Епископ мценский алексий викарий орловской епархии. Епископ мценский, викарий орловской епархии алексий в минувший вторник провел первое богослужение в новом титуле

Святая Кетеван жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587-1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие - в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.

В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован. Его сосед, картлийский царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях - их объединяла крепкая вера во Христа.

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений .

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и отдали ее главу Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней.

Г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты. Дата рождения: 17 октября 1975 г. Страна: Россия Биография:

В 1991 г. окончил среднюю школу № 21 г. Орла и поступил в Орловский государственный технический университет, который окончил в 1998 г. с дипломом инженера по специальности «Проектирование радиоэлектронных средств».

С 1996 г. проходил послушание на клиросе Иоанно-Крестительского храма г. Орла.

В январе 2003 г. назначен редактором «Орловских епархиальных ведомостей». Автор ряда публикаций и исследований, в основном касающихся подвига орловских новомучеников и исповедников.

В 2003 г. назначен начальником скита на предполагаемом месте убиения священномученика Кукши Печерского.

В 2004 г. по благословению архиепископа Орловского Паисия в Успенском монастыре г. Орла пострижен в монашество с наречением имени Алексий в честь прп. Алексия, человека Божия.

В 2010-2016 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил диплом на тему «Собор архипастырей земли Орловской».

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. () назначен на должность наместника (игумена) новообразованного мужского монастыря святого Кукши в д. Фроловка Орловской обл.

Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. () епископом Мценским, викарием Орловской епархии.

13 марта митрополит Орловский и Болховский Антоний в Успенском храме Свято-Успенского мужского монастыря Орла возвел в сан архимандрита игумена Алексия (Заночкина), наместника мужского монастыря во имя священномученика Кукши.

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 9 марта 2017 года избрал игумена Алексия викарным епископом Орловской епархии с титулом «Мценский» (Журнал № 10).

Во время совершения чина митрополит Антоний вручил ставленнику богослужебные награды: палицу, наперсный крест и митру, облачил его в мантию архимандрита.

Приветствуя отца Алексия, Владыка отметил:

«Происходящее сегодня знаменательно для всей нашей Орловской земли. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви, один из наших собратьев, игумен святой обители священномученика Кукши отец Алексий, поставлен быть у нас епископом. Мне, как архиерею, приятно наблюдать это радостное событие - ещё один пастырь Церкви в епископском сане будет служить в нашей епархии. Благодарю Его Святейшество и Священный Синод за доверие к нам, и мне в частности, так как я рекомендовал нового владыку.

Твоя задача, как епископа, заключается, в первую очередь, в том, чтобы приводить людей к Богу, учить их возноситься на небо через истинную нашу святую Православную веру. Служение епископа непростое, нелегкое. Это я и на собственном опыте знаю. Восхождение в такой великий сан связано с большой радостью. Но, в месте с тем, не забывай и о терновом венце Спасителя, потому что и скорби, и обвинения, и осуждения - все это ты тоже претерпишь. Уверен, что молитвами всех здесь присутствующих, всей нашей епархии, благополучно пройдет твое служение. Да исполнит Господь еще с детских лет бывшее у тебя желание быть в храме».

Место наречения и хиротонии архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа будет сообщено позднее.

Родился 17 октября 1975 г. в г. Орле.

В 1991 г. окончил среднюю школу № 21 г. Орла и поступил в Орловский государственный технический университет, который окончил в 1998 г. с дипломом инженера по специальности «Проектирование радиоэлектронных средств».

С 1996 г. проходил послушание на клиросе Иоанно-Крестительского храма г. Орла.

25 июня 2000 г. архиепископом Орловским и Ливенским Паисием рукоположен в сан диакона, 11 сентября ― в сан пресвитера. Нес послушания в Иоанно-Крестительском и Никольском храмах г. Орла. С 2001 г. ― духовник и организатор православных смен в загородных лагерях Орловской обл., организуемых совместно с департаментом образования.

В 2001-2008 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.

В январе 2003 г. назначен редактором «Орловских епархиальных ведомостей». Автор ряда публикаций и исследований, в основном касающихся подвига орловских новомучеников и исповедников.

В 2003 г. назначен начальником скита на предполагаемом месте убиения священномученика Кукши Печерского.

В 2004 г. по благословению архиепископа Орловского Паисия в Успенском монастыре г. Орла пострижен в монашество с наречением имени Алексий в честь прп. Алексия, человека Божия.

В 2010-2016 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил диплом на тему «Собор архипастырей земли Орловской».

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 104) назначен на должность наместника (игумена) новообразованного мужского монастыря святого Кукши в д. Фроловка Орловской обл.

17 октября 2012 г. в Иверском храме г. Орла архиепископом Орловским и Ливенским Антонием возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 9 марта 2017 г. (журнал № 10) избран епископом Мценским, викарием Орловской епархии.

13 марта 2017 г. митрополитом Орловским и Болховским Антонием в Успенском храме Успенского мужского монастыря г. Орла возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 8 апреля 2017 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 9 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.