К основным видам нарушения вкусового восприятия относится. Расстройства ощущений и восприятия — общие сведения. Нарушения временного восприятия

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Расстройства восприятия сопровождается нарушением процесса познания окружающего мира. Главными вариантами патологии являются иллюзии и неполадки психогенного синтеза. Больному не обойтись без квалифицированной помощи психиатра. В большинстве случаев подобные явления говорят о развитии психических отклонений. Они приносят массу проблем больному и его близким и требуют лечения.

Восприятие характеризуется психическим процессом, который способствует формированию образов предметов и явлений внешнего мира.

Без наличия первичных ощущений невозможно восприятие окружающего мира. Человек делает выводы на основании знаний, желаний, собственной фантазии, настроения.

Существует множество видов восприятий. Каждый человек по-разному воспринимает мир. Если что-то кажется очевидным, то это не значит, что также считает и другой человек. Поэтому во избежание споров следует оговаривать все нюансы.

Восприятие имеет прямую связь с эмоциональной реакцией. Оно определяет эмоции и в то же время эмоции определяют восприятие. В его развитии важную роль играют врожденные особенности. С детства человек получает много информации о мире. Но, каким будет восприятие в дальнейшем, зависит от уровня активности малыша. Поэтому следует всячески способствовать развитию детей.

Как влияют рецепторы и органы чувств

Органы чувств помогают человеку сложить картину окружающей среды с учетом всего ее разнообразия и многогранности.

Мир познается благодаря ощущениям. С их помощью можно узнать отдельные признаки предмета или их совокупность, используя для этих целей вегетативные реакции.

Ощущения отличаются объективностью, так как в них находят отражение внешние раздражители. Субъективность ощущений зависит от того, в каком состоянии нервная система.

Ощущения позволяют направить информацию об организме человека и окружающей среде в головной мозг.

В организме человека присутствует сенсорная система, под влиянием которой и возникают ощущения. Анализирует и синтезирует внешние и внутренние раздражители анализатор, в составе которого:

  1. Рецептор, отвечающий за преобразование внешнего раздражения во внешний сигнал.
  2. Проводящие нервные пути. По ним сигналы поступают к головному мозгу, а от него к вышележащим отделам, после чего опять к мозгу и низкорасположенным отделам.
  3. Корковые проекционные зоны. Этот мозговой центр, расположенный в области .

Отдельные рецепторы обладают способностями к приему определенных манипуляций. Разные ощущения возникают с отличительной скоростью. Человек чувствует воздействие, а после чего воспринимает его в зависимости от порога чувствительности.

Виды расстройств

Расстройства восприятия в психиатрии существуют разных типов. Они обладают отличительной клинической картиной, продолжительностью и методами лечения. При первых проявлениях нужна консультация врача, так как самостоятельно проблема не решится.

Иллюзии

При этом человек видит в искаженном виде объект, который реально существует. Пациент может неправильно воспринимать форму, цвет, величину, консистенцию и другие характерные признаки. При наличии иллюзий зрительный образ искажается. Например, в шкафу висит пальто, а его восприняли за реального человека в связи с похожими очертаниями. При слуховых иллюзиях нарушается восприятие существующих звуков. Например, когда кто-то кричит на улице, а человеку кажется, что его зовут. Существуют даже вкусовые иллюзии. При этом видоизменяется привычные для блюда вкус или запах. Наблюдаются случаи осязательных иллюзий. На их формирование действуют реальные ощущения. Иллюзии развиваются под влиянием физиологических и психологических особенностей.

Расстройство восприятия, которое называют иллюзией, проявляется в том, что человек неправильно, искаженно воспринимает действительность. Он ошибочно узнает предметы, вместо одного видит совсем другое.

Иллюзорное восприятие часто нельзя отличить от чувственного. Поэтому отсутствует критика к иллюзорному обману. Человек полностью уверен в том, что он видел или слышал, даже если это что-то необычное, неправдоподобное, фантастическое.

Иллюзии также могут быть оптическими, физиологическими и другими. Например, если опустить в воду палку, то будет казаться, что она сломана пополам. Во время передвижения в поезде, создается впечатление, что пейзаж также перемещается вслед за транспортным средством.

В психиатрии иллюзии чаще всего относят к патологическим состояниям, которые возникают не под влиянием физиологических и оптических законов.

Чаще всего наблюдают появление слуховых, зрительных и аффективных иллюзий. Обман обоняния и прикосновения встречается редко.

Наиболее распространенными считаются аффективные иллюзии. Они проявляются, если человек страдает от стресса, тревоги, страха или затяжной депрессии.

Существуют иллюзии парейдолического типа. Они отличаются сложностью образов, фантастическими картинами. Например, когда пациент рассматривает рисунок на ковре, то видит там людей, животных, различные сцены из их жизни. Иногда иллюзии могут сменять друг друга словно фильм.

В некоторых случаях больные полностью уверены, что изображения реальны. Если они кратковременны, нечеткие или расплывчатые, то человек понимает, что это не реальная картина.

Иллюзии считаются психотическим или субпсихотическим симптомом. При обильных зрительных иллюзиях делают вывод об изменении сознания.

Подобный обман слуха и зрения часто возникает, если человек находится в тревожном состоянии, переживает страх, страдает от стрессов, находится в помещении, в котором недостаточно светло или шумно, страдает патологиями органов чувств, отличается чрезмерной впечатлительностью и мечтательностью, склонностью к фантазиям, слишком устал или мало спит.

Галлюцинации

Основные расстройства восприятия включают галлюцинации.

Для них характерно восприятие объектов, которые не существуют в реальности, но при этом человек полностью уверен в существовании объекта в данный момент.

Это самое яркое проявление расстройства восприятия, которое оказывает серьезное влияние на человека, его поведение и может побуждать к действиям.

Возникновение галлюцинаций не зависит от того существует объект или нет. Больные полностью убеждены в реальности видимых образов. Галлюцинации могут быть истинными. При этом человек точно указывает, где находится образ, который он воспринимает за реальный.

Важно помнить, что расстройство восприятия, когда пациент видит то, чего нет, называется галлюцинацией. Такие проблемы требуют лечения.

Эйдетизм

Это особый вид памяти, который позволяет удержать и позже воспроизвести зрительный образ. Люди, с такой особенностью быстро запоминают увиденное и могут вернуться к воспоминаниям в любой момент. Человек способен на длительное время сохранить образ и прокрутить его с мельчайшими деталями.

Сенестопатии

Это психическое расстройство, которое сопровождается необычными ощущениями. Человек страдает от неопределенных, тягостных, неприятных, навязчивых, трудно локализуемых ощущений.

Отклонение связано с истерией, маниакальным психозом, шизофренией, общим неврозом, неврастениями, хроническими отравлениями.

Больному при этом кажется, что у него потягивает, покалывает или жжет в определенном месте. Но эти ощущения не связаны с патологиями органами и их характер и локализация быстро меняются.

Человек постоянно сосредотачивает свое внимание на этих ощущениях. Они мешают ему нормально жить.

Агнозии

В переводе на греческий «гнозис» значит «познание». Эта нервная функция позволяет человеку узнавать предметы, явления, собственное тело.

Агнозия – комплексное понятие, которое объединяет нарушения гностических функций.

Патологическое состояние обычно наблюдается при дегенеративных процессах в Центральной нервной системе, после травм, инфекций и .

Клиническую агнозию обычно диагностируют у детей в младшем возрасте, так как у них еще не завершился процесс формирования нервной деятельности. Проблему часто выявляют у детей в возрасте семи лет.

Проблема проявляется непониманием речи, невозможностью определить предмет на ощупь. Неспособностью рассмотреть предмет, разрисовать его.

Одним из видов такого расстройства восприятия является соматоагнозия, при которой человек не узнает части собственного тела.

Дереализационные расстройства

Такое расстройство восприятия – это психогенные нарушения, которые проявляются в виде:

  1. Макропсии. При этом человеку кажется, что окружающие предметы уменьшаются в размерах. Для нее характерно увеличение размеров окружающих предметов.
  2. Дисмегалопсии. При этом окружающие предметы удлиняются, расширяются, скашиваются, извращаются вокруг оси.
  3. Порропсии. У человека создается впечатление, что объект отдаляется от него.

Подобные расстройства ощущений и восприятия характеризуются неправильным отношением к своей личности, отдельным качествам или частям тела.

Хорошим примером проблемы является синдром Алисы в стране чудес. Это заболевание встречается редко. При нем пациентам кажется, что их тело слишком большое или маленькое, время замедляется или ускоряется, пространство искажается.

При таком расстройстве у человека создается впечатление, что его конечности удлиняются, сокращаются, отрываются.

Нарушения временного восприятия

В этом случае создается ощущение, что:

  1. Время остановилось. При этом наблюдается тусклость и плоскость предметов. Больному кажется, что у него нет связи с внешним миром и близкими людьми.
  2. Таймер растягивается. Больной думает, что время длится дольше, чем обычно. Он расслабляется и пребывает в эйфорическом состоянии. Создается впечатление плоскости и трехмерности предметов, их подвижности.
  3. Потерялось чувство времени. Человек думает, что он полностью освободился от времени. При этом всегда меняется восприятие мира. Повышается контрастность предметов и людей.
  4. Время замедлилось. Люди двигаются в спокойном темпе с мрачными выражениями лица.
  5. Таймер ускорился. Мир и собственное тело кажется мимолетным, а люди – суетливыми. Ощущение своего тела ухудшается. Трудно определить время суток и длительность событий.
  6. Время протекает в обратном порядке. Если событие произошло несколько минут назад, то создается впечатление, что это произошло очень давно.

Нарушения временного восприятия возникает, если правое полушарие головного мозга было поражено.

Восприятие у детей

Процесс его развития зависит от специфических особенностей. С рождения дети владеют определенной информацией. Как в дальнейшем будет происходить его развитие, зависит от того, насколько ребенок активен.

Процесс формирования восприятия должен находиться под контролем родителей. Он продолжается от рождения и по мере развития ребенка. В младенческом возрасте человек учится узнавать людей, различать предметы, владеть своим телом. Завершение этого процесса припадает на младший школьный возраст.

В этот период важно пройти обследование на наличие возможных нарушений восприятия. Проблема может возникнуть при болезнях мозга, разрывающих связь с органами чувств и центрами мозга. Развитию нарушений способствуют травмы и морфологические изменения в организме.

Дети младшего возраста воспринимают мир смутно и нечетко. Если, например, мама переоденется в маскарадный костюм, то малышу будет трудно ее узнать.

Развитие восприятия мира является важным процессом, от того, насколько успешно оно пройдет, зависит то, как ребенок будет воспринимать мир, действительность, приспосабливаться к условиям окружающей среды.

– это группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемого в реальное пространство. Проявляются неузнаванием предметов и звуков (агнозией), дереализацией, деперсонализацией, искажением свойств окружающих объектов и собственного тела, ошибочным восприятием существующих и отсутствующих в реальности явлений, предметов (галлюцинации, иллюзии). Для диагностики используется метод клинической беседы, набор специфических экспериментально-психологических методик. Лечение направлено на устранение основного заболевания, спровоцировавшего расстройства восприятия.

МКБ-10

R48.1 R44

Общие сведения

Восприятие – психическая функция, ответственная за переработку чувственной информации, поступающей от рецепторов разных модальностей. Благодаря способности воспринимать информацию из окружающего мира, от частей и органов тела человек познает действительность и успешно в ней ориентируется. Общие данные о распространенности расстройств восприятия отсутствуют. По различным исследованиям, галлюцинации (от эпизодических на фоне переутомления до развернутых при психических заболеваниях) наблюдаются у 10-30% населения, синдром деперсонализации-дереализации – у 1-2%. Патологические иллюзии разной степени стойкости и продолжительности переживают около 60% людей. Данный тип расстройства определяется не только состоянием здоровья конкретного человека, но и условиями проживания. Так, например, малочисленные народы, быт которых организован в небольших поселениях с традиционными жилищами (низкими, круглыми), не имеют иллюзий восприятия глубины пространства, характерных для жителей городов с плотной многоэтажной застройкой.

Причины

Факторами возникновения данной группы патологий часто становятся изменения структуры и функций мозга – биохимические сдвиги (нарушения активности нейромедиаторов), травматические, сосудистые, интоксикационные и инфекционные повреждения мозгового субстрата. Кроме этого, обработка объективной сенсорной информации может измениться в результате психологических переживаний, влияний мотивационной сферы личности. К наиболее распространенным причинам перцептивных расстройств относят:

  • Органические поражения ЦНС. Нарушения восприятия могут развиться при ОНМК, опухолях мозга , черепно-мозговых травмах , энцефалитах , дегенеративных заболеваниях (болезни Альцгеймера, болезни Пика и других). Характер симптомов определяется локализацией и глубиной повреждения нервной ткани.
  • Психические расстройства. Искажения и обманы восприятия свойственны для шизофрении , маниакально-депрессивного психоза , бредовых расстройств различного происхождения, интоксикационных психозов. Интенсивность проявлений усиливается при обострении заболеваний.
  • Лекарственная интоксикация. Галлюцинации и сложные иллюзии могут быть спровоцированы некоторыми препаратами. Выявлены случаи нарушений перцепции при приеме анальгетиков, антибиотиков, антидепрессантов, транквилизаторов, антигистаминных, противовирусных и противосудорожных лекарств.
  • Наркомания. Даже одноразовый прием наркотических средств вызывает изменения восприятия. Галлюциногенными свойствами обладают соединения типа ЛСД, бета-карболины, амфетамины, диссоциативные анестетики и холинолитики, марихуана и некоторые другие наркотики.
  • Психическая травма. Возможно искаженное восприятие ситуаций, объектов после переживания шока, интенсивного испуга, страха. Нейтральные раздражители представляются пациентам угрожающими.

Патогенез

В основе расстройств восприятия лежит нарушение связи между органами чувств, которые непосредственно контактируют с окружающим миром, и мозговыми анализаторами – участками коры, формирующими представления на основании чувственно переживаемой информации. Корковые отделы анализаторов представлены тремя иерархически надстроенными друг над другом зонами. Первую, самую простую, образуют проекционные поля, в которые приходят волокна анализаторов. Возбуждение этих областей не распространяется и вызывает только простые ощущения. Вторичные поля имеют более сложное строение и называются проекционно-ассоциационными. В них происходит дробление и синтез поступающей информации – формируются простые образы восприятия, а при поражении этих зон развиваются агнозии – расстройства распознавания стимулов.

Третичные зоны коры расположены преимущественно в теменно-височно-затылочной области, полностью состоят из сложных ассоциативных нейронов второго и третьего слоя. Они объединяют информацию от анализаторов разных модальностей, приходящую из нижележащих зон. Благодаря их функционированию человек способен воспринимать предметы и явления комплексно – формировать образ на базе зрительных, слуховых, кожно-кинестетических и вестибулярных сигналов. При повреждении или дисфункции третичных зон больные испытывают трудности ориентировки, оценки пространственных отношений, одновременного восприятия разномодальной информации. Развиваются иллюзии, психосенсорные симптомы. Обнаруживаются дефекты в операциях с отвлеченными категориями, внутренней организацией элементов в систему в «квази-пространстве» – нарушается счет, письмо, построение и понимание логико-грамматических конструкций.

Классификация

В клинической практике распространено деление расстройств восприятия на агнозии, психосенсорные расстройства, иллюзии, галлюцинации. В научных исследованиях нередко используется классификация, основанная на характере симптомов – их направленности, глубине, содержании. Согласно ей, выделяют четыре вида патологически измененной перцепции:

  1. Отсутствие восприятия. Представлено агнозиями – невозможностью узнавать явления и предметы при сохранении ясного сознания и нормальной работы рецепторов, анализаторов. Различают акустическую, оптическую, пространственную и тактильную агнозию.
  2. Изменение интенсивности восприятия. При усилении функции говорят о гиперпатии (чуткое восприятие стимулов), при снижении – о гипопатии (неполноценное восприятие слабых и умеренных стимулов). В обоих случаях изменение чувственного восприятия влечет за собой эмоциональные нарушения.
  3. Искажение восприятия. Включены психосенсорные нарушения – измененное отображение формы, количества предметов, перспективы; оптиковестибулярные расстройства – воспринимаемое движение неподвижных предметов (стен, мебели). Ощущение отчужденности своего тела или личности называется деперсонализацией , а чувство отдаленности, неестественности окружающего – дереализацией .
  4. Ошибки восприятия. Данную группу составляют иллюзии и галлюцинации . При иллюзиях неправильно отображаются реально существующие явления, предметы (некоторые иллюзии объясняются особенностями жизненного опыта и являются вариантом нормы, например, иллюзия Эббингауза). Галлюцинации – ошибочное восприятие несуществующего. Подразделяются на истинные и псевдогаллюцинации.

Симптомы расстройств восприятия

Агнозии относятся к проявлениям неврологических заболеваний. При зрительной форме расстройства пациент неспособен назвать предмет, пояснить его назначение; при слуховой – определить источник звука, значение произнесенной фразы или слова; при тактильной – оценить характер воздействия, описать его. В психиатрической практике встречается феномен анозогнозии – неузнавания, отрицания собственной болезни.

Иллюзии могут быть вариантом нормы функционирования психики. Например, физическая иллюзия искажения предмета, наполовину помещенного в воду, или физиологическая иллюзия горячей воды (на самом деле теплой) после длительного пребывания человека на морозе. К расстройствам восприятия относятся аффективные и парейдолические иллюзии. Первые сопровождаются тревогой, страхом, ожиданием беды. Пациенты воспринимают нейтральные стимулы как угрожающие, если они каким-то образом связаны с предшествующим травмирующим опытом. При парейдолических иллюзиях ошибочно отображаются зрительные образы. В небрежно брошенной одежде, складках штор, рисунках обоев больные видят изменяющиеся лица, двигающиеся фигуры животных и людей, сцены ссор и сражений.

Галлюцинирующие больные воспринимают несуществующие объекты, события, явления. Критическое отношение к симптому отсутствует, возникающие образы, звуки и иные воздействия принимаются за реальные, а не воображаемые. Попытки переубеждения неэффективны. По составу галлюцинации бывают простыми и сложными. Простые зрительные галлюцинации называются фотопсиями, представлены бесформенными пятнами, бликами, неясными контурами. Слуховые феномены – акоазмы – неразборчивые оклики, стуки, шорохи, шумы. Сложные формы галлюцинаций возникают на основе синтеза информации разных анализаторов и проявляются в виде образов. Пациенты видят людей, инопланетян, животных, мифических существ, различают отдельные слова и фразы, сложные звуки, тактильные воздействия с точным определением источника – шум ветра, жужжание пчелы, ползание насекомых по коже. Нередко видимый объект что-то говорит, определенным образом пахнет, вызывает ощущения покалывания, боли.

При психосенсорных расстройствах реальный предмет узнается пациентом правильно, но в искаженном виде – измененной воспринимается форма, размер, вес, цвет, соотношение воспринимаемых объектов. Предметы мебели кажутся маленькими, дверные проемы – изогнутыми, деревья – наклоненными, ножки стола – деформированными. Дереализация типична для экзогенных психозов, проявляется искаженным восприятием окружающего. Носит неопределенный характер, больным трудно описать свое состояние. Часто они сообщают о чувстве измененности, неправдоподобности ситуаций и событий – «все стало серым/слишком быстрым/медленным/безжизненным».

Искаженное восприятие времени характерно для депрессивных (замедление) и маниакальных (ускорение) пациентов. Наркотическая интоксикация при применении анаши сопровождается искажением восприятия пространства – расположенные рядом предметы кажутся отдаленными. При соматопсихической деперсонализации нарушается схема тела – представление о частях тела, функционировании органов. Аутопсихическая форма свойственна эндогенным психозам, переживается как чувство измененности «Я» («я стал хуже, злее или глупее»).

Осложнения

При сохранности критического отношения пациентов расстройства восприятия становятся препятствием для ориентировки в пространстве, планирования времени, выполнения профессиональных и бытовых обязанностей, поддержания социальной активности. Больные пребывают в состоянии растерянности. Нарушение функций восприятия провоцирует развитие страхов, фобий , ограничивает поведение. Наибольшую опасность для пациентов и их окружения представляют императивные галлюцинации – призывы и приказы выполнить то или иное действие, способное привести к тяжелым последствиям – самоповреждениям, самоубийству, насилию над детьми, убийству знакомых или случайных прохожих. При отсутствии лечения галлюцинации усиливаются, возникают несколько раз в день.

Диагностика

Обследование пациентов с расстройствами восприятия проводится комплексно. Набор диагностических процедур определяется наиболее вероятным основным заболеванием. При неврологической патологии формируются агнозии и простые виды галлюцинаций, осмотр и сбор анамнеза проводится неврологом , для выяснения причины симптома и установления точного диагноза назначаются инструментальные исследования (КТ , МРТ головного мозга , УЗИ сосудов головного мозга). Специфическая диагностика выполняется врачом-психиатром , клиническим психологом. Включает:

  • Беседу. Врач расспрашивает пациента о беспокоящих симптомах, собирает анамнез, уточняя наследственную отягощенность, наличие психических и неврологических болезней, наркозависимости, алкоголизма . При выраженном нарушении функции восприятия больные рассеяны, с трудом удерживают тему беседы, отвлекаются, не всегда адекватно отвечают на вопросы. В большинстве случаев требуется дополнительная информация от родственников.
  • Наблюдение. Оценивая особенности поведения, двигательных и эмоциональных реакций, врач определяет наличие расстройств восприятия. У пациентов с гиперпатией отмечаются чрезмерные реакции на незначительные раздражители: вздрагивание при громких звуках, тихая речь, полушепот, стремление оградиться от солнечного света. Больные со слуховыми галлюцинациями затыкают уши, накрывают голову одеялом, ведут диалог с голосами, произносят слова, не вяжущиеся с темой беседы. При зрительных галлюцинациях пациенты сосредоточенно смотрят в сторону, следят взглядом за образами, эмоционально реагируют на их содержание.
  • Экспериментально-психологическое исследование. Данные методы используются при диагностике сложных слуховых и зрительных функций. Зрительные агнозии выявляются пробой «Классификация предметов», таблицами Поппельрейтера (распознавание контурных, перечеркнутых, зашумленных и наложенных изображений). Иллюзии определяются с помощью таблиц Равена, пробы М. Ф. Лукьяновой (волнистый фон, движущиеся фигуры). Исследование слухового восприятия выполняется тахистоскопическим методом (прослушивание и идентификация звуков).

Лечение расстройств восприятия

Специфической терапии для данной группы расстройств не разработано, так как они всегда являются симптомом. Методы лечения определяются ведущим заболеванием – органической патологией ЦНС, психическим расстройством, острой эмоциональной реакцией, наркозависимостью. Как правило, назначается медикаментозная терапия, которая может включать прием сосудистых лекарств, ноотропов, транквилизаторов, седативных средств. Галлюцинации купируются антипсихотическими препаратами. Для повышения эффективности основного лечения пациенту и родственникам необходимо придерживаться ряда правил:

  • Соблюдение режима дня. Симптомы усиливаются при усталости, недосыпе, чрезмерном психическом или физическом утомлении. Поэтому больным нужно избегать нагрузок и эмоционального напряжения, периоды активности чередовать с отдыхом, спать не менее 8 часов ночью и выделять время для сна днем.
  • Дополнительное освещение. В сумерках обманы и искажения восприятия возникают чаще. В помещении необходимо создать дополнительные источники мягкого света. Следует организовать пространство так, чтобы в комнате не было теней.
  • Цвет и яркость объектов. Оптимальный вариант для стен, потолка и пола – однотонные пастельные цвета. Мебель, двери и окна должны быть яркими и тоже однотонными. Рекомендуется избегать использования узоров, орнамента, сюжетных картин, глянцевых поверхностей в интерьере.

Прогноз и профилактика

При соблюдении лечебных рекомендаций и активном проведении реабилитационных мероприятий прогноз расстройств восприятия положительный: тяжелые симптомы купируются, пациент успешно адаптируется к обычной жизни. Профилактика включает отказ от употребления алкоголя и наркотиков, профилактические диагностические процедуры при наличии наследственной отягощенности по психическим расстройствам или дегенеративным заболеваниям ЦНС, комплексные обследования после травм головы, нейроинфекций, интоксикаций.

Человек знакомится с окружающим миром при непосредственном контакте с ним, через ощущения и восприятия.

Эти две составляющие части общего процесса чувственного познания играют огромную роль и неразрывно связаны друг с другом.

Ощущения помогают получать знания о цвете, звуке, температуре, вкусе, а восприятие складывает это все в общую целостную картинку.

Как мы воспринимаем действительность?

Так как же точно определить этот сложный психический процесс? Восприятие – это целостное отражение предметов, объектов, явлений действительности в совокупности их частей, свойств и качеств через воздействие на органы чувств человека.

Основу процесса восприятия составляют ощущения, но нельзя свести весь процесс познания только к их сумме, это было бы слишком просто.

Так, например, книгу нельзя рассмотреть как комплекс ощущений цвета и формы обложки, объема и шероховатости составляющих ее страниц.

Хотя без ощущений, конечно, и восприятия быть не может. Это совершенно точно. Но устроен это процесс гораздо сложнее: в него входит и предыдущий опыт человека, то есть те знания и представления, которые уже имеются в сознании. Воспринимая какой-то предмет, мы не пытаемся выделить группу ощущений, а, наоборот, объединяем их все вместе в единый целостный образ, который потом начинаем анализировать, осмысливать и понимать с учетом уже имеющегося опыта.

Другими словами, в процессе полной оценки действительности участвуют и память, и мышление. Большая роль здесь отводится и речи, ведь воспринятое нужно еще и обозначить словами.

Как же происходит восприятие тех или иных объектов или событий? Специальных органов в человеческом организме для этого нет. Общая деятельность системы анализаторов, а именно материал, идущий от нее, и является физиологической основой восприятия.

Предметы и явления окружающей действительности являются раздражителями и запускают процесс восприятия, который в общем можно представить как результат деятельности коры головного мозга, а именно ее соматосенсорной части, находящейся в теменной доле.

Здоровый человек адекватно воспринимает окружающую его действительность, и в этом заслуга, в первую очередь, ощущений, представлений и воображения.

Мы видим, слышим, чувствуем на вкус и тактильно, обоняем, меняем положение тела в пространстве, а затем обрабатываем все эти полученные знания при помощи мозга и получаем целостную картинку-представление. Расстройства восприятия лишают возможности получить единый обобщенный образ.

Возможных нарушений множество, в то же врем каждый из них имеет свои типичные особенности.

Агнозия — что-то вижу и слышу, но что?

патологическое состояние, развившееся в результате поражения коры головного мозга и характеризующееся невозможностью воспринимать информационный поток, идущий от анализаторов. Данное состояние ведет к изменению ощущения реальности объектов и неправильной их оценке.

Причинами возникновения этой патологии принято считать повреждения теменной и затылочной зон коры головного мозга, а также развитие некоторых заболеваний ЦНС:

  • открытого или закрытого типа;
  • воспалительный процесс головного мозга ( , );

Выделяют основные разновидности агнозии, которые потом подразделяются на частные подвиды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • тактильная

Зрительная агнозия характеризуется нарушением идентификации объектов и изображенных символов. У этой патологии есть несколько разновидностей:

Слуховая агнозия – результат поражения слухового анализатора. В зависимости от области, которая затронута в результате болезни или травмы, различают различные нарушения:

  1. Висок левого полушария . Утрата способности различать звуки речи, писать под диктовку, читать вслух.
  2. Правое полушарие . Отсутствие распознания звуков и шумов.
  3. Передние отделы головного мозга . Искажение восприятия и понимания ситуации. Обычно, это следствие психических заболеваний.
  4. Правый висок . Нарушение понимания и воспроизведения определенного ритма, распознания интонации речи других людей.

При поражении теменной доли правого или левого полушария наблюдается такой вид патологии, как тактильная агнозия. При ней пациент не может распознавать формы и предметы тактильно, то есть на ощупь.

Галлюцинации и псевдогаллюцинации

Еще одной разновидностью отклонения в реальной оценке действительности являются . Определение этому явлению звучит следующим образом – возникновение образа, не имеющего под собой никакого стимула.

Возникает данная патология в результате телесных поражений, а также при нарушениях психики. Причиной развития галлюцинаций может стать неограниченный прием:

  • алкоголя;
  • наркотиков;
  • токсических веществ;
  • сильнодействующих медикаментов.

В качестве основных причин появления галлюциноза можно назвать следующие:

  • психические заболевания;
  • болезни органов чувств;
  • заболевания сердца;
  • нарушения в функционировании щитовидки;
  • употребление алкоголя в неограниченных количествах;
  • употребление наркотиков.

Классификация данного патологического нарушения восприятия включает следующие подвиды:

  1. Органический . При сохранении ясного сознания наблюдается наличие слуховых, зрительных и обонятельных галлюцинаций. Возможно также присовокупление расстройства в восприятии тела и дереализации.
  2. Атеросклеротический . Имеет только хроническую форму. Основное провоцирующее заболевание — .
  3. Алкогольный галлюциноз или помешательство пьяного . Сопровождает состояние запоя или же наблюдается сразу после выхода из него при полном ограничении употребления спиртных напитков. Характеризуются возникновением вербальных галлюцинаций, доходящих до бреда.

Пока чувствуем — живем

Если восприятие – это целостная картинка-представление окружающего мира, то ощущение – процесс отображения отдельных качеств и свойств предметов в результате их воздействия на органы чувств человека.

Способность получения такого опыта есть только у тех живых существ, которые имеют нервную систему. Осознанность же ощущений приходит при наличии головного мозга.

Ощущение – начальное звено познания человеком как внешнего, так и своего внутреннего мира.

Раздражители, провоцирующие этот феномен, различны, отсюда и существование разных типов ощущения:

  • зрительный;
  • кожный;
  • слуховой;
  • связанный с системой мышц и внутренними органами.

Патологии чувственного познания

Расстройства различных видов чувственного познания включают в себя искажения сразу нескольких процессов в организме человека: ощущений, восприятия, представления. И их также принято делить на различные виды.

Классифицируются следующим образом:

  • термические (чувство жжения или холода);
  • движение, перемещение тканей (перекручивание, соединение или расслойка);
  • натяжение;
  • ощущение пульсации, переливания;
  • сверление и разрывы, жгучая боль.

Чаще всего пациент определяет место распространения таких ощущений в области головного мозга. Может встречаться в груди, а также брюшной полости. Крайне редко – в верхних и нижних конечностях.

Не вдруг, но вслух…

При необходимости, первичная дифференциальная диагностика расстройств восприятия, ощущений и представлений может быть произведена даже в домашних условиях:

К рецепторным расстройствам относят наиболее элементарные симптомы психических болезней :

1) гиперестезии -- повышение восприимчивости к внешним раздражениям, нейтрально воспринимаемым человеком в нормальном состоянии; тогда свет кажется чересчур ярким, звуки -- оглушительно громкими, прикосновения -- грубыми, хотя на деле интенсивность раздражителя не превышает обычных, привычных для организма порогов, гипестезии, когда чувствительность, напротив, понижается, объекты кажутся бесформенными, тусклыми, звуки утрачивают интонацию;

2) сенестопатии -- неприятные, тягостные неопределенные ощущения, исходящие из различных частей тела -- жжение, щекотание, стягивание, давление, не имеющие под собой реальных причин;

3) метаморфопсии -- изменение восприятия величины и формы предметов и пространства, например, потолок в комнате кажется наклоненным, либо улица выглядит бесконечно длинной, также могут изменяться размеры частей своего тела;

4) дереализация -- сложный по природе симптом, заключающийся в чувстве призрачности окружающего, когда мир видится "словно через сетку", "словно во сне", чувство действительности утрачивается; к этому состоянию близки понятия "уже виденного" и "никогда не виденного", когда впервые увиденный объект кажется до боли знакомым, либо наоборот;

5) олицетворенное осознавание -- чувство, будто в помещении, где больной находится один, кто-то присутствует, с одновременным ощущением ошибочности этого чувства;

6) расстройство осознавания времени (ускорение, замедление, полное отсутствие);

7) расстройство апперцепции -- невозможность устанавливать связи между явлениями и понимать смысл происходящего.

Расстройства ориентировки во времени, в данной ситуации, в месте, в собственной личности:

1) растерянность (аффект недоумения) -- неприятное непонимание своего состояния, которое осознается как необычное (в таком состоянии больной допытывается, "Что про-изошло? Что со мной случилось?");

2) деперсонализация -- расстройство осознания собственной личности, ощущение чуждости своих мыслей, чувств, поступков вплоть до ощущения их "сделанности", искусственного привнесения извне, в качестве продукта чьей-то воли и вплоть до утраты самосознания.

Расстройства восприятия

Познание -- это отражение человеком окружающего внешнего мира. Различают чувственное, непосредственное познание, которое составляет наши ощущения, восприятия, представления и абстрактное познание, когда мир познается при помощи мышления в словесно оформленных понятиях и суждениях. При психических заболеваниях могут наблюдаться преимущественные нарушения каждого из указанных видов познания. Из различных, весьма вариабельных нарушений и расстройств познавательной деятельности мы остановимся на главных, наиболее часто встречающихся у психически больных, имеющих наибольшее значение в клинике психических заболеваний.

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий -- отражения в нашем сознании предмета в целом.

Виды расстройств восприятия:

1) иллюзии -- это искаженные восприятия реально существующих объектов. Иллюзии не всегда бывают результатом болезненного восприятия. Существуют физиологические иллюзии, свойственные психически здоровым людям и обусловленные законами живой и неживой природы.

Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие. Это восприятие без объекта. По существу, галлюцинации -- непроизвольное, интенсивно чувственное представление, которое проецируется в реальный мир и получает свойства объективной действительности. Галлюцинации практически не встречаются у здоровых и обычно свидетельствуют о наличии психического расстройства;

2) истинные галлюцинации различают по органам чувств:

Слуховые галлюцинации чаще встречаются в виде "голосов" (вербальные галлюцинации). Больной слышит слова, относящиеся к его действиям, мыслям. Голоса то угрожают, то укоряют в чем-нибудь, то руководят его поступками. Он слышит нашептывания, вступает с голосами в беседу, спорит с ними, закрывает уши руками, мимика больного отражает характер переживаний. В некоторых случаях галлюцинации появляются в момент засыпания и сопровождаются страхом. Особо следует отметить так называемые императивные (повелительные) галлюцинации, под влиянием которых больной может совершить внезапные и непонятные для окружающих поступки. Он подчиняется решительному приказанию автоматически. Слуховые галлюцинации чаще всего наблюдаются при шизофрении и при некоторых алкогольных психозах.

Зрительные галлюцинации встречаются реже других, они не столь продолжительны, как слуховые, которые могут продолжаться годами. Очень ярки бывают зрительные галлюцинации у алкоголиков при так называемой белой горячке. Им видятся звери, чудовища, черти, вещи преображаются, одна картина быстро сменяется другой.

Тактильные галлюцинации -- неприятные ощущения, возникающие в коже или под кожей (щекотание, ползание, давление), соотносимое с определенными неодушевленными предметами (кристаллы, кусочки инородных тел), или живыми существами (насекомые, мелкие животные и т. п.), внешние признаки которых точно описываются больными (твердые, маленькие с длинными ножками и т. д.).

Обонятельные и вкусовые галлюцинации встречаются реже. При этом больные могут ощущать воздействие отравляющих газов, отвратительные, будто специально пущенные в комнату запахи. Особый привкус пищи убеждает больного в том, что к ней подмешан яд. В связи с этим наблюдается отказ от пищи, недоверие к окружающим, всякие предосторожности. Обонятельные галлюцинации проявляются и в том, что больные воспринимают запах, будто бы исходящий от них самих, из чего они заключают, что заживо разлагаются.

Псевдогаллюцинации -- непроизвольные, обычно с ощущением сделанности или насильственности, восприятия, возникающие без наличия реального объекта, воспринимаемые как реально существующие, но все-таки "особые" образы, привнесенные с точки зрения больного "воздействием на него извне" чьей-то воли, как правило, локализованные вне доступности для органов чувств, например, зрительный образ за спиной, внутри головы.

Они могут быть чувственно яркими и конкретными, проецироваться вовне, хотя чаще существует интропроекция образов (локализуются больными не в объективном, а в субъективном пространстве -- видится или слышится "мысленно", "умом", "внутренним оком" и т. п.).

В отличие от истинных галлюцинаций псевдогаллюцинации не отождествляются с реальными предметами, т. е. лишены характера объективной реальности. Вместе с тем критическое отношение к псевдогаллюцинациям отсутствует. Псевдогаллюцинации могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми, осязательными, общего чувства, со всеми присущими им особенностями (например, зрительные псевдогаллюцинации могут быть элементарными и сложными, бесцветными и окрашенными).

Функциональные галлюцинации по механизму возникновения занимают промежуточное положение между собственно галлюцинациями и иллюзиями. Появляются только при наличии реального внешнего раздражителя и продолжаются, не сливаясь с ним, раздельно, до тех пор, пока действует этот раздражитель. Больной реально слышит стук колес поезда и одновременно возникают слова "свинья, свинья, свинья", при остановке поезда эти слова исчезают.

Гипнагогические галлюцинации -- видения или слуховые обманы, возникающие при закрытых глазах перед засыпанием или в дремотном состоянии.

Гипнопомпические галлюцинации -- видения, реже слуховые обманы, возникающие в период пробуждения.

Судебно-психиатрическое значение расстройств восприятия заключается в том, что они нарушают правильное отношение к внешнему миру и могут вести к действиям, представляющим социальную опасность. Правда, это почти во всех случаях связано с бредовым толкованием действительности. Более самостоятельное значение имеют повелительные (императивные) галлюцинации. Они ведут к действиям, лишенным каких либо мотивов, даже бредовых.

Восприятие – психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей.

При некоторых патологических состояниях, особенно при психи­ческих и нервных заболеваниях, перцептивные процессы могут на­рушаться. Однако существуют и такие отклонения восприятия, кото­рые могут наблюдаться и у вполне здоровых людей (например, иллюзии). Расстройства восприятия условно можно подразделить на три основные группы: иллюзии, галлюцинации и расстройства сен­сорного синтеза (психосенсорные расстройства).

Иллюзии. Иллюзией называют искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств- зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения вос­приятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.

Физические иллюзии объясняются объективными физическими законами и не зависят от самого человека. Примером физической иллюзии, которая улавливается и фотоаппаратом, может служить восприятие ложки в стакане воды. Ложка кажется изломанной в силу разных преломляющих свет свойств воды и воздуха.

Физиологические иллюзии находят свое объяснение в особенно­стях устройства и деятельности наших органов чувств. Например, попробуйте надавить сбоку на глазное яблоко, и тотчас предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Раздвоение предмета возникает в силу увеличения диспарантности его изображения на сетчатках глаз. Другой пример иллюзии этого типа мы находим у Аристотеля: скре­стите два пальца и начните катать между ними небольшой шарик, и он покажется двойным. Когда предмет сначала соприкасается с ука­зательным пальцем, а затем со средним пальцем, оба соприкоснове­ния происходят в различных привычных для нас точках простран­ства. Прикосновение к указательному пальцу кажется выше, хотя палец на самом деле находится ниже; прикосновение к среднему - ниже, хотя палец в действительности выше. Много такого рода иллю­зий имеется и со стороны вестибулярного аппарата - иллюзии кре­нов, противовращения и другие.

Психические иллюзии связаны как с различными психическими состояниями человека, так и с некоторыми психологическими осо­бенностями нашего восприятия.

При заболеваниях психические иллюзии наблюдаются наиболее часто при состояниях расстроенного сознания, при возбуждении (экзальтация, экстаз) у маниакальных больных или состояниях страха и тревоги при депрессиях. Иллюзии у них почти не коррегируются, и больной склонен считать эти ошибки восприятия реальностью. Вер­бальные иллюзии, когда больной вместо нейтральной речи слышит в свой адрес брань, угрозы и оскорбления, часто встречаются на ранних этапах становления слуховых вербальных (речевых) галлюцина­ций при некоторых психозах. Они отличаются от так называемых функциональных слуховых галлюцинаций тем, что при иллюзиях па­тологически возникший образ поглощает образ реального предмета (больной "слышит вместо..."), при галлюцинациях - патологичес­кий образ с реальным не сливается ("слышит вместе с...").

У здоровых на фоне различных психических состояний (ожида­ние, тревога или страх) также часто возникают психические иллюзии. Например, при входе в комнату ребенок испугается фигуры у окна, но вслед за этим рассмеется, так как увидит, что его испугали пальто и шляпа, висевшие на вешалке. И если в каждом дереве, стоящем у дороги, мы видим человека, которого ждем, то речь тоже идет о пси­хических иллюзиях.

Для того, чтобы процесс интерпретации сенсорной информации достиг уровня сознания, необходимы специальные приемы, и о неко­торых из них уже говорилось ранее (упрощение изображения, прин­ципы группировки, контрасты и другие). К иллюзиям часто приво­дит неоднозначность восприятия, возникающая в силу недостатка существенной информации или избытка несущественных сведений в изображении. Неоднозначность восприятия возникает и в случаях, если из одного и того же изображения можно извлечь несколько зна­чимых образов.

В эксперименте иллюзии используются для изучения различных аспектов организации свойств анализаторной системы. Зрительные иллюзии часто использовались с целью подачи на вход зрительной системы неоднозначной сенсорной информации для выявления тех ошибок, которые делает система и тем самым выявляет некоторые скрытые свои свойства. Описаны многочисленные факты и условия ошибок при восприятии - иллюзии "стрелы", железнодорожных путей, переоценки вертикальных линий, пересечений, концентри­ческих окружностей, "невозможных фигур" и других.

Галлюцинации. Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Это восприятие, которое, как говорят, не опирается на внешний объект, иначе -это "мнимое, ложное восприятие".

Мы можем наблюдать галлюцинации при психических заболева­ниях, а также у здоровых людей в экспериментах с сенсорной изоля­цией или при применении определенных препаратов (галлюциногенов); галлюцинации также можно внушить человеку, находящемуся в глубоком гипнотическом сне.

Галлюцинации обычно классифицируют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные и другие. Большое значение в психиатрической диагностике придается подразделению галлюцина­ций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации характеризуются чувственной ясностью, они развертываются в реальном пространственно или иного анализа­тора и "больные не только думают, что они видят и слышат, но и на самом деле видят и слышат" (Э. Крепелин, 1909). Поведение больных обычно соответствует содержанию галлюцинаторных переживаний, и они убеждены, что и окружающие люди видят и слышат то же, что и они.

Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что при них нет полной чувственно-телесной ясности образов, и это сближает их с представлениями. Больные говорят о видимом и слышимом, добавляя "как будто", хотя они при этом и настаивают на реальности своих галлюцинаций. Псевдогаллюцинаторный образ развертывается в представляемом, а точнее - интрапсихическом (субъективном) пространстве того или иного анализатора, поэто­му больные могут сообщать о возможности "видеть" за линию гори­зонта или через непрозрачные преграды, а также сообщают о возни­кающих "внутри головы" звуках и человеческих голосах. Поскольку ложные галлюцинации осознаются как нечто субъективное и весьма отличное от реальных образов, поведение больных почти всегда диссоциировано с содержанием галлюцинаций. Псевдогаллюцинации свидетельствуют о более неблагоприятном течении психического заболевания, часто приобретают затяжной и хронический характер, сопровождаются нарушениями мышления.

У здоровых людей на фоне утомления или истощения иногда при засыпании кратковременно возникают зрительные или слуховые гал­люцинации, похожие на псевдогаллюцинации, которые называют гипногогическшм из-за близости их к сновидениям (гипнопомпические- то же самое, но отмечаются в момент пробуждения).

Зрительные и слуховые галлюцинации часто подразделяют на про­стые (фотопсии - восприятие вспышек света, звездочек, искр; акоазмы-восприятие звуков, шума, треска, свиста, плача) и сложные (вер­бальные - восприятие членораздельной речи).

При рефлекторных галлюцинациях воспринимаемый реальный об­раз тут же сопровождается появлением сходного с ним галлюцинатор­ного (больной слышит фразу - и тут же в голове начинает звучать похожая на нее фраза).

Апперцептивные галлюцинации (слуховые или зрительные) появ­ляются после соответствующего волевого усилия больного, желающе­го их испытать.

Галлюцинации Шарля Бонне (зрительные, реже слуховые) наблюда­ются при повреждении периферического отдела анализатора (у слепых, глухих), а также при сенсорной депривации или изоляции (в тюрьме, иноязычной среде) в поле пораженного или информационно ограничен­ного анализатора. Их следует отличать от гемианоптических галлюци­наций в поле гемианопсии при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, сосудистое поражение).

Галлюцинации, которые возникают вследствие психической травматизации, называются психогенными. Они подразделяются на следующие разновидности:

доминантные (слуховые и зрительные) с психологически понят­ным содержанием, отражающим психическую травму, и эмоционально насыщенные;

эйдетические (чаще слуховые), которые склонны повторяться по типу клише (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах);

галлюцинации воображения Дюпре, где фабула вытекает из исте­рических мечтаний и фантазии;

индуцированные галлюцинации возникают по типу взаимовну­шения и самовнушения на фоне эмоционального напряжения;

внушенные галлюцинации часто встречаются при алкогольном делирии во время "люцидного окна" (дневного прояснения сознания): симптом Рейхардта (внушенное чтение по чистому листу бумаги), сим­птом Ашаффенбурга (внушенный мнимый разговор по отключенно­му телефону), симптом Липмана (внушенные зрительные галлюцина­ции после десятисекундного надавливания на глазные яблоки) и др.

Расстройства сенсорного синтеза. Восприятие является слож­ным процессом интеграции, синтеза образа воспринимаемого объекта из сенсорных сигналов, поступающих через органы чувств от внешней среды и собственного тела. При некоторых состояниях и заболеваниях мы встречаемся с различными нарушениями про­цесса синтеза, интеграции сенсорной информации в ходе восприя­тия. Обычно к психосенсорным расстройствам относят две группы нарушений - дереализацию и расстройства "схемы тела".

Дереализация - нарушение сенсорного синтеза информации, ко­торая поступает из внешнего мира. Из ассоциации сенсорных сигналов, принимающих участие в формировании образа внешней действитель­ности, что-то может "выпадать", изменяться, и в конечном итоге окру­жающий нас мир теряет свою чувственную реальность - искажается.

Человек может утратить восприятие глубины пространства, и тогда все окружающее видится ему в плоскостном, двухмерном изображении. Искажения восприятия могут касаться и определен­ных признаков предмета - формы (метаморфопсия), величины (увеличение - макропсия, уменьшение - микропсия) или других. При порропсиях нарушается оценка расстояния - человеку кажет­ся, что предметы находятся дальше, чем они расположены в действи­тельности; при дисмегалопсии расстройство восприятия касается удлинения, расширения, скошенности или перекрученное вокруг оси окружающих предметов.

Близкими к дереализации являются расстройства, когда обычная, знакомая обстановка воспринимается совершенно новой (феномен "никогда не виденного"- jamais vu), или, наоборот, новая обста­новка (местность, улица, дом) воспринимается хорошо знакомой и известной (феномен "уже виденного " - deja vu). Особенно волну­ют больных искажения времени - его замедление (брадихрония) или ускорение (тахихрония), а также утрата эмоциональных компо­нентов восприятия окружающего - "все застыло, остекленело", а "мир стал подобен декорации". У больных почти всегда сохраняется критическое отношение к этим нарушениям, они чужды личности и субъективно крайне неприятны.

Расстройства "схемы тела" характеризуются различными симптомами нарушений восприятия собственного тела, своеобраз­ных ощущений увеличения или уменьшения веса, размеров всего тела или его частей (рук, ног, головы). Возникают при поражении сенсорных систем верхнетеменной области коры головного мозга. К расстройствам схемы тела относится также нарушения восприятия соотношения между частя­ми тела: больные говорят о неправильном положении ушей, "перекрученности" тела. Указанные изменения больной ощущает только при закрытых глазах, так как под контролем зрения все неправильные представления о своем теле исчезают.

Агнозия неузнавание видимого или слышимого при полной сохранности элементарных функций восприятия, которое возникает при очаговых поражениях мозга.

Зрительные агнозии возникают при локальных поражениях различных участков зрительной зоны коры (преимущественно вторичных и третичных полей) и относятся к нарушениям высшей организации зрительных процессов. При этом больной не узнает предметы по их зрительным образам. Выде­ляют шесть основных разновидностей нарушения зрительного гнозиса: предметную, лицевую, оптико-пространственную, буквенную, цветовую и симультанную агнозии.

Предметная агнозия - левополушарный симптом, но в более гру­бой форме связана с двусторонним поражением нижней части "широкой зрительной сферы". При грубых нарушениях узнавания больные не натыкаются на предметы, однако постоянно ощупывают их и ориенти­руются по звукам.

Лицевая агнозия связана с поражением ниж­незадних отделов "широкой зрительной сферы" правого полушария (у правшей). При этом больной не различает человеческие лица и узнает даже близких людей только по голосу. Степень выраженности может быть разной: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях до неузнавания родных и даже самого себя в зеркале.

Оптико-пространственная агнозия - связана с двусторон­ним поражением верхней части "широкой зрительной сферы". При этом больной плохо ориентируется в пространственных признаках предмета (особенно страдает лево-правая ориентировка). Если преимущественно страдает правое полушарие, то в большей степе­ни у больных нарушается рисунок (не могут в рисунке изобразить дальше-ближе, больше-меньше, слева-справа, вверху-вни­зу), а также нарушен "праксис позы" - больной не может скопиро­вать позу (пробы Хеда), и с этим связаны трудности в бытовых двигательных актах (например апраксия одевания). Сочетание зри­тельно-пространственных и двигательных расстройств называют апрактоагнозией. Оптико-пространственная агнозия может нару­шать навык чтения, так как возникают трудности прочтения букв с лево-правыми признаками (Э-Е).

Буквенная (символическая) агнозия - возникает при односто­роннем поражении нижней части "широкой зрительной сферы" на гра­нице затылочной и височной коры левого полушария (у правшей). При этом больной правильно копирует буквы, но не может их читать. Распад навыка чтения в данном случае называется первичной алексией.

Цветовая агнозия - возможна при поражении 17-го и других полей зрительной коры, особенно правого полушария. При этом больной цве­та различает (нет цветовой слепоты как таковой, различает цвета на кар­точках), но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, не может вспомнить цвета даже хорошо знакомых реальных предметов, не может подбирать одинаковые цвета и оттенки. Таким образом, у больных с цветовой агнозией затруднена категоризация цветовых ощущений.

Симультанная агнозия (англ. Simultaneous - «одновременный») впер­вые описана П. Балинтом (1909) и встречается при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов коры. При этом больной с сохранными полями зрения затрудняется в восприятии изображения целиком и видит только отдельные его фрагменты, так как он не может перевести взор и рассмотреть все изображение последовательно. Особенно ему трудно воспринять одновременно два изображения на одном рисунке.

Слуховая агнозия - нарушение музыкальных способностей, имев­шихся у пациента в прошлом - разделяется на моторную амузию, при которой в первую очередь нарушается возможность воспроиз­вести знакомые мелодии, и сенсорную амузию, характеризующуюся нарушением узнавания знакомых мелодий. Кроме этого, пациент при слуховой агнозии может не идентифицировать голоса живот­ных и птиц, не различать разнообразные знакомые ему шумы.

При тактильной агнозии (астереогнозисе) утрачивается способ­ность узнавать предъявляемые предметы на ощупь при отсутствии отчетливых дефектов элементарных видов чувствительности (по­верхностной и глубокой). Расстройства наблюдаются при локальных поражениях сенсорных зон нижнетеменной области коры головного мозга Различают следующие расстройства:

тактильная предметная агнозия, проявляющаяся нарушением узнавания на ощупь с закрытыми глазами величины и формы пред­мета и определении его функционального назначения;

тактильная агнозия текстуры объекта характеризуется неспо­собностью определить путем ощупывания качество материала,особенности поверхности предмета и его плотность;

пальцевая агнозия – больной не узнает пальцы своей руки с закрытыми глазами при прикосновении к ним

Контрольные вопросы

    Перечислите 3 основных вида нарушений восприятия.

    Назовите отличие иллюзии от галлюцинации.

    Каковы характерные черты псевдогаллюцинаций.

    Какие варианты расстройства сенсорного синтеза Вы знаете?

    При каких поражениях мозга имеют место различные виды агнозии?