Миф о 10 процентах мозга. Человеческий мозг: на сколько процентов работает и как можно перепрограммировать свой мозг? Как прокачать свой мозг

На сколько процентов вы используете свой мозг? Ученые рассказали как работает главный инструмент мышления и можно ли увеличить его КПД.

Возможно, вы слышали, что люди используют только десять процентов своего мозга, и если вы сможете разблокировать остальную часть - то сможете стать супер гением или приобрести сверх силы, такие как чтение мыслей и телекинез. Этот «десятипроцентный миф» вдохновил воображение в массовой культуре. Например, в фильме «Люси», 2014 года, женщина развивает сверхъестественные силы благодаря лекарствам, которые раскрывают, ранее недоступные, 90 процентов ее мозга.

Какая доля человеческого мозга используется?

В этот миф верят многие - 65% американцев, согласно опросу 2013 года, проведенному Фондом Майкла Дж. Фокса по исследованию болезни Паркинсона. В другом исследовании, в котором опрашивались студенты, около трети респондентов ответили положительно про веру в «10%».

Однако, в противовес этому мифу, ученые доказали, что люди используют весь свой мозг на протяжении всего дня.

Существует несколько доказательств, развенчивающих десятипроцентный миф.

Нейропсихология

Нейропсихология изучает, как анатомия мозга влияет на поведение, эмоции и познание.

На протяжении многих лет ученые показали, что разные части мозга ответственны за определенные функции, независимо от того, распознают ли они цвета или отвечают за вычисления. В отличие от мифа, ученые доказали, что каждая часть мозга является неотъемлемой частью нашего повседневного функционирования, это удалось благодаря методам визуализации мозга, таким как позитронно-эмиссионная томография и магнитно-резонансная томография.

Исследователи не нашли область мозга, которая полностью была бы неактивна. Даже исследования, которые измеряют активность на уровне одиночных нейронов, не выявили каких-либо неактивных областей мозга.

Многие исследования мозга, которые измеряют его активность, когда человек делает конкретную задачу, показывают, как разные части мозга работают вместе.

Например, пока вы читаете этот текст на своем смартфоне, некоторые части вашего мозга, в том числе ответственные за зрение, понимание прочитанного и использование вашего телефона, будут более активными.

Однако некоторые снимки непреднамеренно поддерживают десятипроцентный миф, потому что они часто показывают небольшие яркие пятна на сером веществе. Это может означать, что только яркие пятна обладают мозговой активностью, но это не так.

Скорее, эти пятна представляют области мозга, которые более активны, когда кто-то выполняет задачу, по сравнению с тем, когда человек находится в состоянии покоя, причем в состоянии покоя - серые пятна все еще активны, но в меньшей степени.

Противоречие десятипроцентному мифу заключается в людях, которые пострадали от повреждения головного мозга - например, при инсульте, травме головы или отравлении угарным газом. Если десятиминутный миф истинен, то повреждение многих частей нашего мозга не должно влиять на повседневное функционирование.

Исследования показали, что повреждение очень небольшой части мозга может иметь разрушительные последствия. Например, если наносится ущерб области Броки, то человек может понимать язык, но не может правильно составлять слова или свободно говорить.

В одном известном случае женщина из Флориды навсегда потеряла «способность мыслить, воспринимать информацию, потеряла память и возможность демонстрировать эмоции, которые являются самой сущностью бытия человеком», из-за недостатка кислорода, разрушившего половину ее головного мозга.

Эволюционные аргументы

Другим доказательством является эволюция. Взрослый мозг составляет всего два процента массы тела, но он потребляет более 20 процентов энергии тела. Для сравнения, взрослые мозги многих видов позвоночных, включая некоторых рыб, рептилий, птиц и млекопитающих, потребляют от двух до восьми процентов энергии своего тела.

Мозг формировался миллионами лет естественного отбора, который передает благоприятные черты, чтобы повысить вероятность выживания. Маловероятно, что организм будет выделять столько своей энергии, чтобы поддерживать весь мозг, если он использует только 10 процентов мозга.

Происхождение мифа

Даже с этими доказательствами многие люди все еще верят, что используют только десять процентов своего мозга. Неясно, как появился этот миф, но он популяризировался книгами самопомощи и даже может основываться на более старых, ошибочных исследованиях в области нейробиологии.

Главным очарованием десятипроцентного мифа является идея того, что вы могли бы увеличить свой КПД, если бы только смогли разблокировать остальную часть своего мозга. Эта идея соответствует, написанному книгами самопомощи, которые показывают, как вы можете улучшить себя.

Например, предисловие Лоуэлла Томаса к популярной книге Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и влиять на людей» говорит, что средний человек «развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей». Это утверждение, которое восходит к психологу Уильяму Джеймсу, относится к потенциалу человека, стремящегося достичь большего, а не к тому, сколько процентов мозга используется. Существует история в которой говорится, что Эйнштейн объяснял свой интеллект десятипроцентным мифом.


Другой возможный источник мифа заключается в «тихих» областях мозга от более ранних исследований нейробиологии. Например, в 1930-х годах нейрохирург Уайлдер Пенфилд подключал электроды к открытому мозгу пациентов с эпилепсией. Он заметил, что некоторые области мозга заставляли его пациентов испытывать различные ощущения, но другие, похоже, ничего не испытывали.

По мере того как технологии развивались, исследователи обнаружили, что эти «тихие» области мозга, которые включали префронтальные доли, действительно имели функции.

Все вместе

Независимо от того, как и где возник миф, он продолжает жить в массовой культуре, несмотря на обилие доказательств того, что люди используют весь свой мозг. Однако мысль о том, что вы можете стать гением или телекинетическим сверхчеловеком, разблокируя остальную часть вашего мозга, - является очень заманчивой. опубликовано

Возникли вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

О том, как работает важнейший орган человеческого тела, головной мозг, существует множество легенд и псевдонаучных теорий. Самое частое утверждение гласит: по проведенным исследованиям он тратит не более десяти процентов потенциала. Правда ли это? На сколько процентов работает человеческий мозг на самом деле?

Как работает мозг человека

Мозг - наиболее сложный орган у всех живых существ. Каждое мгновенье ему нужно обработать огромное количество информации, передать сигналы другим системам организма. Ученым до настоящего времени не удалось полностью изучить его структуру и функциональные особенности. У человека орган отвечает за такие процессы, как: , сознание, речевые функции, координация, эмоции, рефлекторные функции.

Центральная нервная система нормального человека состоит из спинного и головного мозга. В состав этих органов входят 2 разновидности клеток: нейроны (носители информации) и глиоциты (клетки, выступающие в качестве каркаса).

Все тело человека пронизано сетью нервов, являющихся продолжением ЦНС. Через нейроны информация от мозга расходится по всему организму и поступает обратно для обработки. Все нервные клетки создают с ним единую информационную сеть.

Миф об использовании 10% мозга

Нет достоверных данных, откуда появилась теория «Десяти процентов», предположительно все произошло так:

  1. На стыке 19 и 20 веков двое исследователей Сидис и Джеймс изучали способности детей, проверяя теорию ускоренного развития человека, и пришли к выводу, что человеческий мозг имеет огромный потенциал, который не используется полностью. Позже Томас, другой знаменитый ученый, при написании предисловия к труду Карнеги, вспомнил эту теорию и предположил, что мозг человека на самом деле работает только на десять процентов своего потенциала.
  2. Группа научных работников, проводя исследования по нейробиологии, изучая и кору его полушарий, вывели заключение, что в каждую секунду он задействован на десять процентов. Позже на вопрос, сколько же процентов мозга работает у человека, в книгах и телевизионных передачах начали приводить усеченный ответ.

Так расхожий миф превратился в реальность. Легенда о том, что среднестатистический человек использует только десятую часть своего потенциала, приобрела большую популярность. Она постоянно муссируется в художественной литературе и кино, на ее основе создано множество книг и фильмов.

Нечистоплотные психотерапевты и различного рода экстрасенсы хорошо наживаются на существующем мифе, предлагая программы тренингов, проводя дорогостоящие курсы, где человеку:

  • обещают тренировать мозг до достижения стопроцентного раскрытия потенциала;
  • гарантируют, что каждый умный ребенок станет гением, при использовании предложенных методик;
  • предлагают найти и раскрыть скрытые паранормальные способности, якобы дремлющие в каждом человеке.

Что на самом деле

А как же в действительности, насколько работает мозг и как проверить, применяет ли человек свой потенциал полностью?

Аргументация, свидетельствующая о полном использовании мозга:

  • Не стоит опираться на умозаключения ученых, сделанные в конце девятнадцатого века. В те времена просто не существовало технической возможности для подсчета в процентном соотношении количества нейронов, задействованных в работе.
  • Многолетние эксперименты, тесты и исследования показали, что при выполнении простого действия (общение, чтение и другое) активизируются все участки органа. Следовательно, он работает не на 10, а на 100 процентов.
  • Тяжелая часто приводит к серьезным нарушениям в работе организма, потере многих функций. При использовании десятой части деятельности мозга человек не заметил бы разницы, орган мог бы компенсировать травму и задействовать остальной потенциал.
  • Природа экономна, ведь на мозговые процессы, протекающие в организме человека, затрачивается около двадцати процентов энергии. Вряд ли на орган, который используется частично, тратилось бы столько энергии.
  • Величина мозга также свидетельствует о том, что он использует куда больший процент вещества. Все органы человеческого тела прямо пропорциональны функциям. Мозг, который использует только десятую часть потенциала, весил бы столько же, сколько он весит у овечки.
  • Ускорение мыслительных процессов в мозгу происходит в том случае, если применяются правильные методики обучения и упорный труд, а не произошла активация неработающих участков с помощью дорогостоящих курсов.

Мистические способности

Человек в критической ситуации может почувствовать в себе просто мистические способности для решения проблемы. Известны случаи, когда люди в момент опасности поднимали огромные тяжести, принимали нужные решения за краткие доли секунды, увеличивали скорость восприятия информации.

Что же происходит в таких случаях: мобилизация организма и выброс в кровь адреналина или пробуждение остальной части органа? Достоверно известно, что, пережив экстремальную ситуацию, человек чувствует сильнейшую усталость, ведь организм затратил большое количество энергии на действия. Следовательно, дело не в мистических способностях, которые дремлют в мозгу, а в мобилизации органа для решения важной задачи.

Последнее обновление: 05/10/2013

Убеждение в том, что мы используем только 10 процентов своего мозга прочно укрепился а нашем сознании. Но ученые приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф.

«Как вы знаете, мы используем только 10 процентов своего мозга. Только представьте себе, каких высот мы можем достичь, если начнем использовать оставшиеся 90 процентов»!

Вы наверняка слышали это или похожее утверждение много раз. Широко распространенное убеждение в том, что мы активно задействуем лишь малую часть своего умственного потенциала, часто используется в дискуссиях об огромном масштабе человеческих возможностей, если бы мы использовали свой мозг в полную силу.

Как это ни грустно, но скорее всего теория о том, что мы используем только минимальную часть своего мозга – это всего лишь миф. Мы задействуем свой мозг на все 100 процентов. Наличие неиспользованных участков мозга возможно только в одном случае – если человек получил мозговую травму, которая повредила определенные области мозга.

Рождение мифа

Ученые предполагают, что этот миф зародился в начале двадцатого века, вероятнее всего по причине неверного понимания или ложного толкования неврологических исследований, проводившихся в то время. Высказывается еще одно предположение о появлении этого мифа: возможно, он возник под влиянием работ психолога и философа Уильяма Джеймса. В 1908 году он упомянул в одной из своих работ, что люди используют незначительную часть своих умственных и физических возможностей.

С тех пор миф о 10 процентах прочно закрепился в нашей жизни. И это неудивительно, ведь предположение о невероятных способностях человека чрезвычайно привлекательно и лестно для нас всех. Многие преподаватели и известные ораторы часто прибегают к этому, как они считают, факту, чтобы вдохновить своих слушателей или учеников полностью раскрыть свой потенциал. К сожалению, есть и другая категория людей, которая использует этот миф с не столь благими намерениями, например, чтобы продавать продукты или услуги, которые якобы могут помочь вам реализовать скрытые возможности своего мозга.

Развенчивание мифа о 10 процентах

Итак, почему же теория о том, что мы активно применяем всего лишь 10 процентов мозга, является мифом? У ученых есть ряд научно обоснованных доводов, доказывающих ложность этой теории:

  • Как показывает сканирование мозга, даже когда мы выполняем самые обычные действия, не требующие умственного напряжения, например, болтаем с друзьями, ходим на прогулку или слушаем музыку, в этом процессе участвуют абсолютно все зоны нашего мозга.
  • Если бы в действительности мы использовали только 10 процентов возможностей мозга, то люди, получившие мозговую травму в результате несчастного случая или удара, просто бы не заметили никакой разницы. На самом же деле в нашем мозге нет ни одной зоны, повреждение которой обошлось бы без каких-либо последствий.
  • Наш мозг никогда бы не развился до таких больших размеров, если бы мы использовали только малую часть его возможностей.
  • На работу мозга затрачивается примерно 20 процентов энергии тела. Крайне маловероятно, что такое большое количество энергии необходимо, чтобы задействовать такую маленькую часть мозга.
  • Картирование головного мозга пока не обнаружило ни одного участка, который бы вообще не выполнял никакую функцию. Согласно проведенным научным экспериментам, в мозге человека не было найдено ни одной неактивной зоны, которую можно было отнести к незадействованным 90 процентам.

К сожалению, миф о 10 процентах все еще продолжает существовать и пользуется популярностью. Его активно продвигают во всех областях современной культуры, начиная от рекламных кампаний и заканчивая телевизионными программами. Теперь, когда вы в следующий раз услышите, как кто-то рассказывает о том, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, вы сможете объяснить, почему это не так. Это еще не значит, что у людей нет огромного потенциала. Он, конечно же, есть, просто мы используем мозг не на 10, а на все 100 процентов, чтобы достигать удивительных результатов.

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), - это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно - например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует - значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое - «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них - это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные - «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны - бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека - структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, - очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными - туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области - моторные, они управляют нашими движениями. Третьи - когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны - они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление - настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера - не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те - на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, - дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг - например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом - силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет - но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям - обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример - «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это - тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот - чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова