Технология социальной профилактики безработицы среди молодых инвалидов на примере волгоградской области. Группы риска на рынке труда. Безработица среди инвалидов Безработица инвалидов причины и методы

Права инвалида на образование, труд и защиту от безработицы закреплены в статье 37 Конституции Российской Федерации от 1993 года. Регулирование проблем в области занятости, решается на основе Трудового кодекса Российской Федерации, принятого в 2002 году. В документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, деятельность граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости, органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятому в 1995 году.

Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидам, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы определены в законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Безработица в документе определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается, вследствие этого, основного дохода (заработной платы).



К безработным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. У нас в стране, лица с ограниченными возможностями, имеющие рекомендацию к трудовой деятельности составляют в среднем 4% от общего числа официально зафиксированных не работающих граждан.

В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

Безработица среди инвалидов – это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

Для создания эффективных условий решения проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов содействия трудовой деятельности инвалидам. Задачи данных организаций в нашей стране по отношению к инвалиду очень велики, они занимаются не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник).

Для эффективной работы в системе занятости в ряде регионах были открыты биржи труда, службы по трудоустройству инвалидов которые оказывают содействие в постоянном или временном трудоустройстве, переобучении, переквалификации данной категории граждан. Многое общественные организации инвалидов ведут активную профоринтационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Осуществляют психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве.

Эффективным средством социальной защиты инвалида, согласно документу «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 года, является страхование от безработицы. У нас в стране на основании действующего законодательства государство гарантирует:

Свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

Безработным гражданам, в том числе инвалидам предоставляется:

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

Обеспечение социальной поддержки;

Компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

Важной составляющей государственной социальной защиты для инвалида является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

Выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

Особенностью социальной работы с инвалидами в системе занятости является наличие у них определенного количества медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, уменьшающий выбор возможных вакансий исходя из предпочтений человека.

Граждане, с ограниченными возможностями, обратившиеся в службу занятости, имеют право получить консультацию по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Инвалиды, желающие сменить место профессиональной деятельности, могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

Знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

Информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

Сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

2. Профессиональное консультирование инвалидов:

Проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

Выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

Коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с инвалидами. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому их трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным гражданам с ограниченными возможностями, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

Социальная адаптация безработных граждан с ограниченными возможностями осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет инвалидам преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы, получить направление на профессиональное обучение. Что спасобствует повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Профессиональное образование инвалидов - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.

Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.

Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

Приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

Адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

В данном направлении необходимо учитывать как индивидуальные особенности инвалида, так и специфику регионального рынка труда и перспективы его изменения в рамках кадровой политики. Это предполагает проведение допрофессиональной работы направленной на профессиональное самоопределение инвалида.

2. Содействие профессиональной подготовке инвалида. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право инвалидов на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости исходя из представленных медико-социальных рекомендаций.

Профессиональное образование безработных инвалидов решает следующие задачи:

Повышение конкурентоспособности конкретного инвалида на рынке труда:

Сокращение общего уровня безработицы;

Изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

Минимизация финансовых издержек государства и региона.

Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов в системе социальной защиты инвалидов, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

В соответствии с законодательством данная работа ведется с безработными инвалидами, если:

Гражданин не имеет профессии (специальности);

Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют длительно не работающие граждане с ограниченными возможностями (по истечении шестимесячного периода безработицы), выпускники образовательных учреждений, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) инвалиды и др.

При этом профессиональное обучение инвалидов должно решать следующие задачи:

1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения.

2. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

3. Содействие трудовой активности инвалидов, развитие предпринимательства и самозанятости.

4. Повышение конкурентоспособности определенных категорий инвалидов.

Службы занятости ведут активную работу по профессиональной подготовке граждан с ограниченными возможностями, которая базируется на организационной и финансовой поддержке соответствующих социальных программ для инвалидов, по ее методическому обеспечению. Разработке различных подходов к формам и методам повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями. При этом, возникает необходимость создании целостной концепции профессионального образования безработных инвалидов так как эффективность работы по данному направлению низкая.

Неэффективность работы, по данному направлению связана со сроками в течении которых, инвалид желающий работать не может быть трудоустроен. На рынке труда доля лиц с ограниченными возможностями длительно неработающих самая большая по сравнению с другими категориями безработных. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

В России число лиц с ограниченными возможностями, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

Комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

Меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции);

Приоритетное право пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

3. Следующим направлением является принятие мер по изменению порядка приема инвалидов на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к работникам. Многие компании не видят широких возможностей для применения труда инвалидов и относятся к их способностям с большим неуважением, не находят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Основной мерой, по социальной поддержке инвалидов, может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы и др. В современных социально-экономических условиях, в целях повышения конкурентоспособности граждан, с ограниченными возможностями необходимо создать условия на предприятиях по совмещению обучение с профессиональной деятельностью инвалида. Сегодня у большинства молодых инвалидов наблюдается низкая мотивация к труду. Эффективная организация по включению граждан с ограниченными возможностями в работу будет способствовать приобщению молодых инвалидов к работе.

4. Еще одним направлением является квотирование мест для инвалидов. Законодательством в рамках вопроса социальной защиты инвалидов определяются квоты для приема на работу инвалидов. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать свои квоты для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. При этом, частыми являются случаи нарушения закона, или игнорирования его. Проблемой, для многих является основание для приема на работу инвалида. Профессиональная пригодность граждан с ограниченными возможностями с учетом уровня его профессиональной подготовки и рекомендациями определяется в соответствии с:

Документами об образовании;

Документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

Записями в трудовой книжке;

Индивидуальной программой реабилитации.

Складывается ситуация, когда рабочие места определяются в пределах квот, имеется заключение о трудоспособности инвалида, а предприятие не может его принять, так как состояние здоровья граждан с ограниченными возможностями не соответствует требованиям трудового процесса. Эта ситуация во многом оборачивается против самого инвалида так как сокращает возможности его трудоустройства.

Необходимым условием для трудоустройства инвалидов является организация специализированных рабочих мест. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

5. Развитие предпринимательской деятельности, самозанятости. В системе занятости инвалидов характерной является частичная или скрытая безработица. Большое количество граждан с ограниченными возможностями готовы работать или уже трудятся на дому, при этом официальный статус безработного или работающего они не имеют. По мнению многих специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие предпринимательства, самозанятости особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

Открытие собственного дела лицами с ограниченной трудоспособностью осуществляется на тех же условиях, что и для других категорий безработных граждан. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела.

6. Привлечение инвалидов к оплачиваемым общественным и временным работам. Элементом социально-экономической поддержки безработных является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним неконкурентоспособных категорий граждан.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, граждан с ограниченными возможностями имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки лиц, не имеющих работы. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных, временных работах имеют инвалиды, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные, при этом учитывается их согласие. Преимущественным правом на участие в данной трудовой деятельности имеют лица с ограниченными возможностями, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). При направлении на работу учитывается рекомендации отмеченные в индивидуальной программе реабелитации инвалида, возрастные и профессиональные особенности человека.

7. Организация ярмарок вакансий для граждан с ограниченными возможностями. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий для инвалидов. Данная форма работы дает возможность лицам с ограниченными возможностями ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки (исходя из категорий безработного и выбора рода деятельности).

8. Наиболее действенным направление является создание специализированных предприятий в решении проблемы занятости инвалидов. Сегодня данные организации для граждан с ограниченными возможностями - реальное явление на региональном рынке труда, хотя доля их сокращается. Несмотря на то, что действуют эти предприятия в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные специализированные организации в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса, спецификой их деятельности, особенностями выстраивания отношений с социальными партнерами. Вместе с тем, одной из задач создания данных организаций является, выполнение важнейших социальных функций (снижение напряженности на рынке труда, повышение социальной активности инвалидов).

9. Содействие занятости молодым инвалидам. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости инвалидам. Большое внимание уделяется вопросу профилактики безработицы среди молодых инвалидов. Главными направления в работе с данной категорией является:

Введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодых инвалидов навыкам поиска работы;

Информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

Проведение активной политики по профориентационной работе;

Психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

Организация временной занятости безработных инвалидов;

Активное содействие молодых инвалидов в организации профессиональной деятельности;

Обучение типовым моделям трудоустройства.

Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, переподготовка с учетом спроса и предложения на рынке труда.

9. Одним из комплексных направлений в решении проблемы содействия занятости инвалидов может выступать создание средств массовой информации для граждан с ограниченными возможностями ищущих работу. Через специализированные, доступные для инвалида источники информации, можно непосредственно влиять на повышение их социальной активности и позитивно окрасит информационное пространства. Для многих категорий безработных значимым является пример успешного выстраивания карьеры. Развитие информационного пространства позволит расширить и круг профессиональных интересов, предпочтений инвалида и учитывать потребности складывающейся рыночной ситуации.

10. Правовое регулирование социальной политики по решению проблем инвалидов. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем инвалидов, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня инвалидов, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей граждан с ограниченными возможностями недостаточно эффективны.

Основные условия по повышению социально-экономической защищенности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда являются:

Ориентация инвалидов на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Ключевым аспектом выступает не государственная социальная защита, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала инвалидов в тесной связи с возможностями динамического роста их благосостояния;

Востребованность профессиональных возможностей инвалида обществом, государством, работодателями. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратилось воспроизводство и поддержка кадрового потенциала страны.

Таким образом, под социальной поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

Содействие трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями сложный многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий обеспечивающих инвалидам полную реализацию своих конституционных прав.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.

2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.

3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?

4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.

«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.

Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.

Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.

Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.

Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.

Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.

Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

Полных и объективных данных о количестве безработных инвалидов в нашей стране нет. Официальная статистика часто оперирует цифрами Федеральной государственной службы занятости населения. Но в соответствии с действующими правилами признание гражданином безработным носит заявительный характер. Человек должен самостоятельно обратиться в территориальный центр занятости и в случае отсутствия или потери работы получить статус «безработного гражданина» и пособие по безработице. Получается, что признание человека безработным содержит в себе сильный субъективный элемент. Не каждый человек готов признать себя таковым, особенно в России.
Подобная система является общепринятой в мировой практике. По методологии Международной организации труда безработный ищет работу и готов к ней приступить. Российский Госкомстат ввел это определение в 1994 году. Но этот «субъективизм» имеет социальную подоплеку, несет некоторые негативные моменты и особенно актуален в Российской Федерации для людей с инвалидностью. Мы перечислим четыре основные проблемы, которые не позволяют говорить о государственной системе учета инвалидов в качестве безработных граждан, как об отражении реальной ситуации в этом вопросе.
Во-первых, для инвалидов процедура постановки на учет в службе занятости усложнена по сравнению с другими гражданами. От них требуется оформить и представить индивидуальную программу реабилитации, где обязательно должны быть отражены рекомендации к условиям и характеру труда. Отметим, что уже на этом этапе немалая часть людей с инвалидностью выпадает из официального статуса «безработных граждан». Одни - из-за нежелания проходить столь длительную и неприятную процедуру (оформление индивидуальной программы реабилитации требует около месяца времени и получения заключений большого количества медицинских специалистов). Другие - из-за того, что получают третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, что в соответствии с действующими правовыми нормами означает для инвалида понятие «нетрудоспособность или противопоказанность труда», а таких людей с инвалидностью на учет в службе занятости не поставят. Вместе с тем понятие «нетрудоспособность» в нашей стране имеет больше социальный характер. Этим шагом наше государство расписывается, что неспособно обеспечить трудовую занятость большому количеству инвалидов, хотя при создании определенных условий выполнять какую-либо работу сможет практически каждый человек. Наиболее ярко это видно на примере людей с ментальной инвалидностью (Даун- синдром, аутизм, психические заболевания и т. д.). В ведущих зарубежных странах эти люди успешно работают, а в нашем государстве их автоматически признают «нетрудоспособными».
Все перечисленное подтверждается данными, приведенными в таблице 1. Количество инвалидов трудоспособного возраста в любом регионе значительно превышает количество инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации (а тем более - имеющих в ней рекомендацию к труду). А число людей с инвалидностью, обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения, совсем мало.

Таблица 1
(данные за 2005 год)

Данные за 2004 год
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт.
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт. Далее, практически все учреждения Федеральной государственной службы занятости населения архитектурно недоступны для лиц с инвалидностью. В них также нет специальных коммуникативных технологий для общения с инвалидами по зрению и слуху (сурдоперевод и азбука Брайля), что сильно ограничивает возможность пользоваться данной государственной службой.
В-третьих, сильно недоверие к возможностям Федеральной государственной службы занятости и инвалиды предпочитают к ней просто не обращаться. Список предлагаемых вакансий очень ограничен и в большинстве случаев не позволяет реально трудоустроиться. А просто состоять на учете как безработный гражданин и получать пособие по безработице для многих инвалидов не интересно, так как они не имеют трудового стажа и могут претендовать только на выплаты в размере одного МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
В целом, служба занятости в процессе трудоустройства безработных граждан с инвалидностью оказывает только информационные услуги. Соискатель направляется к работодателю на имеющуюся вакансию по принципу «подходит - не подходит». О том, чтобы адаптировать требования рабочего места к возможности конкретного инвалида (а большинству инвалидов для трудоустройства требуется именно это), то есть изменить график работы, служебные обязанности или обеспечить создание специальных условий труда, не идет и речи. Это сильно ограничивает возможности трудоустройства граждан с инвалидностью. Если посмотреть на таблицу 2, то становится очевидным, что государственная служба занятости с большим успехом трудоустраивает инвалидов третьей группы. Это связано с тем, что эти люди имеют наименьшие ограничения в физических возможностях, и для их трудоустройства не требуется создание специальных условий труда.

Таблица 2

Программы профессионального обучения и переобучения по уже названным причинам не всегда доступны для инвалидов с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Единственной государственной программой, в полной мере ориентированной на решение проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, остается программа «Временной занятости социально-незащищенных слоев населения». Ею предусматривается трудоустройство на два месяца граждан, попадающих под понятие «социально-незащищенные слои населения» (в том числе, инвалиды), с выплатой работникам через работодателя за счет службы занятости определенного социального пособия. Сейчас его размер составляет 2 МРОТ. Инвалид для участия в программе должен состоять на учете в службе занятости как безработный гражданин, а работодатель должен заключить со службой занятости соответствующий договор. Данная программа не является популярной среди коммерческих структур, так как требует заполнения большого количества документации, что абсолютно несопоставимо с теми выгодами, которые можно получить. Для работодателя нет никаких возможностей получить от государственных структур финансовые средства на создание специальных условий труда для людей с инвалидностью, что снижает практическое значения программы для реального трудоустройства инвалидов. В результате «осваивать выделенные средства» на эту программу зачастую приходится общественным объединениям инвалидов. Что впрочем, для многих из них является возможностью хоть в минимальном размере, но оплачивать труд своих сотрудников- инвалидов. Региональные службы занятости населения вынуждены это делать, не имея возможности потратить финансы на другие цели.
В-четвертых, за чертою «безработных» оказываются «отчаявшиеся» люди. Здесь следует учесть инвалидов, которые некогда имели работу, но потеряли ее, а в процессе поиска новой работы потеряли и всяческую надежду. К «отчаявшимся» можно отнести также тех людей с инвалидностью, кто в силу негативного социального опыта (или его отсутствия) даже и не думает о возможном приложении своих физических или творческих способностей к трудовой деятельности.
В качестве иллюстрации состояния людей, некогда имевших работу и теперь длительное время пребывающих в состоянии безработицы, можно привести «классическую» теорию Харрисона (рисунок 1). Эта модель отражает разные эмоциональные состояния человека в ситуации безработицы.
Сначала люди находятся в состоянии шока и не могут поверить в то, что они остались без работы, но, в конце концов, смиряются с ситуацией. Потом они проходят стадию оптимизма и надежды и активно ищут работу. Однако, если они не найдут ее, надежды начнут исчезать, и стремление поиска работы пойдет на убыль. За этой стадией следует фатализм и восприятие ситуации как неизбежной. Поиски работы могут прекратиться совсем. Зарубежные исследования показывают, что стадия пессимизма наступает уже примерно через шесть месяцев и уровень мотивации к поиску работы неуклонно стремится к «нулю», что негативным образом сказывается и на эмоциональном состоянии безработного.

Рисунок 1

У людей с инвалидностью в процессе поиска работы возникают и серьезные психологические комплексы из-за явной и скрытой дискриминации при трудоустройстве. Эта дискриминация может строиться на предубеждениях со стороны работодателя к тем, кого он считает «ненормальными», либо на его мнении о том, что инвалиды не могут эффективно трудиться. Формы дискриминации могут быть различны. Начиная от прямого отказа и создания такой психологической обстановки во время собеседования, при которой инвалид сам отказывается от возможности трудоустройства, до сознательного завышения критериев для представленной вакансии под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы или утверждая, что другие работники не захотят трудиться рядом с инвалидом. В любом случае, негативный опыт при трудоустройстве, особенно когда со стороны работодателя подчеркивается «ущербность» человека с ограничениями в физических или ментальных возможностях, формирует значительные психологические комплексы у инвалида и становится сдерживающим фактором в дальнейшем поиске работы, повышая общий уровень безработицы среди людей с инвалидностью.
Отдельно следует отметить тех инвалидов, у которых не сформировалось необходимое «экономическое сознание». Отношение общества и существующая государственная социальная политика способствуют созданию у них иждивенческих настроений и препятствуют поиску какой-либо материальной и психологической независимости от родственников и социальных служб. Ограниченный жизненный опыт, невозможность получить полноценное образование в среде своих сверстников, агрессивность окружающей среды (куда входят недоступность инфраструктуры, средств коммуникации и общий психологический климат) лишают их каких-либо перспектив в сфере трудовой деятельности. У нас этих людей даже не рассматривают как «трудовой ресурс». Отсутствие работы в их среде воспринимается как «нормальная» ситуация, не требующая какого-либо решения.
В целом можно отметить, что официальная статистика безработицы среди людей с инвалидностью отнюдь не отражает существующей ситуации. По наблюдениям, реально трудятся в нашей стране не более 10% инвалидов и, что наиболее печально, безработица не имеет тенденции к снижению. Видится, что без изменения в этом вопросе государственной социальной политики, а также отношения общества к проблемам инвалидности, сложившееся положение не улучшится.

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

«Сущность и виды безработицы» - Структурные сдвиги. Фактический и естественный уровень безработицы. Люди, не занятые в общественном производстве. Специфические меры для борьбы с циклической безработицей. Среднегодовой темп роста потенциального ВВП. Уровень фрикционной безработицы. Циклическая безработица. Макроэкономическая нестабильность.

«Безработица населения» - Безработица. Сходство между безработными и добровольно незанятыми. Работники, не имеющие работы. Нетрудоспособное население. Типы безработицы. Безработные. Структурная безработица. Безработица как негативное явление. Кто такие безработные. Вычислить уровень безработицы. Циклическая безработица. Труд.

«Инфляция и безработица» - Методы борьбы с инфляцией. Кто может быть признан безработным по российскому законодательству? Уровень безработицы = безработные экономически активное население х 100%. Экономические последствия безработицы. Государственное регулирование пределов заработной платы. Факторы инфляции издержек. Измерение безработицы.

«Проблема безработицы» - Единого способа борьбы с безработицей – нет! Новые показатели безработицы – данные на январь 2009 г. Данные Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Кто чувствует себя уверенно на рынке труда? Причины, придающие остроту проблемы безработицы. Методы борьбы с безработицей. Динамика численности зарегистрированных безработных.

«Причины и виды безработицы» - Создание условий для роста самозанятости. Программы профессионального переобучения. Виды безработицы. Безработица. Спрос на работников. Методы сокращения безработицы. Критерии признания человека безработным. Норма безработицы. Что такое безработица. Структура населения. Экономическое развитие. Острота проблемы безработицы.

«Виды безработицы» - Безработица, центрируемая на специфических группах. Регистрируемая безработица. Социальные последствия безработицы. Причины безработицы. Скрытая качественная безработица. Долгое время. Наличие скрытой количественной безработицы. Организация. Специфика российской безработицы. Национальные концепции учета безработицы.

Всего в теме 14 презентаций

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.