Тест древняя русь 12 вопросов. Тест по истории «Древняя Русь. Знаменитое обращение «Иду на Вы» использовал

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.

    Крещение Руси

    Призвание варягов

    Возникновение империи Карла Великого.

Ответ

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) поход Игоря на Константинополь

1) 882 г.

Б) призвание варягов

2) 988 г.

В) правление князя Ярослава Мудрого

3) 944 г.

Г) принятие Русью христианства

4) 862 г.

5)945-957 гг.

6)1019 - 1054 гг.

Задание 3 Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Най­ди­те и за­пи­ши­те порядковый номер тер­мина, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1)Смерд, 2) по­ме­щик, 3) ря­до­вич, 4) тиун, 5) бо­ярин, 6) закуп.

Задание 4 Напишите пропущенное словосочетание.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».

Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

1) смерды

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

2) холопы

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

3) закупы

Г) земледельцы, взявшие ссуду

4) тиуны

5) рядовичи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фраг­мент А

Фраг­мент Б


Задание 7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных племен от­но­си­лись к восточным сла­вянам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Мордва

2) Дреговичи

3) Тиверцы

4) Весь

5) Сумь

6) Вятичи



Задание 8. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Основателем династии русских князей стал варяжский князь___________

Б) Город ___________стал столицей Древнерусского государства

В) Первый сборник законов Древней Руси назывался __________

Пропущенные элементы

    Киев

    Избранная Рада

    Игорь

    Новгород

    Русская Правда

    Рюрик

Задание 9. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) заключение первого торгового договора с Византией

1)Ярослав Мудрый

Б) строительство в Киеве Софийского собора

2) Рюрик

В) войны с Волжской Булгарией, Хазарией и Византией

3) Олег Вещий

Г) крещение Руси

4) Святосвлав

5)Владимир Святославич

6)Ольга

Задание 10. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда (князь) вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, - та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

Ответ____________________

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

КНЯЗЬ

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Святославич

А)____________

укрепление южных границ

Б)____________

957-972

В)

Г)

945-957

Д)

Ярослав Мудрый

Е)

создание Русской Правды

Пропущенные элементы

    Святослав

    912-945 гг.

    Первый торговый договор с Византией

    Игорь

    980-1015 гг.

    Военные походы в Булгарию и Хазарию

    Ольга

    1019-1054

    Установление уроков и погостов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 12 Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .

1) Олег был пер­вым скан­ди­нав­ским кня­зем, при­глашённым на Русь сла­вян­ски­ми и фин­ски­ми пле­ме­на­ми

2) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

3) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

4) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

5) ва­ря­ги - наёмные воины из Скан­ди­на­вии на служ­бе древ­не­рус­ских кня­зей

6) чудь, меря, весь от­но­сят­ся к во­сточ­но­сла­вян­ским пле­ме­нам

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Задание 13 Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

Задание 14.На­пи­ши­те на­зва­ние древ­не­го реч­но­го пути, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Задание 15 В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

Задание 16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго столбца

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) собор святой Софии в Киеве

1) древнейшая русская летопись

Б) Повесть временных лет

2) храм построен в честь победы над кочевниками

В) Слово о законе и благодати

Г) Десятинная церковь

5)первый каменный храм в Киеве

6)храм находится в Новгороде

Задание 18. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Дан­ная мо­не­та вы­пу­ще­на в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния СССР.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на ме­даль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­лен сим­вол цар­ской вла­сти в Рос­сии.

4) Одним из ав­то­ров па­мят­ни­ка, изоб­ражённого на мо­не­те, яв­ля­ет­ся A. M. Опе­ку­шин.

5) Па­мят­ник, изоб­ражённый на мо­не­те, на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

Задание 19. Ука­жи­те изоб­ра­же­ние па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­но­го наи­бо­лее близ­ко по вре­ме­ни к со­бы­тию, в честь юби­лея ко­то­ро­го вы­пу­ще­на мо­не­та. В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры ука­зан.

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

«В год 6370 из­гна­ли ва­ря­гов за море, и не дали им дани, и на­ча­ли сами собой вла­деть, и не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усо­би­ца, и стали во­е­вать друг с дру­гом. И ска­за­ли себе: „По­ищем себе князя, ко­то­рый бы вла­дел нами и судил по праву". И пошли за море к ва­ря­гам, к руси... Ска­за­ли руси чудь, сло­ве­не, кри­ви­чи и весь: „Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть нами". И из­бра­лись трое бра­тьев со сво­и­ми ро­да­ми, и взяли с собой всю русь, и при­шли, и сел стар­ший, Рюрик, в Нов­го­ро­де, а дру­гой, Си­не­ус,- на Бе­ло­озе­ре, а тре­тий, Тру­вор,- в Из­бор­ске. И от тех ва­ря­гов про­зва­лась Рус­ская земля».

Задание 20. При­ве­ди­те на­зва­ние до­ку­мен­та и имя его ав­то­ра. К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся со­зда­ние этого до­ку­мен­та?

Задание 21. О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? Что по­слу­жи­ло его при­чи­на­ми? (Ука­жи­те не менее трёх при­чин.)

Задание 22. Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? (Ука­жи­те не менее двух по­след­ствий.)

Задание 23 Со­глас­но ле­то­пис­ной ле­ген­де, перед кня­зем Вла­ди­ми­ром стоял во­прос о вы­бо­ре ре­ли­гии между хри­сти­ан­ством за­пад­ным, во­сточ­ным (пра­во­сла­ви­ем), ис­ла­мом и иуда­из­мом. В ре­зуль­та­те он оста­но­вил­ся на пра­во­сла­вии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го вы­бо­ра.

Задание 24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси.

Древ­нюю Русь X-на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Задание 25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019–1054 гг.;

2) 1725–1762 гг.;

3) 1917–1922 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Тест составлен для учащихся 10 класса, изучающих школьный курс истории по программе "Россия и мир с древнейших времён до конца XX века", автор О. В. Волобуев. Может быть использовано для организации текущего и тематического контроля и дифференцированной подготовки учащихся к экзамену. Содержит два варианта и задания части С. В первом варианте - задания с выбором одного правильного ответа. Во втором варианте предоставлены задания открытого типа и повышенного уровня сложности, ориентированные на проверку умений учащихся устанавливать правильную последовательность событий и явлений, соотносить два ряда информации. В части С включены задания, требующие развёрнутого ответа и предполагающие проверку комплекса заний и умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.

Источники материалов:

  1. История. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс/ Авт.-сост. И. А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.
  2. Контрольно измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс /Сост. К. В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.;

Тема: Русь в IX – начале XI вв.

Вариант 1. Задания уровня А

  1. Переходной ступенью в образовании государства историки считают
  1. Период «первобытного коммунизма»
  2. Период «военной демократии»
  3. Полюдье
  4. Периодические переделы
  5. земли
  1. Формирование восточнославянской государственности происходит в
  1. Среднем Поднепровье и северо-западном районе с городами Ладога и Новгород
  2. Среднем Поднепровье и на Крымском побережье
  3. Среднем Поднепровье
  1. Появление на северо-западных русских землях варяжского правителя приходится на
  1. 860 г.
  2. 862 г.
  3. 879 г.
  4. 882 г.
  1. Образование Древнерусского государства относят к
  1. 862 г.
  2. 882 г.
  3. 945 г.
  4. 965 г.
  1. Введённые княгиней Ольгой фиксированные размеры налогообложения (дани) с подвластных земель назывались
  1. Тягло
  2. Вира
  3. Уроки
  4. Ясак
  1. Годом крещения Руси считается
  1. 987 г.
  2. 988 г.
  3. 990 г.
  4. 996 г.
  1. Общим для деятельности древнерусских князей являлось
  1. Перепись населения
  2. Введение десятины
  3. Введение пятины
  4. Полюдье
  1. Последствиями, к которым привело крещение Руси были

А. попытки византийского императора подчинить себе Русь силой.

Б. усиление соперничества русских князей за право назначать митрополита

В. Развитие культуры и образования

Г. Установление власти династии Рюриковичей

Е. укрепление власти древнерусских князей.

  1. Древнейшая русская летопись называется
  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о погибели земли русской»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. «Задонщина»
  1. Династия, пришедшая к власти в Древнерусском государстве:
  1. Каролинги
  2. Меровинги
  3. Романовы
  4. Рюриковичи
  1. Народами, не вошедшими в состав государства Киевская Русь, были
  1. Финно-угры
  2. Поляне
  3. Вятичи
  4. Жмудь
  1. Наиболее активные дипломатические отношения Русь имела с
  1. Византией
  2. Хазарией
  3. Польшей
  4. Швецией
  1. Община на Руси называлась
  1. Ополчение
  2. Вече
  3. Вервь
  4. Полюдь
  1. Основной частью населения Древнерусского государства были
  1. Зависимые крестьяне
  2. Ремесленники и купцы
  3. Свободные земледельцы
  4. Дружинники
  1. Прочитайте фрагмент летописи и определите, о чём идёт речь: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!»
  1. Основании Киева
  2. Призвании варягов
  3. Походе на Константинополь
  4. Походе князя Олега на Киев
  1. В «Повести временных лет утверждается, что князь Олег
  1. Был убит печенегами на пути из Византии в Киев
  2. Погиб, отправившись в печенежскую степь
  3. Умер от укуса змеи

Вариант 2. Задания уровня В

1.Прочитайте текст и вставьте пропущенное выражение.

«___________» проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское с морем Русским. Конечным пунктом этого водного пути была Византия».

2.Расположите события в хронологической последовательности.

1. принятие христианства на Руси.

2. первая усобица на Руси.

3. посольство княгини Ольги в Константинополь и её крещение.

4. походы Олега на Константинополь, договоры Руси с Византией.

Ответ:___________________________

3. Установите соответствие между событиями и датами.

Ответ:___________________________

4. Прочтите отрывок и укажите о ком идёт речь в приведённом отрывке.

« … Горько плакала она: «Увы мне, великий князь! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих! Лучше мне прежде тебя умереть! … Сын мой ещё дитя, кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?» … А как кончилось оплакивание, собралась она с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за кровь мужа своего, как покарать убийц…»

Ответ:___________________________

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.

«Христианство усердно боролось с остатками ______________, прочно державшимися в русском обществе в течении многих веков. Таким образом, создавался своеобразный синкректизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против _____________ . со следами философии___________ мы встречаемся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси».

Ответ:___________________________

6. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.

1. Святослав.

А. Создание нескольких линий обороны на южнорусских рубежах.

2. Ольга.

Б. Разгром Хазарского каганата и его союзника – Волжской Булгарии. Заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы.

3.Владимир.

В. Создание организованной системы обложения населения налогами.

4. Игорь.

Г. Мирный договор с Византией, союз с ней против Хазарии, признание новых территорий Руси.

Ответ:___________________________

7. Установите соответствие между термином и его определением.

Ответ:___________________________

Задания уровня С

  1. В исторической литературе существует «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Охарактеризуйте её суть. Назовите слабые и сильные стороны этой теории. Назовите сторонников и противников этой теории.
  1. Сравните итоги деятельности первых русских князей и князя Владимира Святого.

Ответы:

Задания уровня А

Задания уровня В

  1. «Путь из варяг в греки».
  2. 4321
  3. ВБГА
  4. Ольга
  5. Язычество
  6. БВАГ
  7. БВГА

Задания уровня С

  1. Суть теории : славяне не способны самостоятельно создать государство, государство на Руси привнесено извне. Это говорит об их исторической отсталости и обречённости. Сторонниками этой теории являются Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, которые приводят летописные и иные источники, свидетельствующие о призвании варяга Рюрика и присутствии варяжских дружин на землях восточных славян. Антинорманисты (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Б. В. Греков) утверждают, что развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. Древнерусское государство возникло в результате развития целого ряда социально-экономических и политических предпосылок.
  1. Общее: объединение восточнославянских земель в единое государство; укрепление системы управления; утверждение княжеской власти на подвластных территориях через систему взимания дани. Различное: при первых русских князьях организовывались систематические военные походы против Византии и подписывались с ней договоры, проведена реформа налогообложения (уроки и погосты). При Владимире Святославовиче появилось новое направление внешней политики – западное, произошло крещение Руси, создана оборонительная система на южных рубежах.

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Похожие материалы

Примечание:

Данный вариант тестовых заданий составлен по теме «Древняя Русь. Первые князья» в формате ЕГЭ. Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Часть 1

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Принятие Ольгой христианства

2)Битва под Доростолом

3)Образование Священной Римской империи

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1)Принятие Ольгой христианства- 957

2)Битва под Доростолом — 971

3)Образование Священной Римской империи — 962

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Правильный ответ

3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 9-10 веков (правления первых князей)

1)полюдье; 2)местничество; 3)закупы;

4)переложное земледелие; 5)урочные лета; 6)уроки.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

2)местничество-это способ распределения должностей по знатности рода, получило распространение с 15-го века,а отменено в 1582г.

5)урочные лета- это годы сыска беглых крестьян,установлены царём Фёдором в 1597.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Сбор дикого мёда на Руси.

Ответ:

Правильный ответ

бортничество

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью.

Б) Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества - на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой (написали имена) ваши послы и ваши купцы. Отправляясь (назад) вместе с послом нашего царского величества, пусть (они) препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена.

Мы же (клянемся): те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того (что в ней написано) не нарушать; а если это нарушит (кто-либо) из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Данный договор был менее выгоден Руси, чем подписанный с этим государством ранее.

2)Данный князь считается основателем государства по антинорманнской теории.

3)События, описанные в фрагменте, были изложены Илларионом

4)Князь, о котором идёт речь во фрагменте, был приглашён на княжение вместе со своими братьями.

6) Данный князь потерпел сокрушительное морское поражение, в котором «греческим огнём» был погублен славянский флот.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Пяснение.

1-ый текст- отрывок из «Повести временных лет».

2-ой текст- договор Руси с Византией 944г.

7

Что из перечисленного относится к налоговой реформе Ольги? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)установление барщины

2)объезд князем и его дружиной земель с целью сбора дани

3)первое административное деление Руси

4)введение сроков сдачи дани

5)появление закупов

6) появление погостов и становищ

Ответ:

Правильный ответ

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ реформа была проведена княгиней Ольгой.

Б) «Александром нашей древней истории» назвал Н.М.Карамзин____________, завоевавшего огромные территории.

В) После битвы ________________ князь вынужден был заключить мир с Византией и покинуть Балканы.

Пропущенные элементы:

2)Доростол

3)князь Святослав

4)князь Игорь

5)налоговая

6)Константинополь

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А:

Б:

В:

Правильный ответ

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

10

Прочтите отрывок из произведения и напишите фамилию автора.

«Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш Летописец — и рассеянные племена Славянские основали Государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».

Ответ:

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности

3)Провозглашение Карла Великого императором

4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства.

8) Складывание предпосылок на Руси для образования государства

9)Правление Юстиниана в Византийской империи

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Пояснение.

2) Племенное княжение на Руси — первая форма государственности (к 8 веку)

3)Провозглашение Карла Великого императором (800)

4)начало распада родоплеменного строя у восточных славян, появление неравенства(6-7 в.)

8) складывание предпосылок на Руси для образования государства(к 9 в.)

9)Правление Юстиниана в Византийской империи(527-565)

12

Прочитайте отрывок из произведения византийского писателя Прокопия Кесарийского.

«Эти племена… не управляются одним чело­веком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают ре­ки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места житель­ства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в ру­ках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни пла­щей, а одни только штаны, подтянутые ши­роким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высоко­го роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Восточные славяне находились в тесном контакте с другими странами.

2) Жертвоприношения — обязательный ритуал восточных славян.

2)Религия восточных славян — монотеизм, то есть они верили в одного бога

4)Восточные славяне вели оседлый образ жизни.

5)Восточным славянам свойственны языческие верования.

6) Восточные славяне отливались высоким ростом, физической силой.

Ответ:

Правильный ответ

13

Напишите имя князя, в правление которого данный водный путь находился под его полным контролем.

Ответ:

Правильный ответ

14

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

Ответ:

Правильный ответ

константинополь

15

Напишите цифру, обозначающую место проживания племён, пригласивших на княжение варягов.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1- этой цифрой обозначено место проживания ильменских племён,которые пригласили править Рюрика и его братьев.

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси.

2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья.

3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги.

4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси.

5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси.

6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1)В период правления первых русских князей этот водный путь был единственным на Руси (нет , большое значение имел Волжский водный путь — из верховий Волги в Каспийское море, высший расцвет — 2-ая по. 9-го в).

2)Князь, установивший контроль над данным водным путём, был убит во время полюдья (нет , это не Игорь, а Олег).

3)Из Византии по данному пути везли на Русь вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, ткани, книги (да ).

4)Данный путь уже к 11 веку утратил своё значение на Руси (нет , ещё в 12 веке путь имел важное значение (по словам академика Д.С.Лихачёва), когда торговля переместилась на запад, то есть путь был важен в 10- сер.13 в.)

5)Данный водный путь способствовал как внутренней, так и международной торговле Руси (да).

6)Основным плавательным средством восточных славян данного периода была ладья (да).

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

Правильный ответ

18

Какие суждения о картине художника являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)На картине изображён князь, не сумевший подписать выгодный торговый договор с Византией.

2) Художник, создавший картину, не был передвижником.

3)Это иллюстрация художника к известному произведению русского классика 19 века.

4) Князь, изображённый на картине, покорил множество городов Дунайской Болгарии.

5)Картина отражает языческие верования в Древней Руси.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1.Нет, князь Олег подписал выгодный торговый договор с Византией в 911 году.

2.Картину создал В.М.Васнецов . Он входил в группу передвижников, то есть был членом «Товарищества передвижных художественных выставок» (последняя треть 19 в.- 1923 г.)

3.Да , это иллюстрация к «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина.

4.Нет, на картине изображён князь Олег, а Дунайскую Болгарию покорил Святослав.

5.Да , века в предсказания волхвов была свойственна язычеству на Руси.

19 Какие из представленных картин художников отражают период, изображённый на картине в задании 18? В ответе запишите две цифры , которыми обозначены эти картины.
1.
3.
2. 4.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение

1.Нет. М.И.Авилов(1882-1954). Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле (это 14 век)

  1. Да . Картина В.В.Лебедева (1891-1967) « Князь Игорь собирает дань у древлян в 945 году»

3.Нет. Картина В.Г.Перова (1834-1882) «Плач Ярославны» посвящена походу князя Новгород-Северского, который произошёл в 1185 г.

4. Да . Картина художника В.И.Сурикова (1848-1916) «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря».

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22 . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

…славяне – народ сильный и энергичный – имели большие успехи. Население множилось не столько за счет моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды (это слово поныне сохранилось в эстонском языке). На юге их звали склавины, на востоке – анты. Украинским историком М.Ю. Брайчевским установлено, что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне».

К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» – болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне – венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени – радимичи и вятичи – распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей русов становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрк.

Л.Н.Гумилёв. «От Руси до России»

20 Укажите столетия, в рамках которых происходили события, упомянутые в сочинении историка. Какие названия восточных славян он называет?. В каком году начал княжить правитель, о котором Л.Гумилёв упоминает в своём труде?

Ответ:

Правильный ответ

2)венеды, склавины, анты

3)Рюрик, начал править в 862 г.

21 Какие племена жили на территории Руси в данный период? Назовите три из них.

Ответ:

Правильный ответ

волыняне, поляне, дреговичи

22

Названия племён славян часто отражали территории, на которых они селились.

Объясните названия двух племён, о которых идёт речь в данном отрывке.

Ответ:

Правильный ответ

Угличи – от слова «угол»- на берегу Чёрного моря, в течение Днепра и Буга- образовывался угол.

Дреговичи — от слова «болото», жили в болотистой местности.

23 Княгиня Ольга приняла в 957 г. христианство. Назовите причины этого события(не менее трёх причин)

Ответ:

Правильный ответ

1.Необходимость усиления княжеской власти;

2.стремление установить прочные связи с православной Византией;

3.необходимость повышения международного авторитета Руси

Можно назвать и другие причины.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Святослав – образец полководцев великих, которые снискали славу побед, уважение за государственное устройство и благо».

(Историк Н.Чеботарёв)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

1)879-912. Правление Олега.

1.Образование государства (по антинорманнской теории).

Объединил Киев и Новгород

— Сделал Киев «матерью городов русских», построил укрепления вокруг города.

Подчинял племена восточных славян Киеву (славяне, кривичи, древляне, северяне, радимичи и др.)

Личность : сам князь Олег, Аскольд и Дир.

Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Но жестокое время порождало и жестоких правителей. Обманным путём были убиты Аскольда и Дира , княживших в Киеве. Эти князья, дружинники Рюрика, ходили в Константинополь походом (860 иди 866 г.), укрепляли Киев, то есть создали определённые предпосылки для усиления роли Киева.

2.Успешная внешняя политика.

Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей, заставив платить дань ему.

Успешные походы на Византию в 907 и 911 году, подписание выгодного торгового договора (беспошлинная торговля, получение купцами жалования в течение 6 месяцев и др.)

Личность: князь Олег.

Мужеcтвенный, храбрый, сильный правитель, добивавшийся целей, талантливый военачальник. Мог предугадывать ход событий, не зря его называли Вещим. Создал могучую дружину, огромный флот, большое внимание уделял военной подготовке дружинников. Использовал впервые психологическую атаку в битве с Константинополем, поставив ладьи на колёса.

1)912-945. Правление Игоря.

Можно описать следующие направления деятельности князя.

1.Дальнейшее расширение территории Руси, подчинение славянских племён власти киевского князя.

Внутренняя политика была направлена на возмущение славянских племён и присоединение новых территорий:

Подчинил древлян и уличан, вышедших из повиновения, обложив их большей данью.

Подчинил уличей и тиверцев, на юге появилось поселение на Таманском полуострове.

Личность : Свенельд.

Свенельд- воевода варяжского происхождения. Был воспитателем Игоря. Позже имел свою дружину, помогал князю в сборе дани, в покорении возмущавшихся племён. Отличался физической силой, даже жестокостью, стремлением к наживе. В летописи упоминается, что его дружина обогатилась за счёт сбора дани с древлян и уличей. Княжеская дружина потребовала вторично пойти к древлянам за данью, что и привело к трагедии- убийству князя Игоря.

2 .Внешняя политика, походы на Византию.

Внешняя политика Игоря была менее удачной, чем у Олега. Достаточно привести в пример поход на Византию в 941 году, во время которого почти весь флот был погублен «греческим огнём». Не смог он завоевать Константинополь и в 944 г.,византийцы откупились данью. Да и торговый договор с греками в 945 году был менее удачным, ведь была отменена беспошлинная торговля.

Более успешной была политика на востоке. Игорю удалось отразить атаки кочевников-печенегов, даже подписать с ними мирный договор, который те нарушили уже в 920 г. Успешными были походы и в Закавказье.

Таким образом, внешняя политика князя Игоря, хотя в сравнении с победами его предшественника Олега, и была менее успешной, привела к ряду территориальных завоеваний, к отражению набегов врагов, к установлению отношений с Византией.

1)962-971. Правление Святослава.

Можно описать следующие направления деятельности князя.

1.Завершение процесса объединения восточнославянских племён. Укрепление княжеской власти.

При Святославе завершился процесс объединения восточных славян. Он подчинил вятичей, освободив их от дани хазарам. Это привело к расширению территории государства.

Так как сам Святослав внутренней политикой занимался мало, его целью была политика внешняя, то он оставлял княжить своих сыновей: в Киеве правил Ярополк, в древлянской земле — Олег, в Новгороде- Владимир.

Личность: князь Святополк.

Князь имел огромный авторитет, ему подчинились все восточные племена. Вёл продуманную внутренюю политику, несмотря на то, что большей частью был в походах. Он понимал, что нужно укрепить страну, присоединив оставшиеся восточные племена. На местах он опирался на родных людей: во многом ему помогала мать Ольга, а также его дети, правившие в крупных городах. Однако нужно отметить, что многочисленные походы ослабляли экономику страны, так как требовали больших средств на содержание многочисленной дружины.

2.Внешняя политика. Расширение территории государства, укрепление международной роли Руси.

Вёл успешные походы: разгромил Волжскую Булгарию в 969 г, Хазарский каганат в 966,успешно вёл войну с Дунайской Болгарией. Не под силу оказалась лишь Византия, с которой был подписан мирный договор после войны 970-971 г.

Личность.

Свенельд. При Святославе продолжал играть заметную роль, как и при Игоре. Имел свою дружину, участвовал со Святославом в походах на Болгарию и Византию. Играл заметную роль во внешней политике. Его имя даже есть в договоре с Византией 971 г. В роковом 972 году он отговаривал Святослава идти через пороги Днепра, понимал, что тот путь опаснее. Сам вернулся другим путём в Киев. Святослав же погиб, не послушав Свенельда.В известном фильме 2016г. «Викинг» Свенельд тоже показан, его сыграл актёр Максим Суханов.

Тест по теме «Древняя Русь»

1. Славянский язык относится к языковой группе

а) германской

б) тюркской

в) индоевропейской

г) иранской

2. Каким годом летописи датируется приход варягов на Русь?

а) 1111г.

б) 988г.

в) 862г.

г) 1054г.

3. Славяне называли варягами

а) скандинавов

б) кельтов

в) германцев

г) франков

4. Поход за сбором дани в древней Руси назывался

а) уроком

б) полюдьем

в) налогообложением

г) погостом

5. Общерусский летописный свод, появившийся в Киеве в начале XII века

а) «Поучение» Владимира Мономаха

б) «Сказание о Мамаевом побоище»

в) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

г) « Повесть временных лет»

6. Количество набегов, совершенных половцами со второй половины XI — до начала XIII века:

а) 46

б) 17

в) 55

г) 70

7. Приостановить распад Древнерусского государства удалось:

а) князю Игорю

б) Владимиру Святославичу

в) Ярославу Мудрому

г) Владимиру Мономаху

8. Установите соответствие между категорией зависимого населения и его характеристикой

9. Установите соответствие между именем правящего князя и особенностями его правления.

Князь

Особенности правления

А) Рюрик

Б) Игорь

В) Святослав

Г) Владимир Красное Солнышко

Д) Ольга

Е) Юрий Долгорукий

Ж) Андрей Боголюбский

З) Владимир Мономах

И) Всеволод Большое Гнездо

К) Ярослав Мудрый

1) с именем князя связан расцвет Древнерусского государства

2) в правление положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения

3) разгромил Волжскую Булгарию

4) в годы его правления появился титул великого князя владимирского

6) призван на княжение славянами

7) появление первых судебных и земельных уставов

8) основатель Москвы

9) был убит древлянами

10) разгромил Хазарский каганат

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Установите соответствие между датой и событием

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

11. Установите соответствие между именем князя и его высказыванием

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Расположите в хронологической последовательности время правления князей

А) Владимир Мономах

Б) Владимир Святославич

В) Ярослав Мудрый

Г) Рюрик

Д) Ольга

Е) Олег

13. Назовите наиболее характерные черты Древнерусского государства как раннефеодальной монархии

1) княжеская власть стала центральным элементом в структуре государственной власти

2) зависимость от других территорий

3) единство князей перед лицом внешней опасности

4) в ведении князя находились внешняя и внутренняя политика, вопросы войны и мира

5) существование феодальных вотчин наряду со свободными общинами.

6) обострение классовой борьбы

Ответ: _________________

14. Назовите черты, характеризующие значение принятия христианства на Руси

1) способствовало развитию письменности и образования

2) разобщало древнерусское общество

3) укрепило государство и власть князя

5) повышало роль языческих богов

6) способствовало приобщению Руси к византийской культуре

Ответ: _________________

15. Прочтите характеристику и назовите имя князя, к которому она относятся.

Единовластный правитель Древней Руси.

Способствовал возвышению международного авторитета Руси.

Осуществлял военные походы.

Основатель письменного русского законодательства.

Покровитель просвещения и строительства.

Способствовал расцвету древнерусского государства.

Ответ: _________________

ОТВЕТЫ:

1. в

2. в

3. а

4. б

5. г

6 а

7. г