Гонконг колония. Гонконг(Hong Kong) – Британская колония. Возможно Вам будет интересно

February 23rd, 2015 , 04:32 pm

Именно таким вопросом я задавался прежде чем брать байк в аренду в Муйне. Как оказалось во Вьетнаме необходимо иметь права категории А, для управления байком. Но самая главная проблема - это то что на территории Вьетнама необходимо иметь права вьетнамского образца, полученные именно во Вьетнаме. Как я прочитал в различных блогах и форумах, права полученные даже в Таиланде тоже не действительны на территории Вьетнама. Использование байка во Вьетнаме без прав вьетнамского образца не разрешенно. Поэтому если ты турист ты оказываешься, в почти, безвыходной ситуации.

Еще с Таиланда мы привыкли путешествовать исключительно на байке, это очень удобно и экономит много времени, сил и средств. Я приготовил 200 000 донгов, на тот случай если меня остановит полицейский. (Где то читал информацию что в ситуации остановки без прав можно заплатить 100-150 000 донгов)

По закону подлости именно в первый день нас и остановил полицейский, когда мы находились примерно в 10-15 км от Муйне, на обратном пути от "белых дюн". Полицейским оказался молодой приятный парень. Он попросил у меня права, и когда увидел что они категории B, сказал что они не подходят. Мне было очень интересно чтобы он сказал если бы они были категории А, но Российского образца. В этой ситуации я не видел смысла оправдываться и что нибудь объяснять. Полицейский оказался очень приветливым и сам стал меня расспрашивать о моем отдыхе, о том какие места я еще планирую посетить во Вьетнаме. Я рассказал ему что взял байк в отеле так как люблю путешествовать на байке, чтобы увидеть больше интересных мест. Я спросил у него что следует в этом случае(управление без прав)? Он показал мне заранее приготовленную распечатку, где на трех языках были переведенны различные нарушения ПДД. Пункт управление байком без прав - штраф 800 000 - 1 600 000 донгов. Не знаю насколько это официальные расценки, но это было конечно очень много. (хотя в пересчете на рубли это не много, но по вьетнамским меркам это большая сумма)

Тем временем к нам подошел еще один полицейский который оказался значительно старше первого. Я не теряясь показал 200 000 донгов сказал что могу заплатить только такую сумму, и буду очень признателен если мы договоримся. В начале они сделали вид что недовольны, но затем старший достал какой то маленький блокнотик, записал мою фамилию, с моих слов и ошибся, и напротив фамилии указал сумму 200 000 донгов. Я расписался отдал деньги и попрощался с этими приятными парнями. Напоследок молодой полицейский сказал мне чтобы я ездил по крайней правой полосе, выделенной специально для байкеров. Это не всегда удобно так как в некоторых местах она бывает засыпанна песком или травой с обочины. Ну да ладно, я сказал "ОК" и поехал дальше.

Следующая встреча с полицией состоялась под конец нашего путешествия по Вьетнаму, в холодной Сапе. Но об этом

В результате маньчжурского завоевания Китай вновь оказался отброшенным назад. Но в отличие от ситуации, сложившейся в Китае в момент вторжения монголов, теперь главным явилось не разрушение производительных сил общества. Урон, причиненный кочевниками высокоразвитой земледельческой культуре, мог быть восстановлен довольно быстро. И действительно, феодализировавшаяся верхушка маньчжуров вскоре приняла меры к развитию земледелия и восстановлению традиционных форм хозяйства. Но маньчжурское господство смяло и заглушило ростки тех передовых производственных отношений, которые уже в XV-XVI вв. начали пробиваться сквозь косность средневекового китайского феодализма. В этом смысле деятельность цинского императора Канси (1662- 1772) была прямо противоположна мероприятиям его современника Петра I. Если Петр сумел «прорубить окно в Европу», покончить с вековой замкнутостью и отсталостью России, то Канси и его преемники потратили немало усилий на проведение последовательной политики изоляционизма. Разрушение связей между отдельными провинциями, сохранение наиболее отсталых форм феодальной эксплуатации, подавление каких бы то ни было ростков нового, - все это привело к тому, что Цин- ская империя в военном, экономическом и политическом отношениях продолжала оставаться отсталой страной, в то время когда в передовых странах Европы уже утвердился капитализм. Естественно, что Китай с его огромным населением, как резерв дешевой рабочей силы, как рынок сбыта, стал лакомым кусочком для капиталистических держав.

Изоляционистская политика династии Цин в 80-х годах XVIII в. дала трещину: для торговли с европейцами был открыт порт Гуанчжоу (Кантон). Купцы Ост-Индской компании, пользуясь продажностью и коррупцией чиновничьего аппарата, осуществляли в Китае торговлю опиумом; эта торговля должна была открыть путь для колониального порабощения. Опиум стал проникать во все уголки страны. Покупка опиума стоила цинскому правительству баснословного количества серебра - основной стабильной внутренней валюты. Увеличение налогового бремени не решало проблемы, и по настоянию передовых людей той эпохи Цины запретили торговлю опиумом. Правительственный комиссар Линь Цзэ-сюй уничтожил складские запасы опиума в Гуанчжоу, конфисковал его на пришедших судах. В 1839 г. англичане, не желая прекращать выгодную для них торговлю опиумом, начали войну против Китая («первая опиумная война»). Первые же выстрелы английской эскадры развеяли миф о могуществе богдыханов.

За первой опиумной войной последовала вторая, капиталистические державы Англия и Франция спешили захватить ключевые позиции на огромной территории с многомиллионным населением. Вслед за этими странами в Китай вторгаются капиталисты США. Опиумные войны открыли новую страницу в истории Китая, положив начало превращению его в полуколониальную страну. Они показали гнилость Цинской монархии, экономическую и политическую отсталость страны. Капиталистические державы получили права экстерриториальности, неограниченного ввоза своих товаров, обложили страну контрибуциями.

Народные движения 60-70-х годов XIX в. Тайпинское восстание Капитуляция монархии перед капиталистическим миром, ее беспомощность перед иностранцами побудили народные массы к новым активным действиям против Цинов.

В провинции Гуанси среди китайских и чжуанских крестьян и рабочих рудников развила активную пропаганду секта Хун Сю-цюаня. От религиозной проповеди всеобщего равенства и братства секта перешла к подготовке вооруженного антицинского восстания, которое вспыхнуло в 1860 г. и вскоре охватило почти весь юг страны. В восстании, продолжавшемся четырнадцать лет и провозгласившем создание «Небесного государства великого благоденствия» («Тайпин Тяньго»), приняли активное участие чжуан, мяо, яо и другие народы Южного Китая. Это была многонациональная антиманьчжурская и антифеодальная война широких народных масс. На первых порах, когда восстание имело прежде всего антиманьчжурский характер, к нему присоединились и некоторые помещичьи группы. Но по мере углубления антифеодальной направленности движения эти группы стали отходить от восстания, саботировать прогрессивные мероприятия и в конце концов перешли в лагерь реакции.

Тайпины захватили Нанкин, провозгласили его столицей нового государства. В планах повстанцев особое место занимала подготовка к походу на север для завоевания Пекина и свержения маньчжурской династии. Успехи тайпинов были столь внушительны, что западноевропейские державы, добившись существенных уступок со стороны цинского" двора, решили открыто поддержать прогнившую монархию. Благодаря помощи интервентов, оснащенных современным огнестрельным оружием, реакции удалось разгромить тайпинов.

Одновременно с тайпинами (а в ряде случаев под их непосредственным влиянием) на борьбу с маньчжурским правительством поднялось население других районов Южного Китая. Исключительный размах приобретает антиманьчжурская и антифеодальная борьба в Юньнани. В горном районе Айлаошань в 1856 г. вспыхнуло восстание, в ходе которого объединились представители различных групп ицзу, мяо, хани, лису, хуэй. Восставшие выдвинули лозунг «искоренить маньчжурских чиновников, уничтожить китайских помещиков». Власть повстанцев распространилась на значительную территорию. Примерно в это же время вспыхнуло восстание во главе с Ду Вэнь-сю. В нем приняли участие хуэй, китайцы, бай, ицзу, наси, цзинпо и др. Захватив район г. Дали г повстанческая армия создала здесь мощный очаг сопротивления маньчжурской армии. В Гуйчжоу поднялись мяо, объединившиеся с буи г дун, шуй и китайцами. Восстания национальных меньшинств на юге Китая были зверски подавлены, хотя это удалось Цинам лишь спустя два десятка лет после начала восстания. Не менее жестоко расправились маньчжуры и с участниками мусульманского восстания на северо-западе империи. В подавлении многих восстаний «отличился» палач тайпинов Цзэн Го-фань - первый китаец, получивший от маньчжурского императора высокие государственные и военные должности. Пример Цзэн Го- фаня в высшей степени символичен: маньчжуры-завоеватели убедились в том, что закрепить свое господство в Китае они могут только путем союза с китайской феодальной верхушкой. Так сложился блок реакционных сил - маньчжурской монархии, китайских феодалов и западноевропейских интервентов. Тайпинское восстание и другие выступления народных масс 60-70-х годов XIX в. были подавлены, но они подготовили начало нового этапа борьбы народов Китая против ига феодалов и чужеземцев..

Китай в эпоху империализма

Эта борьба начиналась уже в новых социальных и политических условиях, сложившихся к концу XIX столетия. Японо-китайская война 1894-1895 гг. положила начало периоду империалистического разбоя в Китае. Перед угрозой расчленения Китая европейскими державами, США и Японией, перед лицом новых выступлений народных масс цинское правительство и крупные китайские феодалы решили проводить политику «самоусиления» и подражания Западу. Правящие круги династии Цин не ставили задачу преобразования власти. Напротив, они рассчитывали путем заимствования западной техники укрепить положение монархии и феодальный строй.

Проникновение иностранного капитала в страну и создание иностранных концессий способствовали сложению капиталистического уклада в Китае, но придавали ему однобокое, прежде всего феодально-бюрократическое, компрадорское направление. Только в отдельных, неосновных видах промышленного производства, в частности в легкой промышленности, появился национальный капитал и образовалась национальная буржуазия. В этих условиях возникают новые политические идеи, отражающие всю сложность, всю однобокость экономического развития страны.

Представители опозиционно настроенной китайской интеллигенции во главе с Кан Ю-вэем настоятельно требовали осуществления реформ! сверху - демократизации монархического строя, проведения мирной ассимиляции маньчжуров с китайцами, китаизации органов власти, т. е. ликвидации мирным путем маньчжурской деспотии. Сторонники умеренных реформ призывали сверху расчистить путь капитализму в Китае.

Более решительных действий против маньчжуров, активного вооруженного выступления требовала левая группа реформаторов во главе с Тань Сы-туном. Но ни тем, ни другим не удалось осуществить своих целей. В 1898 г. в Пекине произошел дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла наиболее реакционная клика маньчжурского императорского дома, возглавлявшаяся императрицей Цы Си.

Однако движение реформаторов не прошло бесследно. Оно явилось выражением новых тенденций в этнической истории развития китайцев - начала формирования китайской буржуазной нации. В то же время это движение показало, что в условиях, когда империалистические державы постепенно захватывали ведущие экономические позиции в стране, формирующаяся национальная буржуазия была крайне слаба и не могла стать подлинно революционной силой. Кульминационным моментом этих движений явилось в 1900 г. антиимпериалистическое восстание «ихэтуа- ней». Только объявлением о поддержке движения «ихэтуаней» цинскому двору удалось ликвидировать его антиманьчжурскую направленность. Восставшие заняли Пекин, блокировали посольский квартал и требовали изгнания всех иностранцев. Объединенная интервенция европейских держав, США и Японии нанесла поражение восставшим. Был сделан еще один шаг к империалистическому закабалению Китая, который был вынужден платить огромную контрибуцию, предоставить всем иностранцам политические и экономические привилегии, дать право на новые разработки природных богатств в интересах иностранных монополий. Цинское правительство безоговорочно подписало этот позорный акт.

В XX столетие Китай вступал не могущественной Небесной империей, а страной, поделенной на сферы влияния крупнейшими империалистическими державами. Еще сто лет тому назад император Цяньлун требовал от посла английского короля Георга II совершения земных поклонов в знак признания вассалитета Англии по отношению к маньчжурскому двору. Ныне фактическим правителем Китая, распоряжавшимся его национальными богатствами, стал англичанин Роберт Харт, генеральный инспектор таможен. Европейские империалистические державы получили право «аренды» ряда территорий в приморских районах страны. От Китая был отторгнут Сянган (Гонконг), ставший колонией Англии, и Аомынь, захваченный Португалией еще в XVI в. Упрочил позиции в Китае и молодой империалистический хищник - Япония, обосновавшаяся на Тайване и претендовавшая на гегемонию в Маньчжурии. В отличие от середины XIX в., когда основной формой закабаления Китая иностранцами было открытие портов для сбыта внутри страны своей промышленной продукции, теперь основная ставка делалась ими на захват сфер влияния и ввоз капитала, направляемого на строительство железных дорог и предприятий перерабатывающей промышленности. Одно за другим возникают иностранные текстильные, сахарные, табачные предприятия в Шанхае, Гуанчжоу и других городах. Естественно, что наибольшие прибыли сулило иностранцам «освоение» приморских районов Китая. Именно здесь возникают к концу XIX в. различные международные сеттльменты. По западноевропейскому образцу перестраиваются города Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Меняется не только внешний облик этих форпостов экономической экспансии иностранных держав: здесь складывается принципиально иной (по сравнению с такими крупными городами, не испытавшими влияния западноевропейского капитала, как Пекин, Кайфын и др.) социальный состав населения. Разорение крестьян и ремесленников-кустарей создает рынок дешевой рабочей силы, пополняющей население приморских городов. Все более определенно вырисовывается разрыв в уровне развития приморских и внутренних районов Китая.

Китай стал полуколониальной страной, сохранившей феодальные основы производства в деревне. В этих условиях задачи антифеодальной борьбы неизбежно должны были сомкнуться с задачами борьбы за национальную независимость страны.

Революционная деятельность Сунь Ят-сена

Во главе революционных сил в стране становится в эти годы революционер-демократ Сунь Ят-сен. Революционные события 1905-1907 гг. в России, Иране, Турции, Индии позволили ему по-новому взглянуть на судьбы Китая. В конце 1905 г. Сунь Ят-сен реорганизует созданное им тайное общество в революционную организацию «Тунмынхой» («Союзная лига»). На митинге китайских эмигрантов-ре- волюционеров в Токио, состоявшемся 16 января 1907 г., Сунь Ят-сен обнародовал сформулированные им «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. На первое место Сунь Ят-сен поставил принцип «национализма», который он понимал как задачу борьбы за свержение ненавистной маньчжурской династии. Программа, изложенная Сунь Ят-сеном, была высоко оценена Лениным. «Перед нами, - писал Ленин, - действительно великая идеология действительно великого народа, который умеет не только оплакивать свое ззековое рабство, не только мечтать о свободе и равенстве, но и бороться с вековыми угнетателями Китая». 9 Вождь российского пролетариата предсказывал, что переход «старых китайских бунтов» в сознательное демократическое движение неизбежен. Действительность подтвердила предвидение Ленина. Массовые революционные выступления 1906- 1908 гг., организованные «Союзной лигой» на юге страны, подготовили вооруженное восстание, в результате которого в 1911 г. монархия Цинов была свергнута. Китай был провозглашен республикой. Первым президентом Китайской Республики стал Сунь Ят-сен, который, однако, в дальнейшем отказался от поста в пользу Юань Ши-кая. В августе 1912 г. была создана партия гоминьдан, получившая на первых выборах в 1913 г. большинство голосов и соответственно мест в парламенте.

Свержение маньчжурского ига не принесло подлинного освобождения народам Китая. Слишком слаб был национальный рабочий класс, слишком сильными были позиции буржуазно-помещичьих либералов, стремившихся к компромиссу с прежней династией и с капиталистическими державами. Юань Ши-кай не считался с властью парламента и стремился к установлению военной диктатуры. Это вызвало протест Сунь Ят-сена, который организовал на юге в мае 1913 г. восстание против Юань Шикая. Восстание закончилось поражением, Сунь Ят-сен эмигрировал за границу. Наступила военная диктатура Юань Ши-кая, который в декабре 1915 г. объявил себя императором. И хотя вскоре Юань Ши-кай умер (1916 г.), власть по-прежнему удерживали в своих руках северные милитаристы. В 1917 г. Сунь Ят-сен создает на юге Китая самостоятельное правительство, противостоящее милитаристскому прояпонскому правительству Севера.

Гонконг расположен на юго-востоке Китая, занимая большое количество островов и прибрежной территории.

Население - шесть миллионов человек.

Является ведущим юго-восточным азиатским коммерческим и финансовым центром, и занимает третье в мире место как финансовый центр после Нью-Йорка и Лондона. В Гонконге предоставлены лицензии более чем 160 банкам, имеющим 900 офисов на этом крошечном клочке земли. Здесь же работают 130 иностранных банков, которым было разрешено открыть филиалы в колонии.

Весь денежный бизнес Востока давно обосновался в Гонконге с его влиятельной товарной биржей и рынком золота, на котором не задают вопросов. Несмотря на формальную приверженность коммунистическим идеалам, современная китайская система хозяйствования предлагает большую свободу деятельности. Китай обещает сохранить все капиталистические достижения Гонконга еще как минимум на 50 лет.

Гонконг замечательно подходит для открытия здесь оффшорного банковского счета. Английский не только в широком обиходе, но и является официальными языком в деловых кругах. Держатели счетов охраняются строгим законодательством о банковской секретности и долгими традициями конфиденциального ведения дел. Информация может быть предоставлена соответствующим органам только в случаях уголовных преступлений. Гонконг не состоит в отношениях договоров об обмене налоговой информацией ни с одним правительством, хотя переговоры о заключении такого соглашения ведутся с правительством США.

Гонконг нельзя назвать налоговым убежищем в полном смысле этого слова, однако, он предоставляет иностранным вкладчикам ряд привилегий:

  • * Начисления налога на доход осуществляется, исходя из первичной суммы.
  • * Все доходы, получаемые вне этого источника, налогом не облагаются, даже если они время от времени ввозятся в колонию.
  • * Капиталовложения, сделанные за пределами юрисдикции, прибыль с продаж, дивиденды и проценты по вкладам освобождаются от налогообложения.
  • * В 1982 году в Гонконге был отменен 15 % налог на иностранные валютные вклады.

В настоящее время правительственный бюджет складывается только из внутренних сборов.

Такая свобода импорта и отсутствие многих ограничений позволили огромному количеству жителей города основать торговые компании, судовые фирмы и" успешно заниматься экспортно-импортными операциями. Большая часть здешнего бизнеса сводится к переписыванию накладных. Все, что нужно сделать штату компании, это оформить новые документы для реэкспорта товаров на более выгодные рынки. В Гонконге совершается до 10 000 подобных сделок совершенно законным образом. Очень выгодно заниматься бизнесом, связанным с недвижимостью из-за хронической нехватки жилья. Весьма велико и количество других корпораций. Более 125 000 иностранных и местных организаций занимаются в Гонконге деловой активностью. Большая часть из них является освобожденными от налогов представительствами европейских или американских компаний. Вам не нужно заполнять никаких финансовых отчетов и вся сделка может быть совершена доверенным лицом. Стоимость учреждения подобных структур также чрезвычайно низка.

Какое будущее ожидает Гонконг, пока неясно. Колония может умереть, как Шанхай, или, если ей немного повезет, она станет самым большим налоговым убежищем следующего тысячелетия. Если дела пойдут плохо, гонконгские китайцы могут перебраться в соседнее Макао, где налоговая система построена по сходному территориальному принципу.

При нынешней окружающей Гонконг политической нестабильности, возможно, имеет смысл воздержаться от решительных шагов.

В 1997 году на экономику Гонконга серьёзное негативное влияние оказал азиатский финансовый кризис 1997 года, ударивший по многим восточноазиатским рынкам. В том же году в Гонконге было зафиксировано первое заражение человека вирусом птичьего гриппа H5N1. В 1998 году после шести лет строительства в рамках Центральной программы строительства аэропорта был открыт новый Международный аэропорт Гонконга. Этот проект был частью амбициозной стратегии развития портов и аэропортов, составленной в начале 1980-х.

В первой половине 2003 года в Гонконге разразилась эпидемия вируса атипичной пневмонии. Дун Цзяньхуа - руководитель Администрации Гонконга (1997-2005), подвергся критике и обвинениям в ошибках в преодолении азиатского финансового кризиса 1997 года и непринятии должных мер в борьбе с атипичной пневмонией (SARS). В том же 2003 году администрация Дун Цзяньхуа пыталась провести принятие статьи № 23 Основного закона Гонконга, которая давала возможность для нарушения прав и свобод гонконгцев. В результате полумилионных демонстраций протеста администрация была вынуждена отказаться от этих планов. В 2004 году в ходе таких же массовых демонстраций жители Гонконга требовали введения в 2007 году всеобщих выборов главы САР. В марте 2005 года по просьбе китайского руководства Дун Цзяньхуа ушёл в отставку.

Сразу после отставки Дун Цзяньхуа это место занял его заместитель Дональд Цанг. 25 марта 2007 года Дональд Цанг был переизбран на второй срок.

Согласно Основному закону, выполняющему роль конституции САР Гонконг, местные власти сохраняют суверенитет над всеми вопросами и делами территории за исключением обороны и внешней политики. Пока Гонконг был колонией, его губернатора назначала королева Великобритании. После возвращения этой территории под юрисдикцию Китая её возглавляет Главный министр Администрации Гонконга. Его избирает Комитет по выборам Главного министра Администрации Гонконга, состоящий из 800 человек, которые представляют гонконгскую деловую элиту. Все остальные государственные служащие как исполнительной, так и законодательной ветвей власти либо назначаются Главным министром Администрации (прямо или косвенно), либо выбираются избирателями. В теории такое соглашение должно гарантировать практически полную независимость политической, культурной, законодательной и экономической инфраструктуры Гонконга от материкового Китая. Однако на практике Пекин часто обвиняют в чрезмерном вмешательстве во внутренние дела Гонконга, переходящем границы, определённые Основным законом.

Для того чтобы новый закон вступил в силу, его должен поддержать Главный министр и большинство из 60 депутатов Законодательного собрания Гонконга. Половина депутатов Законодательного собрания избирается путём всеобщего голосования (так называемыми "географическими округами", то есть населением, разбитым по территориальному признаку), а другая половина от "функциональных округов", то есть группами физических лиц и организаций, разбитых по профессиональному (функциональному) признаку (то есть, адвокаты и адвокатские фирмы избирают своего депутата, финансовые группы и финансисты - своего, и т. д.). Эти группы представляют наиболее значимые сферы жизни и экономики Гонконга. Согласно Основному закону, в будущем все депутаты Законодательного собрания должны будут избираться через всеобщее голосование.

С 16 июня 2005 года должность Главного министра Администрации Гонконга занимал Дональд Цанг. Его избрал комитет выборщиков, назначенных Пекином из числа гонконгской деловой элиты. До передачи Гонконга Китаю в 1997 году Дональд Цанг занимал должность Главного секретаря Администрации Гонконга в колониальном правительстве. 24 июня 2005 года он официально вступил в нынешнюю должность. На ней он заменил Дуна Цзяньхуа, ушедшего с поста раньше положенного времени по состоянию здоровья (по другим сведениям, в результате давления общественности), поэтому сначала Дональд Цанг должен был "доработать" за Дуна его срок, заканчивающийся 30 июня 2007 года, согласно толкованию Приложения I и статьи № 46 Основного закона Гонконга.

Выборы нового Главного министра 852-местным Избирательным комитетом должны были состояться 10 июля 2005 года, но уже 16 июня Дональд Цанг был объявлен победителем, поскольку он был единственным кандидатом, за выдвижение которого проголосовали необходимые 100 членов Избирательного комитета. Первым Главным министром Гонконга был миллиардер Дун Цзяньхуа, кандидатуру которого предложили власти КНР. Его избирал комитет из 400 выборщиков, 1 июля 1997 года он официально вступил в должность. В июле 2002 года истёк его первый пятилетний срок, и он также был автоматически переизбран как единственный номинированный кандидат. Это дало повод критикам говорить о том, что комитет не избирал, а фактически дважды оформил назначение кандидатуры Пекина.

В 1996 году в КНР было образовано Временное законодательное собрание Гонконга, и после передачи Гонконга Китаю в 1997 году оно переехало в Гонконг. Временное собрание отменило несколько законов, принятых всенародно избранным в 1995 году колониальным Законодательным собранием. Временное собрание приняло ряд законов, в том числе Закон об общественном порядке, согласно которому, для проведения любого мероприятия с количеством участников более 30 требовалось разрешение полиции. Выборы в Законодательное собрание Гонконга были проведены 24 мая 1998 года, 10 сентября 2000 года и 12 сентября 2004 года. Следующие выборы запланированы на 2008 год. Согласно Основному закону, в Законодательном собрании настоящего третьего созыва 25 мест отведено депутатам от географических округов и 30 мест от функциональных округов. Несмотря на недовольство демократической оппозиции системой функциональных округов, которая даёт право весьма небольшому количеству избирателей (чуть более 100 тыс.) избирать половину депутатов парламента, прошедшие в 1998, 2000 и 2004 годах выборы были оценены наблюдателями как свободные и открытые.

Следуя колониальной традиции, государственные учреждения Гонконга сохраняют свою нейтральность и высокое качество, действуя без явного вмешательства Пекина. Многие правительственные здания расположены в районе Сентрал на острове Гонконг, недалеко от исторического месторасположения города Виктория - места изначального расположения британских поселений.

В 1999 году в Гонконге разгорелись споры вокруг права на проживание в Гонконге, в то время как противоречия по поводу 23-й статьи Основного закона Гонконга стали основной темой политической жизни Гонконга в 2002 и 2003 годах, достигнув своей кульминации, выразившейся 1 июля 2003 года в полумиллионной демонстрации. Несмотря на это правительство продолжило попытки продавить закон в Законодательном собрании. Однако одна из основных проправительственных партий отказалась голосовать за закон. Осознав, что закон принять не удастся, правительство положило его проект, порождённый статьёй 23, под сукно. К концу 2003 и в 2004 году основной темой противоречий стал вопрос о всеобщих выборах, требования о которых стали главным слоганом массовых демонстраций 1 июля 2004 года.

  • 24 сентября 2005 года 25 членов Законодательного собрания Гонконга демократических взглядов, некоторые из которых были объявлены Пекином предателями после их критики действий Пекина во время подавления студенческих демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году, отправились в соседнюю с Гонконгом провинцию Гуандун, приняв беспрецедентное приглашение от властей КНР. Приглашение было расценено как самый значительный акт доброй воли по отношению к демократическим силам Гонконга после событий на площади Тяньаньмэнь.
  • 4 декабря 2005 года Фронт гражданских прав человека и депутаты из демократического лагеря организовали демонстрацию, главным требованием которой было включение определения сроков введения всеобщих выборов в предложения о политических реформах на выборах Главного министра и Законодательного собрания в 2007 и 2008 годах соответственно. По данным полиции, в демонстрации участвовало 63 000 человек, организаторы сообщали о как минимум 250 000. Согласно этим предложениям, избирательный комитет увеличился бы вдвое (с 800 до 1600 членов), а членов Законодательного собрания стало бы больше на 10 (по 5 от географических и от функциональных округов). 22 декабря 2005 года реформы, предложенные Главным министром Администрации Гонконга Дональдом Цангом из-за позиции демократического лагеря не смогли набрать необходимые две трети голосов, получив 34 голоса за и 24 против. После поражения Китай и Главный министр дали понять, что проведение реформ невозможно до выборов 2012 года. В то же время голосование мало повлияло на популярность Цанга: уровень его поддержки снизился с 82 только до 79 %.

Новый Главный министр администрации Лян Чжэньин, набравший на выборах 25 марта 2012 года 689 из 1132 голосов, вступил в должность 1 июля 2012 года, празднования 15-летней годовщины со дня возвращения бывшей британской колонии под юрисдикцию Китая (1 июля 1997 года). Срок полномочий 4-го главы администрации Сянгана - с 1 июля 2012 года по 30 июня 2017 года. Согласно Основному закону КНР о САР Сянган, кандидатура на пост главы администрации САР выдвигается на месте путем выборов или консультаций, официальное назначение производится центральным правительством КНР.

Несмотря на то что Гонконг не является независимым государством, он пользуется правом независимого членства в таких международных организациях и мероприятиях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество или Олимпийские игры, но после 1997 года официальное название его делегаций было изменено на "Гонконг, Китай". Гонконг также участвует в некоторых международных мероприятиях путём включения своего делегата в группу представителей КНР.

Введение

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет. За этот огромный период произошло много исторических событий. С конца 18 века и до середины 20 века длился период колонизации Китая. Этот период считается одним из самых ярких и насыщенных в истории Китая. В данной курсовой работе мной раскрыта тема проникновения колониальных держав в Китай.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что людей всегда интересовал данный период. На данную тему написано большое количество статей. Ведь за это время в Китае произошли огромные изменения в культуре, в быте, в политике и экономике страны. Проникновение капиталистических держав оказало большое влияние на закрытый тогда Китай. В то время господствующим общественным строем в Китае оставался феодализм.

Колониальная экспансия европейцев нарушила самостоятельное развитие страны. Китай лишился политической независимости - основной предпосылки нормального экономического и культурного роста, его экономика и культурная жизнь пришли в упадок.

Целью моей работы является исторический обзор периода колонизации Китая.

Объект исследования: колонизация Китая.

Предмет исследования: проникновение капиталистических держав в Китай. Отношения Китая с Японией, Российской империей, Францией и Англией.

Методы исследования: исторический, метод политического анализа.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. Как развивался Китай в период колонизации

2. Какова была политика колониальных держав в отношении Китая

  1. Период колонизации Китая

К началу XIX века в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное общество, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Вместе с тем в некоторых районах страны началось довольно широкое распространение товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговцами дополнялась национальным гнетом .

С XVII в. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами.

Утвердившись на троне китайских императоров — богдыханов, маньчжуры; не внесли больших изменений в структуру государственных органов предыдущей династии. Китайский император являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Император был верховным законодателем и верховным жрецом, которому принадлежало исключительное право принесения жертв и молений "Верховному небу", а также неограниченное право карать и миловать своих подданных .

Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Первоначально важнейшими военными и гражданскими делами ведал Императорский секретариат, созданный еще в 1671г. из равного числа маньчжурских и китайских сановников. После 1732г., когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных государственных дел перешло к этому новому органу .

Высшая исполнительная власть осуществлялась императором, как и при династии Минов, через шесть центральных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Имелись также и другие центральные учреждения. Так, контроль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла ведущая свою историю со II в. до н. э. Палата цензоров, а разбором кассационных жалоб занимался Верховный суд.

Китай времен Цинской династии характеризовался наличием сильной власти на местах, сосредоточенной главным образом в руках наместников и губернаторов. Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, сосредоточившему в своих руках военную и гражданскую Власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальничками, управляющими соответствующими единицами при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с администрацией, но обычно для осуществления судебных разбирательств выделялись специальные чиновники. Формально доступ на государственную службу был открыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую степень, которые до последних лет династии Цинов были трех ступеней. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции, в столице .

Чиновничество, как и при прежней династии, делилось на девять классов, каждому из которых присваивались определенные знаки отличия .

    1. Империя Цинов в XIX в.
      1. Небесное государство тайпинов.

С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам". Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны .

В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф .

В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоколом, согласно которому иностранцам предоставлялось право экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в открытых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.) .

Важным следствием "опиумной" войны явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество поклонения верховному владыке"). Главой общества и его идеологом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество проповедовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъго " ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), поэтому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на Практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения .

Восстание развивалось успешно. В 1851г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тяньго" , руководитель движения Хун Сюцюайь получил титул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайские крестьяне не пошли дальше установления "справедливой" монархии.

Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей "небесного государства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной династии", значение которого выходило за рамки его официального наименования - практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещиков, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. .

Власть тайпинов на части территорий Китая просуществовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армий потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом — широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержанных интервентами. Тем не менее, восстание Тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китайской буржуазно-демократической революции, предвестником национально-освободительной борьбы .

      1. Сто дней реформ.

Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре государственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861г. после второй "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведомством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной структуре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоляции страны. В 1885г. появилось еще одно центральное ведомство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884 - 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравноправного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии .

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников".

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников .

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60 - 80-е гг. XIX в. возникают первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Раньше национальной буржуазии в Китае образовалась компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к мировому рынку .

Рост национального капитализма, расширение экономических связей в стране, возникновение крупных экономических и культурных центров создали условия для образования китайской нации, развития национального самосознания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895г.) и особенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интеллигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти .

Страницы:123456следующая →

Превращение феодального Китая в полуколонию западных держав началось в середине XIX века. Вторжение чужеземного капитала ускорило разложение натурального хозяйства, способствовало расширению рынка рабочей силы, привело к созданию в стране крупной промышленности. Однако иностранные инвесторы не были заинтересованы в экономическом развитии Китая, а стремились использовать его в качестве рынка сбыта, источника сырья и сферы приложения капитала.

В Китае активно протекал процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства.

Простой люд находился под гнетом китайских и маньчжурских феодалов, торговцев и ростовщиков, а также иностранных буржуа. Традиционное деление китайских подданных на «благородных», «добрых», «подлых» дополняется появлением новых слоев общества — буржуазии и пролетариата.

В 1840-1843 гг. началась опиумная война Англии с Китаем. Англичане ввозили в страну опиум в обмен на серебро.

Попытки китайского правительства прекратить подобную «торговлю» не имели успеха. Более того, 29 августа 1842 года на борту английского военного корабля был подписан Нанкинский договор о торговле, согласно которому Китай обязали открыть пять морских портов для иностранных судов, а Англии отошел Гонконг.

Более того, ввозимые Англией товары, облагались низким таможенным тарифом. В результате неравноправного договора была ликвидирована китайская монополия в области внешней торговли. В дополнении к Нанкинскому договору был подписан протокол, в соответствии с которым иностранные державы получили право создавать на территории китайских портов свои органы власти и управления, держать свою полицию и воинский контингент.

В соответствии с протоколом иностранцы становились неподсудны китайскому правосудию. В 1844 году США и Франция также заключают с Китаем неравноправные «договоры о сотрудничестве».

Одновременно с вторжением в Китай чужеземных «покровителей» развивается компрадорская буржуазия.

С помощью компрадоров иностранные монополии проникли в деревню, которая стала одним из пристальных объектов империалистической эксплуатации.

Засилье иностранщины превратило формально независимый Китай в полуколонию. Вместе с созданием иностранных и национальных промышленных предприятий формировался рабочий класс Китая.

Степень эксплуатации рабочих являлась самой высокой в мире.

В китайской деревне продолжали господствовать феодально-производственные отношения. Помещики и кулаки владели 80 % всей земли, которая на кабальных условиях сдавалась в аренду крестьянам. Цинская династия клонилась к закату.

В 1851 году под лозунгами борьбы с маньчжурами, за отмену частной собственности и установления социального равенства происходит крестьянское восстание тайпинов.

Лидерами восставших выступали сельский учитель Хун Сю-цюань и его родственник Хун Жэнь-гань, и угольщик Ян Сю-цин. В ходе борьбы было создано «Небесное государство всеобщего благоденствия» (Тайпин тяньго) с монархической формой правления. На практике вожди тайпинского Китая вернулись к достаточно известной патриархальной государственной модели. Возглавлял «Небесное государство» тянь-ван — небесный царь, ближайшими его помощниками признавались пять ванов — царей. Тайпины сумели создать боеспособную дисциплинированную армию и успешно противостояли правительственным войскам.

В армии царила жесткая дисциплина. Воинам запрещалось курить опиум, пить вино, играть в азартные игры. Основным воинским подразделением выступали военно-религиозные ячейки из 25 семей. Восставшие были связаны единой идеологией, общностью имущества, казарменным бытом. Тайпины смогли наладить производство огнестрельного оружия.

В 1853 году восставшие взяли Нанкин и обнародовали декрет «Земельная система небесной династии». Декретом вводилась система уравнительного распределения материальных благ и провозглашалась идея создания патриархального общества с чертами военизированного уравнительного коммунизма.

Тайпинское государство пало в 1864 году, но еще 2 года отдельные отряды сопротивлялись китайским властям.

Падение государства ускорила военная интервенция Англии и Франции.

В 60-80-х годах XIX в. правящие круги Китая провозглашают курс на «самоусиление государства» и активное сотрудничество с внешним миром. В результате проводимого курса иностранный капитал захватил важнейшие позиции в экономике. Англия контролировала южные провинции и бассейн реки Янцзы, Франция -юго-западные районы, Германия — Шаньдунский полуостров, Япония — остров Тайвань (Формозу), Россия — территорию Маньчжурии.

В 1897 г. в стране насчитывалось 50 тыс. иностранцев, 600 иностранных фирм и компаний.

В 1861 г. к власти приходит императрица Цыси, старшая жена покойного императора. После поражения Китая во франко-китайской (1884-85 гг.) и японо-китайской (1894-95 гг.) войнах наблюдается подъем национального самосознания, что приводит к активизации деятельности патриотических сил.

Движение реформаторов возглавил ученый-конфуцианец Кан Ювэй (1858-1927 гг.).

Он и его сторонники в меморандумах обличали существующие порядки, произвол, коррупцию, выступали в защиту трудящихся масс.

В 1895 г. создается «Ассоциация усиления государства», и в свет выходит программный меморандум реформаторов. В нем содержались положения о введении конституционной монархии, об укреплении государственной власти, призыв к сопротивлению иностранному вторжению, реформированию образования и армии.

Кан Ювэй настаивал на введении политических прав и свобод для поданных.

11 июня 1898 года издается указ «О планах государства», затем ряд указов о реорганизации государственного аппарата, о сокращении армии, о назначении на должности «талантливых людей из народа».

Поощрялось строительство железных дорог, фабрик, заводов, развитие ремесел. Прогрессивные идеи, изложенные в нормативно-правовых актах, не были притворены в жизнь, так как реформаторы не имели достаточной власти и испытывали противодействие со стороны императрицы и ее чиновников.

Реформаторы планировали в октябре 1898 г. совершить государственный переворот. Однако участвовавший в заговоре генерал Юань Шикай выдал планы заговорщиков императрице Цыси. Шесть реформаторов были казнены, Кан Ювэй и некоторые его сторонники бежали за границу. Начались репрессии против поддерживающих курс реформ.

В стране складывается сложная экономико-политическая ситуация. В 1898-1900 гг. под антииностранными лозунгами («Поддержим Цин, уничтожим иностранцев!») началось восстание ихэтуаней.

В европейской прессе оно называлось восстание «боксеров». Данное название восставшие получили в силу того, что в их рядах было много сторонников буддийского толка, владеющих приемами у-шу (кунг-фу).

Восставшие изгоняли иностранных миссионеров, громили фабрики, лавки иностранных торговцев, консульства Англии, Франции, США.

Европейские державы потребовали в ультимативной форме от императрицы Цыси наведение порядка в стране и ввели дополнительные воинские контингенты на подведомственные территории. Восемь западных держав направили двадцатитысячный экспедиционный корпус для подавления восставших.

Правящие круги Китая испугались сложившейся в стране ситуации. Императрица Цыси издала указ, обвиняющий ихэтуаней в беспорядках и кровопролитии. Китайским войскам был отдан приказ выступить на стороне иностранного экспедиционного корпуса. Через год после расправы с ихэтуанями был подписан Заключительный протокол. По условиям протокола от 7 сентября 1901 г. китайское правительство принесло извинения иностранным державам за причиненный ущерб, установило ряд льгот и привилегий западноевропейским странам и выплатило им контрибуцию в 450 млн.

лянов (унций) серебра.

Колонизация Китая

был опубликован указ о подготовке к конституционному правлению. В 1907 г. создано бюро по составлению конституции, а так же бюро законодательных реформ. Народу объявлено о введении через 9 лет конституционного правления.

Колонизация Китая

С завершением территориального раздела мира и образованием колониальной системы империализма коренным образом изменилось положение и тех стран Востока, которые, являясь объектами колониальной экспансии, юридически еще сохраняли государственный суверенитет. Они превратились в зависимые, полуколониальные страны. Крупнейшей из стран Азии., ставших к концу XIX в.

полуколониями, был Китай.

Усиление зависимости цинского правительства от иностранных колонизаторов

«Опиумные» войны, поражение тайпинского восстания под ударами китайской реакции и американо-англо-французских интервентов создали благоприятные возможности для дальнейшего проникновения иностранного капитала в Китай.

В период подавления восстания тайпинов большой силой стали китайские помещики, компрадоры и чиновники.

Из их среды вышли крупные сановники вроде Цзэн Гофаня и Цзо Цзунтана. Маньчжурской аристократии приходилось в большей степени, чем раньше, делить власть с китайскими феодально-компрадорскими элементами. Их представителей стали назначать на высшие посты в государстве. В 70-х годах быстро возвышается один из подручных Цзэн Гофаня по расправе с тайпинами - Ли Хунчжан.

Заняв пост наместника столичной провинции, он стал играть решающую роль в определении внешней политики цинского правительства. В провинциях усилилось могущество местных феодально-помещичьих клик.

В столице продолжалась борьба придворных группировок, переплетавшаяся с борьбой между «консерваторами» и приверженцами «самоусиления». В 1875 г. богдыхан Тунчжи умер. Цыси возвела на престол своего несовершеннолетнего племянника Гуансюя.

Началось ее второе регентство. Ли Хунчжан и его сторонники в рамках политики «самоусиления» выступали за заимствование Китаем достижений европейской техники, в первую очередь военной. Делались попытки реорганизовать армию, за границей было куплено несколько военных судов. Молодых китайцев из семей помещиков и крупных чиновников стали направлять для получения образования в капиталистические страны.

Группировка Ли Хунчжана видела в иностранцах свою опору и союзников по подавлению и эксплуатации собственного народа. Ее разногласия с «консерваторами» не носили принципиального характера.

Усилилась политическая зависимость цинского правительства от капиталистических держав Запада, которые начали приспосабливать феодально-абсолютистскую политическую надстройку Китая для использования ее в своих интересах.

Важным орудием колонизаторов стал захваченный ими таможенный аппарат. Контроль над таможнями позволял иностранцам оказывать влияние на доходы правительства и деятельность китайского министерства иностранных дел.

За тридцатилетие, с 1864 -по 1894 г., объем торговли капиталистических государств с Китаем почти утроился.

Иностранцы создают в Китае судоходные компании, делаются первые попытки строительства железных дорог, начинают свою деятельность иностранные банки.

В 1865 г. был основан английский Гонконг-Шанхайский банк, ставший важным орудием экономической экспансии.

Англичане, пославшие свои армии в Бирму, стремились одновременно проложить себе дорогу в Юго-Западный Китай. В 1874 г. из Бирмы в Юньнань направилась английская «научная» экспедиция, сопровождаемая конвоем.

Во время вооруженного столкновения местного населения с английским отрядом был убит английский переводчик Маргари. Англичане использовали «дело Маргари» для предъявления новых требований Китаю и, угрожая войной, добились в 1876 г. подписания неравноправной англо-китайской конвенции. Китайское правительство должно было выплатить значительную контрибуцию, открыть для англичан новые порты на р. Янцзы. Англии разрешили направить экспедицию в Тибет.

Петербургский договор

Во время народных восстаний на северо-западе рядом с Дже-тышааром Якуб-бека образовались дунганский султанат с центром в Урумчи и Таранчинское (уйгурское) ханство с центром в Кульдже.

Учитывая проанглийскую ориентацию Якуб-бека и опасаясь распространения английского влияния на свои владения в Средней Азии, царское правительство решило предотвратить захват Якуб-беком Таранчинского ханства. С этой-целью в 1871 г. в Илийский (Кульджинский) край вступили русские войска. Сюда, в пограничные с Россией районы, как и в русские владения, бежали тысячи уйгуров и дунган, спасаясь от продвигавшихся китайских армий, жестоко подавлявших восстания угнетенных народов.

Вскоре после того, как в 1878 г.

китайские войска вышли к границам Илийского края, начались русско-китайские переговоры об эвакуации оттуда русских войск. Они завершились в 1881 г. подписанием Петербургского договора, предусматривавшего вывод русских войск из Илийского края, исключая небольшой район на западе его, который передавался России для расселения беженцев - уйгуров и дунган.

Как Англия подсадила Китай на опиум

Одновременно были заключены соглашения о торговле в Синьцзяне.

Капиталистическое развитие Китая

Проникновение иностранного капитала в Китай сопровождалось ростом товарно-денежных отношений и формированием внутри феодального общества капиталистического уклада. Наряду с предприятиями, принадлежащими иностранцам, в 70-80-х годах возникли первые предприятия с применением машинной техники, построенные китайцами.

Среди них были текстильные фабрики, шахты и металлообрабатывающие предприятия. Усилилось проникновение товарно-денежных отношений в китайскую деревню.

Цель иностранных колонизаторов в Китае заключалась отнюдь не в том, чтобы преобразовать феодальный Китай в капиталистическую страну. Они стремились превратить его в колонию, в аграрно-сырьевой придаток собственной капиталистической промышленности.

Становление капитализма в Китае осуществлялось в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Потеря таможенной независимости, беспрепятственный и почти беспошлинный ввоз иностранных товаров затрудняли развитие первых китайских предприятий.

Пограничные заставы между отдельными провинциями и даже округами, где у китайских купцов взимались высокие внутренние пошлины, препятствовали созданию единого общекитайского рынка. Для разбогатевшего купца или ремесленника открытие своего промышленного предприятия было почти безнадежным делом. Когда в 1881 г., группа гуандунских купцов попыталась организовать пароходную компанию для установления непосредственной связи с Англией, это было запрещено Ли Хунчжаном.

Неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности и особенно: сильное аграрное перенаселение толкали многих китайцев, к эмиграции, в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии, где издавна существовали китайские общины. Большинство хуацяо (эмигранты из Китая и их потомки) были трудящимися. Но из числа хуацяо сформировался и влиятельный в ряде стран слой зарубежной китайской элиты.

Первые относительно крупные промышленные предприятия капиталистического типа создавались в Китае на государственные средства людьми, занимавшими видное положение в правящей иерархии феодального Китая и являвшимися одновременно крупными землевладельцами.

Строительство казенных верфей, арсеналов и других предприятий было одним из элементов политики «самоусиления». Числясь собственностью правительства, эти предприятия фактически находились под контролем создававших их крупных сановников вроде Ли Хунчжа-на, наместника центральных провинций Чжан Чжидуна и им подобных, которые ломимо создания предприятий на государственные средства приобщались и к частнопредпринимательской деятельности, вкладывая свои капиталы в отрасли промышленности, не охваченные государственным предпринимательством.

Появились и смешанные предприятия - с участием государства и частного капитала.

Зарождавшийся китайский капитализм был, таким образом, тесно связан с государственной властью и феодально-помещичьим землевладением.

Многие китайские капиталисты становились под покровительство иностранных фирм, брали иностранные патенты, привлекали иностранцев к соучастию в своих предприятиях, стремились поставить эти предприятия под защиту иностранного флага.

Но наряду с крупными помещиками и сановниками, ставшими на путь капиталистического предпринимательства, и компрадорами постепенно формировалась средняя китайская национальная элита, не связанная непосредственно с государственным аппаратом и феодальным землевладением, страдавшая от засилья иностранных колонизаторов.

Однако национальная элита в Китае была крайне слаба.

Начиная с 80-х годов в Китае развернулось железнодорожное строительство. Росло число промышленных предприятий, принадлежащих иностранным фирмам и китайским капиталистам.

На побережье вырастали новые промышленные центры. Крупнейшим из них стал Шанхай. На севере рос Тяньцзинь. Большое экономическое значение приобрел захваченный англичанами Сянган (Гонконг).

Японо-китайская война

В 70-80-х годах XIX в. капиталистические державы Европы и США пожинали плоды «открытия» Китая. В 90-х годах они переходят к прямым захватам территории китайского государства. К этому времени к колониальным хищникам, осуществлявшим экспансию против Китая, присоединилось новое капиталистическое государство Азии - Япония, расположенная рядом с Китаем и обладавшая в силу этого, по выражению В.

И. Ленина, монополией особого удобства грабить Китай.

Крестьянская война в Корее и приглашение корейским правительством китайских войск привели к конфликту между Китаем и Японией, оккупировавшей Корею. Англия и особенно США, прикрываясь миролюбивыми заявлениями, на деле поддерживали агрессивные устремления японских милитаристов против Китая.

Они рассчитывали использовать Японию как таран, который нанесет удар по Китаю и откроет дорогу более сильным в экономическом отношении американским и английским монополиям.

Япония начала военные действия против Китая без официального объявления войны.

25 июля 1894 г. японцы потопили транспортное судно китайского военного флота. Почти одновременно японская армия напала на китайские войска в Корее.

Начав войну, японские капиталисты, помещики, военщина стремились не только обеспечить контроль над Кореей, но и захватить китайские территории.

Как и раньше, феодальные правители Китая не могли, да и не хотели организовать оборону родины. Несмотря на то что войне предшествовали три с половиной десятилетия политики «самоусиления» и к этому времени Ли Хунчжаном были созданы войска «новой армии», вооруженной современным европейским оружием, закуплены военные корабли, построены крепости и т.

д., Китай был не подготовлен к войне. Ли Хунчжан рассматривал «новую армию» прежде всего как орудие господства. Значительная часть средств, отпускаемых на армию и флот, расхищалась. Китайское командование почти ничего не знало ни о своем противнике, ни о театре военных действий. К тому же накануне войны в Пекине обострилась борьба дворцовых клик.

император Гуансюй начал управлять страной. Цыси заявила, что «удаляется от дел». Но между сторонниками Гуан-сюя и Цыси шла борьба за власть. Приверженцы императора стояли за отпор японцам. Между тем Цыси и Ли Хунчжан с самого начала занимали капитулянтскую позицию. Группа членов китайской академии направила императору доклад, обвинявший Ли Хунчжана в измене. «Он… самолично, - говорилось в докладе, - освобождал захваченных японских шпионов, если не открыто, так тайно».

Не удивительно, что военные действия развертывались неблагоприятно для Китая.

В сентябре 1894 г. китайские войска, возглавленные ставленником Ли Хунчжана бездарным генералом Е Чжичао, потерпели крупное поражение под Пхеньяном. Изданный по этому поводу рескрипт гласил: «Е Чжичао заслуживает награды, и его действия не должны служить предметом сплетен. Ли Хунчжан вместе с ним заслуживает всяческих милостей и не должен быть наказан».

В октябре японцы форсировали р.

Ялуцзян и вступили в Северо-Восточный Китай. В дальнейшем, действуя одновременно с суши и с моря, они захватили ряд важных пунктов, в ноябре в их руки перешли недавно выстроенная крепость и город Люйшунь (Порт-Артур) на л-ове Ляодун.

В начале 1895 г. японцы высадили десант близ важной крепости Вэйхайвэй (пров. Шань-дун). Вместо помощи гарнизон получил приказ сдать крепость. В руки японцев попали суда китайской эскадры и богатые трофеи.

Китай потерпел поражение. В марте 1895 г. в г. Симоносеки начались мирные переговоры, закончившиеся 17 апреля подписанием мирного договора.

Цинское правительство отказывалось от притязаний на сюзеренитет над Кореей.

Китайские территории - п-ов Ляодун, о-в Тайвань и о-ва Пэнхуледао - передавались Японии. Китай обязывался выплатить крупную контрибуцию, открыть для Японии четыре порта в бассейне Янцзы и Великого канала с постоянным пребыванием там японских консулов, предоставить яцрнским судам право плавания по внутренним водам.

Кроме того, Китай вынужден был заключить с Японией специальный «Торговый договор удовлетворения», который распространил на Японию все привилегии, вырванные колонизаторами у Китая ранее. Япония получила право строить и эксплуатировать в Китае промышленные предприятия.

Японо-китайская война серьезным образом изменила обстановку и соотношение сил на Дальнем Востоке.

Захват Японией территорий, расположенных вблизи сухопутных границ России, в то время, когда еще не было завершено строительство Сибирской магистрали, крайне встревожил царское правительство. К тому же царизм имел собственные замыслы насчет Маньчжурии и Кореи.

Царское правительство стремилось к пересмотру Симоносекского договора в части, относящейся к передаче Японии Ляодунского полуострова. Россию поддержали ее союзница Франция и Германия, заинтересованная в том, чтобы перенести дипломатическую активность России из Европы на Дальний Восток. Три державы направили Японии идентичные ноты с требованием пересмотреть Симоносекокий договор.

За некоторое увеличение контрибуции Япония отказалась от Ляодунского полуострова.

Поражение Китая свидетельствовало о полном провале политики «самоусиления», провозглашенной в Китае раньше, чем в Японии начали осуществляться «реформы Мэйдзи».

Ход войны отразил коренное различие путей развития и результатов, достигнутых Китаем и Японией за 25-30 лет, непосредственно предшествовавших войне. В то время как Япония стала независимым капиталистическим государством, правящая клика Китая своей политикой лишь способствовала полуколониальному закабалению страны.

Захват империалистами «арендных территорий». Раздел Китая на сферы влияния

Японо-китайокая война была началом нового общего наступления колонизаторов на Китай.

Наряду с другими районами колониальных хищников начинает интересовать Маньчжурия.

Об этом свидетельствовала попытка Японии захватить Ляодунский полуостров. Английские дельцы с 1890 г. занимались изысканием трассы для строительства железной дороги от Шаньхайгуаня, на север. Американские монополии добивались концессии на постройку железной дороги Гуанчжоу - Ханькоу - Пекин с продолжением ее на северо-восток.

К этому времени захватническую политику в Китае начал осуществлять и русский царизм. К тому же русский царизм хотел помешать другим державам утвердиться у границ России.

Царское правительство стремилось использовать благоприятную обстановку, возникшую после возвращения по его требованию Китаю Ляодунского полуострова. В июне 1896 г. Ли Хунчжан, прибывший в Россию для участия в торжествах по случаю коронации Николая II, подписал русско» китайский договор о союзе и постройке Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Статья 1 договора предусматривала военный союз, который должен был вступить в силу при нападении Японии на Россию, Китай или Корею.

Предусматривалось, что, если начнется такая война, все порты Китая «будут в случае необходимости открыты для русских военных судов».

Царское правительство получило концессию на строительство железной дороги, соединяющей Владивосток с Сибирской магистралью через территорию Маньчжурии.

Построенная на основе этого договора КВЖД стала важным орудием колониальной эксплуатации прилегающей к ней китайской территории. В полосе отчуждения дороги и в Харбине был установлен режим экстерриториальности. Они перешли под контроль русских властей.

Воспользовавшись убийством в Шаньдуне двух немецких миссионеров, Германия направила в ноябре 1897 г. в Китай эскадру и высадила войска в заливе Цзяочжоу. В марте 1898 г.

она принудила Китай подписать договор о передаче в «аренду» на 99 лет области Цзяочжоу с военным портом Цзяочжоувань (Циндао).

Кроме того, Германия получила право строить в провинции Шаньдун железные дороги и разрабатывать ее горные богатства.

Почти одновременно Россия заключила с Китаем конвенцию об «аренде» на 25 лет портов Люйшунь (Порт-Артур) и Далянь (Дальний) вместе с прилегающим водным и сухопутным пространством.

Россия получила также право построить железную дорогу, соединяющую Порт-Артур с КВЖД.

В апреле 1898 г. Франция «арендовала» на 99 лет военный порт Гуанчжоувань (Каньцзян). В мае 1898 г. Англия захватила порт Вэйхайвэй, «узаконив» этот захват соответствующим соглашением об «аренде». Кроме того, Англия получила «аренду» на 99 лет так называемую Новую территорию на п-ове Цзюлун и примыкающих островах, присоединенную >к колонии Гонконг.

Захваченные империалистическими державами на китайской территории опорные пункты стали их базами для развертывания дальнейшей агрессии против китайского народа.

Империалисты разделили Китай на сферы влияния. 10 провинций, расположенных в бассейне Янцзы, стали сферой влияния Англии, провинции Юньнань, Гуандун и Гуан-си - Франции и частично Англии, Шаньдун - Германии, Фузцянь - Японии. Территории к северу от Великой китайской стены составили сферу влияния царской России.

США, захватив Га.вайские острова, о-в Гуам, Филиппины, создали цепь баз, пересекавших Тихий океан по направлению к Китаю.

Учитывая, что почти вся территория Китая была уже поделена на сферы влияния другими империалистическими державами, американская дипломатия провозгласила в 1899 г.

так называемую доктрину «открытых дверей» и «равных возможностей» в Китае. Рассчитывая на свое экономическое превосходство, американские монополии надеялись таким путем подчинить себе весь Китай. Разоблачая колонизаторскую сущность доктрины «открытых дверей», Сунь Ятсен впоследствии говорил: «Разбойники пришли в дом и еще требуют, чтобы двери оставались открытыми».

Китай - полуколония империалистических держав

К концу XIX в. завершился процесс превращения Китая в полуколонию империалистических держав.

В результате целого ряда захватнических войн империалисты опутали Китай системой неравноправных договоров и разделили его на сферы влияния. На «арендных территориях» постоянно находились их военно-морские силы и сухопутные войска. Империалисты поставили под свой контроль все важные торговые порты Китая, создали в них сеттльменты и концессии, находящиеся под иностранным управлением.

Китайское население подвергалось там унижениям и оскорблениям. У входа в обширный парк шанхайского сеттльмента висела надпись: «Вход китайцам и собакам воспрещен».

Иностранцы захватили таможни и внешнюю торговлю Китая, контролировали важные пути сообщения.

В конце XIX в. развернулась острая борьба между различными капиталистическими державами за выгодные железнодорожные концессии.

Только за пять лет, с 1895 по 1899 г., Китаю было навязано семь кабальных займов на общую сумму 370 млн. лян (свыше 500 млн. золотых рублей по курсу того времени). Многие займы навязывались путем открытых угроз. Один из китайских чиновников писал в дневнике, что во время переговоров о займах китайское ведомство иностранных дел (цзунлиямынь) стало походить на ярмарку, английский посланник «рычал и бесновался, добиваясь, чтобы заем был предоставлен Англией.

Можно ли было вынести столь гнусное зрелище?» К концу XIX столетия государственный долг Китая га 4 раза превышал доходы его бюджета.

К 1897 г. в Китае существовало более 600 иностранных фирм и проживало около 10 тыс. иностранцев. Колонизаторы подчиняли своим нуждам сельскохозяйственное производство страны.

Империалисты развернули идеологическую экспансию.

Этой цели служили деятельность тысяч миссионеров, создание иностранцами учебных заведений, издание ими газет, привлечение китайской молодежи в учебные заведения за границей.

Особую активность в этом отношении проявляли США, пытавшиеся привлечь на свою сторону китайскую интеллигенцию.

Вторжение колонизаторов способствовало распаду китайского феодального общества и развитию элементов капитализма, В ряде районов был подорван присущий феодализму натуральный характер хозяйства.

Однако основа феодального гнета - эксплуатация крестьян помещиками - не только сохранилась, но в сочетании с полуфеодальной эксплуатацией крестьян компрадорами и ростовщиками по-прежнему занимала преобладающее положение. Национальный капитализм получил некоторое развитие, однако он не превратился в основной общественно-экономический уклад Китая.

Империалистический гнет и господство феодальных пережитков препятствовали развитию капиталистических отношений, закрепляли экономическую и культурную отсталость страны.

Сладковский М.И. Китай и Англия

  • Файл формата pdf
  • размером 16,04 МБ
  • Добавлен пользователем V.
  • Отредактирован

Монография. — М.: Наука, 1980. — 351 с.В книге рассматриваются отношения Англии и Китая с момента получения первых сведении друг о друге до наших дней: поиски англичанами путей в Китай, появление у его берегов первых британских кораблей, создание английских торговых факторий на юге Китая, «опиумные» войны и неравноправные договоры, отношения между обеими сторонами в период первой и второй мировых войн и после образования КНР (до 70-х годов).Первые знакомства и ранние связи Западной Европы с Китаем.
Установление прямых связей Англии с Китаем.
Англо-китайские отношения в первой половине XIX в.
Ведущая роль Англии в установлении неравноправных для Китая отношений с капиталистическими государствами (1850—1896 гг.).
Англо-китайские отношения в условиях обострившейся борьбы империалистических держав за раздел Китая.
Англо-китайские отношения в 1914—1927 гг.

Колонизация Китая

(от начала первой мировой войны до прихода к власти прогоминьдановского правительства).
Англо-китайские отношения в 1928—1949 гг. (в период от образования правого прогоминьдановского национального правительства до победы национальной революции в Китае).
Отношения Китайской Народной Республики с Великобританией (1949—1978 гг.).

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
  • Регистрация