Внутреннее выгорание. «Перегорел»: Что такое синдром эмоционального выгорания. План восстановления сил за одни выходные

Эмоциональное выгорание – это своеобразная реакция организма человека на длительное воздействие профессиональных стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Иными словами, подобное состояние являет собой некий механизм психологической защиты на стрессы, возникающие в трудовой сфере. Выгоранию особенно подвержены люди, чья профессиональная деятельность связана с общением с другими людьми, а также представители альтруистических профессий.

Впервые этот феномен был описан в США в 1974 году и получил название «burnout». Этот термин использовался по отношению к абсолютно здоровым людям, вынужденным постоянно находиться в эмоционально нагруженной атмосфере при выполнении своих трудовых обязанностей. В результате, человек утрачивает большую часть своей физической и эмоциональной энергии, становится недоволен собой и своей работой, перестает понимать и сочувствовать людям, которым приходится оказывать профессиональную помощь. Симптоматика рассматриваемого синдрома весьма обширна и определяется личностными особенностями каждого конкретного человека. Для выхода из подобного состояния часто требуется специальное лечение.

Провоцирующие факторы

Синдром эмоционального выгорания рассматривается в психологии как следствие огромных эмоциональных затрат, при которых всегда требует общение с людьми. Подобному патологическому состоянию особенно подвержены люди таких профессий как, педагоги, медицинские работники, руководители предприятий, торговые представители, социальные работники и т.п. Рутина, напряженный рабочий график, зарплата, не удовлетворяющая имеющиеся запросы, стремление быть лучшим во всем и многие друге факторы способны вызвать сильнейший стресс и негативные эмоции, которые постепенно накапливаются внутри и приводят к эмоциональному выгоранию.

Но не только напряженная работа может спровоцировать выгорание. Некоторые особенности характера и образа жизни конкретного человека также обуславливают предрасположенность к подобному состоянию. Так, возможные причины выгорания, можно условно поделить на несколько групп, в первую из которых войдут факторы, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью: отсутствие контроля над выполняемой работой, низкая заработная плата, повышенная ответственность, слишком монотонная и неинтересная работа, высокое давление со стороны руководства.

Ряд факторов, способствующих выгоранию, можно увидеть и в образе жизни человека. Так, подобному явлению наиболее подвержены трудоголики, люди, не имеющие рядом близких людей и друзей, недосыпающие, возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны. Среди индивидуальных черт характера, обуславливающих повышенный риск выгорания, психологи выделяют перфекционизм, пессимизм, желание выполнять свои обязанности без посторонней помощи, стремление контролировать абсолютно все. Как правило, синдрому эмоционального выгорания особенно подвержены люди с личностным типом А.

Классификация

На сегодняшний день имеется несколько классификаций, в соответствии с которыми синдром эмоционального выгорания разделяется на несколько стадий. Так, согласно динамической модели Е. Хартмана и Б. Перлмана, данное состояние проходит четыре стадии своего развития:


Другой ученый, Д. Гринберг рассматривал проблему в качестве пятиступенчатого прогрессирующего процесса, в котором каждая из стадий получила сове оригинальное название:

СтадияХарактеристика
«Медовый месяц» Изначальный энтузиазм работника под воздействием постоянных стрессовых ситуаций постепенно снижается, а работа начинает казаться все менее интересной
«Нехватка топлива» Появляются первые признаки эмоционального выгорания; апатия, нарушения сна, повышенная утомляемость. Работник трудится менее продуктивно, начинает дистанцироваться от собственных профессиональных обязанностей
Хронические проявления Хроническая раздражительность, синдром хронической усталости, подавленность протекают на фоне ухудшения физического состояния (снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний и т.д.)
Кризис У человека к этому времени, скорее всего, уже развились некие хронические патологии, что приводит к еще большему снижению работоспособности. Психологические симптомы также усиливаются
«Пробивание стены» Проблемы физического и психологического плана обостряются настолько, что возможно развитие тяжелых, угрожающих жизни состояний

Стоит отметить, что развитие синдрома эмоционального выгорания у каждого человека происходит индивидуально. Это процесс в большей степени зависит от профессиональных условий, а также личностных особенностей.

Клинические проявления

Клинические проявления эмоционального выгорания условно делятся на три обширные группы: физические поведенческие и психологические. В первую группу входят такие симптомы, как синдром хронической усталости, проявления астении, головные боли, нарушения со стороны пищеварительной системы, потеря или стремительный набор массы тела, нарушения сна, артериальная гипертензия, тремор конечностей, тошнота, одышка, боли в сердце и т.д.

Поведенческие и психологические признаки, которыми проявляется синдром эмоционального выгорания, заключаются в том, что больной начинает терять интерес к собственной работе, а ее выполнение становится все сложнее. На фоне снижения энтузиазма и самооценки может возникать:

  • чувство собственной беспомощности и бесполезности;
  • потеря интереса к работе, ее формальное выполнение;
  • немотивированное беспокойство и тревога;
  • чувство вины;
  • скука и апатия;
  • неуверенность в себе и собственных профессиональных качествах;
  • подозрительность;
  • повышенная раздражительность;
  • разочарование;
  • ощущение всемогущества (по отношению к клиентам, пациентам и т.д.);
  • дистанцирование от коллег или клиентов;
  • общий негативизм по отношению к перспективам в карьерном росте и жизни в целом;
  • чувство одиночества.

В поведении человека, подверженному выгоранию, также можно заметить некоторые изменения. Обычно это состояние характеризуется практически полным отсутствием физических нагрузок, увеличение рабочего времени, нарушения аппетита, возможно злоупотребление спиртным или наркотическими веществами.

Особенности течения у представителей определенных профессий

Согласно статистическим данным, одно из первых мест по риску развития эмоционального выгорания занимают медицинские работки различной квалификации, начиная от медицинских сестер, заканчивая врачами высшей категории. Это связано с тем, что в обязанности медработников входит очень тесное взаимодействие с пациентами, забота о них. Сталкиваясь с негативными переживаниями, люди незаметно сами вовлекаются в них, что приводит к психологическим перегрузкам. Кроме того, скоплению эмоционального напряжения способствует рутинные каждодневные обязанности, плотный рабочий график. Эмоциональное выгорание зачастую возникает у врачей-психиатров, специалистов, работающих в медицинских учреждениях для тяжелых больных (с онкологией, ВИЧ и т.д.). В результате выгорания люди испытывают хроническое истощение на эмоциональном и физическом уровне, что практически всегда приводит к ухудшению качества исполняемых ими обязанностей.

У педагогов, также как и медицинских работников, имеется повышенный риск развития такого состояния, как синдром эмоционального выгорания. Хроническая усталость часто становится следствием постоянного контакта с учениками и их родителями, кроме того, следует принимать во внимание большую педагогическую нагрузку, четкое расписание, ответственность перед руководством. Провокатором стресса может стать и низкая заработная плата. В результате длительного воздействия стресса хороший педагог может начать относиться к ученикам бесчувственно, провоцировать конфликтные ситуации из-за собственного раздражения, начать проявлять агрессию не только на работе, но и дома.

С повышенным риском эмоционального выгорания связна и профессия социального работника, деятельность которого всегда связана с высокой моральной ответственностью за других людей. Данная профессия требует высокой психологической нагрузки, при этом, критерии успешности в ней довольно размыты. Постоянные стрессы, необходимость взаимодействия с «немотивированными» клиентами и даже экстремальные условия работы во многом способствуют развитию эмоционального выгорания.

Постановка диагноза и терапия

Синдром эмоционального выгорания имеет более ста различных проявлений, которые обязательно учитываются в ходе обследования. Диагностика патологического состояния проводится на основании жалоб пациента, имеющихся у него хронических соматических заболеваний, фактов употребление лекарственных препаратов. В ходе беседы психотерапевт выяснят профессиональные условия больного. Для определения стадии выгорания применяется специальная методика, включающая в себя ряд тестов и опросов.

Лечение выгорания должно быть направлено, прежде всего, на устранение стрессового фактора, а также повышение мотивации и установку баланса между энергетическими затратами на профессиональную деятельность и получением вознаграждения. Справиться со стрессом больному может помочь квалифицированный психотерапевт. Совместно с психотерапией обычно назначаются лекарственные препараты для снятия симптоматики патологического состояния. Однако львиная доля успеха в борьбе с выгоранием зависит от самого пациента и его желания изменить ситуацию.

Начинать борьбу с синдромом выгорания необходимо как можно скорее. Специалисты рекомендуют проявлять активность на рабочем месте, не бояться заявлять о своих потребностях и правах, отказываться от выполнения работы, которой нет в должностных инструкциях. Необходимо уделять время самому себе, найти интересное увлечение, заниматься спортом, общаться с друзьями и родными. Если лечение не приносит улучшений, лучшей рекомендации будет уход с работы хотя бы на время.

Профилактические меры

Профилактика описываемого синдрома крайне важна для представителей всех профессий, в особенности тех, что входят в группу риска. По мнению специалистов, эмоциональное выгорание можно предотвратить, если выработать для себя некий расслабляющий ритуал. Это может быть медитация, прослушивание любимой музыки и т.п. Кроме того, психологическое здоровье человека во многом зависит от таких факторов, как правильное питание, регулярные физические нагрузки.

В ходе выполнения профессиональных обязанностей психологи советуют, научиться говорить «нет» там, где это необходимо, а также ежедневно устраивать небольшой «технологический» перерыв, полностью отстраняясь от работы хотя бы на несколько минут. Также мощным средством борьбы со стрессом является творчество, а потому для предупреждения эмоционального выгорания крайне важно развивать свое творческое начало.

Синдром эмоционального выгорания – понятие, которое все чаще упоминается HR-специалистами и психологами в бизнес среде. Но в нашей стране далеко не все специалисты понимают что это такое и как с таким «заболеванием» бороться. В нашей Компании, где средний стаж сотрудников составляет 6 лет вопрос стоит очень остро.

Вышеупомянутый синдром обычно формируется на фоне постоянного и непреодолимого стресса. Он приводит к полному личностному и эмоционально-энергетическому истощению организма. Обычно накопившиеся отрицательные эмоции, которым сотрудник не может позволить выйти наружу, приводят к данной проблеме.

Специалисты разделяют эмоциональное выгорание на 3 стадии. Какие?

В рамках первой стадии синдрома сотрудник страдает чрезмерной забывчивостью деталей и мелочей.

Пример: Сотрудник постоянно теряет важную мысль, либо может регулярно забывать внес ли он необходимую запись в документ и задал ли запланированный вопрос.

Данная стадия эмоционального выгорания может длиться от 3 до 5 лет.

Второй стадией «заболевания» является потеря интереса к работе и к общению как с коллегами, так и с близкими людьми.

Пример: Сотрудник может избегать контакта с начальством или клиентами, а по вечера абстрагироваться от общения с друзьями или членами семьи. Также часто данный человек может работать в режиме «неделя длится невыносимо долго» и буквально выжидать начала выходных.

Данный этап эмоционального выгорания может длиться от 5 до 15 лет.

В рамках третьей стадии синдрома эмоционального выгорания сотрудник демонстрирует полную потерю интереса к работе и жизни.

Пример: Сотрудник, находящийся на третьей стадии, демонстрирует эмоциональное безразличие, ощущение беспрерывного упадка сил и потерю остроты мышления. Обычно такие люди стремятся к уединению. А все их контакты могут ограничиваться взаимодействием с домашними животными и прогулками в одиночестве.

Длительность данной стадии может составить до 20 лет.

Стоит также отметить, что все сроки могут быть сильно смещены в меньшую сторону, если сотрудник обладает специализацией, которая наиболее подвержена эмоциональному выгоранию.

Каким сотрудникам стоит уделить особое внимание?

Эмоциональному выгоранию в первую очередь подвержены люди, которые в рамках своей трудовой деятельности обязаны на постоянной основе контактировать с другими людьми (по большей части незнакомыми). К профессиям, находящимся в зоне риска, относятся: руководители, менеджеры по продажам или клиентские менеджеры, специалист по работе с персоналом (рекрутеры), преподаватели, социальные и медицинские работники, сотрудники государственных органов.

Сложнее всего приходится людям-интровертам – они «выгорают» быстрее всех. Их психологические особенности абсолютно не подходят для постоянных коммуникативных контактов с людьми.

Стоит отметить, что эмоциональное выгорание также может коснуться людей, которые постоянно испытывают внутренний конфликт в рамках соей профессиональной деятельности. Отличный пример – женщины, которые разрываются между работой.

Работники, чей возраст перевалил за 45 лет, также находятся в зоне риска, так как они обычно переживают, что в случае неожиданного увольнения не смогу найти новую работу.

Экология и жизнь в большом городе – также один из возможных катализаторов возникновения проблем с синдромом эмоционального выгорания.

Можно ли уберечь сотрудника от синдрома эмоционального выгорания? Профилактика.

Как и любое другое заболевание, синдром эмоционального выгорания подвержен профилактике. Что же можно посоветовать сотрудникам, находящимся в зоне риска?

Во-первых, необходимо по-настоящему полюбить себя и стараться вырабатывать симпатию к своей личности.

Во-вторых, сотрудникам необходимо выбирать профессию, которая им «по душе». HR-менеджеры должны об этом помнить при подборе персонала и расстановке сотрудников на вакантные штатные единицы.

В-третьих, важно искать интерес и выгоду во всех задачах, которые работник выполняет.

В-четвертых, необходимо перестать жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни.

В-пятых, нужно соблюдать интеграцию стилей жизни.

В-шестых, есть нужно искать возможность трезво осмысливать события прошедшего дня. Подведение ежедневных итогов вполне подойдет.

Синдром эмоционального выгорания выявлен. Как его лечить?

В Компании Major Cargo Service мы разделяем работу с синдромом эмоционального выгорания на 2 этапа: «лечение» сотрудника после первичного выявления синдрома в течение полугода и работа с сотрудником, проявление синдрома которого остается на прежнем уровне или усиливается несмотря на предпринятые меры.

Для начала мы, конечно же, даем обратную связь руководителю. Затем происходит встреча с самим сотрудником. В рамках этих встреч выясняются возможные причины возникновения заболевания и пути выхода из сложившейся ситуации.

Наиболее рабочим инструментом по статистике является карьерный рост сотрудника (причем часто достаточно горизонтального), привлечение его к работе над новым проектом и, как не странно, регулярное проведение элементарных встреч с руководителем.

  • Использование тайм-аутов (5 минут после часа работы), изменить (при необходимости) график, проконтролировать уход в отпуск в соответствии с графиком отпусков.
  • Стараться ограничивать количество очных встреч в день (не более 2 встреч, совещаний в день).
  • Уход от ненужной конкуренции, чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным.
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.).
  • Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
  • Поддержание хорошей физической формы.
  • Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
  • Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Проще относиться к конфликтам на работе.
  • Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Важно не забывать, что не существует единой панацеи от синдрома эмоционального выгорания. Несмотря на то, что эта проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно заниматься. Любому человеку нужно время от времени останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых возможностей.

Синдром эмоционального выгорания – что это такое и как с ним бороться?

В последнее время о синдроме эмоционального выгорания говорят все, кому не лень. Его называют «бичом» нашего времени, и, наверное, не зря. Ведь жизнь современного человека проходит в постоянном напряжении и стрессах, не всегда оставляя время на полноценный отдых и расслабление. На работе – постоянная конкуренция, гонки «на выживание» и за место под солнцем. Дома – приевшаяся «бытовуха». В этом сумасшедшем ритме людям непросто сохранять чувствительность и свои человеческие качества. Да, что там говорить, порой это даже опасно! И в какой-то момент наступает точка невозврата.

Да, синдром эмоционального выгорания не «выстреливает» сразу. Скорее, он действует по принципу бомбы замедленного действия – постепенно, но неустанно. И в результате нередко провоцирует проблемы в коммуникации с окружающими людьми и к серьезным психологическим нарушениям. Человек становится холодным и равнодушным по отношению к другим людям и к своим рабочим обязанностям. Все вокруг начинают раздражать или вызывать тоску.

Почему так происходит? Что же такое «синдром эмоционального выгорания» и что с ним делать?


Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми.

Другими словами, СЭВ — это реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие рабочих стрессов.

Согласно данным Европейской конференции ВОЗ (2005 г.), профессиональный стресс — важная проблема приблизительно одной трети рабочих стран Евросоюза. И лечение ее и связанных с ней проблем с психическим здоровьем обходится этим странам приблизительно в 3-4% валового национального дохода. Впечатляет, правда?

Разберем более подробно понятие СЭВ. По определению, СЭВ — это постепенная потеря эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии, вследствие чего наблюдается эмоциональное, умственное и физическое утомление, истощение, снижение уровня удовлетворенности выполнением своей работы и личной отстраненности.

По сути, СЭВ – это защитный механизм психики, выработанный человеком в ответ на травмирующие воздействия профессиональных стрессов. Этот механизм проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на раздражители. То есть, человек просто перестает на них реагировать.

Конечно же, такая защита имеет и положительный посыл – позволяет порционно и экономно тратить энергию, не расходуя ее впустую или на то, что человек не в силах изменить. Но не стоит забывать, что также «выгорание» негативно сказывается на выполнении трудовой деятельности и отношениях с партнерами и клиентами.

Немного истории

В начале 70-х годов 20 века ученые заметили один интересный факт. Оказывается, многие трудящиеся после нескольких лет работы начинают испытывать близкое к стрессовому состояние и обращаются за помощью психолога. При этом в число жалоб входят постоянное утомление, иногда бессонница, головные боли, общее ухудшение здоровья. Труд перестает быть в радость, а, наоборот, раздражает и вызывает агрессию. Приходит чувство собственной некомпетентности и беспомощности, снижается внимание, выносливость, а также конкретные профессиональные достижения. Однако методы психотерапии в этих случаях не принесли нужного эффекта.

Первые научные работы по этой проблеме появились в США. В 1974 г. американский психиатр Фрейденберг назвал это явление «burnout» («выгорание»). На русский язык его переводят как «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание».

В 1976 г. социальный психолог К. Маслач определила «выгорание» так: синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе.

Изначально под СЭВ считалось состояние изнеможения, сопровождающееся ощущением своей бесполезности. Позже количество симптомов данного синдрома существенно выросло. Ученые стали все больше связывать СЭВ с психосоматическим самочувствием, и относить его к состояниям, предшествующим болезни. На данный момент СЭВ относят к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» Международного классификатора болезней (МКБ-10).

В отличие от другого весьма распространенного тяжелого психического состояния – депрессии — СЭВ не сопровождается подавленностью и чувством вины. Напротив, СЭВ часто свойственны агрессия, возбуждение, раздражительность.

В группе риска

В ходе исследований оказалось, что СЭВ приносит серьезные убытки обществу – и экономические, и психологические. Например, бывали случаи, когда опытные летчики ни с того ни с сего начинали испытывать страх и неуверенность перед полетами. Такие эмоциональные «качели» могут спровоцировать не только личную драму человека, но и большую катастрофу. Но чаще всего подвержены выгоранию люди таких профессий, которые отдают тепло и энергию своей души другим людям.

Наиболее часто СЭВ встречается среди учителей, врачей, социальных работников, психологов, спасателей, работников правоохранительных органов (в разных сферах синдрому подвержены от трети до 90% трудящихся). В той или иной степени выраженности от СЭВ страдают почти 80% психиатров, наркологов, психотерапевтов. В 7,8% случаев такие специалисты приобретают резко выраженный синдром, ведущий к различным психовегетативным и психосоматическим нарушениям. По другим источникам, среди психотерапевтов и психологов-консультантов признаки СЭВ разной степени выраженности наблюдаются в 73% случаев, причем в 5% доходит до явно выраженной фазы истощения.

Среди социальных работников признаки СЭВ в той или иной степени проявляются в 85% случаев. Почти 63% медсестер психиатрических отделений обнаруживают у себя СЭВ.

По исследованиям английских ученых, среди врачей в 41% случаев наблюдается высокий уровень тревоги. Треть врачей для снятия эмоционального напряжения использует медикаментозные средства, кроме того, количество употребляемого спиртного превышает средний уровень. В отечественном исследовании выяснилось, что у 26% терапевтов наблюдается высокий уровень тревожности. Признаки СЭВ проявляются у 61,8% стоматологов.

СЭВ наблюдается у 1/3 сотрудников правоохранительных органов.

В большинстве случаев СЭВ рассматривают как последствие стрессов на работе, в результате чего возникает дезадаптация к рабочему месту или трудовым обязанностям. Один из важнейших факторов появления СЭВ – длительные большие нагрузки в ситуациях напряженных межчеловеческих отношений. Именно поэтому представители коммуникативных профессий – учителя, врачи, психологи, менеджеры, работники сферы услуг – нередко страдают от проявлений выгорания.


Как же распознать эмоциональное выгорание? В наше время выделяют более 100 симптомов, связанных с СЭВ. Немаловажно заметить, что иногда СЭВ можно перепутать с синдромом хронической усталости (хотя нередко они идут «в паре»). В частности, при синдроме хронической усталости люди жалуются на: нарастающую усталость, снижение работоспособности; мышечную слабость; плохую переносимость нагрузок, ранее привычных; боль в мышцах; головные боли; расстройства сна; склонность к забывчивости; раздражительность; снижение концентрации внимания и мыслительной активности.

У СЭВ же существуют три ключевых признака, отличающих его от других заболеваний с похожими симптомами. К ним относятся:

1. Развитию выгорания предшествует фаза повышенной активности, полной поглощенности работой, отказа от других потребностей и отсутствия беспокойства об удовлетворении собственных нужд. Следом за этой фазой наступает первый признак СЭВ — эмоциональное истощение. По сути, это чувство перенапряжения, исчерпания ресурсов – как физических, так и эмоциональных, ощущение усталости, не исчезающее после ночного сна. Даже после отпуска все эти явления возобновляются после возвращения в прежнюю трудовую ситуацию. Появляется безразличие, изнеможение, меняется отношение к работе – человек уже не в силах отдаваться работе, как раньше.

2. Второй признак СЭВ – дегуманизация, личностная отстраненность. Профессионалы могут расценивать такое изменение уровня сострадания к пациенту или клиенту как пробу справиться с нарастающим эмоциональным стрессом на работе. Но такое отстранение вскоре может развиться в негативное, порой агрессивное отношение к своим коллегам, клиентам, пациентам. В крайних случаях человека перестает волновать все в его профессиональной деятельности, ничто не вызывает эмоций — ни позитивные, ни негативные обстоятельства. Клиент или пациент начинает восприниматься как неживой предмет, одно присутствие которого зачастую неприятно.

3. Третий признак СЭВ — негативное восприятие себя в профессиональном плане, падение самооценки, ощущение потери собственной эффективности. Человек начинает чувствовать, что ему не хватает профессионального мастерства, не видит перспектив в своей рабочей деятельности, и, как следствие, перестает получать удовлетворение от работы.

СЭВ — это комбинация физического, интеллектуального и эмоционального утомления. В наше время нет единой концепции структуры СЭВ, но все же можно утверждать, что он являет собой деформацию личности вследствие эмоционально трудных и напряженных коммуникаций в системе «человек-человек». Последствия такого выгорания могут проявиться как в психосоматических заболеваниях, так и в психологических изменениях личности. И то, и то непосредственно влияет на здоровье человека.

Все основные симптомы СЭВ можно разделить на 5 ключевых групп:

1. Физические, или соматические, симптомы:

  • усталость, утомление, истощение;
  • колебание веса;
  • неполноценный сон, бессонница;
  • общее плохое самочувствие;
  • одышка, затрудненное дыхание;
  • головокружения, тошнота, излишняя потливость, дрожь;
  • гипертония;
  • воспалительные и язвенные заболевания кожи;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;

2. Эмоциональные симптомы:

  • пессимизм, черствость, цинизм как в рабочих ситуациях, так и в частной жизни;
  • недостаток эмоций;
  • усталость, безразличие;
  • чувство безнадежности ситуации, личной беспомощности;
  • раздражительность, агрессивность;
  • тревожность, усиление необоснованного беспокойства, невозможность сосредоточиться;
  • депрессия, чувство вины;
  • душевные страдания, истерики;
  • утрата надежд, идеалов, перспектив в профессии;
  • деперсонализация — люди кажутся безликими, словно манекены;
  • чувство одиночества, отстраненности;

3. Поведенческие симптомы:

  • работа больше 45-50 часов в неделю;
  • безразличие к еде;
  • недостаточные физические нагрузки;
  • «оправданное» злоупотребление табаком и алкоголем, а также лекарствами;
  • усталость и необходимость отдохнуть в процессе труда;
  • несчастные случаи – травмы, аварии и т.п.;

4. Интеллектуальное состояние:

  • падение уровня интереса к новым идеям и теориям в работе;
  • апатия, тоска, скука;
  • пропадание интереса и вкуса к жизни;
  • предпочтение стандартов, шаблонов и рутины — творческим подходам;
  • безразличие, цинизм к новшествам;
  • отказ от участия или недостаточное участие в развивающих тренингах, образовательных мероприятиях;
  • выполнение работы сводится к сугубо формальному;

5. Социальные симптомы:

  • пропадание интереса к развлечениям и досугу;
  • пониженная социальная активность;
  • ограничение контактов и отношений исключительно работой;
  • чувство изоляции, недопонимания других и другими;
  • ощущение недостаточности поддержки со стороны окружения — семьи, коллег, друзей.

То есть, СЭВ – это целый комплекс нарушений в физической, психической и социальной сферах жизнедеятельности человека.

Факторы СЭВ

Все ли представители «опасных» для СЭВ профессий одинаково подвергаются выгоранию? Ученые выделяют три главных фактора, играющие важную роль в СЭВ - ролевой, личностный и организационный.

Личностный фактор. По данным исследований, на эмоциональное выгорание не влияют такие факторы, как семейное положение, возраст, стаж данной работы. Однако замечено, что у женщин выгорание развивается глубже и чаще, нежели у мужчин. Также более подвержены выгоранию так называемые «сверхконтролируемые личности» — люди, испытывающие недостаток автономности.

Среди основных факторов личности, влияющих на развитие СЭВ, психологи называют следующие:

  • гуманность, склонность к сочувствию, мягкость,
  • склонность к увлеченности в работе, к ее идеализации, ориентированность на людей;
  • интравертированность, неустойчивость,
  • «пламенность», фанатичность в идеях,
  • авторитаризм как стиль руководства,
  • склонность к холодности в проявлении эмоций,
  • высокий самоконтроль, в частности при постоянном подавлении отрицательных эмоций;
  • склонность к тревожности и депрессии, из-за недостижимости «внутреннего стандарта» и «закапывания» в себе отрицательных переживаний;
  • склонность к острому переживанию неприятных обстоятельств в работе.

Ролевой фактор. Также ученые установили связь между СЭВ и уровнем ролевой определенности и конфликтности. Так, в случаях, когда в профессиональной деятельности ответственность четко распределена, СЭВ возникает нечасто. В ситуациях же с нечеткой или неравномерно разделенной ответственностью за свои действия на работе склонность к выгоранию возрастает, даже если трудовая нагрузка сравнительно невелика. Также очень способствуют развитию СЭВ такие профессиональные ситуации, при которых не согласованы совместные усилия, отсутствует слаженность действий, имеется конкуренция между сотрудниками, и в то же время хороший результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие выгорания прямо связано с наличием напряженной эмоциональной деятельности на работе: интенсивное эмоциональное общение, восприятие, обработка получаемых данных и принятие решений. Также организационными факторами СЭВ выступают:

  • неблагополучная психологическая атмосфера;
  • нечеткое планирование и организация труда;
  • излишние бюрократические моменты;
  • конфликты с руководством и подчиненными;
  • напряженные взаимоотношения с коллегами;
  • многочасовой труд, который невозможно измерить;
  • недостаточное вознаграждение за труд;
  • невозможность участия в принятии решений;
  • постоянный риск штрафов;
  • монотонная, однообразная, бесперспективная работа;
  • необходимость проявлять внешне «нереальные» эмоции;
  • отсутствие полноценного отдыха: выходных, отпусков, а также интересов помимо работы;
  • работа с психологически непростым контингентом – с «трудными» подростками, тяжелыми больными, конфликтными клиентами и т.п.

Причины СЭВ

Главная причина СЭВ — психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:

1. Превышение «лимитов». Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.

2. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса. Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.

3. Отсутствие полноценного результата. Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Особенно такая причина распространена среди работников системы образования.

4. Индивидуальные особенности человека. Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.

5. Неправильная организация труда, нерациональное управление.

6. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.


Профилактика и лечение СЭВ во многом похожи: то, что защищает от развития выгорания, может использоваться и для его лечения.

Все лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на:

  • снятие рабочего напряжения,
  • рост профессиональной мотивации,
  • возвращение равновесия между потраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Немаловажная роль в борьбе с выгоранием отводится, в первую очередь, самому пациенту. Рекомендации специалистов таковы:

  1. Находите время для полноценного отдыха. Такие «тайм-ауты» необходимы для вашего физического и психического благополучия. Тут как никогда подходит поговорка «Работа не волк – в лес не убежит»;
  2. Пересмотрите свои жизненные ориентиры: определитесь с краткосрочными и долгосрочными целями, не стремитесь к недосягаемому идеалу, примите тот факт, что идеальных людей не существует;
  3. Овладейте навыками саморегуляции — релаксация и расслабление, дыхательные упражнения помогут снизить уровень стресса, ведущего к выгоранию;
  4. Займитесь собой. Любимый вид спорта, правильное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, отказ от злоупотребления спиртными напитками, табаком, нормализация веса помогут правильной работе всего организма, в том числе и нервной системы;
  5. Поверьте в свою значимость и перестаньте себя критиковать. Да, вы не идеальны, но, в конце концов, не святые горшки лепят;
  6. По возможности уходите от ненужной конкуренции. Излишнее стремление к выигрышу вызывает тревогу и агрессивность, и могут привести к СЭВ;
  7. Не забывайте о профессиональном развитии и совершенствовании – это могут быть различные курсы повышения квалификации, круглые столы, конференции и т.п., которые помогут поднять вашу самооценку как профессионала, и избежать выгорания;
  8. Разрешите себе приятное эмоциональное общение с близкими по духу людьми – такое общение значительно снижает вероятность выгорания;
  9. Старайтесь обдуманно рассчитывать и распределять свои трудовые нагрузки. Если вас ждет очень напряженная работа, стоит подготовиться к этому заранее. Навалившаяся куча дел может спровоцировать депрессию и отвращение к работе. Перед важными периодами в жизни возьмите за привычку обязательно отдыхать, хорошо высыпаться;
  10. Учитесь переключаться с одного вида активности на другой;
  11. Старайтесь проще относиться к конфликтам на работе. Скорее всего, человек, «выливший» на вас свое недовольство, лично против вас ничего не имеет, просто у него есть свои нерешенные проблемы. Помните, ведь все мы не святые;
  12. Не старайтесь всегда и во всем быть лучшим и первым. Излишний перфекционизм способствует выгоранию.

И помните, что синдром эмоционального выгорания - это не приговор, и, конечно же, не повод отказаться от недавно еще любимой профессии. Просто побалуйте себя отдыхом, обдумайте происходящее, успокойтесь и попробуйте на время сменить род занятия. Вот увидите, как только вы измените фокус внимания, СЭВ отступит!

Понятие эмоционального выгорания появилось еще в далеких 70-х, когда американский психиатр Герберт Фрейденберг попытался охарактеризовать все больше и больше охватывающее общество эмоциональное истощение. Синдром едва ли можно классифицировать как полноценное психическое заболевание, однако, его проявления часто граничат с очень тревожными состояниями.

Эмоциональное выгорание – основные симптомы

Синдром эмоционального истощения – это проблема, наиболее распространенная среди трудоголиков, чья профессиональная деятельность заключается в перманентном общении с людьми и заботе о других. Казалось бы, именно желание заботиться и дарить свое внимание людям и приводит некоторых к деятельности педагога, врача или социального работника. Однако количество профессиональных стрессов, связанных со специализациями типа «человек-человек» , превышает показатели в любой другой деятельности.

Постоянное волнение и необходимость проявлять тепло и гуманистическое отношение рано или поздно может перегрузить внутренний генератор позитивных чувств – и тогда человек теряет энергию до последней капли. Нарушения эмоционально-психологического баланса появляются в определенный момент, в зависимости от интенсивности работы, условий и личных факторов.

Так, к примеру, подсчитано, что средний показатель эмоционального выгорания педагогов равен 5 годам. Это значит, что спустя 5 лет усердной работы большинство педагогов теряют интерес к собственной деятельности. Лишаясь положительных эмоций по отношению к профессии, такие люди рискуют полностью утратить интерес к своей работе.

Вряд ли кто-то будет спорить, что от настроения во многом зависит успех того или иного предприятия. А уж то, что душевное состояние напрямую влияет на физическую форму, почти каждый взрослый человек сможет подтвердить по собственному опыту. Нарушение эмоциональной составляющей при синдроме выгорания проявляет себя комплексно. Отсюда психологи выделяют сразу несколько групп характерных симптомов.

Эмоциональные симптомы выражаются в таких состояниях:

  • пессимизм;
  • депрессии;
  • повышенная раздражительность и агрессивность;
  • усталость и апатия;
  • полное крушение идеалов;
  • чувство вины;
  • иррациональное беспокойство;
  • утрата сосредоточенности;
  • черствость даже по отношению к близким людям;
  • деперсонализация себя и окружающих.

Физические симптомы выражаются следующим образом:

В поведенческом аспекте симптомы эмоционального выгорания на работе выражаются в импульсивности, оправдании курения и употребления спиртных напитков, нежелании работать. Кроме того, отмечается снижение интеллектуального потенциала больного и стремление сбежать от любого рода социальной активности.

Как видно из вышеперечисленных симптомов, СЭВ охватывает все сферы деятельности человека. Иными словами, под влиянием синдрома больной полностью меняется в личностном и профессиональном плане. Тем не менее, зная симптомы, к лечению эмоционального выгорания можно приступить довольно быстро и вернуть человека к привычной здоровой жизнедеятельности.

Кто находится в группе риска?

Как уже говорилось ранее, синдром крайне распространен среди определенных профессий. Однако этот недуг может застигнуть не только на общественной работе или в деятельности, где требуется перманентная забота об окружающих.

  • принципиальность в суждениях;
  • отменную исполнительность;
  • повышенное чувство ответственности;
  • крайности и максимализм;
  • перфекционизм;
  • полный самоконтроль;
  • альтруизм и склонность к самопожертвованию;
  • сниженную самооценку;
  • одержимость идеями;
  • чрезмерную мечтательность.

Многие отметят, что большую часть указанных качеств можно считать крайне положительными. Но именно такие люди, обладающие добрым сердцем и развитым чувством ответственности, наиболее предрасположены к истощению эмоций.

Рискуют выгореть также люди, привыкшие к различного радо зависимостям. Так, если человек склонен стимулировать свою деятельность при помощи алкоголя, энергетиков или нейростимуляторов, то аналогичная естественная функция организма страдает на этой почве.

Помимо тружеников, чья работа связана с постоянным общением, СЭВ может поразить даже домохозяйку. Дело в том, что систематические однообразные действия, выполняемые ежедневно, могут спровоцировать дефицит общения, который также пагубно отражается на душевном состоянии. А если речь идет о молодой маме, которая изо дня в день вынуждена посвящать 90% своего времени малышам, не отвлекаясь ни на какие хобби или собственные интересы, СЭВ практически неизбежен.

Особую группу риска составляют специалисты, проводящие массу времени с психологически неустойчивыми личностями. Сюда можно отнести психологов и психиатров, сотрудников центров помощи и исправительных заведений. Призвание таких людей – оказывать психологическую поддержку другим, и от них, как правило, ждут особенной стойкости.

Но именно эти профессионалы чаще всего становятся заложниками СЭВ. Ощущением безысходности и долга, которое затем перерастает в синдром истощения, может также заразиться человек, вынужденный ухаживать за больным родственником.

Другую категорию риска представляют люди, которые по тем или иным причинам не могут работать по призванию. А вот для творческих людей СЭВ вообще можно отнести к разряду профессиональных заболеваний, в частности, у актеров, художников и писателей, которые во многом психологически зависимы от оценки их деятельности окружающими.

Отдельным фактором, формирующим условия для СЭВ, можно назвать отсутствие здоровой конкуренции в профессиональной среде или полную неорганизованность рабочего процесса. Усердный труд, лишенный вектора, это верный способ выгореть на работе.

Как борются с эмоциональным выгоранием: эффективность лечения

Лечение синдрома и его эффективность зависит, в первую очередь, от самого пациента. Но в качестве самых первых шагов, которые стоит сделать больному, нужно признать факт наличия заболевания и замедлить темп жизни и рабочей деятельности.

Именно недостаток отдыха и драгоценного времени, посвященного самому себе, и привели человека к подобному стоянию.

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Навигация по статье:

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания

  • Отсутствие четкой связи между трудовым процессом и получаемым результатом;
  • Несоответствие результатов затраченным силам;
  • Ограниченность времени для реализации поставленных целей;
  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • Большие нагрузки и ответственность перед начальством;
  • Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций.

Фазы и симптомы эмоционального выгорания

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения – является предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:

1. Симптом "переживания психотравмирующих обстоятельств".

Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания".

2. Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы "загнанности в клетку".

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом "тревоги и депрессии".


Симптом "загнанности в клетку" может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании I фазы.

II Фаза "резистенции" – вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом "неадекватного избирательного эмоционального реагирования".

Несомненный признак "выгорания", когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:

– экономичное проявление эмоций;

– неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами – подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно "экономит" на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип "хочу или не хочу": сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

2. Симптом "эмоционально-нравственной дезориентации".

Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: "таким людям нельзя сочувствовать", "почему я должен за всех волноваться", "она еще и на шею сядет" и т.п.

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на "хороших" и "плохих", на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

3. Симптом "расширения сферы экономии эмоций".

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще "рычите" на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся "жертвой" эмоционального выгорания.

4. Симптом "редукции профессиональных обязанностей".

Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III Фаза истощения – характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. "Выгорание" становится неотъемлемым атрибутом личности.

Симптом "эмоционального дефицита". К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Симптом "эмоциональной отстраненности". Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций – наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: "наплевать на вас".


Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы "выгорания" проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах "выгорания" личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: "ненавижу…", "презираю…", "взять бы автомат и всех…".

В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

4.Симптом "психосоматических и психовегетативных" нарушений.

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить "плевать" на людей, а "выгорание" продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет".

Вопросы:

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в "ключе". Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз "выгорания", определение итогового показателя синдрома "эмоционального выгорания" как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Обработка данных.

В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания", с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания".

3. Находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" – сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

"Напряжение":

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
  • Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)
  • "Загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
  • Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
"Резистенция":
  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  • Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  • Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
  • Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
"Истощение":
  • Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
  • Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
  • Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов – складывающийся симптом,
16 -20 баллов – сложившийся симптом.
20 и более баллов – симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.