтверждается и Свящ. Писанием. История Откровения имеет своей задачей наиболее ясно раскрывать закон, и притом в согласии его с собственным познанием человека. Ап. Павел признает постепенное возрастание в человеке нравственной мудрости и требует этого, когда говорит: Всякий, питаемый молоком, несведущ в словах правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:13-14); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2). Развитие и совершенствование совести зависит как от образования ума, так и от усовершенствования воли. Строгая справедливость, в частности – любовь к истине и согласование практических действий с теоретическим познанием, – вот главные основы ясности, остроты и живости совести (совестливости). А внешние вспомогательные средства к тому есть: наставления родителей, голос и пример лучшей части общества, и главное – Свящ. Писание, ясно и в во всей чистоте раскрывающее нравственные истины и правосудно обличающее человеческие пороки.

Если совесть находится в зависимости от общего состояния человека, умственного и нравственного, образовавшегося под влиянием среды, как отдельного лица, так и целых народов, которое очень часто бывает извращенным, то по этой причине голос совести слышится разными людьми совсем по-разному, порой противоречиво. Из истории известно, что люди совершают иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести. Вспомним для примера об инквизиции, об обычае языческих народов умерщвлять слаборожденных детей и одряхлевших стариков и т.п. Да и между нами нередко один со спокойной совестью совершает то, от чего совесть другого возмущается. Наконец, в одном и том же человеке совесть может говорить в разное время по разному. Отсюда следует, что проявляется совесть не у всех одинаково, что голос ее может быть истинным и неистинным, и то и другое в различной степени. Потому-то ап. Павел в послании к коринфянам говорит о немощной или заблуждающейся совести, о совести идолов, т.е. совести, признающей идолов за действительные силы (1 Кор. 8:7,13). След., не может быть принято мнение тех, кто думает, что совесть человека содержит “полный и организованный нравственный закон, одинаковое и всегда равное содержание”, и потому в случаях заблуждения и нравственной порчи ему следует только присмотреться к своей совести, чтобы понять свое заблуждение, свое извращенное состояние и обратиться на лучший путь.

История жизни языческих народов и их обращение в христианство не подтверждает этого взгляда. История говорит, как о том, что не у всех народов существует одинаковый кодекс заповедей, так и о том, что при обращении язычников в христианство дело не ограничивалось только напоминанием о содержимом их совести. Происходила трудная и продолжительная работа во всем существе язычника, непрерывное и настойчивое влияние на все его сознание. Оттого-то борьба миссионеров с языческими суевериями и нравами далеко не легка, – как было бы, если бы эта теория о совести была верна. Но, тем не менее, эта борьба возможна, дает результаты, и язычники обращаются в христианство. А это и есть признак того, что для всех людей открыта возможность исправлять свою совесть и руководствоваться правильными и чистыми ее указаниями. Каждый человек есть образ и подобие Божие.

Истинность или ошибочность , уверенность или сомнительность (вероятность) – вот свойства законодательной совести. Совесть же судящую мы называем спокойной или беспокойной , мирной или тревожной, утешительной или мучительной. В Свящ. Писании она называется совестью благой, чистой, непорочной или злой, порочной, оскверненной, сожженной. Перед иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствовал, что он всей доброй совестью жил перед Богом до сего дня (Деян.23:1). Ап. Петр увещает христиан иметь добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе (1 Пет. 3:16 и 21). В послании к евреям, ап. Павел выражает уверенность, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (13:18). Он заповедует иметь таинство в чистой совести (1 Тим. 3:9). И сам подвизаюсь иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян. 24:16), говорит он о себе. В послании к евреям, апостол называет совесть злой или порочной, когда призывает приступить с искренним сердцем, с полной верой, кроплением [Кровию Христовой] очистив сердце от порочной совести . (Евр.10:22). В послании к Титу апостол называет совесть “оскверненной”, когда говорит о людях: осквернены ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу (Тит 1:15). Сожженными же в совести апостол называет тех лжесловесников , через которых в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4:1-2). Жжение обозначает здесь мучительное сознание вины.

По силе или энергии совесть называют решительной или скрупулезной . Ей сродни совесть мнительная. Она свойствена лицам, склонным к унынию и не доверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто плохо слышна человеку и становится приглушенной. Если часто заглушать голос совести, то он становится все тише, совесть болеет, отмирает, и такой процесс оканчивается смертью совести, т.е. состоянием бессовестности.

Но, говоря о состоянии бессовестности, мы понимаем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т.е. попрание всех божеских и человеческих законов и прав, отмирание всякого нравственного чувства. Конечно, бури страстей и шум этого мира могут заглушить и карательный голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она тогда сказывается в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности. А когда затихают страсти и шум мира (что случается в течение всей жизни, но в особенности перед смертью), тогда злая совесть обрушивается на человека со всей яростью. Она тогда производит в человеке беспокойство и боязливость, и мучительное ожидание будущего воздаяния. Каин, Саул, Иуда, Орест могут послужить образцами. Так что совесть есть или -утешитель, или -мучитель.

Мы привели все выдержки из свящ Писания, относящиеся к человеческой совести. Осталось указать только на одно место в послании ап. Павла к коринфянам; оно читается так: Совесть же разумею не свою, а другого; ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? (1 Кор. 10:29). В этих словах совесть представляется индивидуальной инстанцией: это значит, что каждый человек имеет совесть только для себя. Из этого следует, что я должен остерегаться возвышать голос свой совести на степень закона для других и таким образом причинять ущерб своей совести. Я должен со вниманием и снисхождением относиться как к своей собственной совести, так и к совести других.

Природа совести

Совесть – всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует , Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях , независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей - “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести .

Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве , а потом - в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят” . Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства !

“Не величие власти,” - рассуждает св. Иоанн Златоуст , - “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Что такое угрызения совести?

Совершая грех в первый раз, человек чувствует некое [внутреннее] обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он. невнимателен и продолжает грешить, то его совесть очерствевает.

Диавол часто находит оправдание грехам, и вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался Старец». Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка. Одна женщина, придя к духовнику на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела ее убивать!» - «Послушай, - стал успокаивать ее духовник, - если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида».

Радости покрывают грех, загоняют его вглубь, но он продолжает работать изнутри. Таким образом, человек попирает свою совесть и поэтому начинает очерствевать, а его сердце потихоньку засаливается. А потом диавол во всем находит ему оправдание: «Это дело пустяшное, а это вещь естественная…» Однако такой человек не имеет покоя, поскольку загнанное вглубь расстройство не умолкает. Он чувствует в себе беспокойство, не имеет внутреннего мира и тишины. Он живет с непрекращающимся терзанием, мучается и не может понять, в чем причина всего этого, потому что его грехи покрыты сверху, загнаны вглубь. Такой человек не понимает, что страдает от того, что совершил грех.

Совесть в психологии

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Епитимья: Лекарство для больной совести

Фильмы о совести:

Счет невечерний. От 17 сентября. Вера и совесть

О совести

Как разбудить свою совесть?

Что такое совесть?

Совесть является частью человеческой психики, она вызывает душевную боль и чувство вины, когда мы нарушаем ее устои, и дает чувство удовольствия и удовлетворения, если наши действия, мысли и слова соответствуют нашей системе ценностей. Древнегреческое слово, переводимое как «совесть» во всем Новом Завете, – это «suneidēsis», означающее «моральную осведомленность» или «нравственное сознание». Совесть реагирует, когда чьи-то действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандартам относительно того, что правильно и неправильно.

В Ветхом Завете нет аналога слову «suneidēsis» из Нового Завета. Отсутствие слова «совесть» на иврите может быть связано с еврейским мировоззрением, которое было общинным, а не индивидуальным. Евреи считали себя не индивидуальными лицами, а членами общины завета, которая коллективно подчиняется Богу и Его законам. Иными словами, евреи были уверены в своем положении перед Богом, если еврейский народ в целом был с Ним в хороших отношениях.

Новозаветная концепция совести носит более индивидуалистичный характер и включает в себя три основных истины. Во-первых, совесть является данной Богом способностью человека к самооценке. Павел несколько раз говорил о своей собственной совести как о «чистой» (Деяния 23:1; 24:16; 1 Коринфянам 4:4). Он проанализировал свои слова и поступки и обнаружил, что они соответствуют его системе морали и ценностей, которые, конечно же, основывались на Божьих стандартах. Его совесть подтверждала чистоту его сердца.

Во-вторых, Новый Завет изображает совесть в качестве свидетеля. Павел говорит, что язычники имеют совесть, что свидетельствует о том, что Закон Божий записан у них в сердцах, даже хотя они и не знали Закон Моисея (Римлянам 2:14-15). Он также называет свою совесть свидетелем того, что он говорит правду (Римлянам 9:1) и обходится с окружающими в святости и искренности (2 Коринфянам 1:12). Он также говорит, что его совесть говорит ему, что его действия видны Богу, и надеется, что то же самое имеет место и других людей (2 Коринфянам 5:11).

В-третьих, совесть находится на службе у системы ценностей человека. Слабая система ценностей ведет к немощной совести, в то время как полностью зрелая система ценностей ведет к сильному ощущению того, что правильно, а что – нет. В христианской жизни совестью может управлять неадекватное понимание библейских истин, что приведет к возникновению чувства вины и стыда, несоразмерного с важностью рассматриваемых вопросов. Становление в вере укрепляет совесть.

Последняя функция совести относится к тому, о чем Павел говорит, увещевая относительно употребления еды, принесенной в жертву идолам. Он считал, что, так как идолы не являются реальными богами, то не имеет никакого значения, была ли пища принесена им в жертву или нет. Но в коринфской церкви люди были слабы в своем знании Божьего Слова и считали, что такие боги на самом деле существовали. Эти незрелые верующие приходили в ужас при мысли об употреблении еды, принесенной в жертву богам, потому что их совесть основывалась на ошибочных предрассудках и суеверных представлениях. Поэтому Павел призвал тех, кто был более зрел, не применять свою свободу относительно еды, если это могло привести к тому, что совесть их более «незрелых» братьев осуждала бы эти действия. Урок заключается в том, что даже если наша совесть чиста благодаря зрелой вере, мы не должны стать причиной того, что те, у кого она слабее, пошатнутся от наших действий.

В Новом Завете также говорится о «клейменной» совести, которая стала бесчувственной, как после прижигания раскаленным железом (1 Тимофею 4:1-2). Такая закаленная и огрубевшая совесть больше ничего не чувствует. Человек с клейменной совестью больше не слышит ее побуждений, и может грешить еще больше, обманывать себя, думая, что с его душой все в порядке, и относиться к другим бесчувственно и без сострадания.

Будучи христианами, мы должны содержать нашу совесть в чистоте, повинуясь Богу и поддерживая с Ним хорошие отношения. Мы делаем это, применяя Его Слово, которое постоянно обновляет и смягчает наши сердца. Мы считаемся с теми, чья совесть слаба, относясь к ним с христианской любовью и состраданием.

О НРАВСТВЕННОСТИ

Что бы ясно и точно рассмотреть, что же такое нравственность и все с ней связанное мы обратимся к Нравственному Богословию. Богословие - слово о Боге, слово от Бога, слово к Богу - такое значение этому. слову придавали с первых веков христианства святые отцы и учителя Церкви. По началу они называли так только Священное Писание 1 , потому что оно и есть слово о Боге и от Бога, Ветхий завет - Богословием Ветхим, Новый Завет - новым Богословием, а всех писателей того и другого Завета, апостолов и пророков - богословами. Потом Богословием стали называть, кроме Священного Писания, и всякое другое учение об истинах христианских - например, в школах такие предметы тоже называли Богословием. В наше время Богословием мы называем все науки, изучающие Бога и всё что Он заповедал людям, каким Он открыл себя 8 христианской религии.

Поэтому Богословие - это наука о Боге и о вере в Бога, которая ведёт человека к верному богопознанию, к христианской действительной жизни. А раз так, то Богословие имеет тесную связь не только с жизнью Церкви, а с жизнью вообще и притом не с какой-то отвлечённой жизнью, а с жизнью современной, которая окружает христианина со всех сторон. Следовательно, христианское учение о Боге и о вере в Бога, христианское Богословие, и особенно православное Богословие, не может быть какой-то пустой наукой, а есть настоящая христианская жизнь - жизнь во Христе.

«Если хочешь со временем стать богословом и достойным Божества, - говорит святитель Григорий Богослов, - соблюдай и не выходи из повелений Закона Божьего. Ибо 2 дела, как ступени, ведут к богопознанию».

Итак, всё это было сказано о Православном Нравственном Богословии, потому что слово «Православное» отличает эту науку от всех других учений о нравственности.

ПОНЯТИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ

Слово нравственность одного корня со словами «нрав» и «нравится». «Нравится» - то что нравится, что пришлось по нраву, приятное, угодное, желанное. «Нрав» - это нечто постоянное, принадлежащее только одному какому-то человеку. Например, одному мальчику нравится слушаться родителей и помогать друзьям в их бедах, а другому наоборот - нравится быть непослушным, сидеть дома и не помогать своим друзьям.. Это два разных человека с разными нравами. И вот, какой нрав они в себе воспитают - такими людьми они и вырастают и никогда не поменяются потом.

Делая добрые дела - мы исполняем Закон Божий, для того, что бы в наших душах был мир и мир среди людей с которыми мы живём. Так мы сохраняем мир, который сотворил Сам Господь.

Итак, нравственность - это поведение человека, которое он воспитывает в себе сам, и применяет в жизни для добрых дел. Но самое главное в нравственности должно быть то, что выше добрых дел - это общение человека с живым Богом небесным, это жизнь по воле Божией, для славы Божией.

Делая добрые, высоконравственные дела, человек испытывает счастье - которое внутреннее, духовное, невидимое. Это есть Царство Божие «внутри нас», а Царство Божие - это «праведность и мир и радость во Святом Духе» /Римлянам 14:17/. Всё это сказано об истинном счастье, о котором нам говорит Господь. Но есть и другие виды благ, такие как всевозможные удовольствия, временные материальные блага, которые после нашей смерти перестанут существовать - они не принесут нам в загробном мире пользы. Поэтому, радуясь земным благам нужно помнить - в жизни у каждого человека вырабатывается его нравственный облик. И, конечно, христианин должен быть христианином, прежде всего, человеком с твердым нравственным характером и должен стремиться к выработке такого характера. Другими словами, он должен стремиться к улучшению себя, к нравственному совершенству.

Совесть

Под именем естественного закона подразумевается тот присущий нашей душе внутренний закон, который показывает человеку, что добро и что зло, чего он должен удаляться. О существовании в нас этого закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание.

Углубляясь в самих себя, мы слышим в себе какой-то голос, который, указывая нам на различие между добром и злом, предписывает одно делать, а другого избегать. Закон этот так глубоко внедрён в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его. Его знают и ощущают все народы и все нации земли, ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться. Существование в человеке естественного нравственного закона подтверждается и Священным Писанием. Так, апостол Павел говорит о язычниках: « они не имея закона (откровенного), естеством законная творят (т.е. по природе делают законное), не имея закона (писанного), они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». /Рим.2,14-15/

Подобным же образом рассуждают и святые отцы. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Ни Адам, ни другой какой человек никогда, кажется, не жил без закона естественного. Как скоро Бог сотворил Адама, вложил в него и этот закон, сделав его надёжным сожителем для всего человеческого рода».

Руководясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определённые обычаи и нравы, которые ничто иное, как написанные законы, переходящие по преданию от поколения к поколению и становившиеся источником для всех писаных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они были, всё-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность. Естественный закон, по апостолу Павлу, вложенный в наше сознание, есть совесть.

Кроме указанных доказательств, о существовании в нас естественного нравственного закона говорит и наша совесть, которая является носительницей и выразительницей этого закона.

Что такое совесть? Слово совесть состоит из глагола «знать» или «ведать» и приставки «со», что в буквальном понимании значит сознание. Однако это сознание особое, отличающееся от обычного человеческого сознания. Это сознание - моральное, относящееся к области моральной жизни человека. Причём приставка «со» указывает на совместное и одновременное сознание нескольких моральных явлений. Какие же это моральные явления? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо раньше указать, какие функции выполняет совесть в нравственной жизни человека. На основании свидетельств Слова Божия и человеческих наблюдений устанавливается, что совесть в нравственной жизни человека одновременно выполняет три функции, а именно: законодательная ,судии имздовоздаятеля.

Совесть - законодатель, потому что она указывает человеку требования нравственного закона.

Совесть - судия, так как она производит суждения о наших намерениях и действиях. Соответствует ли они требованиям нравственного закона или не соответствуют.

Совесть - мздовоздаятель, потому что она или награждает человека душевным миром или наказывает его муками и угрызениями за те или иные его поступки.

Во всех этих проявлениях совести присутствует сознание.

Таким образом, совесть это одновременное сознание как требование нравственного закона и соответствия или несоответствия свободных намерений и действий человека этим требованиям, так и сознание приятных или неприятных движений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия.

Совесть есть общечеловеческое явление. Голос её слышится во всяком человеческом сердце. Но, будучи одинаково присуща всем людям, совесть весьма различна у разных людей и даже в одном и том же человеке не всегда действует одинаково. Известно, например, что совесть народов некогда не только оправдывала, но и освящала религией человеческие жертвоприношения оргии в честь Бахуса, акты кровавой мести и т. д. В настоящее время также нередко можно встретить людей, которые в разные периоды своей жизни и на различных ступенях своего развития бывают то более, то менее совестливые, то осуждают, то оправдывают одни и те же явления нравственной области. Очевидно, состояния совести бывают различны и её проявления /как законодателя, судии и мздовоздаятеля /, не одинаковы по своему достоинству и ценности. Как законодатель, совесть бывает - не ведущей, колеблющейся и погрешающей.

Неведущей совесть бывает тогда, когда не имеет надлежащего сознания о том, что требует от нас воля Божия. Апостол Павел все гремя язычества называет временем неведения, понимая именно неведение воли Божией /Деян. 17,30/. Колеблющейся или нерешительной совесть бывает тогда, когда, зная закон, позволяет соглашаться на беззаконные действия. Погрешающей совесть бывает тогда, когда доброе называет худым, а худое добрым, когда свет ей кажется тьмою.

Как судия, совесть бывает - немощной, усыплённой и ожесточённой. Немощной совесть бывает тогда, когда обязательная власть её, под влиянием страстей, до того ослабевает, что она не может побудить человека к исполнению того, что сама же признаёт необходимым.

Усыпленной совесть бывает тогда, когда она, подобно тусклому стеклу, изображает нам в ложном свете предметы нашей деятельности - поступки плохие объясняет из добрых побуждений и намерений, а цели эгоистичные и порочные оправдывает благовидностью и законособранностью поступков. Ожесточённой совесть бывает тогда, когда сознательно и произвольно отвергает исполнение воли Божией.

Как мздовоздоятель совесть бывает - пристрастной, лицемерной и сожённой. Пристрастной совесть ясно указывает нам недостатки других людей, но не возмущает нашего сознания при совершении тяжких грехов. О людях с такой совестью Спаситель говорит, что они видят сучек в глазе брата своего, а бревна в своём не чувствуют. Лицемерной - совесть награждает нас миром незаслуженно или несоразмерно с совершаемым нами добром. Сожжённой совесть бывает тогда, когда она не угрызает даже за великие преступления. Это люди дошедшие до полного бесстыдства, моральные трупы, неспособные к восприятию истин и благодати. Люди с сожжённой совестью встречаются редко, то есть большей частью даже злые сохраняют в душе своей искру добра, значит совесть у них не умерла, а только дремлет или уснула и может быть пробуждена.

Чем объяснить эти ненормальности совести? Тем, что совесть, как и всякая человеческая способность и сила нуждается в образовании и воспитании. Её развитие находится в зависимости от развития ума и сердца. Развращённое сердце, конечно, влияет на действия совести.

Главная причина несовершенства совести заключается в грехопадении прародителей, расстроившем все силы человеческого духа, с которым связана и деятельность совести.

О происхождении нравственного закона нужно сказать следующее:

Сам человек, не имея в себе самом начала своего бытия и жизни, и будучи ограничен условиями пространства и времени, не может написать в себе этот вечный закон. Он является на свет вместе с человеком, всегда пребывает в нём (в человеке) и властвует над ним. Человек, как личность, постепенно развивается, но для того, чтобы возможно было это развитие нравственной личности в человеке уже должен быть нравственный закон, по которому должно совершаться это развитие и совершенствование. И воля всего человеческого рода так же не может быть нравственно-законодательной. Она так же, как и воля отдельного человека, развивается постепенно, и в основе своего развития тоже предполагает нравственный зародыш, как уже готовый, данный ему сначала. Остаётся, следовательно, только воля высочайшего всеблагого и всемогущего Бога, Который один только и может быть законодателем нравственности. Это Воля Божия, будучи законом для всего мира, служит основанием и сущностью нравственного закона для всех нравственно-разумных и свободных существ. Воле Божией повинуется вся природа, её исполняют ангелы. Для её выполнения нисходил на землю Сам Господь. Её познавать и исполнять обязаны все люди.

Воля Божия становится известною человеку двояким способом:

- через нравственный естественный закон - совесть

- через откровения или заповеди Божий, сообщённые Богом через апостолов, пророков и воплотившегося Сына Божия.

Примеры действия совести, описанные в Библии

НИ ОДНА светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести. Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил всякий кто встретится с ним (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже э рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Отличавшийся пламенным характером ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ал. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, "кораблекрушение в вере," т. е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11


Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом - убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

I. ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

1. Определение словарей:
Словарь Ушакова : Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.
Толковый словарь Владимира Дал я: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Словарь по общественным наукам : Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом.

Общее у всех этих определений то, что совесть является нравственным сознанием человека. Итак, совесть - это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра .

2. Природа совести
Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие - считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

А. Является ли совесть одним из инстинктов?
Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Но в действительности нам всем хорошо известно, что совесть часто побуждает человека делать именно то, что ему не только невыгодно, но и неприятно. С точки зрения эволюции, совесть является - человеческой слабостью. Она нисколько не делает человека «сильнее», а наоборот, гарантирует ему полное поражение в жестокой борьбе за выживание, где выживают «сильнейшие» и более приспособленные. Кроме того, при помощи теории эволюции невозможно объяснить существование совести в человеке.

Б. Является ли совесть продуктом нашего разума?
Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие - как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью. Вне совести разуму свойственно лишь находить те или иные действия или поступки умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, рациональными или нерациональными, выгодными или невыгодными, и не более.
Именно совесть побуждает разум не только усматривать в тех или иных действиях личную выгоду или просчёт, но и оценивать поступки с нравственной стороны. Как совести удаётся это делать? При помощи воздействия на разум с помощью моральных доводов.

В. Является ли совесть продуктом нашей воли?
Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть - это одно и то же. Воля - это способность делать осознанный выбор. Благодаря действию совести, человек знает, как правильно (с моральной точки зрения) поступить в той или иной ситуации. Тем не менее, человек может решить поступить так, как ему подсказывает его совесть, а может решить пойти против неё. Если бы совесть и воля были чем-то неделимым, то это было бы невозможно, и человек всегда бы поступал только по совести. Однако этого в жизни не происходит.

Г. Является ли совесть продуктом наших чувств?
Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки - чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести».

Итак, мы выяснили, что совесть - это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.


3. Происхождение совести
Если совесть не является природным инстинктом, то как объяснить её происхождение? Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию (Бытие 1:27 ), вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине.
Но грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Повреждённая грехом совесть стала менее чувствительна, утратив способность и силу поступать в соответствием с требованиями внутреннего Закона Божия — совести. И чем более умножался на земле грех, тем слабее в человеке звучал голос его совести.
Если бы человек не был повреждён и испорчен грехом, ему не нужен был бы письменный Закон Божий. Он бы полагался на свою совесть, которая руководила бы всеми его поступками так, как это угодно Господу. Но испорченная грехом совесть перестала быть стандартом нравственности, а омрачённый страстями после грехопадения человек перестал слышать голос совести. Поэтому и возникла необходимость в письменном Законе. При помощи Закона Господь начал заново «настраивать» совесть человека, делая её чувствительной и способной различать добро и зло.
Однако письменный Закон был дан до определённого времени, о котором Господь изрёк пророчества через мужей веры: Иеремия 31:33 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его , и буду им Богом, а они будут Моим народом » (То же сказано в Послании Евреям 8:10 и 10:16 ).
Это пророчество о времени, когда образ и подобие Божье будут восстановлены в человеке, и когда Закон Божий будет записан на скрижалях сердца, а совесть будет вновь стандартом Божественной нравственности.

II. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ

1. Ветхозаветный взгляд на совесть
Слово «совесть» ни разу не используется в Ветхом Завете, однако само понятие о совести в нём присутствует. Как правило, Ветхий Завет ассоциирует совесть человека с его сердцем. Так, например, совесть царя Давида обличила его и подтолкнула к покаянию, когда он сделал исчисление народа, тем самым, нарушив повеление Господа: 2Царств 24:10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я , поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» .

Мы также склонны считать, что такое ветхозаветное понятие как «Страх Господень» является ничем иным, как ветхозаветным представлением о чистой совести, побуждающей человека жить и поступать в соответствии с нравственными стандартами Закона Божия: Псалом 110:10 «Начало мудрости - страх Господень ; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его ».
Обратите внимание на взаимосвязь между страхом Господним и исполнением Закона Божия. Вот почему Слово Божье призывает человека позволить Божьему Закону влиять на формирование своей совести: Притчи 3:1-4 «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, , и обретёшь милость и благоволение в очах Бога и людей ». Притчи 7:1-3 «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение моё, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего ».

2. Новозаветный взгляд на совесть
Новый завет использует греческое слово «syneidesis» , которое переводится как совесть, сознание или сознательность.
Говоря о совести, Новый Завет отличает чистую совесть от нечистой. Вот какие синонимы даёт Библия чистой и нечистой, то есть запятнанной совести:

А. Чистая совесть:

  • Чистая совесть: 2 Тимофею 1:3 «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью , что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днём и ночью ». Она же…
  • Непорочная совесть: Деяния 24:16 «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми ». Она же…
  • Добрая совесть: 1 Петра 3:16 «Имейте добрую совесть , дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе ».

    Б. Нечистая совесть - это…

  • Порочна совесть: Евреям 10:22 «…да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести »
  • Осквернённая совесть: Титу 1:15 «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть ».
  • Прожжённая совесть: 1 Тимофею 4:1-2 «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей ».
    Что такое прожжённая совесть? Когда человек первый раз совершает грех, он испытывает угрызения совести. Если же он продолжает грешить, этот грех уничтожит в нём совесть - эту частицу Божественного естества. Разумеется, совесть таких людей не исчезает в прямом смысле слова, но она прекращает нормальную деятельность, поскольку к её голосу больше не прислушиваются. Ярчайшим библейским примером людей с прожжённой совестью являются люди перед Всемирным Потопом.

3. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ:

А. Ветхий Завет:

· Совесть Иосифа не позволила ему совершить грех прелюбодеяния с женой Потифара, но побудила его сказать во время искушения: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? » (Бытие 39:9 ).

· Страх Господень не позволил Давиду воспользоваться представившейся возможностью убить царя Саула: 1Царств 26:7-10 «И пришел Давид с Авессою к людям Сауловым ночью; и вот, Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него. Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьём к земле одним ударом и не повторю удара. Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным ? И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрёт, или пойдёт на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня ».

· Когда Царь Саул узнал о том, что Давид пощадил его жизнь, не воспользовавшись возможностью убить его спящим, угрызения совести побудили Царя Саула раскаяться и прекратить преследовать Давида: 1Царств 26:21 «И сказал Саул: согрешил я ; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал » (вся история описана в 1Царств 26).

· Тяжко страдая, Иов во всеуслышание заявил своим друзьям: «Далёк я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей . Крепко держал я правду мою и не опущу её; не укорит меня сердце моё во все дни мои » (Иов 27:5-6 ). Мы видим, что праведный Иов сознавал, что причина его страданий находится не в нём, а в каких-то непостижимых для него планах Божьих, посему и надеялся на Божью милость с дерзновением. Это перекликается с тем, что сказано в 1Иоанна 3:19-22 : «И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог , потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас , то мы имеем дерзновение к Богу , и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним ».

· Царь Давид , увлеченный красотой Вирсавии, впал в грех, пойдя против своей совести. Он осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан, воззвав к его совести посредством притчи: 2 Царств 12:1-14 . Придя в себя, Давид с особой остротой чувствовал угрызения совести. Свою боль, раскаяние и мольбу о прощении он излил в Псалме 50 .

· Примером людей с прожжённой совестью могут служить жители Содома и Гоморры , дошедшие до крайней степени развращёния: «Ещё не легли они [гости Лота, - прим. автора] спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого , весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их » (Бытие 19:4-5 ).

· Другим примером людей с прожжённой совестью являются сыновья священника Илия - люди бессовестные, не имевшие страха Божия: «Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей и опускал её в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом. Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмёт у тебя вареного мяса, а дай сырое. И если кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу » (1Царств 2:12-17 ).

Б. Новый Завет:

· История о женщине, взятой в прелюбодеянии: Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, со стыдом стали уходить, обличаемые совестью, когда Господь напомнил им об их греховности пред Богом: Иоанна 8:3-9 «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень . И опять, наклонившись низко, писал на земле Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью , стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди ».

· Иисус в Храме: Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос разогнал их и перевернул лавки торговцев. Они молча удалились, обличаемые совестью и сознавая, что нельзя храм обращать в базар: Иоанна 2:13-17 «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня ».

· История о Закхее - сборщике налогов : Мытарь Закхей был глубоко тронут любовью и милостью Иисуса Христа. В ответ он сделал то, к чему давно побуждала его совесть: возместить убытки всем, кого он обидел и обобрал, движимый своею алчностью: Лука 19:1-8 «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо ».

· История отречения Петра : В ночь, когда Иисус был предан, апостол Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Господа и, обличаемый совестью горько заплакал: Матфея 26:75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько ».

· История Иуды Искариота : История Иуды является примером того, как иногда угрызения совести становятся настолько нестерпимыми, что человек решает покончить жизнь самоубийством. Именно это произошло с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа иудейским первосвященникам: Матфея 27:3-5 «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился ».

III. БИБЛИЯ О ЧИСТОТЕ СОВЕСТИ

Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни » (Притчи 4:23).
Однако из Библии мы также узнаём о том, что «все согрешили и лишены славы Божьей » (Римлянам 3:23). Итак, мы все являемся грешниками, запятнавшими свою совесть грехом. Как же нам быть? Неужели мы навеки обречены?
Господь Бог, давший совесть, подсказывает нам, как можно её исцелить: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды » (1Иоанна 1:9 ).
Наша совесть нуждается в очищении, но очистить её может только кровь Иисуса Христа: Евреям 9:13-14 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному! »

Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред святым Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов помогает человеку усыпить эти угрызения совести. Однако никакая религия, никакая духовная практика не сможет очистить нашу совесть от порочных дел, кроме одного - святой крови Иисуса Христа.
Только Иисус Христос является путём к полному очищению совести. Тех, кто с искренним покаянием повергает свои грехи пред Богом с намерением изменить свою жизнь к лучшему, Господь прощает ради той очистительной жертвы за наш грех, которую Он Сам совершил на кресте.

Чистая совесть - залог духовного и физического здоровья!

Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы:
Псалом 37:2-7 «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих , ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжёлое бремя отяготели на мне , смердят, гноятся раны мои от безумия моего . Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей . Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего . Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание моё не сокрыто от Тебя. Сердце моё трепещет; оставила меня сила моя , и свет очей моих, - и того нет у меня ».
Иакова 5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ».

Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя, отсутствие которых негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемыми чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнуться вечным терзаниям совести за свои ошибки неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить. В Библии это мучение сравнивается с пытками в неугасимом огне огненной геенны, «где червь их не умирает и огонь не угасает » (Марк 9:44). Согласитесь, это выражение как нельзя точно описывает духовные муки, вызванные угрызениями совести.

Господь призывает нас иметь добрую совесть, потому что добрая совесть является залогом твёрдой веры. Слово Божье предупреждает, что без доброй совести человек обречён на «кораблекрушение в вере»: 1 Тимофею 1:19 «…имея веру и добрую совесть , которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ». Вера является важной частью духовной жизни и необходимым компонентом нашего спасения (Ефесянам 2:8 ). «Кораблекрушение веры» - это величайшая трагедия. Посему Господь и предупреждает нас о необходимости хранить чистую совесть, чтобы не потерпеть крушение веры и не потерять спасение.

Мы живем в последнее время, о котором Господь сказал, что «в последние времена отступят некоторые от веры , внимая духам обольстителям и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей » (1Тимофею 4:1 ). Сегодня мы все являемся свидетелями этого. Совесть нашего последнего поколения не поднимается выше общественного мнения. Ещё немного и Божья чаша терпения переполнится, как это однажды случилось во дни Ноя, и Он снова скажет «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками » (Бытие 6:3), а затем истребит землю и всех нечестивых: 2 Петра 2:6-7 «…потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ».

Пока ещё есть время, примиритесь с Богом: покайтесь и попросите Его очистить вашу совесть и даровать вам прощение грехов. Вступите с Богом в Завет, дав Ему твёрдое обещание доброй совести (1 Петра 3:21) и живите по совести, руководимой Словом Божьим и водительством Святого Духа.

И пусть слова из псалма Давида будут сокровенным желанием вашего сердца и вашей ежедневной молитвой к Господу: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня » (Псалом 50:12 ).

Не забывайте, что доступ к Господу открыт только для чистых сердцем:
Матфея 5:8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ».



Спрашивает Елена
Отвечает Александр Дулгер, 10.02.2010


Мир Вам, Елена!

Этот термин в Библии встречается в одном месте:

"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей , запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением." ()

Здесь идет речь о вероотступниках, которые проповедуют небиблейское учение, а учение полученное ими от духов, как сверхъестественный духовный опыт. И более того, они используют умышленную ложь в своей аргументации.

Что касается термина "сожженаая совесть" в общепринятом употреблении этого выражения, то я думаю, это характеристика человека, который настолько укоренился в грехе и злых делах, что перестал слышать голос Духа Святого ().

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Разное":