Контроль за гигиеной полости рта при парадонтите. Средства для полоскания. Структура практического занятия Изложение учебного материала

Средства и методы гигиенического ухода за полостью рта - это любые вещества, средства или приспособления, которые предназначены для контакта с поверхностью зубов и слизистой полости рта с целью их дезодорирования, очищения и профилактики стоматологических заболеваний.

Гигиенические и лечебно-профилактические средства :

  • зубная паста,
  • зубной гель,
  • зубной эликсир,
  • аэрозоль,
  • жевательная резинка,
  • гигиенические таблетки,
  • растворы.

Механические средства :

  • зубные щетки,
  • зубные нити,
  • зубочистки,
  • ершики,
  • стимуляторы,
  • массажеры,
  • ирригатор.


Механические средства и методы использования

Зубные щетки . Зубная щетка является основным инструментом для удаления микробного налета с поверхности зубов и десен.

В настоящее время существует множество моделей зубных щеток. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части - головки с посаженными в нее кустами щетины. Имеющиеся типы зубных щеток отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек.

Размер зубной щетки подбирается индивидуально. Рабочая часть щетки должна захватывать 2,5 зуба по длине, а по ширине примерно равняться высоте коронки, (для взрослых - 22–28 мм длина, 10–13 мм ширина, для детей - 20 мм длина, 10 мм ширина).

Эффективность использования зубных щеток и их правильный индивидуальный подбор зависит от так называемой жесткости щеточного поля.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток :

  • очень мягкие щетки предназначены для детей на этапе обучения гигиене полости рта;
  • мягкие - для пациентов с наличием острых воспалительных процессов слизистой оболочки полости рта и тканей периодонта;
  • средней степени жесткости - для пациентов с патологией твердых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения и с хроническим течением заболеваний периодонта;
  • жесткие щетки предназначены для лиц со здоровыми зубами и периодонтом;
  • очень жесткие - для пациентов, пользующихся металлическими протезами.

Другой вариант классификации :

  • мягкие - Soft - для лиц с заболеваниями твердых тканей зуба и слизистой оболочки;
  • средней жесткости - Medium - для всех;
  • жесткие - Hard - для лиц, пользующихся протезами и/или имеющих повышенную склонность к образованию зубного налета и камня.

Следует помнить о том, что очень жесткие и жесткие щетки при неправильном использовании могут травмировать десну и истирать твердые ткани зуба . Ручка щетки обычно изготавливается из пропилена, соответствует размеру и анатомической форме ладони для удобного удержания.
Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей воды и тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета и зубной пасты. Хранить ее следует так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например, в стакане головкой кверху. Регулярно используемую зубную щетку из искусственной щетины необходимо менять каждые 1–2 мес.

Существует несколько способов чистки зубов . Наиболее распространен стандартный метод . При его использовании верхний и нижний зубной ряд делят на сегменты по 2–3 зуба, и каждый участок обрабатывают отдельно. Начинают чистку с верхних правых моляров, перемещаются на премоляры, далее на центральные участки, затем очищают от налета премоляры и моляры слева вверху. Переходят на нижнюю челюсть слева и так же последовательно обрабатывают каждый фрагмент. Вначале чистят щечную и губную поверхности, потом - язычные на верхней и на нижней челюсти.

Круговыми движениями вдоль шейки зуба устраняют налет из десневой борозды и с пришеечной области. «Подметающими» движениями от десен к жевательной поверхности (режущему краю) удаляют налет с десен и со всей поверхности эмали. Щетку при этом держат так, чтобы щетинки были направлены под острым углом к эмали. Давление к щетке прикладывают, когда она движется по зубу от десны в сторону жевательной поверхности (режущего края). Закончив чистку одного сегмента, переходят к следующему участку, где повторяют описанную процедуру. Таким образом обеспечивается удаление налета практически с каждого участка зуба.

Жевательные поверхности очищают щеткой, обращенной щетинками перпендикулярно к окклюзионной плоскости. Такое положение обеспечивает возможность проникновения щетинок в бороздки, фиссуры, межзубные промежутки. Вращательные движения головки щетки чередуют с возвратно-поступательными при перемещении щетки вдоль окклюзионной поверхности моляров и премоляров.

Язычные поверхности моляров и премоляров очищают таким же образом, как щечные. При чистке язычных поверхностей фронтальной группы зубов ручка щетки располагается параллельно окклюзионной плоскости, движения горизонтальные возвратно-поступательные. Затем положение меняют так, чтобы щетинки находились под острым углом к поверхности зубов и захватывали края десны, очищая десну и зубы при движении щетки вверх-вниз. Общее время чистки - 2,5–3 мин.

Зубные нити - флоссы - применимы для всех, используются для очищения проксимальных поверхностей зубов. Изготавливаются из искусственного волокна, могут быть круглыми, плоскими, различного сечения и формы. В ряде случаев их обогащают фтором или другими добавками. Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первых фаланг третьих пальцев обеих рук, фиксируют при помощи первого и второго пальцев в межзубном промежутке и вертикальными движениями удаляют зубные отложения (6–7 движений для каждого зуба). Нить постоянно должна быть прижата к зубу, чтобы не травмировать межзубный сосочек.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи, налета из промежутков между зубами. Следует пользоваться деревянными или пластмассовыми зубочистками однократного применения. Дети не должны самостоятельно применять флоссы и зубочистки.

Стимуляторы - деревянные или резиновые приспособления с длинной конической рабочей частью вводятся между сосочком и поверхностью зуба, в результате чего усиливается ороговение эпителия сосочка, он становится более грубым и менее чувствительным.

Массажеры имеют форму зубной щетки, только вместо щетинок вмонтированы резиновые образования в форме грибочков для массажа десны. В результате применения улучшается кровоснабжение, обменные процессы, усиливается ороговение эпителия десны.

Ирригаторы - маленькие сифончики для орошения слизистой оболочки полости рта.

На качественный уход за полостью рта необходимо затрачивать 15–20 мин в течение дня : чистить зубы утром и вечером, а после дневного приема пищи, если самоочищение зубов хорошее, можно ограничиться тщательным полосканием рта. Быстрое образование налета требует дополнительной дневной чистки зубов.

Контроль качества гигиены полости рта осуществляют при помощи безвредных для организма красителей в виде полосканий растворами или разжевывания таблеток. При наличии зубного налета он окрашивается, что означает некачественную чистку зубов.

ЗАНЯТИЕ№12

ТЕМА: Профессиональная гигиена полости рта и её значение в профилактике ос­новных стоматологических заболеваний. Комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены (удаление над- и поддесневых зубных отложений; профессиональная чистка зубов; полировка пломб; устра­нение факторов, способствующих скоплению зубного налета).

ЦЕЛЬ : Изучить комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены.

ЗАДАЧИ:

    Обучить методике удаления зубных отложений.

    Обучить профессиональная чистка зубов, полировки пломб.

Структура практического занятия

ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства и инструменты

1. Демонстрация методики удаления зубного камня

Стоматологическая установка. Набор стома­тологических инстру­ментов, набор крючков

2. Демонстрация методики очищения и полирования зубов

3. Индивидуальное обуче­ние студентов методам про­фессиональной гигиены по­лости рта, и проведение профессиональной гигиены друг другу

4. Индивидуальный кон­троль знаний

5. Домашнее задание

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы.

    Гигиенические индексы

    Пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для определения исходных знаний.

    Роль профессиональной гигиены полости рта.

    Инструменты применяемые для удаления зубных отложений.

    Принципы проведения профессиональной гигиены полости рта.

    Абразивы для очищения и полирования зубов.

    Способы предупреждения образования зубных отложений.

Ожидаемые ответы.

Профессиональная гигиена полости рта

Среди множества профилактических мер первостепенной проблемой является контроль за зубным налетом, являющимся основной причиной, вызывающей кариес зубов и воспалительные заболевания тканей паро­донта.

Эффективность самостоятельного удаления зубного налета пациентом зависит от его мотивации, знаний и навыков по гигиене полости рта.

Существует огромное количество методов чистки зубов, которыми пользуются пациенты. Результаты стоматологического обследования по­казывают, что в среднем около 90% взрослых чистят зубы один или два раза в день.

Однако самостоятельной чистки, как правило, оказывается недостаточ­но для полного удаления налета из так называемых ретенционных зон (труд­нодоступных мест):

    межзубных промежутков;

    пришеечных областей;

    проксимальных поверхностей зубов;

    жевательной поверхности моляров;

    щечной поверхности моляров верхней челюсти;

    язычной поверхности нижних моляров.

Профессиональная чистка, проводимая специалистом (врачом-стома­тологом или гигиенистом стоматологическим), обеспечивает полное уда­ление зубного налета.

Профессиональная гигиена ~ комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний

пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Профессиональная гигиена включаетв себя несколько этапов:

    мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;

    удаление над- и поддесневых зубных отложений;

    полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

    устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.

Длительность интервала между посещениями зависит от:

    гигиенического состояния полости рта;

    интенсивности кариеса зубов;

    присутствия гингивита;

    выраженности пародонтита;

    степени прорезывания зубов у детей.

Проведение профессиональной гигиены является необходимым условием и при плановом осмотре полости рта пациента, поскольку качество диагностики кариеса зубов значительно возрастает, если поверхность зуб очищена и высушена.

Кроме того, наличие здоровой, тщательно санированной полости является неотъемлемым условием качественного осуществления слоя методов лечения:

    эстетического пломбирования;

    микропротезирования;

    отбеливания зубов;

    хирургического пародонтологического лечения;

    имплантации;

    ортопедического лечения;

    ортодонтического лечения.

Перед профессиональной чисткой зубов проводят стоматологическое обследование с определением индексов CPITN, РМА, гигиенических индексов (по показаниям в зависимости от возраста пациента).

Результаты осмотра заносят в регистрационную карту пациента последующего динамического контроля за гигиеной полости рта.

Обзорный осмотр полости рта совместно с пациентом позволяет наглядно продемонстрировать различия между стоматологическим здоровьем и патологией.

Для проведения профессиональной гигиены применяют:

Резиновые колпачки - для удаления мягкого зубного налета с гладких поверхностей зубов, а также для полировки поверхности корня.

Резиновые колпачки предварительно заполняют полировочной профи­лактической пастой различной абразивности.

Вращающиеся щеточки - для удаления мягкого зубного налета с жева­тельных поверхностей зубов в области фиссур, ямок, естественных углубле­ний. Их применяют с подачей небольшого количества воды.

Профилактическая полировочная паста может быть мелко-, средне- или крупнодисперсной, содержать или не содержать соединения фтора.

Во время проведения профессиональной чистки зубов у взрослых мож­но использовать низкоабразивную отбеливающую и содержащую фторид пасту Rembrandt, которая позволяет увеличить резистентность эмали.

Зубные нити: применяют для удаления налета с апроксимальных по­верхностей зубов.

Удаление твердых зубных отложений (зубного камня) проводится ручными и/или ультразвуковыми инструментами, которые обычно взаимодо­полняют друг друга и позволяют работать эргономично.

Скейлеры ручные – применяют для удаления над- и поддесневых твердых зубных отложений.

Пародонтальный пуговчатый зонд – применяют определения состояния тканей пародонта, глубины и рельефа пародонтального кармана, для обнаружения поддесневых зубных отложений. А также для оценки гладкости поверхности корня после кюретажа.

Ведущим направлением современной стоматологии становится профилактика. Известно, что подавляющее большинство населения от кариеса в различных формах. Нередко уже в детском возрасте наблюдаются серьезные разрушения молочных зубов. Кроме того, почти 100 % населения страдают от воспаления десен и кровоточащие десны многими уже воспринимаются как вполне обычное явление. А ведь это приводит к воспалению периодонта и затем – к потере зуба. Лечение и протезирование, в свою очередь, достаточно болезненны и дорогостоящи. На сегодняшний день, очевидно, что легче предотвратить развитие многих заболеваний, чем в последствии вкладывать большие моральные и материальные силы в устранение патологии. В наше время существенно увеличивается влияние практикующих врачей в стоматологическом просвещении населения. К сожалению, немногие специалисты способны на должном уровне провести индивидуальную мотивацию и обучение пациентов в области оральной гигиены. И для того, чтобы профессиональная гигиена на самом деле стала мощным этапом борьбы с современными стоматологическими заболеваниями, необходимо четко знать все группы и методы основных профилактических мероприятий.

Зубные отложения

В литературе до настоящего момента не существует единой терминологии, объективно характеризующей зубные отложения. Под одним и тем же названием нередко подразумевают различные структурные образования. Наиболее популярен в настоящее время термин «plaque» и его перевод на русский язык – «бляшка» или «зубной налет».

Все зубные отложения можно сгруппировать следующим образом:

  1. Неминерализованные зубные отложения.
    1. Кутикула;
    2. Пелликула;
    3. Плотный зубной налет (зубная бляшка);
    4. Мягкий зубной налет.
  2. Минерализованные зубные отложения.
    1. Наддесневый зубной камень;
    2. Поддесневый зубной камень.

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, вскоре после прорезывания теряется, поэтому в физиологии зуба существенной роли не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) образуется на поверхности зуба вскоре после его прорезывания и является производным слюнных гликопротеидов. При снятии пелликулы абразивным средством она быстро восстанавливается, если зуб находится в контакте со слюной (20-30 минут). Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксируемым к поверхности зуба. Бактерий в пелликуле обнаружить не удалось. От состояния пелликулы зависит процесс диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали, изменение состава и свойств пелликулы может благоприятствовать развитию кариеса. Во-первых, пелликула способна уменьшить начальный поток фтора в зуб, в то же время она может задержать обратную диффузия из зуба образовавшихся фторидэмалевых продуктов.

Зубная бляшка располагается над пелликулой зуба, она бесцветна, поэтому для ее обнаружения используются окрашивающие растворы. Это образование с шероховатой поверхностью, которое располагается над десной, чаще в пришеечной области зуба, под десной, в фиссурах. Зубная бляшка образуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали, плотно прикреплена к ней и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий. Кроме того, она содержит эпителиальные клетки, лейкоциты и макрофаги. В механизме образования зубной бляшки большую роль играют углеводы, которые способствуют прилипанию налета к поверхности зуба.

Мягкий зубной налет ясно виден без окрашивания специальными растворами. Он накапливается в ночное время, в период покоя речевого и жевательного аппарата, у лиц, не осуществляющих регулярный уход за полостью рта. Мягкий зубной налет, в отличии от плотного, не имеет постоянной структуры. Он состоит из органических и неорганических веществ, осевших на поверхности эмали в результате распада скоплений отторгнувшихся клеток покровного эпителия, слизистой оболочки полости рта, лейкоцитов, микроорганизмов, остатков пищи, пыли. Мягкий зубной налет является причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также основным центром минерализации и образования зубного камня.

Минерализованные зубные отложения (зубной камень) являются отвердевшей массой, которая образуется на поверхности естественных и искусственных зубов, а также зубных протезов. В зависимости от соотношения с десневым краем выделяют наддесневой и поддесневый зубной камень.

Наддесневой камень располагается над гребнем десневого края, его легко обнаружить на поверхности зубов. Он обычно белого или беловато-желтого цвета, твердой или глинообразной консистенции, легко отделяется от зубной поверхности путем соскабливания. Цвет его часто зависит от воздействия табака или пищевых пигментов. Чаще всего наддесневой зубной камень локализуется на щечных поверхностях верхних больших коренных зубов, на язычных поверхностях передних зубов нижней челюсти. Наддесневой зубной камень относится к слюнному типу (образуется из минеральных веществ слюны).

Поддесневой зубной камень располагается под маргинальной десной и обычно в десневых карманах. Поддесневой камень не виден при визуальном осмотре ротовой полости. Чтобы определить местонахождение и протяженность поддесневого зубного камня необходимо аккуратное зондирование. Он обычно плотный и твердый, темно-коричневого или зеленовато-черного цвета и плотно прикреплен к поверхности зуба. Часто у пациентов обнаруживается и наддесневой, и поддесневой зубные камни, не исключено образование наддесневого или поддесневого зубного камня в отдельности. Поддесневый зубной камень относится к сывороточному типу (так как доказано, что источником минералов для него является десневая жидкость, которая напоминает сыворотку).

Начало и скорость минерализации зубной бляшки неодинаковы у разных индивидуумов и на различных зубах и одного и того же субъекта. Это позволяет выделять людей с быстрым образованием камня, с умеренным, с незначительным и лиц у которых вообще не образуется камень.

Профессиональная гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.

Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:

  • Контролируемая чистка зубов;
  • Удаления зубных отложений;
  • Шлифовка и полирование;
  • Флюоризация.

Контролируемая чистка

Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.

Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.

Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso (Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).

Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.

Удаление зубных отложений

В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).

При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.

Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.

Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.

1. Низкочастотное воздействие (Sonic)

Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.

Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonic используется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.

2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)

Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.

Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.

3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)

Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.

Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.

4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow, EMS, Швейцария, Cavi-Jet, Dentsplay)

В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.

Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.

3. Полировка

Чтобы предотвратить образование нового налета на очищенных поверхностях, применяется полировка резиновыми чашечками, щеточками и полировочными пастами.

Сначала производится шлифование и предварительное полирование шеек и доступных участков корней зубов гибкими абразивными инструментами (лавсановыми диски и полоски-штрипсы с абразивным покрытием, ленты, флоссы и щетки).

Затем приступают к окончательному полированию с использованием щеток, резиновых колпачков и полирующих абразивных паст: Unit Dose, Prophy Paste (Oral-B), Detartrine (Septodont), Nupro (Dentsply), Klint (Voco), Remot (Lege Artis), Cleanpolish (Hawe Nenos).

Начинается полировка грубой полировочной пастой резиновой чашечкой неабразивного свойства. Затем производится обработка среднезернистой пастой, благодаря которой сглаживаются неровности, образованные предыдущей пастой. Следует отметить, что нужно четко соблюдать порядок чередования полировочных паст. Только в этом случае можно получить чисто отполированную поверхность. Ни в коем случае нельзя перепрыгивать через ступени полировки. И в заключении производится окончательная полировка мелкозернистой, флюоридсодержащей пастой. Предпочтительнее полировать плоские поверхности резиновыми чашечками, а для полировки бугров использовать щеточки.

В заключении профессиональной очистки зубов производится очистка межзубных пространств с помощью специальных средств. Очистка апроксимальных областей осуществляется с помощью ниточки и мелкозернистой пасты. Для полировки значительно широких межзубных участков имеет смысл применение специальных межзубных щеточек.

Затем производится заключительная ирригация полости рта для удаления абразивной пасты (для этой цели используются слабые растворы антисептиков). Также на данном этапе желательно провести контрольное определение гигиенических индексов.

4. Флюоризация

Для улучшения процессов реминерализации эмали и дентина обязательным этапом профессиональной гигиены полости рта является флюоризация зубов с использованием фторосодержащих гелей, лаков и ополаскивателей: Fluoridin Gel № 5 (Voco), Pro Fluorid gelee (Voco), Bifluorid 12 (Voco), Fluocal (Septodont), Vernident (Voco), Fluramon (Voco), Pro Fluorid M (Voco). Возможно проведение глубокого фторирования по Кнапповосту (ф. Mumanchemie, Германия).

Таким образом профессиональная очистка зубов длится около 40 минут, вместе с консультацией врача это займет около 1 часа.

Но чтобы закрепить успех, недостаточно одного такого посещения врача. Только на протяжении всей жизни регулярно проводимая профессиональная гигиена полости рта поможет избежать заболеваний. Целесообразно проводить в кабинете гигиены регулярные осмотры (не менее двух раз в год).

Особенности применения средств индивидуальной гигиены полости рта: вопросы и ответы

Какова роль фтора в процессе реминерализации?

Литература

  1. Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Т.И.Лемецкая «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» / учебно-методическое пособие, Москва, 1986 г.
  2. Г.Н.Пахомов «Первичная профилактика в стоматологии» / Медицина, Москва, 1982 г.
  3. В.В.Горюнов, И.А.Шляхтова, Т.В.Горбунова «Алгоритм работы кабинета гигиены полости рта» / Уральское стоматологическое обозрение. 2000, №2(11).
  4. Е.А.Парпалей, Л.Б.Лепорская, Н.О.Савичук «Профессиональная и персональная гигиена ротовой полости как метод профилактики стоматологических заболеваний» / Современная стоматология. 1999, №4.
  5. Г.Х.Бестинг, Р.Хильгер, С.Фас, П.Берманн «Профессиональная гигиена»/ Российский стоматологический клуб.

У 60-90% детей школьного возраста и почти у 100% взрослых людей имеется кариес зубов. У 15-20% людей среднего возраста (35-44 года) обнаруживается тяжелый пародонтит (болезнь десен), который может приводить к выпадению зубов. Вопрос профилактики заболеваний полости рта имеет решающее значение.

Наиболее распространёнными и массово встречаемыми факторами риска развития заболеваний полости рта, являются наличие зубного налета, зубного камня, плохая гигиена полости рта.

Зубной налет или зубная бляшка - это организованные колонии бактерий, часть из которых вызывают развитие заболеваний десен, другая часть развитие кариеса.

Зубной камень - это отвердевший зубной налет, образующийся на поверхности зубов.

| Плохая гигиена полости рта часто связана с неправильно используемой методикой чистки зубов.

Профессиональная гигиена полости рта в нашей клинике - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов риска развития заболеваний полости рта. Данная процедура проводится индивидуально для каждого пациента, с учетом его особенностей и состоит из следующих этапов:

  • | Снятии зубного камня без повреждения эмали зуба при помощи ультразвука
  • | Снятие зубного налета без травмы мягких и твердых тканей полости рта путем обработки поверхности зуба содосодержащим раствором под давлением (Air-Flow)
  • | Полировка обработанной поверхности
  • | Глубокое фторирование - обработка поверхности зубов фтор-содержащими препаратами (для профессионального использования в стоматологии). В организме человека фтор, в основном, содержится в эмали зубов. При недостаточном его содержании происходит разрушение зубной эмали и как следствие развитие кариеса.
  • | Обучение и контроль гигиены полости рта. Выдается одноразовая зубная щетка, при помощи которой Вы чистите зубы по привычной для Вас методике под контролем врача. Далее проводится контроль оставшегося после чистки зубов налета при помощи окрашивающих налет таблеток. После этого врач проводит обучение индивидуальной методике чистки зубов актуальной для Вас с учетом Ваших особенностей, а также подбор индивидуальных средств гигиены полости рта.

Как правило зубной налет и зубной камень, покрывающие поверхность зубов, темного цвета, за счет чего зубы в целом темнеют. Поэтому, при снятии налета и камня, многие пациенты ошибочно считают, что провели процедуру отбеливания, хотя зубам лишь возвращен истинный цвет. Как правило образование зубного камня и налета продолжается от 4 до 6 месяцев. Поэтому важно как минимум раз в полгода посещать стоматолога.

| Важно знать , при неправильном, непрофессиональном использовании этих современных приборов процедура, направленная на снятие зубных отложений, может стать причиной микротравм десен и разрушения зубной эмали. И тогда регулярные профессиональные чистки зубов перестают быть профилактикой, переходя в разряд нарушителей целостности органов полости рта.

Тема. Гигиена полости рта.
Цель . Обучить студентов методам и средствам личной и профессиональной гигиены полости рта.
Метод проведения. Групповое занятие.
Место проведения. Лечебный и фантомный кабинеты.
Обеспечение

Техническое оснащение: диапроектор «Пеленг», стоматологическая установка, кресло, наборы инструментов для обследования полости рта, индикаторы зубного налета, зубные щетки , пасты, гели, эликсиры, зубочистки, флоссы.

Учебные пособия: слайды, таблицы, стенды, фантомы.

Средства контроля: контрольные вопросы, задачи, ситуационные задачи, вопросы для тестового контроля знаний, домашнее задание.
Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Состав, свойства слюны и ротовой жидкости (кафедра биохимии).
План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Теоретическая часть. Средства и методы индивидуальной гигиены полости рта. Методы чистки зубов. Средства и методы профессиональной гигиены полости рта. Собеседование по контрольным вопросам и контрольным задачам . Решение учебных ситуационных задач.

3. Клиническая часть. Демонстрация преподавателем методов чистки зубов на фантоме: стандартного, при заболеваниях пародонта, комбинированных и других. Демонстрация методики применения межзубных нитей (флоссов). Демонстрация на стенде средств индивидуальной гигиены полости рта.

4. Самостоятельная работа студентов. Обучение студентами пациентов правилам чистки зубов, проведение бесед по подбору щеток и зубных паст.

5. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

6. Решение контрольных ситуационных задач.

7. Тестовый контроль знаний.

8. Задание на следующее занятие.
Аннотация

Первичная профилактика стоматологических заболеваний включает комплекс мероприятий. Ведущим мероприятием в этом комплексе является гигиена полости рта. Принято различать индивидуальную и профессиональную гигиену.

Под индивидуальной гигиеной понимают тщательное и регулярное удаление каждым человеком отложений с поверхности зубов и десен. Профессиональная гигиена полости рта проводится специалистом (стоматологом или врачом-гигиенистом) и обеспечивает удаление мягких и минерализованных зубных отложений, контроль за качеством индивидуальной гигиены, диагностику ранних стадий кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Средства индивидуальной гигиены полости рта – это зубные щетки, ирригаторы полости рта, зубные нити, зубные порошки и пасты, гели, зубные эликсиры, жевательная резинка.

Методами индивидуальной гигиены полости рта являются чистка зубов и полоскание полости рта.

Механическое удаление зубных отложений осуществляется с помощью зубной щетки. Зубная щетка состоит из ручки и рабочей части, представленной рядами пучков щетины. В качестве щетины в основном применяются искусственные волокна. По жесткости различают три вида щетинок: жесткие, средние, мягкие; по длине рабочей части и величине ручки – взрослые и детские. Существуют также электрические зубные щетки.

Зубная щетка должна быть индивидуальной для каждого человека. Срок эксплуатации в среднем от одного до трех месяцев, пока не наступит деформация пучков щетины.

Однако, даже тщательное соблюдение правил гигиены полости рта с использованием одних зубных щеток не позволяет добиться очищения межзубных промежутков. Для этого используют зубные нити (флоссы). Они изготавливаются из искусственных волокон. Нить длиной 30-40 см вводится в межзубные промежутки, прижимается к поверхности зуба и проводится вверх-вниз, совершая 6-7 движений. Также для этой цели применяют зубочистки – деревянные и пластмассовые; ирригаторы – используется струя воды под давлением 2-10 атм. через наконечник. Давление создается компрессорами, к воде добавляются лекарственные вещества.

Химическое очищение зубов от налета проводится с помощью зубной пасты. В настоящее время ведущие мировые производители зубных паст привлекают к созданию новых видов не только технологов, дизайнеров, инженеров, но и стоматологов с тем, чтобы пасты максимально соответствовали потребностям населения в зависимости от конкретных стоматологических ситуаций. Зубная паста – это сложносоставная система, в формировании которой участвуют много компонентов:

а) абразивы (мел, бикарбонат натрия, дикальций фосфат, полимерные соединения метилметакрилата и др.);

б) увлажняющие вещества (глицерол и сорбитол), препятствующие испарению воды и способствующие сохранению однородности пасты;

в) связывающее вещество (природные смолы);

г) пенообразующие вещества, или детергенты (лаурилсульфат), способствующие образованию пены и облегчающие процесс чистки зубов;

д) антимикробные препараты, или консерванты (спирты, бензоаты, формальдегиды);

е) вода 20-30%;

ж) лечебно-профилактические добавки, определяющие назначение пасты;

з) гелеобразующие вещества.

Зубные пасты можно распределять по принадлежности (детская, подростковая, взрослая), по консистенции, по назначению, по степени пенистости, по содержанию элементов и т.д.

Наиболее существенна градация зубных паст по назначению (табл. 1), в соответствии с ним все зубные пасты подразделяются на две основные группы: гигиенические и лечебно-профилактические.

Таблица 1

Классификация практической градации зубных паст


Зубные пасты

гигиенические

лечебно-профилактические

простые

сложносоставные

комбинированные

комплексные

1. Очищающие

2. Дезодорирующие



1. Противокариесные

2. Абразивные

3. Противовоспалительные


1. Противокариесные

2. Противовоспалительные

3. Десенситивные.


1. Противокариесные

2. Противокариесные и противовоспалительные

3. Противокариесные и десенситивные

Гигиенические зубные пасты предназначены для очищения зубов от налета и дезодорирования полости рта («Апельсиновая», «Семейная», «Мятная», «Московская», «С добрым утром», «Фосфориновая», «Ovenal», «Red-White»).

Лечебно-профилактические зубные пасты делятся на две подгруппы: простые и сложносоставные. Простые лечебно-профилактические зубные пасты обладают каким-либо одним воздействием: противокариесным или противовоспалительным, или абразивным. Сложносоставные лечебно-профилактические пасты подразделяются на комбинированные и комплексные. К комбинированным относятся пасты, в состав которых входят два или три лечебно-профилактических компонента, направленных на терапию и профилактику одного вида патологии. Комплексные зубные пасты включают несколько лечебно-профилактических компонентов, действующих на различные виды патологии.

В условиях появления все более сложных по составу зубных паст, имеющих целенаправленное действие, подбором зубной пасты должен заниматься стоматолог и рекомендовать ее в соответствии с конкретным стоматологическим и гигиеническим статусами пациента. Для этого необходимо знать основную направленность зубных паст:

а) для профилактики кариеса – содержат фтористые и фосфорно-кальциевые соединения;

б) для профилактики заболеваний десен – включают растительные и противоспалительные компоненты (экстракты ромашки, шалфея, эвкалипта и др., хлоргексидин, триклозан и т.д.);

в) для зубов с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям, содержащие гидроксиапатит или трикальций фосфат и способствующие обтурации дентинных трубочек, или фторсодержащие с нитратом калия, обеспечивающие изоляцию нервных волокон.
Основные правила чистки зубов

Для чистки зубов применяются подметающие, скребущие, круговые и возвратно-поступательные движения.

Подметающие движения проводятся от десны к краю коронки, они необходимы для очистки щечных, небных, язычных и вестибулярных поверхностей зубов. Скребущие и возвратно-поступательные движения применяются для чистки жевательных поверхностей зубов. Круговые движения проводятся на всех поверхностях после скребущих движений. Зубную щетку располагают перпендикулярно очищаемой поверхности. Для создания стереотипизма вначале очищают зубо-десневую зону моляров с любой стороны, продвигаясь по вестибулярной поверхности к жевательной, а затем на небную поверхность. После переходят на премоляры и фронтальные зубы. Сначала чистят зубы верхней челюсти, потом нижней. Каждую поверхность сегмента необходимо очищать 8-10 движениями щетки, а на очистку всех зубов необходимо затратить 300-400 движений. Самой оптимальной схемой чистки зубов считается чистка два раза в сутки: утром и вечером после приема пищи.
Профессиональная гигиена полости рта

Под термином «профессиональная гигиена полости рта» понимается тщательное удаление мягких и твердых зубных отложений со всех поверхностей зубов и десен профилактическими средствами, под контролем индикаторов зубного налета. Профессиональная гигиена полости рта проводится стоматологом или врачом-гигиенистом и включает: обучение, учет, контроль за гигиеническим состоянием полости рта, коррекцию, регистрацию состояния зубов и тканей полости рта, систематическое удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

4. Зубные щетки, требования к ним, различия, подбор, сроки эксплуатации.

5. Очистители межзубных промежутков.

6. Зубные пасты, состав.

7. Зубные пасты, практическая градация.

8. Основные правила чистки зубов.

9. Понятие «профессиональная гигиена полости рта».

10. Этапы профессиональной гигиены полости рта.
Контрольные задачи

Задача 1. Соотнесите средства гигиены:

Задача 2. Какие средства обеспечивают механическое удаление зубного налета?

10. Во второе посещение по поводу профессиональной гигиены полости рта пациент перед зеркалом самостоятельно очистил поверхности зубов с помощью зубной щетки и пасты. Врач дал рекомендации по правильному использованию межзубных очистителей.

Все ли мероприятия, предусмотренные на данном этапе профессиональной гигиены, выполнены врачом?


Контрольные

1. При осмотре полости рта в пришеечной области зубов верхней и нижней челюстей значительное скопление мягкого зубного налета. При детальном опросе выяснилось, что пациент длительное время пользуется мягкой зубной щеткой.

Каковы причины данного гигиенического статуса в полости рта? Дайте рекомендации по уходу, хранению и срокам эксплуатации зубной щетки.

2. Пациент затрудняется подобрать себе зубную щетку и межзубные очистители. Проведите консультацию по подбору пациенту этих средств индивидуальной гигиены полости рта, укажите, на что нужно акцентировать внимание.

3. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость и болезненность десны в области 35, 34 и 33 зубов.

Объективно: межзубные сосочки и маргинальная десна в области указанных зубов отечны , гиперемированы, с раневой поверхностью. Из анамнеза выяснено, что пациент пользовался новой зубной щеткой.

Объясните и перечислите возможные причины острого воспаления десны.

4. Пациент К., 30 лет, обратился с жалобами на боль при приеме пищи, чистке зубов, самопроизвольную кровоточивость десен.

При объективном исследовании – маргинальная десна и зубодесневые сосочки отечны, гиперемированы, сосочки увеличены в размере, кровоточат при прикосновении. Обнаружены ложные десневые карманы без нарушения зубодесневого прикрепления.

Диагноз: обострение хронического катарального гингивита средней степени тяжести.

Какую зубную щетку и зубную пасту на период лечения необходимо рекомендовать пациенту? Дайте обоснование.

5. В ходе профессиональной гигиены полости рта при опросе выяснилось, что во время чистки зубов пациентка использует скребущие и возвратно-поступательные движения на всех поверхностях зубов, начиная с фронтальных зубов и заканчивая областью моляров.

Есть ли нарушение в методике чистки зубов ? Если да, то опишите основные правила очищения поверхности зубов.

6. В процессе проведения профессиональной гигиены полости рта врач обследовал полость рта, окрасил зубной налет с последующей демонстрацией пациенту, удалил зубные отложения, дал рекомендации по правильному выбору средств индивидуальной гигиены полости рта.

Перечислите этапы, предусмотренные профессиональной гигиеной полости рта.

7. К врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки и краевая десна отечны, гиперемированы, сосочки кровоточат при дотрагивании. Индекс гигиены составляет 1,6 балла. Поставлен диагноз – острый серозный гингивит.

8. При проведении профессиональной гигиены полости рта в третье посещение пациент очистил поверхность зубов с помощью зубной щетки и пасты самостоятельно. Врач проконтролировал качество чистки зубов.

Все ли манипуляции были выполнены на данном этапе? Перечислите сроки повторного контроля за соблюдением пациентом гигиены полости рта.

9. Пациент предъявляет жалобы на повышенную чувствительность зубов от внешних раздражителей.

В составе комплексного лечения пациенту была рекомендована зубная паста, содержащая гидроксиапатит или трикальций фосфат, а также фторсодержащая зубная паста с нитратом калия.

10. На прием к врачу-стоматологу обратился пациент с жалобами на кровоточивость десен при употреблении жесткой пищи и при чистке зубов.

Объективно: межзубные сосочки отечны, гиперемированы, имеют цианотичный оттенок, кровоточат при дотрагивании. Обильный мягкий зубной налет. Индекс гигиены 4 балла.

Какие методы и средства индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта могут быть рекомендованы пациенту? Дайте обоснование.


Тестовый контроль знаний

1. Какие средства гигиены полости рта относят к индивидуальным?

а) зубные щетки;

б) флоссы;

в) зубные пасты;

г) ирригаторы;

д) резиновые чашечки.

2. Какие компоненты входят в состав гигиенических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажняющие вещества;

в) природные смолы;

г) пенообразующие вещества;

д) анестезирующие вещества;

е) лечебно-профилактические добавки.

3. Как подразделяются лечебно-профилактические зубные пасты?

а) сочетанные;

б) комбинированные;

в) сложносоставные;

г) простые;

в) комплексные.

4. Что относят к межзубным очистителям?

а) зубочистки;

б) флоссы;

в) ирригаторы;

г) штрипсы.

5. Какие из перечисленных веществ относят к компонентам лечебно-профилактических зубных паст?

а) абразивы;

б) увлажнители;

в) консерванты;

г) детергенты;

д) лечебно-профилактические добавки;

е) антибиотики;

ж) прижигающие вещества.

6. Укажите методы индивидуальной профилактики полости рта:

а) чистка зубов;

б) удаление зубного камня;

в) ирригация полости рта;

г) удаление зубных отложений с недоступных поверхностей.

7. Перечислите основные движения, применяемые при чистке зубов:

а) подметающие;

б) трущие;

в) круговые;

г) возвратно-поступательные.

8. Какие вещества входят в состав противокариесных зубных паст?

а) фторид натрия;

б) противовоспалительные компоненты;

в) противомикробные препараты.

9. Какие вещества входят в состав зубных паст, применяемых для профилактики заболеваний пародонта?

а) фтористые соединения;

б) растительные экстракты;

в) фосфорно-кальциевые соединения.

10. Для чего предназначены гигиенические зубные пасты?

а) очищение от налета;

б) дезодорирование полости рта;

в) профилактика заболеваний десен;

г) профилактика повышенной чувствительности зубов.


Домашнее задание:

а) дать определение индивидуальной и профессиональной гигиене;

б) перечислить средства индивидуальной гигиены полости рта;

в) перечислить гигиенические пасты;

г) состав зубных паст;

д) классификация лечебно-профилактических зубных паст;

е) этапы профессиональной гигиены полости рта.
Литература

Основная

1. Боровский Е.В., Терапевтическая стоматология / Е.В. Боровский, В.С. Иванов, Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская. – М.: Медицина, 2001. – С. 212-219, 266-269, 718-727.

2. Зубные болезни: практическое руководство / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь: Изд-во СтГМА, 1998. – С. 338-342.

3. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология / Ю.М. Максимовский, Л.Н. Максимовская, Л.Ю. Орехова. – М.: Медицина, 2002. – С. 225-231.

Дополнительная

1. Терапевтическая стоматология: учебное пособие / под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М., 2003. – С. 580-585.

2. Тестовые задания для контроля уровня знаний по пропедевтике стоматологических заболеваний / под ред. проф. М.М. Пожарицкой. – М., 2000. – С. 48

3. Тестовые задания по пропедевтике стоматологических заболеваний. Часть I. Терапевтическая стоматология / под ред. проф. Н.Н. Гаражи. – Ставрополь, 2003. – 40 с.

4. Улитовский С.Б. Зубные пасты / С. Б. Улитовский. – СПб., 2000. – 272 с.