Положение инвалидов на рынке труда. Группы риска на рынке труда. Безработица среди инвалидов Безработица инвалидов причины и методы

Официальный уровень безработицы среди инвалидов в четыре раза выше общей безработицы в стране и составляет 23,7%. Бизнесу, на который возложена обязанность их трудоустраивать, проще платить небольшие штрафы и избегать необходимости оборудовать рабочие места и обеспечивать льготы, которые положены людям с ограниченными возможностями.

Однако с 2019 года штрафы могут вырасти в десятки раз, и станут для предпринимателей намного более ощутимы. Не исключено, что это окажет положительное влияние на трудоустройство инвалидов, которым пока что сложно найти подходящую работу.

Как выглядит рынок труда

В России 12 миллионов 111 тысяч инвалидов, по данным Росстата на 1 января 2018 года. Из них официально работают 13,6%.

За два года количество трудоустроенных инвалидов сократилось почти на 1 миллион человек: в 2016 году их насчитывалось 2,5 миллиона (20% общего числа). Как сказано в примечании Росстата, это, с одной стороны, связано со вступлением в силу федерального закона № 385, предусматривающего снижение и последующий отказ от индексации пенсий. С другой стороны, сокращение объясняется изменением методики подсчета работающих инвалидов (с 2018 года трудоустроенными считаются только совершеннолетние, проработавшие уже не более месяца, а более четырех месяцев в году).

Другими словами, часть инвалидов, по-видимому, ушли в тень, отказавшись от официального трудоустройства из-за смутной пенсионной перспективы. Дело в том, что в России инвалидам платят пенсию по инвалидности независимо от достижения пенсионного возраста. То есть инвалиды, не зависимо от возраста, могут работать и одновременно получать и зарплату, и пенсию.

По данным Росстата, в 2017 году уровень безработицы среди инвалидов трудоспособного возраста составил 23,7%, при этом в целом по стране — лишь 5,4%. По сравнению с предыдущими годами, уровень безработицы немного вырос (с 22,3% в 2015 году). В прошлом году 167 тысяч человек с ограниченными возможностями обратились в службы занятости для поиска работы, из которых только половина смогли трудоустроиться. При этом инвалидов, которые хотят работать, намного больше, но лишь 18,7% из них обращаются в службы занятости.

Что мешает инвалидам работать

Инвалидам не просто трудоустроиться, и тем более найти хорошо оплачиваемую работу. Об этом косвенно свидетельствуют данные опроса, проведенного Росстатом в 2016 году (более свежие данные отсутствуют). Из него следует, что 68,7% людей с ограниченными возможностями были не вполне удовлетворены или совсем не довольны уровнем зарплаты. Хотя ради справедливости стоит отметить, что среди всего населения таких не намного меньше — 62,2%.

Росстат не ведет отдельную статистику зарплат инвалидов. В 2016 году средняя зарплата инвалидов была в три раза ниже, чем средняя заработная плата в субъекте РФ, следует из данных организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).

«Рабочие места, предлагаемые инвалидам, во многих случаях являются недостаточно качественными и низкопроизводительными: недостаточно оборудованы, малокомфортны, а оплата труда — низкая», — сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко.

Почему инвалидов не берут на работу

Сложности с трудоустройством инвалидов во многом связаны с опасениями работодателей: они не хотят тратить дополнительные средства и усилия для взаимодействия с ними. По данным опроса рекрутингового агентства HeadHunter, проведенного в 2016 году (более поздних опросов нет), 50% руководителей компаний беспокоит необходимость оборудования специальных рабочих мест при трудоустройстве инвалидов. Кроме того, 43% опрошенных пугают сложности с увольнением таких работников. А 29% работодателей считают, что проблемы со здоровьем мешают трудовому процессу. Только 13% руководителей заявили, что их ничего не смущает при работе с людьми с ограниченными возможностями.

Контекст

Российская экономика замедляется

Forbes 20.08.2013

Жизнь в «ЛНР»: безработица и преступность

Обозреватель 19.03.2017

Безработица: чувствовать боль других

Die Welt 03.07.2013

Европа: высокая безработица и 5 миллионов вакансий

La Vanguardia 17.06.2013

Прием на работу инвалидов в России рассматривается скорее как благотворительность, нежели привычный процесс. По данным HeadHunter, около 75% крупных компаний имеет в штате сотрудников с ограниченными возможностями здоровья и только 14% компаний размером до 50 человек принимают на работу людей с инвалидностью. Это объясняется тем, что у крупных компаний больше ресурсов, позволяющих оборудовать рабочие места, создавать программы поддержки и адаптации, считают рекрутеры.

Тем не менее, есть примеры небольших компаний, в которых большинство сотрудников — инвалиды. Но, как правило, такие фирмы появляются благодаря личной позиции учредителей, которые изначально рассматривают создание предприятия как социально направленный бизнес.

К примеру, петербургский предприниматель Анатолий Мовшович создал проект «Мир на ощупь», в рамках которого слепые в полной темноте проводят для зрячих посетителей экскурсии, учат готовить блюда и организуют свидания. По словам бизнесмена, проект направлен не только на получение новых ощущений, но и помогает посетителям понять, как живут слепые. Проект самоокупается, но бывают убыточные периоды, и если бы не основной бизнес Мовшовича (организация праздников), «Мир на ощупь» вряд ли выжил бы.

Как бизнес избегает инвалидов

Большинство компаний берет на работу инвалидов для выполнения требований законодательства — так ответили 63% опрошенных HeadHunter работодателей. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязует все предприятия с численностью сотрудников больше 35 человек создавать рабочие места для инвалидов. Квота составляет до 3% рабочих мест для предприятий численностью 35-100 человек и 2-4% для компаний численностью больше 100 человек. Точные пределы квот устанавливают региональные законы.

Создание рабочего места между тем не всегда влечет за собой трудоустройство инвалида. Насколько известно Eurasianet.org, место может быть создано на бумаге, и при этом вечно оставаться вакантным. Формально предприятие закон выполнило, но ситуацию с трудоустройством инвалидов не изменило.

Возможно, этим объясняется, почему в России до сих пор многие инвалиды не могут найти работу, в то время как на подведомственном Роструду сайте «Работа в России» опубликовано в рамках квотирования 42 тысячи вакансий на 79 тысяч рабочих мест. По данным Роструда, на квотируемые для инвалидов рабочие места в 2017 году устроено всего 7,7 тысячи человек.

Компании обязаны ежемесячно представлять в центры занятости населения информацию о выполнении квоты. Статистики, сколько компаний создают рабочих мест по квотам, не ведется, также отсутствует строгий контроль за соблюдением этой меры (сейчас это возложено на территориальные центры занятости, которые не являются надзорным органом). Штрафы за отсутствие рабочих мест по квотам небольшие — всего 5-10 тысяч рублей.

Поэтому работодателю выгоднее заплатить штраф, чем возиться с инвалидами. Тем более, что люди с ограниченными возможностями не только нуждаются в оборудовании рабочего пространства, но и имеют льготы по сравнению с остальными работниками. Например, сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 35 часов в неделю при сохранении полной оплаты труда (для всех остальных Трудовой кодекс устанавливает 40-часовую рабочую неделю). А кроме оплачиваемого отпуска сроком не менее 30 календарных дней, который инвалид может взять в любое время независимо от графика, он имеет право на отпуск без сохранения зарплаты до 60 дней в году. Инвалидов запрещено привлекать к ночному и сверхурочному труду без их письменного согласия.

Штрафы могут вырасти

В стадии обсуждений в Госдуме находится законопроект, подготовленный Минтрудом, который ужесточает ответственность бизнеса за невыполнение обязательств по трудоустройству инвалидов.

Если рабочие места не созданы или работодатель отказывается принимать на работу инвалида в рамках квоты, штраф составит для должностных лиц от 10 тыс до 50 тыс рублей, для юридических лиц — от 100 тыс до 500 тыс рублей. Если же место создано, но вакантно, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7,8 тысячи рублей в месяц. Если законопроект примут, то он заработает с 1 января 2019 года. Тогда избегать трудоустройства инвалидов бизнесу станет сложнее и менее выгодно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.

  • Права инвалида на образование, труд и защиту от безработицы закреплены в статье 37 Конституции Российской Федерации от 1993 года. Регулирование проблем в области занятости, решается на основе Трудового кодекса Российской Федерации, принятого в 2002 году. В документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, деятельность граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

    Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости, органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятому в 1995 году.

    Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидам, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы определены в законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.

    В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

    Безработица в документе определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается, вследствие этого, основного дохода (заработной платы).



    К безработным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относят трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России, зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней. У нас в стране, лица с ограниченными возможностями, имеющие рекомендацию к трудовой деятельности составляют в среднем 4% от общего числа официально зафиксированных не работающих граждан.

    В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации).

    Безработица среди инвалидов – это неотъемлемая часть рынка труда, она имеет как позитивные, так и негативные последствия, которые выражаются в социальных и экономических аспектах.

    Для создания эффективных условий решения проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов содействия трудовой деятельности инвалидам. Задачи данных организаций в нашей стране по отношению к инвалиду очень велики, они занимаются не только решение проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник).

    Для эффективной работы в системе занятости в ряде регионах были открыты биржи труда, службы по трудоустройству инвалидов которые оказывают содействие в постоянном или временном трудоустройстве, переобучении, переквалификации данной категории граждан. Многое общественные организации инвалидов ведут активную профоринтационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Осуществляют психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве.

    Эффективным средством социальной защиты инвалида, согласно документу «О занятости населения в Российской Федерации» от 1991 года, является страхование от безработицы. У нас в стране на основании действующего законодательства государство гарантирует:

    Свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;

    Охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

    Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.

    Безработным гражданам, в том числе инвалидам предоставляется:

    Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;

    Обеспечение социальной поддержки;

    Компенсацию в соответствии с законодательство Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

    Бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;

    Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностях граждан.

    Важной составляющей государственной социальной защиты для инвалида является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработным:

    Выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

    Выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышение квалификации переподготовки по направлению органов службы занятости;

    Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

    Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости.

    Основным звеном поддержки инвалидов, в системе занятости является организация комплексной реабилитации, включающая меры:

    1) профессиональной ориентации: информирование, консультирование, психологическая поддержка;

    2) профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями, записанными в индивидуальной программе реабилитации;

    Особенностью социальной работы с инвалидами в системе занятости является наличие у них определенного количества медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, уменьшающий выбор возможных вакансий исходя из предпочтений человека.

    Граждане, с ограниченными возможностями, обратившиеся в службу занятости, имеют право получить консультацию по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Инвалиды, желающие сменить место профессиональной деятельности, могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

    Базовая работа специалиста с инвалидами в системе занятости включает в себя следующие этапы:

    1. Профессиональное информирование лиц с ограниченными возможностями:

    Знакомство с банком вакансий с учетом ограничений и противопоказаний;

    Информирование о возможностях получения смежной иной профессии, в том числе по вопросам организации самозанятости инвалидов;

    Сопоставление полученных сведений с имеющимися ограничениями лиц с ограниченными возможностями.

    2. Профессиональное консультирование инвалидов:

    Проведение профессиональной диагностики, направленной на определение интересов лиц с ограниченными возможностями, склонностей в профессиональной деятельности;

    Выявление характеристик профессионально важных качеств личности инвалида.

    3. Психологическая поддержка лиц с ограниченными возможностями:

    Формирование адекватной самооценки и уровня притязаний в процессе индивидуальной и групповой работы инвалидов;

    Коррекция профессионально важных качеств для трудоустройства на вакантные рабочие места с учетом заключения службы медико-социальной экспертизы.

    Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний одно из основных направлений деятельности службы занятости по работе с инвалидами. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому их трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным гражданам с ограниченными возможностями, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии.

    Социальная адаптация безработных граждан с ограниченными возможностями осуществляется в ходе группового взаимодействия в «Клубе ищущих работу». Участие в деятельности клуба позволяет инвалидам преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активизировать их к самостоятельному поиску работы, получить направление на профессиональное обучение. Что спасобствует повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда.

    Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям:

    1. Профессиональное образование инвалидов - проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.

    Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.

    Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

    Приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;

    Адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

    В данном направлении необходимо учитывать как индивидуальные особенности инвалида, так и специфику регионального рынка труда и перспективы его изменения в рамках кадровой политики. Это предполагает проведение допрофессиональной работы направленной на профессиональное самоопределение инвалида.

    2. Содействие профессиональной подготовке инвалида. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право инвалидов на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости исходя из представленных медико-социальных рекомендаций.

    Профессиональное образование безработных инвалидов решает следующие задачи:

    Повышение конкурентоспособности конкретного инвалида на рынке труда:

    Сокращение общего уровня безработицы;

    Изменение профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

    Минимизация финансовых издержек государства и региона.

    Данный вид деятельности службы занятости, является одним из главных элементов в системе социальной защиты инвалидов, так как способствует преодолению основной причины безработицы – несоответствия качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных.

    В соответствии с законодательством данная работа ведется с безработными инвалидами, если:

    Гражданин не имеет профессии (специальности);

    Невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

    Необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

    Гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

    Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют длительно не работающие граждане с ограниченными возможностями (по истечении шестимесячного периода безработицы), выпускники образовательных учреждений, впервые ищущие работу (ране не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) инвалиды и др.

    При этом профессиональное обучение инвалидов должно решать следующие задачи:

    1. Предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения.

    2. Формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей.

    3. Содействие трудовой активности инвалидов, развитие предпринимательства и самозанятости.

    4. Повышение конкурентоспособности определенных категорий инвалидов.

    Службы занятости ведут активную работу по профессиональной подготовке граждан с ограниченными возможностями, которая базируется на организационной и финансовой поддержке соответствующих социальных программ для инвалидов, по ее методическому обеспечению. Разработке различных подходов к формам и методам повышения квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц с ограниченными возможностями. При этом, возникает необходимость создании целостной концепции профессионального образования безработных инвалидов так как эффективность работы по данному направлению низкая.

    Неэффективность работы, по данному направлению связана со сроками в течении которых, инвалид желающий работать не может быть трудоустроен. На рынке труда доля лиц с ограниченными возможностями длительно неработающих самая большая по сравнению с другими категориями безработных. Длительность безработицы определяется сроком времени, в течение которого человек не может найти работу. Она может быть кратковременной (до 4 месяцев) и длительной (более 1 года).

    В России число лиц с ограниченными возможностями, стоящих на учете в службе занятости длительное время, достаточно велико. При оказании помощи данной категории безработных граждан необходимо вести работу по следующим направлениям:

    Комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы;

    Меры, направленные на активный поиск работы (формирование новой активной позиции);

    Приоритетное право пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

    3. Следующим направлением является принятие мер по изменению порядка приема инвалидов на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к работникам. Многие компании не видят широких возможностей для применения труда инвалидов и относятся к их способностям с большим неуважением, не находят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Основной мерой, по социальной поддержке инвалидов, может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы и др. В современных социально-экономических условиях, в целях повышения конкурентоспособности граждан, с ограниченными возможностями необходимо создать условия на предприятиях по совмещению обучение с профессиональной деятельностью инвалида. Сегодня у большинства молодых инвалидов наблюдается низкая мотивация к труду. Эффективная организация по включению граждан с ограниченными возможностями в работу будет способствовать приобщению молодых инвалидов к работе.

    4. Еще одним направлением является квотирование мест для инвалидов. Законодательством в рамках вопроса социальной защиты инвалидов определяются квоты для приема на работу инвалидов. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать свои квоты для приема на работу инвалидов. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. При этом, частыми являются случаи нарушения закона, или игнорирования его. Проблемой, для многих является основание для приема на работу инвалида. Профессиональная пригодность граждан с ограниченными возможностями с учетом уровня его профессиональной подготовки и рекомендациями определяется в соответствии с:

    Документами об образовании;

    Документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию;

    Записями в трудовой книжке;

    Индивидуальной программой реабилитации.

    Складывается ситуация, когда рабочие места определяются в пределах квот, имеется заключение о трудоспособности инвалида, а предприятие не может его принять, так как состояние здоровья граждан с ограниченными возможностями не соответствует требованиям трудового процесса. Эта ситуация во многом оборачивается против самого инвалида так как сокращает возможности его трудоустройства.

    Необходимым условием для трудоустройства инвалидов является организация специализированных рабочих мест. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

    5. Развитие предпринимательской деятельности, самозанятости. В системе занятости инвалидов характерной является частичная или скрытая безработица. Большое количество граждан с ограниченными возможностями готовы работать или уже трудятся на дому, при этом официальный статус безработного или работающего они не имеют. По мнению многих специалистов, единственной альтернативой нормализации ситуации в области занятости населения станет развитие предпринимательства, самозанятости особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

    Открытие собственного дела лицами с ограниченной трудоспособностью осуществляется на тех же условиях, что и для других категорий безработных граждан. Гражданину, признанному в установленном порядке безработным и решившему открыть собственное дело, службы занятости оказывают следующие виды услуг: ознакомление с нормативными документами, рекомендациями, тестами и другой имеющейся в центре занятости литературой о порядке создания малых предприятий, организаций, индивидуальной трудовой деятельности; предоставление информации о местонахождении организаций, занимающихся вопросами развития предпринимательства; предоставление информации о возможности и условиях обучения основам рыночной экономики и профессиям, необходимым для организации собственного дела; ознакомление с порядком и условиями предоставления компенсаций для возмещения части расходов по созданию собственного дела и предоставление субсидий на организацию собственного дела.

    6. Привлечение инвалидов к оплачиваемым общественным и временным работам. Элементом социально-экономической поддержки безработных является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним неконкурентоспособных категорий граждан.

    Под общественными работами понимается трудовая деятельность, граждан с ограниченными возможностями имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки лиц, не имеющих работы. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а так же их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Право на участие в общественных, временных работах имеют инвалиды, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и безработные, при этом учитывается их согласие. Преимущественным правом на участие в данной трудовой деятельности имеют лица с ограниченными возможностями, не получающие пособие и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). При направлении на работу учитывается рекомендации отмеченные в индивидуальной программе реабелитации инвалида, возрастные и профессиональные особенности человека.

    7. Организация ярмарок вакансий для граждан с ограниченными возможностями. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий для инвалидов. Данная форма работы дает возможность лицам с ограниченными возможностями ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и входе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки (исходя из категорий безработного и выбора рода деятельности).

    8. Наиболее действенным направление является создание специализированных предприятий в решении проблемы занятости инвалидов. Сегодня данные организации для граждан с ограниченными возможностями - реальное явление на региональном рынке труда, хотя доля их сокращается. Несмотря на то, что действуют эти предприятия в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи, дают основание выделить данные специализированные организации в отдельную категорию. При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса, спецификой их деятельности, особенностями выстраивания отношений с социальными партнерами. Вместе с тем, одной из задач создания данных организаций является, выполнение важнейших социальных функций (снижение напряженности на рынке труда, повышение социальной активности инвалидов).

    9. Содействие занятости молодым инвалидам. Государство предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются социальные целевые программы по содействию занятости инвалидам. Большое внимание уделяется вопросу профилактики безработицы среди молодых инвалидов. Главными направления в работе с данной категорией является:

    Введение в общеобразовательных учреждениях курса по профессиональной ориентации, включая обучение молодых инвалидов навыкам поиска работы;

    Информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;

    Проведение активной политики по профориентационной работе;

    Психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места;

    Организация временной занятости безработных инвалидов;

    Активное содействие молодых инвалидов в организации профессиональной деятельности;

    Обучение типовым моделям трудоустройства.

    Для эффективной социальной работы по данным направлениям необходим качественный анализ профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка, переподготовка с учетом спроса и предложения на рынке труда.

    9. Одним из комплексных направлений в решении проблемы содействия занятости инвалидов может выступать создание средств массовой информации для граждан с ограниченными возможностями ищущих работу. Через специализированные, доступные для инвалида источники информации, можно непосредственно влиять на повышение их социальной активности и позитивно окрасит информационное пространства. Для многих категорий безработных значимым является пример успешного выстраивания карьеры. Развитие информационного пространства позволит расширить и круг профессиональных интересов, предпочтений инвалида и учитывать потребности складывающейся рыночной ситуации.

    10. Правовое регулирование социальной политики по решению проблем инвалидов. Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем инвалидов, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня инвалидов, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей граждан с ограниченными возможностями недостаточно эффективны.

    Основные условия по повышению социально-экономической защищенности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда являются:

    Ориентация инвалидов на создание собственного благосостояния посредством реализации своих трудовых мотиваций. Ключевым аспектом выступает не государственная социальная защита, а создание механизма реализации профессионального трудового потенциала инвалидов в тесной связи с возможностями динамического роста их благосостояния;

    Востребованность профессиональных возможностей инвалида обществом, государством, работодателями. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, если в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Нельзя допустить, чтобы прекратилось воспроизводство и поддержка кадрового потенциала страны.

    Таким образом, под социальной поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических, правовых, организационных мер направленных на содействие занятости граждан с ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и имеющих соответствующую рекомендацию.

    Содействие трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями сложный многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий обеспечивающих инвалидам полную реализацию своих конституционных прав.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите особенности социально-экономического положения инвалидов на российском рынке труда.

    2. Дайте характеристику факторов влияющих на положение инвалидов на российском рынке труда.

    3. Каковы основные направления деятельности органов власти по содействию занятости и трудоустройству инвалидов?

    4. Охарактеризуйте основные методы и формы социальной работы с безработными инвалидами в условиях центра занятости населения.

    «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Резолюция Генеральной Ассрмблеи ООН от 20.12.1993 №А/RES/48/96.

    Дементьева Н.А., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.

    Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

    Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. – М., 2003.

    Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.В. Зозули. – М., 2005.

    Латышева Т.Х. Труд инвалида. – М., 1997.

    Основы социальной работы: учебное пособие /Под ред. Н.Ф.Басова. – 4-е изд., – М. 2008.

    Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. – М., 2004.

    Рынок труда. Учебник /Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. – М., 2000.

    Социальная политика./ Под ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.

    Социальная работа /Под ред. Н.Ф. Басова, 2-е изд. – М., 2010.

    Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие – М., 2001.

    Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.

    Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. 3-е изд. - М., 2009.

    Ярская - Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004.

    Развитие каждого государства в значительной мере определяется степенью использования профессиональных, интеллектуальных и творческих способностей людей. В сложившихся социально-экономических условиях ключевое значение приобретает необходимость максимально эффективно применить существующий в Российской Федерации человеческий ресурс, включая всех категорий безработных граждан (молодежь, инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста и др.).

    Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и особенности его самореализации, механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

    Рынок труда инвалидов является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющийся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.Поэтому, государство берет на себя обязательство по содействию интеграции гражданам с ограниченными возможностями, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности в поиске работы.

    Положение инвалидов в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, удовлетворить свои права и социальные гарантии. Безработица среди граждан с ограниченными возможностями выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

    Болезнь или травма могут привести к потере здоровья человека, следствием чего являются значительные отрицательные последствия в его жизнедеятельности. Нарушаются не только физиологические функции организма, но и снижается социальная, в том числе профессиональная, активность человека. Преодоление последствий инвалидности, восстановление утраченных в связи с ней части жизненных функций, а также социально значимых качеств позволяют инвалиду стать полноценным и равноправным членом общества, непосредственно участвовать в общественной жизни, способствует его успешной реабилитации и интеграции в обществе.

    В этом процессе особую роль играет трудовая деятельность, она оказывает положительное влияние на жизнь инвалида. Занятость способствует физическому, личностному, профессиональному восстановлению личности. В значительной степени повышается и материальное благосостояние инвалида. Меняется психическое состояние человека, он перестаёт ощущать себя ненужным. Растёт его престиж в семье, обществе и государстве. Под влиянием труда в организме развиваются компенсационные механизмы, способствующие преодолению вызванных инвалидностью ряда недостатков.



    В "Хартии инвалидов", принятой ООН в 1980 году, подчеркивается, что качество жизни лиц с нарушениями жизнедеятельности не должно отличаться от качества жизни остальной части населения. Важно, чтобы эта цель достигалась не столько за счет социальной благотворительности государства, отдельных организаций и лиц, сколько за счет системы социальных, организационных, экономических, психологических и других мер, позволяющих инвалиду адаптироваться в новых условиях и найти свое место в жизни.

    Права лиц с ограниченными возможностями на труд уже в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», которые были приняты в 1993 году, выделили наиболее проблемные зоны создания благоприятных условий по включенности данной категории граждан в жизнедеятельность своей страны. В одном из параграфов специально рассматривается проблема занятости лиц с ограниченными возможностями. В нем отмечено «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда» .

    Различные стороны содействия занятости инвалидов рассматриваются в документах, разработанных Международной организацией труда (МОТ). Одним из первых поднимался вопрос социальной защиты граждан. В 1933 году была принята Конвенция №37 «Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги», в которой раскрыты вопросы профилактики инвалидности в рамках трудовой деятельности. Проблемы профессиональной реабилитации инвалидов поставлены в Рекомендации №168 и Конвенции № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятых в 1983 году. В ряде документов МОТ раскрыты аспекты активной политики занятости граждан с ограниченными возможностями (Рекомендация №88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» от 1950г., и Рекомендация №99 «О переквалификации инвалидов» 1955г.).



    Выстраивание рыночных отношений носит не только позитивный, но и негативный характер, что связанно с ужесточением требований к работнику. Как следствие, количество граждан, попадающих под категорию неконкурентоспособных, постоянно увеличивается. Все эти процессы особенно обостряются в период социально-экономических кризисов.

    В связи с этим, проблема занятости инвалидов приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для них, с другой - возможность реализовать свои потребности в профессиональной деятельности удается далеко не каждому.

    Роль на российском рынке труда данной категории населения остаётся несоответствующей их потенциальным возможностям, а занятость достаточно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности. Особенно она низкая среди граждан имеющих 1 и 2 группу инвалидности.

    Положение инвалидов на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, наблюдается рост количества инвалидов (примерно 50% из них трудоспособного возраста), во-вторых, доля регистрируемой безработицы среди лиц с ограниченными возможностями увеличивается в среднем по нашей стране от 2% до 5%.

    Выходящие на рынок труда инвалиды различаются по возрасту, полу, образовательному и профессиональному уровню, состоянию здоровья, жизненным установкам. Среди признанных безработными - лица, получившие инвалидность в результате заболеваний, травм, пострадавшие на производстве и в ходе боевых действий, инвалиды с детства. Средний возраст неработающих граждан с ограниченными возможностями 26-45 лет.

    Все они по разным основаниям делятся на несколько групп. Для решения вопроса занятости значимыми являются характеристики связанные:

    1. Со степенью трудоспособности (инвалиды трудоспособные, нетрудоспособные, временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, в щадящих условиях труда)

    2. Характером заболевания человека (мобильным, мало мобильные, немобильные).

    В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы занятости и трудоустройства граждан с ограниченными возможностями.

    Относительно низкий статус занятости, лиц, имеющих инвалидность, во многом объясняется неопределенностью жизненных установок, отсутствием востребованного профессионального образования, опыта работы. Ситуация усугубляется и тем обстоятельством, что работодателям невыгодно принимать на работу инвалидов, которым, требуются специализированные рабочие места, льготные условия труда (сокращенное рабочее время, сниженные требования к производительности). Несмотря на законы, принимаемые на уровне субъектов федерации «О квотировании рабочих мест для инвалидов», они стремятся находить причины для отказа инвалиду в трудоустройстве.

    Особенность положения инвалидов на российском рынке труда определяется рядом факторов:

    1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества инвалидов, как отсутствие опыта работы, неспособность качественно выполнять свои профессиональные обязанности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, неустойчивость поведения, то есть всё то, что свидетельствует о профессиональной несостоятельности человека, недостаточном уровне его адаптации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к инвалидам на рынке труда.

    2. Не обоснованное представление инвалидов о выстраивании личной профессиональной стратегии. Это проявляется в определении профессии, в дальнейших перспективах трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться профессиональное обучение, часто делается инвалидом исходя из его физиологических возможностей, степени инвалидности, условий обучения, его доступности. Основная идея получения образования «Что я могу и хочу, а не куда я смогу трудоустроится в дальнейшем». Научить молодых инвалидов анализировать реальную ситуацию на рынке труда, через призму личностных возможностей - это то, направление работы, которое необходимо внедрять в повсеместную практику деятельности службы занятости в рамках профилактики безработицы лиц с ограниченными возможностями.

    3. Сокращение рабочих мест на предприятиях и специализированных организаций нацеленных на преимущественное трудоустройство инвалидов. Особое беспокойство вызывает то, что большое количество безработных граждан составляют выпускники средне специальных и высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодых инвалидов пользуются такие профессии, как программист, экономист и бухгалтер, юрист. Вместе с тем, среди вакансий, предлагаемых для граждан с ограниченными возможностями преимущественно малоквалифицированный труд, без учета их профессиональных качеств.

    Анализ наиболее востребованных вакансий для инвалидов показал, что людям с ограниченными возможностями предлагают рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату (сборщики, вахтеры, швеи, операторы ОТК). Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных возможностей, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

    В системе занятости слабо учитываются интеллектуальные ресурсы инвалида. Многие граждане, с ограниченными возможностями имеющие трудности в перемещении способны работать умственно: анализировать ситуацию, писать статьи, художественные произведения, заниматься творчеством, научно-исследовательской деятельности и т.п. При этом, организовать данную профессиональную деятельность с учетом российского законодательства они чаще всего не могут. Мало-мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) в большей степени занимаются не квалифицированной работой на дому или в редких случаях, организацией самозанятости.

    Эффективное решение трудоустройства инвалидов возможно лишь при условии перехода от традиционных форм и методов занятости граждан с ограниченными возможностями к новым, инновационным способам, основанным на законах рыночной экономики, и на особенностях эффективного взаимодействия различных групп населения в обществе.

    В подборе новых форм и методов содействия занятости граждан с ограниченными возможностями необходимо учитывать следующие факторы, которые связаны с поведением инвалида на рынке труда.

    В первую очередь пространственно-средовые проблемы. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жизни, социальная инфраструктура не отвечают запросам жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Добраться до места работы без особых осложнений для многих инвалидов непреодолимая проблема.

    В рамках этого направления не решенным остается вопрос получения достоверной информации инвалидом о ситуации на рынке труда, что и приводит к неэффективности в решении профессиональных задач. С другой стороны и общество некачественно реагирует на те проблемы, с которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями в ходе поиска работы и трудовой деятельности в силу не владения полной информации о данной категории людей. Как следствие, возможный профессиональный потенциал инвалида используется не в полной степени.

    На рынке труда нехватка информации влияет и на ситуацию в сфере образования. У инвалидов наблюдается ограниченная возможность в получении профессионального образования. Связано это с неприспособленность большинства учебных заведений к обучению лиц с ограниченными возможностями, слабость развития системы дистанционного обучения.

    К числу следующих вопросов влияющих на занятость лиц с ограниченными возможностями, является коммуникативная проблема. Расстройство общения, определяется как один из самых значимых аспектов при трудоустройстве и закреплении на рабочем месте инвалида. Связан он с физическими особенностями человека, его эмоциональным состоянием, реакцией трудового коллектива.

    Большое влияние на эффективное поведение человека на рынке труда оказывают эмоциональные факторы. Это, прежде всего неоднозначная реакция окружающих в отношении инвалида (неловкость, насмешки, недовольство, жалость). И сами лица, с ограниченными возможностями, при профессиональной деятельности испытывают стресс, страх, изоляцию, ожидание опеки. Все это затрудняет общение и мешает профессиональной деятельности инвалида.

    На рынке труда ключевым вопросом остается низкая цена рабочей силы, что влияет на экономическое положение лиц с ограниченными возможностями. Уровень средней заработной платы для данной категории граждан значительно ниже, чем у других категорий работающих людей. Связано это с особенностями профессиональной деятельности (чаще всего неквалифицированный мало оплачиваемый труд). Несмотря на то, что существуют определенные льготы для инвалидов уровень их материальной обеспеченности остается критическим

    Все выше перечисленные экономические, психологические и социальные проблемы инвалида во многом определяют особенности положения граждан с ограниченными возможностями на рынке труда и мешают им реализовать себя в профессиональной деятельности.

    Рынок труда инвалидов можно дифференцировать исходя из особенностей типа предприятия, где они работают.

    1. «Открытый» рынок труда, когда трудоустройство инвалидов осуществляется на предприятиях и в организациях общего типа как государственных, так и негосударственных. Чаще всего, устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов и разрабатываются механизмы стимулирования его деятельности. Работодателю предписывается организация специально созданных условий для труда граждан, с ограниченными возможностями, необходимость дополнительного оснащения рабочего места и его обслуживание. Инвалиды в данных предприятиях составляют не более 8% от общего числа работающих граждан. Подобные форма рынка труда инвалидов нашли распространение в большинстве стран Европы – Германии, Франции, Чехии и др. В ряде англоязычных стран и США преследуются по закону любые формы дискриминации, как следствие, работодатель не может отказать человеку в приеме на работу только по признаку инвалидности.

    2. «Закрытый» рынок труда, когда занятость инвалидов осуществляется на специализированных предприятиях, получающих определённую государственную поддержку. Численность работающих на них лиц с ограниченными возможностями больше 50% от общего числа работников. В нашей стране данные коммерческие организации созданы по инициативе Всероссийского общества инвалидов во всех субъектах федерации (ПО «Восход» Всероссийского общества слепых, УПК «Надежда» Всероссийского общества инвалидов и другие). Однако, в условиях рыночной конкуренции организации лиц с ограниченными возможностями могут существовать, только основываясь на государственной поддержке. Выполняя как экономическую, так и большую социальную функцию данные предприятия в современных условиях нуждаются в существенной реорганизации. В большинстве случаев весь производственный цикл, в специализированных организациях, приобретает характер трудотерапии для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая состояние здоровья работающих там граждан, производство должно быть, оснащено современным оборудованием, что требует больших финансовых вливаний и без поддержки со стороны органов власти всех уровней их существование является нерентабельным.

    Таким образом, сложившаяся ситуация на российском рынке труда является достаточно напряженной для граждан с ограниченными возможностями. Основной чертой, которого на сегодняшнем этапе является несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, в связи, с чем наличие инвалидности делает процесс занятости данной категории безработных лиц крайне затрудненным. Положение инвалидов на рынке труда определяется как субъективными (низкая квалификация, неумение выстраивать отношения в рабочем коллективе, слабая профессиональная активность и др.), так и объективными (низкая цена труда, неразвитая инфраструктура, слабая информационная поддержка и др.) факторами. Содействие занятости инвалидов – это сложный, многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными пожеланиями основанный на индивидуальном подходе к каждому клиенту.

    МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Только треть инвалидов трудоустраиваются в регионах России после обращения в центры занятости. Такие данные приводят специалисты в Башкирии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Приморье и на Урале. По данным Минтруда РФ, безработица - основная проблема для людей с ограниченными возможностями. Однако в ведомстве рассчитывают, что доля занятых инвалидов к 2025 году по стране достигнет 50%.

    Спрос не всегда рождает предложение

    По данным Пенсионного фонда России, в стране проживает 12,2 млн инвалидов, из них работают только 25%. Ежегодно в службы занятости обращаются десятки тысяч человек, но только от 25 до 35% обратившихся получают запись в трудовую книжку. Например, в этом году в Башкирии из 3 тыс. инвалидов нашли работу только 916 человек.

    "В этом году в Карачаево-Черкесии мы помогли найти работу 131 инвалиду, это на 22% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. Одна из причин - увеличение желающих работать", - сказали в службе занятости республики.

    Чтобы узнать потребности незанятых инвалидов, на Ямале провели опрос, в нем приняли участие 530 человек. "Наиболее востребованные профессии среди опрошенных - сторож-вахтер, оператор ЭВМ, бухгалтер, администратор, уборщик, гардеробщик. Около 10% опрошенных готовы работать по любой предложенной профессии, подходящей им по состоянию здоровья, 33,1% ищут работу более года", - сказали в пресс-службе правительства ЯНАО.

    Почти половина инвалидов не имеет профессионального образования. "По уровню профессионального образования 48,7% не имели такового, 36,6% имели среднее профессиональное образование, 14,7% имели высшее образование", - уточнили в пресс-службе.

    Одна из территорий, где работу по трудоустройству ведут очень активно, - город Бийск Алтайского края. "К примеру, в городском дворце культуры работают восемь человек с ограниченными возможностями здоровья - это аккомпаниатор, машинист сцены, балетмейстер, художник-постановщик, артисты духового оркестра", - рассказали в региональном управлении Главтрудсоцзащиты Алтайского края.

    Барьер из стереотипов

    Председатель региональной общественной организации инвалидов Северной Осетии "Независимая жизнь" Сергей Саутин считает, что безработица среди инвалидов зачастую вызвана условиями, не приспособленными для этой категории людей. "У человека есть голова, есть диплом, но каждый день добираться на работу может быть неразрешимой проблемой. А еще и у работодателей есть недоверие, срабатывает стереотип, что инвалид не сможет работать", - сказал Саутин.

    Если стереотипы во многих регионах сломать пока не удается, то проблему доступной среды для инвалидов начали решать. В частности, благодаря реализации программы "Доступная среда", рассчитанной до 2020 года, в российских городах и районах устанавливаются пандусы, удобные парковочные места, кнопки вызова. Например, в самарском международном аэропорту Курумоч уже работает специальная группа сопровождения, которая помогает пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в аэропорту в перспективе появится амбулифт (машина с подъемным устройством для посадки в самолет - прим. ТАСС), с помощью которого инвалиды будут подниматься в самолет, минуя трап.

    В Обнинске Калужской области для успешной реализации программы "Доступная среда" два инвалида-колясочника были трудоустроены на высокие должности в мэрию. Чиновники Дмитрий Миронов и Артем Воробьев объединили сообщество инвалидов для решения существующих проблем в городе: обустройства съездов, установки подъемников. Они разрабатывают маршруты передвижения инвалидов, при этом изначально все пути обследуются непосредственно самими специалистами мэрии. Кроме того, инвалиды-чиновники ведут раздел "Обнинск без барьеров" на сайте администрации города, а также выдают рекомендации строителям и участвуют в приемке данных работ.

    Недавно Дмитрий Миронов был включен в обнинский градостроительный совет. Теперь все решения по строительству новых объектов будут приниматься с учетом мнения маломобильных граждан.

    Квоты, льготы и курсы

    Один из инструментов решения проблемы безработицы среди инвалидов - квоты на рабочие места, размер которых в каждом регионе определяют местные власти. "На Алтае они максимальные - 4% от численности работников предприятия. Это почти 5,5 тыс. рабочих мест, но пока из них заняты 4,5 тыс., так как не все рабочие места адаптированы для инвалидов", - отмечают в региональном управлении Главтрудсоцзащиты в Алтайском крае.

    "У нас около 10 слабослышащих мастеров, которые в основном работают на громком производстве, там, где пилят камни, работают молотками, специальными станками. Социализация налицо - почти весь коллектив ювелиров освоил язык жестов. Они (инвалиды) - очень трудолюбивые сотрудники, по закону у них сокращенный рабочий день, но мастера самостоятельно просятся работать сверх плана, чтобы не отставать от коллег", - рассказал ТАСС директор компании Виктор Моисейкин.

    На необычную для инвалидов по зрению работу устроился житель Сочи Сергей Гринь. Он с 2011 года работает экскурсоводом в Художественном музее курорта. "Посетители о моей инвалидности не догадываются, наиболее внимательные лишь к концу экскурсии замечают, что на всем протяжении рассказа о картинах я не снимаю черные очки. В музее у нас созданы все условия как для работы, так и для посещения залов инвалидами, есть указатели на языке Брайля, удобные пандусы", - сказал ТАСС Гринь.

    По его словам, проблем с проездом к месту работы у незрячего инвалида в Сочи нет благодаря Паралимпийски играм, которые прошли в городе в 2014 году. На тротуарах на курорте уложена специальная плитка, а светофоры оснащены звуковым оповещением.

    Нестандартные приемы при трудоустройстве инвалидов применяют и в Пензе, здесь второй год действует единственный в России реабилитационный центр молодых инвалидов, оставшихся без попечения родных "Квартал Луи". Инвалиды-колясочники живут коммуной и самостоятельно создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Сначала заработала типография, где инвалиды работают дизайнерами, операторами компьютерной верстки, затем появилось первое в России инклюзивное кафе "Арт-холл Квартала Луи", теперь по выходным проводятся конкурсы, тематические вечера, в планах в 2017 году открыть хостел.

    "Изначально нашей задачей было создать среду, где люди с ограниченными возможностями могли бы жить, но адаптация не сможет пройти без образовательной среды и профессиональной подготовки. Работодатели не горели желанием обустраивать рабочие места для инвалидов или приспосабливаться к их особенностям, и мы решили сделать все самостоятельно", - сказала ТАСС автор и идейный вдохновитель проекта директор АНО "Квартал Луи" Мария Львова-Белова.

    Паралимпийцы уходят в бизнес

    Находят место инвалиды и в бизнесе, эту нишу им, например, в Томской области помогает освоить региональная служба занятости. Чтобы получить почти 60 тыс. рублей на собственное дело, соискателю нужно придумать бизнес-идею, пройти тестирование для определения способностей к предпринимательству. Если тест пройден, готовится бизнес- план, который защищается перед экспертами. Также возможна компенсация расходов на подготовку документов для регистрации бизнеса.

    Благодаря этой поддержке в 2016 году восемь человек открыли свой бизнес в Томской области. "Из них трое зарегистрировали крестьянско-фермерские хозяйства, часть стала индивидуальными предпринимателями в разных сферах: ремонт автотранспорта, строительство, фотоуслуги", - сообщили в департаменте. А в Карачаево-Черкесии инвалиды чаще всего открывают мастерские по ковке металлических изделий, по пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, занимаются перевозкой грузов, разведением крупного рогатого скота и пчеловодством.

    Нет проблем с ведением бизнеса и у Паралимпийских чемпионов. Уходя из большого спорта, они создают собственные фирмы, куда трудоустраивают, в том числе, людей с инвалидностью. "Что касается членов Паралимпийской сборной, то они получают зарплату от Минпсорта РФ, также доплачивает уральским спортсменам с инвалидностью центр "Родник", - сказала корр. ТАСС основатель центра паралимпийской и сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник" Людмила Семенкина.

    По ее словам, начинающих паралимпийских спортсменов от 18 лет в регионе трудоустраивают в "Роднике". По данным службы занятости Свердловской области, за 9 месяцев 2016 года был трудоустроен 1741 инвалид, что почти на 100 человек больше, чем в прошлом году.