Что означает свойства бога вечный. Каталог презентаций. Стихотворение «Бог есть Дух» Я.Грот

Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения.

Бог есть Дух (Ин 4, 24). Он — Дух чистейший, высочайший и совершеннейший. Он чужд какой-либо телесности. В Библии есть места, где символически к Богу применяются человеческие черты, но это — лишь образный поэтический язык, чтобы ярче и понятней передать основную мысль. Все другие существа имеют начало и получают свое бытие от Бога. Все они обладают большим или меньшим несовершенством.

Вечен. Бог был всегда и всегда будет. Бог вне времени. Человеку это трудно представить, потому что человек живет во времени. Как сказано в одной из книг Библии Псалтири: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс 89, 3).

Беспределен. Он существует вне пространства и свободен от всякого ограничения. Святой Иоанн Дамаскин пишет об этом так: «Бог беспределен и непостижим, и одно в Нем постижимо — Его беспредельность и непостижимость» .

Всеблагой. Бог есть любовь (1 Ин 4, 16). В этих словах апостола заключен главный смысл Евангелия как Благой вести о спасении. Постигнуть полноту Божественной любви человек не может. Неизреченная благость Божия сотворила мир. Господь поместил человека в раю. Даже после грехопадения Бог продолжал любить человеческий род. Величие Божественной любви проявилось в том, что воплотившийся Бог умер за нас мучительнейшей смертью. Для многих неверующих камнем преткновения является зло в мире. Однако Бог зла не сотворил. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям — Ангелам и человеку. Бог не отнимает свободу воли, и потому люди продолжают творить зло. Но придет время, когда все зло будет побеждено и уничтожено.

Всеведущий и Премудрый. Апостол говорит: нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (Евр 4, 13). Это значит, что Бог знает не только все наши дела и слова, но и все наши мысли и чувства. Все уходит в бесконечную память Божию и откроется на Суде.

Бог не только знает все прошлое, ведает о всем существующем, но имеет совершенное знание будущего. Зеркалом высочайшей премудрости Божией является сотворенная Им Вселенная, изумляющая человека необычайной сложностью, красотой и гармонией. Бог являет неизреченную Премудрость также в домостроительстве нашего спасения. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11, 33).

Всемогущий. Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет. Священное Писание содержит многочисленные указания на Божественное всемогущество. Об этом говорит в Ветхом Завете праведный Иов, обращаясь к Господу: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42, 2). Сам Спаситель Иисус Христос накануне Своих страданий говорил Отцу: Авва Отче! всё возможно Тебе (Мк 14, 36).

Нам в духовной жизни важно постоянно помнить о всеблагости, всеведении и всемогуществе Божием. Это исполняет нас надеждой. Обращаясь в молитвах к Богу, мы знаем, что Он слышит все наши молитвы и моления. По Своей Любви все наши прошения, которые нам во благо, Он принимает. Значит — исполнит их, имея всемогущество.

Вездесущий. Поскольку Бог ничем не ограничен и беспределен, то Он наполняет Собой весь мир. Это вызывает благоговейное удивление Псалмопевца: Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8-10).

Мысль о всеприсутствии Божием побуждает верующего нигде и никогда не расслабляться духовно и постоянно хранить страх Божий.

Всеправедный. Это свойство Бога проявляется прежде всего в Его абсолютной святости. Ветхозаветный пророк Исаия видел Господа, сидящего на высоком Престоле, а вокруг стояли Серафимы и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис 6, 3), Троекратное повторение слова «Свят» указывало на тайну Пресвятой Троицы. Свет Божественной святости—яркий источник для всех, живущих по Его заповедям и стремящихся угодить Ему. Людей, которые в подвигах трудились, чтобы жить по воле Божией, Церковь чтит как святых.

И еще. Всеправедность Божия означает правосудие Божие. Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте (Пс 9, 9).

Всеблаженный. Блаженным называет Бога апостол Павел (1 Тим 1, 11; 6, 15). Это значит, что Бог обладает полнотой бытия. Он не имеет ни в чем нужды. Бог и нам, если мы будем жить по заповедям евангельским, обещал блаженство (см.: Мф 5, 3-12) .

Более подробно о свойствах Божиих рассказывается в главе «Символ веры».

познакомиться со свойствами Божиими

Задачи:

  • осознать непостижимость существа Бога
  • познакомиься со свойствами Божиими, уметь их пояснить

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 1.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О первом члене Символа Веры».
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Первый член Символа Веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «Свойства Божии», «О первом члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Главы «Верую во единаго Бога…», «...Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Урок 4.
  5. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  6. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Бог есть Дух
  • Бог есть любовь

Словарь урока:

  • Единство Божие
  • Свойства Божии
  • Вечность
  • Неизменяемость
  • Вездесущие
  • Всемогущество
  • Всеведение
  • Всеблагость
  • Всеправедность
  • Вседовольство
  • Всеблаженство
  • Премудрость

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Как можно узнать Бога?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации , беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр передачи «Кто такой Бог?» Обсуждение увиденного.

1) Кто такой Бог?

Однажды языческий царь, Гиерон, спросил своего знаменитого мудреца, Симонида: «Скажи мне, мудрец, что такое Бог»? Мудрец ответил царю: «Дай мне один день на размышление, и тогда я дам тебе ответ». День прошёл, и царь пожелал услышать ответ, но мудрец сказал ему: «Дай мне два дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Когда прошли и эти дни и царь с уверенностью уже ожидал ответа, Симонид сказал: «Дай мне четыре дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Но прошли и эти дни, а Симонид по-прежнему не давал царю желанного ответа. Он все продолжал откладывать его, требуя всякий раз на размышление времени в два раза больше, чем сколько дано было ему в предыдущий раз. Царь, наконец, нетерпеливо спросил, что означают эти постоянные отсрочки? Мудрец сказал: «Царь, чем более я размышляю о существе Божием, тем менее понимаю его. Существо Его непостижимо». Мы христиане можем ответить на этот вопрос иначе.

2) Свойства Божии

Существо Бога непостижимо и для нас, но из слова Божия мы знаем о свойствах Божиих и можем дать иной ответ, чем тот, который дал языческий мудрец. Ответ этот заключается в трех словах, сказанных святым апостолом Иоанном Богословом: «Бог есть любовь » (1Ин.4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога.

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4:24).
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.
Бог сказал Моисею: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых » (Исх.33:20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы » (Ин.1:5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим.6:16).

Бог вечен . Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет .

Бог – Всемогущий . В Священном Писании Он назван Вседержителем , так как Он все держит в своей силе и власти.

Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24:13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».

Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.

Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного всеприсутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя » (Пс.138:8-10).

Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу » (Пс.103:13-14).

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

3) Стихотворение «Бог есть Дух» Я.Грот

– Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
– Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... – Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.

Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он – Дух; Его престол – весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.

4) Стихотворение «Свойства Божии». Священник А. Феодосьев

Бог – вечный Дух и беспредельный,
Он – самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он – всеблагой и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный,
Он – вседовольный, всеблаженный.

5) Рассказ «Вездеприсутствие Божие». А. Царевский

– Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. – спросил один мальчик свою мать. – Я не совсем понял этот урок.

– Я объясню тебе это так, – ответила мать, – как слышала сама в детстве. Слушай!

Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.

Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.

Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.

Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.

Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.

Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: «Покажи-ка Мне ее».

Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: «Что ты делаешь?» – или слов: «Как тебе не стыдно!»

6) Рассказ «Всемогущество Божие». А. Царевский

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей».

Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.

Слушая такие речи, король сказал:

– Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.

Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.

Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.

– Не смей подходить ко мне, море! – грозно крикнул Канут. – Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? – спросил царь придворных.

Те молча поклонились царю в знак согласия.

– Так подойдите ко мне, друзья, ближе.

Придворные подошли.

А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.

– Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? – спросил царь. – Разве не сами же вы сказали, что я – повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:

– А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и всё Им созданное.

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным?
  4. Почему мы называем Его Творцом и Создателем?
  5. Почему мы называем Его Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?
  6. Как можно узнать Бога?
  7. Почему мы говорим, что «Бог есть любовь»?

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (), и живет Он во свете неприступном ().

Бог вечный (; ).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог – вне времени .

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (; ).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый.

Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (; ).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

Бог все может сделать, что пожелает.

Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий ().

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде.

Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (; ).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий ().

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным .

Бог всеправедный ().

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный ().

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный ().

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем , потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

Бога мы также называем Вседержителем , Владыкою и Царем , потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?

О Божественном разуме в силу нашей ограниченности мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны.

В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание – вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.

Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение . Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все.

Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу: «...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11, 27 );

Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах : «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18 );

Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически, оно означает совершенное знание целей и средств их достижения: «Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24 ).

В Ветхом Завете премудрость занимает совершенно особое место , о ней неоднократно говорится как о некоторой личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о некотором самостоятельном субъекте действия. Например, когда речь идет о творении, говорится, что премудрость во время творения была при Боге «художницей», что она «веселилась пред лицом» Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31 ).

В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в 1 Кор. (1, 24 ) о Христе говорится как о премудрости Божией. Именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.

Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием.

Всемогущество

Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17,1 ) – Бог говорит Аврааму;

«Бог творит все, что хочет» (Пс. 134, 6 );

В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом человек прикладывает некоторый труд, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет:

«Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32, 9 ).

Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог «творит мыслью». Это означает, что в Боге разум и воля – одно.

Свойства Божии

Бог открыл нам о Себе, что Он - бестелесный и невидимый Дух

(Иоан. 4, 24)

Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом - в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог сказал Моисею: "человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх. 33, 20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (Иоан. 1, 5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим. 6, 16).

Бог вечный (Псал. 89, 3; Ис. 40, 28).

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно - все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет. Бог - вне времени .

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый (Иак. 1, 17; Мал. 3, 6).

Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется - растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый.

Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог всемогущий (Быт. 17, 1; Лук. 1, 37).

Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом.

Бог все может сделать, что пожелает.

Поэтому Он называется всемогущим.

Бог вездесущий (Псал. 138, 7-12).

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог - везде.

Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всеведущий (1 Иоан. 3, 20; Евр. 4, 13).

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть.

Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем.

Бог всегда все слышит, все видит и все знает.

Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий (Матф. 19, 17).

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот, как об этом учит один Епископ: "Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их".

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным .

Бог всеправедный (Псал. 7, 12; 10, 7).

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми.

Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог Вседовольный (Деян. 17, 25).

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный (1 Тим. 6, 15).

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость, - полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем , потому что Он сотворил все, видимое и невидимое.

Бога мы также называем Вседержителем , Владыкою и Царем , потому что Он Своею всемогущею волею все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

ВОПРОСЫ: Какие свойства Божии? Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным? Почему мы называем Его Творцом и Создателем? Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

2.3.3. Катафатические свойства Божии 2.3.3.1. РАЗУМ, ПРЕМУДРОСТЬ И ВСЕВЕДЕНИЕ Рассматривать свойства Божии лучше группами, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, и многие свойства оказываются как бы некими гранями,

Из книги «Оправдавшись верою…» Комментарий на Послание ап. Павла к Римлянам автора Ваггонер Эллет

Сыны Божии (Рим. 8:9-17) 9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в

Из книги Том 2. Аскетические опыты. Часть II автора

Судьбы Божии Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.Бог управляет миром: разумные твари

Из книги Избранные творения в двух томах. Том 1 автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Судьбы Божии Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.Что – Заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная

Из книги Труды автора Сурожский Митрополит Антоний

Пути Божии

Из книги Закон и заповеди в Новом Завете автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

Заповеди Божии Вопрос 1 В чем выражается закон Божий? Ответ В заповедях - Пс. 118, 18-19. Вопрос 2 Сколько заповедей изрек Бог с горы Синай? Ответ Десять заповедей - Исх. 20, 1-17; Втор. 10, 4. Вопрос 3 Где были записаны эти десять заповедей? Ответ На двух каменных скрижалях - Втор. 10,

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Судьбы Божии Судьбы Божии о причинах падений человеческих - для нас непостижимы. автора Нестеренко Николай Савельевич

Дети Божии 27 А что до вас, то помазание, которое вы получили от Него, в вас и остается, и вас не нужно учить - само помазание Божие учит вас всему; оно истинно, лжи нет в нем. Оставайтесь же, как научило оно вас, во Христе.28 Итак, дети мои, пребывайте в Нем, чтобы, когда придет Он,

Из книги автора

Имена Божии Человеку свойственно мыслить в категориях имен, образов, определений. Все, что существует в этом мире - всякая вещь, всякое живое существо, всякая реальность - имеет свое имя на человеческом языке. Имя обозначает то место, которое его носитель занимает в

Из книги автора

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Исполнять Заповеди Божии обязаны все без исключения. Они не тяжки, ибо исполнять Их помогает Сам Бог.Заповеди ниспосланы Всевышним для того, чтобы очистить нас от страстей и уберечь от грехопадений. Они ниспосланы для