Подготовка к школе 7 лет распечатать. Предшкольная подготовка. Физкультурные занятия на развитие двигательного творчества дошкольников

Нерушимый фундамент успешного будущего – хорошее обучение в школе. Готовиться к получению среднего образования нужно качественно, а начинать это делать уже в старшей и подготовительной группе детского сада. Лучшая подготовка к школе - 6-7 лет, направленные на всестороннее расширение знаний ребенка.

Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу

Прием дошкольников в общеобразовательный класс схож с настоящим экзаменом. В процессе небольшого собеседования с педагогом-психологом определяются: уровень развития ребенка, умение пересказывать текст, навыки чтения и письма, математические познания и умение логически мыслить.

Подготовка дошкольников к школе

Развитие внимания и памяти

К семи годам ребенку важно сформировать «произвольное» внимание. Его особенность в том, что дошкольник может сконцентрироваться на объекте действия, а не желания, и выполнять то, что нужно, вместо того, что хочется.

Чтобы продемонстрировать готовность к школе, малыш должен знать:

  • Свое полное имя (с фамилией и отчеством), имена родителей, место проживания (название страны, города, улицы, дома и квартиры).
  • Основных домашних и диких животных, птиц;
  • Растения, праздники, распространенные профессии и виды спорта;
  • Фигуры и цвета;
  • Различия величин (меньший и больший), звуков (гласный, согласный), сторон (право и лево).

В числе контрольных задач также встречаются:

  • «Найти отличия» (от 3 до 5);
  • «Назвать одним словом» (банан, яблоко, груша – фрукты);
  • «Найти лишний предмет» (картошка, морковь, яблоко, огурец).
  • Рассказать, в чем отличие (весны от осени).
  • Назвать настоящее время года и объяснить его особенности.

Важно! Развитие внимания и памяти проверяется также на умении ребенка пересказывать услышанный материал и восстанавливать события в верной последовательности.

Чтение и грамота

Дети старшего дошкольного возраста должны слушать, понимать и выполнять требования воспитателя, знать буквы и уметь составлять их в слоги и короткие слова, уметь выполнять упражнения обводки и штриховки, изображать в полном объеме печатные буквы и некоторые элементы письменных.

Обучение ребенка чтению

В детском саду малышей обучают:

  • Выделять определенный звук из разных слов.
    – Хлопни в ладоши, когда я назову звук «С»: мак, коса, дом, сок.
  • Находить позицию звука в одном слове (находится в начале, середине или конце).
    – Где находится звук «С»? Сом (в начале).
  • Определять последовательность звуков в коротком слове.
    – Назови первый звук в слове «сок» – «с». Назови второй звук – «о». Третий – «к».
  • Разделять короткие слова на слоги.
    – Па-па, ма-ма, ра-ма.
  • Находить различия между твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, согласными и гласными.

В родном языке дошкольник должен уметь:

  • Образовывать единственное и множественное число существительных;
  • Употреблять предлоги и притяжательные местоимения в верном контексте;
  • Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и притяжательную форму прилагательных;
  • Правильно согласовывать числительные и существительные.

Устный счет

Немаловажно развитие математического мышления у будущего первоклассника. К началу школьного образования ребенок должен уметь:

  • Считать в пределах двух десятков;
  • Называть числа в обратном порядке (от 10 до 1);
  • Знать соседей чисел первого десятка;
  • Находить место определенного числа в ряду;
  • Вести счет предметам, как на слух, так и на ощупь;
  • Раскладывать большие числа на два меньших, и, наоборот, из двух меньших складывать одно большее;
  • Уметь складывать и вычитать в пределах первого десятка, а также справляться с простейшим упражнением, построенным на основе данных математических действий.

Первоклассник у доски

Важно! Часто по результатам «интервью» с дошколенком выявляемый уровень развития оказывается гораздо более низким, чем он есть на самом деле. Это может быть связано с волнением перед незнакомым взрослым человеком, боязнью повторить вопрос или особенностями нервной системы и психики ребенка.

Чтобы предотвратить подобную ситуацию с заданиями для дошкольников, при подготовке к школе малыша следует обучать:

  • общению с взрослыми, а не только со своими сверстниками;
  • отвечать на вопросы различной тематики и также задавать их;
  • преодолевать стеснение и робость.

Сколько должен заниматься будущий первоклассник

По утвержденному в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) времени, в подготовительной группе детского сада одним «уроком» дети занимаются не более 25-30 минут. В это время уже включены организационный момент (сбор детей, знакомство с видом предлагаемой деятельности) и подведение итогов занятия.

Групповое занятие в детском саду

Как подготовиться к школе – правила и требования

В понятии подготовки ребенка к первому классу выделяют 4 основных критерия:

  1. Физическая готовность. Учеба в школе сопряжена с большой нагрузкой как психологической, так и физической. Если физические способности дошкольника не развиты в нужной степени, это может отрицательно сказаться на всем времени его обучения. Как правило уже при заполнении медицинской карты ребенка, врачи изучают проблемы в работе организма и дают советы относительно специальных форм обучения или посещения специализированных школ.
  2. Развитие интеллекта. К школьному возрасту детям не достаточно уметь считать и читать. Готовность интеллекта к дальнейшему обучению отражается в специальных умениях и навыках (концентрация, умение обобщать, хорошая мелкая моторика, внимание), в развитой логике. Будущему первокласснику необходимо уметь развернуто отвечать на вопросы и задавать их в ответ, пересказывать текст своими словами и составлять рассказ на основе наглядного материала. Данные навыки свидетельствуют о достаточном развитии речи.
  3. Социальная адаптация. Ребенок старшей и подготовительной группы после посещения детского сада в полной мере осваивает законы групп, учится исполнять как роль лидера, так и роль ученика, слушаясь и выполняя требования старшего.
  4. Готовность психологическая. Зачастую дети желают скорее пойти в школу, чтобы получить красивый портфель и вживую «поиграть» в школу. Однако действительная готовность отражается в желании ребенка развить свою познавательную потребность, неосознанном еще желании занять свое место в обществе. Поэтому главным элементом подготовки к школе для дошкольников считают сформированное умение учиться.

Подготовка к школе – развивающие задания для детей по чтению

Список интересных заданий, направленных на развитие навыков чтения, пересказа, умения обобщать и выделять главное, а также обучения ребенка грамоте:

Название Цель Описание
Помоги зайчику достать еду Научить выделять звук из ряда слов Помоги зайчику дойти до морковки. Он может идти только к тем предметам, в названии которых есть буква «Л»
Читаем, не произнося ни звука Умение сопоставлять буквы и числа, развитие навыков чтения Представлен сокращенный русский алфавит, под каждой буквой которого стоит цифра из первого десятка. Из этого алфавита выбираются короткие слова, на каждую букву которого ребенок должен сделать определенное количество хлопков.
Чистоговорки и короткие скороговорки Развитие речи, четкого и ясного произношения звуков Чистоговорки и скороговорки подбираются на любую букву с различными гласными/ согласными.

Например, для отработки звука «С» используются слоги – СА, СО, СУ и т.д.

Чистоговорка – СА-СА-СА, на ноге сидит оСА.

СУ-СУ-СУ, я в саду найду лиСУ.

Подготовка к школе – развивающие задания для детей по математике

Юные математики в развивающих заданиях выполняют действия на вычитание лишь в пределах первого десятка, а на сложение – в пределах 20.

Обратите внимание! Устный счет происходит как в обычном порядке, так и в обратном.

Название Цель Описание
Считалочка Развитие внимания, счет в пределах 20 Сосчитай количество точек на кубике и запиши ответ.
Почтальон Развить навыки сложения у дошкольника На конверте написаны три числа, а одно пропущено. В сумме они составляют цифру, обведенную в кружок. Найди пропущенное число.
Ромашки Нахождение суммы числа, метод подстановки и прикидки В задании представлена ромашка, имеющая шесть лепестков. Нужно раскрасить всего 3 лепестка так, чтобы вместе они составляли число, указанное в центре ромашки.
Зонтик Умение решать простейшие примеры и сопоставлять их с определенным цветом или оттенком Реши небольшие примеры и раскрась зонтик тем цветом, который подходит под ответ.
Дворец Развить навыки сортировки, упорядочить знания о различных геометрических фигурах Сколько в замке треугольников?
Сколько в замке прямоугольников?
Сколько в замке овалов?
А сколько квадратов?

Задания для развития математических навыков у детей

Готовим руку к письму – прописи с загадками для школьников

Важнейшая роль в обучении дошкольника принадлежит развитию рук. В школе большое количество времени уделяется письму, при недостаточно сформированной мелкой моторике к концу учебного дня ребенок будет чувствовать напряжение в кистях. А это в свою очередь повлияет на формирование почерка.

Обратите внимание! В цикл обучения старшей и подготовительной группы входит использование различных учебных тетрадей-прописей.

Как правило, в качестве прописей для подготовительных групп выступают небольшие листки с упражнениями, требующими обводки или штриховки. Их можно как найти онлайн, так и приобрести в книжных магазинах.

Чтобы не потеряться в многообразии представленного в сети материала, не купить и не распечатать некачественные наработки неизвестных авторов, был составлен список хороших прописей, способствующих подготовке детей к письму:

  • РОСМЭН, Полная подготовка руки к письму – прописи в количестве 8 штук (от 400 руб.* за весь комплект);
  • Пропись Бортниковой для детей от 6 лет (30 руб.*);
  • РОСМЭН «Пишу и рисую по точкам» – множество положительных отзывов (60 руб.*);
  • РОСМЭН «Рисую линии и штрихую» (60 руб.*);
  • Комплексные прописи «Готовимся к письму» (от 185 руб.*)

Последовательность занятий по подготовке руки к письму должна быть следующей:

  • Обучение проведению различных линий (обычные – горизонтальные и вертикальные, косые, волнистые);
  • Рисование фигур: круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник и ромб;
  • Далее изучаются элементы отдельных букв или цифр;
  • Готовим руку к письму

    Помните, что главной задачей взрослых остается . Многие родители думают, что считающему до 100 малышу будет неинтересно со сверстниками, которые еле-еле освоили к тому времени первые два десятка. Однако хорошая подготовка к школе поможет ребенку чувствовать себя уверенно, а значит, заниматься он будет с большим интересом и самоотдачей.

    * Все цены действительны на 28.04.2019

Частый вопрос, возникающий у родителей будущего первоклассника: готов ли их 6-7 летний ребенок к школе? А если не готов, то, как скорректировать необходимые знания, умения, навыки, какие развивающие задания проработать с сыном или дочкой дома? Некоторые родители доверят решение этой проблемы детскому саду или подготовительной группе при школе, а кто-то самостоятельно возьмется за этот нелегкий труд. И, конечно, последние останутся в выигрыше. Ни школа, ни детский сад не смогут учесть индивидуальных особенностей каждого ребенка. И нигде, кроме как дома, не будет создана наиболее комфортная, непринужденная обстановка, так необходимая для развития малыша.

Как распечатать карточки с заданиями

На любом понравившемся изображении, кликните правой кнопкой мышки и в открывшемся окне выберите пункт «сохранить картинку как», затем выберите куда нужно сохранить карточку, например рабочий стол своего компьютера. Карточка сохранена, можете открывать ее как обычное изображение на своем ПК и распечатывать, чтобы было удобнее заниматься с ребенком.

В продолжении темы о развитии детей 6-7 лет. Специалисты выделили три составляющих готовности ребенка 6-7 лет к школе: физиологическая, психологическая и познавательная.

  1. Физиологический аспект. Особенности развития и готовности ребенка к посещению школы определяет врач. Конечно, в случае тяжелые отклонения здоровья, ничего не поделаешь, обучаться придется в коррекционных классах или школах. Если ребенок склонен к частым простудным заболеванием, то родители смогут попытаться исправить это с помощью закаливания.
  2. Психологический аспект. Соответствие возрасту памяти, речи, мышления. Ребенок должен уметь общаться со сверстниками, спокойно реагировать на замечания, уважать взрослых, знать, что плохо и что хорошо, стремиться к получению новых знаний.
  3. Познавательный аспект. Можно выделить несколько групп знаний и умений, которыми должен обладать будущий первоклассник.
  • Внимание. Ребенок должен уметь работать по образцу, выполнять задания на внимательность, а также на поиск сходств и различий.

Внимание — один из самых значимых способов познания мира. К 7 годам формируется произвольное внимание. Если этого не происходит, то ребенку нужно помочь, иначе могут возникнуть проблемы с концентрацией на уроках.

Задания на развитие внимания у детей 6-7 лет

Задание 1. «Части тела» . Родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Родитель показывает на свою часть тела и проговаривает ее название, ребенок повторяет. Далее взрослый делает хитрость: показывает, например, глаз, а говорит, что это локоть. Ребенок должен заметить подвох и правильно указать часть тела.

Задание 2. «Найди отличия». Одна из самых популярных игр. Следует заранее обговорить, сколько отличий на выбранной картинке. Удобно пользоваться карандашом, для обозначения найденных элементов. Если ребенок не может найти все отличия, нужно ему подсказать, на что следует обратить внимание.

Например, на следующей картинке нужно найти не менее 10 отличий.

Задание 3. «Найди путь» . Ребенку предлагают ответить на вопрос, например: «По какой дорожке должен следовать автобус, чтобы дети доехали до школы?»

  • Математика и логическое мышление. Ребенок должен уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, знать арифметические знаки « + », « – », « = ». Также находить закономерности, группировать предметы по одному признаку, продолжать логические ряды, составлять рассказ с логическим завершением, находить лишний предмет, то есть анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать и доказывать.

Задание ребенку : посчитай десятки

Задание ребенку : сравни числа, поставь знак «больше», «меньше», «равно»

Математика – основополагающий фактор интеллектуального развития. В ее корне заложено логическое мышление. Оно в свою очередь формирует умение пользоваться логическими приемами, а также выстраивать причинно-следственные связи и на их основе делать умозаключения. Поэтому так важно еще в дошкольном возрасте начать развивать логику.

Задания для умников

Задания и игры на развитие логики для детей 6-7 лет

Развивающее задание №1. Нарисуйте на чистом листе бумаги цифры до 10, три раза нарисуйте цифру «7» и три раза цифру «2». Предложить малышу раскрасить все цифры 7 в синий цвет, а цифры 2 – в зеленый. После выполнения задать вопрос: «Каких цифр больше? На сколько?». Подобные задания развивают умение анализировать, обобщать и сравнивать. Аналогично можно попросить ребенка сосчитать теннисные, гандбольные, баскетбольные и футбольные мячи, назвать каких больше — меньше.

Развивающее логическое мышление задание № 2 . Найти лишнее транспортное средство. Ребенок классифицирует предметы по одному признаку: автобус, скутер и автомобиль ездят на топливе. Но, конечно, предварительно нужно ребенка 6-7 лет познакомить с темой «транспорт», рассказать и показать какие виды транспорта бывают и кто ими управляет.

Развивающее задание № 3 . Детям предлагают задачу: «На полке лежит столько же красных тетрадей, сколько синих. Число зеленых и красных тетрадей одинаково. Сколько всего тетрадей на полке, если зеленых 3?» Такая задача развивает умение анализировать, синтезировать, сравнивать и упорядочивать свои действия.

Развивающее задание № 4 . Можно предложить ребенку ответить на вопросы с подвохом. Такие задачки очень нравятся детям. Они помогают развить воображение.

На 1 ноге Маша весит 20 кг, сколько она будет весить на 2 ногах?

Что легче: килограмм пуха или камней?

Сколько конфет в пустом пакете?

Из какой посуды ничего не съешь?

На березе росло 5 яблок и 3 банана, Сколько осталось яблок, если все бананы упали?

В этом возрасте дети легко решают задачи со скрытым смыслом, например: «Волк пригласил к себе на день рождения поросят, козлят и красную шапочку, посчитай, сколько всего аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения? (вы удивитесь, как ребенок 6-7 лет быстро ответит «11 гостей» на эту задачу).

  • Память. Нужно уметь рассказывать наизусть стихотворение, пересказывать небольшой текст, запоминать 10 картинок.

В 6-7 лет формируется произвольная память, что необходимо для получения большого объема новых знаний в школе. Совместно с образной памятью развивается словесно-логическая, то есть хорошо запоминается то, что было понято. Помочь в развитии памяти и подготовиться к школе могут помочь родители с помощью правильно подобранных заданий.

Задания на развитие памяти детей 6-7 лет

Задание 1 . «Запомни и повтори». Взрослый произносит любые слова и просит их повторить. Ряд слов постепенно увеличивается.

Задание 2. Ребенку предлагают запомнить, что изображено на картинке. Далее картинку переворачивают и задают вопросы: «Сколько человек изображено на картинке? Чем играют дети? Что делает бабушка? Что висит на стене? Что держит мама? У папы усы или борода?»

Задание 3. Игра с предметами. Игрушки и предметы разложить в хаотичном порядке. После того, как ребенок запомнит их расположение, попросить отвернуться. В этот момент что-нибудь убрать и спросить: «Что изменилось?». В этой игре задействована не только память, но и внимание.

  • Мелкая моторика. Ребенок должен уметь правильно держать ручку, закрашивать предметы, не выезжая за контуры, пользоваться ножницами и делать аппликации. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления.

Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику. Ребенка просят повторять действия за взрослым. Родитель ставит на стол кулаки, большие пальцы отводит в стороны.

«Встретились два друга у старого колодца» — большие пальцы «обнимают» друг друга по очереди.

«Вдруг где-то грохот раздается» — пальцы стучат по столу.

«Разбежались друзья по своим домам» — пальцы спрятались в кулак.

«Не станут гулять больше по горам» — большим пальцем одной руки нужно нажать на суставы другой руки.

Такая зарядка для рук в основном направлена на большой палец, а как известно его массаж положительно влияет на работу мозга. Поэтому эту гимнастику можно выполнять перед занятиями.

  • Речь. Ребенок должен составлять предложения из предложенных слов и рассказ по картинке, различать звуки и буквы.

Задания на развитие речи.

Задание 1. Игра «Противоположности». Родитель называет слова, ребенку нужно придумать противоположное по смыслу слово, например, хороший – плохой, открыть – закрыть, высоко – низко.

Задание 2. Игра «Если б мы были художниками». Родитель с ребенком рисует небольшой деревенский домик. Затем предлагает ему дорисовать предметы, имеющие в слове звуки «р» или «рь».

  • Окружающий мир. Ребенку нужно знать основные факты об окружающих предметах и явлениях. Например, знать цвета, животных, птиц, времена года, имена и место работы родителей, адрес. Такие знания дети получают при чтении книг, во время прогулок, во время занятий с родителями и в детском саду.

Перед тем, как начать занятия, нужно запомнить несколько правил. Во-первых, не стоит ребенка заставлять учиться, нужно его заинтересовать и тогда он сам позовет вас за стол. Во-вторых, занятия не должны длиться долго, так как ребенок 6-7 лет не может удерживать внимание дольше 25 минут. И, в-третьих, в таком возрасте основным видом деятельности все еще является игра. Ребенок учиться играя. Поэтому большинство заданий должны преподноситься в игровой форме.

Видео «Тесты на логику для детей»

Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе «найди отличия». Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Это могут быть различные персонажи, известные детям по сказкам или мультфильмам, могут быть целые сценки из сказок или же просто сюжетные картинки.

На первый взгляд эти картинки должны выглядеть практически одинаково, но при более внимательном и детальном рассмотрении можно увидеть, что они несколько отличаются между собой.

Так, например, если картинки цветные, то некоторые элементы рисунка могут различаться по цвету; на сюжетных картинках возможно наличие или, соответственно, отсутствие какого-либо элемента, например персонажа на заднем плане. Возможны вариации в деталях костюма героя или в его расположении, позе, жестах и т. д.

Количество отличий может варьироваться в соответствии со сложностью теста. Наиболее удобен тот вариант, когда на картинках «спрятались» десять отличий. Если ребенок нашел 9-10 различий, то это очень хорошо. Если ему удалось выявить 6-8, это тоже неплохо, но его наблюдательность все еще нужно развивать. Если он нашел только 5 отличий, значит, у него еще недостаточно развито внимание, а упражнения на развитие наблюдательности должны стать ежедневным занятием.

Упражнения, требующие наглядно определить сходства и различия, могут быть построены и на сериях элементарных картинок, содержащих два, три или более маленьких рисунков. Вы можете использовать схематические изображения предметов и животных, содержащие одинаковые и разные элементы, например домики, зонтики, рыбки, отличающиеся штриховкой, орнаментом или цветом. Эти задания могут различаться по сложности рисунка, количеству рисунков в серии и сложности задаваемых вопросов.

Для проверки речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более буквами.

При выполнении таких заданий важно дать понять ребенку, что сравнению подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. На сравнение можно предложить такие слова, как:

  • кот и кит (отличаются одной буквой (о-и));
  • каша и киса (отличаются двумя буквами (а-и, ш-с));
  • пенал и пенальчик (второе слово длиннее);
  • собака и собачка (первое слово короче);
  • кошка, книга, крыса (во всех словах по 5 букв, общие буквы: к, а) и т. п.

Для сравнения могут быть также предложены понятия, которыми обозначаются предъявляемые слова. Например, ребенку предлагается рассказать, что общего и чем отличаются слова “самолет” и “стрекоза”; “елка” и “ежик”; “повар” и “врач”; “лисица” и “кошка”; “ворона” и “синица” и т.д.

Дети должны также быть знакомы с элементарными понятиями и уметь объяс-нить сходства и различия, причем комиссии нужно дать довольно развернутый ответ. Так, на собеседовании вашего ребенка могут, например, попросить рассказать, чем отличаются друг от друга лето и зима, осень и весна, вилка и ножик, стул и стол, карандаш и ручка и т.п.

Само собой разумеется, что на вступительном собеседовании учитель или пси-холог стремится выявить слабые и сильные стороны в развитии ребенка. Следовательно, для тестов будут выбраны более сложные задания. Поэтому при подготовке ребенка к вступительному собеседованию вы должны тренировать его на выполнение схожих заданий по принципу «от простого к сложному». Соответственно, мы рекомендуем вам начинать с более легких заданий, постепенно увеличивая сложность упражнений.

Другим вариантом задания на проверку внимания и наблюдательности может стать выполнение такого упражнения, как «отвернись и назови». Дети с удовольствием выполняют это упражнение. На столе расставляют определенное количество игрушек, и ребенок в течение нескольких минут смотрит на стол. Затем он отворачивается и называет игрушки, стоящие на столе. Это упражнение можно выполнять и несколько иначе. Например, вы можете убрать какую-то игрушку, заменить ее другой или просто переставить предметы местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.

Надо сказать, что задания, когда ребенку предлагается некоторое время рассматривать какой-то предмет, а затем ответить на вопросы, достаточно распространены. Это, например, может быть какая-то картинка, по которой затем будет задан вопрос. Такие картинки часто печатаются в детских журналах или в специальной литературе, имеющей целью подготовить ребенка к школе. На картинке может быть изображен путь каких-то сказочных героев. А вопросы могут быть самые разнообразные, например «Куда идут герои?», «Мимо чьего домика им нужно пройти, чтобы достичь места назначения?», «Кого они встретят на своем пути?» и т. д. Вы изменяете варианты вопросов в зависимости от того, что именно изображено на картинке.

Задания, проверяющие уровень развития мышления

Очень важно выявить, насколько у малыша развиты способности к логическому мышлению, к синтезу и анализу. Для выявления подобных способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Контроль может проводиться как с использованием наглядного материала, так и словесно. Для нахождения закономерностей вниманию ребенка предлагается группа картинок, содержащая определенное количество изображений, например четыре. Перед началом упражнения нужно объяснить малышу, что некоторые из предложенных ему изображений будут иметь много общего, но одна картинка в каждой серии — лишняя.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):

  • дуб, ель, тюльпан, береза;
  • кастрюля, сковородка, вилка, таз;
  • тигр, кот, слон, жираф;
  • помидор, яблоко, груша, слива;
  • автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;
  • туфли, носки, сапоги, ботинки;
  • продавец, кондуктор, мальчик, врач и т. п.

У ребенка спрашивают, какое изображение в этом ряду лишнее. Не следует давать детям долго рассматривать изображения, в то же время, если ребенок аргументи-рует свой выбор, не перебивайте его, дайте ему высказаться. После того как малыш сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся слова.

Более сложным вариантом задания будет задание без опоры на картинки, т. е. выполняемое устно. Принцип игры тот же, например, вы называете ряд названий домашних животных, среди которых «затесалось» одно дикое, или названия овощей с одним фруктом.

Еще более усложняется задание, когда представлены группы прилагательных, обладающих схожими характеристиками. Здесь уже проверяется не только мышление ребенка, но и его словарный запас, умение строить синонимичные ряды и находить антонимы, например:

  • старый, маленький, поношенный, дряхлый;
  • храбрый, бесстрашный, решительный, добрый;
  • красивый, большой, огромный, гигантский;
  • веселый, смешной, забавный, кислый;
  • сладкий, соленый, горький, маленький;
  • медленный, быстрый, стремительный, молниеносный и т. п.

Мы выделили лишние слова, однако, если при объяснении ребенок выделил другое слово и аргументировано доказал свой выбор, его следует похвалить, поскольку умение отстаивать свою точку зрения, доказывать и находить веские аргументы должно приветствоваться и поощряться.

Другой вариант задания на определение закономерностей — нахождение недостающего элемента в серии картинок. Ребенку может быть предъявлено восемь картинок (три ряда по три картинки, а в одном ряду картинка отсутствует). Изображения могут быть совершенно разные: это могут быть схожие предметы или рисунки, несколько отличающиеся между собой, или различные геометрические фигуры, картинки, основанные на разнице в количестве элементов, в направлении рисунка и т. д. Ребенку предлагается догадаться, что в одной серии изображений не хватает одного элемента, а затем вставить этот недостающий элемент.

Более легким вариантом этого задания будет такой, при котором ребенку показываются возможные варианты ответа, из которых следует выбрать правильный. Значительно сложнее, когда малышу самому нужно вставить недостающий элемент, например, нарисовав его в пустой клеточке. Можно еще больше усложнить задание, увеличив количество серий, количество картинок в серии или количество недостающих элементов.

Еще одно упражнение, выявляющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению, — «собери картинку». Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде. Из имеющихся элементов он должен собрать законченный рисунок. Проще всего, когда элементы рисунка одинаковые и имеют правильную форму. Значительно сложнее, когда они разрезаны произвольно. При выполнении задания следует учитывать правильность и скорость. Чем скорее ребенок соберет картинку, тем лучше.

В качестве наглядного материала можно использовать самостоятельно изготовленные картинки или разрезанные открытки. Простые изображения можно собирать сразу, без опоры на образец.

Если вы используете для задания изображение из большого количества кусочков неправильной формы, можно сначала показать ребенку исходный рисунок. В настоящее время в продаже имеются всевозможные игры, построенные по подобному принципу. Не препятствуйте малышу, если он получает удовольствие от того, что складывает эти пазлы. Это очень хорошая тренировка. Такие игрушки могут быть достаточно большими и содержать не только простые картинки, но и целые картины из живописи или сцены из сказок и мультфильмов.

Если в вашем доме есть такие игрушки, собирайте их вместе с малышом. Однако ввиду того, что эти изображения обычно достаточно сложные и громоздкие, они, как правило, собираются в течение длительного времени, а дети в процессе выполнения требуемого задания должны опираться на картинку-образец. Если вы считаете, что ваш ребенок достиг определенных успехов в собирании пазлов, предложите ему тренироваться с самыми простенькими картинками на время.

Задания на проверку развития воображения и речи

Наиболее распространенный вариант подобного задания — составление рассказа по картинкам. Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хо-рошо известных ему действий. Например, на одной картинке может быть изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке он умывается, на третьей, завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в том порядке, в котором происходит действие. Затем малыш должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок.

Рисунки могут быть и другими. Например, ребенку предлагается составить связный рассказ по серии картинок, на которых изображены действия каких-либо персонажей. Учитель или психолог на собеседовании может также задать несколько вопросов относительно самих персонажей, попросить малыша охарактеризовать их, рассказать об их привычках, предпочтениях, составить их словесный портрет.

Важно также, насколько хорошо ваш ребенок усвоил значение тех или иных слов. Учитель или психолог, проводящий вступительное собеседование, хочет уви-деть, умеет ли ребенок грамотно и правильно строить свою речь, объяснять то или иное понятие. На собеседовании вашего ребенка могут также попросить объяснить значение некоторых слов, например: «телевизор», «аквариум», «библиотека», «школа»и т. д.

Для контроля развития воображения, образности, пространственного мышления будет целесообразным предложить ребенку сложить схематические фигурки животных из полосок бумаги, частей квадрата «танграм» или из кубиков, стороны которых окрашены в различные цвета. Предлагается сложить кубики или полоски таким образом, чтобы получилось изображение зайки, кенгуру, лисички, паучка и т. д.

Для развития образного представления и пространственного воображения большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Поэтому на вступительном собеседовании вашему ребенку могут предложить нарисовать картинку или собрать модель из конструктора. Картинки могут быть нарисованы и заранее, а ребенку предлагается описать их или сказать, на что похоже то или иное изображение.

Для контроля развития речи могут быть использованы задания, которые выявляют, насколько содержательно и развернуто ребенок отвечает на вопросы, умеет ли он грамотно строить синтаксические конструкции. Например, учитель может дважды повторить сложноподчиненное предложение, затем задать по нему вопросы.

В качестве примера приведем следующее предложение: «После того как Таня сделала домашнее задание, она пошла гулять с подругами» — «Что сделала Таня раньше: пошла гулять с подругами или выполнила домашнее задание?» Можно также попросить ребенка выполнить какие-либо словесные поручения, а затем подробно рассказать, что он сделал.

Например, учитель раскладывает перед малышом игрушки, разбрасывает их и просит сложить мишек в одну коробку, а заек — в другую. Затем ребенка спрашивают, что он делал и в какой последовательности. Для контроля развития речи ребенка его могут также попросить повторить слова за взрослым, но во множественном числе. Взрослый говорит: «кот», «мышь», «самолет», «нос», «крыло», «корабль», «дерево» и т. п. Ребенок повторяет: «коты», «мыши», «самолеты», «носы», «крылья», «корабли», «деревья».

Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи

Для того чтобы посмотреть, насколько малыш готов к обучению русской речи, на вступительном собеседовании ему могут быть предложены задания на определение фонематического слуха. Для этого учитель может выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.

Сначала используются простые ритмы, например, I- II; II-I; II-I-I; I-I- II. Если задание выполнено успешно, то могут быть предложены более сложные серии выстукиваний: III-I-I; I-I-III; I-II-III; III-II-I и т. п. Очень хорошо, если ребенок выполняет задания без ошибок и без промедления.

Важно также и то, как ребенок воспринимает количество букв в словах, различает ли он односложные, двусложные слова и слова с большим количеством слогов.

Учитель может предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв в названных словах. Начинать опять-таки следует с простых слов («луг», «дом», «кот», «кит», «лиса», «вода», «мама»), постепенно переходя к более сложным («трава», «палка», «метро», «клубок», «ласточка») и т. д.

Для того чтобы посмотреть, насколько натренирована рука ребенка для письма, его могут попросить срисовать фигуры или рисунки, нарисованные в тетради в клетку. Фигуры следует копировать в том же порядке, в каком они даются. Вы можете потренироваться с ребенком, предложив ему перерисовать бордюрчики. Как рисовать орнаменты с помощью клетки, описано в статье «Методики обучения дошкольников чтению и письму» .

Проверка математических представлений

На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число «девять» с помощью счет-ных палочек (1-8; 2-7; 3-6; 4-5).

Кроме того, на вступительном собеседовании оценивают навыки счета в пределах первого десятка. Причем в зависимости от школы и класса, в который пойдет малыш, счет может быть проведен как на палочках, так и без какой бы то ни было опоры.

Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).

Способность будущего первоклассника определять нахождение предметов в пространстве также имеет большое значение. С помощью игрушек или кубиков разного цвета у малыша могут спросить, что находится рядом, далеко, впереди, позади, справа, слева, сверху, снизу и т. д.

Вполне может быть, что на вступительном собеседовании ребенок должен будет разделить предмет на 2-4 равные части. В качестве предмета может выступить специальное пособие, состоящее из различных долей, вкупе составляющих круг. Этот круг из плотной бумаги ребенок должен поделить на две, три или четыре равные части.

Вашего малыша могут также попросить написать графический диктант в тетради в клетку. Учитель диктует: «одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо». Узоры могут быть и более сложными. Здесь речь идет уже не о том, насколько ребенок узнает рисунок и сможет его скопировать, как было уже описано выше (бордюрчики), а о том, насколько хорошо он воспринимает задание на слух и самостоятельно ориентируется в пространстве школьной тетради.

Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают во-просы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох».

Примеры таких задачек:

  • Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
  • Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг)
  • У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)

Таким образом, задания на вступительном собеседовании могут быть весьма разнообразными. Не стоит копировать именно те задания, которые были описаны в этой статье. Важно подготовить ребенка к выполнению подобных упражнений, а не заставлять его зубрить конкретные примеры.

Еще раз повторимся: подготовка к вступительному собеседованию — это довольно длительный и трудоемкий процесс, а его результативность зависит от планомерности и систематичности занятий.

Важно также психологически настроить малыша перед собеседованием. Он должен не бояться публично говорить, не стесняться переспросить задание, если не понял его сути.

Прежде чем идти на собеседование в школу, вы можете устроить пробное собеседование дома, пригласив в качестве экзаменатора своего знакомого. Цель подобной тренировки — снять возможное психологическое напряжения маленького человечка, ведь для него собеседование — это своего рода экзамен, и волнение при этом неизбежно. Важно, чтобы страх не помешал малышу продемонстрировать свои знания.

Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

  1. В школе у меня будет много новых друзей.
  2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
  3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
  4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
  5. Интересно, как выглядит классная комната.
  6. Я обязательно буду учиться хорошо.
  7. Каникулы — это самое лучшее в школьной жизни.
  8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья — первоклассники.
  10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов , то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.

От четырех до восьми баллов — хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует — новые друзья или сами уроки.

Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.

Девять-десять баллов — отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.

Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.

Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба — это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке

Попросите ребенка ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

  1. Что такое класс? (Класс — это комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс «а», дружный класс.)
  2. Что такое урок? (Урок — это время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют различные упражнения. Иногда словом «урок» называют выполнение какого-либо задания, например «выучить уроки» — это значит выполнить упражнения, которые были заданы на дом.)
  3. Что такое каникулы? (Каникулы — это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)
  4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)
  5. Как можно узнать, что пора идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат занять свое место за партой в классе.)
  6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Перемена — это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть, поиграть, сходить в столовую или в туалет.)
  7. Что такое отметка? (Отметка — это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки исчисляются в числах от одного до пяти.)
  8. Какие отметки хорошие, а какие — плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем, соответственно, лучше результат. 1 — «единица» — самая плохая отметка; 2 — «двойка» — плохо; 3 — «тройка» — посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 — «четверка» — это хорошая отметка; 5 — «пятерка» — отлично. Про того, кто учится на пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, — двоечник; он учится плохо.)
  9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Дневник — это такая специ-альная тетрадка, в которой есть расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда отметки.)
  10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)
  11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)
  12. Как нужно обращаться к учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на «Вы».)
  13. Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать ответ.)
  14. Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: «Можно выйти?»)

Если ваш малыш правильно ответил на 11-14 вопросов , то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет отличаться примерным поведением.

Правильные ответы на 7-10 вопросов свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником о школе.

От 4 до 6 правильных ответов — это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время от времени о деталях школьной жизни.

В том случае, когда правильных ответов всего 3 или меньше , — это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

Если количество правильных ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

Для этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в «Лесную школу». Эта игра помогает «примерить на себя» школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса — группу из нескольких человек.

Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо животного. Выбирается ведущий — это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова — Мудрая Голова, а вас как зовут?» Дети наперебой начинают представляться именами своих животных.

Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло.

Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.

Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного распорядка.

Сова может ставить отметки. В качестве отметок используются желуди, шишки, листочки и т. п. Важно, чтобы дети умели считать до пяти и понимали, какая отметка плохая, а какая — хорошая. После того как вы потренировались в такой игровой форме, повторите тест. Вы можете добавить еще какие-нибудь вопросы относительно школьного распорядка, которые считаете важными для успешного вхождения в русло школьной жизни вашего малыша.

Перед Вами полный архив бесплатного электронного журнала Кораблик.

Дошкольники отличаются любознательностью и стремлением . Скучные буквари и сухая подача материала отталкивает детей от дальнейшего развития. Представленный журнал был создан для разнообразия занятий с ребенком, в качестве помощи для родителей и воспитателей. Яркие картинки и интересные упражнения подойдут для детей, которые готовятся пойти в школу. Познавательные задания позволяют насытить развивающийся ум полезными знаниями, не отрываясь от игрового процесса.

Электронный журнал «Кораблик» располагает тщательно подобранными заданиями, направленными на всестороннее развитие ребенка. Собранные упражнения активизируют логическое мышление малыша, позволяют и применить на практике имеющиеся знания. В каждом издании представлены увлекательные упражнения, которые понравятся каждому дошкольнику. Удобная подача материала способствует быстрому запоминанию новых знаний.

Увлекательный журнал собрал на своих страницах полезный материал, который способен заложить необходимую базу для дальнейшего обучения. Вместе с интересными упражнениями ребенок будет развиваться в правильном направлении, тренировать свой ум и приумножать потенциал.

Краткое содержание журнала Кораблик по номерам:

Подготовка руки к письму, математика, окружающий мир.

Математика, логика, окружающий мир.

Подготовка руки к письму, мышление.

Математика, подготовка руки к письму.

Подготовка руки к письму, математика, логическое мышление.

Кораблик № 6 (скачать/посмотреть в формате JPEG)

Развитие моторики руки, математика, мышление.

Логика, мышление, развитие памяти.

Кораблик № 9 (скачать/посмотреть в формате JPEG)

Подготовка руки к письму, развитие речи.

Основы трудового воспитания, логическое мышление.

Математические представления, моторика руки.

Логическое мышление, окружающий мир.

Развитие внимания, математика, логическое мышление.

Подготовка руки к письму, математические представления.

Развитие речи, математика, окружающий мир.

Познание окружающего, подготовка руки к письму.

Математика, развитие моторики руки.

Занятия по развитию речи при помощи составления предложений и рассказов.

Окружающий мир, потешки.

Математика для малышей: классификация.

Развиваем внимание, мелкую моторику рук детей.

Сравниваем предметы и развиваем внимание детей.

Развиваем внимание, смекалку, мелкую моторику руки, ищем закономерности.

Учимся наблюдать, сравнивать и обобщать.

Сравниваем предметы по их внутренним признакам, решаем логические задачи.

Учим детей классификации предметов.

Занятия по развитию интеллектуальных способностей детей 5-6 лет.

Занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет.

Артикуляционная гимнастика.

Игры и упражнения по теме «Человек и его здоровье».

Окружающий мир, экологическое воспитание, развитие речи.

Задания для развития мышления у детей.

Занятия с буквами и слогами.

Первые шаги детей в математику.

Комплексы развивающих упражнений.

Физкультурные занятия на развитие двигательного творчества дошкольников.

Математика для дошкольников.

Комплексы развивающих занятий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Учим детей безопасному поведению, занятия по теме «Зима».

Занятия по теме «Зима».

Занятия по математике для дошкольников.

Задания для развития речи детей дошкольного возраста.

Занятия по обучению детей чтению.

Занятия по обучению детей 4-5 лет чтению через игру.

Занятия по обучению чтению детей 4-5 лет.

Занятия по обучению чтению среднего дошкольного возраста.

Карточки-задания по математике 1-й класс.

Занятия по теме «Осень».

Математика, письмо.

Упражнения для развития памяти, упражнения для развития внимания.

Конспекты занятий для обучения детей 4-5 лет чтению и письму; упражнения для развития внимания, мышления.

Развивающие упражнения для дошкольников.

Развиваем моторику руки, развиваем внимание,мышление, математика для дошкольников, занятия по развитию речи.

Занятия по обучению грамоте, занятия по развитию речи.

Игры-загадки, развиваем моторику руки, задачки по математике.

Нетрадиционные методы оздоровления детей, развиваем логическое мышление (лото), разгадываем кроссворды.

Задания на развитие мышления, задания по обучению детей грамоте, задания для подготовки ребенка к обучению письму.

Разрезные картинки, кроссворды.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 1-10.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 11-21.

Интеллектуальная готовность к школе: занятия 22-32.

Игры и задания для развития у ребенка внимания, мышления, памяти.

Задания для подготовки руки к письму (рисуем по клеточкам).

Упражнения и задачи по математике для начальных классов.

Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.

Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

Упражнение «Вспомни и опиши»

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

Развиваем мышление

Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.

Начните с подходящих по возрасту заданий

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 1 класс

Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .

«Что, зачем и почему?»

Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

«Какое слово лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задача четвёртый лишний

На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Упражнение «Кто больше?»

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.

Упражнение «Важные слова»

Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.