Положение инвалидов на рынке труда. Стереотипы и недоверие работодателей мешают трудоустройству инвалидов Что мешает инвалидам работать

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

Развитие каждого государства в значительной мере определяется степенью использования профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей людей. В сложившихся социально-экономических условиях ключевое значение приобретает необходимость максимально эффективно применить существующий в Российской Федерации человеческий ресурс, включая всех категорий безработных граждан (молодежь, инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста и др.).

Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и особенности его самореализации, механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

Положение инвалидов в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, удовлетворить свои права и социальные гарантии. Безработица среди граждан с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Болезнь или травма могут привести к потере здоровья человека, следствием чего являются значительные отрицательные последствия в его жизнедеятельности. Нарушаются не только физиологические функции организма, но и снижается социальная, в том числе профессиональная, активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе.

В этом процессе особую роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному, профессиональному восстановлению личности. В значительной степени повышается и материальное благосостояние инвалида. Меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя ненужным. Растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные механизмы, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.



В "Хартии инвалидов", принятой ООН в 1980 году, подчеркивается, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

Права лиц с ограниченными возможностями на труд уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были приняты в 1993 году, выделили наиболее проблемные зоны создания благоприятных условий по включенности данной категории граждан в жизнедеятельность своей страны. В одном из параграфов специально рассматривается проблема занятости лиц с ограниченными возможностями. В нем отмечено «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда» .

Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан. В 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955г.).



Выстраивание рыночных отношений носит не только позитивный, но и негативный характер, что связанно с ужесточением требований к работнику. Как следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально-экономических кризисов.

В связи с этим, проблема занятости инвалидов приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой - возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

Роль на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их потенциальным возможностям, а занятость достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности.

Положение инвалидов на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%.

Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья, жизненным установкам. Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26-45 лет.

Все они по разным основаниям делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

1. Со степенью трудоспособности (инвалиды трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

2. Характером заболевания человека (мобильным, мало мобильные, немобильные).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.

Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», они стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве.

Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека, недостаточном уровне его адаптации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

2. Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии. Это проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда я смогу трудоустроится в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей - это то, направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

3. Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. Особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств.

Анализ наиболее востребованных вакансий для инвалидов показал, что людям с ограниченными возможностями предлагают рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату (сборщики, вахтеры, швеи, операторы ОТК). Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных возможностей, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

В системе занятости слабо учитываются интеллектуальные ресурсы инвалида. Многие граждане, с ограниченными возможностями имеющие трудности в перемещении способны работать умственно: анализировать ситуацию, писать статьи, художественные произведения, заниматься творчеством, научно-исследовательской деятельности и т.п. При этом, организовать данную профессиональную деятельность с учетом российского законодательства они чаще всего не могут. Мало-мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) в большей степени занимаются не квалифицированной работой на дому или в редких случаях, организацией самозанятости.

Эффективное решение трудоустройства инвалидов возможно лишь при условии перехода от традиционных форм и методов занятости граждан с ограниченными возможностями к новым, инновационным способам, основанным на законах рыночной экономики, и на особенностях эффективного взаимодействия различных групп населения в обществе.

В подборе новых форм и методов содействия занятости граждан с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие факторы, которые связаны с поведением инвалида на рынке труда.

В первую очередь пространственно-средовые проблемы. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жизни, социальная инфраструктура не отвечают запросам жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Добраться до места работы без особых осложнений для многих инвалидов непреодолимая проблема.

В рамках этого направления не решенным остается вопрос получения достоверной информации инвалидом о ситуации на рынке труда, что и приводит к неэффективности в решении профессиональных задач. С другой стороны и общество некачественно реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями в ходе поиска работы и трудовой деятельности в силу не владения полной информации о данной категории людей. Как следствие, возможный профессиональный потенциал инвалида используется не в полной степени.

На рынке труда нехватка информации влияет и на ситуацию в сфере образования. У инвалидов наблюдается ограниченная возможность в получении профессионального образования. Связано это с неприспособленность большинства учебных заведений к обучению лиц с ограниченными возможностями, слабость развития системы дистанционного обучения.

К числу следующих вопросов влияющих на занятость лиц с ограниченными возможностями, является коммуникативная проблема. Расстройство общения, определяется как один из самых значимых аспектов при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте инвалида. Связан он с физическими особенностями человека, его эмоциональным состоянием, реакцией трудового коллектива.

Большое влияние на эффективное поведение человека на рынке труда оказывают эмоциональные факторы. Это, прежде всего неоднозначная реакция окружающих в отношении инвалида (неловкость, насмешки, недовольство, жалость). И сами лица, с ограниченными возможностями, при профессиональной деятельности испытывают стресс, страх, изоляцию, ожидание опеки. Все это затрудняет общение и мешает профессиональной деятельности инвалида.

На рынке труда ключевым вопросом остается низкая цена рабочей силы, что влияет на экономическое положение лиц с ограниченными возможностями. Уровень средней заработной платы для данной категории граждан значительно ниже, чем у других категорий работающих людей. Связано это с особенностями профессиональной деятельности (чаще всего неквалифицированный мало оплачиваемый труд). Несмотря на то, что существуют определенные льготы для инвалидов уровень их материальной обеспеченности остается критическим

Все выше перечисленные экономические, психологические и социальные проблемы инвалида во многом определяют особенности положения граждан с ограниченными возможностями на рынке труда и мешают им реализовать себя в профессиональной деятельности.

Рынок труда инвалидов можно дифференцировать исходя из особенностей типа предприятия, где они работают.

1. «Открытый» рынок труда, когда трудоустройство инвалидов осуществляется на предприятиях и в организациях общего типа как государственных, так и негосударственных. Чаще всего, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов и разрабатываются механизмы стимулирования его деятельности. Работодателю предписывается организация специально созданных условий для труда граждан, с ограниченными возможностями, необходимость дополнительного оснащения рабочего места и его обслуживание. Инвалиды в данных предприятиях составляют не более 8% от общего числа работающих граждан. Подобные форма рынка труда инвалидов нашли распространение в большинстве стран Европы – Германии, Франции, Чехии и др. В ряде англоязычных стран и США преследуются по закону любые формы дискриминации, как следствие, работодатель не может отказать человеку в приеме на работу только по признаку инвалидности.

2. «Закрытый» рынок труда, когда занятость инвалидов осуществляется на специализированных предприятиях, получающих определённую государственную поддержку. Численность работающих на них лиц с ограниченными возможностями больше 50% от общего числа работников. В нашей стране данные коммерческие организации созданы по инициативе Всероссийского общества инвалидов во всех субъектах федерации (ПО «Восход» Всероссийского общества слепых, УПК «Надежда» Всероссийского общества инвалидов и другие). Однако, в условиях рыночной конкуренции организации лиц с ограниченными возможностями могут существовать, только основываясь на государственной поддержке. Выполняя как экономическую, так и большую социальную функцию данные предприятия в современных условиях нуждаются в существенной реорганизации. В большинстве случаев весь производственный цикл, в специализированных организациях, приобретает характер трудотерапии для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая состояние здоровья работающих там граждан, производство должно быть, оснащено современным оборудованием, что требует больших финансовых вливаний и без поддержки со стороны органов власти всех уровней их существование является нерентабельным.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском рынке труда является достаточно напряженной для граждан с ограниченными возможностями. Основной чертой, которого на сегодняшнем этапе является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, в связи, с чем наличие инвалидности делает процесс занятости данной категории безработных лиц крайне затрудненным. Положение инвалидов на рынке труда определяется как субъективными (низкая квалификация, неумение выстраивать отношения в рабочем коллективе, слабая профессиональная активность и др.), так и объективными (низкая цена труда, неразвитая инфраструктура, слабая информационная поддержка и др.) факторами. Содействие занятости инвалидов – это сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными пожеланиями основанный на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

Официальный уровень безработицы среди инвалидов в четыре раза выше общей безработицы в стране и составляет 23,7%. Бизнесу, на который возложена обязанность их трудоустраивать, проще платить небольшие штрафы и избегать необходимости оборудовать рабочие места и обеспечивать льготы, которые положены людям с ограниченными возможностями.

Однако с 2019 года штрафы могут вырасти в десятки раз, и станут для предпринимателей намного более ощутимы. Не исключено, что это окажет положительное влияние на трудоустройство инвалидов, которым пока что сложно найти подходящую работу.

Как выглядит рынок труда

В России 12 миллионов 111 тысяч инвалидов, по данным Росстата на 1 января 2018 года. Из них официально работают 13,6%.

За два года количество трудоустроенных инвалидов сократилось почти на 1 миллион человек: в 2016 году их насчитывалось 2,5 миллиона (20% общего числа). Как сказано в примечании Росстата, это, с одной стороны, связано со вступлением в силу федерального закона № 385, предусматривающего снижение и последующий отказ от индексации пенсий. С другой стороны, сокращение объясняется изменением методики подсчета работающих инвалидов (с 2018 года трудоустроенными считаются только совершеннолетние, проработавшие уже не более месяца, а более четырех месяцев в году).

Другими словами, часть инвалидов, по-видимому, ушли в тень, отказавшись от официального трудоустройства из-за смутной пенсионной перспективы. Дело в том, что в России инвалидам платят пенсию по инвалидности независимо от достижения пенсионного возраста. То есть инвалиды, не зависимо от возраста, могут работать и одновременно получать и зарплату, и пенсию.

По данным Росстата, в 2017 году уровень безработицы среди инвалидов трудоспособного возраста составил 23,7%, при этом в целом по стране — лишь 5,4%. По сравнению с предыдущими годами, уровень безработицы немного вырос (с 22,3% в 2015 году). В прошлом году 167 тысяч человек с ограниченными возможностями обратились в службы занятости для поиска работы, из которых только половина смогли трудоустроиться. При этом инвалидов, которые хотят работать, намного больше, но лишь 18,7% из них обращаются в службы занятости.

Что мешает инвалидам работать

Инвалидам не просто трудоустроиться, и тем более найти хорошо оплачиваемую работу. Об этом косвенно свидетельствуют данные опроса, проведенного Росстатом в 2016 году (более свежие данные отсутствуют). Из него следует, что 68,7% людей с ограниченными возможностями были не вполне удовлетворены или совсем не довольны уровнем зарплаты. Хотя ради справедливости стоит отметить, что среди всего населения таких не намного меньше — 62,2%.

Росстат не ведет отдельную статистику зарплат инвалидов. В 2016 году средняя зарплата инвалидов была в три раза ниже, чем средняя заработная плата в субъекте РФ, следует из данных организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).

«Рабочие места, предлагаемые инвалидам, во многих случаях являются недостаточно качественными и низкопроизводительными: недостаточно оборудованы, малокомфортны, а оплата труда — низкая», — сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.

Почему инвалидов не берут на работу

Сложности с трудоустройством инвалидов во многом связаны с опасениями работодателей: они не хотят тратить дополнительные средства и усилия для взаимодействия с ними. По данным опроса рекрутингового агентства HeadHunter, проведенного в 2016 году (более поздних опросов нет), 50% руководителей компаний беспокоит необходимость оборудования специальных рабочих мест при трудоустройстве инвалидов. Кроме того, 43% опрошенных пугают сложности с увольнением таких работников. А 29% работодателей считают, что проблемы со здоровьем мешают трудовому процессу. Только 13% руководителей заявили, что их ничего не смущает при работе с людьми с ограниченными возможностями.

Контекст

Российская экономика замедляется

Forbes 20.08.2013

Жизнь в «ЛНР»: безработица и преступность

Обозреватель 19.03.2017

Безработица: чувствовать боль других

Die Welt 03.07.2013

Европа: высокая безработица и 5 миллионов вакансий

La Vanguardia 17.06.2013

Прием на работу инвалидов в России рассматривается скорее как благотворительность, нежели привычный процесс. По данным HeadHunter, около 75% крупных компаний имеет в штате сотрудников с ограниченными возможностями здоровья и только 14% компаний размером до 50 человек принимают на работу людей с инвалидностью. Это объясняется тем, что у крупных компаний больше ресурсов, позволяющих оборудовать рабочие места, создавать программы поддержки и адаптации, считают рекрутеры.

Тем не менее, есть примеры небольших компаний, в которых большинство сотрудников — инвалиды. Но, как правило, такие фирмы появляются благодаря личной позиции учредителей, которые изначально рассматривают создание предприятия как социально направленный бизнес.

К примеру, петербургский предприниматель Анатолий Мовшович создал проект «Мир на ощупь», в рамках которого слепые в полной темноте проводят для зрячих посетителей экскурсии, учат готовить блюда и организуют свидания. По словам бизнесмена, проект направлен не только на получение новых ощущений, но и помогает посетителям понять, как живут слепые. Проект самоокупается, но бывают убыточные периоды, и если бы не основной бизнес Мовшовича (организация праздников), «Мир на ощупь» вряд ли выжил бы.

Как бизнес избегает инвалидов

Большинство компаний берет на работу инвалидов для выполнения требований законодательства — так ответили 63% опрошенных HeadHunter работодателей. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязует все предприятия с численностью сотрудников больше 35 человек создавать рабочие места для инвалидов. Квота составляет до 3% рабочих мест для предприятий численностью 35-100 человек и 2-4% для компаний численностью больше 100 человек. Точные пределы квот устанавливают региональные законы.

Создание рабочего места между тем не всегда влечет за собой трудоустройство инвалида. Насколько известно Eurasianet.org, место может быть создано на бумаге, и при этом вечно оставаться вакантным. Формально предприятие закон выполнило, но ситуацию с трудоустройством инвалидов не изменило.

Возможно, этим объясняется, почему в России до сих пор многие инвалиды не могут найти работу, в то время как на подведомственном Роструду сайте «Работа в России» опубликовано в рамках квотирования 42 тысячи вакансий на 79 тысяч рабочих мест. По данным Роструда, на квотируемые для инвалидов рабочие места в 2017 году устроено всего 7,7 тысячи человек.

Компании обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения информацию о выполнении квоты. Статистики, сколько компаний создают рабочих мест по квотам, не ведется, также отсутствует строгий контроль за соблюдением этой меры (сейчас это возложено на территориальные центры занятости, которые не являются надзорным органом). Штрафы за отсутствие рабочих мест по квотам небольшие — всего 5-10 тысяч рублей.

Поэтому работодателю выгоднее заплатить штраф, чем возиться с инвалидами. Тем более, что люди с ограниченными возможностями не только нуждаются в оборудовании рабочего пространства, но и имеют льготы по сравнению с остальными работниками. Например, сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю при сохранении полной оплаты труда (для всех остальных Трудовой кодекс устанавливает 40-часовую рабочую неделю). А кроме оплачиваемого отпуска сроком не менее 30 календарных дней, который инвалид может взять в любое время независимо от графика, он имеет право на отпуск без сохранения зарплаты до 60 дней в году. Инвалидов запрещено привлекать к ночному и сверхурочному труду без их письменного согласия.

Штрафы могут вырасти

В стадии обсуждений в Госдуме находится законопроект, подготовленный Минтрудом, который ужесточает ответственность бизнеса за невыполнение обязательств по трудоустройству инвалидов.

Если рабочие места не созданы или работодатель отказывается принимать на работу инвалида в рамках квоты, штраф составит для должностных лиц от 10 тыс до 50 тыс рублей, для юридических лиц — от 100 тыс до 500 тыс рублей. Если же место создано, но вакантно, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7,8 тысячи рублей в месяц. Если законопроект примут, то он заработает с 1 января 2019 года. Тогда избегать трудоустройства инвалидов бизнесу станет сложнее и менее выгодно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Из 12,8 миллионов инвалидов, проживающих в России, работу имеют лишь 600 тысяч, несмотря на то, что трудоспособными признаны более 2 миллионов россиян с ограниченными возможностями.

Эксперты считают, что на самом деле трудоспособных инвалидов в стране намного больше, и из-за их невключенности в экономику бюджет ежегодно теряет около полумиллиарда рублей.

В пятницу в Сочи вслед за Олимпийскими играми открылась Паралимпиада. Спорт — важный способ самореализации людей с ограниченными возможностями, однако не главный.

Более распространенным является обычное трудоустройство — к тому же это позволяет заработать дополнительные деньги в придачу к тем 15 тыс. рублей, которые российские инвалиды в среднем получают от государства в месяц.

В то время как безработица среди обычных россиян по итогам 2013 года рекордно низкая (на уровне 5,5%), то безработица среди трудоспособных инвалидов рекордно высокая: порядка 70%.

Другими словами, лишь 4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу. Для сравнения, в Великобритании, по некоторым данным, трудоустроены 40% людей с инвалидностью, в США — 24%.

По мнению опрошенных Би-би-си экспертов, главной причиной такого положения дел является политика государства: несмотря на серьезные подвижки в этой сфере, некоторые принципиальные решения по-прежнему не приняты.

Спасительный госзаказ

«В 1991 году на предприятиях Всероссийского общества слепых работало больше 50 тыс. незрячих, сейчас работает 6 тыс. по всей России», — рассказывает Константин Лапшин, сотрудник аппарата управления Всероссийского общества слепых.

Резкое ухудшение ситуации произошло после распада СССР, говорит он: по трудоустройству инвалидов страна до сих пор не может выйти на показатели советского времени.

Главной причиной кризиса в этой сфере, по его мнению, стала отмена системы государственных заказов. Электропроводка, собранная на предприятиях для слепых, стоит дороже, чем китайская продукция. В условиях открытой конкуренции подобные предприятия проигрывают.

Чтобы спасти их, считает Лапшин, им необходимо вернуть статус учебно-производственных предприятий, утраченный с распадом СССР: вернуть им льготы, широкие полномочия, возможности по собственному строительству.

Если трудоустроить те миллионы российских инвалидов, которые сейчас хотели бы, но не могут найти работу, бюджет страны, по оценкам некоторых специалистов, мог бы получить до 530 млн рублей (14,6 млн долларов).

Чиновники без ответа

Другая проблема, препятствующая развитию этого рынка, — отсутствие прямых ответственных лиц в федеральных ведомствах, говорят эксперты.

Указ президента под номером 597, предписывающий, в частности, создавать в России 14,2 тыс. рабочих мест для инвалидов в год, существует, однако отвечать за его исполнение некому.

При министерстве труда и социальной защиты есть два «почти профильных» департамента: Департамент по делам инвалидов и Департамент по занятости. Каждый из них ведает широким кругом вопросов, но непосредственно занятостью инвалидов напрямую не занимается никто.

«Сейчас вклад инвалидов в экономику действительно небольшой», — соглашается руководитель общественной организации инвалидов «Перспектива» Денис Роза (американка, живущая в России уже 25 лет).

Однако, по ее словам, с каждым годом становится все больше бизнесменов, готовых трудоустраивать инвалидов на уже имеющиеся на их предприятиях места. Впрочем, речь идет именно об уже существующих вакансиях, а не о специально создаваемых рабочих местах.

Фиктивные работодатели

Разница здесь принципиальная, поскольку это два диаметрально противоположных и взаимодополняющих метода трудоустройства инвалидов: «защищенная занятость» и так называемый инклюзивный подход.

Специализированные предприятия для слепых, о которых говорил Константин Лапшин, относятся к «защищенной занятости»: этот метод применим для «тяжелых» инвалидов, которых не хотят брать на работу никуда.

Инклюзивный метод, который имела в виду Денис Роза, предполагает трудоустройство в обычных компаниях, где для инвалидов оборудуются рабочие места.

В Москве, рассказывает директор Центра содействия занятости инвалидов Дмитрий Касаткин, действует программа, по которой из бюджета выделяются деньги компаниям, берущим на работу инвалидов. В рамках еще одной программы инвалидам, устроившимся на предприятия с заработной платой до 5 тыс. рублей, городской бюджет доплачивает 8 800 рублей.

«В прошлом году Департамент труда и занятости населения Москвы бойко отчитался, кажется о 8-9,5 тысячах трудоустроенных его стараниями. Однако в реальности эта цифра намного меньше», — сетует Касаткин.

«Когда нет работы, ничего не интересно»

Проблема в том, что работодатели зачастую устраивают инвалидов фиктивно, получая при этом гарантированные законом льготы, поясняет эксперт.

Когда приходит проверка, инвалидов вызывают на работу, устраивают спектакль перед комиссией, после дают им какие-то деньги — и на этом история с трудоустройством инвалидов кончается.

«Из 12 компаний, работу которых я проверял и где по документам работает 600 человек, реально работали 15 человек», — говорит он.

При этом нельзя отрицать, замечают собеседники Би-би-си, что российские власти не игнорируют проблему. Например, на всероссийскую программу «Доступная среда», в рамках которой власти пытаются сделать городскую среду комфортной для инвалидов (те же автобусы с низкой посадкой) с 2011 года вложено 180 млрд рублей.

Однако у многих представителей сообщества людей с ограниченными возможностями в России возникает ощущение, что власть принимает решения у них за спиной, не посоветовавшись с ними.

Между тем работа для инвалидов — не столько способ зарабатывания денег, сколько способ почувствовать себя полноценными людьми, говорит Дмитрий Касаткин.

«Когда у человека-инвалида нет возможности работать, зарабатывать, самореализовываться, то все остальное ему не интересно. Я смотрю по нашим молодым ребятам, которые хотя бы где-то как-то работают: им чаще всего интересно съездить куда-нибудь отдохнуть, сходить на концерт. А ребята, которые не работают и не учатся, им это все совсем уже не интересно», — замечает он.