Краткая история развития психиатрии. Гордимся прошлым, живем настоящим, строим будущее История возникновения психиатрии

Развитие психиатрии определяется потребностями общества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными возможностями государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возникла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в некоторых странах психических больных даже подвергали уничтожению на кострах инквизиции.

Позже, в XV-XVII веках, в бывших тюрьмах стали организовывать убежища для психических больных, где их содержали в неприспособленных для существования людей помещениях, избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII - начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745-1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сумасшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных - ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные рубашки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-ли (1794-1866). В Англии он ввел режим нестеснения психических больных, который оказал большое влияние на создание более гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психиатрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773).

В России никогда не обращались с душевнобольными так жестоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской порче» и казни психических больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не относились к ним как к враждебной силе. Уже в IX-XI веках организовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и позже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось помещать в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в 1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистические преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая терапия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, появились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоящее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балинский (1827-1902), первый русский профессор психиатрии (с 1857 г.). Отсталое психиатрическое учреждение он превратил в передовую клинику. С его участием создавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854-1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его московской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон отделений, введены постельное содержание острых больных и занятия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медицины, задачей которой было только лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919-1923 гг. было начато создание вне-больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отечественные психиатры (Бехтерев В. М., 1857-1927, Ганнушкин П. Б., 1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологические институты и диспансеры, предназначив их для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными психическими заболеваниями. Их функциями стали:

3) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение;

4) восстановление здоровья психических больных и своевременное направление в больницу в случае необходимости;

проведение психиатрической экспертизы больных;

оказание консультативной помощи другим специалистам;

правовая, социальная и патронажная помощь больным, находящимся под наблюдением диспансера;

реабилитация психических больных, вовлечение в трудовую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудоспособностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных стационаров, создания профильных лечебных учреждений (детских, подростковых, геронтологических), изменения структуры и назначения старых лечебных учреждений с целью максимального приближения служб к населению и специализации предлагаемых услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию больных, используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эффективность лечения и реабилитации больных привлечение для этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров, медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

История развития психиатрии показывает, что по мере накопления знаний о клинике и течении различных видов патологии, уточнения причин возникновения основных психопатологических симптомокомплексов, определения их клинических границ менялось представление о сущности заболеваний, становились другими подходы к их систематике, что трансформировало и номенклатуру психозов.

В психиатрии на протяжении е развития можно выделить три подхода к решению задач лечения психических заболеваний 1. Магический подход основывается на том, что лечение болезней возможно путем привлечения сверхъестественных сил, Характерен для раннего, древнего периода развития психиатрии, Так же он характерен для средневековья, когда проводились гонения на ведьм.

Сущность этого подхода заключается в том, что влияние на человека происходило путем внушения. В этом аспекте он имеет много общего с психологическим. 2. Органический подход предполагает идею, согласно которой все нормальный и патологические процессы психики человека могут быть объяснены законами материального мира, т. е. в рамках естествознания, химии и физики. Этот подход характерен для поздних исследований, начиная с эпохи возрождения. 3. Психологический подход предполагает, что причина нарушений психической деятельности лежит в поле психологических процессов и следовательно лечение их возможно психологическими методами. В настоящее время лечение душевнобольных заключается в сочетании двух последних методов. Первый подход является ненаучным.

Вклад древних. История психологии началась с того, что один человек попытался облегчить страдания другого путем влияния на него. В те времена, когда психические и физические недуги не разграничивались, роль психиатра мог взять на себя любой, кто стремился облегчить боль другого.

Поэтому история психиатрии восходит к первым профессиональным целителям. Вавилонские жрецы-врачи лечили внутренние болезни, особенно с психическими проявлениями, которые приписывались демоническому происхождению, прибегая к магически-религиозным взглядам. Лекарства употреблялись, но более эффективное лечение связывалось с верой в заклинание. Заклинание было достаточно сильным психологическим орудием. Народы Месопотамии открыли некоторые медицинские методы, стали изучать историю жизни пациента. Они также достигли больших успехов в развитии гиены, соц.медицины, мед. этики. Египтяне достигли довольно больших успехов.

Они лечили людей искусственным сном - видом психотерапии. Задолго до греков научились создавать в храмах, где лечили больных, атмосферу, которая являлась полезной для здоровья человека участие в экскурсии по Нилу, в концерте занятие танцами, рисованием. Египтяне также выявили тип эмоционального расстройства, позже названный истерия.

В развитии научной и практической психиатрии в России во второй половине XIX века важную роль сыграло открытие кафедр психиатрии, первая из которых была организована в 1857 году при Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. Возглавил кафедру профессор И.М. Балинский. Им была разработана учебная программа по психиатрии, по его инициативе построена новая клиника для душевнобольных. В 1857 - 1859 годах И.М. Балинским написаны лекции по психиатрии. Ему принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, им предложен термин «навязчивые идеи». Видный учёный был первым председателем первого в России общества психиатров. Профессору удалось за довольно короткий срок подготовить квалифицированные научно-педагогические кадры для преподавания психиатрии на других вновь организованных кафедрах, а также большое число врачей-психиатров для работы в практической психиатрии. В 1877 году И.М. Балинского сменил его ученик И.П. Мержеевский, уделивший большое внимание изучению психических расстройств при соматических заболеваниях. Работы Мержеевского и его учеников способствовали сближению психиатрии с соматической медициной. В 1882 году учёный разработал отдельные программы по преподаванию психиатрии и нервных болезней. Им были описаны патолого-анатомические особенности олигофрении. Кроме того, Мержеевский предпринял первые шаги по изучению психических заболеваний у детей. Балинский и Мержеевский являются основателями Санкт-Петербургской психиатрической школы. В 1893 году руководство указанной кафедрой было возложено на В.М. Бехтерева - психиатра-невролога. В 1908 г. он организовал психоневрологический институт. В 1905 г. под названием «бред гипнотического очарования» Бехтерев дал яркое описание психопоталогических феноменов синдрома психического автоматизма. Он внёс большой вклад в развитие неврологии, оставив более 600 научных трудов. Среди психиатров второй половины XIX столетия особое место занимает видный представитель Санкт-Петербургской психиатрической школы - В.Х. Кандинский. Будучи тонким психопатологом, обладая умением чётко разграничить черты сходства и отличия между разнообразными психопатологическими явлениями, он научно обосновал разделение галлюцинаций на истинные и ложные; впервые описал все психопатологические феномены синдрома психического автоматизма; сделал попытку физического толкования сущности галлюцинаций; выделил идеофрению в качестве самостоятельной формы психического заболевания; разработал классификацию психических заболеваний, принятую первым съездом русских психиатров. В Москве чтение психиатрии как самостоятельного курса было начато значительно позже, чем в Санкт-Петербурге. В1887 году в Московском университете была организована первая психиатрическая клиника, руководство которой было поручено С.С. Корсакову. Он создал подлинно самобытную отечественную психиатрическую школу, являясь одним из новоположников нозологического направления в психиатрии. Корсаков своими клиническими наблюдениями и описаниями обогатил нозологическую систематику психозов. В 1889 году он выступил с докладом об алкогольном полиневритическом психозе на Международном медицинском конгрессе в Вене, а в 1897 году - на XII Международном медицинском конгрессе в Москве этот психоз был назван его именем. Корсаковым создана классификация психических заболеваний, отличавшаяся от других чётким переходом от симптомологии к нозологии. Под названием «дизнойя» учёный описал группу острых психических расстройств, некоторые из которых могут быть отнесены к шизофрении с острым течением. Корсаков обосновал необходимость создания общегосударственной системы психиатрической помощи больным, которую понимал не только как обязанность обеспечить лечение, но и как устройство больного в жизни, в быту, в профессиональной деятельности.

П.Б. Ганнушкин - ученик Корсакова, развивая его идеи, оставил большое наследие в различных областях психиатрии. По выражению одного из талантливых учеников О.В. Кербикова, в историю отечественной психиатрии Ганнушкин вошёл главным образом как основоположник «малой» или «пограничной» психиатрии. «Малой» - в смысле невыраженности нарушений психики, но очень «большой» - в смысле частоты и сложности наблюдаемых явлений. Его монография «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» (1933) до настоящего времени не потеряла своего значения. Ганнушкин воспитал большую плеяду талантливых учеников(О.В. Кербиков, В.М. Морозов, С.Г. Жислин, Н.И. Озерецкий, Ф.Ф. Детенгов, А.Я. Левинсон и др.).

В истории психиатрии важное место принадлежит В.А. Гиляровскому, в течение многих лет возглавлявшему кафедру психиатрии 2-го Московского медицинского института. Он был организатором Института психиатрии; ныне это Всероссийский научный центр психического здоровья Российской АМН. Гиляровскому принадлежат научные работы, посвящённые изучению психических расстройств при сыпном тифе. Большое место в его исследованиях занимали проблемы пограничных состояний, травмы головы, шизофрении. Широкую известность получили работы Гиляровского в области галлюцинаций. Он является автором ряда учебников психиатрии.

Значительный вклад в развитии психиатрии в последующие годы внесли А.В. Снежневский, О.В. Кербиков, Г.В. Морозов. Снежневский одним из первых исследовал затяжные соматогенные психозы, изучал динамику сенильных заболеваний. Он является основателем оригинального направления, суть которого - выявление закономерностей динамики психопатологических явлений и раскрытия их взаимозаменяемости в процессе течения психоза. Эти исследования позволили Снежневскому по-новому осветить вопросы о формах и особенностях течения шизофрении, о закономерностях смены синдромов в процессе развития болезни, о нозологической специфичности психопатологических синдромов. Изданное в 1983 г. по инициативе и под руководством Снежневского двухтомное «Руководство по психиатрии» является в настоящее время настольной книгой психиатров. О.В. Кербиков подробно осветил проблему острой шизофрении. Он впервые показал становление различных форм, так называемых «краевых» психопатий, обосновал пути и условия их формирования. Глубокая эрудиция психиатра-клинициста нашла отражение в его лекциях по психиатрии, изданных в 1955 г. Г.В. Морозов внёс большой вклад в разработку проблем психогенного ступора, невменяемости и недееспособности, профилактики общественно опасных действий психически больных. С участием Г.В. Морозова и под его редакцией выпущены руководства по судебной психиатрии и алкоголизму, учебник судебной психиатрии. По инициативе учёного и под его редакцией в 1988 г. издано пользующееся большой популярностью двухтомник «Руководство по психиатрии», составленный при участии зарубежных психиатров. Важнейшим событием начала и середины XX века в психиатрии следует считать создание внебольничной психиатрической службы, представленной психоневрологическими диспансерами и психиатрическими кабинетами. Они сыграли большую роль в осуществлении наблюдения за больными, оказания им лечебной и социальной помощи. С 20-х годов начинает развиваться биологическая терапия психических заболеваний, направленная на болезнь как на биологический процесс и на организм больного как на биологический объект. Первоначальными разновидностями биологической терапии являлись маляриятерапия прогрессирующего паралича, инсулиношоковая терапия шизофрении и электросудорожная терапия маниакально-депрессивного психоза. На развитие психиатрии оказало огромное влияние внедрение в психиатрическую практику, начиная с пятидесятых годов, психофармакологических средств. Их положительное влияние на клинические особенности и течение психических заболеваний проявляется не только в обратном развитии вплоть до полного исчезновения продуктивных психопатологических расстройств, но и нередко в ослаблении негативных расстройств, считавшихся ранее необратимыми. Кроме того, в результате широкого применения психофармакологических средств в последние годы перестали встречаться и проявляются лишь в рудиментарной форме такие тяжёлые психические расстройства, как кататонические и парафренные состояния, с одновременным увеличением удельного веса психических болезней с неврозоподобными, психопатоподобными и стёртыми аффективными расстройствами.

В истории психиатрии выделяют следующие этапы формирования научных воззрений и организации помощи психически больным.

1. Донаучный период , простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

2. Эпоха древней греко-римской медицины . Началом ее условно можно считать VIIили VIвек до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным .

3. Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

4. Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц , в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

5. Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия» .

6. Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция» .

 В начале идет донаучный период, простирающийся с древнейших времен до момента появления эллинской медицины. Его характерными чертами является полное отсутствие какой бы то ни было медицинской помощи при душевных болезнях, которые рассматриваются и истолковываются в духе примитивно-теологического мировоззрения. В это время происходит, однако, хотя и бессистемное, но крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

 Вторая эпоха обнимает древнюю греко-римскую медицину. Началом ее условно можно считать VII или VI век до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать медицинскую помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. На смену отмирающей теологической медицине идет сперва медицина метафизическая, одновременно с которой, однако, все с большей настойчивостью пробивается сильная научно-реалистическая струя. Эта блестящая эпоха, начавшаяся во времена Перикла (V век до нашей эры), продержавшись около 800 лет, заканчивается в конце III века вашего летоисчисления.

 Третий период отмечен регрессом человеческой мысли на стадию донаучного мировоззрения вообще и медицинского в частности. Наступают Средние века с их мистикой и схоластикой. Но вместе с тем, – это эпоха, крайне важная в истории психиатрии в одном определенном отношении: предпринимаются первые попытки общественного призрения душевнобольных. Как мы увидим впоследствии, совершенно неправильно рассматривать указанное время как исключительно наполненное различными процессами ведьм и сплошными казнями душевнобольных. Эти явления свойственны даже не столько Средним векам, сколько переходу к новому времени, – так называемому Ренессансу.

 Четвертый период – XVIII век, особенно его последнее десятилетие, представляет решительный шаг вперед: повсеместно в Европе и Америке развивается госпитализация душевнобольных, наполовину лечебного, наполовину полицейского характера. Следствием этого явилась, наконец, возможность хоть сколько-нибудь организованной научной работы над психопатологическим материалом. Огромный социально-политический сдвиг – Великая французская революция, коренные изменения всей структуры Средней Европы и одновременно с этим прогресс целого ряда наук, в том числе и медицинских, а также значительное прояснение обще – философской идеологии (особенно во Франции) – все это наносит мощный удар остаткам вековых суеверий. И тогда душевнобольной человек выступает на фоне новой гражданственности, предъявляя молчаливое требование медицинской помощи и ограждения всех своих интересов, как члена общества. Этот период – эпоха Пинеля во Франции, постепенно распространившаяся на весь цивилизованный мир. Резко порвавши с прошлым, железные цепи которого (в буквальном смысле) были разбиты, эта эпоха, однако, еще принципиально допускала (в интересах больного) физическое насилие, хотя и в смягченном виде смирительной рубахи и кожаного ремня. В это время закладываются основы истинно научной теоретической психиатрии. Эпоха Пинеля простирается до шестидесятых годов XIX столетия.

 Вслед за нею вступает в свои права эпоха Конолли, по имени того врача, который решительно высказался за полную отмену механических способов стеснения и сам воплотил эти принципы – насколько позволяли материальные условия его времени – в своей жизни и деятельности. Идеи этого английского врача, высказанные им значительно раньше, потребовали для своего распространения нескольких десятков лет. Возникшие в Англии в эпоху быстрого развития промышленного капитала, они могли быть воплощены на европейском континенте лишь тогда, когда здесь окончательно обозначалась та же социально-экономическая эволюция. Это выразилось между прочим в численном росте и качественном (материальном) усовершенствовании психиатрических учреждений. Соответственно этому подлежавший материал увеличивался с каждым годом. Ставятся и частично разрешаются некоторые основные проблемы науки о душевных болезнях, составляются многочисленные классификации психических расстройств, развиваются экспериментальная психология и невропатология и научное преподавание психиатрии постепенно поднимается на значительную высоту. Это время господства так называемой симптоматологической психиатрии, период симптомокомплексов на психологической основе, при одновременном, однако, напряженном искании других критериев для создания истинно научных нозологических единиц.

 Шестой период, совпадающий с последним десятилетием XIX века, характеризуется колоссальным расширением и совершенствованием психиатрической помощи, организацией колоний, патронажей и огромных усовершенствованных больниц, которые видят в своих стенах все более многочисленные кадры врачей-психиатров и хорошо обученного среднего и младшего персонала. В уходе за душевнобольными наступает новая эра – постельный режим. И одновременно с этим происходит постепенное и вполне естественное отмирание одного пережитка седой старины, еще допускавшегося в эпоху Конолли: уничтожаются изоляторы. Теоретическая психиатрия этого периода переживает глубокий и бурный кризис: рушатся симптомокомплексы и на их место становятся многосторонне-очерченные, новые, "естественные" нозологические единицы, "настоящие болезни", прослеженные на огромном, клинически и статистически обработанном материале. Это – эпоха Крепелина. Она характеризуется еще одной существенно важной чертой: психиатрия в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – но дает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – "малая психиатрия". Одновременно с этим в науке о душевных болезнях все более обозначается социологический уклон.

Процесс развития психиатрии тесно связан с динамикой общественного сознания, поэтому можно выделить следующие этапы в развитии психиатрии:

  • Магический период

Ранние психологические знания относятся к магическому периоду, когда были распространены представления о неразрывном единстве человека с природными явлениями. В то время отсутствовало чёткое противопоставление психической болезни и здоровья. Странности поведения рассматривались как результат вмешательства духов и божеств, что включалось в мистическое сознание человека того времени. Человек, который в более поздние времена был бы определён как психически больной, в ранних культурах наделялся одновременно качествами и «культурного героя», и сумасшедшего. Больной человек воспринимался обществом как целитель или пророк. В этот период психиатрия еще не рассматривалась как научное направление, а человек с психическими нарушениями не считался больным.

  • Древнегреческий период

Новая веха в познании нормы и патологии относится к древнегреческому периоду психиатрии. С развитием материалистического мировоззрения врачи выделили случаи явного помешательства: эпилепсию, меланхолию, манию, паранойю. С именем Гиппократа связано представление о душевных заболеваниях как состояниях, вызванных неправильным соотношением четырёх основных жидкостей организма. Уровень содержания в организме крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи, по мнению врачей Древней Греции, приводит к болезням мозга и помешательству. Появляются первые попытки лечения больных с душевным недугом.

  • Средневековый период

Примерно с III века н.э. начинается период средневековья, когда сумасшедшие оказываются за рамками медицины и за пределами социальной и медицинской помощи. В этот период человечество погрязло в средневековом религиозном догматизме. В 1487 г. была написана книга «Молот ведьм», описывающая способы распознания людей, одержимых дьяволом. Они считались чуждыми миру христиан. Пропасть между умалишёнными и здоровыми людьми всё больше увеличивалась. Таких людей католическая церковь подвергала пыткам и уничтожала как ведьм и колдунов.

Развитие психиатрии как клинической дисциплины

  • Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения интенсивно накапливались научные знания, гуманистические идеи овладели умами людей. Конец XVIII в. является одним из самых ярких периодов в истории пси­хиатрии. Он был связан с серьёзными политическими преобразованиями во Франции. Правительство времен Великой французской революции издало ряд декретов о создании психиатрических учреждений. Умалишённые, которые ранее содержались в нечеловеческих условиях, получили статус больных. Это явилось основой для формирования современной модели психических болезней. С именем Ф. Пинеля, который по праву считается отцом современной психиатрии, связаны первые попытки внедрения системы нестеснения психически больных и освобождение их от тюремных цепей.



Несмотря на преобладание гуманистических тенденций, в психиатрии в этот период присутствовало стремление к длительной изоляции и, по сути, вытеснению психически больных из социума. По-видимому, это было связано со страхом общества перед безрассудством. Врач-психиатр в данном случае выступал как наблюдатель, т.к. иных способов воздействия на психические расстройства не было. Психические заболевания и начинались, и входили в период ремиссии спонтанно.

  • Естественно-научный период

Данный период характеризуется главенством материалистических тенденций в медицине. Он соответствует 30–50-м гг. XIX столетия. В этот период доминирует соматическая школа. Естественно-научные тенденции активно начали формироваться в Германии. В 1845 г. В. Гризингер основал нейрофизиологическое направление, которое далее успешно развивалось также в России. Его основоположниками в России были И.М. Сеченов и И.П. Павлов, которые поддерживали рефлекторную природу психозов.

  • Нозологический период

Этот период соответствует 90-м гг. XIX в. Основоположником его явился Эмиль Крепелин.Его заслугой стало рассмотрение отдельных психических нарушений как единой нозологической системы. Э. Крепелин считал, что диагностика определяет структуру психоза, развитие патологического процесса. Было сформулировано представление о чётком разграничении нозологических единиц между собой и утвердилось жёсткое разделение нормы и патологии. Высказывалось мнение, что даже для истерии будет когда-нибудь найдена гистопатологическая основа, а всякие занятия психологией истерии будут непроизводительной тратой времени.



Нозологическое учение предполагает установление нозологических единиц, биологическая основа которых предопределяет течение и исход болезни. Это привело к упрощённому пониманию взаимоотношений между здоровьем и болезнью.

Современный этап

Этот этап можно рассматривать с конца XIX в. по настоящее время. В этот период психиатрия от описательного принципа перешла к объяснительному, выдвинув социальный фактор как причину развития ряда заболеваний, которые позже стали называться психогенными. Предметом изучения становится психология душевнобольных и психопатологических вариаций нормальных психологических процессов. Э. Блейлер первым создал наиболее обоснованное учение о проявлениях шизофрении. Он же выделил так называемые функциональные психозы в противовес органическим болезням. Блейлер считал, что в психозе нормальные психологические функции искажаются до неузнаваемости за счёт их рассогласования и утраты единства. Таким образом, появилось блейлеровское понятие «схизофрении» – расщепления души.

Основоположником современного психодинамического направления в середине XX в. явился создатель психоанализа З. Фрейд. Особое внимание он уделил сфере бессознательного: сновидениям, сексуальности, защитным механизмам. Огромным вкладом З. Фрейда явилось признание роли семьи в развитии личности в целом, а также тех психических нарушений, которые могут развиваться в результате ее влияния в процессе формировании личности.

Современный период характеризуется разносторонними подходами к психическим расстройствам. В своей практике психиатрия использует клинические и экспериментальные, психодинамические и биологические методы и признаёт значение каждого направления. Сущность психиатрии в её многообразии. Всё, что может иметь терапевтическое применение и приносить пользу больному, врач должен использовать для адаптации больного в обществе.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ (ПСИХИАТРИИ)

ГЛАВА 1

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

История развития общей психиатрии

Первые сведения о душевных болезнях встречаются в египетских папирусах и в древнеиндусской книге – «Веды», относящейся к XV–XIV вв. до н. э. Однако расцвет медицины связывают с именем Гиппократа, который жил и работал в V в. до н. э. Ему принадлежит ряд важных положений, сохранивших свое значение до настоящего времени.

Гиппократ создал свод законов, именуемых «клятвой Гиппократа», которую дают врачи при окончании медицинского института. Некоторые положения из «клятвы Гиппократа» необходимо знать воспитателям и педагогам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Одним из положений является первый тезис «не разглашай врачебную тайну». «Врачебная тайна» – это сведения, которые дают родители врачу и рассказывают воспитателям о своих детях и домашней обстановке. Полученные сведения не подлежат огласке и обсуждению с посторонними, так как могут оказаться известными родственникам и вызвать у них негативную реакцию. Вторым тезисом, с которым должны быть знакомы воспитатели и педагоги, «не навреди», является очень важным, так как ребенок должен получить своевременную и квалифицированную медицинскую и педагогическую помощь, доброе и хорошее отношение к нему.

Занимаясь изучением и лечением судорожных состояний, которые назывались «священной болезнью», Гиппократ сумел выделить понятие «судорожный синдром», при котором судорожные состояния возникают на фоне какого‑либо соматического или инфекционного заболевания, и «судорожную болезнь», при которой судорожные состояния являются основным признаком болезни. Это различие в понятиях «судорожный синдром» и «судорожная болезнь» сохраняется и до настоящего времени.

С именем Гиппократа связано понятие «темперамент». Положив в основу преобладание жидких сред организма: крови, слизи, светлой и темной желчи, Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвинический («сангвис» – кровь), флегматический («флегма» – слизь), холерический («холе» – светлая желчь), меланхолический («мелане холе» – черная желчь). Каждой выделенной группе соответствовали личностные особенности, которые проявлялись в течение всей жизни человека. Понятие о четырех типах темперамента сохраняется до настоящего времени. И.П. Павлов, на основании физиологических исследований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности, сопоставил их с четырьмя типами темпераментов по Гиппократу и доказал их обоснованность.

В IV–III вв. до н. э. большую роль в изучении соматических и психических расстройств сыграли работы Платона. ВI в. н. э. римский энциклопедист и врач Цельс предложил одну из первых систематик душевных болезней.

Начиная с III–IV вв. н. э., уровень греко‑римской культуры начинает неуклонно падать. Растущее господство религиозного фанатизма подготовило путь средневековью. В этот период в Европейских странах значительно замедлилось развитие естественных наук, медицина была уничтожена, отношение к душевнобольным стало жестоким. Согласно церковной концепции считалось, что в этих людей «вселился злой дух», которого нужно уничтожить. Поэтому больных людей избивали, сжигали на кострах, изгоняли из селений или содержали в цепях в так называемых «лечебницах».

В эпоху средневековья, когда в Европе медицина пришла в упадок, в арабских странах отмечается значительный подъем естественных наук, формируется благоприятное отношение к больным людям. В XI в. арабский врач и философ Абу‑Али Ибн Сина (Авиценна) организовал специальную больницу, в которой врачи наблюдали и лечили больных, страдающих судорожными состояниями. Авиценна ввел термин «эпиламвано», что обозначало «схватываю», один из заметных симптомов при судорожном состоянии, возникающем при напряжении мышц. От термина «эпиламвано» образовался термин «эпилепсия», который используется и в настоящее время.

Начиная с XVI–XVII вв. в Европе активизируются естественные науки. В 1633 г. Рене Декарт, естествоиспытатель и физик, в поисках «души» у одушевленных живых существ, проводит опыты на лягушках. Раздражая кожу лапки лягушки раствором соляной кислоты, Декарт наблюдал сокращение мышц как ответную реакцию, определив это явление термином «рефлекс» – «отражение», перенеся это понятие из физики. Термин «рефлекс» и в настоящее время широко используется в медицине, физиологии и психологии для объяснения ответной реакции на раздражение. Вся наша психическая деятельность является рефлекторной (отражательной).

Ко времени Великой французской революции (вторая половина XVII в.) и в первые десятилетия после нее французская психиатрия переживала чрезвычайный подъем. Революционный подъем в психиатрии совершил Ф. Пинель. В 1792 г. он добился снятия цепей с душевнобольных, что определило коренную перестройку организационных форм помощи, переход от «сумасшедших» домов к психиатрическим лечебницам.

Один из учеников Пинеля, доктор Ж. Эскироль (1838), обогатил французскую и мировую психиатрию многими клиническими открытиями, в том числе он выделил форму глубоких интеллектуальных нарушений, отмечавшихся с раннего детского возраста, обозначив такое состояние как «малоумие», в отличие от распада психической деятельности после перенесенных заболеваний как «слабоумие». Для ясности высказывания был использован афоризм: «малоумие» – это бедняк от рождения, «слабоумие» – разорившийся богач. Расцвет французской психиатрии приходился на XIX–XX вв., когда публиковалось большое количество научных работ по различным формам психических расстройств, открывались специализированные клиники.

И. Вуазен – ученик Ж. Эскироля, изучавший клинику «идиотизма» (малоумие), пришел к выводу о необходимости и возможности совершенствовать те стороны дефектной психики, которые еще доступны развитию. За счет этого можно добиться уменьшения степени интеллектуальной недостаточности больных, т. е. терапевтического успеха.

Во второй половине XIX в. в Парижском университете открылась первая кафедра неврологии под руководством Ж. Шарко и клиника для неврологических больных. В это же время организовалась психиатрическая клиника, в которой предпринималась попытка выявления причин возникновения психоза (психического расстройства). Большое значение приобрели работы 3. Фрейда (1895), использовавшего метод психоанализа для выявления причин психических расстройств.

Развитие немецкой психиатрической школы проходило во второй половине XIX в. Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал 30‑летний спор между материалистами и идеалистами, оказавших влияние на подход и понимание психических расстройств. В психиатрии обозначались представители двух противоположных направлений: «психиков» и «соматиков». Школа «психиков» рассматривала психозы как результат дисгармонии страстей. Избирая в условиях свободы воли между добром и злом, человек тем самым якобы определял линию своей жизни и судьбы. Вследствие дисгармонии страстей возникали не только душевные, но и соматические расстройства. Школа «соматиков» утверждала, что сохранность психики предопределена телесным здоровьем. Общий принцип «соматиков» состоял в утверждении того, что все психические болезни являются болезнями всего организма. Соматики провозгласили лозунг «В здоровом телездоровый дух». Позднее В. Гризингер (1860) выправил недостаток лозунга «соматиков», заменив его более передовым: «душевные болезни – болезни мозга».

В Англии Г. Модзли (1867) явился основателем английской классической клинической школы и опубликовал свою монографию «Физиология и патология души», впервые творчески развил учение Ч. Дарвина применительно к клинической (эволюционной) психиатрии.

Развитие психиатрии в России шло своим путем. В Древней Руси отношение к душевно больным было гуманным, их называли «юродивыми», «блаженными» и старались приютить в монастырях (по указу Ивана Грозного). В XVI–XVII вв. в городах строятся богадельни для «прокаженных и престарившихся и не могущих нигде головы преклонить». В 30‑40‑е годы XIX столетия были опубликованы первые научные труды русских врачей И.Е. Дядьковского и Т.С. Иллинского, в которых описывались психические расстройства на фоне инфекционных заболеваний.

Во второй половине XIX в. начали открываться земские психиатрические больницы, в организации которых принимали участие М.П. Литвинов, В.Н. Яковенко, В.П. Кащенко. В 1870 г. в Петербурге при военно‑медицинской академии была открыта первая кафедра психиатрии, которую возглавил И.М. Балинский (1857). На этой кафедре работали И.П. Мержеевский (1872), В.Х. Кандинский (1890), оказавшие большое влияние на развитие психиатрии в России.

В 1880 г. при Московском университете была открыта кафедра нервных и душевных болезней, которую возглавил замечательный врач, ученый и педагог А.Я. Кожевников, ближайшим учеником и продолжателем дела которого стал С.С. Корсаков (1889), основавший первую психиатрическую клинику. Пациентами клиники стали люди, проживавшие на улице «Божедомка» в так называемых «божьих домиках» при церкви. Жили они на подаяния прихожан, не имея ни семьи, ни работы. В стационаре проводилось соматическое и психоневрологическое обследование, выявлялись основные причины, вынудившие людей жить в таких условиях. С.С. Корсаков придерживался нозологического («нозология» – описание и изучение заболевания в целом, а не только отдельных признаков) направления в диагностике психических заболеваний, основал журнал «Невропатология и психиатрия», который существует и до настоящего времени.

Для развития отечественной неврологии и психиатрии большое значение сыграли работы по физиологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., проведенные на рубеже XIX–XX вв., разрешившие раскрыть механизм многих психических расстройств.

Таким образом, в XIX–XX вв. во многих странах происходит значительная активизация медицинских наук и в частности невропатологии и психиатрии. В России эти науки были тесно связаны с работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оказавших большое влияние на понимание этиологии (причины) и патогенеза (механизма) развития психических заболеваний, а также на использование различных лечебных мероприятий.

В настоящее время существуют и активно функционируют кафедры общей и детской психиатрии, институты психиатрии и специализированные клиники, диспансерные отделения, в которых проводится профилактическая, лечебная и консультативная помощь больным с различными отклонениями в психическом состоянии.