Икона "Пётр и Павел" и её значение. Икона «Петр и Павел

Даже на миниатюре Хлудовской Псалтири. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской (ср. Фил. 3:5) внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде . Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир , а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иван Грозный вместе с другими чтимыми святынями вывез её из Великого Новгорода в Москву .

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород.

После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник.

В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (ср. Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами - чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке. Апостол Петр, повторяя благословляющий жест Христа, также сложил руку в именословном благословении, а десница апостола Павла со сложенными перстами находится на уровне груди, словно он осеняет себя крестным знамением. Фигуры апостолов слегка развернуты друг к другу - и к находящемуся между ними Спасителю.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение - примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная.

Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» - иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простерты ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом.

Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина . Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными - как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая - сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе - и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 6, 2015 г.

Любой магазин икон имеет в своем ассортименте икону Божией Матери иконографического типа "Умиление" ("Елеуса"). К этому же типу относится достаточно редкий образ Богородицы - икона Взыграние Угрешская, бывшая на протяжении многих лет одним из главных символов Николо-Угрешской обители (современный г. Дзержинск в Московской области). Купить икону "Взыграние" или "Взыграние младенца" прежде всего стремятся женщины, желающие иметь детей, поскольку этот образ Божией Матери символизирует полноту и счастье Материнства.

Икона Взыграние Угрешская - русская древняя икона, написанная с греческого образца. Она изображает Богоматерь с Богомладенцем, сидящим на Ее правой стороне и поддерживаемым обеими Ее руками. Младенец Иисус изображается в "игривой" позе, одновременно прильнувшим к Своей Матери и обращенным при этом к молящимся. Пресвятая Богородица в умилении прижалась щекой к щечке Богомладенца, взор ее полон светлой печали.

На иконах "Взыграние" поза Младенца Иисуса напоминает сцену Сретения, в которой Богомладенец, влекомый Своим жертвенным предназначением, тянется из рук Божией Матери в руки Симеона Богоприимца, возвещающего Его страстной путь. Доподлинно неизвестно, как появилась в Николо-Угрешском монастыре икона Взыграние Угрешская, но датой ее явления считают 1793 год. Официальный праздник был установлен в 1795 году 7 ноября. Икона долгое время стояла в Успенском храме Николо-Угрешской обители, привлекая множество верующих на поклон. Но в 1918 году Николо-Угрешская обитель была разорена, и икона Взыграние Угрешская утрачена. Лишь в 2003 году случилось чудо, которого уже никто не ждал - неизвестная женщина пожелала пожертвовать икону Пресвятой Богородицы монастырю. Оказалось, что эту икону семью женщины когда-то приобрела у коллекционера, который утверждал, что образ как-то связан с Николо-Угрешской обителью. Приехавшие в квартиру благочестивой женщины монахи увидели икону Богоматери, очень схожую по описанию с утерянной. Когда же обретенный образ был доставлен в монастырь и поставлен на прежнее место, все увидели, что это и есть утерянная икона Взыграние Угрешская.

Икону в Николо-Угрешской обители встречали как покровительницу Небесную, ценнейшую святыню. Торжественным крестным ходом внесена она была в Спасо-Преображенский собор, где в честь благодетелей отслужили праздничный молебен. Теперь икона Пресвятой Богородицы стоит в алтаре Спасо-Преображенского собора. Предположительно, вскоре икону поместят, как и прежде, в храм Успения Пресвятой Богородицы.

Вместе с возвращенной святой иконой в Николо-Угрешскую обитель вернулись былое величие и святость. Вновь многочисленные верующие обрели почитаемую святыню, помогающую в молитвах о материнстве и рождении здоровых детей. Беременность и рождение ребенка - это удивительные события, показывающие божественное величие жизни, потому так важно этот период проводить в молитвах. Если же нет возможности посещать церковь, можно молиться дома, перед иконой Божией Матери "Взыграние".

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Два первоверховных апостола. Две разные судьбы. Две разные жизни. И первенство у них различное - Петр был ближайшим учеником Христа при Его земной жизни, а Павел не был в числе 12 апостолов и начал проповедовать уже после Христова Воскресения. Два разных человека, два разных характера, два разных мировоззрения. Давайте вспомним историю их жизни и трудов и попытаемся объяснить, почему именно эти два апостола названы первоверховными.

Житие Петра

Апостол Петр, который до этого имел имя Симон, родился в Вифсаиде, был простым рыбаком вместе со своим братом Андреем (был учеником Иоанна Крестителя), и женатым человеком. Ловля рыбы происходила, в основном, ночью, днем уже была другая работа, но надо было кормить семью. А доходы рыбака были весьма непредсказуемы - все зависело от удачи. Сложной была жизнь галилейских рыбаков. Андрей, будучи учеником Иоанна Крестителя, услышал от своего учителя слова, что пришел Мессия - Христос. И он приводит к Христу своего брата Симона, которого Господь нарекает Кифа (по-гречески - Петр), что значит камень.

С того момента Петр полностью меняет свою жизнь, он сопровождает повсюду Христа, видит исцеления, совершенные Христом. Одно из первых исцелений Христа - это исцеление тещи апостола, которая страдала горячкой. Петр еще продолжал рыбачить, и однажды Господь вошел в лодку Петра, чтобы проповедовать, поскольку было великое множество народа. По окончанию проповеди Христос увидел, что у рыбаков совсем нет улова, хоть они трудились всю ночь. И Господь приказывает им зайти дальше в море и забросить сети. Они повиновались, и улов был настолько велик, что прорывались сети. Видя могущество Христа, Петр упал на колени перед Ним, а Господь сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков!» С этого момента Петр оставляет все - семью, профессию, дом и уже неотступно следует за Христом. И, несмотря на то, что между апостолами не было какого-то первенства власти, Господь за усердие и пламенную любовь открывает Петру, Иоанну и Иакову самые поразительные проявления Божественной природы - Свое Преображение на горе Фавор, воскрешение дочери начальника синагоги Иаира.

И после насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, когда Господь идет по водам к лодке, в которой находились апостолы, именно Петр пошел навстречу Христу тоже по водам, но затем одолеваемый страхом начал тонуть, на что Христос сказал: «Зачем ты усомнился, маловерный?» и подал ему руку.

Петр разительно отличался от остальных безмерной любовью ко Христу, импульсивным и пылким характером. На вопрос Христа к апостолам: «А вы за кого меня почитаете?» Петр первым воскликнул: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Видя такое живое исповедание веры, Господь говорит: «Ты Петр, и на сем камне я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее.» Но, когда Христос рассказывал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях, Воскресении из мертвых, то здесь Петр, проявляя человеческую слабость, говорит: «Господи! Да не будет этого». На что Спаситель отвечает: «Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое!»

Во время Тайной вечери на пылкие заверения Петра, что если кто и предаст Господа, то только не он, Господь с грустью замечает, что в эту же ночь не успеет петух пропеть дважды, как Петр трижды отречется от Него. И, как мы видим с Евангелия, когда взяли Христа под стражу и отвели на судилище, апостол Петр, который шел издали за Христом, когда его спросили: «И ты был с Иисусом?» Он трижды ответил: «Не знаю человека сего» И запел петух. Об этом отречении горько плакал и каялся Петр до конца своей земной жизни. После Воскресения Христова именно Петр первым входит в гроб, где лежали пелены Воскресшего Спасителя. Первым из апостолов увидел Воскресшего Господа именно Петр, троекратно исповедуя Его Господом, как бы в покаянное воспоминание о троекратном отречении. После Вознесения именно Петра апостолы избрали главным в общине. А когда в День Пятидесятницы, на апостолов сошел Дух Святой, то Петр, возвещая перед иудеями о воскресшем Христе, сразу же привел к покаянию и вере в Христа около трех тысяч человек. Апостол Петр, совершая знамения и исцеления больных, объяснял, что все это совершается силою Христа Спасителя, тем самым еще больше людей приводя к вере.

"Апостол Петр", Рубенс

Несмотря на гонения, побои, заключения в темницу, Петр продолжал проповедовать слово Христово и приводить к вере не только иудеев, а и язычников. Проповедь не ограничивалась Иерусалимом. Это и Самария, и Лидда, и Кессария, и Антиохия и многие другие области и города. Апостол Петр пишет послания к христианам, апостольские труды и ставит епископов, ставленников апостолов, на служение Господу в разных странах. Он присутствует в Иерусалиме при Успении Пресвятой Богородицы. Пройдя много стран, он получает откровение от Ангела, что пострадать за Христа, приняв смерть, ему суждено в Риме. И отправляется в Рим.

Согласно предания, Петр продолжает проповедь в Риме, где его арестовывают по приказу императора Нерона, за обращение в христианство двух его жен. И приговаривают к распятию на кресте, на что Петр просит распять его головой вниз, чтобы даже в распятии преклонить главу свою к ногам Христа и глядя в небо, иметь надежду на жизнь вечную в Небесных Обителях Царства Небесного.

Житие Павла

Апостол Павел, который до апостольского служения имел имя Савл, был родом из города Тарсы столице Киликии, из знатной иудейской семьи и благодаря положению своего отца был римским гражданином. Это была редкая по тем временам привилегия, которая давала множество прав. Образование он получил в Иерусалиме, где был учеником знаменитого раввина и авторитетного богослова того времени Гамалиила Старшего. Погрузившись в изучение Закона Моисеева, Савл становится яростным ревнителем Закона, стараясь соблюдать все требования в абсолютной точности. Поэтому ему кажутся полной «ересью» рассказы о учении Воскресшего Христа, он считает таких людей преступниками, которые нарушают Закон. Эта ненависть побуждает его вести активную борьбу с христианами - побивание их камнями, гонения.

И если, когда святого Стефана забивали камнями за проповедь, Савл только сторожил одежды побивающих, то вскоре он уже сам начинает поиски христиан, чтобы засадить их в тюрьмы. Получая от первосвященника письмо-направление в Дамаск, чтобы там продолжать преследовать христиан и засаживать их в тюрьмы, он даже не подозревает, что именно на этом пути произойдет встреча, которая в корне, навсегда изменит его жизнь. Направляясь в Дамаск, в дороге, Савла внезапно озаряет яркий свет с неба. Он падает на колени и слышит голос, обращенный к нему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» В страхе и трепете, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» И слышит ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь…» Далее он получает Господнее повеление идти в город Дамаск. Но, поднявшись с колен, Савл понимает, что он ослеп, его глаза ничего не видят. Под руки его приводят в Дамаск, где он пробыл три дня без еды и воды. По повелению Божьему, к нему приходит Анания, извещенный ангелом, чтобы возложить на него руки во имя Христово, чтобы он прозрел и принял святое крещение. Преисполнившись Духа Святого, Павел становится совершенно другим человеком. Он начинает проповедовать в синагогах о Христе, как о Сыне Божием, что вызывает великое удивление у иудеев. Причем, насколько он был яростным противником и гонителем христиан, настолько пылким проповедником Слова Христова он стал.

Предупрежденный вовремя о готовившемся на него покушении, он отправляется в Аравию, где пребывает два года в отшельничестве и молитве, готовя себя к апостольскому служению. Ему принадлежат слова: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Именно ему Господь неоднократно являлся в видениях, что послужило для Павла не поводом для гордости или какого-либо отличия от других, а он еще с большим пылом проповедует Слово Господне и пренебрегает всякой опасностью. Он претерпевал множество искушений, страданий, неудобств - его заключали в тюрьмы, бичевали, били камнями, били палками, трижды он попадал в кораблекрушение. Опасности его подстерегали как от иудеев, так и от язычников, часто претерпевал голод и жажду, жару и холод… Всего было не счесть, но главное для него это была забота о церкви и людях. Все скорби и преследования он переносил с радостью, потому что претерпевал за Самого Христа.

После Аравии, Павел был какое-то время в Дамаске, а затем пришел в Иерусалим. Некоторые апостолы и последователи Христа не верили, что он из гонителя христиан, стал проповедником Слова Христова. Только после того, как св.Варнава, привел его к апостолам Петру и Иакову и засвидетельствовал об истинном служении Павла, то с тех пор апостол Павел начал ходить вместе с апостолами, проповедуя Христа. Не оставаясь долго на одном месте, апостол Павел переходит с города в город обращая в веру Христову не только иудеев, но и язычников.

Проповеди Павла сопровождались многими чудесами, исцелениями и знамениями, что свидетельствовало об истинности учения Господнего. Пройдя с проповедью Сирию, Киликию, Дервию, Македонию, Неаполь, Филиппы, Фессалоники и придя в Афины, Павел был удивлен большим количеством языческих идолов. Получив блестящее образование, прекрасно зная философию, он говорил с язычниками на понятном и доступном для них языке - проводя параллели между близкими к истине Христовой размышлениями языческих философов. И это помогало обратить к вере Христовой заблудшие души. Уйдя в Коринф, чтобы не быть на иждивении у кого-либо, Павел занимается изготовлением палаток, чем и зарабатывает себе на хлеб насущный, а в субботу и воскресенье он проповедует о Христе в синагоге. Не останавливаясь надолго в одном месте, он создает церковные общины и благословляет своим ученикам строить Церкви, а сам идет дальше закладывать основы Благой Вести от Господа в неокрепшие, ищущие спасения души.


Святой Апостол Павел. Андрей Рублев, около 1410 г.

Надо заметить, что он не только проповедует, но и пишет послания к христианам, которые дошли и до наших дней. Его посещение Ефеса, Антиохии, Коринфа, Галатии, Фригии сопровождалось множеством чудес, что вызывало бурное негодование как у иудеев, так и у язычников, которые были обеспокоены таким успехом у народа Слова о Христе, как о Сыне Божием. Апостол Павел пройдет еще много городов, но на два года остановится в Риме, где и будут написаны его Послания к колоссянам, филлиппийцам и ефесянам в которых он раскроет глубину таинства Христа. Будут и тюрьмы, и гонения. Но при последнем аресте его препроведут в Рим, где будут держать в более ужасных условиях чем обычно. В тюрьме он напишет: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь…» Учитывая, что он был римским гражданином, его подвергли суду, на котором приговорили к смерти и недалеко от города отсекли голову. Согласно предания, когда голова упала, она трижды ударилась о землю и в этих трех местах забили три святых источника.

Вера Петра и Павла

Два величайших проповедника слова Господнего, и у каждого их них был свой путь ко Христу. У каждого из них был свой переломный момент, который изменил смысл всей жизни - у Павла это была встреча с Господом на пути в Дамаск, а у Петра это отречение от Христа накануне Его распятия. Каждый из них, по-своему, весьма болезненно пережил этот этап в своей жизни. И когда пришло осознание собственного недостоинства, некоего стыда за совершенное, страха за содеянное… пришло чувство глубокого раскаяния и желание быть со Христом всегда. Возникло то великое чувство Любви ко Господу, чувство благодарности за Его великие милости и благодеяния.

Но и Петр, и Павел понимали, что за эту Любовь им придется отказаться от спокойствия, будничного комфорта, домашнего уюта. Претерпевая всевозможные искушения, скорби и напасти, холод и зной, голод и жажду они примут мученическую кончину за Христа, что являлось как бы негласным условием апостольского служения. Практически все апостолы приняли мученическую смерть. Но, эти два апостола - Петр и Павел являются еще и первоверховными потому, что потрудились более всех остальных апостолов. Об этих двух святых можно долго говорить, но лучше предоставить им слово.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Как сказал в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский: «Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма - ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша - победившая мир. Вот мы и празднуем их день, ликуя о том, что радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой - Крестом и Воскресением».

Петр и Павел: в чем помогают

Икона Петра и Павла, 11 век

В день праздник Петра и Павла люди идут в церковь ставят свечки и молятся у их иконы:

  • прося помощи в преодолении житейских проблем,
  • за удачу в начинаниях новых дел,
  • те, кто сомневаются в своих решениях, просят подарить надежду.

Очень важно в этот день у иконы поставить свечи, произнести тихо, но с душой слова молитвы. И только после этого у угодников можно просить о содействии решениях абсолютно любых житейских проблемах.

Кроме того, праздник Петра и Павла почитается среди рыбаков, ведь апостол Петр является покровителем рыбаков. И люди говорят, что если в этот день просить об удаче в ловле, то без хорошего улова не останетесь.

Молитва Петру и Павлу

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Праздник Петра и Павла 2017: что нельзя делать и что необходимо успеть

В день Петра и Павла нельзя работать, особенно в поле, чтобы не потревожить хлебные колосья, и чтобы урожай был хорошим. После Петрова дня начиналась пора сенокоса.

В старину говорили, что на день Петра и Павла солнце сияет всеми цветами радуги ("играет"). Считалось, что того, кто увидит, как играет солнце, ожидает счастье. А чтобы увидеть это чудо, молодежь с утра собиралась в поле и поджидала восход солнца.

В Петров день начинались петровские гуляния, которые длились до первого Спаса. Молодежь плела венки, водила хороводы. А молодые девушки в день Петра и Павла гадали на суженого. Например, нужно собрать 12 разных цветков с 12 полей, загадать парня, положить цветы под подушку и ждать вещего сна.

Праздник Петра и Павла осенний

К слову, на Руси праздник Петра и Павла отмечали дважды: помимо дня памяти 12 июля чествуются также так называемые Петр и Павел Рябинники — в дни осеннего равноденствия, 23 сентября.

Праздник Петра и Павла: приметы

  • Петр и Павел день убавил, так как день уже шел на убыль.
  • Дождь на Петров день обещает богатый урожай. Говорили: "Дождь на Петра и Павла - уродится жито".
  • Если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел урожай не отнимут.
  • На Петров день - колос, на Ильин - колоб.
  • На Петро всегда тепло. При этом говорили: "Петр и Павел жару прибавил", так как начинались самые жаркие дни.
  • На Петра и Павла умолкает кукушка. Если птица не кукует за неделю до Петрова дня - зима будет ранней, а если же неделю после дня Петра и Павла - зима будет поздней.

Вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» - это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат , символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства - донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, - представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день - 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра - синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла - синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни - распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола - знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная .

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла - дар храму Председателя Попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В.Медведевой. На иконе работы конца ХVIII века апостол Петр изображен со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".(Мф: 16,18)

Частицу мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла храм обрёл в день Великого освящения престола 11 октября 2009 года. Сам мощевик - искусной древней ручной работы, мощи ранее хранились в запасниках Ватикана; привезены и переданы благотворителями в день освящения храма.


Частица мощей и икона праведного воина Феодора Ушакова.
Икона - дар храму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мощи св. праведного Феодора Ушакова храм обрёл в апреле 2010 года. Они были доставлены прихожанином Александром Демидовым из Санаксарского монастыря.

Праведный Феодор Ушаков известен как непобедимый флотоводец, но более воинских заслуг его украшали необыкновенное милосердие, глубокая вера и любовь к Православию. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Он освободил греческий остров Корфу, где пребывают мощи святителя Спиридона Тримифунтского и где несколько лет флотоводец был генерал-губернатором. Благодарные греки воздвигли ему монумент в центре Керкиры.


Икона "Торжество Пресвятой Богородицы " Порт-Артурская

Дар храму в день Великого освящения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На иконе Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках является как Взбранная Воевода русского воинства. Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.

Богородица держит в руках плат с ликом Христа Спасителя. Синий хитон символизирует Божественную тайну и Чистоту Божией Матери, темно-вишневое верхнее одеяние - цвет её торжества и величия. Стопы Богоматери попирают обнаженные обоюдоострые мечи. С правой стороны над Пречистым ликом Богородицы изображен Архистратиг Михаил, а с левой - Архангел Гавриил. Над ней ангелы держат дорогую корону, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами с крестом. Ещё выше бесплотные силы поддерживают облака, на которых восседает Господь Саваоф.

Икона в нашем храме - символ духовной связи флотских традиций и Церкви. Русские моряки от зарождения нашего флота и до наших дней свято и достойно защищают Отечество и основы Православной веры. Они гордость России и пример новым поколениям и, хочется верить, гарантия будущих побед.

Частица мощей преподобного Серафима Саровского.


Частица мощей и икона святителя Нектария Эгинского

22 ноября 2012 года в день памяти святителя Нектария Эгинского милостью Божией и по молитвам и ходатайству благочестивой семьи прихожан, храм обрел частицу мощей эгинского чудотворца и отныне через свои нетленные мощи он подаёт помощь всем, кто обращается к нему с верой и теплой молитвой. Частица, пребывающая в храме является самой крупной частицей в России.

Игумения Феодосия из монастыря на острове Эгина с большой любовью относится к России и русским православным людям. Это стало немаловажной причиной передачи мощей святителя Нектария. По инициативе матушки игумении иконописцы монастыря написали образ свт. Нектария специально для храма апостолов Петра и Павла г. Сестрорецка. Икона освящена на мощах святого. Благоухающая частица мощей святого Нектария была передана в скромном ларце. Подложкой стала восковая пасхальная печать из Иерусалима от Гроба Господня.

Святитель Нектарий жил и подвизался на греческом острове Эгина на рубеже XIX-XX веков. Причисленный Греческой Православной Церковью к лику святых (канонизация его состоялась в 1961 году), святитель Нектарий как при жизни, так и по блаженном успении стяжал славу великого заступника и молитвенника за всех бедствующих и обуреваемых
напастями. Перенесший немало скорбей и скончавшийся от тяжкой и мучительной болезни, он, после преставления своего, является помощником для тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле — безнадежных больных, обреченных, казалось бы, на неминуемую смерть...

Сугубое почитание святого, как помощника и заступника при онкологических заболеваниях началось с чудесного исцеления священника, также носившего имя Нектария, страдавшего этим недугом и, не смотря на жестокие страдания, продолжавшего трудиться над строительством церкви. Однажды святитель Нектарий явился страждущему и, видя его горячее желание завершить богоугодный труд, дабы возносить в этом храме молитвы к Богу вместе с прихожанами, заплакал и обнял больного, сказав: "Радуйся, чадо! Ты был испытан болезнью, но Господь дарует тебе исцеление и весь мир узнает об этом чуде!" Священник Нектарий, воодушевленный этим явлением, успешно завершил строительство храма, а случай этот действительно получил всемирную огласку.

Каждую среду в 18.00 прихожане поют акафист святителю, совершается Таинство Святаго Елея (Соборование).

Среди святынь храма - чудесно просветлевший образ Успения Пресвятой Богородицы . Икона была преподнесена в дар храму несколько лет назад, была темного цвета, с трудом различались фигуры. По центральному образу, определили, что это образ Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтарь, где она ждала своей очереди на реставрацию. За время пребывания в алтаре образ самопроизвольно просветился: чернота, покрывавшая икону, бесследно исчезла и образ засиял первозданными красками! Теперь легко читаются надписи на нимбах апостолов. Пресвятая Богородица явила нам свой образ для молитвенного почитания, утешения, укрепления в вере. Это не единственный случай обновления икон в храме. Также обновился и просветлел образ Спаса Нерукотворного (он расположен на западной стене храма под хорами), образ Архангела Гавриила.


Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

Икона изображает Богоматерь в красной порфире, восседающую вместе с Младенцем на царском троне (символ высшей власти). Благославляющий Младенец на левой руке Божией Матери. Богомладенцу предстоят архангелы. Один из них простирает руки, другой сложил их крестообразно на груди.

Богоматерь на этой иконе - милостивая Царица и Госпожа всего рода христианского.

В России списки с иконы Божией Матери «Всецарица» появились сравнительно недавно. Сама чудотворная икона XVII столетия находится в афонском Ватопедском монастыре. Когда люди стали замечать, что перед иконой чудесным образом исцеляются от рака, был сделан в 1993 году первый список для Греции. Слухи об исцелениях, разумеется, мгновенно дошли и до России. Появились бумажные иконки-открытки, но их было так мало, а беда была так велика, что возникла острая потребность в самой иконе. Иноки монастыря, выполняя просьбу русских верующих, написали список с чудотворной иконы, который и прибыл в Россию на самолете заказным рейсом. Произошло это в 1996 году. Подтверждение, что икона чудотворная, произошло буквально впервые месяцы её пребывания в Москве. Икона начала источать благодатное миро на праздник Рождества Божией Матери, а затем и на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Икона, находящаяся в нашем храме, освящена на чудотворном образе в Ватопедском монастыре в год принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы.в 2011 году. Прежде чем попасть в храм, образ Всецарицы проделал многокилометровый путь на руках прихожан, паломников на Святую Гору, по афонским горным тропам и дорогам, а затем и воздушным путем из Греции в наш город.


Иверская икона Божией Матери
подарена храму в день его освящения сестрами Константино-Еленинского монастыря. Икона написана на Афоне в 2002 году.

Распятие - Крест Христов. Распятие выполнено в старинных русских традициях XV - XVI веков Дмитрием Касимовым, прихожанином Собора Владимирской иконы Божией Матери.


Икона Сестрорецких святых - новомучеников святителя Николая (Клементьева), архиепископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Сербаринова
написана на средства, собранные прихожанами. Икона была принесена в храм для молитвенного поклонения 31 декабря 2014 года.

Утром последнего дня уходящего года было совершено торжественное соборное служение Божественной Литургии. Все, кто молился в этот день в храме, понимали, что и служба, и день это особые, подобных еще не было, если не считать дня 11 октября 2009 года, когда совершалось Великое освящение храма. В этот субботний день совершилось прославление новомучеников сестрорецких, прославление именно всенародное, ибо официальное прославление Церковью свершилось десять лет назад.

За Литургией служили клирики храма и гости - протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья и протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице. На Леушинском подворье издано жизнеописание священомученика Николая, составленное на основе архивных документов и семейных преданий внучкой святого Натальей Ивановной Семеновой. В храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте» в течение десяти лет с 1912 года служил настоятелем протоиерей Григорий (Сербаринов). В храме создан музей Новомучеников, где собраны личные вещи, книги, документы пресвитера Григория Сербаринова. В храме находится замечательная икона святого.

Мир управляется Промыслом Божиим. В этом мы убедились еще раз в тот субботний день 31 декабря. В храме служил иеромонах Иеремия из Великого Устюга - города, где проходило архипастырское служение святителя Николая (Клеменьева). Отец Иеремия приехал в Петербург по делам. Зашел накануне в храм Леушинского подворья и, узнав от отца Геннадия Беловолова о событии, что должно совершиться в Сестрорецке, не смог не приехать в наш храм. Так сестроецкие святые собрали в один день в храме столько не случайных людей.

После окончания Литургии перед новонаписанным образом был совершён праздничный молебен c чтением акафиста (также написанного специально к этому дню) священномученику Николаю (Климентьеву), чья память совершается в последний день года.

К престольному празднику 12 июля 2013 года над входом в храм было открыто мозаичное изображение святых первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей храма и города Сестрорецка. Мозаичное панно выполнено по древней технологии «прямого набора» из кусочков разноцветной и золотой смальты, натуральных камней, таких как мрамор, травертин, гранит. Работа выполнена группой мастеров под руководством художника-мозаичиста М. Богданова. Средства на мозаичный образ собрано частными лицами и организациями.

На мозаике - слова апостола Павла: «Яко мы ныне живы есмы, аще Вы стоите о Господе».