Требования к организации режима дня доу. XI. Требования к режиму дня

Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен, условий домашнего быта детей и подростков и пр. В соответствии с этим школьные гигиенисты, учитывая положения гигиены умственного труда и возрастные особенности детей и подростков, разработали ряд пополнений, определяющих гигиенические требования к режиму дня и в первую очередь к школьному режиму.

Правильно организованный и проводимый режим учащихся в школе, или, иначе говоря, распорядок школьных занятий, является обязательным условием каждой нормально функционирующей школы. Такой режим является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения сил и здоровья учащихся. Неправильная организация школьного режима или нарушения в его проведении могут повлечь за собою ухудшение работоспособности детей и подростков и вызвать значительное утомление их.

При построении режима школы следует исходить из учебно-воспитательных целей школы, возрастных особенностей детей и подростков и состояния их здоровья.

Отсюда становится очевидным, что в деле организации и проведения школьного режима нельзя равнять все классы на один лад. Вполне очевидно, что школьный режим в младших классах должен иметь соответствующие отличия от режима в старших классах, вытекающие из возрастных особенностей учащихся. Так, например, продолжительность учебного дня и его построение в 1 классе, в котором учатся дети семилетнего возраста, не могут быть такими же, как в других, более старших классах, так как такие дети не обладают способностью длительного внимания и быстро утомляются.

Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников.

Основными элементами школьного режима являются:

А) продолжительность учебного года и перерывы (каникулы) в течение календарного года;

Б) правильная организация приёма детей в школу;

В) продолжительность учебного дня;

Г) продолжительность урока и правильное его построение не только в педагогическом, но и в гигиеническом отношениях;

Д) нормальное распределение предметов в зависимости от степени их трудности, чередование лёгких и трудных уроков и занятий;

Е) рациональная организация перемен менаду занятиями с максимальным использованием свежего воздуха;

Ж) своевременный приём пищи в течение учебного дня и правильная организация этого процесса;

З) обеспечение в помещениях школы образцовой чистоты, внешнего порядка и соблюдения всех требований школьной гигиены;

И) правильная организация и нормирование во времени внеклассной работы детей и подростков;

К) нормирование задаваемых на дом уроков в отношении времени, количества предметов, по которым задаются уроки, и характера заданий (недопустимы одни устные, одни письменные уроки);

Л) органическая связь школьного режима с круглосуточным режимом учащихся.

При построении режима школы необходимо учитывать режим дня учащихся вне школы, устанавливая единый круглосуточный режим школьника того или иного возраста.

Местные коррективы, вносимые в школьный и суточный режим учащихся различных возрастов, не должны нарушать основных норм продолжительности отдельных режимных элементов, как-то: четырёхразового питания, необходимой для детей и подростков того или иного возраста продолжительности сна, пребывания на свежем воздухе, времени для приготовления заданных на дом уроков и т. п.

Продолжительность учебного года в школах регламентирована в соответствии с возрастом учащихся и необходимостью обеспечения перерывов - каникул как в зимнее и весеннее время, так особенно в летнее. Чередование учебных семестров с каникулами даёт возможность равномерно распределить в течение учебного года программный материал, что предупреждает чрезмерное утомление учащихся, обеспечивает сохранение их здоровья и даёт полное восстановление их сил после нескольких месяцев упорного учебного труда. Самая меньшая продолжительность учебного года установлена для детей, учащихся в первых трёх младших классах, так как организм детей младшего школьного возраста ещё недостаточно окреп и так как в этом возрасте их силы ограничены, и в связи с этим необходимо ограничение во времени продолжительности учебного года и увеличение продолжительности летних каникул.

Учебный год во всех классах начинается 1 сентября и продолжается в I-III классах до 20 мая, в IV-VII классах - до 30 мая и в VIII-X классах - до 30 мая. Для всех классов в течение учебного года установлены каникулы (осенние, зимние и весенние). Зимние каникулы продолжаются с 30 декабря по 10 января, т. е. 12 дней, а весенние каникулы - с 25 по 31 марта, т. е. 6 дней. Таким образом обеспечивается, помимо общих выходных дней, относительно продолжительный отдых учащихся в течение всего учебного года.

Летние каникулы имеют значительно большую продолжительность, различную для детей и подростков того или иного возраста.

Таким образом дети и подростки в течение года имеют достаточно времени для того, чтобы отдохнуть и укрепить своё здоровье. Для этого, однако, необходимо правильно организовать в гигиеническом отношении отдых детей и подростков.

Правильная организация приёма детей в школу в значительной мере обусловливает успешное начало учебного года и дальнейшее продолжение занятий. Наряду с этим правильная организация приёма детей в школу облегчает также работу по охране и укреплению здоровья учащихся.

Чрезвычайно важным с точки зрения школьной гигиены является вопрос о времени начала школьного обучения детей.

Систематическое обучение детей в школе возможно с 7-8 лет.

Это, однако, не означает того, что до 7 лет не следует заниматься элементарным обучением детей. В условиях детского сада и семьи ребёнок 6 лет может без особых усилий, как бы играя, изучать азбуку и научиться читать и писать буквы и отдельные небольшие слова при обязательном соблюдении необходимых гигиенических требований и при применении методов, не вызывающих напряжения умственных сил ребёнка. Это облегчит детям и последующее усвоение знаний в школе. Однако преждевременное и искусственно вызываемое умственное развитие ребёнка может вредно повлиять на его физическое и нервно-психическое состояние.

Не менее существенное значение имеет и правильно организованное начало занятий в учебном году. Особого внимания в этом направлении требуют дети семилетнего возраста, поступающие в школу. Опыт нескольких лет по обучению детей семилетнего возраста в школе показывает, что эти дети в первые дни и даже недели своего пребывания в классе с трудом подчиняются новой для них школьной дисциплине и плохо втягиваются в необычный для них школьный режим.

С трудом также происходит приучение их к регулярной учебной нагрузке, вследствие чего у них быстро возникает утомление. Всё это необходимо учитывать и поэтому следует для детей семилетнего возраста, начавших школьное обучение, только постепенно увеличивать школьную нагрузку.

Одним из требований школьной гигиены в отношении правильной организации начала учебного года является готовность всего школьного здания и отдельных его помещений к приёму учащихся. По окончании летнего ремонта здания школы и её оборудования (парт и пр.), а также после принятия здания комиссией, констатирующей готовность школы к приёму детей, за несколько дней до начала учебных занятий (примерно за 3-4 дня или в крайнем случае за 1-2 дня) следует устраивать предварительную встречу детей с учителями по классам. Классному руководителю надо разъяснить детям стоящие перед ними задачи в новом учебном году, рассказать о том, чему они будут учиться, каким должен быть режим дня и т. п. В беседах с первоклассниками надо рассказать в простой, но образной форме о правилах поведения учащихся в школе и вне её и изложить их обязанности, связанные с учением в школе. Такие беседы сближают детей с учителями и создают у них бодрое, жизнерадостное настроение, что столь необходимо для нормального состояния их нервной системы.

Во время такой предварительной встречи классный руководитель должен показать учащимся классное помещение, в котором они будут учиться, и указать каждому из них его место за партой (в зависимости от его роста, состояния зрения и слуха). Такая предварительная встреча учащихся с учителями не должна быть продолжительной - не более одного часа с тем, чтобы не утомить детей.

Продолжительность учебного дня является одним из важнейших элементов школьного режима. Она должна соответствовать возрасту детей. Слишком продолжительный учебный день увеличивает нагрузку учащихся умственной работой и понижает их работоспособность. Кроме того, большое количество уроков в течение учебного дня лишает детей и подростков возможности находиться достаточное время на свежем воздухе, заниматься играми и спортом, что так необходимо для их здоровья и нормального физического развития. В связи с этим количество уроков на каждый день должно быть ограничено в соответствии с выработанными школьной гигиеной нормами для детей и подростков различных возрастов. Количество уроков на каждый день должно быть таким, чтобы были обеспечены нормальная учебная работа и сохранение сил учащихся.

В начальной школе и младших классах (1-IV) средней школы должно быть не более 4 уроков в день. Продолжительность учебного дня в I классе желательно ограничить 3 часами. Последний урок в I-IV классах должен, как правило, отводиться на относительно лёгкие предметы, какими являются рисование, пение и физическая культура.

В V-X классах установлено по 5 уроков в день и два-три раза в неделю 6 уроков. Последний урок в средних и старших классах, как и в младших, по возможности следует отводить для относительно лёгких предметов - музыки, рисования, черчения и физической культуры.

В деле правильной в гигиеническом отношении организации учебного дня большое значение имеет время начала занятий в школе. Занятия должны начинаться в точно установленное время: для учащихся в начальной школе - не ранее 8 час. 30 мин. утра, а для учащихся V-X классов учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Лучше всего начинать учебные занятия в школе в 9 часов утра.

В школах, не имеющих двухсменных занятий, начало учебного дня обязательно должно быть в 9 часов. Слишком раннее начало занятий в школе принуждает детей и подростков просыпаться раньше времени, часто недосыпать, спешить в школу, съедать домашний завтрак «на скорую руку». Всё это, естественно, может неблагоприятно отразиться на здоровье детей и подростков и, в первую очередь, на их нервной системе, так как обычно в таких случаях они волнуются и беспокоятся, как бы не опоздать в школу, и приходят весьма возбуждёнными на занятия.

Преждевременное вставание, так же как и слишком поздний отход ко сну, лишает детей и подростков необходимого отдыха и не даёт восстановления сил. К тому, же при слишком раннем начале занятий в школе в зимнее время в средней полосе, а тем более на севере приходится пользоваться искусственным освещением, что неблагоприятно отражается на зрении учащихся и затрудняет нормальное течение педагогического процесса. Необходимо обращать особое внимание на то, чтобы дети направлялись в школу не спеша, с расчётом времени, и могли прийти в неё без опоздания (примерно за 5-10 минут).

Правильное построение учебного дня предусматривает такое расписание уроков, когда отсутствуют сдвоенные уроки, когда имеет место чередование трудных и лёгких предметов и когда строго соблюдаются перемены между уроками. Правильное построение учебного дня зависит также и от продолжительности урока и методов его проведения.

Расписание уроков в течение учебного дня - это прежде всего нормальное распределение предметов в зависимости от их трудности при обязательном чередовании лёгких и трудных предметов.

При планировании предметов в течение одного учебного дня необходимо более трудные предметы относить к первой половине дня, когда учащиеся ещё не утомились и легко могут воспринимать учебный: материал.

Предметы по степени их трудности условно можно распределить следующим образом (помещаем впереди наиболее трудные предметы, затем более лёгкие): а) иностранные языки, математика, б) физика и химия, в) история, естествознание и география, г) родной язык и литература и д) физическая культура, черчение, рисование, музыка и пение. Однако такое деление учебных предметов на более трудные и более лёгкие крайне условно. Многие учителя утверждают, что русский язык является более трудным предметом, чем история и география. Надо иметь в виду и то, что трудность предмета в значительной мере зависит от содержания урока, методики преподавания, степени заинтересованности и активности учащихся и личности самого учителя, его подхода как к учащимся, так и к излагаемому им учебному материалу. Всё это надо учитывать при составлении недельного расписания уроков в школе.

Весьма важно тем предметам или видам занятий, которые требуют определённого напряжения зрения (например, длительное письмо, чтение, работа с микроскопом и пр.), обеспечивать место в учебном расписании во время наилучшего дневного освещения классов с учётом направления солнечных лучей. Так, например, в классах, обращенных на запад, не следует ставить такие уроки на часы, когда солнечные лучи имеют почти горизонтальное направление и затрудняют зрительное восприятие учащихся.

В зимнее время, когда естественное освещение классов понижено, не следует занятия, требующие большого напряжения зрения, относить на первый и последний уроки. Те предметы которые требуют наибольшего умственного напряжения, внимания и памяти, необходимо относить в расписании на первые и вторые уроки данного учебного дня. При этом надо обязательно следить за тем, чтобы не следовало подряд несколько уроков, основным стержнем которых является письмо или записывание, так как при этом может иметь место не только утомление глаз, но и утомление мышц кисти правой руки.

Одним из обязательных элементов рационального школьного режима являются перемены в течение всего учебного дня после каждого урока. Перемены, обеспечивающие перерывы между каждым уроком, обязательны: они предназначаются для того, чтобы предоставить учащимся достаточный отдых. Поэтому и продолжительность их должна быть такой, чтобы учащиеся могли в течение их полностью отдохнуть после урока и восстановить свои силы.

Гигиеническое влияние перемен на психофизическое состояние учащихся установлено рядом исследований. Во время перемены учащиеся имеют возможность дать мышцам туловища выправиться и нейтрализовать влияние долгого неподвижного сидения на одном месте. Перемена также даёт возможность глубокого свободного дыхания либо на школьном участке, либо в заранее проветренных и убранных рекреационном зале или коридоре.

Продолжительность перемен в течение учебного дня различна. Продолжительность первой, третьей и четвёртой перемен установлена в 10 минут, а второй перемены, называемой обычно большой - в 30 минут.

В данном случае учтены в первую очередь интересы учащихся первых четырёх классов, так как при этом большая перемена совпадает с половиной учебного дня в этих классах. Во многих средних школах вместо одной большой перемены в 30 минут устраивают после второго и третьего уроков перемены в 20 минут каждую, что в значительной мере облегчает организацию горячих завтраков в школе. Эта продолжительность перемен вполне достаточна для отдыха учащихся, конечно, в том случае, если они правильно организованы.

Сдваивать уроки, а тем более отменять перемены, категорически воспрещается: за каждым уроком должен следовать обязательный отдых. Опыт показал, что сдваивание уроков, а тем более отмена перемен или их неправильная организация отражаются на самочувствии детей и подростков и увеличивают их утомление. Правильная организация перемен, обеспечивая отдых и восстановление сил учащихся, содействует усилению умственной деятельности учащихся и укреплению их здоровья.

Необходимо заботиться о гигиенической организации перемен с тем, чтобы школьники могли подышать свежим воздухом, подвигаться и действительно отдохнуть. В тёплое время года выход детей на свежий воздух надо признать обязательным во время каждой перемены, а зимой - во время перемен продолжительностью в 20 или 30 минут (за исключением слишком холодной погоды, ниже - 16° С, а также во время сильного снегопада и ветра).

Следует добиваться того, чтобы дети и подростки во время перемены получили новую зарядку для дальнейших занятий, чтобы перемена воспитывала у них навыки правильного проведения отдыха, организованности, сознательной дисциплины и культурного поведения. Нельзя допускать на переменах шумных игр и вообще таких движений, которые сильно возбуждают детей и подростков и нередко дезорганизуют их.

Самым главным в содержании перемен между отдельными уроками для учащихся младших классов должны быть подвижные игры, прогулка на школьном участке и свободные движения. Во время перемен следует запретить детям и подросткам готовиться к предстоящему уроку, а также повторять пройденный учебный материал, так как в таком случае перемена превратится в дополнительный урок и тем самым лишит учащихся необходимого отдыха.

Надо установить в школе такой порядок, чтобы во время перемен учащиеся в обязательном порядке покидали классные комнаты, которые в это время следует проветривать.

В деле правильной постановки и проведения школьного режима имеет весьма существенное значение организация горячих завтраков для детей и подростков в школе.

Учителя должны следить за тем, чтобы все дети и подростки перед завтраком мыли руки. Во время приёма завтрака учителям следует наблюдать за правильностью посадки детей и подростков, за тем, чтобы они не спешили, как следует пережёвывали пищу и ели аккуратно.

Одним из важнейших элементов школьного режима является нормирование внеклассной работы детей и подростков и в первую очередь кружковой работы. Следует заботиться о том, чтобы внеклассная работа не перегружала учащихся, не отвлекала их от учебных занятий и приготовления уроков, от прогулок на свежем воздухе и т. п. Внеклассная работа детей и подростков должна быть так организована, чтобы она одновременно с образовательным её значением обеспечивала здоровый отдых и восстановление сил учащихся после упорного умственного труда на уроках.

Правильная организация приготовления учащимися задаваемых на дом уроков и нормирование домашней нагрузки обычно не относятся к школьному режиму, хотя они неразрывно с ним связаны. Приготовление учащимися уроков проводится дома, в семейной обстановке или в школьном интернате и детском доме в тех случаях, когда они живут вне семьи. Когда домашняя обстановка в семье учащегося не обеспечивает необходимых условий для приготовления им заданных уроков, следует организовать приготовление уроков в самой школе по окончании учебного дня. Для этого необходимо отвести одну или несколько классных комнат, в которых дети и подростки могли бы готовить уроки.

Приготовление детьми и подростками домашних уроков не должно следовать непосредственно за окончанием уроков в школе. Необходимо, чтобы учащиеся вслед за окончанием уроков в школе могли сходить домой, пообедать и после этого погулять на свежем воздухе. Возвращение детей и подростков в школу для приготовления заданных им уроков должно быть не ранее 2 часов с момента окончания учебных занятий. В противном случае дети и подростки не успеют отдохнуть и восстановить свои силы и начнут готовить заданные им уроки ещё утомлёнными от школьных занятий. При приготовлении учащимися уроков в школе должна быть обеспечена помощь со стороны учителя. Эта помощь в сочетании с чутким подходом к ребёнку (подростку) снижает утомление и оберегает его нервную систему от излишнего раздражения и возбуждения.

В школьном режиме чрезвычайно важно также наладить организованный выход учащихся из школы . Задерживать детей и подростков в школе после уроков нельзя, так как это нарушает установленный режим дня. Только в тех школах, в которых установлен так называемый «продлённый день», при котором учащиеся после окончания уроков обедают в школе, затем отдыхают, играют на свежем воздухе, а после этого готовят заданные им уроки и занимаются внеклассной деятельностью, дети и подростки остаются после окончания учебных занятий в школе.

Учащиеся по окончании уроков должны организованно направляться в раздевальную. С целью предупреждения больших скоплений детей и подростков в раздевальной, в школе должен быть установлен такой порядок, чтобы в первую очередь спускались по лестнице учащиеся младших классов, а затем старших. При этом лучше всего, чтобы дети шли поодиночке один за другим. С целью предупреждения ушибов детей бегание по лестницам должно быть категорически воспрещено. Учителям надо разъяснять детям значение и порядок спокойного и организованного выхода из классов, спуска их по лестнице, постепенного входа в раздевальную небольшими группами и такого же организованного выхода на улицу.

Все указанные выше мероприятия имеют целью повышение уровня сознательной дисциплины детей и подростков.

Всё это вносится в «Правила внутреннего распорядка для учеников ». Эти правила должны разъясняться учащимся классными руководителями с начала учебного года.

Следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся не перегружали себя сверх меры книгами и прочими учебными пособиями, которые они обычно носят в портфеле, сумке или даже попросту подмышкой. При этом основная тяжесть приходится на одну сторону туловища, что способствует развитию искривлений позвоночника.

Наиболее целесообразно ношение книг в ранцах, так как при этом тяжесть нагрузки равномерно распределяется на обе стороны спины.

Ношение в ранце, а тем более в портфеле или сумке посторонних вещей должно быть категорически воспрещено, так как это увеличивает и без того большую нагрузку и влечёт за собой загрязнение учебников и тетрадей. Ученик должен брать в школу, помимо пенала с ручкой и карандашом, лишь учебники и тетради по тем учебным предметам, которые имеются в расписании на данный день.

Школьный режим должен быть органически связан о круглосуточным режимом учащихся, так как нарушения последнего нередко отражаются на нём, увеличивают утомление учащихся и неблагоприятно влияют на успешность учебной работы и здоровье детей и подростков. Учитель должен позаботиться о том, чтобы и режим учащихся в семье соответствовал требованиям

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 (ред. от 22.03.2017) "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций...

XI. Требования к режиму дня

11.1. Режим дня должен предусматривать: продолжительность ночного сна не менее 9 часов (для детей от 7 до 10 лет не менее 10 часов), дневного сна (отдыха) - не менее 1,5 часов, питание детей не менее 5 раз (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), проведение утренней зарядки, спортивных и культурно-массовых мероприятий, гигиенических, оздоровительных и закаливающих (водных, воздушных) процедур, а также отдых и свободное время. Утренний подъем детей проводится не ранее 8 часов.

Для детей 15 лет и старше допускается замена дневного сна на чтение книг и настольные игры.

11.3. Физкультурные и спортивные мероприятия организуются с учетом возраста, физической подготовленности и здоровья детей.

11.4. В ежедневном режиме дня должны проводиться закаливающие процедуры. Закаливание должно включать зарядку, занятия физкультурой, водные, воздушные и солнечные процедуры. При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

11.5. Утренняя зарядка проводится ежедневно на открытом воздухе. В дождливую погоду утреннюю зарядку рекомендуется проводить в хорошо проветриваемых помещениях.

Продолжительность утренней зарядки - не менее 15 мин.

11.6. Купание детей в открытых водоемах рекомендуется проводить в солнечные и безветренные дни, при температуре воздуха не ниже +23 °C и температуре воды не ниже +20 °C. Рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2 - 5 минут с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Купание сразу после приема пищи (менее 30 минут) не рекомендуется.

При организации купания детей присутствие медицинского работника обязательно.

11.7. Использование поверхностных водных объектов для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

11.8. Купание детей осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах. На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты.

11.9. С учетом воспитательной и оздоровительной направленности детские оздоровительные лагеря в соответствии с их возрастом возможна организация следующих видов работ. Для детей 7 - 13 лет допускается уборка постелей, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для детей старше 14 лет - уборка спальных комнат, дежурство по столовой (сервировка обеденных столов, уборка грязной посуды, уборка обеденного зала).

11.10. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья и других), с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников и других), уборке мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытью полов с применением моющих и дезинфекционных средств; выполнению опасных в эпидемиологическом отношении видов работ (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна и других).

Воспитание полезных навыков и привычек имеет особенно важное значение в дошкольном периоде жизни ребенка. В этом возрасте в коре больших полушарий головного мозга легко образуются новые временные нервные связи, называемые условными рефлексами, которые потом закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде навыков и привычек.

Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.

Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, — одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

Давно известно — каждый испытал это на себе, — что потребность в еде, сне, деятельности и отдыхе появляется в определенные часы, если человек привык есть, спать, работать в установленное время. Понятно, что пища лучше усваивается, если выделение пищеварительных соков начинается еще до того, как она попадает в рот, что сон наступит быстрее и отдых будет более полным, если в привычный час человека «клонит ко сну».

Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать. Бывает, что родители, «жалея» ребенка, разрешают ему то позже лечь, то не вовремя встать, то остаться дома в часы прогулки. Такие нарушения установленного распорядка не проходят бесследно: они отражаются на сне ребенка, его аппетите, общем самочувствии. Ребенок начинает к огорчению родителей, не понимающих причины его поведения, нервничать, капризничать.

Режим может несколько изменяться в зависимости от сезона, от распорядка жизни в семье. Но некоторые общие правила должны соблюдаться всегда. Правила эти относятся в основном к организации сна, питания, прогулок.

Сон. Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна.

Но дело не только в количестве часов сна. Дети должны ложиться вовремя, не позднее 8—9 часов вечера. Если ребенок спит в общей комнате, взрослым приходится в это время несколько ограничить себя, так как яркий свет, чрезмерно громкие или волнующие ребенка разговоры, естественно, мешают ему заснуть сразу, а потом, в силу перевозбуждения, сон наступает с большим трудом.

Возбуждают ребенка и слишком шумные игры перед самым сном, и рассказанные ему на ночь страшные сказки. Наоборот, успокаивающе действуют приготовления ко сну — все то, что ребенок должен выполнять ежедневно: уборка игрушек, умывание, раздевание и т. д.

Сон детей должен протекать в гигиенических условиях (отдельная кровать, не слишком мягкая постель, чистый, прохладный воздух в помещении); перед сном комнату надо обязательно проветривать. Не следует бояться держать форточку открытой, когда ребенок спит, даже зимой, если он тепло укрыт.

Питание. Ребенку, так же как и взрослому, пища нужна как источник энергии, необходимой для основных жизненных процессов в организме, для поддержания теплового равновесия, для движения, для работы. В детском возрасте требуются еще и дополнительные затраты энергии, связанные с ростом и развитием организма ребенка. Чем моложе ребенок, тем быстрее идет его рост.

В пище дети должны получать все необходимые вещества: полноценные белки (их особенно много в мясе, рыбе, яйцах, в молочных продуктах), жиры — преимущественно в виде сливочного масла, углеводы, содержащиеся в муке, в крупах, в сахаре, в картофеле, в различных овощах, фруктах.

Для нормального роста и развития детям особенно важны витамины — их много в капусте, моркови, помидорах, в черной смородине, апельсинах, лимонах и других овощах, ягодах и фруктах, а также в сливочном масле, яйцах, молоке и рыбьем жире.

Устанавливая режим питания, надо помнить следующее. Дети получают питание 4—5 раз в день. Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя — часа за полтора до сна. Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3—4 часа, их надо строго соблюдать.

Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — во время утреннего завтрака и ужина, а самое легкое питание — в полдник и на второй завтрак, если ребенок питается 5 раз в день.

Приводим примерное меню и распорядок питания для ребенка-дошкольника.

Первый завтрак — из двух блюд. Кроме стакана жидкости (чай с молоком, молоко, кофе), на завтрак следует давать какое-нибудь горячее блюдо: кашу, картофель, макароны, яичницу, фаршмак из селедки, а также овощи или фрукты, ягоды.

Если по условиям жизни в семье общий обед готовят к 3—4 часам, детям необходимо дать второй завтрак (через 2 1/2—3 часа после первого), более легкий.

Нет надобности готовить для детей дошкольного возраста специальный обед — они могут в основном есть то же, что и взрослые, если это не слишком тяжелая, жирная или острая пища, приправленная перцем, горчицей, уксусом.

Обед ребенка должен состоять из трех блюд; на третье следует давать свежие фрукты или кисель, компот.

В промежутках между обедом и ужином — легкий полдник: чай или молоко, булочка с маслом, с медом, печенье, фрукты.

Ужин — из двух блюд: например, запеканка из каши (овощей, макарон), творог, сырники, картофельные котлеты и т. п. и стакан молока, простокваши.

Прогулка. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. В сельских местностях, где жизнь детей весной и летом обычно целиком проходит на воздухе, они выгодно отличаются от городских и крепостью здоровья, и внешним видом: румяные, загорелые, всегда в движении, они не боятся солнца, не простуживаются, промокнув под дождем. Надо стремиться к тому, чтобы дети, живущие в городских условиях, также как можно больше были на воздухе.

В осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми — между завтраком и обедом (2—2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2—2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре 20—25° мороза, если нет сильного ветра и если они одеты соответственно погоде.

На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, валенках и теплых варежках или перчатках. На севере, где климат суровее, детей надо приучать гулять и при более низкой температуре: важно, чтобы ребенок привыкал к климату, в котором он живет.

В зависимости от условий дети могут гулять на участке своего дома или за его пределами. В первом случае следует позаботиться о том, чтобы во дворе было место, где они могли бы спокойно играть. Площадку, предназначенную для игр, летом надо подметать и поливать во избежание пыли, зимой — расчищать от снега. Если двор, как это бывает нередко в больших городах, не подходит для игр детей, надо выбрать поближе к дому место для ежедневных прогулок: сквер, бульвар, парк.

Время от времени полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние — для младших до 15—20 минут ходьбы, для более старших — до 30 минут, с небольшими остановками на 1—2 минуты во время пути.

Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращаться обратно.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов де­ятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное зна­чение, благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма (ди­намического стереотипа) в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как и неправильные условия воспитания.не-благоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ре­бенка, прежде всего к неврозам. Симптомами неврозов являются беспокойство, : плохой сон, отставание в физическом развитии; в более старшем возрасте - раз-


Дражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабиль­ность температуры. Течение определяется условиями окружающей среды, воспи­тания и обучения. Для профилактики неврозов необходим правильный педаго­гический подход к ребенку, соблюдение режима дня с самого раннего возраста. Широко используются оздоровительные меры: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и солевые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиени­чески полноценный ночной сон, дневной сон. Важен, особенно в подростковом возрасте, личный пример взрослых (родителей, воспитателей), благожелательное их участие в решении проблем подростка.

Внеклассные и внешкольные занятия проводят в дни с меньшим числом учеб­ных занятий, а также в выходные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосред­ственным наблюдением и руководством опытных педагогов, разумно направляю­щих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастны­ми возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

На внеклассную и внешкольную работу учащимся II-IV классов рекоменду­ется затрачивать не более 1-2 ч, V-VIII классов - 3-4 ч, IX-XI классов - 4-5 ч в неделю.

Увеличение двигательной активности школьников является мощным сред­ством повышения работоспособности организма и улучшения состояния здо­ровья. В режиме дня должны быть представлены, помимо 1-1,5-часового актив­ного отдыха, утренняя гимнастика, прогулки, спортивные игры, катание на конь­ках, ходьба на лыжах. В режиме учебной недели обязательны два урока физичес­кой культуры, занятия в спортивных секциях, общественно полезный труд. Заме­на уроков физической культуры на занятия по общеобразовательным предметам наносит большой вред здоровью школьников.

В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащи­мися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, средних и старших классов - 1,5-2,5 ч. Это время уча­щиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструиро­вания, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопе­редач.



В свободное от занятий время школьники должны помогать по дому. Посиль ный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содейст­вует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных иг­рах и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми с умеренной физической нагрузкой, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых превышает 1,5 ч или проводится с ин­тенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количест-


в о ошибок, уменьшается объем выполняемой работы; на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организо­ванного.

Спортивные игры, такие как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью и, следовательно, интенсивной на­грузкой, они могут оказать отрицательное влияние„на работоспособность.

Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен и пр. В связи с этим, основные гигиенические принципы и требования к организации обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях были закреплены в соответствующем разделе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки - это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.
Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:
1) чередование разных видов деятельности;
2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов. Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа. Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.
Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения - ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку. В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15-20 мин, в 5-7х классах - 20-25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35-45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Важный компонент режима дня – сон достаточной продолжительности, не менее 9-10 часов в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при заня¬тиях спортом и во время соревнований) деятельности, в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1-2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к ослаблению организма и переутомлению.