Разновидности психомоторного торможения. Психомоторные расстройства личности. Ступор делится на

Психомоторные расстройства проявляются внезапными необдуманными действиями без мотивации, а также полной или частичной двигательной обездвиженностью. Они могут быть результатом различных психических заболеваний, как эндогенных (шизофрения, эпилепсия, биполярное аффективное расстройство (БАР), рекуррентная депрессия и др.), так и экзогенных (интоксикации (делирий), психотравмы). Также психомоторные нарушения могут наблюдаться у части пациентов с патологией неврозоподобного и невротического спектра (диссоциативные (конверсионные), тревожные и депрессивные расстройства, и др.).

Гиперкинезии – состояния c двигательным возбуждением

Состояния, связанные с угнетением двигательной активности

Акинезия – состояние полной обездвиженности – ступор.

  • Депрессивный – угнетение двигательной активности на высоте депрессии.
  • Маниакальный – на высоте маниакального возбуждения периоды оцепенения.
  • Кататонический – сопровождается паракинезиями.
  • Психогенный – возникает в результате психической травмы («рефлекс мнимой смерти» по Кречмеру).

Паракинезии

Паракинезии – это парадоксальные двигательные реакции . В большинстве источников синоним – кататонические расстройства. Встречаются только при шизофрении. Для этого типа нарушений характерна вычурность и карикатурность движений. Больные делают неестественные гримасы, имеют специфическую походку (например, только на пятках или по касательной геометрических фигур). Они возникают вследствие извращенного волевого действия и имеют противоположные варианты развития симптоматики: кататонический ступор, кататоническое возбуждение.

Рассмотрим характерные для кататонических состояний симптомы:

К кататоническим симптомам также относятся импульсивные действия, отличающиеся немотивированностью, кратковременностью, внезапностью возникновения и окончания. В кататонических состояниях возможно наличие галлюцинаций и бреда.

Среди паракинезий встречаются состояния у больного, когда в его поведении характерны противоположные тенденции:

  • Амбивалентность – взаимоисключающие отношения (больной говорит: «Как я люблю эту кошечку», но при этом ненавидит животных).
  • Амбитендентность – взаимоисключающие действия (например, больной надевает плащ и прыгает в речку).

Выводы

Наличие того или иного вида психомоторного расстройства является важным симптомом в постановке диагноза психического заболевания, когда безусловно учитывается анамнез заболевания, жалобы и психическое состояние больного в динамике.

Под психомоторикой понимают совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены затруднением, замедлени­ем выполнения двигательных актов {гипокинезии) и полной обез-движенностью {акинезией) либо симптомами двигательного воз­буждения или неадекватностью движений.

К симптомам с затруднением двигательной активности отно­сят следующие расстройства:

каталепсия, восковая гибкость, при которых на фоне повы­шенного мышечного тонуса у больного возникает способность сохранять на длительное время приданную позу;

симптом воздушной подушки, относящийся к проявлениям восковой гибкости и выражающийся в напряжении мышц шеи, при этом больной застывает с поднятой над подушкой головой;

/10 Часть II. Общая психопатология

симптом капюшона, при котором больные лежат или сидят не­подвижно, натянув одеяло, простынь или халат на голову, оставив открытым лицо;

пассивная подчиняемость состояния, когда у больного не возника­ет сопротивление изменениям положения его тела, позы, положе­ния конечностей, в отличие от каталепсии тонус мышц не повышен;

негативизм, характеризующийся немотивированным сопро­тивлением больного действиям и просьбам окружающих Выде­ляют пассивный негативизм, который характеризуется тем, что больной не выполняет обращенную к нему просьбу, при попытке поднять с постели сопротивляется напряжением мышц, при ак­тивном негативизме больной выполняет противоположные тре­буемым действия. На просьбу открыть рот сжимает губы, когда ему протягивают руку, чтобы поздороваться, прячет руку за спину. Больной отказывается есть, но когда убирают тарелку, хватает ее и быстро съедает пищу.

Мутизм (молчание) - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен всту­пить в контакт с окружающими

К симптомам с двигательным возбуждением и неадекватнос­тью движений относятся:

импульсивность, когда больные внезапно совершают неадек­ватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные дей­ствия, нападают на других больных и т.д.;



стереотипии - многократное повторение одних и тех же движений;

эхопраксия - повторение жестов, движений и поз окружающих;

парамимия - несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;

эхолалия - повторение слов и фраз окружающих;

вербигерация - повторение одних и тех же слов и фраз;

миморечь, мимоговорение - несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.

Расстройства речи

Заикание - затруднение в произношении отдельных слов или звуков, сопровождающееся нарушением плавности речи.

Дизартрия - смазанная, запинающаяся речь. Затруднения при правильной артикуляции звуков. При прогрессивном параличе речь у больного бывает настолько нечеткой, что говорят, что у не­го «каша во рту». Для выявления дизартрии больному предлагают произнести скороговорки.

Дислалия - косноязычие - расстройство речи, характеризую­щееся неправильным произношением отдельных звуков (пропус­ки, замена другим звуком или его искажение).

Олигофазия - обеднение речи, малый запас слов. Олигофазия может наблюдаться у больных эпилепсией после припадка.

Глава 10. Психомоторные расстройства 111

Логоклония - спастическое многократное повторение отдель­ных слогов слова.

Брадифазия - замедление речи как проявление заторможен­ности мышления.

Афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или час­тичной утратой способности понимать чужую речь или пользовать­ся словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантною полушария головного мозга, при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

Парафазия - проявления афазии в виде неправильного пост­роения речи (нарушение порядка слов в предложении, замена от­дельных слов и звуков дру1 ими).

Акатофазия - нарушение речи, употребление сходных по зву­чанию, но не подходящих по смыслу слов.

Шизофазия - разорванная речь, бессмысленный набор отдель­ных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение.

Криптолалия - создание больным собственного языка или особого шрифта.

Логорея - неудержимость речи больного, сочетающаяся с ее быстротой и многословием, с преобладанием ассоциаций по со­звучию или контрасту.

Синдромы двигательных расстройств

Двигательные расстройства могут быть представлены ступо-розными состояниями, двигательным возбуждением, различны­ми навязчивыми движениями, действиями и припадками.

Ступор

Ступор - полная обездвиженность с мутизмом и ослаблении ми реакциями на раздражение, в том числе болевое Выделяю!" различные варианты ступорозных состояний кататоническии, реактивный, депрессивный ступор. Наиболее часто наблюдаемi1 и кататоническии ступор, развивающийся как проявление к.п.по-нического синдрома и характеризующийся пассивным пенни-визмом или восковой гибкостью или (в наиболее тяжелой форме) резкой мышечной гипертонией с оцепенением больного и note С согнутыми конечностями

Находясь в ступоре, больные не вступают в контакт с окружи-ющими, не реагируют на происходящие события, различим? Н# удобства, шум, мокрую и грязную постель. Они могут in- iu»iiiph# литься, если случаются пожар, землетрясение или какие m гие экстремальные события. Больные обычно лежат и омноМ мышцы напряжены, напряжение чаще начинается с лешие i i мускулатуры, затем спускается на шею, позднее рас и pot фии i

/12 Часть П. Общая психопатология

ся на спину, руки и ноги. В этом состоянии отсутствует эмоцио­нальная и зрачковая реакция на боль. Симптом Бумке - расшире­ние зрачков на боль - отсутствует.

Выделяют ступор с восковой гибкостью, при котором, кроме мутизма и обездвиженности, больной длительное время сохраняет приданную позу, застывает с поднятой ногой или рукой в неудоб­ной позе. Часто наблюдается симптом Павлова: больной не реаги­рует на вопросы, заданные обычным голосом, но отвечает на ше­потную речь. По ночам такие больные могут вставать, ходить, при­водить себя в порядок, иногда есть и отвечать на вопросы.

Негативистический ступор характеризуется тем, что при пол­ной обездвиженности и мутизме любая попытка изменить позу больного, поднять его или перевернуть вызывает сопротивление или противодействие. Такого больного трудно поднять с постели, но, подняв, невозможно снова уложить. При попытке ввести в ка­бинет больной оказывает сопротивление, не садится на стул, но усаженный не встает, активно сопротивляется. Иногда к пассив­ному негативизму присоединяется активный. Если врач протяги­вает ему руку, он прячет свою за спину, хватает пищу, когда ее со­бираются унести, зажмуривает глаза на просьбу открыть, отвора­чивается от врача при обращении к нему с вопросом, поворачива­ется и пытается говорить, когда врач уходит и т.д.

Ступор с мышечным оцепенением характеризуется тем, что больные лежат во внутриутробной позе, мышцы напряжены, глаза закрыты, губы вытянуты вперед (симптом хоботка). Больные обычно отказы­ваются от еды и их приходится кормить через зонд или проводить амиталкофеиновое растормаживание и кормить в то время, когда проявления мышечного оцепенения уменьшатся или исчезнут.

При субступорозном состоянии обездвиженность неполная, мутизм сохраняется, но больные могут произносить несколько слов иногда спонтанно. Такие больные медленно передвигаются по отделению, застывая в неудобных, вычурных позах. Отказ от еды неполный, больных чаще всего удается накормить из рук пер­соналу и родным.

При депрессивном ступоре при почти полной обездвиженнос­ти для больных характерно депрессивное, страдальческое выра­жение лица. С ними удается вступить в контакт, получить одно­сложный ответ. Больные в депрессивном ступоре редко бывают неопрятны в постели. Такой ступор может внезапно смениться острым состоянием возбуждения - меланхолическим раптусом, при котором больные вскакивают и наносят себе повреждения, могут разорвать рот, вырвать глаз, разбить голову, разорвать белье, могут с воем кататься по полу. Депрессивный ступор наблюдается при тяжелых эндогенных депрессиях.

Глава 10. Психомоторные расстройства 113

При апатическом ступоре больные обычно лежат на спине, не реагируют на происходящее, тонус мышц понижен. На вопросы отвечают односложно с большой задержкой. При контакте с род­ственниками реакция адекватная эмоциональная. Сон и аппетит нарушены. Бывают неопрятны в постели. Апатический ступор наблюдается при затяжных симптоматических психозах, при эн­цефалопатии Гайе-Вернике.

Психомоторное возбуждение - психопатологическое состоя­ние с выраженным усилением психической и двигательной ак­тивности. Выделяют кататоническое, гебефреническое, маниа­кальное, импульсивное и другие варианты возбуждения.

Кататоническое возбуждение проявляется манерными, вычур­ными, импульсивными, некоординированными, ино1да ритмичны­ми, однообразно повторяющимися движениями и говорливое 1ью, вплоть до бессвязности. Поведение больных лишено целенаправ­ленности, импульсивно, однообразно, наблюдается повторение дей­ствий окружающих (эхопраксия). Мимика не соответствует каким-либо переживаниям, отмечается вычурное гримасничанье. Катато­ническое возбуждение может принимать характер растерянно-пате­тического, негативизм сменяется пассивной подчиняемостью.

Выделяют л юцидную кататонию, при которой кататоническое возбуждение сочетается с другими психопатологическими симп­томами: бредом, 1аллюцинациями, психическими автоматизма­ми, но без помрачения сознания, и онеироидную кататонию, ха­рактеризующуюся онейроидным помрачением сознания.

Двигательное возбуждение

Гебефреническое возбуждение проявляется нелепо-дурашли­вым поведением (гримасничанье, кривляние, немотивированный смех и т.д.). Больные прыгают, скачут, передразнивают окружаю­щих, пристают к ним с нелепыми или циничными вопросами, дергают окружающих, толкают, иногда катаются по полу. Настро­ение чаще повышенное, но веселость может быстро сменяться плачем, рыданиями, циничной бранью. Речь ускорена, много вы­чурных слов, неологизмов.

Маниакальное возбуждение проявляется повышенным настро­ением и самочувствием, характеризующимся выразительной ми­микой и жестами, ускорением ассоциативных процессов и речи, усиленной, часто беспорядочной деятельностью. Каждое дейст­вие больного носит целенаправленный характер, но так как быс­тро меняются побуждения к деятельности и отвлекаемость, то ни одно действие не доводится до конца, поэтому состояние произ­водит впечатление хаотического возбуждения. Речь также уско­ренная, доходящая до скачки идей.

Нарушение психомоторного развития у детей раннего возраста (формирования корковых функций) проявляется отсутствием исследовательского интереса к игрушкам, к окружающим, бедностью эмоций, отсутствием предметно-манипуляционной деятельности, задержкой формирования импрессивной и экспрессивной речи, игровой деятельности. Задержка моторного развития тесно связана с психическими навыками. Оценку психомоторного развития (ПМР) предлагается проводить по календарю критических сроков в 1, 3, 6, 9 и 12-й месяцы (календарный метод) с определением соответствия хронологического возраста ребенка возрастному стандарту психомоторных навыков:

При отклонении хронологического возраста от календарного не более 3 месяцев диагностируется легкая степень нарушений ПМР или задержка ПМР («темповая» задержка). Задержка отдельных моторных навыков наблюдается при рахите, у детей, перенесших соматические заболевания. Исходом такой формы ПМР, как правило, является полное восстановление моторных и психических функций, если отсутствуют признаки повреждения мозга по данным нейровизуализации. В то же время наличие у доношенного трехмесячного ребенка психомоторного статуса, соответствующего 4 неделям развития, может быть тревожным симптомом отклонений в ПМР.

Отставание в развитии на 3 - 6 месяцев признается как нарушение ПМР средней степени, что определяет тактику детального обследования с целью поиска причины заболевания. Средняя степень ПМР встречается у больных неонатальной гипоксическо-ишемической энцефалопатией с лейкомаляцией, перивентрикулярным кровоизлиянием II степени, у детей, перенесших менингит, при эпилепсии, генных синдромах, дисгенезии мозга.

Отставание в развитии ребенка более 6 месяцев признается как нарушение ПМР тяжелой степени, которое сочетается с пороками мозга: аплазией лобных долей, мозжечка, гипоксическо-ишемической энцефалопатией и перивентрикулярным кровоизлиянием III степени, нарушениями обмена аминокислот и органиче- ских кислот, некротической энцефалопатией, лейкодистрофией, туберозным склерозом, хромосомными и генными синдромами, внутриутробными энцефалитами, врожденным гипотиреозом.

В странах Западной Европы для оценки спонтанной двигательной активности ребенка грудного возраста применяется метод Прехтла (H.F.R.Prechtl) . Наблюдение за ребенком проводят в течение 30 - 60 минут (в том числе с помощью видеозаписи), затем заполняется таблица различных видов движений с оценкой в баллах. Показательным является нормальный тип двигательной активности в 3 - 5 месяцев, который назван «суетливостью» (fidgety) и представляет собой множественные быстрые движения шеи, головы, плеча, туловища, бедра, пальцев кисти, стопы, особое внимание уделяется контакту «рука - лицо», «рука - рука», «нога - нога». Судорожно-синхронные движения рук и ног в 2 - 4 месяца отражают ранние проявления тетрапареза. Значительное обеднение спонтанных движений рук и ног на одной стороне в 2 - 3 месяца жизни может в последующем проявиться спастическим гемипарезом. Маркерами спастических и дискинетических форм ДЦП в 3 - 5 месяцев является отсутствие подъема ног в положении лежа на спине, отсутствие суетливых движений (fidgety).

Дополнительная информация :

Этапы последовательной замены движений в кисти у ребенка до года :

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс. На 2-м мес. кисти слегка приоткрыты. На 3-м мес. в руки ребенка можно вложить маленькую погремушку, он схватывает ее, удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. В возрасте 3 - 5 мес. хватательный рефлекс постепенно редуцирует и на смену ему приходит возможность произвольно и целенаправленно брать предметы в руки. На 5-м мес. ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его. Задержка редукции хватательного рефлекса приводит к позднему формированию произвольных движений в руках и является клинически неблагоприятным признаком. На 6 - 8-м мес. совершенствуется точность захвата предмета. Ребенок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую. На 9-м мес. ребенок произвольно выпускает игрушки из рук. На 10-м мес. появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом. На 11-м мес. появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клещевым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты. На 12-м мес. ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или в руку взрослого. В дальнейшем происходит совершенствование мелкой моторики и манипуляций.

Этапы последовательной замены движений в нижних конечностях у ребенка до года :

У новорожденного и ребенка 1 - 2 мес. жизни имеется примитивная реакция опоры и автоматическая походка, которая угасает к концу 1 мес. жизни. Ребенок 3 - 5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия). На 5 - 6-м мес. постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. В этот период появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставлен на ноги: взрослый держит его под мышки, ребенок приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, голени и голеностопные суставы. Появление «прыжковой» фазы важный признак правильного двигательного развития, а ее отсутствие приводит к задержке и нарушению самостоятельной ходьбы и является прогностически неблагоприятным признаком. На 10-м мес. ребенок, придерживаясь за опору, самостоятельно встает. На 11-м мес. ребенок может ходить с поддержкой или вдоль опоры. На 12-м мес. появляется возможность ходить, держась за одну руку, и, наконец, совершать несколько самостоятельных шагов.

источник: статья «Нейробиологические и онтогенетические основы формирования двигательных функций» А.С. Петрухин, Н.С. Созаева, Г.С. Голосная; Кафедра неврологии и нейрохирургии ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, Родильный дом 15, г. Москва (Русский журнал детской неврологии, Том IV выпуск №2, 2009)

читайте также :

статья «Развитие психомоторики ребенка на первом году жизни и ранняя диагностика ее нарушений» Е.П. Харченко, М.Н. Тельнова; ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Санкт-Петербург, Россия (научно-практический журнал «Нейрохирургия и неврология детского возраста» №3, 2017 ) [читать ] или [читать ];

статья (лекция для врачей) «Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста» В.П. Зыков, Т.З. Ахмадов, С.И. Нестерова, Д.Л. Сафонов; ГОУ ДПО «РМАПО» Росздрава, Москва; Чеченский государственный университет, Грозный; Центр китайской медицины, Москва (журнал «Эффективная фармакотерапия» [Педиатрия], декабрь, 2011) [читать ]

читайте пост: Ранняя диагностика детского церебрального паралича (на сайт)


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “педиатрия” Tag

  • Шейный отдел позвоночника у детей

    ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, С КОТОРЫМИ У ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ [!!!] НЕОТЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ СО СТОРОНЫ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА…

  • Синдром Ретта

    … синдром Ретта является одним из наиболее социально значимых среди детских наследственных нервно-психических заболеваний. Синдром Ретта (СР)…

  • Альтернирующая гемиплегия детского возраста

    Альтернирующая гемиплегия [детского возраста] (АГД) - это редкое неврологическое заболевание раннего детского возраста, характеризующееся…

  • Ранняя дегенерация межпозвонковых дисков (у детей)

    Острая боль в спине (дорсалгия) с последующей хронизацией входит в тройку самых частых дискомфортных состояний у детей наряду с цефалгией…

Психики и проявляется повышенной двигательной активностью, которая может сопровождаться растерянностью, тревогой, агрессивностью, весельем, галлюцинациями, помрачением сознания, бредовым состоянием и т. п. Подробнее о том, что собой представляет данное состояние, из-за чего оно может произойти и каким образом лечится, будет рассказано далее в статье.

Основные признаки психомоторного возбуждения

Состояние психомоторного возбуждения характеризуется острым началом, выраженным и двигательным беспокойством (это может быть как суетливость, так и разрушительные импульсивные действия). Больной может испытывать эйфорию или, напротив, тревогу, страх.

Его движения приобретают хаотичный, неадекватный характер, их может сопровождать речевое возбуждение - многоречивость, иногда в виде сплошного потока слов с выкрикиванием отдельных звуков или фраз. Больного могут преследовать галлюцинации, у него наблюдается помрачение сознания, мышление становится ускоренным и разорванным (диссоциативным). Возникает агрессия, направленная как на окружающих, так и на самого себя (суицидальные попытки). Кстати, критика к своему состоянию у пациента отсутствует.

Как понятно из перечисленных симптомов, самочувствие больного представляет собой опасность и требует срочной медицинской помощи. Но что может привести к подобному положению вещей?

Причины возникновения психомоторного возбуждения

Острое психомоторное возбуждение может быть спровоцированным самыми разными причинами как сильным стрессом, так и органическим поражением мозга (например, эпилепсией).

Чаще всего оно встречается:

  • при длительном пребывании психически здорового человека в состоянии панического страха или в результате перенесенной им опасной для жизни ситуации (например, после автокатастрофы, может развиться так называемый реактивный психоз);
  • при острой или а также при отравлении кофеином, акрихином, атропином и т. п.;
  • после выхода из коматозного состояния или после черепно-мозговых травм, спровоцировавших патологическое поражение участков головного мозга;
  • может оказаться последствием поражения ЦНС токсинами, в результате тяжелого инфекционного заболевания;
  • при истерии;
  • нередко встречается при психических заболеваниях: шизофрении, депрессивном психозе, маниакальном возбуждении или биполярном аффективном расстройстве.

Степени выраженности психомоторного возбуждения

В медицине психомоторное возбуждение разделяют на три степени выраженности.

  1. Легкая степень. Больные в этом случае выглядят лишь как необычно оживленные.
  2. Средняя степень выражается в проявлениях нецеленаправленности их речи и действий. Поступки становятся неожиданными, появляются выраженные (веселость, гнев, тоска, злобность и т. п.).
  3. Резкая степень возбуждения проявляется крайней хаотичностью речи и движений, а также помрачением сознания.

Кстати, то, как проявляется данное возбуждение, в немалой степени зависит и от возраста больного. Так, в детском или старческом возрасте оно сопровождается однообразными речевыми или двигательными актами.

У детей - это монотонный плач, крики, смех или повторение одних и тех же вопросов, возможны раскачивания, гримасничанье или причмокивание. А у пожилых пациентов возбуждение проявляется суетливостью, с видом деловитой озабоченности и благодушной болтливостью. Но нередки в таких ситуациях и проявления раздражительности или тревоги, сопровождающиеся ворчливостью.

Виды психомоторного возбуждения

В зависимости от характера возбуждения больного дифференцируют разные виды данного состояния.


Еще несколько видов психомоторного возбуждения

Кроме перечисленных выше, есть еще несколько видов психомоторного возбуждения, которые могут развиться и у здорового человека, и у имеющего органические поражения мозга.

  • Так, эпилептическое возбуждение характерно для сумеречного состояния сознания у больных эпилепсией. Его сопровождает злобно-агрессивный аффект, полная дезориентация, невозможность контакта. Начало и конец у него, как правило, внезапные, а состояние может достигать высокой степени опасности для окружающих, так как больной может наброситься на них и нанести тяжелые повреждения, а также разрушать все, что встретит на пути.
  • Психогенное психомоторное возбуждение возникает сразу после острых стрессовых ситуаций (катастрофы, крушения и т. п.). Оно выражается разной степенью двигательного беспокойства. Это может быть и монотонное возбуждение с нечленораздельными звуками, и хаотическое возбуждение с паникой, бегством, нанесением себе увечий, попыткой самоубийства. Нередко возбуждение сменяется ступором. Кстати, при массовых катастрофах подобное состояние может охватывать и большие группы людей, становясь общим.
  • Психопатическое возбуждение внешне похоже на психогенное, так как тоже возникает под воздействием внешних факторов, но сила ответной реакции в этом случае, как правило, не соответствует вызвавшей ее причине. Связано данное состояние с психопатическими особенностями характера больного.

Как оказать неотложную помощь при остром психомоторном возбуждении

Если у человека обнаруживается психомоторное возбуждение, неотложная помощь необходима сразу, так как больной может нанести травмы и себе, и окружающим. Для этого из комнаты, где он находится, просят удалиться всех посторонних.

С пациентом общаются спокойно и уверенно. Его следует изолировать в отдельном помещении, которое предварительно осматривают: закрывают окна и двери, убирают острые предметы и все, чем можно нанести удар. В срочном порядке вызывают психиатрическую бригаду.

До ее приезда следует попытаться отвлечь больного (к сумеречному состоянию данный совет не подходит, т. к. больной не контактен), а в случае необходимости - провести иммобилизацию.

Оказание помощи по иммобилизации больного

Психомоторное возбуждение, симптомы которого были рассмотрены выше, часто требует применения мер стеснения. Для этого обычно требуется помощь 3-4 человек. Они подходят сзади и с боков, удерживают руки пациента прижатыми к груди и резко подхватывают его под колени, укладывая таким образом на кровать или кушетку, предварительно отодвинутую от стены, чтобы к ней можно было подойти с 2-х сторон.

Если больной оказывает сопротивление, размахивая каким-либо предметом, то помощникам рекомендуют держать перед собой одеяла, подушки или матрацы. Один из них должен набросить одеяло на лицо больному, это поможет уложить его на кровать. Иногда приходится удерживать голову, для чего на лоб накидывают полотенце (лучше всего влажное) и притягивают за концы к кровати.

Важно при удерживании проявлять осторожность, чтобы не нанести повреждений.

Особенности оказания помощи при психомоторном возбуждении

Медикаментозная помощь при психомоторном возбуждениидолжна оказываться в условиях стационара. На период, пока больного транспортируют туда, и на время до начала действия лекарств, разрешается временное применение фиксации (о чем делается запись в медицинских документах). При этом соблюдаются обязательные правила:

  • во время применения мер стеснения пользуются только мягкими материалами (полотенцами, простынями, матерчатыми ремнями и т. п.);
  • надежно фиксируют каждую конечность и плечевой пояс, так как в ином случае пациент может легко освободиться;
  • нельзя допускать сдавливания нервных стволов и кровеносных сосудов, потому что это может привести к опасным состояниям;
  • зафиксированного больного не оставляют без присмотра.

После действия нейролептиков его освобождают от фиксации, но наблюдение следует продолжить, так как состояние остается неустойчивым и может произойти новый приступ возбуждения.

Лечение психомоторного возбуждения

Для купирования остроты приступа больному с любым психозм вводят успокоительные средства: «Седуксен» - внутривенно, «Барбитал-натрий» - внутримышечно, «Аминазин» (в/в или в/м). Если больной может принимать препараты внутрь, то ему назначают таблетки «Фенобарбитал», «Седуксен» или «Аминазин».

Не менее эффективны и нейролептики «Клозапин», «Зук-лопентиксол» и «Левомепромазин». Очень важно при этом контролировать артериальное давление больного, так как данные средства способны вызвать его понижение.

В условиях соматического стационара лечение психомоторного возбуждения проводят и препаратами, используемыми для наркоза («Дроперидол» и раствор с глюкозой) с обязательным контролем дыхания и АД. А для ослабленных или пожилых больных применяют транквилизаторы: «Тиаприд», «Диазепам», «Мидазолам».

Применение препаратов в зависимости от вида психоза

Как правило, вновь поступившему больному назначают общеседативные препараты, но после уточнения диагноза, дальнейшее купирование психомоторного возбуждениябудетнапрямую зависеть от его вида. Так, при галлюцинаторно-бредовом возбуждении назначаются препараты «Галоперидол», «Стелазин», а при маниакальном эффективны средства «Клопиксол» и «Оксибутират лития». снимается препаратами «Аминазин», «Тизерцин» или «Феназепам», а катотоническое возбуждение излечивается препаратом «Мажеприл».

Специализированные медикаменты сочетают при необходимости с общеседативными, корректируя дозу.

Несколько слов в заключение

Психомоторное возбуждение может встретиться в бытовой ситуации или произойти на фоне патологических процессов, связанных с неврологией, хирургией или травматологией. Поэтому знать, как купировать приступ психоза, не нанеся при этом повреждений больному, очень важно.

Как понятно из сказанного в статье, главное во время оказания первой помощи - быть собранными и спокойными. Не нужно пытаться применять физическое воздействие на больного самостоятельно и при этом не проявляйте к нему агрессии. Помните, такой человек чаще всего не отдает себе отчет в том, что делает, и все происходящее - это лишь симптомы его тяжелого состояния.

23. Расстройства моторики (психомоторные расстройства)

Двигательные расстройства (психомоторные расстройства) включают в себя гипокинезии, дискинезии и гиперкинезии. В основе этих нарушений лежат расстройства психической сферы

Гипокинезии проявляются замедлением и обеднением движений вплоть до состояния акинезии.

Ступор – психопатологическое расстройство в виде угнетения всех сторон психической деятельности, в первую очередь моторики, мышления и речи.

Депрессивный ступор (меланхолическое оцепенение) – поза больного отражает депрессивный аффект. Обычно больные сохраняют способность простейшим образом реагировать на обращения (наклон головы, односложные ответы шепотом). У некоторых больных могут спонтанно возникать «тяжелые» вздохи, стоны. Продолжительность такого состояния может достигать нескольких недель.

Галлюцинаторный ступор развивается под влиянием галлюцинаторных переживаний. Общая обездвиженность сочетается с различными мимическими реакциями (страх, восторг, удивление, отрешенность). Встречается при интоксикационных, органических психозах, при шизофрении. Продолжительность состояния до нескольких часов.

Апатический (астенический) ступор – полная безучастность и безразличие ко всему. Больные лежат на спине в состоянии прострации. Выражение лица опустошенное. Больные способны реагировать на простые вопросы, однако часто отвечают «не знаю». Больные часто не следят за собой, не соблюдают элементарные правила гигиены.

Истерический ступор возникает обычно у личностей с истерическими чертами характера.

Нередко развитию ступора предшествуют другие истерические расстройства (истерические парезы, псевдодеменция, истерические припадки и т. д.). Больные не отвечают на вопросы, целыми днями лежат в постели. При попытках поднять с постели, накормить или переодеть их больные оказывают сопротивление.

Психогенный ступор развивается остро вследствие действия интенсивной шоковой психотравмы или психотравмирующей ситуации.

Двигательная обездвиженность сочетается с сомато-вегетативными расстройствами (тахикардия, потливость, колебания артериального давления). Проявлений негативизма, как при истерическом ступоре, нет, больных удается переодеть, накормить. Сознание аффективно сужено.

Маниакальный ступор наблюдается при резком переходе депрессивного состояния в маниакальное (и наоборот). Характерно, что больной, находясь в состоянии обездвиженности (сидя или стоя), следит за происходящим одними глазами, сохраняя веселое выражение лица. Встречается при шизофрении, маниакально депрессивном психозе.

Алкогольный ступор встречается крайне редко. Больные пассивно подчиняются осмотру, медицинским процедурам. Возникает при алкогольном онейроиде, энцефалопатии Гайне-Вернике.