Младшие школьники с зпр. Психологическая коррекция. основной целью психологической коррекции младших школьни­ков с задержкой психического развития является оптимизация их ин­теллектуальной деятельности за счет. Рекомендованный список диссертаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УЧЕНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. КАКИЕ ОНИ?

Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма

ЗПР выражается в: недостаточности общего запаса знаний ограниченности представлений об окружающем мире незрелости мышления преобладании игровых интересов быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности Это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной сферы

Характеристика детей с ЗПР замедлен процесс приема и переработки информации недостаточно сформированы пространственно – временные представления в нимание неустойчиво, концентрация снижена, объем ограничен, отвлекаемость и истощаемость повышены, переключение и распределение недостаточны снижена продуктивность произвольной памяти н е умеют применять рациональные способы запоминания информации, преобладает механическое заучивани е

Характеристика детей с ЗПР недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования трудности при построении развернутого речевого высказывания, не всегда правильно понимают речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения сниженная познавательная активность не сформирована учебная мотивация н арушена произвольная регуляция поведения: чрезмерная возбудимость или чрезмерная заторможенность

Особенности личности детей с ЗПР У детей с ЗПР могут проявляться следующие личностные особенности: яркость, поверхностность, нестойкость эмоций, неустойчивость настроения, импульсивность легкая внушаемость неуверенность в себе, боязливость, робость, тревожность отсутствие чувства долга, ответственности несамостоятельность, пассивность, безынициативность нежелание систематически трудиться, установка на получение помощи лживость, изворотливость

Школьники с ЗПР могут: принимать и использовать помощь усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции переносить его на аналогичные задания учиться в общеобразовательных школах при соблюдении определенных условий

Предварительный просмотр:

  1. Подбирать материал оптимальной степени сложности: он не должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект.
  2. Не требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не рекомендуется спрашивать первыми.
  4. Создавать максимально комфортную психологическую атмосферу на уроке: не вызывать к доске, не заставлять отвечать, если ребенок сам не проявляет инициативу. Проводить устный опрос наедине.
  5. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  6. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, с многократным повтором основных моментов.
  7. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  8. Ряд вопросов излагать в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы); некоторые наиболее сложные вопросы исключать из рассмотрения.
  9. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не в слишком большом количестве, т.к. объём восприятия снижен.
  10. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Учащиеся должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  11. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  12. При выполнении задания инструкция должна быть короткой. Необходима четкая и ясная формулировка указаний.
  13. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  14. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащихся на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания у них снижен.
  15. Постепенно, но систематически включать ребенка в оценивание своей работы.
  16. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, смена интонации и использование других приемов привлечения внимания.
  17. Не допускать переутомления, давать кратковременную возможность для отдыха, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).
  18. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а только с самим собой на предыдущем уровне развития .
  19. Постоянно поддерживать уверенность учащихся в своих силах, обеспечить им субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.
  20. Развивать чувство самоуважения детей с учетом реального осознания ими своих трудностей и проблем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития у младших школьников.

Понятие задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Так же его можно применить к детям, находящимся длительное время в условиях социальной изоляции от общества или общения с ограниченным кругом лиц.
Дети с ЗПР характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности. Вышеперечисленные особенности компенсируются под воздействием временных лечебных и педагогических факторов.
Ученые Власова Т.А., Певзнер М.С. в своей книге «О детях с отклонениями в развитии» впервые описали диагностику ЗПР и ввели термин «психологического инфантилизма».
Различают две группы детей с задержкой психического развития. К первой группе отнесли детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка связана с замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связи с другими областями коры и подкоркой. Такие дети заметно уступают сверстникам как в физическом, так и в умственном развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере. С трудом включаются в учебную деятельность, на уроках отличаются быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Ко второй группе относят детей с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрально-стенические состояния), которые чаще всего возникают из-за мозговых травм. Для этих детей характерна слабость нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них не наблюдается. В периоды стабильного состояния они добиваются хороших результатов в учебе.
Причинами возникновения задержки психического развития ученые называют врожденные причины (токсикозы во время беременности, родовые травмы, недоношенность, инфекционные заболевания в раннем возрасте, генетическая предрасположенности и другие) и приобретенные (ограничение жизнедеятельности длительное время, психические травмы, неблагоприятные условия в семье, педагогическая запущенность).
В связи с этим различают четыре варианта ЗПР.
1. ЗПР конституционального происхождения, или гармонический инфантилизм. Ребенок имеет незрелое телосложение и одновременно психику. Такие дети быстро осваиваются в школе, но не понимают правил поведения (опаздывают на занятия, на уроках играют, рисуют в тетрадях). Не реагирует на оценки. Для него главное, наличие оценок в тетради. Как правило, из–за незрелости такие дети начинают с самого начала отставать в учебе. Для таких детей занятия должны быть построены в игровой форме.
2. ЗПР соматогенного происхождения возникает в связи с хроническими заболеваниями, которые оказали влияние на мозговые функции. Особый режим не позволяет им социализироваться со сверстникам. В школе дети с таким видом ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, скучают, часто плачут. На уроках пассивны. У таких детей отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности. Не проявляют инициативу, нуждаются в постоянном педагогическом руководстве, иначе они будут неорганизованны и беспомощны. При сильном утомлении у детей нарастает головная боль, отсутствует аппетит, что служит поводом для отказа от работы. Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.
3. ЗПР психогенного происхождения характерен для детей с педагогической и семейно-бытовой запущенностью недостаток материнского тепла, эмоциональная отдаленность снижает у ребенка мотивацию, приводит к поверхностным эмоциям, несамостоятельности в поведении. Такая форма ЗПР характерна для детей из неблагополучных семей, где за ребенком нет должного надзора, где присутствует эмоциональное отторжение, но вместе с тем и вседозволенность. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания. Такое состояние ребенка становится благоприятной почвой для асоциального поведения. Ребенок становится пассивным, забитым, чувствует повышенную тревожность. Учитель должен проявить заинтересованность в таком ребенке и при наличии и индивидуального подхода и при наличии интенсивных дополнительных занятий пробелы в знаниях быстро заполняются. Необходима консультация с социальными службами.
4. ЗПР церебро-органического происхождения проявляется у детей с органическим поражением ЦНС. Причинами отклонений являются отклонения в развитии мозга вследствие патологии беременности, асфиксии плода, инфекций, родовых травм, алкоголизма (наркомании) матери, тяжелых заболеваний на первом году жизни. Дети с подобной задержкой психического развития быстро утомляются, у них снижена работоспособность, плохая концентрация внимания и памяти. Они усваивают материал фрагментами, и те быстро забывают. Поэтому к концу учебного года не усваивают программу. Обучение детей с ЗПР церебро-органического происхождения по обычной программе не возможно. Они нуждаются в коррекционной педагогической поддержке.
Вопрос задержки психического развития очень не простой. Учителю важно не только иметь теоретическое представление о проблеме, но и обязательно обращаться за помощью к специалистам медико-педагогической комиссии.

Задержка психического развития – это негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью ее созревания. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с ЗПР постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются.

Особенности детей с ЗПР

Диагностика ЗПР основывается на объективной оценке состояния эмоционально-волевой сферы, степени интеллектуального и межличностного развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев они не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д.

Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности они заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.
У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так среди учителей и взрослых. Они часто очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Полная диагностика всегда включает беседу с ребенком, тесты на восприятие, память, способность к анализу информации, а также оценивается уровень развития эмоционально-волевой сферы и способности к межличностному общению. Диагноз «ЗПР» всегда ставится только психолого-медико-педагогической комиссией.

Виды ЗПР

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения.

ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего.
При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне неорганизованны, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, тем не менее они тяжело переживают неудачи и низкие оценки.
Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, забитые, им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Как помочь ребенку с ЗПР?

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно.

Обязательная часть коррекции ЗПР – это медицинская помощь: прием лекарств по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Этим занимается детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арттерапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог.

Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника.

Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому не отчаиваться не нужно.

Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует. Специальная психология // Под ред. В.И. Лубовского. М., 2006. С. 110-134

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность. Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

Такое поведение особенно характерно для детей с задержкой психического развития, не проходивших дошкольной подготовки в специальном детском саду. Дети, которые хотя бы год провели в специальном детском саду или занимались с педагогом-дефектологом в коррекционной группе, обычно бывают относительно подготовленными к обучению в школе, и тем лучше, чем длительнее был период коррекционной работы с ними. Однако и в этих случаях нередко проявляются недостатки внимания, гиперактивность, дефекты координации движений, отставание в речевом развитии, трудности регуляции поведения.

При значительных отличиях в проявлениях эмоций существенной разницы в понимании эмоциональных состояний по выражению лица другого человека у школьников с задержкой психического развития и нормально развивающихся не обнаружено. Затруднения при выполнении такого рода заданий отмечались только у детей с задержкой развития с выраженными эмоциональными нарушениями (эмоциональной скудностью, снижением потребности в общении). Эти данные были установлены Е.З. Стерниной (1988), которая вместе с тем показала, что младшие школьники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин.

Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

На основе первой главы я могу сделать вывод о том, что для таких детей характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющие свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов. Отмечаются характерные для них импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно - целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Игровая деятельность сформирована у них не полностью и характеризуется бедность воображения и творчества, определенные монотонность и однообразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть часто возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков; отсутствие школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т. п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Характеризуя поведение детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте можно отметить, что в их поведении нередко присутствуют недостатки внимания, гиперактивность, дефекты координации движений, отставание в речевом развитии, трудности регуляции поведения.