Общие сведения об этиологии и патогенезе психических расстройств. Понятие о патогенезе и патокинезе психических заболеваний Этиология психических заболеваний

Сущность психозов до настоящего времени в полной мере не выяснена. В XX веке в связи с успехами генетики, молекулярной генетики, нейроиммунологии, нейрохимии, физиологии, т. е. всего комплекса нейронаук, многие механизмы развития таких состояний, как депрессия, тревога, страх, возбуждение, стали более понятными; появилась возможность точной ДНК-диагностики при ряде заболеваний ( , болезнь Дауна, другие дифференцированные олигофрении). Такой «прорыв» в науке стал особенно заметным в последнее десятилетие XX века, которое было обозначено ВОЗ как «декада мозга». К началу XXI века был расшифрован геном человека и ученые получили в свои руки «генетическую анатомию». Это позволяет смотреть в будущее психиатрии с оптимизмом, так как она получает статус «точной науки». В связи с этим целесообразно представить в учебнике важнейшие из фундаментальных научных данных биологии, имеющих непосредственное отношение к психиатрии.

Врач-психиатр, работающий в клинике, при изучении историй болезни постоянно отмечает у больных наличие различных факторов воздействия на психику, которые участвуют в развитии патологического процесса. П. Ю. Мебиус (1893) впервые предложил все причины психозов делить на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В соответствии с такой дихотомией и сами психические болезни подразделяются на экзогенные и эндогенные.

Среди эндогенных причин болезни особое значение имеют генетические факторы, нарушения развития в раннем возрасте, соматические заболевания, которые затрудняют и ухудшают работу мозга вследствие ишемии, аутоинтоксикации, эндокринопатии.

Экзогенные факторы в основном подразделяются на две группы. К первой относятся органические повреждающие мозг воздействия - такие, как травмы, интоксикации, инфекции, радиационные поражения. Ко второй группе относятся воздействия эмоциональных стрессов вследствие внутри — личностных или межличностных конфликтов, различных неблагоприятных средовых, отрицательных социальных влияний на личность. Особую роль играют особенности самой личности, прежде всего те, которые определяют индивидуальные реакции.

В практической психиатрии общеизвестно, что экзогенные и эндогенные факторы зачастую выступают вместе, при этом в одних случаях превалирует эндогенный, а в других - экзогенный радикал. К примеру, токсическое воздействие алкоголя может проявляться по-разному. В одних случаях этот экзогенный фактор может стать пусковым механизмом эндогенного процесса (), в других случаях он вызывает типичный экзогенный психоз , который может иметь различные клинические оттенки, создавая порой шизоформные картины. Это обстоятельство обязательно учитывается при диагностике основного заболевания. Главным причинным фактором психической болезни следует считать тот, который определяет картины дебюта и отмечается на всем протяжении болезненного процесса, подчеркивая особенности его динамики, картину ремиссии и исходного состояния. В ряде случаев отмечается очевидность внешнего запускающего болезнь фактора, который в дальнейшем утрачивает свою роль и не имеет решающего значения в формировании психопатологической структуры основного заболевания. Эти факторы рассматриваются как провоцирующие. Различие причинных механизмов психозов хорошо видно на примерах развития «осевых» («аксиальных», по А. Гохе) синдромов - таких, как экзогенно-органический, лежащий в основе экзогенно-органических заболеваний; эндогенный симптомокомплекс, лежащий в основе эндогенных процессуальных заболеваний (

« Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте»

Этиология (греч. aetia причина + logos учение) - учение о причинах и условиях возникновения болезней; в более узком смысле термином «этиология» обозначают ту причину возникновения болезни или патологического состояния, без которой они бы не возникли (например, механическая или психическая травма).

Патогенез (греч. pathos страдание, болезнь + genesis зарождение, происхождение) - учение о механизмах развития, течения и исхода болезней, как в смысле общих для всех болезней закономерностей (общий патогенез), так и применительно к конкретным нозологическим формам (частный патогенез).

В определенных возрастах, судя по статистическим данным, дети чаще заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены одного возрастного периода другим. Они могут происходить достаточно бурно, сопровождаться трудностями и эмоциональными переживаниями, сопутствующими возникновению качественных перемен в жизнедеятельности человека. Сущность этих кризисов - переход количества в новое качество: происходящие изменения в психических и личностных образованиях порождают новое качество. Этот переход может происходить резко, скачкообразно, что затрудняет благополучное его завершение. Основной трудностью детства является несамостоятельность, зависимость от взрослых.

Трудности подросткового возраста - противоречие между потребностью быть взрослым, происходящим самоопределением, формирующейся концепцией взрослого «Я» и несоответствующими им потенциалами подростка. Типичные психологические кризисы в этих возрастных периодах возникают именно вокруг этих проблем. Если трудности переходного возраста сочетаются с переживанием неприятной жизненной ситуации, то появляется высокий риск в

возникновении тех или иных нервно-психических расстройств.

Астенический синдром - состояние нервно-психической слабости, которая выражается повышенной истощаемостью, снижением тонуса психических процессов и замедленностью восстановлением сил. Больные с астеническим синдромом легко утомляемы, не способны к длительному умственному и физическому напряжению. Они болезненно впечатлительны, их раздражают громкие звуки, яркий свет, разговор окружающих. Настроение их лабильно, меняется под влиянием незначительных поводов; чаще оно носит характер капризности, недовольства. Больные по незначительному поводу могут расплакаться. Эти эмоциональные изменения получили название эмоциональной слабости. Отмечаются головные боли, нарушение сна, вегетативные расстройства. При более тяжелой астении клиническая картина характеризуется пассивностью больных, апатичностью.

Астенический синдром может быть следствием различных заболеваний, но чаще возникает в связи с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами, при хронических заболеваниях внутренних органов, а также при эндокринопатиях. Он может встречаться как этап психических болезней - шизофрении, артериосклероза, прогрессивного паралича, энцефалитов и других органических заболеваний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Он может быть преходящим или постоянным. Поведение детей отличается возбудимостью, раздражительностью, крикливостью. Сон поверхностен и прерывист. При преобладании явлений гидроцефалии отмечаются вялость, сонливость, анорексия, срыгивания, уменьшение массы тела. Имеют место симптом «заходящего солнца», косоглазие, горизонтальный нистагм. Состояние мышечного тонуса зависит от преобладания гипертензии (гипертония) или гидроцефалии (вначале гипотония). Сухожильные рефлексы могут быть высокими. Часто отмечается тремор (дрожание), реже - судорожные явления.

Синдром невропатии или врожденной детской нервности наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители (смена белья, изменение положения тела и т.п.). Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения; с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. В дошкольном возрасте соматовегетативные расстройства уходят на второй план, однако длительно сохраняются плохой аппетит, избирательность в еде, жевательная лень. Часто отмечают запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями. На первом плане - повышенная аффективная возбудимость, впечатлительность, склонность к страхам. На этом фоне под воздействием неблагоприятных факторов легко возникают невротические расстройства. К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. В редких случаях он трансформируется в невротические нарушения либо формируются патологические черты характера астенического типа. Нередко симптом невропатии или его компоненты предшествуют развитию шизофрении.

Гипердинамический синдром, синдром двигательной расторможенности встречается у 5-10% школьников младших классов, причем у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

Синдром встречается в возрастном диапазоне от 5 до 15 лет, однако наиболее интенсивно он проявляется в конце дошкольного и начале школьного возраста. Основные проявления - общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность в поступках, нарушение концентрации активного внимания. Дети бегают, прыгают, не удерживаются на месте, хватают или трогают предметы, попадающие в их поле зрения. Задают много вопросов и не выслушивают ответов на них. Часто нарушают дисциплинарные требования. Перечисленные симптомы приводят к нарушению школьной адаптации при хорошем интеллекте, дети испытывают трудности в усвоении учебного материала. Встречается при всех психических заболеваниях детского возраста, наиболее часто при органическом поражении ЦНС. В этиологии ведущее место занимает действие экзогенного патологического фактора в перинатальном или раннем постнатальном периоде.

Синдром уходов из дома и бродяжничества очень разнообразен по причинам возникновения, но однообразен по внешним проявлениям. Встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но чаще в пубертатном периоде. На этапе формирования проявления этого симптома отчетливо зависят от индивидуальных особенностей личности и микросоциального окружения. У детей и подростков с чертами тормозимости, обидчивых, чувствительных уходы связаны с переживанием обиды, ущемленного самолюбия, например, после физического наказания. При преобладании черт эмоционально-волевой неустойчивости, инфантилизма уходы связаны с боязнью трудностей (контрольная, строгий педагог). Гипертимные подростки, а также здоровые дети испытывают потребность в новых впечатлениях, развлечениях («сенсорная жажда»), с чем и связаны уходы. Особое место занимают немотивированные уходы на эмоционально холодном фоне. Дети уходят в одиночку, неожиданно, бесцельно блуждают, не проявляют интереса к ярким зрелищам, новым впечатлениям, неохотно вступают в контакт с окружающими (часами катаются по одному маршруту на транспорте). Они сами возвращаются и ведут себя так, как будто ничего не случилось. Это бывает при шизофрении и эпилепсии. Независимо от причин начальных уходов, формируется своеобразный стереотип реагирования на психотравмирующие обстоятельства. По мере повторения уходов предпочтение отдают асоциальным формам поведения, присоединяются правонарушения, влияние асоциальных групп. Длительное существование уходов приводит к формированию патологических черт личности: лживость, изворотливость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к труду и всякой регламентации. С 14-15 лет этот симптом сглаживается, в одних случаях личность не меняется, в других формируются краевая психопатия и микросоциально-педагогическая запущенность.

Судорожный синдром (эписиндром) возникает сразу после травмы, указывая на значительный ушиб или кровоизлияние в вещество мозга. Судороги, появляющиеся спустя несколько месяцев после травмы, являются следствием рубцового процесса, возникающего на месте бывшей травмы. Судороги могут быть различны по частоте и времени возникновения. Частые дневные судороги довольно быстро приводят к снижению интеллекта. У всех больных отмечается изменение характера по травматическому типу: аффективностъ, снижение настроения (дисфория), плохая переключаемость в трудовой деятельности, ослабление памяти. Раннее выявление болезни и систематическое лечение могут сделать судорожные приступы более редкими, что дает возможность ребенку усваивать необходимые знания.

Синдром раннего детского аутизма. Детский аутизм описан Каннером в 1943 г. Это редкая форма патологии - встречается у 2-х из 10000 детей. Основные проявления синдрома - полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2-х до 5 лет. Некоторые проявления этого синдрома становятся заметными уже в грудном возрасте. На фоне соматовегетативных расстройств наблюдается слабая реакция В раннем детстве - это дети равнодушные к близким, безразличные к их присутствию. Иногда у них как бы отсутствует способность дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы. Страх новизны еще более выражен, чем при невропатии. Любое изменение привычной обстановки вызывает недовольство и бурный протест с плачем. Поведение однообразное, игровая деятельность стереотипна - это простые манипуляции с предметами. От сверстников отгораживаются, участие в коллективных играх не принимают. Контакт с матерью поверхностный, привязанности к ней не проявляет, нередко развивается негативное, недоброжелательное отношение. Мимика маловыразительна, пустой взгляд. Речь иногда развивается рано, чаще задерживается в развитии. Во всех случаях плохо развита экспрессивная речь, главным образом страдает коммуникативная функция, автономная речь может быть сформирована достаточно. Характерны патологические формы речи - неологизмы, эхолалии, скандированное произношение, о себе говорят во втором и третьем лице. Моторно такие дети неуклюжи, особенно страдает тонкая моторика. Интеллектуальное развитие чаще всего снижено, но может быть и нормальным.

Динамика синдрома зависит от возраста. К концу дошкольного периода соматовегетативные и инстинктивные расстройства сглаживаются, моторные нарушения редуцируются, часть детей становится более общительной. Видоизменяется игровая деятельность, она отличается особым стремлением к схематизму, формальному регистрированию объектов (составление схем, таблиц, маршрутов езды транспорта).

В младшем школьном возрасте сохраняются приверженность рутинному образу жизни, эмоциональная холодность, замкнутость. В дальнейшем синдром или редуцируется (достаточно редко) или формируются психопатические черты характера, атипичные формы умственной отсталости, нередко шизофрения.

Выделяют психогенный вариант, связанный с эмоциональной деп-ривацией, который наблюдается у детей, содержащихся в государственных учреждениях, если в первые 3-4 года жизни отсутствовал контакт с матерью. Он характеризуется нарушением способности общаться с окружающими, пассивностью, безучастностью, задержкой психического развития.

Синдром Аспергера. Имеют место основные клинические проявления характерные для раннего детского аутизма. В отличие от синдрома Канера при этом виде расстройства наблюдаются нормальный или даже выше среднего уровня интеллект, опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить раньше, чем ходить), встречается преимущественно у мальчиков. Прогноз более благоприятен при синдроме Аспергера, который рассматривается как особый вариант начального этапа формирования шизоидной психопатии.

Синдром Каннера возникает при сочетании наследственно-конституционального фактора с ранним органическим поражением головного мозга. В генезе синдрома определенная роль отводится также неправильному воспитанию (эмоциональная депривация). В происхождение синдрома Аспергера наследственно-конституцио-нальный фактор расценивается как ведущий.

Психопатоподобный синдром. Основу психопатоподобных состояний составляет психоорганический синдром с нарушением эмоционально-волевых свойств личности. Клинически это выражается в недостаточности высших нравственных установок, отсутствии интеллектуальных интересов, нарушении инстинктов (расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, недостаточность инстинкта самосохранения, повышенный аппетит), недостаточной целенаправленности и импульсивности поведения, а у детей младшего возраста - в двигательной расторможенности и слабости активного внимания. с доминированием Возможны некоторые различия, связанные тех или иных патологических черт личности, что позволяет в ряде случаев выделить варианты психопатоподобных состояний. Синдром психической неустойчивости наряду с описанными общими проявлениями характеризуется крайней изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств, повышенной внушаемостью, стремлением к получению примитивных удовольствий и новых впечатлений, с чем связаны склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, употреблению психоактивных веществ, раннему началу сексуальной жизни.

Синдром повышенной аффективной возбудимости проявляется чрез-мерной возбудимостью, склонностью к бурным аффективным разрядам с агрессией и жестокими действиями.

Детям и подросткам с импульсивно-эпилептоидным психопатопо-добным синдромом свойственны наряду с повышенной возбудимостью и агрессивностью склонность к дисфориям, а также к внезапным поступкам и действиям, возникающим по механизму короткого замыкания, инертность мыслительных процессов, расторможенность примитивных влечений.

Наконец, при синдроме нарушения влечений на первый план выступают расторможение и извращение примитивных влечений - упорная мастурбация, садистские наклонности, бродяжничество, стремление к поджогам.

Особое место среди резидуально-органических психопатоподобных расстройств занимают психопатоподобные состояния при ускоренном темпе полового созревания. Основные проявления этих состояний -повышенная аффективная возбудимость и резкое усиление влечений. У подростков-мальчиков преобладает компонент аффективной возбудимости с агрессивностью. Иногда на высоте аффекта происходит сужение сознания, что делает поведение подростков особенно опасным. Отмечаются повышенная конфликтность, постоянная готовность к участию в ссорах и драках. Возможны периоды дисфории. У подростков-девочек на первый план выступает повышенное сексуальное влечение, приобретающее иногда непреодолимый характер. Достаточно часто у таких девочек обнаруживается склонность к вымыслам, фантазиям, оговорам сексуального содержания. Персонажами таких оговоров выступают одноклассники, учителя, родственники мужчины. В генезе ускоренного полового созревания предполагается ведущая роль дисфункции передних ядер гипоталамуса.

Грубый характер расстройств поведения у детей и подростков с резидуально-органическими психопатоподобными состояниями часто ведет к выраженной социальной дезадаптации с невозможностью пребывания в учебном коллективе. Несмотря на это, отдаленный прогноз в значительной части случаев может быть относительно благоприятным. Психопатоподобные изменения личности частично или полностью сглаживаются и в постпубертатном возрасте наступает клиническое улучшение с той или иной степенью социальной адаптации.

Симптоматические психозы - психозы, возникающие в течение различных соматических, инфекционных болезней и интоксикаций и являющиеся симптомом основного заболевания. Не все психозы, развивающиеся при соматических, инфекционных заболеваниях и интоксикациях, являются симптоматическими. Нередки случаи, когда соматическая болезнь провоцирует эндогенное психическое заболевание (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др.). В зависимости от продолжительности и интенсивности действующей на организм вредности психозы могут протекать с экзогенными расстройствами, эндогенными картинами, а также оставлять после себя те или иные органические симптомы.

Как правило, острые симптоматические психозы не оставляют каких-либо последствий. После протрагированных психозов могут наблюдаться в той или иной степени, выраженные органические изменения. Нередко одно и то же соматическое заболевание может приводить к возникновению психозов острых или протрагированных и вести к тем или иным органическим изменениям личности. На характер течения психоза оказывает влияние как интенсивность и качество действующей вредности, так и реактивность организмаВсе перечисленные психотические состояния оставляют после себя длительный период астении.

Эпилепсия. Хроническое, заболевание головного мозга, характеризующееся в зависимости от локализации патологического очага повторными судорогами, а также нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере, регистрируемыми в межприступном периоде.

Этиология и патогенез. В возникновении эпилептических пароксизмов несомненное значение имеют два фактора - наследственное или приобретенное предрасположение, а также экзогенные причины (травма, инфекция и др.). Соотношение влияния этих двух факторов может быть различным.

Малые припадки в настоящее время диагностируются как абсансы. Клинически проявляются внезапным кратковременным (несколько секунд) угнетением или потерей сознания с последующей амнезией. При этом судороги или другие двигательные нарушения могут отсутствовать или наблюдаются отдельные миоклонические судороги, элементарные автоматизмы, кратковременные (более массивные) моторные феномены, ве-гетовисцеральные и вазомоторные нарушения.

Шизофрения. У детей шизофрения может начаться в любом возрасте, даже с 2-3 лет. Чаще бывает у подростков 14-15 лет.

Этиология. Неизвестна.

Клиническая картина. Клиническая симптоматика детской шизофрении определяется возрастом (возрастной реактивностью) больного и причиной, приведшей к заболеванию. Четкой классификации детской шизофрении не существует. Для детей дошкольного возраста очень характерны немотивированные, несвязанные с какими-либо внешними причинами страхи. Иногда при этом бывают зрительные галлюцинации, обычно устрашающего характера, нередко напоминающие сказочных персонажей (страшный черный медведь, баба-яга и т. д.). Характерны для шизофрении младшего возраста и нарушения речи. Ребенок с уже хорошо развитой до этого речью перестает разговаривать, иногда начинает употреблять вымышленные слова (неологизмы) или отвечает совершенно не на вопрос. Наблюдается разорванность речи, могут быть эхолалии - повторения чужих слов или фраз. Речь у таких детей теряет свою основную функцию - быть средством общения. Дети становятся отчужденными, никак не реагируют на окружающее, предпочитают играть одни, нередко не проявляя в игре никакой продуктивности: например, часами стереотипно вертят в руках одну и ту же игрушку. Могут наблюдаться элементы кататонического статуса: ребенок застывает в одной позе, накручивает волосы на пальцы, однообразно кивает головой, подпрыгивает и т. д.

У детей младшего школьного возраста отмечается уже более продуктивная психическая симптоматика. Характерным является патологическое антазирование («бредоподобные фантазии»). Такие дети могут жить в вымышленном мире, наделять предметы чертами одушевленных существ, изображать животных и вести себя соответствующим образом: например, ребенок, считая себя лошадкой, ходит на четвереньках, просит кормить его овсом и т. д. Могут наблюдаться различные ипохондрические состояния и двигательные нарушения в виде импульсивных поступков, двигательной расторможенности и пр. Характерны также навязчивые состояния и связанные с ними ритуальные действия.

Шизофрения подросткового периода характеризуется в основном теми же чертами, что и шизофрения взрослых, хотя некоторые виды расстройств чаще встречаются именно в этом возрасте (например, синдром дисморфофобии -дисморфомании). Основные клинические формы болезни: простая форма: характерно медленное постепенное начало. Подросток становится замкнутым, отчужденным, снижается его успеваемость, он теряет прежние интересы и привязанности, перестает следить за собой, становится неряшливым. Нередко появляется резко выраженное психопатоподобное поведение со склонностью ко лжи, воровству, жестокости; гебефреническая форма: характерно подчеркнуто несерьезное, вычурное, манерное поведение; подросток склонен к беспричинному веселью, непонятному для окружающих; кататоническая форма проявляется двигательными нарушениями в виде кататонического ступора или кататонического возбуждения. Кататонический ступор характеризуется полной обездвиженностыо (больной чаще всего неподвижно лежит в эмбриональной позе), мутизмом (молчание), полным отсутствием реакции на окружающее. Кататоническое возбуждение характеризуется однообразным бессмысленным двигательным беспокойством. Больной подпрыгивает, размахивает руками, иногда что-то стереотипно выкрикивает, гримасничает и т.д.; параноидная форма характеризуется наличием разнообразных бредовых идей и нередко галлюцинаций. При параноидной шизофрении у подростков довольно типичны бред физического недостатка, а также шизофренический вариант невротической анорексии, отрицательное отношение к родным и особенно к матери, доходящее до бреда «чужих родителей».

Маниакально-депрессивнный психоз заболевание, которое характеризуется обратимыми фазами расстройства настроения, чередующимися с периодами психического здоровья. Само название показывает, что фазы, наблюдаемые у таких больных, носят полярно противоположный характер. Заболевание может протекать со сменой этих фаз.

Клиническая картина маниакально-депрессивного психоза заключается в появлении у больных депрессивных или маниакальных фаз, а также в наличии между ними «светлых промежутков». Взаимоотношение различных фаз при маниакально-депрессивном психозе является неопределенным: встречаются больные, у которых повторяются только депрессивные состояния либо только маниакальные, но есть тип течения маниакально-депрессивного психоза, при котором наблюдается чередование тех и других фаз. Различают еще одну форму маниакально-депрессивного психоза, которая течет непрерывно, без светлых промежутков, одна фаза переходит в другую. Такой тип течения получил название постоянный.

Основным симптомом, как в маниакальной фазе, так и в депрессивной является нарушение аффекта, которое клинически проявляется устойчивым изменением настроения с нарушением соматовегетативных функций: сна, аппетита, обменных процессов, эндокринных функций. Возраст, при котором начинается заболевание маниакально-депрессивным психозом, может быть различным. Выделяют тяжелые, средней тяжести и легкие формы.

О причинах возникновения маниакально-депрессивного психоза существуют различные концепции, но большинство авторов считает, что основной причиной является неполноценность самого организма. Большое значение придается конституции, врожденному или приобретенному предрасположению и особому темпераменту. И. П. Павлов считал, что при маниакально-депрессивном психозе нарушаются динамические взаимоотношения коры и подкорковых клеток и торможения высших отделов нервной системы. По мнению И. П. Павлова, маниакально-депрессивный психоз чаще возникает у лиц возбудимого типа, у которых нет соответствующего умеряющего и восстанавливающего процесса торможения.

Неврозы. Обратимые нарушения высшей нервной деятельности, обусловленные психотравмирующими факторами, из которых особенно большое значение имеют неблагоприятные условия воспитания, недостаток внимания к ребенку, разлады в семье, особенно уход из семьи одного из родителей. Возникновению невроза в значительной мере способствуют ухудшение общего состояния ребенка вследствие недосыпания, различных соматических заболеваний и т. д. и индивидуальные особенности личности.

Неврастения. Основным проявлением заболевания является синдром раздражительной слабости. Он выражается капризами у детей младшего возраста, аффективной неустойчивостью и вспыльчивостью у более старших детей. Сон становится беспокойным, с неприятными сновидениями. С трудом засыпая, ребенок также с трудом просыпается утром. Нередко перед отходом ко сну возникает эйфория, иногда сменяющаяся слезами, страхами. Дети школьного возраста начинают испытывать трудности в учебе, снижается внимание, в тяжелых случаях ребенок вообще не может сосредоточиться, постоянно отвлекается. Ухудшается способность к запоминанию, появляются рассеянность, забывчивость. Трудности, возникающие при выполнении обычных заданий, вызывают раздражение, слезы. Аппетит, особенно в утренние часы, понижен. Возможно появление рвоты, запоров. Практически постоянным симптомом является головная боль, часто отмечается двигательное беспокойство. Ребенок не может сидеть спокойно, он постоянно двигает руками, плечами, почесывается. При неблагоприятных условиях воспитания, особенно у ослабленных детей, заболевание может принимать затяжное течение, периодически обостряясь.

Так называемая детская нервность - это наиболее легкая форма неврастении. Она проявляется повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к слезам и капризам, иногда ночными страхами (ребенок просыпается, плачет, зовет родителей). Может возникнуть боязнь темноты и одиночества.

Невроз навязчивых состояний. В клинической картине преобладают разнообразные навязчивые явления, в первую очередь навязчивые страхи (фобии). Характерен навязчивый страх одиночества, острых предметов, пожара, высоты, воды, заражения какой-то опасной болезнью и т. д. Встречаются и другие навязчивые состояния, например навязчивые сомнения в правильности выполнения какого-либо действия, навязчивые движения и поступки. Встречаются навязчивые влечения и идеи (совершенно ненужные мысли, от которых, понимая всю их ненужность и нелепость, больной, тем не менее никак не может отделаться). Навязчивые состояния могут сопровождаться так называемыми ритуальными - разного рода защитными действиями и движениями, выполняемыми больным для защиты от ожидаемого несчастья или хотя бы временного успокоения. Навязчивые состояния, особенно фобии, очень мучительны, их появление обычно сопровождается выраженной вегетативной реакцией в виде резкой бледности или красноты, потливости, сердцебиения, учащения дыхания.

Истерия. Повышение эмоциональной возбудимости. Больные склонны к особенно бурному, но поверхностному проявлению чувств радости и горя, отличаются особенно сильно развитыми фантазией и воображением.

В связи с выраженной эмоциональностью имеют место повышенная впечатлительность, эгоистичность и чувствительность к различным проявлениям строгости, невнимания. Дети преувеличивают значение всех событий, так или иначе касающихся их, склонны к имитации. Из соматовегетативных расстройств отмечаются анорексия, которая может привести к значительному истощению ребенка, рвота, тошнота, сердцебиение, боли в области сердца, живота, головные боли, нарушение мочеиспускания и запоры вследствие спазма сфинктеров. Нередки жалобы на чувство сжатия в горле («истерический ком»). Возможно появление двигательных нарушений, таких, как судороги, астазия-абазия (невозможность стоять или ходить при полной сохранности опорно-двигательного аппарата и при сохранении активности движений в лежачем положении), изредка - истерические параличи и парезы. Наиболее характерной истерической реакцией детей (главным образом раннего и дошкольного возраста) является истерический припадок, возникающий при стремлении ребенка во что бы то ни стало добиться своего, привлечь к себе внимание, достичь желаемого. В таких случаях ребенок падает на пол или землю, выгибается, бьется головой, руками и ногами, пронзительно кричит и плачет, в то же время фиксируя в той или иной степени реакцию на его поведение окружающих. Добившись желаемого, он довольно быстро успокаивается.

Психопатии. Группа патологических состояний различной этиологии и патогенеза, объединяемых по доминирующему признаку - нарушениям в эмоционально-волевой сфере. Интеллект при психопатиях практически не изменен, поэтому с известной долей упрощения психопатии можно рассматривать как патологическое изменение характера.

Этиология и патогенез. В происхождении психопатий играют роль многие факторы: отягощенная наследственность, разнообразные вредные воздействия (инфекции, интоксикации, в том числе алкогольная, и т. д.), действующие на организм на различных стадиях внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка, неблагоприятные условия воспитания и социальная обстановка. В зависимости от характера и степени тяжести причины заболевания, а также времени ее воздействия на организм выделяют следующие типы аномалий развития нервной системы: задержанное (по типу психического инфантилизма); искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы (и всего организма в целом) и поврежденное («надломленное»). Основной причиной третьего типа аномалии являются мозговые заболевания, перенесенные на ранних этапах онтогенеза нервной системы. Механизмы формирования и развития патологической личности под влиянием неблагоприятных социальных условий различны.

Закрепление патологических черт характера может быть обусловлено подражанием психопатическому поведению окружающих (закрепление реакций протеста, возмущения, негативистических форм реагирования) при поощрении ими неадекватного поведения ребенка или подростка. Немаловажное значение имеет недостаточное внимание к выработке таких нервных процессов, как, например, торможение, на фоне несдерживаемого развития возбудимости ребенка. Установлено существование прямой зависимости между неправильным воспитанием и многими патологическими чертами характера. Так, патологическая возбудимость легче всего возникает при недостатке или полном отсутствии внимания к ребенку. Формированию тормозных психопатов больше всего благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (ребенок - «золушка»), а также в условиях чрезмерного контроля за ребенком. Истерическая психопатия наиболее часто формируется в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда исполняются любое желание ребенка, все его прихоти (ребенок - кумир семьи). Психопатическое развитие не всегда заканчивается полным формированием психопатии. При благоприятных условиях формирование патологического характера может ограничиться «психопатической стадией», когда патологические особенности еще не стойки и обратимы. При изменении среды могут полностью исчезнуть все психопатические особенности.

Психологическая возбудимость у детей чаще всего выражается в легком возникновении аффективных вспышек, такие дети не терпят никаких возражений, не могут сдерживать своих эмоций, требуют немедленного исполнения своих желаний. Встречается при этом и склонность к разрушительным действиям, повышенной драчливости, немотивированным колебаниям настроения.

Тормозные психопатии характеризуются робостью, застенчивостью, ранимостью, часто двигательной неловкостью; дети очень обидчивы.

Черты истероидной психопатии выражаются в значительном эгоцентризме, желании постоянно быть в центре внимания окружающих, в стремлении любым путем достичь желаемого. Дети легко ссорятся, склонны ко лжи (обычно с целью вызвать к себе сочувствие и повышенное внимание).

Профилактика. Имеют большое значение охрана здоровья беременной, охрана здоровья ребенка и правильное его воспитание.

Заключение

Таким образом. Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей. В этой связи без знаний закономерностей развития психики невозможно ни диагностировать, ни понять симптоматику детских нервно-психических расстройств.

Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты.

С позиции практической целесообразности психические заболевания по происхождению делят эндогенные. Экзогенные болезни являются следствием патологического влияние "в" на деятельность головного мозга

различных внешних (относительно ткани мозга) физических, химических и психогеннотравматических факторов. К ним относятся вредные инфекционно-аллергические, обменные, интоксикационных, термические, механические церебротравматични, радиационные и другие физически химические воздействия, а также те, которые обусловлены неблагоприятными социальными обстоятельствами, в частности, влекущих внутриличностные конфликты. Большинство исследователей психогеннотравматични психические расстройства относят к третьей самостоятельной группы под названием "психогении".

Если главные причины экзогенных заболеваний достаточно известны, то вопросы этиологии эндогенных психических заболеваний (шизофрения, маниакально-депрессивный или биполярной психоз, так называемая идиопатическая, или генуинна, эпилепсия, некоторые психозы позднего возраста) нельзя назвать решенными. Болезни развиваются под влиянием наследственных, конституционных, возрастных и других особенностей организма, которые диктуют определенные биохимические, иммунные и другие изменения, что приводит к первичных патологических нарушений психической деятельности. Согласно общепризнанным представлениям, любые внешние факторы могут влиять на дебют и дальнейшее течение эндогенных заболеваний, а не быть их первопричиной.

Однако некоторые авторы считают нецелесообразным выделять группы эндогенных психических заболеваний, потому возникновения этих расстройств они связывают с последствиями экзогенных воздействий, которые закрепились в генетической матрицы на будущие поколения. То есть перечисленные заболевания у конкретного пациента обусловлены определенными экзогенными (или средовыми) воздействиями на его близких или дальних родственников, передалось больному в наследство.

Таким образом, учение об этиологии психических заболеваний еще далеко от совершенства. При этом наименее известными, как и во всей другой патологии, является причинно-следственные связи многих факторов, влияющих на психическую деятельность.

Встреча человека с любым потенциально патогенным агентом вовсе не означает фатальной неизбежности психической болезни. Разовьется или нет болезнь, зависит от совокупности ряда факторов. их можно разделить так: конституциально-типо-логические (генетические и врожденно зумовлет ~ якбстТ, особенности, морфологическая и функциональная конституция, индивидуальные особенности биохимических, иммунных, вегетативных и других процессов) соматические (приобретенные особенности обменных процессов, обусловленных состоянием внутренних органов и систем и экологией) психосоциальные (своеобразие межличностных, в т. ч. производственных, семейных и др.. отношений больного в микро-и макро-окружении).

Проанализировав взаимовлияние конституциально-типологич-ных, соматогенных и психосоциальных моментов в каждом конкретном случае, можно приблизиться к пониманию того, почему, например, во время эпидемии гриппа психическая реакция одного больного ограничивается адекватной индивидуальной реакцией в пределах резервов психики, другой - кратковременной патологической реакцией психики, еще у другого больного она принимает форму устойчивого неврозоподобного или невротического состояния или же наблюдается явный расстройство психики подобное. Поэтому возникновение психической болезни методологически нельзя ставить в строгую зависимость от любых, пусть даже мощных факторов. Правильнее говорить о взаимодействии определенного фактора с индивидуальными механизмами биологической, психологической и социальной адаптации человека. Итак, психическая болезнь является следствием неудовлетворительного интегрального приспособления индивида к биопьсйхосо-ных воздействий. При этом каждое психическое заболевание имеет свою главную причину, без которой болезнь развиться не может. Скажем, посттравматическая энцефалопатия не возникнет без черепно-мозговой травмы.

Следует заметить высокую значимость всех трех названных выше групп факторов, приводящих к психическим расстройствам, и подчеркнуть не абсолютно патогенному значении каждого из них отдельно. Например, указывая на важную роль наследственности в возникновении таких болезней, как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, надо помнить, что даже при наличии любой из этих болезней у одного из однояйцевых близнецов риск по данной болезни у другого довольно большой, но он не составляет 100%. Поэтому следует говорить о наследственность не эндогенной психической патологии, а предрасположенности к ней. Это касается и влияния врожденных свойств личности, морфологической конституции, типичных вегетологичних особенностей и т.д..

В реализации наследственной предрасположенности большую роль играет влияние дополнительных вредностей. Большинство исследователей указывают на то, что дебют шизофрении и ее рецидивы почти в двух третях случаев провоцируются психической или физической травмами, соматическим заболеванием, интоксикацией и т.д.. Психогении (неврозы, реактивные психозы), алкогольный делирий и другие расстройства сознания чаще всего возникают на фоне соматических проблем.

Происхождение некоторых психических заболеваний напрямую связано с возрастом. Например, олигофренией вызывает умственная отсталость, формируется в раннем детстве или является следствием врожденного недоразвития мозга. Пикнолептични нападения у детей прекращаются в период половой зрелости. Пре-сенильный и сенильниы психозы возникают в позднем возрасте. В кризисные возрастные периоды (пубертатный и климактерический) чаще дебютируют или декомпенсуються такие психические расстройства, как неврозы и психопатии.

Определенное значение имеет половая принадлежность больных. Так, аффективные психические расстройства встречаются у женщин чаще, чем у мужчин. У женщин преобладают такие болезни: Пика, Альцгеимера, инволюционные, гипертензивный и климактерический психозы. Естественно, что у них возникают психические расстройства вследствие гормональной и других перестроек во время беременности или родов. А среди лиц с атеросклеротическими, интоксикационными, сифилитические психозы, а также больных алкоголизмом и алкогольными психозами, с нервно-психическими расстройствами, обусловленными черепно-мозговыми травмами, преобладают мужчины.

Целый ряд психосоциальных и экзогенных факторов, которые приводят к психическим отклонениям, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью пациента. Речь идет о таких вредные производственные факторы, как умственное и физическое перегрузки, эмоциональное перенапряжение, интоксикации, переохлаждения и перегревания, высокий уровень вибрации, радиационное загрязнение, шум, гипоксия, гиподинамия, различные виды депривации т.д.. Каждый из указанных неблагоприятных воздействий имеет довольно типичны психопатологические последствия. Например, психосоциальные ситуации, сопровождающиеся чрезмерным психическим нагрузкам, чаще приводят к невротическим расстройствам. В то время как выраженный дефицит сенсорной и других видов стимуляции преимущественно вызывает отклонения психотического регистра.

Целесообразно упомянуть и о сезонных изменениях психической деятельности. В некоторых психопатологических состояний, особенно эндогенных психозов с фазовым течением, наблюдаются обострения в осенний и весенний периоды. Следует указать на неблагоприятное воздействие интенсивных изменений метеорологических факторов. К ним очень чувствительны больные с сосудистыми, церебротравматичнимы и другими органическими мозговыми расстройствами.

Негативно влияют на нервно-психическое состояние ситуации, приводящие к так называемым десинхронозов. Имеются в виду нарушения биологических ритмов, например, дневного бодрствования и ночного сна, деление психического и физической нагрузки неадекватно типа характера ("сова" и "жаворонок"), искусственно спровоцированные нарушения цикла менструаций и др..

Патогенез (или механизм развития) психических заболеваний определяется взаимодействием в пренатальный и постнатальный периоды наследственно детерминированных факторов организма индивида и неблагоприятных психосоциальных, физических и химических воздействий на его личность, мозг и экстрацеребрального соматическую сферу. Биохимические, электрофизиологические, иммунные, морфологические, системные и личностные изменения, возникающие вследствие такого взаимодействия и которые можно исследовать современными методами, сопровождаются характерными патофизиологическими нарушениями. В свою очередь, такие изменения подчинены определенным пространственно-временным закономерностям, которые и определяют в конечном итоге стереотипность проявлений болезненных нервно-психических признаков, их динамику и специфичность.

Таким образом, патогенез, а следовательно и форма психического заболевания, обусловлены сложившимися в процессе онтогенеза и филогенеза своеобразными индивидуальными реакциями на множество ситуаций как экзогенного, так и эндогенного характера. Следует отметить, нервно-психическая сфера каждого конкретного человека отвечает на различные патогенные воздействия типичным для данного индивида ограничениям и стереотипным комплексом реакций.

При этом один и тот же вредное воздействие у разных людей, в зависимости от индивидуальных компенсаторных возможностей организма и ряда других обстоятельств, может привести разнообразные психопатологические комплексы. Например, злоупотребление алкоголем сопровождается психотическими состояниями, которые заметно отличаются друг от друга. Здесь стоит вспомнить алкогольный делирий, острый и хронический алкогольный галлюциноз, острый и хронический алкогольный параноид, корсаковский полиневротичний психоз, алкогольный псевдопаралич, енцефа-лопатию Гайе - Вернике. Одно и то же инфекционное заболевание может привести к лихорадочного делирия, или аменции, эпилептиформные синдрома, симптоматической мании, а в отдаленные сроки - до Корсаковского амнестического синдрома, постинфекционные энцефалопатии и др..

Следует также привести примеры моноетиологичних монопато-генетических заболеваний. Так, в происхождении фенилпировиног-совещательным олигофрении ведущую роль играют генетически обусловленные нарушения обмена веществ. Или второй пример: цитологическими исследованиями выявлено конкретное хромосомное нарушение, на котором основывается патогенез болезни Дауна.

В то же время различные этиологические факторы могут "запускать" одинаковые патогенетические механизмы, формирующие один и тот же психопатологический синдром. Как уже было сказано, дели-риозний состояние, например, возникает у больных алкоголизмом и при инфекционных болезней в состоянии лихорадки. Он наблюдается также после черепно-мозговой травмы, интоксикации различными веществами, при соматических болезнях (соматогенных психоз). Убедительной иллюстрацией существования подобных психопатологических состояний, возникающих по разным причинам, является эпилепсия, которая относится к полиэтиологическим монопатогенетич-ных заболеваний.

Однако стойкость индивидуального психопатологического реагирования относительной. Качественные и количественные характеристики болезненных симптомов зависят от многих обстоятельств. В частности, от возраста человека. Так, для детей, вследствие морфологической незрелости ЦНС, а затем и недостаточности абстрактно-логических, мыслительных процессов, нетипичные идеаторные, прежде бредовые, отклонения. По этой причине патологические психомоторные (судороги, возбуждение, ступор), а также эмоциональные (слабость, чрезмерная лабильность, страх, агрессия) феномены у них наблюдаются довольно часто. По мере перехода ребенка до подросткового возраста, юношеского и зрелого периодов развития сначала могут появляться элементы бред, а потом бредовые расстройства и наконец - стойкие бредовые состояния.

Изучение этиологии психического расстройства в каждом случае является обязательной предпосылкой для рационального построения так называемой этиологической терапии, цель которой - санация внешней и внутренней среды больного. Раскрытие патогенеза способствует выбору стратегии, тактики и методов патогенетического лечения, направленное на разрушение внутренних патологических связей, которые обусловливают индивидуальные симптомы и синдромокинез.

Знания этиологических факторов и патогенетических механизмов психического заболевания, наряду с анализом клинических психопатологических и соматоневрологических признаков, является основой для классификации расстройства, а следовательно, прогнозирования, решение социальных задач психиатрической помощи.

Глава 1. Общетеоретические основы психической патологии

В настоящее время описано и изучено большое количество факторов, способных вызвать расстройство психической дея­тельности. Следует отметить, что нарушение любого физио­логического процесса в организме человека, обусловленное внутренними (генетический дефект, нарушение обмена ве­ществ, эндокринопатия) или внешними (инфекция, интокси­кация, травма, гипоксия и прочие) причинами, может при­вести к появлению психической патологии. Кроме того, в возникновении расстройств психики важную роль играют фак­торы эмоционального стресса, нарушения межличностных от­ношений и социально-психологического климата.

При диагностике психических расстройств врач всегда стал­кивается со сложностью в определении ведущих причин забо­левания. Проблема состоит в том, что, во-первых, механиз­мы развития наиболее распространенных психических заболе­ваний (шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии, атрофических заболеваний позднего возраста и других) до сих пор не определены. Во-вторых, у одного и того же больного может быть обнаружено воздействие сразу нескольких патогенных факторов. В-третьих, влияние повреж­дающего фактора не обязательно вызывает возникновение пси­хического расстройства, поскольку люди существенно разли­чаются по психической устойчивости. Таким образом, одно и то же повреждающее воздействие может быть расценено вра­чом по-различному, в зависимости от конкретной ситуации.

Фактор, определяющий все течение заболевания, одинако­во значимый при возникновении болезни, ее обострениях и ремиссиях, прекращение действия которого ведет к прекраще­нию болезни, следует определить как основной причинный. Воздействия, которые играют важную роль в запуске болезнен­ного процесса, но после появления заболевания перестают определять его дальнейшее течение, следует рассматривать как пусковые, или триггерные. Некоторые особенности организма человека, естественные фазы развития никак не могут быть признаны патологическими и в то же время часто создают определенные условия для развития заболевания, способству­ют проявлению скрытой генетической патологии; и в этом смысле они рассматриваются как факторы риска. Наконец, некоторые из обстоятельств и факторов бывают лишь случай­ными, не имеющими непосредственного отношения к сути болезненного процесса (они не должны включаться в круг эти­ологических факторов).

Ответы на многие вопросы, касающиеся этиологии психи­ческих расстройств, еще не получены, но приводимые ниже материалы некоторых биологических и психологических иссле­дований дают важную информацию для понимания сути пси­хических заболеваний. Особое значение имеют результаты эпи­демиологических исследований, позволяющие на основе боль­шого статистического материала анализировать степень влияния самых различных биологических, географических, климатичес­ких и социокультуральных факторов.

1.1. Этиология и патогенез психических расстройств

В практической психиатрии причинные факторы психических заболеваний принято условно разделять на внутренние и вне­шние. Это деление действительно условно, поскольку многие внутренние соматические заболевания по отношению к мозгу человека выступают как некий внешний агент, и в этом слу­чае клинические проявления болезни иногда мало отличаются от расстройств, вызванных такими внешними причинами, как травма, инфекция и интоксикация. В то же время многие внешние условия даже при значительной силе воздействия не вызывают расстройства психики, если для этого не было внут­ренней предрасположенности организма. Среди внешних воз­действий психогенные факторы, например эмоциональный стресс, занимают особое положение, поскольку не ведут не­посредственно к нарушению структуры мозговой ткани или грубому расстройству основных физиологических процессов. Поэтому заболевания, обусловленные психотравмой, обычно выделяют в самостоятельную группу. В исследованиях, посвя­щенных изучению этиологии и патогенеза психических заболе­ваний, наибольшее внимание уделяется генетическим, биохи­мическим, иммунологическим, нейрофизиологическим и струк- турно-морфологическим, а также социально-психологическим механизмам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра психиатрии

Зав. кафедрой - проф., д.м.н. В.Г. Будза

Преподаватель - доц., к.м.н. П.О. Бомов

РЕФЕРАТ

Этиологические факторы психозов. Принципы класси фикации психических заболеваний

Выполнила: студентка 516 группы

Гурова Мария

Оренбург, 2014

План

1. Этиология психозов

1.1 Эндогенные факторы развития психозов

1.2 Экзогенные факторы развития психозов

2. Принципы классификации психозов

Список литературы

1. Этиология психозов

Психоз - это выраженная форма психического расстройства, которая сопровождается бредом, глубокими и резкими перепадами настроения, галлюцинациями, состоянием бесконтрольного возбуждения или, наоборот, глубокой депрессии, а также глубокими нарушениями мыслительного процесса и полным отсутствием к своему состоянию критического отношения. По Павлову, психоз - это явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения.

В 1893 году П. Ю. Мебиус впервые предложил все причины психозов делить на внешние (экзогенные ) и внутренние (эндогенные ). В соответствии с такой дихотомией и сами психические болезни подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В практической психиатрии общеизвестно, что экзогенные и эндогенные факторы зачастую выступают вместе, при этом в одних случаях превалирует эндогенный, а в других -- экзогенный радикал. К примеру, токсическое воздействие алкоголя может проявляться по-разному. В одних случаях этот экзогенный фактор может стать пусковым механизмом эндогенного процесса (шизофрении), в других случаях он вызывает типичный экзогенный психоз, который может иметь различные клинические оттенки, создавая порой шизоформные картины. Это обстоятельство обязательно учитывается при диагностике основного заболевания. Главным причинным фактором психической болезни следует считать тот, который определяет картины дебюта и отмечается на всем протяжении болезненного процесса, подчеркивая особенности его динамики, картину ремиссии и исходного состояния. В ряде случаев отмечается очевидность внешнего запускающего болезнь фактора, который в дальнейшем утрачивает свою роль и не имеет решающего значения в формировании психопатологической структуры основного заболевания. Эти факторы рассматриваются как провоцирующие. Различие причинных механизмов психозов хорошо видно на примерах развития «осевых» («аксиальных», по А. Гохе) синдромов -- таких, как экзогенно-органический, лежащий в основе экзогенно-органических заболеваний; эндогенный симптомокомплекс, лежащий в основе эндогенных процессуальных заболеваний (шизофрения); синдром развития личности, лежащий в основе декомпенсации психопатии (расстройство личности). Личностные особенности во многом определяют риск развития психических заболеваний (факторы риска). В каждом конкретном случае врач учитывает и анализирует роль всех факторов, приводящих к возникновению психоза, устанавливает главный причинный механизм, что играет решающую роль в установлении окончательного диагноза болезни.

Таким образом, имеются основания утверждать, что существует причинный (этиологический) фактор, который, однако, не определяет целиком развития болезни. В ряде случаев этот фактор является лишь пусковым механизмом заболевания. Дальнейшее течение патологического процесса с его усложнением, видоизменением протекает в рамках определенных закономерностей (стереотип развития процесса), без тесной зависимости от причины, непосредственно его вызвавшей.

психоз наследственность стресс травма

1.1 Эндогенные факторы развития психозов

Среди эндогенных причин болезни особое значение имеют:

Ш генетические факторы;

Ш нарушения развития в раннем возрасте;

Ш соматические заболевания, которые затрудняют и ухудшают работу мозга вследствие ишемии;

Ш аутоинтоксикации;

Ш эндокринопатии.

К эндогенным психозам относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, психотические формы аффективных расстройств.

Роль наследственности в развитии психоза

Из психических заболеваний, в развитии которых наследственный фактор играет существенную роль, следует назвать маниакально-депрессивный психоз, шизофрению и эпилепсию. Так, по данным П. Б. Ганнушкина, наследственное отягощение при маниакально-депрессивном психозе достигает 92%. Однако такое суммарное определение наследственного отягощения не дает ясного представления об истинном значении наследственного фактора. Давно установлено, что в семьях больных маниакально-депрессивным психозом прослеживается тот же психоз в ряде поколений, передающийся по доминантному (прямому) типу наследования: от деда к отцу, от отца к детям. Наследственное отягощение в семьях больных шизофренией не носит характера доминантной передачи заболеваний. Клинически уточненные случаи с наследственной отягощенностью шизофренией свидетельствуют о преимущественном значении наследования по рецессивному типу. Вопрос о роли наследственного фактора при эпилепсии до настоящего времени не может считаться решенным, так как больные, в анамнезе которых имеется указание на подобное заболевание у ближайших родственников, составляют меньшинство. Следует подчеркнуть, что у больных шизофренией и эпилепсией с установленной наследственной отягощенностью клиническая разновидность психоза в последующих поколениях не остается одной и той же. Нередко в семьях указанных больных наблюдаются лишь рудиментарные проявления той же болезни или заболевания, иные по своей клинической сущности, в том числе патологические особенности личности (психопатии). Изучение психических заболеваний в семьях однояйцевых и двуяйцевых близнецов подтверждают важную роль генетических факторов в развитии некоторых психических заболеваний, в частности шизофрении. Вместе с тем несомненно, что в реализации наследственного предрасположения определенную роль играют дополнительные вредности.

Успешное развитие прогрессивных направлений в медицинской генетике ставит перед исследователями новые задачи, в частности генетическое изучение больных с психическими нарушениями при сосудистых заболеваниях. Оправданность таких исследований подтверждается новыми данными, касающимися компонентов коагулирующих механизмов, передающихся по рецессивному типу наследования. Мало изучены с позиции наследственной передачи атрофические психозы: болезнь Пика и Альцгеймера. Весьма перспективными и необходимыми являются определения полового хроматина для установления истинной природы некоторых форм патологии (импотенции, интерсексуальности).

1.2 Экзогенные факторы развития психозов

Экзогенные факторы в основном подразделяются на две группы. К первой относятся органические повреждающие мозг воздействия -- такие, как:

Ш травмы;

Ш интоксикации;

Ш инфекции;

Ш радиационные поражения.

Ко второй группе относятся:

Ш воздействия эмоциональных стрессов вследствие внутриличностных или межличностных конфликтов, различных неблагоприятных средовых, отрицательных социальных влияний на личность.

Ш особенности самой личности, прежде всего те, которые определяют индивидуальные реакции.

Вторую группу экзогенных причин иногда называют психогении. Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами.

Роль некоторых препаратов в развитии психозов

Злоупотребление некоторыми психоактивными веществами (алкоголь, амфетамины и кокаин, NMDA-антагонисты и др.) может спровоцировать психоз. В частности, NMDA-антагонисты при длительном употреблении вызывают состояния, напоминающие шизофрению.

Как правило, психозы, которые вызваны приёмом того или иного психоактивного вещества, кодируются соответствующей рубрикой из раздела F10--F19 («Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ») Международной классификации болезней. Так, например, стимуляторный психоз (вызванный применением стимуляторов) кодируется рубрикой F15.5 в МКБ-10.

Психоз также могут вызывать некоторые лекарственные средства: антихолинергические препараты,глюкокортикоиды и адренокортикотропный гормон (АКТГ), изониазид, леводопа и другие агонисты дофамина,нестероидные противовоспалительные препараты. Кроме того, развитие психотических симптомов возможно присиндроме отмены некоторых лекарств: например, гипнотических препаратов, ингибиторов моноаминоксидазы.

Роль инфекционного фактора в развитии психозов

При инфекционных психозах наблюдаются как общие нарушения, обусловленные реакцией головного мозга, так и специфические, характерные для того или иного инфекционного заболевания. Sterz (1927) считал, что симптомы и синдромы, которые наблюдаются при экзогенных, в том числе и инфекционных психозах, можно разделить на облигатные (обязательные в клинической картине болезни) и факультативные (непостоянные), появляющиеся периодически. Облигатными считались синдромы помрачения сознания и деменции, как возможное следствие тяжелых форм болезней. Факультативные проявления инфекционных психозов характеризовались аффективными расстройствами, шизоформною симптоматикой, судорожными состояниями.

Wieck (1961) разделил экзогенные психозы на функциональные, или оборотные, и такие, что способствуют развитию психоорганических изменений, т.е. дефект-синдрома. По его мнению, между острыми экзогенными реакциями, которые проявляются синдромами помрачения сознания, и органическим дефектным синдромом содержится группа переходных синдромов, или реестров. К ним засчитал состояния, которые проявляются изменениями побуждений, аффективные и шизоформные расстройств, амнестический и корсаковский синдромы. При наличии того или иного синдрома можно определить прогноз заболевания. Благоприятными считал аффектиные состояния, а неблагоприятными - синдромы органического реестра. Появление последних свидетельствовали о развитии деменции.

Кроме психотических расстройств инфекционного генеза, могут развиваться психические расстройства непсихотического характера. Прежде всего это астенические состояния, проявляющиеся как в продромальный период заболевания, так и на завершающем этапе. Астенические состояния сопровождаются изменениями настроения, чаще - депрессией с ипохондрическими переживаниями. Ипохондричность свидетельствует о нарушении функции вегетативной нервной системы, предшествующих появлению специфических проявлений инфекционной болезни.

2. Принципы классификации психозов

Классификация психических расстройств - одна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существует три основных принципа классификации психозов.

Синдромологический принцип . Теоретической базой синдромологического подхода является концепция «единого психоза». В основе концепции лежит представление о единой природе различных психических расстройств. То есть психозы классифицируют по ведущей клинической картине, по преобладающей симптоматики на:

· Параноидальные;

· Ипохондрические;

· Депрессивные;

· Маниакальные и др., включая комбинации (депрессивно-параноидный, депрессивно-ипохондрические и т.д.).

Различие в клинической картине объясняется наблюдением пациентов на различных этапах болезни. Установление этиологических факторов отдельных психических заболеваний поставило под сомнение концепцию единого психоза. Однако со второй половины 20 века синдромологический подход вновь начинает широко использоваться при создании классификаций. Ренессанс синдромологического подхода во многом связан с достижениями экспериментальной и клинической психофармакологией.

Нозологический принцип. Классификация психических расстройств на основе нозологического принципа стала возможна в результате открытий связи между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни. Нозологический принцип заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразии клинической картины.

Как уже упоминалось ранее, по этиологическому принципу психические расстройства разделяют на:

· Эндогенные;

· Экзогенные.

Традиционным является разделение психических расстройств на:

· Органические;

· Функциональные.

Наличие отчетливых изменений в структуре мозга приводит к появлению стойкой негативной симптоматики - нарушений памяти, интеллекта. К органическим психозам относятся состояния, при которых происходит патологическое изменение структуры головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, или психозы, вторичные по отношению к сосудистым заболеваниям головного мозга, а также состояния, при которых признаки органического поражения головного мозга отсутствуют, - например, делирий, связанный с брюшным тифом, пневмококковой пневмонией либо алкогольным синдромом отмены.

По особенностям течения и возникновения выделяют:

· Реактивные психозы;

· Острые психозы.

Реактивные психозы относятся к временным обратимым психическим расстройствам, которые возникают под влиянием какой-либо психической травмы. Данный вид психозов еще принято называть ситуационными. Острый психоз возникает внезапно и весьма быстро развивается, например, при неожиданном известии о потере родного человека, утрате имущества и так далее.

Прагматический (статистический, эклектичный) принцип приобретает особое значение в связи с созданием национальных и международных организаций, регулирующих экономические, социальные и правовые вопросы психиатрической помощи.

Планирование медицинских и социальных мероприятий невозможно без достоверных данных о распространенности психических расстройств. Решение юридических вопросов зависит от точности и достоверности поставленного диагноза. В России используется международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ 10), разработанная ВОЗ. МКБ разрабатывалась с целью унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований.

Список литературы

1. Виттхен Г. Энциклопедия психического здоровья / Пер. с нем. И.Я. Сапожниковой - М.: Алетейа, 2006;

2. Кискер К.П. Психиатрия, психосоматика, психотерапия - М.: Алетейа, 1999;

3. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов. Под ред. В.П. Самохвалова. - Ростов: Феникс, 2002;

4. Психиатрия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. Под редакцией М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко. - М.: Медицина, 2006;

5. Тиганов А.С., Снежневский А.В. Общая психиатрия // Руководство по психиатрии / Под ред. Академика РАМН А.С. Тиганова - М.: Медицина, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этиология и патогенез психических расстройств. Наиболее вероятные факторы, обуславливающие развитие патологии со стороны психики. Психические расстройства в период беременности. Типичные последствия послеродовых психозов. Экзогенный и эндогенный психозы.

    презентация , добавлен 13.11.2016

    Особенности реакций организма на спиртные напитки и скорость разрушения алкоголя в крови. Развитие экзогенных психозов и алкоголизма при хронической интоксикации. Возникновение склероза сосудов и повышение кровяного давления под влиянием алкоголя.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Этиология и патогенез психических расстройств. Факторы, обуславливающие развитие психической патологии. Психозы периода беременности. Симптомы послеродового психоза, экзогенные и эндогенные факторы его развития. Клинические признаки и симптомы, лечение.

    презентация , добавлен 21.11.2016

    Наука о душевных расстройствах в конце XIX - начале XX века, ее школы. Классификация психических болезней в Новое время, укрепление нозологических позиций. Создание международной классификации психических заболеваний. Психические эпидемии XX века.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Расстройства психики и характеристика психических болезней, причины их возникновения, механизмы проявления нарушений. Сущность психозов, пограничных нервно-психических расстройств, умственной отсталости (олигофрении). Понятие и причины аутизма.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    История, предмет и задачи психиатрии, основные критерии психиатрического здоровья. Характеристика расстройств ощущений, восприятия и мышления. Классификация синдромов помраченного сознания. Клиника и лечение алкогольных психозов, эпилепсии и шизофрении.

    курс лекций , добавлен 07.09.2011

    Фармакологические свойства нейролептиков как средств, предназначенных для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Классификация, механизм действия и влияние на организм атипичных антипсихотиков. Побочные эффекты при длительной терапии.

    презентация , добавлен 19.02.2014

    Психическая деятельность человека в старости. Психические нарушения различной тяжести. Состояния помрачения сознания и различные эндоформные нарушения. Причины и основные симптомы старческого психоза. Лечение сенильного психоза, атрофии головного мозга.

    презентация , добавлен 04.02.2016

    Эндогенные и экзогенные этиологические факторы, имеющие место в периоде внутриутробного развития плода. Период завершения формирования молочного прикуса, профилактические мероприятия. Нарушение функции глотания у детей, особенности её нормализации.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Первая система по лечению от алкогольной зависимости, разработанная в 1946 г. Сущность способа психологически стрессовой терапии. Принципы медикаментозного лечения алкоголизма. Лекарственные препараты, облегчающие "абстинентный синдром" (похмелье).