ЛФК (лечебная физкультура). Комплекс лечебной физкультуры - упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов Что такое лфк в физкультуре

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)

Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации состоит по сути в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения. Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки физическими упражнениями, который пронизывает весь ход лечения и реабилитации.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды.

В лечебной физкультуре различают общую и специальную дозированную тренировку. Общая тренировка применяется для оздоровления, укрепления и общего развития организма, при этом используются общеукрепляющие и общеразвивающие физические упражнения. Специальная тренировка применяется для развития функций и восстановления органа, вовлеченного в патологический процесс. Здесь применяются специальные упражнения, которые непосредственно влияют на пораженную систему, больной орган, травматический очаᴦ.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

1. Индивидуальный подход к больному. Необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента͵ его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса и функциональные возможности больного.

2. Сознательность. Стоит сказать, что для наиболее эффективного применения физических упражнений крайне важно сознательное и активное участие самого больного.

3. Принцип постепенности. Необходимо постепенное увеличение физической нагрузки по всœем ее показателœем: объёму, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений и сложности как внутри одного занятия, так и от одной тренировки к другим.

4. Систематичность. В процессе оздоровительной тренировки крайне важно систематическое использование разнообразных средств ЛФК и реабилитации, оптимальное для каждого больного.

5. Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых между двумя упражнениями или между двумя занятиями). В случае если следующее занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются, и функциональные возможности повышаются.

6. Системность воздействия. Последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

7. Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений (10–15% физических упражнений должны обновляться, а 85–90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения).

8. Умеренность воздействия. Тренировочная нагрузка должна быть адекватна состоянию пациента.

Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК) - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)" 2017, 2018.

Разнообразная по своим вариациям лечебная физкультура спасла ни один десяток человеческих жизней. Заниматься можно в самых разнообразных условиях: дома, в стационаре или на природе. Главное, чтобы программа была сбалансирована и направлена на устранение тех проблем, с которыми обратился пациент. И именно поэтому она всегда разрабатывается врачом! В противном случае излишняя активность может оказаться для пациента губительной.

Экскурс – что такое ЛФК в медицине

По своей сути лечебная физкультура – это комплекс мероприятий, направленных на лечение, профилактику или реабилитацию пациентов в самыми разными заболеваниями. В основе ЛФК лежит физическая активность, характер которой напрямую зависит от заболевания пациента.


Стандартный комплекс состоит из:

  • Общеукрепляющих упражнений, направленных на поддержание в тонусе всех систем организма;
  • Специальной программы, в основе которой лежит щадящее воздействие на «проблемную» зону.

Благодаря такому подходу удается увеличить подвижность суставов, разработать конечности после травм и улучшить обменные процессы в организме. При этом пациенты должны понимать, что лечебная физкультура – это не панацея, а тяжелый труд.

Заниматься нужно ежедневно, даже, если упражнения приносят дискомфорт. Конечно, если от занятий становится только хуже, пациентам настоятельно рекомендуется обратиться к врачу.

Возможно, программу придется полностью заменить или же выборочно поменять в ней упражнения. В данном вопросе очень важна расшифровка – когда пациент понимает, как расшифровывается то, чем они занимается, тогда он и начинает работать на результат.
Изначально все упражнения выполняются под руководством специалиста, который обучает пациента всем тонкостям процесса. После того, как все будет выполняться правильно, занятия можно будет перенести домой. При условии, что для них не потребуется специальный инвентарь.

Как выбрать специалиста по лечебной физкультуре

На сегодняшний день существует много «специалистов» сулящих своим пациентам быстрое выздоровление. Однако это совсем не означает, что всем обещаниям можно слепо доверять.

Инструктор ЛФК – это тот же врач, от назначений которого также зависит скорость выздоровления пациента.

Беспроигрышный вариант – обратиться за помощью в специализированное медицинское учреждение, где проходит жесткий отбор кандидатов. Однако, как это часто бывает, больницы дают лишь направление. Искать же соответствующий кабинет пациентам приходится самостоятельно.

И делать это нужно, исходя из следующих критериев:

  • Классификация заведения;
  • Разнообразие предоставляемых программ;
  • Наличие у специалистов различных категорий;
  • Возможность предварительно ознакомиться с существующими программами;
  • Наличие отзывов от других пациентов.

Физическая культура для больного – это не просто удовольствие, а самая настоящая необходимость, надежда на скорое выздоровление. Здесь категорически не допустимы ошибки, ведь излишняя активность может оказать и обратный эффект. В этом случае пациенту придется проходить длительный курс реабилитации, целью которого будет избавление не только от последствий основного заболевания, но и от осложнений неудавшейся лечебной физкультуры.

Грамотное устройство кабинета ЛФК

Оснащение кабинета ЛФК – это непосредственная задача того, кто организовывает процесс, однако совсем не пациента. Между тем, последний просто обязан ориентироваться в том, что ему предлагается. Такое занятие, как ЛФК предлагается сегодня практически повсеместно. Вопрос лишь в качестве. Поэтому разбираться в базовых понятиях нужно хотя бы для того, чтобы понять, на какие из приемов стоит походить, а какие лучше обойти стороной.


Идеальный кабинет выглядит следующим образом:

  • Просторное светлое помещение;
  • Наличие специальных защитных ковриков на периметре пола;
  • Надежные крепления всех тренажеров;
  • Комплексное устройство тренажеров для разных групп мышц;
  • Присутствие зоны отдыха;
  • Отсутствие острых углов и травмаопасных элементов конструкций.

Даже, если кажется, что все упражнения достаточно предсказуемы, пациентам категорически не рекомендуется выполнять их без присутствия врача.

Примерно первые 10 занятий, особенно детей, нужно осуществлять вместе с инструктором. А уже потом, когда будет приобретено определенное мастерство и появятся первые успехи, можно будет говорить и о самостоятельных занятиях.

Профессиональное составление приемов лечебной физкультуры

В современной медицине существует немало вариаций на тему идеальных вариантов упражнений для лечебной физкультуры.

Между тем, единственно верный может подобрать исключительно специалист, на основании следующих данных:

  • Вид заболевания пациента;
  • Форма;
  • Возможности больного;
  • Цель занятий.

Как правило, пациенты делают заданные упражнения ежедневно, на протяжении нескольких месяцев. Не стоит ждать скорых результатов, ведь для того, чтобы произошли даже незначительные улучшения, пациентам придется долго и упорно трудиться. Однако конечный итог того стоит.

Можно ли стать врачом ЛФК

Для того чтобы стать инструктором ЛФК, потенциальным претендентам достаточно лишь посетить тематические курсы. Весь процесс занимает не более 3 месяцев, а в конце каждый обучающийся получает диплом, согласно которому можно трудоустраиваться.


Однако в действительности же идеальны врач ЛФК – это:

  • Человек с высшим медицинским образованием;
  • Инструктор, постоянно повышающий свою квалификацию;
  • В некотором роде, психолог.

Что такое лечебная физкультура (видео)

Стать инструктором ЛФК может любой желающий, имеющий желание трудиться. Составление эффективных программ, способность расшифровать назначения врача и строгая должностная инструкция – вот все, с чем придется столкнуться в процессе работы. Важно не только понимать специфику занятий, но и настрой каждого пациента. Ведь, если больной не будет настроен на работу, то и упражнения не принесут никакого результата.

Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный и доступный метод восстановления и укрепления здоровья, неотъемлемый элемент реабилитационных мероприятий для людей, переживших травмы, и различные соматические и психические заболевания. Это раздел медицины, что изучает лечение и профилактику различных болезней с помощью методов физкультуры. Лечебная физкультура также раздел физической культуры, где физические упражнения выступают как метод восстановления здоровья и работоспособности человека.

Лечебная гимнастика – это комплекс упражнений для реабилитации после полученных травм, при разных болезнях и также метод профилактики этих болезней. ЛФК использует специально подобранные физические упражнения, а также приемы правильного дыхания Как говорят: «движение – это жизнь», и действительно много целителей, врачей, ученых древности и современности это подтверждали. Главным стимулятором роста, а также развития организма человека являются движения .

Основы и особенности детской лечебной физкультуры

Лечебная физкультура часто применяют в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, а также с лечебным массажем.

Для детей существует особенная детская гимнастика, которая позитивно воздействует на физическое развитие, стабилизирует психоэмоциональное состояние.

  • укрепляет равномерно разные группы мышц ребёнка;
  • совершенствует координацию движений;
  • повышает иммунитет;
  • повышает выработку суставной жидкости, что в свою очередь делает суставы более подвижными;
  • предотвращает развитие нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также способствует при лечении уже существующих болезней;
  • повышает настроение;
  • предотвращает ожирению;
  • повышает самооценку;
  • во время проведения групповых занятиях улучшает навыки коммуникации, способствует социализации малыша;
  • улучшает кровообращение и обмен веществ в организме;
  • стабилизирует баланс процессов возбуждения и торможения между нейронами;
  • способствует улучшению самочувствия.

Лечебную физкультуру применяют:

  • Для восстановления и повышения физической активности и работоспособности человека.

  • Для стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния человека.
  • Для улучшения и восстановления общего уровня обмена веществ.
  • Для укрепления мышц тела, и восстановления физической активности человека.
  • Для уменьшения частоты и интенсивности болевых приступов.
  • Для коррекции координации движений и ощущения равновесия.
  • Стимуляция кровообращения и лимфообращения в теле.
  • Разработка приспосабливающих механизмов для компенсации нарушенных физических функций.

В каких сферах медицины применяют лечебную физкультуру?

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

  • Как элемент в комплексной терапииотклонений развития и разных заболеваниях у детей (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и т.д.)
  • травматологии (при различных переломах, а также повреждениях мягких тканей)
  • ортопедии
  • неврологии
  • кардиология
  • пульмонологии
  • до и после операционном периоде
  • при лечении заболеваний органов брюшной полости
  • эндокринологии
  • гинекологии и акушерстве.

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

Особенности детской ЛФК

Для деток ЛФК применяют в наиболее приятной и доступной им форме – игры! Потребность в двигательной активности возникает у каждого ребёнка, а применение методов лечебной физкультуры могут служить реализацией этих потребностей, и одновременно являются профилактикой появления многих заболеваний таких как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, ожирение. Систематические занятия лечебной физкультурой способствуют коррекции диагностированных болезней, гармонизируют физическое и психическое развитие ребёнка, активизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируют хорошую осанку, и предотвращают появление паталогических состояний. Для деток разного возраста применяют разные методы и уровень нагрузки, широко используя при этом различные игрушки и спортивный инвентарь: гимнастические и обычные мячи, палки, обручи, скамейки, сенсорные дорожки и прочее. На занятиях применяют путешествия-сказки в стихотворной форме, тем самым развивая у детей не только физический компонент, но и речь, фантазию, способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают самооценку, настроение, понижают уровень тревожности.

  • При ослабленном иммунитете, когда ребёнок часто болеет ОРЗ
  • Гипперактивность у детей
  • Детский церебральный паралич и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • астеническое телосложение

Методики детской ЛФК

В детской ЛФК используют современные и эффективные методики работы:

  • Психогимнастика (игры и этюды для развития внимания, образного мышления, снятия эмоционального напряжения и коррекции поведения);
  • упражнения по развитию мелкой моторики;
  • дыхательные техники;
  • физическая терапия и другие.

На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для ЛФК - смотрите раздел "Физическое развитие " на Фактор розвитку. Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета ЛФК.

Лечебная физическая культура

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

ЛФК - раздел клинической медицины

Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

Он наставлял:

После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырехлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

Пожилой человек, выполняющий упражнения на растяжку в тренажерном зале

учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать. .

Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа , брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановление нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

Большую помощь в организации лечения легкораненых на научной основе оказала профессор, полковник медицинской службы Валентина Валентиновна Гориневская ( -), входившая во время Отечественной войны в группу учёных-специалистов советской армии. С настойчивостью и энергией эта обаятельная уже пожилая женщина во время приездов на фронт обучала кадры врачей. С помощью В. В. Гориневской и её учеников были выявлены работавшие в различных госпиталях фронта специалисты по лечебной физкультуре, физио-механо- и трудотерапии, а также средний медицинский персонал, имевший опыт в этой области. В зависимости от характера ранения был подготовлен комплекс групповых упражнений, после которого раненые направлялись в процедурные кабинеты, где применялись кварц, свет, диатермия, водные процедуры, грязевые и парафиновые аппликации. После групповых процедур проводилось индивидуальное лечение в кабинетах лечебной физкультуры. Уже в 1942 году лечебной физкультурой было охвачено более половины раненых и больных.

Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось ещё 3 центра В. И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т. д.