Егорьев день – первый выгон скота

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.

Если вы хотите узнать какого числа Юрьев день и все об этом празднике - читайте эту статью.

Юрьев день это церковный праздник или как его ещё называют День святого Георгия Великомученика, который покровительствует всем людям работающих на земле. Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря.

Когда Юрьев день и как его празднуют

В этот праздник, в древней Руси крестьяне, которые работали на помещика, имели право поменять своего работодателя, то есть перейти от одного помещика к другому. Закон, дающий это право, давал возможность крестьянам выбирать самим себе хозяина.


У крестьян не было своей земли или было совсем мало, и обработка земли не приносила такого дохода, чтоб прокормить семью. Поэтому крестьяне, арендовали земли у помещиков и обрабатывали их. За это крестьяне, должны были, часть урожая, выращенного на полях помещика, отдавать хозяину, а сами довольствоваться тем, что останется.

Очень часто помещики назначали такую цену за свою землю, что у крестьян почти ничего не оставалось. Хозяина земли не интересовало, какой урожай был на полях в данный год, он требовал свою часть урожая, которую сам же и назначал за землю.

В связи с этим и был издан закон, дающий право крестьянам переходить от одного помещика к другому. Хотя в надежде найти лучшие условия крестьяне сталкивались с теми же проблемами. В поисках лучшего отношения к себе они иногда попадали в ещё большую кабалу.

Из истории праздника. Что происходило в Юрьев день?

Законом был установлен определённый срок, когда крестьянин имел право оставить одного хозяина и уйти к другому. Это был день, когда на полях заканчивались все работы по уборке урожая. Этот период был назначен за неделю до Юрьева дня, в который крестьяне обязаны были полностью рассчитаться с помещиком, в которого арендовали землю.

Через неделю после Юрьева дня крестьяне переходили к другому хозяину. Раньше они не могли уйти, это было обусловлено законом, но и помещик не имел права выгнать крестьян пока урожай находился на поле и не был убран.

Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря, осень уже закончилась, а зима полностью не вошла в свои права. Помещику не выгодно было, что крестьяне были свободными землепашцами и со временем это привело к крепостному праву.

Существует и ещё один Юрьев день, который называют ещё Егория, так как Юрий, Егор и Георгий считается одним именем. Этот праздник отмечают весной шестого мая, в который проводят некоторые обряды делают обход полей, проверяют качество всходов на полях, первый раз после зимы выгоняют скот на пастбища, купаются в росе и начинаются весенние гуляния.

С этим днем связано ещё очень много интересного и познавательного, много поговорок и пословиц, обрядов и примет.

В воскресенье 24 марта 2019 года в квалификации группового этапа Евро-2020 встретятся футбольные сборные России и Казахстана .

В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.

Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).

То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.

Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:

В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.

В Казахстане прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN" в 20:00 по местному времени.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

ЮРЬЕВ ДЕНЬ (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. ВЫХОД КРЕСТЬЯНСКИЙ), т.к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. Право перехода крестьян временно отменено с введением заповедных лет , запрещено законодательно в 90-х гг. 16 в. (запрет подтверждён Соборным уложением 1649).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


праздник в честь «освящения церкви св. великомученика Георгия в Киеве, пред враты Св. Софии».
Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен вел. кн. Ярославом, который первый заповедал по всей Руси «творити праздник св. Георгия месяца ноября 26-го числа». В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: «...а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же».
Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день», - вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день» и т.д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий путь. И.П. Калинский

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ЮРЬЕВ ДЕНЬ" в других словарях:

    ЮРЬЕВ ДЕНЬ, Юрьева дня, мн. нет, муж. (ист.). Право перехода крепостных крестьян от одного помещика к другому, осуществлявшегося осенью, в день памяти святого Георгия Юрия, 26 ноября старого стиля. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (погов.,… … Толковый словарь Ушакова

    Юрьев день - день памяти Георгия Победоносца, святого великомученика христианской веры. Этот день отмечают дважды: 6 мая, в день его кончины, и 9 ноября, в день совершения чуда. Георгий Победоносец Родился в христианской семье, в юности прославился своей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Политология. Словарь.

    - (весенний и осенний) название церковных праздников, посвященных христианскому святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Празднуется 23 апреля ст. ст. (кончина) и 26 ноября ст. ст. (чудо святого Георгия о змее и девице известный житийный,… … Большой Энциклопедический словарь

    Англ. Saint George s day; нем. Pfingsten. 26 ноября старого стиля (день Святого Георгия) в России (XV XVI вв.) время перехода крестьян от одного феодала к другому. Отменен Указом о заповедных летах в 1580 1590 гг. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    26 ноября (по старому стилю) церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян… … Юридический словарь

    Юрьев день - установленный в Русском государстве XV XVI вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Этот срок был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю.д.… … Энциклопедия права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Юрьев день (фильм). Святой Георгий с житием. Ростовская икона XVI века Юрьев день (Егорьев день) славянский народный праздник, приуроченный к церковным дням памяти св. Георгия Победоносца.… … Википедия

    - (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый св. Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. На Руси по традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. Выход крестьянский), так как к этому времени… … Энциклопедический словарь

    - (26 ноября) определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем порядную крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.