Безработица инвалидов причины и методы. Проблема безработицы среди инвалидов. Вопросы для самоконтроля

Полных и объективных данных о количестве безработных инвалидов в нашей стране нет. Официальная статистика часто оперирует цифрами Федеральной государственной службы занятости населения. Но в соответствии с действующими правилами признание гражданином безработным носит заявительный характер. Человек должен самостоятельно обратиться в территориальный центр занятости и в случае отсутствия или потери работы получить статус «безработного гражданина» и пособие по безработице. Получается, что признание человека безработным содержит в себе сильный субъективный элемент. Не каждый человек готов признать себя таковым, особенно в России.
Подобная система является общепринятой в мировой практике. По методологии Международной организации труда безработный ищет работу и готов к ней приступить. Российский Госкомстат ввел это определение в 1994 году. Но этот «субъективизм» имеет социальную подоплеку, несет некоторые негативные моменты и особенно актуален в Российской Федерации для людей с инвалидностью. Мы перечислим четыре основные проблемы, которые не позволяют говорить о государственной системе учета инвалидов в качестве безработных граждан, как об отражении реальной ситуации в этом вопросе.
Во-первых, для инвалидов процедура постановки на учет в службе занятости усложнена по сравнению с другими гражданами. От них требуется оформить и представить индивидуальную программу реабилитации, где обязательно должны быть отражены рекомендации к условиям и характеру труда. Отметим, что уже на этом этапе немалая часть людей с инвалидностью выпадает из официального статуса «безработных граждан». Одни - из-за нежелания проходить столь длительную и неприятную процедуру (оформление индивидуальной программы реабилитации требует около месяца времени и получения заключений большого количества медицинских специалистов). Другие - из-за того, что получают третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, что в соответствии с действующими правовыми нормами означает для инвалида понятие «нетрудоспособность или противопоказанность труда», а таких людей с инвалидностью на учет в службе занятости не поставят. Вместе с тем понятие «нетрудоспособность» в нашей стране имеет больше социальный характер. Этим шагом наше государство расписывается, что неспособно обеспечить трудовую занятость большому количеству инвалидов, хотя при создании определенных условий выполнять какую-либо работу сможет практически каждый человек. Наиболее ярко это видно на примере людей с ментальной инвалидностью (Даун- синдром, аутизм, психические заболевания и т. д.). В ведущих зарубежных странах эти люди успешно работают, а в нашем государстве их автоматически признают «нетрудоспособными».
Все перечисленное подтверждается данными, приведенными в таблице 1. Количество инвалидов трудоспособного возраста в любом регионе значительно превышает количество инвалидов, имеющих индивидуальную программу реабилитации (а тем более - имеющих в ней рекомендацию к труду). А число людей с инвалидностью, обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения, совсем мало.

Таблица 1
(данные за 2005 год)

Данные за 2004 год
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт.
Во-вторых, следует учесть вопросы доступности окружающей среды и информации для инвалидов. Бывает сложно, а иногда и невозможно человеку с нарушением опорно-двигательного аппарата или зрения выйти из своего дома и добраться до местного центра занятости населения, особенно, если необходимо использовать общественный транспорт. Далее, практически все учреждения Федеральной государственной службы занятости населения архитектурно недоступны для лиц с инвалидностью. В них также нет специальных коммуникативных технологий для общения с инвалидами по зрению и слуху (сурдоперевод и азбука Брайля), что сильно ограничивает возможность пользоваться данной государственной службой.
В-третьих, сильно недоверие к возможностям Федеральной государственной службы занятости и инвалиды предпочитают к ней просто не обращаться. Список предлагаемых вакансий очень ограничен и в большинстве случаев не позволяет реально трудоустроиться. А просто состоять на учете как безработный гражданин и получать пособие по безработице для многих инвалидов не интересно, так как они не имеют трудового стажа и могут претендовать только на выплаты в размере одного МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
В целом, служба занятости в процессе трудоустройства безработных граждан с инвалидностью оказывает только информационные услуги. Соискатель направляется к работодателю на имеющуюся вакансию по принципу «подходит - не подходит». О том, чтобы адаптировать требования рабочего места к возможности конкретного инвалида (а большинству инвалидов для трудоустройства требуется именно это), то есть изменить график работы, служебные обязанности или обеспечить создание специальных условий труда, не идет и речи. Это сильно ограничивает возможности трудоустройства граждан с инвалидностью. Если посмотреть на таблицу 2, то становится очевидным, что государственная служба занятости с большим успехом трудоустраивает инвалидов третьей группы. Это связано с тем, что эти люди имеют наименьшие ограничения в физических возможностях, и для их трудоустройства не требуется создание специальных условий труда.

Таблица 2

Программы профессионального обучения и переобучения по уже названным причинам не всегда доступны для инвалидов с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Единственной государственной программой, в полной мере ориентированной на решение проблем трудовой занятости лиц с инвалидностью, остается программа «Временной занятости социально-незащищенных слоев населения». Ею предусматривается трудоустройство на два месяца граждан, попадающих под понятие «социально-незащищенные слои населения» (в том числе, инвалиды), с выплатой работникам через работодателя за счет службы занятости определенного социального пособия. Сейчас его размер составляет 2 МРОТ. Инвалид для участия в программе должен состоять на учете в службе занятости как безработный гражданин, а работодатель должен заключить со службой занятости соответствующий договор. Данная программа не является популярной среди коммерческих структур, так как требует заполнения большого количества документации, что абсолютно несопоставимо с теми выгодами, которые можно получить. Для работодателя нет никаких возможностей получить от государственных структур финансовые средства на создание специальных условий труда для людей с инвалидностью, что снижает практическое значения программы для реального трудоустройства инвалидов. В результате «осваивать выделенные средства» на эту программу зачастую приходится общественным объединениям инвалидов. Что впрочем, для многих из них является возможностью хоть в минимальном размере, но оплачивать труд своих сотрудников- инвалидов. Региональные службы занятости населения вынуждены это делать, не имея возможности потратить финансы на другие цели.
В-четвертых, за чертою «безработных» оказываются «отчаявшиеся» люди. Здесь следует учесть инвалидов, которые некогда имели работу, но потеряли ее, а в процессе поиска новой работы потеряли и всяческую надежду. К «отчаявшимся» можно отнести также тех людей с инвалидностью, кто в силу негативного социального опыта (или его отсутствия) даже и не думает о возможном приложении своих физических или творческих способностей к трудовой деятельности.
В качестве иллюстрации состояния людей, некогда имевших работу и теперь длительное время пребывающих в состоянии безработицы, можно привести «классическую» теорию Харрисона (рисунок 1). Эта модель отражает разные эмоциональные состояния человека в ситуации безработицы.
Сначала люди находятся в состоянии шока и не могут поверить в то, что они остались без работы, но, в конце концов, смиряются с ситуацией. Потом они проходят стадию оптимизма и надежды и активно ищут работу. Однако, если они не найдут ее, надежды начнут исчезать, и стремление поиска работы пойдет на убыль. За этой стадией следует фатализм и восприятие ситуации как неизбежной. Поиски работы могут прекратиться совсем. Зарубежные исследования показывают, что стадия пессимизма наступает уже примерно через шесть месяцев и уровень мотивации к поиску работы неуклонно стремится к «нулю», что негативным образом сказывается и на эмоциональном состоянии безработного.

Рисунок 1

У людей с инвалидностью в процессе поиска работы возникают и серьезные психологические комплексы из-за явной и скрытой дискриминации при трудоустройстве. Эта дискриминация может строиться на предубеждениях со стороны работодателя к тем, кого он считает «ненормальными», либо на его мнении о том, что инвалиды не могут эффективно трудиться. Формы дискриминации могут быть различны. Начиная от прямого отказа и создания такой психологической обстановки во время собеседования, при которой инвалид сам отказывается от возможности трудоустройства, до сознательного завышения критериев для представленной вакансии под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы или утверждая, что другие работники не захотят трудиться рядом с инвалидом. В любом случае, негативный опыт при трудоустройстве, особенно когда со стороны работодателя подчеркивается «ущербность» человека с ограничениями в физических или ментальных возможностях, формирует значительные психологические комплексы у инвалида и становится сдерживающим фактором в дальнейшем поиске работы, повышая общий уровень безработицы среди людей с инвалидностью.
Отдельно следует отметить тех инвалидов, у которых не сформировалось необходимое «экономическое сознание». Отношение общества и существующая государственная социальная политика способствуют созданию у них иждивенческих настроений и препятствуют поиску какой-либо материальной и психологической независимости от родственников и социальных служб. Ограниченный жизненный опыт, невозможность получить полноценное образование в среде своих сверстников, агрессивность окружающей среды (куда входят недоступность инфраструктуры, средств коммуникации и общий психологический климат) лишают их каких-либо перспектив в сфере трудовой деятельности. У нас этих людей даже не рассматривают как «трудовой ресурс». Отсутствие работы в их среде воспринимается как «нормальная» ситуация, не требующая какого-либо решения.
В целом можно отметить, что официальная статистика безработицы среди людей с инвалидностью отнюдь не отражает существующей ситуации. По наблюдениям, реально трудятся в нашей стране не более 10% инвалидов и, что наиболее печально, безработица не имеет тенденции к снижению. Видится, что без изменения в этом вопросе государственной социальной политики, а также отношения общества к проблемам инвалидности, сложившееся положение не улучшится.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

    осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать личностный потенциал инвалида и его социального окружения;

    сбор информации и формирование банка данных об инвалидах;

    правовая помощь при трудоустройстве инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;

    консультации юриста.

Метод и средства проведения интерактивных занятий, нацеленных на психологическую подготовку инвалидов для успешного трудоустройства могут быть следующие:

    Использование наглядных пособий

    Мини-лекция, сообщение

    Методика вопросов и ответов

    Мозговой штурм

    Дискуссии.

    Работа в малых группах

    Обсуждение конкретных случаев

    Интервью

    Разминки

    Ролевая игра

    Демонстрация

    Моделирование реальной ситуации

    Скетч, сценка

Два основных направления:

оценка профессиональных навыков и практическая профессиональная подготовка) и тренировка (курсы). Последние включают в себя групповые и индивидуальные методы работы, а также подходы и техники, заключающиеся в деятельности, ориентированной на работу.

В задачу социально-медицинской работы входят:

    психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности трудоустройства;

    трудовая реабилитация и определение его реабилитационного потенциала;

    составление карт комплексной реабилитации инвалида;

    проведение диагностических мероприятий;

    организация необходимой консультативной помощи специалистов.

Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей инвалида в сфере занятости и трудоустройства, которая разрабатывается врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.

Для того, чтобы еще более четко обрисовать себе картину будущей работы, инвалиду ответить для себя на следующие вопросы:

1. В какой области и по какой специальности хотелось бы работать?

2. Есть ли соответствующее образование и опыт работы?

3. Нужно ли получить дополнительное образование для работы по данной специальности? (Курсы, повышение квалификации, дополнительное образование?)

4. Сколько примерно человек должно быть в коллективе, в котором будет комфортно работать?

5. Какой график работы будет наиболее удобен: полный или неполный рабочий день, свободный график? Допустимы ли сверхурочные, работа в выходные и праздничные дни?

6. Работа на дому обязательно, возможно часть работы делать на дому, работа исключительно вне дома?

7. Сколько времени инвалид готов тратить на дорогу на работу и с работы? Каким общественным транспортом готов каждый день пользоваться?

8. Какая заработная плата будет наиболее приемлема?

В настоящее время специалисты все больше склоняются к тому, что остро встает вопрос о необходимости создания специальных отделений, деятельность которых будет направлена исключительно на профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов. Особенность отделения должна состоять в том, что специалисты в отделении проводят целенаправленную профессиональную подготовку и содействуют трудоустройству и занятости инвалидов в комплексе с психологическими и медицинскими мероприятиями. Необходимо так же укреплять взаимодействие государственных и общественных структур.Это позволитускорить процесс помощи нуждающимся инвалидам и сделает работу государственных органов более прозрачной.

Глава 2. Проблемные аспекты занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и пути их решения.

2.1 Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска

Общее число инвалидов среди взрослого населения составило 10, 3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста было 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа). Представленные данные свидетельствуют о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая). Далее изучена социально-гигиеническая характеристика общего контингента инвалидов трудоспособного возраста. Среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. Более детально изучена возрастно-половая структура. Отмечено, что в возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом.

По информации Департамента социальной защиты населения, в нашем регионе почти 134 тысячи человек. Из них 3,9 тысяч - инвалиды по зрению, 1,3 тысячи - по слуху, 1,4 тысячи человек прикованы к коляскам.

На базе нескольких организаций (Центра Занятости Населения Ульяновского Городского Отдела по Засвияжскому району (адрес: г. Ульяновск, ул. Орская, д.1); Управления Департамента Социальной Защиты Населения Ульяновской Области по Засвияжскому Району г. Ульяновска (адрес: г. Ульяновск, просп. 50 лет ВЛКСМ, д. 22А); Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" (адрес: г. Ульяновск, ул. Белеля, д. 34), Общественной приемной Депутата Ульяновской Городской Думы четвертого созыва Калёнова Г.В. (адрес: г. Ульяновск, ул. Автозаводская, д. 31, каб. 101), Общественной приемной Председателя Партии "Единая Россия" В.В. Путина в Ульяновской области (адрес: г. Ульяновск, ул. Ленина, д.146.) ) было проведено исследование – анкетирование, касающееся проблем занятости инвалидов на примере Засвияжского района г. Ульяновска и путей их решения.

На сегодняшний день в сознании людей еще, к сожалению, жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства.

Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны.

Социальная проблема – противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено.

Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями нетрудоустроено.

Таким образом, в процессе исследования необходимо выявить причины незанятости трудоспособных инвалидов в общественном производстве; определить мотивы трудоустройства инвалидов, занятых в общественном производстве; описать структуру и уровень профессионального образования трудоспособных инвалидов; выявить степень удовлетворенности состоянием своего рабочего места трудоустроенным инвалидом; определить причины неудовлетворенности рабочим местом трудоустроенным инвалидом; исследовать требования, предъявляемые инвалидами к своему рабочему месту; определить места желаемого трудоустройства инвалидов; исследовать готовность к обучению и переквалификации инвалидов при трудоустройстве; очертить круг организаций, в которые обращаются инвалиды за помощью в трудоустройстве; описать работу органов службы занятости населения в содействии трудоустройству инвалидам.

При этом следует учитывать следующие исходные данные.

В анкетировании участвовали 264 человека в возрасте от 25 до 52 лет. Выборка включала в себя 148 женщин и 116 мужчин.

Из них инвалидов:

I группы 16,1 %

II группы 56, 1%

III группы 27,8 %

Главной целью анкетирования было выявление основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при трудоустройстве. Оно включало в себя рассмотрение вопросов связанных с:

    ограничениями при трудоустройстве, связанных с инвалидностью;

    несоответствием требованиям, предъявляемых работодателями;

    их отношением к работе;

    способностью адаптации в коллективе;

    знанием прав в области трудового законодательства

    иные вопросы

В результате анкетирования при ответе на вопрос "Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?" выяснилось, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. Места работы, которые им предлагаются в центре занятости находятся либо далеко от места их жительства, либо же для того, что бы добраться до работы необходима помощь других людей (родственников, знакомых, социальных работников и т.д.) Такую возможность имеют далеко не все. Из 264 ответивших на этот вопрос – 81 человек (диаграмма 1) назвал эту проблему наиболее важной. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы - 64 человека. Здесь могут быть разные объяснения: от отсутствия образования до заниженной и ущербной самооценки большинства опрошенных. Кроме того, 38 анкетируемых указали на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и инвалидность", 18 анкетируемых выразило свое нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Оставшаяся часть анкетируемых инвалидов назвала другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов.

Однако 85 инвалидов из 264 (32%), то есть около трети из анкетированных на другой вопрос: "С какими проблемами Вы сталкивались чаще всего при приеме на работу?"отметили "ограничения по труду" (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Что препятствует Вашему желанию устроиться на работу?

Столько же – "дискриминация, получение должности другими претендентам (здесь среди причин указывались такие как пренебрежение к инвалидам, заведомая предубежденность против них, отсутствие реальной конкуренции на рынке труда, так как при трудоустройстве нередко используются связи и все попытки инвалидов устроиться на работу оказывались безуспешными, так как свободное место оказывалось занято теми людьми, которые были как-то знакомы с работодателем). Оставшиеся отметили иные причины (ни разу не пытались устроиться на работу, предлагаемый работодателем график и условия работы в организации были заведомо неподходящими для устраивающегося на работу человека с ограниченными возможностями)

На вопрос "При поступлении на работу Вы предпочитаете (или предпочли бы) скрыть инвалидность?" 85 респондентов из 264 (32%) ответили, что предпочитали скрыть инвалидность т.к. это явилось бы препятствием для трудоустройства. Остальные не скрывают т.к. "инвалидность скрыть невозможно".

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.