Математические игры для дошколят: подвижные, дидактические, настольные

10 СВИНОК

Производитель: Zoch
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, навыки сложения и вычитания, тактические навыки.

В настольной игре «10 свинок» побеждает тот, кто лучше всех умеет считать до 10-ти и сможет собрать наибольшее количество карт. Правила игры просты: перетасовав колоду и получив по три карты с симпатичными изображениями свинок в образах героев сказок на руки, игроки по очереди открывают их. Первый игрок кладет свою карту, произнося цифру на ней вслух и тут же добирая из колоды другую. Затем второй делает то же самое. И так – один за другим. Если в сумме всех чисел на всех картах на столе получается 10, владелец последней цифры, громко крикнув: «10 свинок!», забирает все карты себе. Если сумма чисел больше десяти, карты забирает следующий игрок. В игре участвуют и карты «джокеры»: свинка-русалка, позволяющая как добавить пять чисел, так и вычесть их, и свинка-лягушонок, способный обнулить всю сумму на столе. Для более опытных игроков возможна игра с позицией «равенство». Игра подходит к концу, когда нельзя больше разыграть ни одной карты, а побеждает тот счастливец, который набрал их больше всех.

Наше резюме

ХАЛЛИ-ГАЛЛИ

Производитель: Amigo Spiel
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-6
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: внимание, реакцию, навыки устного счета.

В этой игре, помимо привычных карточек, «участвует» и звонок. Он-то и придает этой развивающей игре особенный азарт. Игра получается шумной и очень веселой. Итак, есть карты, на них изображены фрукты. На каждой - один вид фруктов в количестве от 1 до 5. Карты раздаются поровну между участниками, а в центре стола ставится звонок. Для интриги очень важно, чтобы свои карты все игроки открывали одновременно. И, как только на открытых картах всех игроков в сумме оказывается ровно 5 фруктов одного вида или у кого-то выпадает одна карта с пятью фруктами – надо хлопать по звонку и забирать все открытые карты себе. Но просто позвонить в звонок мало. Надо не забыть крикнуть громко и торжествующе: «Халли-Галли!». Конечно, попадаются такие невнимательные (или непослушные) игроки, которые звонят в звонок не по правилам. В этом случае, игрок, ошибочно хлопнувший по звонку, в качестве штрафа, отдает по одной из своих карт каждому участнику состязания. Оставшиеся без карт, выбывают, побеждает обладатель всей колоды.

Наше резюме

Что детям нравится в этой игре больше всего? Звонить в звонок, конечно! Однако это еще нужно заслужить, как следует потрудившись. Ребенку предстоит сосредоточиться и, одновременно внимательно следить за своими картами, отслеживая действия всех противников. Но долго думать здесь не получится. Надо соображать быстро, потому что и игра энергичная, и в любой момент тебя могут опередить. Хотя производители рекомендуют играть в игру с 5-ти лет, опыт многих семей показывает, что дети помладше также не испытывают особых трудностей в ее освоении. Особенно, когда дело касается звонка.

ШУСТРЫЙ САДОВНИК

Производитель: Zoch
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, память, внимание, реакцию.

Игрокам, в этой игре предстоит стать садовниками, собирающими богатый (или не очень) урожай яблок и груш в собственном саду. Грушевый, яблочный или садик с червячками – это 80 карточек с забавными иллюстрациями (20 карт урожая и 60 карт плодов). Карты сбора урожая - те же яблоки, груши и червяки, но в банках, коробках и корзинах. И есть деревянные жетоны с цифрами 1, 2 и 3 - от того, какой жетон игрок схватит, зависит порядок высказывания предположений о составе его урожая. Фрукты созрели, надо срочно собирать, пока все не сожрали червячки! Поэтому играть надо быстро.

Карты с плодами раздаются всем игрокам поровну, и по очереди выкладываются в центр стола одна на другую, а игроки считают в уме отдельно яблоки, груши и червяков. Когда появляется карта урожая, необходимо, как можно быстрее и точнее назвать сумму подсчитанного. Победитель – самый быстрый. Второй вариант игры заключается в том, что игрокам нужно поочередно «собирать фрукты», т. е. открывать карты и отслеживать, когда на открытых окажется ровно 11 плодов одного вида. Первый заметивший получает карту. Если ошибся – возвращает. Побеждает тот, кто собрал самый большой урожай.

Наше резюме

Все игровые элементы игры сделаны очень качественно – их приятно держать в руках, а симпатичные яблоки, груши и гусеницы на карточках будто смеются и подмигивают маленьким и большим участникам. И это может отвлекать неопытного игрока. Тем более что в процессе игры приходится постоянно считать в уме, что для младших школьников не слишком просто. Шустрый Садовник это одновременно карточная игра на память, на скорость реакции и внимательность. Здесь нужно думать, и думать очень быстро и точно.

7 НА 9

Производитель: Magellan
Возраст: от 8 лет
Количество игроков: 2-4
Время игры: 2 - 5 минут
Развивает: реакцию, устный счет, внимание.

Отличие этих карт от обычных в том, что на них изображено сразу два разных числа: одно большое в центре, другое - в левом нижнем и верхнем правом углах - маленькое. Числа на картах - от 1 до 10. Игра начинается с одной карты в центре стола. Например, с той, на которой изображена большая пятерка и двойка. Вот двойку по выбранному правилу игры, нужно либо прибавить к семерке, либо из семерки вычесть. А другую карту, где указана сумма этих чисел (большой цифрой) положить сверху. Получается - либо девятку, либо пятерку. Если есть нужная карта, ее скидывают немедленно. Выигрывает тот, кто первым избавляется от всех своих карт и не забывает крикнуть при этом: «Семь на девять!»

Наше резюме

Ребенок уже неплохо умеет считать, вычитать и прибавлять? С этой игрой его умения возрастут еще более. Детей она учит арифметике, попутно улучшая реакцию и внимательность, а взрослым поможет расслабиться и снять стресс после насыщенного трудового дня. Чтобы получить максимум удовольствия, советуем играть большой, разновозрастной компанией. Если есть карточные игры неторопливые и есть быстрые, то эта – просто бешеная. Да и покричать победителю, после пережитых волнений всегда приятно! Несомненный плюс игры - ее компактность, позволяющая не расставаться с «7 на 9» в любом путешествии.

РАТУКИ

Производитель: Magellan
Возраст: от 7 лет
Количество игроков: 2-5
Время игры: 10 – 20 минут
Развивает: реакцию, внимание, навыки счета.

«Два! Один! Ой, я запутался! Три! Ратуки!» И шелест карт, и смешки, и стоны, и все это в быстром темпе. Вот такая она, игра «Ратуки», в которую с одинаковым интересом играют и взрослые, и дети. Цель игры – набрать 100 очков, обойдя в этом своих соперников, с помощью карт, на которых, в виде символов или рисунков представлены числа от 1 до 5. Партия разбивается на отдельные раунды, в которых игроки будут использовать карты своих колод.

Раунд проходит следующим образом. Любой игрок может начать стопку, выложив с руки на стол «единицу» (таким образом, одновременно могут существовать столько стопок, сколько игроков). Её можно накрыть «двойкой». В дальнейшем все следуют одному правилу: можно выложить карту, число которой на единицу выше или ниже числа верхней карты стопки розыгрыша. Выложив «пятёрку», игрок отправляет всю стопку розыгрыша в свой отбой. В игре нет понятия передачи хода - все действуют одновременно, по принципу «кто успел». А, кто успел раньше всех, говорит: «Ратуки!»

Наше резюме

Игра не только совершенствует навыки счета, но и учит быть крайне внимательным. Здесь все играют, одновременно выкидывая карты. И нужно, прежде чем успел подсчитать и выкрикнул свою цифру первым, разобраться, какую, собственно, цифру образуют из себя запутывающие изображения. Ведь цифры на игральных карточках изображены и в виде римских и арабских цифр, и обозначены текстом, и даже в виде пальцев руки. Легко и запутаться в суматохе общего азарта!

ЗЕМЛЯНИЧНЫЕ ТРОПИНКИ

Производитель: Logis
Возраст: от 3 лет
Количество игроков: 1 4
Время игры: 15 – 20 минут
Развивает: устный счет, мелкую моторику.

Это такая добрая игра, что здесь даже не бывает проигравших. К каждому игроку-«медвежонку» тянется земляничная тропинка из карт. Переворачивая в свой ход крайнюю карту, он берёт из лукошка столько бусинок-ягодок, сколько указано на карте, и нанизывает их на «шнурочек». Последние две карты в каждой тропинке показывают, сколько бусинок-ягодок игрок должен отдать и куда: в бабушкин пирог или в дедушкин. Тот, у кого на шнурочке осталось меньше всего бусинок - самый добрый медвежонок, его нужно обязательно похвалить. Ну и наконец, игроки вместе считают, в каком пироге оказалось больше всего земляничек - в бабушкином или в дедушкином.

Наше резюме

Любая игра имеет свою цель. И, если у многих карточных игр главная цель игрока, например, первым остаться без карт или, наоборот, набрать их больше всех, то для малышей нужен другой стимул. В этой игре он очень подходящий и выполняет даже воспитательную функцию. Разве не благородно не просто выиграть, но стать самым добрым медвежонком? И для этого не просто сыграть удачно, а потрудиться.

ТУРБОСЧЕТ

Производитель: Банда умников
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Весёлая и очень динамичная обучающая игра, мгновенно увлекающая и детей, и взрослых. Итак, дано: две колоды, одна с животными, другая с заданиями. Перетасовав колоду, все карты из колоды с животными раздаются игрокам. Участники, не глядя, кладут их перед собой стопкой, лицом вниз. Из колоды в центр стола выкладывается карточка с условием, а игроки по очереди открывают карты со случайным количеством животных одного из видов. (Важно, чтобы каждый игрок выкладывал карты так, чтобы видеть их последним - то есть брал их за дальний от себя край карты). Если условие выполняется, нужно первым накрыть ладонью карту с условием, выкрикнув: «Турбо!» Накрыв карту с заданием первым, игрок забирает себе все открытые карты других игроков, и складывает их вниз своей колоды. Каждый раз, когда кто-то выигрывает раунд и забирает открытые карты - выкладывается следующая карта с заданием, а сыгравшее задание уходит в биту. Если у игрока кончились карты - он выбывает из игры.

Наше резюме

Игра не просто учит хорошо считать, она формирует математическое представление. Сначала ребенок учится быстро пересчитывать, а затем, постоянно и ежесекундно сравнивая и сопоставляя количество предметов с числами, мгновенно «фотографировать» нужное. Малыш постепенно, таким образом, переходит от умения называть числа по порядку к умению свободно оперировать числами. Причем, полезно это, как для дошкольника, так и для уже неплохо знакомого с числами школьника. Такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше» на практике игры в «Турбосчет» станут намного понятнее. А все возрастающие уровни сложности позволят, с негаснущим интересом играть в игру долгое время и разным по возрасту игрокам. Дополнительный плюс игре – иллюстрированные правила, в которых дети могут разобраться самостоятельно. Есть даже варианты правил, позволяющие использовать игру для занятий по математике с малышами от 4-х лет.

ФРУКТО-10

Производитель: Банда умников
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: 2-8
Время игры: 10 – 15 минут

Развивает: устный счет, внимание, наблюдательность, визуальную память

Здесь карточки не квадратные, а круглые. И, согласитесь, эта форма ближе к очертаниям фруктов. Цель игры - первым найти фруктовую десятку на двух карточках. Чтобы получилась фруктовая десятка, нужно найти на двух карточках фрукты, которые в сумме составят ровно десять. Легко? Но при этом фрукты должны непременно совпадать либо по типу (два яблока, три клубники и т.п.), или по цвету. Получается увлекательное соревнование в математической зоркости и арифметической скорости. Игрокам, подбирая варианты, нужно выполнять десятки действий с числами за короткое время! Нашедший, забирает карточки себе. Остальные карты перемешиваются и сдаются заново. Игра неизменно проходит в высоком темпе, «на одном дыхании», что всегда вызывает бурю эмоций.

Наше резюме

Поскольку это игра долгоиграющая, т. е. усложняющаяся, да еще и в разных вариантах, играть в нее не надоедает. Начинает ребенок с малого, а затем ему, конечно, хочется усложнений. И они будут прибавляться, как будут прибавляться и познания ребенка в математике. Чтобы стать победителем, здесь необходимо учиться быстро соображать. И, играя во «Фрукто 10» можно учиться считать с азартом, в отличие от традиционного выучивания наизусть состава чисел, «таблицы сложения» и решения столбцов скучных однотипных примеров. Игра не только автоматизирует устный счёт, но и замечательно тренирует концентрацию внимания, умение быстро подбирать решения - поэтому её рекомендуют не только педагоги, но и школьные психологи.

Фотоматериалы предоставлены компаниями Мосигра и Игровед

Фаталисты считают, что судьба человека определена с рождения, но психологи заверяют: будущее ребёнка — в руках родителей! От того, какие игры выберете вы для своего чада, зависит развитие его мозга, раскрытие способностей, преумножение талантов. Если второклассник швыряет в стену учебник математики, а старшеклассник спрашивает, на кой чёрт ему эти синусы и косинусы, — можно со 100 %-ной уверенностью сказать, что у бедняги никогда не было увлекательных математических игр. Вот и будет всю жизнь подсчитывать сдачу на калькуляторе и мучиться с процентами. А подсчёт переплаты по ипотеке и вовсе поставит его в тупик.

Набор математических настольных игр — это ракета-носитель, которая выведет ребёнка на орбиту жизненного успеха. И дело не только в хороших оценках, выигранных олимпиадах и высоких баллах ЕГЭ (это само собой!).

  • Математическое мышление — это логический, структурированный, системный, аналитический подход к решению задач во всех сферах жизни.
  • Математику не зря называют царицей наук, ведь без неё невозможны научные исследования, открытия и инновации.
  • Математика полезна не только будущим «технарям» и «физикам», но и «лирикам». Архитектура, музыка, скульптура, даже живопись и поэзия строятся на незыблемых математических законах гармонии.
  • Математика — это тренажёр для мозга. Совершая в математических настольных играх маленькие открытия, ребёнок становится любопытней, раскрывает для себя красоту и глубину законов Вселенной, развивает логику, улучшает когнитивные функции мозга, становится настоящим исследователем!

Заманчиво? Конечно, ведь каждый родитель хочет для своего ребёнка лучшего! И главное, любовь к математике прививается ненавязчиво, в игровой форме. Это не «училка» заставляет мучиться с домашними заданиями, это сам ребёнок становится Пифагором, Лейбницем и Декартом!

Но некоторые родители идут простым путём: дают в руки малышу планшет со скачанными математическими играми. И совершают огромную ошибку, ведь компьютерные программы, даже самые увлекательные, не сравнятся по эффективности с настольными логическими играми по математике.

Компьютер VS настольной игры

Вряд ли кто-то из психологов одобрит вручение малышу ясельного возраста гаджета с компьютерными играми. А вот обучать кроху счёту в игровой форме — это полезно! У ребёнка до 3-х лет мозг поразительно гибок, и это время никак нельзя упустить. Взросления, дошкольники начинают в игровой форме осваивать арифметические действия, а школьники — постигать чрез игру более сложные законы математики. И будет лучше, если развивающие игры окажутся настольными.

  • Даже самые полезные обучающие программы грозят компьютерной зависимостью, особенно если у ребёнка нет альтернативы.
  • Усаживая детей за планшет или ноутбук, вы заставляете их общаться с искусственным интеллектом. А в настольные игры по математике ребёнок играет с вами. За некоторые можно засесть всей семьёй! Укрепляются семейные связи, развиваются коммуникативные навыки.
  • Занимательные настольные игры ненавязчиво развивают мелкую моторику, способствуют улучшению концентрации и внимания.
  • И зрение, что немаловажно, не страдает!

Какие же математические игры для девочек и мальчиков выбрать, учитывая возраст? С чего начать, обучая счёту малыша, и какие продвинутые математические забавы подойдут для школьника?

Перед вами — список топовых игр, получивших самые высокие оценки и массу положительных отзывов от родителей, психологов, педагогов и самих детей.

7 на 9 — раскрути мозги на полную катушку!

Возраст: от 8 лет
Число игроков: 2 — 4

Это карточная математическая игра, созданная для детей младшего школьного возраста, но в неё можно играть даже с дошкольниками, поскольку правила строятся вокруг сложения и вычитания в пределах десятки. На каждой карте — две цифры: большая и маленькая. Например, 5 и 2. Значит, побить эту карту можно той, на которой число является результатом сложения (5 + 2) или вычитания (5 — 2).

Но и взрослые, начав играть в «7 и 9», оторвутся с трудом — настолько игра азартна! Для драйва можно включить таймер и считать на скорость. А школьники постарше с помощью «7 и 9» смогут научиться легко оперировать отрицательными числами.

Цветариум — создай империю цветов!

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 5

Это математическая игра, которая больше всего понравится девочкам, ведь тут нужно разбивать клумбы, бороться с вредителями, выращивать цветочки и продавать всю эту красоту. Особенность настольной цветочной «фермы» — в правилах, которые базируются на принципах умножения.

В общем, идеальный способ выучить таблицу умножения без слёз. Яркая и динамичная математическая игра для продвинутых дошкольников и учеников 1 — 2 класса.

Много-много — умножай и строй!

Возраст: от 5 лет
Число игроков: 2 — 5

Интересная и обучающая игра — 2 в 1. Облегчённый вариант развивает навыки счёта у малышей, которые ищут в окошках домиков цифры, выпавшие на картах. Более сложный вариант обучает умножению и развивает стратегическое мышление. Игроку нужно построить много-много домиков, выполняя задания на умножение, и азартно соревнуясь с конкурентами!

Геометрика — становись Евклидом!

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 8

Эта занимательная игра отправляет юного геометра в мир треугольников, многоугольников, прямых и кривых. Играть можно даже с дошкольником, постепенно наращивая сложность. Да и родителям будет полезно вспомнить, есть ли у линии периметр или как называется треугольник без единого прямого угла. Со скучными учебниками не сравнить. Каждый день, совершая новые открытия, ребёнок влюбится в геометрию!

Сундучок знаний: Мир математики — кто тут главный эрудит?

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 1 — 10

В этом ярком сундучке — целый клад для юного математика, готовящегося к школе или уже грызущего гранит науки. Математическая игра в формате викторины — увлекательный и азартный способ познакомиться с кубами и пирамидами, конусами и сечениями, принципами симметрии и другими умными штуками. На одной стороне карты — информация, которую нужно запомнить, пока сыплются песчинки в настольных часах. На другой — вопросы. А ну, не подглядывать назад!

Тренироваться можно в одиночку, соревноваться — всей семьёй или весёлой компанией.

Делиссимо — мне четвертинку пиццы, и не задерживайте!

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 5

Натуральные дроби — бич среднестатистического школьника. Но если вы подарите ребёнку игру «Делиссимо», дроби перестанут быть проблемой. В лёгком варианте игры он на примере деления пиццы наглядно увидит, что представляют собой эти ужасные дроби — и без труда с ними подружится. А в более сложном — научится выполнять замороченные заказы клиентов пиццерии, которые в одном заказе требуют, представьте себе, половинку пиццы с морепродуктами и 1/8 с томатами!

А вы сами-то не растеряетесь, выполняя такой заказ?

Математика: Сложение и вычитание — ярко и понятно!

Возраст: от 5 лет
Число игроков: от 1

Перед вами — обучающая игра в математику для малышей, приступающих к постижению загадочного мира чисел. Яркие картинки и красивые магнитики увлекут ребёнка и помогут ему запомнить цифры, а затем — научиться складывать и вычитать. В комплекте — куча карточек, магнитов, маркер и рабочая тетрадка. Можно поиграть в школу и убедить малыша, что на уроках математики будет интересно!

Руммикуб — для азартной компании

Возраст: от 7 лет
Число игроков: от 2 — 4

Если вы считаете, что игры с математическим содержанием — это для малышей, ну в крайнем случае для младших школьников, то «Руммикуб» развеет ваши стереотипы. Это игра, изобретённая 70 лет назад в Румынии, рассчитана на всех: и на детей, и на подростков, и на взрослых. На просторном игровом поле найдётся место для четырёх карточных мастей, вот только вместо карт — деревянные фишки с цифрами. В самых продвинутых вариантах «Руммикуб» сложнее шахматных баталий, в облегчённых — подходит для детворы.

Озадачник математика — ну-ка, озадачимся!

Возраст: от 6 лет
Число игроков: от 1

Весёлые и мудрёные задачки — лучший способ заставить извилины шевелиться. Эта математическая игра для детей не раз поставит в тупик и взрослого, потому что здесь мало использовать арифметические правила — нужно включать смекалку. Кроме того, хорошее настроение гарантировано: задачки-озадачки составляли юмористы!

Все игры с математическим уклоном собраны в категории . Выбирайте!

Хотите уточнить правила заинтересовавшей игры или посоветоваться, какую выбрать для своего ребёнка? Звоните по бесплатному номеру 8-800-333-0-182 и мы с удовольствием расскажем вам о математических играх для любого возраста!

Математические игры своими руками для детского сада

Автор : Петриченко Елена Николаевна старший воспитатель МДБОУ "ДСОВ № 50" станицы Новомышастовской
описание материала: дидактические настольные игры из картона для работы с детьми дошкольного возраста.Могут быть использованы педагогами и родителями. Используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Цель : развитие элементарных математических представлений и логического мышления.
задачи :
1.развивать логическое мышление
2. формировать и закреплять понятие количественного значения числа до 20
3. формировать и закреплять понятие <,>,=
4. закрепление счета в пределах 20-ти

Игра "Накорми пингвина"

цель: изучение и закрепление счета в пределах от 10 до 20.
материал:
картонные пингвины с цифрами на животе, набор картонных рыбок.


Ход игры:
детям раздаются пингвины, все рыбки выкладываются на середину стола.Детям надо "накормить" своего пингвина рыбками, расположив возле него то количество рыбок,Которое указано на животике. Выигрывает тот,кто сделает это быстрее и правильно.

Игра "Пасхальная курочка"

Цель : закрепление количественного состава числа и порядкового счета от 1 до 12.
Материал : картонная курочка с окошком для линейки, картонная линейка с цифрами, набор картонных пасхальных яиц


Ход игры: в окошечке на курочке выставляется при помощи линейки число. Ребенок подбирает столько яиц для курочки, сколько указано в окошечке.

Игра "Крокодильчики"

Цель: ознакомление и закрепление понятия "больше", "меньше" и "равно"
Материал: картонные карточки с числами от 1 до 10. картонные знаки "<,>,=" в виде крокодильчиков.



Ход игры: детям выдают по две карточки с числами и набор знаков <,>,= . Дается задание поставить нужный знак между карточками.Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.


возможен и такой вариант игры: детям выдается счетный картонный материал и предлагается выложить определенное количество картинок слева и справа в столбик (например 7 и 5)Дальше детям предлагается поставить знак <,>,= между столбиками.

Игра "Насекомые"

Цель: формирование логического мышления, ориентации на листе, на клетках.
материал: пустая табличка 4x4 клетки, набор картонных насекомых: мухи, божьи коровки, пчелки, карточки-схемы.


Ход игры: ребенку выдается пустая табличка, схема и набор насекомых. нужно в соответствии с отметками на схеме расположить насекомых на пустой табличке.
муха-черный кружочек
пчела- желтый кружочек
божья коровка - красный кружочек
с начала ребенку предлагаются простые схемы, где заполнена не вся табличка, далее задания усложняются.


схемы:

Операции сложения и вычитания мы применяем в жизни постоянно. Навыки устного счёта пригодятся в любой области, и начинают их изучать в школе. Как известно, образовательный процесс вызывает у детей лёгкое непонимание: вместо игр им предлагают учебники, тетради, домашние задания, классные работы… Всё это навевает тоску и всячески препятствует проникновению мудрых мыслей в озорную голову. Смогут ли помочь в образовательном процессе маленького непоседы настольные игры? Взглянем пристальным взглядом на разноцветные коробочки.

Во время игр, особенно со сверстниками, ребёнок гораздо быстрее усваивает учебный материал. Всем хочется побеждать, и это подталкивает юного игрока к ускоренному изучению механики игрового процесса. Это можно использовать для развития того или иного навыка, "подтягивания" успеваемости по предметам. Сегодня я расскажу об играх, позволяющих ребёнку изучить устный счёт.

Примечание: на все игры, представленные в статье, на сайте размещены подробные обзоры, которые можно открыть по соответствующей контекстной ссылке в тексте.

По яблоневому саду прогуливается садовник и собирает в корзины спелые плоды. Для победы игрокам необходимо набрать по 11 зелёных и столько же красных яблок. Игра интересна тем, что собрать нужно указанное количество плодов каждого цвета, ни больше и ни меньше. На жетонах изображено от одного до пяти спелых яблок, и в каждый свой ход игрок должен выполнить операцию сложения: добавить к лежащим в корзине плодам новый урожай.

В случае перебора хозяин корзины выбывает из игры. Для победы маленькому игроку необходимо разложить нечётное число "11" на несколько простых чисел и постараться за несколько ходов набрать необходимый результат, производя в уме несложные математические подсчёты. Результаты сбора урожая видны конкурентам, что способствует планированию действий на несколько шагов вперёд, и, как следствие, игрок производит операции с двумя и более числами. Несложная игра для юных садоводов-математиков, позволяющая изучить основы сложения.

Усложним процесс, введя возможность модификации набранного количества баллов.

С помощью весёлых поросят, одетых в костюмы сказочных персонажей, потренируем сложение, вычитание и даже обнуление результата. Цель игроков - в свой ход сыграть карту с руки таким образом, чтобы сумма выложенных соперниками карт равнялась 10. В таком случае забираем стопку себе, а это - призовые очки в конце игры.

С каждым ходом сумма поросят в призовой стопке увеличивается. В игре помимо обычных числовых карт используются специальные, позволяющие "обнулить", уменьшить или увеличить конечный результат.

Игрокам предстоит в каждый ход выполнить несколько математических операций сложения и вычитания. Специальные правила позволяют выложить карту, равную сумме ранее сыгранных поросят, и оставить результат без изменения. Самое главное, что в случае перебора приз достаётся оппоненту справа, сделавшему предыдущий ход! Вот где можно в буквальном смысле "подложить сопернику свинью"…

Огромный простор для "математического творчества" - чем лучше навыки устного счёта, тем больше шансов на победу. Поэтому, либо учишься быстро считать, либо проигрываешь…

Аналогичная по смыслу игра, но для более опытных игроков. " " предлагает отправиться на морское дно и заселить брошенные водолазные колокола крабами и осьминогами. Одна проблема - разные по типу морские жители в одном доме жить не могут.

Принцип получения призовых комплектов остался прежним, при этом исчезли все специальные карты, позволяющие модифицировать результат. Набрать необходимо 12 и более очков. Коренные отличия от игры " " кроются в действиях, которые необходимо выполнить над заработанными призовыми картами.

Их необходимо распределять в столбики таким образом, чтобы в каждом из пяти домиков находились морские обитатели только одного типа. Жильцы, противоположные по типу, сбрасываются. Это позволяет подбрасывать соперникам невыгодные карты, в результате чего оппоненты теряют очки. Игра более сложная, чем " ", так как, помимо просчёта чисел в призовой стопке, необходимо контролировать и просчитывать жильцов в домиках.

Внесём в игровой процесс немножко хаоса и азарта, задействовав кубики.

Игра, в которую с азартом играют даже взрослые. Навыки счёта здесь оттачиваются быстро и незаметно, а азарт и адреналин закрепляют материал лучше любой "проверочной работы". В " " всё просто - бросаем кубики, складываем одинаковые результаты, стараемся набрать число, указанное на фишке своеобразного "домино". Думаете, что это слишком просто?

Учтённые кубики откладываются и в последующих бросках не используются. Более того, числа, выпавшие на отложенных шестигранниках, больше не учитываются. Чем больше кубиков вы откладываете, тем меньше значений для увеличения итогового результата у вас остаётся. Не набрали необходимую сумму? Лишаетесь призовой фишки.

На моих глазах соседский ребёнок, с видимым трудом производивший сложение в уме, после четвёртой партии со сверстниками стал практически без ошибок выполнять математические операции с числами. Увы, есть у игры и минус - случайность, свойственная всем кубикам. Поэтому необходимо подготавливать ребёнка заранее к "катастрофическому невезению", которое может с ним случиться. Рекомендую "минус" этот обязательно учитывать…

Я долго думал, включать ли эту игру в список рекомендаций к изучению устного счёта. С одной стороны - считать в " " необходимо постоянно. С другой… С другой, мои друзья называют эту коробочку "Зайцы, выносящие мозг ". И я с ними соглашусь, так как сам, порой, сбиваюсь в подсчётах и хитросплетениях уравнений с морковками и норами. Тем не менее, если вы освоите эту игру, то с математикой будет "всё на отлично".

Разработчики сжалились над игроками и придумали планшет для промежуточного учёта набранных очков. Суть игры проста: бросаем шестигранники, стараемся собрать норы, заселяя их зайцами. Не буду пытаться кратко пересказывать правила, это невозможно, лучше прочтите мой обзор. Какой извращённый математический ум придумал это "ящик Пандоры", я не знаю… Но он сделал качественный продукт для активации всех ваших "серых клеточек", которые, надеюсь, в панике не разбегутся после прочтения скромного буклета правил.

Несмотря на перечисленные мной нюансы, обратите внимание на данную коробочку. Ваш ребёнок будет отличником в классе, если сможет самостоятельно освоить эту нестандартную математическую головоломку… Да и вам будет над чем изрядно поломать голову.

Эту игру вы, скорее всего, не достанете (она снята с производства). Но её без труда можно изготовить самому, купив пару горстей кубиков трёх типов. " " развивает устный счёт и логику. Самое интересное, что поединок между оппонентами начинается с начальной расстановки и длится до последнего хода. Оперировать предстоит числами от 1 до 8. В свой ход необходимо всего лишь продвинуть один кубик по спирали, посчитав отметки на поле. Думаете, просто?

Дело в том, что если кубик остановится на занятой ячейке поля, необходимо его сдвинуть к центру. Только постоянно "соскальзывая" внутрь спирали, можно одержать победу. В начале своего хода игрок просчитывает каждый свой кубик, мысленно продвигая его вперёд и выбирая оптимальную комбинацию (а кубиков, без малого, 9 штук). Несложная математика в гармоничном соседстве с тактикой. Неплохой математический "пасьянс". Хотя, больше тактический, чем математический…

Несложная тактическая игра, в которой необходимо бросать два кубика, складывать выпавшие значения и ходить своей фигуркой по расчерченному на квадраты игровому полю, стараясь уничтожить ниндзя противника. Кубики четырёхгранные, поэтому максимальная сумма равна "восьми". Не так много, но и не мало, так как часто необходимо планировать свои передвижения на три хода вперёд.

Оригинальность игры в том, что фигурка должна вернуться на свою сторону поля за три хода. В противном случае - теряете бойца. Помимо этого, игрок должен постоянно рассчитать количество клеток до фигурки противника. Несложные математические операции прикрыты "японской" тематикой и красивыми фигурками. Расчётов здесь не так много, поэтому среди перечисленных в обзоре игр, " " - самые несложные с точки зрения математики. Тем не менее, навыки счёта игра прекрасно развивает.

Закончу обзор игрой, специально купленной для подтягивания младшей дочки по математике. " " стоят обособленно в моей коллекции, так как покупались именно как пособие, а не как настольная игра. Хотя, впоследствии, мы всей семьёй прокатились по трассам много раз и, по моему мнению, это лучшая игра-гонка среди настольных игр.

Игрокам предстоит отправиться в путь на собачьих упряжках. Тяга собак регулируется тремя переменными: из суммы двух собак вычитаем силу тормоза. Но это ещё не всё…

Присутствует смещение, позволяющее упряжке входить в повороты. Складываем, вычитаем, двигаемся вперёд, оставляя позади противников. Мимо мелькают ели и ущелья, снег летит из-под полозьев саней…

Чистая математика, оформленная в виде азартной гонки. Три дня среди снегов, и дочка без усилий решала простые уравнения, с которыми мы "бились" несколько недель. Результат превзошел ожидания - настольная игра " " оказалась отличным методическим пособием по математике и, одновременно, захватывающей гонкой среди снежных заносов. Более двух лет в моей коллекции, и мы до сих пор играем с большим удовольствием.

Подведя черту.

Итак, я надеюсь, что вы частично сориентировались среди настольных игр, направленных на развитие навыков устного счёта. В самом юном возрасте начните со сбора " " - несложно и красиво. Если вы хотите быструю настольную игру на кубиках, то обратите внимание на " ". На мой взгляд - лучшее соотношение уровня сложности, математической составляющей, доступности правил и цены. В случае, когда ребёнок слишком болезненно реагирует на капризы "его величества Случая", обратите внимание на карточные варианты, среди которых я выделил бы " ". Игра красочная и интересная. Хотя, с точки зрения углублённого изучения предмета " " гораздо лучше развивают навыки устного счёта.

В заключение…

Отдельно хочу отметить отличные методические пособия в игровой форме от "Банды Умников". " " и " " развивают навыки устного счёта, помогут вам изучить предмет в игровой форме. Лично я считаю продукцию данного издателя, в первую очередь, методическими пособиями, и лишь во вторую - настольными играми. Тем не менее, для изучения математики они "вне конкуренции" по качеству изложения материала. Если вы ставите приоритетной задачей обучение ребёнка устному счёту, то обратите внимание на " " - чистая математика…

3 интересные математические игры не для малышей.

"Математическое Домино" .

"Математическое домино" - это быстрая семейная игра с числами. Она отлично подойдет для отдыха в кругу семьи, а также как замечательный способ весело скоротать время! Кроме того, игра может использоваться как обучающий материал.

Игроки должны с помощью костей домино выполнить любое математическое действие (+, -, x, /). Для этого они должны положить одну из своих костей таким образом, чтобы одно из чисел на ней являлось результатом математического действия с двумя соседними числами. При этом неважно, находятся эти числа на одной кости или на разных. Если игрок не может разместить кость на поле, он должен взять одну из резерва, положить её перед собой и пропустить ход.
Победителем является игрок, который первым разместил все свои кости на игровом поле.
В комплект входят:
- 57 костей с числами,
- 3 запасных пустых кости,
- правила игры.

Продолжительность игры: около 20 минут.

В процессе игры участники должны создавать математические действия прямо на игровой доске. Математическое действие - сложение, вычитание, умножение или деление - производится с двумя соседними числами, при этом фишка с результатом также должна находиться рядом.
Для игры используется игровая доска, на которой имеются квадраты разных цветов, а также 106 фишек с числами. Каждая фишка имеет ценность в очках, равную числу на фишке. Цвет квадрата игрового поля накладывает ограничения на фишки, которые вы планируете туда поставить.


В комплект входят:
- 1 мешочек,
- 1 игровая доска,
- 4 держателя для фишек,
- 106 фишек с числами,
- правила игры.
Количество игроков: от 2 до 4.
Продолжительность игры: около 40 мин.

В процессе игры участники должны создавать математические действия прямо на игровой доске. Математическое действие - сложение или вычитание - производится с двумя соседними числами, при этом фишка с результатом также должна находиться рядом.
Для игры используется двусторонняя игровая доска, а также 60 фишек с числами. Каждая фишка имеет ценность в очках, равную числу на фишке.
Игроки должны размещать фишки на доске таким образом, чтобы каждая вновь добавленная фишка составляла математическое действие с соседними. В этом случае игрок получает очки, равные ценности вновь поставленной фишки.
Игрок, который в конце игры набрал наибольшее количество очков, объявляется победителем.
В комплект входят:
- двусторонняя игровая доска,
- 4 держателя для фишек,
- 60 фишек с числами,
- правила игры.
Количество игроков: от 2 до 4.
Продолжительность игры: около 30 минут.

DOWNLOAD PDF INSTRUCTIONS





Видеобзор:

На официальном сайте есть еще несколько игр, но пока их нет на Российском рынке:
и книга для игр.