Обособленное подразделение юридического лица - это…. Обособленные подразделения организации

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Кодекс кодексу рознь

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 5 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663 , определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см. « »).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон

А.А. Назаров

1. Общие положения

Понятие "обособленное подразделение" используется как в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), так и в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

Поэтому во избежание ошибок при применении вышеуказанного понятия в целях налогообложения прибыли целесообразно выявить различия между понятием "обособленное подразделение юридического лица", используемым в ГК РФ, и понятием "обособленное подразделение организации", применяющимся в НК РФ.

2. Определение понятия "обособленное подразделение" в гражданском законодательстве

2.1. Определение понятий "представительство" и "филиал"

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, согласно ГК РФ представительства и филиалы являются двумя различными видами (разновидностями) обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту либо выполняют все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Другие виды обособленных подразделений юридического лица в ГК РФ не установлены, то есть перечень обособленных подразделений юридического лица является закрытым.

При этом обращаем внимание читателей журнала на следующее.

Понятия "подразделение" и "обособленное подразделение" в ГК РФ не определены.

Учитывая положения п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ, можно выделить два признака представительства:

1) расположение вне места нахождения юридического лица;

2) осуществление функций организации.

Различие между представительством и филиалом состоит в том, что эти подразделения организации осуществляют различные функции. Филиал может выполнять все функции организации, а представительство - только некоторые из них (представлять интересы организации и осуществлять их защиту).

Это означает, что представительство является, по существу, одним из видов филиала.

Общий признак обеих разновидностей обособленных подразделений юридического лица - их обособленность.

Очевидно, что под обособленностью подразделения юридического лица понимается его расположение вне места нахождения этого юридического лица.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 55 ГК РФ основным признаком обособленных подразделений организации является их расположение вне места нахождения самой организации.

Каков же статус вышеуказанных обособленных подразделений?

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что к необходимым атрибутам любого обособленного подразделения относятся:

Имущество;

Наличие Положения о подразделении;

Указание в учредительных документах на наличие подразделения;

Руководитель.

2.2. Какие структурные подразделения организации относятся к обособленным подразделениям

В ГК РФ не определено понятие "расположение вне места нахождения". В данном случае, очевидно, речь идет о том, что место нахождения обособленного подразделения юридического лица не совпадает с местом нахождения самого юридического лица.

Как же в ГК РФ определяется место нахождения юридического лица? В каких документах содержатся сведения о месте нахождения юридического лица?

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом только в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа место нахождения юридического лица совпадает с местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В любом случае место нахождения юридического лица совпадает с местом его государственной регистрации.

В ГК РФ не определено понятие "место государственной регистрации юридического лица".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим при определении места государственной регистрации юридического лица и места нахождения его филиалов и представительств читателям журнала следует руководствоваться Законом N 129-ФЗ.

Подпунктами "в" и "н" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, следующие сведения о юридическом лице:

Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

Сведения о филиалах и представительствах юридического лица.

Таким образом, под местом нахождения юридического лица понимается адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Место нахождения обособленного подразделения юридического лица не должно совпадать с местом нахождения самого юридического лица.

При этом ГК РФ и Законом N 129-ФЗ не определено понятие "место нахождения обособленного подразделения организации".

Учитывая положения п. 3 ст. 55 ГК РФ, можно предположить, что под местом нахождения обособленного подразделения юридического лица понимается место нахождения либо имущества вышеуказанного подразделения, либо его руководителя.

Очевидно, что понятие "место нахождения" совпадает с понятием "адрес", а таковым является почтовый адрес.

В связи с этим если, например, адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (завода) - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 1, адрес цеха N 1 завода - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 2, а адрес цеха N 2 завода - г. Ивановск, улица Иванова, дом 1, корпус 3, то цеха N 1 и 2 могут рассматриваться в качестве обособленных подразделений данной организации (завода). Но должны ли они рассматриваться в качестве таковых и, следовательно, перечисляться в учредительных документах?

Из ст. 55 ГК РФ можно сделать вывод, что отнесение организацией структурного подразделения к своим обособленным подразделениям является правом этой организации. Тем не менее, если структурное подразделение, которое расположено вне места нахождения организации (необходимый признак обособленного подразделения), отнесено организацией к обособленным подразделениям, оно должно быть поименовано в учредительных документах организации.

При применении нормы, установленной подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, возникают следующие вопросы.

Как определяются постоянно действующие исполнительные органы юридического лица?

В части первой ГК РФ понятие "исполнительные органы юридического лица" используется в статьях, посвященных управлению только тремя определенными видами организаций (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы).

Общество с ограниченной ответственностью. В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган [коллегиальный и (или) единоличный], осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также не из числа его участников (п. 1 ст. 91 ГК РФ).

Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества (п. 2 ст. 91 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью может выступать коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган. Следовательно, в одном обществе могут одновременно функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный).

Где приводятся сведения об исполнительных органах общества с ограниченной ответственностью?

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о размере уставного капитала общества; размер доли каждого участника; размеры, состав, сроки и порядок внесения участниками вкладов; ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений, в том числе решений, принимаемых единогласно или квалифицированным большинством голосов; иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 89 ГК РФ).

Таким образом, сведения об исполнительных органах общества с ограниченной ответственностью приводятся в его учредительных документах.

Акционерное общество . Исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 3 ст. 103 ГК РФ).

Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ законом об акционерных обществах и уставом общества (п. 4 ст. 103 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительного органа акционерного общества может выступать коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) [и (или) единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор)] или коммерческая организация [или индивидуальный предприниматель (управляющий)], которой по договору переданы полномочия исполнительного органа. Следовательно, в одном акционерном обществе одновременно может функционировать два исполнительных органа (коллегиальный и единоличный).

Устав акционерного общества должен содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; размер уставного капитала общества; права акционеров; состав и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 3 ст. 98 ГК РФ).

Таким образом, сведения о составе и компетенции органов управления акционерным обществом содержатся в уставе этого общества.

Производственный кооператив. Исполнительными органами производственного кооператива являются правление и (или) его председатель, которые осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно являться членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива (п. 1 ст. 110 ГК РФ).

Компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений устанавливаются законом и уставом кооператива (п. 2 ст. 110 ГК РФ).

Таким образом, в качестве исполнительных органов производственного кооператива могут выступать правление и (или) его председатель. Следовательно, в одном производственном кооперативе одновременно может функционировать два исполнительных органа [правление и (или) его председатель].

Где приводятся сведения об исполнительных органах производственного кооператива?

Устав кооператива должен содержать, помимо указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, следующие сведения: условия о размере паевых взносов членов кооператива; состав и порядок внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственность за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; характер и порядок трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; размер и условия субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; состав и компетенция органов управления кооперативом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов (п. 2 ст. 108 ГК РФ).

Таким образом, сведения об исполнительных органах производственного кооператива приводятся в уставе кооператива.

Одновременно обращаем внимание читателей журнала на следующее.

Понятие "постоянно действующий исполнительный орган юридического лица" в ГК РФ не определено.

Это понятие отсутствует также в соответствующих законах, то есть в Федеральных законах от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах".

При этом, как указывалось ранее, в обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и кооперативах допускается функционирование нескольких исполнительных органов юридического лица.

В этой связи возникает необходимость выделения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица устанавливается законом и учредительными документами.

Это может означать, что если порядок отнесения исполнительного органа юридического лица к его постоянно действующим исполнительным органам не определен законом, то организация сама вправе установить этот порядок в учредительных документах.

Если порядок назначения или избрания постоянно действующего исполнительного органа (он может быть только один) не определен (ни законом, ни учредительными документами), то на основании подпункта "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ под адресом (местом нахождения) организации подразумевается адрес (место нахождения) иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Какие же иные органы и лица имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности?

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

Лицо, которое в силу закона или на основании учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

Таким образом, ГК РФ определяет лица и органы, место нахождения которых может быть признано местом нахождения организации.

При применении нормы, установленной подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, возникает вопрос, связанный с тем, что этим нормативным актом не установлен перечень содержащихся в едином государственном реестре сведений о филиалах и представительствах юридического лица. Относится ли к вышеуказанным сведениям информация о месте нахождения филиалов и представительств юридического лица? Из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что эти сведения являются обязательными.

Таким образом, возможны случаи, при которых в едином государственном реестре отсутствует информация о месте нахождения филиалов и представительств юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны приводиться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

При этом п. 3 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что изменения, вносимые в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации этих изменений, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не имеют права ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Таким образом, если законом для юридических лиц соответствующего вида не предусмотрена обязательность наличия в учредительных документах юридического лица сведений о месте нахождения его филиалов и представительств, организация вправе не приводить эти сведения в своих учредительных документах.

Указание на необходимость отражения в учредительных документах организации сведений о месте нахождения организации (в отличие от сведений об адресах обособленных подразделений) содержится также в ст. 54 ГК РФ, согласно п. 3 которой наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Следовательно, в некоторых случаях даже в учредительных документах организации могут не указываться адреса обособленных подразделений организации.

Попутно возникает еще один вопрос.

Какие документы юридического лица являются учредительными?

Пунктом 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Таким образом, сведения о месте нахождения обособленных подразделений могут приводиться в вышеперечисленных документах.

Все вышесказанное относится к понятию "обособленное подразделение", используемому в гражданском законодательстве.

3. Определение понятия "обособленное подразделение" в налоговом законодательстве

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса используется, в частности, следующее понятие, в соответствии с которым обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Кроме того, в п. 2 ст. 11 НК РФ определено понятие "место нахождения обособленного подразделения российской организации" (место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение).

Таким образом, согласно НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

При этом под местом нахождения обособленного подразделения российской организации подразумевается не место, по которому оборудованы стационарные рабочие места, а место осуществления этой организацией деятельности.

Итак, понятие "обособленное подразделение организации" раскрывается с помощью следующих понятий:

Территориальная обособленность;

Рабочее место;

Оборудованное рабочее место.

Понятие "территориальная обособленность подразделения" не установлено ни в НК РФ, ни ГК РФ.

В первую очередь следует определить, что подразумевается под понятием "территориальная обособленность".

Толковый словарь русского языка дает определения соответствующим словам и приводит примеры их использования:

Территория - ограниченное земельное пространство (территория завода);

Обособленный - стоящий особняком, отдельный (занимать обособленное положение).

При этом пространство определено, в частности, как:

1) протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами (степные пространства);

2) промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается (свободное пространство между окном и дверью).

Таким образом, пространство может определяться как место, которое не ограничено (первое определение) либо ограничено видимыми пределами (второе определение).

Нам следует использовать второе определение пространства, поскольку, определяя территорию, мы говорим об ограниченном пространстве.

Следовательно, можно сделать вывод, что согласно НК РФ организация и ее обособленное подразделение находятся на различных территориях (ограниченных земельных пространствах), то есть на различных (несмежных) земельных участках.

Например, если на одном земельном участке находится не только постоянно действующий исполнительный орган организации, являющейся заводом (заводоуправление), но и множество заводских строений (цехов), то эти цеха не могут быть признаны обособленными подразделениями организации. Однако если другая часть цехов завода находится на другом (несмежном) земельном участке (между этими участками располагается, например, жилой квартал), то вся эта другая часть цехов признается обособленным подразделением организации.

При этом обращаем внимание читателей журнала на следующее. В главе 25 НК РФ, кроме понятия "территория", используется понятие "акватория".

Так, в соответствии с п. 3 ст. 261 НК РФ порядок, предусмотренный вышеуказанным пунктом ст. 261 Кодекса, применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории).

В соответствии с п. 4 ст. 308 НК РФ продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта, указанного в п. 3 вышеназванной статьи Кодекса, приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки только в случае, если территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней.

Расходы на освоение природных ресурсов, предусмотренные п. 1 ст. 261 НК РФ, приводятся в аналитических регистрах налогового учета обособленно по каждому участку недр (месторождению) или участку территории (акватории), отраженному в лицензионном соглашении налогоплательщика (лицензии на право пользования недрами) (п. 2 ст. 325 НК РФ).

Итак, в случае освоения природных ресурсов (например, при нефтедобыче) речь может идти как об участках территории, так и об участках акватории.

Согласно вышеназванному толковому словарю акватория - это поверхность водного пространства, водоема; водный участок (акватория порта, акватория мирового океана).

Таким образом, в главе 25 НК РФ речь идет и о земельных, и о водных участках, и, следовательно, о территориальной и акваториальной обособленности.

Это означает, в частности, что нефтедобыча, ведущаяся организацией на различных участках акватории, ведется ее различными обособленными подразделениями.

Остается определить не установленные НК РФ понятия "рабочее место" и "оборудованное рабочее место", содержащиеся в определении обособленного подразделения организации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Понятие "рабочее место" связано с трудовыми отношениями.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:

Иными федеральными законами;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ.

Это означает, что понятие "рабочее место", используемое в НК РФ, применяется в том значении, в каком оно используется в трудовом законодательстве.

Статьей 209 ТК РФ установлено, что под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, понятие "рабочее место" не связывается с наличием какого-либо имущества (в том числе амортизируемого имущества), необходимого, в частности, для проведения работы. При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что ТК РФ не уточняет, чту именно подразумевается под контролем работодателя.

Что же понимается под оборудованными рабочими местами?

Ответ на этот вопрос имеет значение, в частности, при определении даты создания рабочего места, например в случае, если организация арендует производственное помещение.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан в том числе обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Кроме того, ст. 163 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относится исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования.

В этой связи под оборудованием рабочего места следует понимать обеспечение (работодателем) работников помещением, сооружениями, машинами, технологической оснасткой, оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Понятие "обособленное подразделение организации" употребляется в нескольких статьях главы 25 НК РФ.

В частности, в соответствии с частью первой ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

При этом отметим следующее. Согласно п. 25 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в части первой ст. 275.1 НК РФ слово "обособленные" исключено.

4. Основные отличия понятия "обособленное подразделение" в гражданском и налоговом законодательстве

Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и должны располагаться вне его места нахождения.

Отличие вышеуказанных подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых ими задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и своими учредительными документами. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, то есть в функциях, осуществляемых в рамках института представительства в силу полномочия, основанного на доверенности.

Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете вышеуказанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица. В отличие от этого подразделение организации, являющееся обособленным подразделением в соответствии с НК РФ, может не иметь отдельного баланса.

Согласно действующему налоговому законодательству филиалы и представительства не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и представительства выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и представительств (согласно части второй ст. 19 НК РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений).

В соответствии с требованиями ГК РФ руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с его учредительными документами. Вышеуказанное требование, предъявляемое к подразделениям, являющимся обособленными в соответствии с НК РФ, отсутствует.

Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным ГК РФ, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т.п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала.

Для целей налогообложения различия в правовом режиме представительства и филиала не имеют значения.

В соответствии с ГК РФ сведения о созданных филиалах и открытых представительствах должны быть указаны в учредительных документах юридического лица (место нахождения и другие необходимые сведения). Данная норма позволяет осуществлять государственный контроль за деятельностью юридического лица вне места его нахождения в целях налогообложения и защиты интересов кредиторов, а также в иных предусмотренных законом целях.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что все подразделения, являющиеся обособленными в соответствии с гражданским законодательством, признаются обособленными также в целях налогообложения. Однако не каждое подразделение, признаваемое обособленным в соответствии с налоговым законодательством, является таковым согласно гражданскому законодательству.

5. Уплата налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения

Особенности уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, устанавливаются ст. 288 НК РФ (п. 3 ст. 287 настоящего Кодекса).

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2 ст. 288 настоящего Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

С пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

С проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

С продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

С осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 Кодекса (п. 2 ст. 306 НК РФ).

При применении понятия "обособленное подразделение организации" для целей налогообложения прибыли возникают, в частности, следующие вопросы.

Может ли являться обособленным подразделением организации любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудовано одно стационарное рабочее место? Создается ли обособленное подразделение организации в случае, если по месту нахождения территориально обособленного от нее подразделения стационарные рабочие места оборудованы, но не заняты работниками (то есть соответствующие трудовые отношения между работником этого подразделения и работодателем возникли позже)?

В определении обособленного подразделения организации существительное "подразделение" употребляется в единственном числе, а "место" - во множественном, то есть говорится не о рабочем месте, а о рабочих местах. Поэтому можно сделать вывод о том, что в случае создания территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудовано только одно стационарное рабочее место (например, почтовое отделение), нельзя говорить о создании обособленного подразделения организации. Однако это формальный подход к пониманию данного определения. Поэтому налогоплательщику следует быть готовым к тому, что налоговый орган не согласится с этой позицией, ссылаясь не на букву, а на дух закона.

В любом случае очевидно, что, если, например, организация построила (арендовала) цех, но работников для этого цеха еще не наняла, рассматривать этот цех в качестве обособленного подразделения не представляется возможным, поскольку в нем еще не созданы рабочие места (не наняты работники, которые должны занять эти места).

Другое дело, если работники уже наняты и должны прибыть в этот цех для работы, но еще не прибыли. В этом случае цех может рассматриваться в качестве обособленного подразделения организации.

6. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение гражданского и налогового законодательства в связи с непредставлением сведений о создании обособленного подразделения

Ответственность за нарушение требования ГК РФ об указании в учредительных документах юридического лица сведений о созданных филиалах и открытых представительствах установлена главой 8 Закона N 129-ФЗ.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

НК РФ не предусмотрено обязательное отражение в учредительных документах налогоплательщика сведений, касающихся подразделений организации, признаваемых обособленными в целях налогообложения.

Тем не менее налоговые органы осуществляют особую форму налогового контроля за деятельностью организации через ее обособленные подразделения.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 данной статьи НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение вышеуказанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).

При этом следует учитывать, что положения ст. 117 НК РФ распространяются и на ведение организацией деятельности через ее обособленные подразделения.

Таким образом, НК РФ установлена ответственность, связанная с постановкой на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Представление налогоплательщиком в налоговые органы перечня его обособленных подразделений НК РФ не предусмотрено. Как в этом случае установить полный перечень подразделений, относимых к обособленным подразделениям в соответствии с НК РФ и учитываемых в целях налогообложения прибыли в течение налогового периода?

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеназванной статьей Кодекса.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).

В налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом Минфина России от 11.11.2003 N БГ-3-02/64 (далее - декларация), включающую Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения (соответствующие страницы Приложения N 5а к Листу 02).

По строке 010 Приложения N 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" указывается количество обособленных подразделений, а по строке 010 Приложения N 5а к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организацией" декларации отражается наименование обособленного подразделения.

В соответствии с п. 7 Инструкции Приложение N 5 к декларации заполняется налогоплательщиком в целом по организации и по организации без обособленных подразделений.

Приложение N 5а к декларации заполняется налогоплательщиком по каждому обособленному подразделению; количество расчетов зависит от количества обособленных подразделений.

В графе 5 Приложения N 5 к декларации отражаются данные в целом по организации без ликвидированных в течение текущего налогового периода обособленных подразделений. Это означает, что налогоплательщиком представляются Приложения N 5а по всем обособленным подразделениям, в том числе по ликвидированным в течение текущего налогового периода.

Следовательно, данные по строкам 010 всех Приложений N 5а к декларации представляет собой перечень структурных подразделений организации, признаваемых ее обособленными подразделениями в соответствии с НК РФ.

Предусмотрены ли налоговые санкции за непредставление декларации по месту нахождения обособленных подразделений?

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 вышеназванной статьи Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Попутно отметим, что п. 2 ст. 119 НК РФ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Россий-ской Федерации от 10.07.2003 N 316-О.

При этом обращаем особое внимание читателей журнала на то, что, если по месту нахождения обособленного подразделения декларация представляется не в полном объеме [например, в ее составе представлены Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, но не включено Приложение N 5а к Листу 02], ответственность за такое нарушение не предусмотрена.

Данное нарушение квалифицируется как нарушение правил составления налоговой декларации, и до вступления в силу соответствующей нормы Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" применялась ст. 121 НК РФ, согласно которой нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, влекли взыскание штрафа в размере 5000 руб. (вышеуказанным Федеральным законом ст. 121 Кодекса исключена).

Отметим также, что в случае непредставления декларации по месту нахождения обособленного подразделения и соответственно неуплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения применяется ст. 122 НК РФ, п. 1 которой установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 Кодекса).

Таким образом, действие ст. 122 НК РФ распространяется не только на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, но и на случаи неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате других неправомерных действий (бездействия).

К вышеуказанным неправомерным действиям (бездействию) может быть отнесено непредставление декларации по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку оно является обязательным в соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ), а также связанная с этим неуплата налога по месту нахождения обособленных подразделений организации (поскольку она обязательна согласно п. 2 ст. 288 НК РФ).

Обращаем внимание читателей журнала на то, что при применении п. 1 ст. 122 НК РФ учитываются положения п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О "По жалобе унитарного государственного предприятия "Дорожное ремонтно-строительное управление N 7" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому вопрос о конституционности положений налогового законодательства, предусматривающих возможность применения государственными органами санкций штрафного характера при отсутствии вины должника наряду со взысканием пени, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"" указано, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и вина налогоплательщика.

Как следует из ст. 54 Конституции Российской Федерации, правонарушение является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности. При этом содержание конкретных составов правонарушений в публично-правовой сфере должно согласовываться с принципами правового государства в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности. Такая правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в п

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту - ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ .

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае - предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство - на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица - это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Гражданским и налоговым кодексами выделяются разные подходы к определению, что такое обособленное подразделение организации. ГК РФ опирается на требование внесения в уставную документацию и ЕГРЮЛ сведений о таких структурных образованиях. В НК РФ это условие не принято относить к разряду значимых, обособленное подразделение идентифицируется по наличию или отсутствию стационарного рабочего места и территориальной отдаленности от головного офиса.

Обособленное предприятие – что это?

Обособленное подразделение НК РФ трактует как организацию, относящуюся к конкретному юрлицу, но имеющую отличный от него адрес (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина, датированное 18 августом 2015 г. под № 03-02-07/1/47702). Вторым обязательным условием является обустройство места для работы на срок, превышающий одномесячный период, и обладающего признаками стационарности.

Постановление от 13.10.2008 № 296п (ст. 12) и нормы закона 167-ФЗ от 15.12.2001 (ст. 11) уточняют, что значит обособленное подразделение при определении структуры, ответственной за уплату страховых взносов. Обособленное подразделение юридического лица законодательство 2017 года выделяет, как отдельного плательщика страховых взносов с обязанностью сдачи отчетности , если выполняются требования:

  • наличие открытого расчетного счета;
  • штатом предусмотрена бухгалтерская должность для начисления заработной платы.

Что такое обособленное подразделение организации относительно понятия стационарности рабочих мест – на этот вопрос отвечают письма Минфина 03-02-07/1-20 и № 03-02-07/01-50 от 18 января 2012 г. и 1 марта 2012 г. соответственно. Место для работы должно отвечать нормативам по обеспечению нормальных условий труда, создавать условия для реализации трудовой функции персоналом. Обособленное подразделение предполагает присутствие на объекте должностных лиц, но количество проведенного времени на протяжении дня не имеет значения.

Функции обособленного подразделения могут выполняться работниками, если:

  • трудовые отношения с сотрудником зарегистрированы официально;
  • персонал подразделение работает за пределами головного отделения;
  • организация может контролировать состояние рабочего места.

Надо ли уведомлять налоговую, когда открывается обособленное подразделение?

Обособленным подразделением организации признается структура, соответствующая требованиям НК и зарегистрированная в ИФНС. Их создание , закрытие или изменение перечня полномочий для них осуществляется при условии обязательного последующего уведомления органов налоговой инспекции (п. 2 ст. 23 НК).

Обособленное структурное подразделение – это отделение организации, о появлении которого налоговые органы должны узнавать в течение месяца. При внесении изменений в информацию о подразделении в ИФНС соответствующие сведения представляются в трехдневный срок. Обособленные подразделения юридического лица это реализуют при помощи специального бланка уведомления, утвержденного в приказе № ММВ-7-6/362@ 9 июня 2011 года.

Виды обособленных подразделений

ГК РФ вмещает понятие обособленного подразделения в двух формах (ст. 55):

  1. Представительство, находящееся на территориальном удалении от головной организации. Его задачей является представление интересов вышестоящего юридического лица и реализация при необходимости их защиты.
  2. Филиал – обособленное подразделение, отличающееся от головной структуры местоположением, наделенное правом выполнения функционала юридического лица или представительств.

Обособленное подразделение ООО подразумевает назначение руководящего звена головной организацией. Правовым основанием для осуществления деятельности во главе филиала или представительства будет доверенность юрлица. Обособленное подразделение не предполагает появления у его руководителя статуса единоличного исполнительного органа, поэтому деятельность будет осуществляться от имени всей организации, а не подразделения.

Когда надо создавать обособленное подразделение?

Главная причина создания любой из форм обособленной структуры заключается в необходимости реализации хозяйственных операций не только по месту регистрации предприятия. Яркий пример – крупная торговая организация со складскими помещениями в разных населенных пунктах. Допускаются ситуации, когда открывается обособленное подразделение в том же городе, что и головной офис. Для этого случая необходимо, чтобы фактический адрес подразделения отличался от юридического.

В каких случаях открывается обособленное подразделение:

  • при торговле в разных городах;
  • при создании нескольких точек хранения товаров с введением в штат должности кладовщика или сторожа для каждого из таких объектов;
  • при организации работы через филиалы и представительства.

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием. Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна. Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса :

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение .

Здесь есть важное условие - критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места , а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения . ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос - как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на ? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала . То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях ». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала. А потеря права на ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно).
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала. Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров). Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию , утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал .

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет - 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет - штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС - 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.