Профильная работа школы. Экономические профессии: список и описание. Социально-экономические профессии

Экономика в широком смысле слова - база всей общественной жизни. Мир не может существовать без финансовой основы. И потому профессии, связанные с деньгами, всегда будут востребованными. Какие же из них выбирают нынешние выпускники?

Экономические профессии. Список и краткое описание

Их перечень обширен. Специалисты, получившие экономическое образование, имеют возможность выбрать деятельность в сфере макро- или микроэкономики, внешних финансов, в отдельных специализированных отраслях. Давайте рассмотрим наиболее распространенные экономические профессии.

Пожалуй, чаще всех встречается профессия кассира. Данное понятие объединяет целый круг специалистов, включая билетных кассиров кинотеатров и работников супермаркетов. Большинству из них для успешной работы по профессии высшее образование в сфере финансов вовсе не требуется.

Строго говоря, отнести к экономическим специальностям получится лишь кассира-операциониста и валютного кассира. Они трудятся в банке. Первый из них проводит различные банковские операции, второй занимается обменом валюты.

И тот, и другой - часть многочисленной плеяды банковских служащих. Последнее понятие несколько расплывчатое. Банковский служащий - специалист с экономическим образованием, являющийся работником банка. Как правило, каждый из них выполняет конкретную операцию, при этом специализация начинается не в процессе обучения, а уже непосредственно при трудоустройстве.

Милый мой бухгалтер...

Существуют традиционные экономические профессии, список которых возглавляет, конечно же, самый популярный и востребованный специалист - бухгалтер. Он производит учет каждой хозяйственной операций фирмы или предприятия согласно закону. Он отслеживает состояние финансов организации, своевременно рассчитывается по налогам, непосредственно контактирует по всем денежным вопросам с государственными органами и руководством компании. Без представителя этой профессии невозможно представить ни крохотное предприятие, ни солидную организацию.

Термин «профессиональный бухгалтер», введенный в обиход Международной ассоциацией бухгалтеров, подразумевает не только данную, но и другие виды экономических профессий, о которых мы расскажем ниже. В этом есть определенная логика, так как для всех этих специалистов, как правило, основой профессиональной деятельности является бухучет, к которому по мере роста мастерства впоследствии добавляются и другие навыки.

Кто такие аудитор и экономист?

Аудитором в нашей стране именуют бухгалтера высокой степени квалификации. Его деятельность - аудит, то есть ревизия бухгалтерской отчетности и документов, и, кроме прочего, консультирование по организации бухучета. Аудитору помимо квалификационного аттестата требуется серьезный профессиональный опыт. Разумеется, им не сможет стать выпускник ВУЗа. И даже получив аттестат, аудитор регулярно повышает собственный уровень на специальных курсах.

Людей, получивших финансовое образование, зачастую именуют экономистами (всех подряд, независимо от специализации). Но практически экономист - это эксперт-теоретик по широкому кругу вопросов, связанных с деньгами. Он трудится в основном в сфере планирования, изучения, подготовки и руководства финансово-хозяйственной деятельности. На предприятиях дело экономистов - разработка и контроль над исполнением бюджета, формирование плановой управленческой отчетности.

Финансисты, трейдеры, брокеры

Экономические профессии включают и специальность финансиста. Максимально упрощая, можно обозначить его как специалиста по вложению средств. То есть его область - финансовые операции. Для этого требуется умение оценивать соотношение риска и возможного дохода, чтобы сделать оптимальный выбор. Финансисты - это инвесторы, банкиры, трейдеры. Например, должность финансового директора подразумевает сочетание обязанностей экономиста, финансиста и бухгалтера.

Многие экономические профессии имеют самое непосредственное отношение к огромному и сложному рынку ценных бумаг. Например, брокеры и дилеры. Первые играют роль посредников в паре «продавец-покупатель». Вторые за свой счет и от собственного имени ведут операции с ценными бумагами. Экономическая безопасность - профессия относительно новая, но, тем не менее, весьма актуальная в наши дни.

И другие представители

Конечно же, все экономические профессии представленными выше не исчерпываются. Специалисты того же профиля - коммерческие директора, маркетологи, налоговые инспекторы, логисты, инкассаторы, аналитики, сметчики, биржевые маклеры, кредитные консультанты. Другие профессии в экономической сфере - менеджеры по работе с клиентами, страховые агенты, торговые представители, экспедиторы, товароведы.

Как видно, список весьма широк. Но и желающих сражаться за место под солнцем в данной сфере немало. Конкуренция между представителями упомянутых специальностей очень и очень высока. Желающим достичь успеха на данном поприще придется стать востребованными путем постоянного подтверждения своей квалификации.

Экономист - это кто?

Для примера рассмотрим такую популярную в наши дни профессию, как экономист. На рынке труда она неизменно пользуется высоким спросом. Ее универсальность позволяет занять должность практически в любой сфере экономики. Имея профессиональные экономические знания, вполне реально начать и собственный бизнес, заранее просчитав все возможности и риски.

Экономистом именуется мастер на все руки в сфере финансов. Социально-экономический профиль профессии позволяет такому специалисту считаться экспертом по основным вопросам, связанным с деньгами. К этой группе относят и учёных (теоретиков экономической науки), и практиков, осуществляющих планирование, руководство и непосредственные исследования финансов предприятия.

Таким образом, экономиста можно причислить к числу важнейших сотрудников организации. Его задача заключается в умелой и грамотной расстановке приоритетов и прокладывании путей к получению наибольшей прибыли при минимуме убытков. С его деятельностью тесно связано и такое понятие, как экономическая безопасность. Профессия экономиста предполагает владение навыками оптимального управления финансами с целью уберечь предприятие от всех возможных финансовых рисков.

Особенности профессии

Исторически первым экономистом принято считать Аристотеля, пытавшегося распространять теории полезности и стоимости различных товаров, их взаимовыгодного обмена. К знаменитым экономистам нашего времени относят Адама Смита, Петра Струве, Карла Маркса, Николая Бухарина, Джона Кейнса, Егора Гайдара.

Обязанность такого специалиста - анализ работы организации с экономической точки зрения. Цель - сделать все возможное, чтобы эта деятельность была эффективной.

Что же конкретно делает экономист? Он совершенствует работу предприятия и планирует ее этапы. Рассчитывает потребность в кадрах, устанавливает порядок заработной платы и поощрений для работников, учитывает использование ресурсов при определении затрат и доходов, контролирует все этапы хозяйственной деятельности.

О плюсах и минусах профессии

Вначале о преимуществах. Главное из них - высокий стабильный спрос на рынке рабочей силы. Благодаря своей универсальности профессия дает шанс трудоустройства практически в любой области экономики. Бизнес, открытый предпринимателем с финансовыми знаниями, имеет минимальный риск убытков.

Теперь о недостатках. Профессия экономиста предполагает высокую ответственность. От его компетенции и профессионализма зависит финансовое состояние всего предприятия. Другой серьезный минус - серьезная конкуренция на рынке рабочей силы, связанная с большим количеством выпускников с дипломами. Кроме всего прочего, эта профессия подразумевает наличие таких качеств, как усидчивость, аккуратность, кропотливость, умение ежедневно корпеть над цифрами.

Где работает экономист?

Эта специальность востребована как в государственных учреждениях, заведующих вопросами экономики (учреждения финансов, Центральный банк), так и на производственных предприятиях любых отраслей - аграрной, промышленной и т.п.

Экономист может трудиться в образовательном учреждении (например, преподавать экономику как предмет), на предприятиях частного бизнеса - от малого до крупного. Такие специалисты особенно востребованы в ресторанной и гостиничной сферах. Их с радостью примут любые организации, связанные с финансами, - страховые агентства, налоговые инспекции, банки, различные социальные фонды.

Экономист может посвятить себя фундаментальным исследованиям в области финансов. Для этого он должен трудиться в научно-исследовательском институте или в Академии наук.

Важные качества при выборе профессии

Помимо усидчивости и склонности к кропотливому труду серьезному экономисту нужна высокая работоспособность, хорошо развитая память и логика, умение концентрироваться и обрабатывать большие объемы информации.

Оперативное мышление и хорошо поставленная устная и письменная речь дают ему преимущество при изложении собственной точки зрения, аргументировании выбранной позиции. Конечно же, непременные качества - организованность, ответственность, уверенность в собственных силах. Приветствуется активная жизненная позиция, научный склад ума и тяга к исследованиям.

Как войти в профессию

Как получить экономическое образование? Профессии экономиста в наши дни обучают практически в каждом ВУЗе, в том числе далекого от экономики профиля.

Экономические факультеты имеют многие отраслевые высшие учебные заведения. Есть они и в Государственной академии управления, и в МГУ, и в Высшей школе экономики, и во множестве других серьезных и престижных столичных учебных заведений.

Не отстают от них и провинциальные ВУЗы. В каждом областном центре как минимум несколько учреждений высшего образования (и государственных, и негосударственных) предлагают к изучению профессии экономического профиля. Конкурс среди поступающих неизменно высокий. Очевидно, в общественном сознании социально-экономические профессии - пропуск в безбедную жизнь.

А как на самом деле?

Эта специальность действительно может обеспечить неплохой уровень благосостояния, но лишь при определенных условиях. Сообщение о экономической профессии, обозначенной в дипломе, само по себе вряд ли сильно вдохновит работодателя. Ему нужны знания и опыт. Выпускникам со свежеполученным дипломом придется постараться, чтобы найти хорошее рабочее место и начать карьеру. Оплата труда молодого специалиста в столице составляет приблизительно от 700 до 1000 долларов ежемесячно. Приобретя опыт в течение пары-тройки лет, такой работник может рассчитывать на уровень дохода от полутора тысяч тех же условных единиц. При этом желающим получать зарплату повыше следует обратить внимание на банковскую сферу, строительную отрасль.

Как обычно строится карьера? Для приобретения опыта молодому экономисту лучше всего в начале трудового пути устроиться на небольшое предприятие. Там он получит шанс в короткий срок ознакомиться с реалиями экономики как в масштабах страны, так и в рамках отдельно взятой организации. С самых первых дней вчерашнему выпускнику предстоит окунуться в полный комплекс задач и проблем, что даст толчок к профессиональному росту.

Карьера экономиста

На крупном предприятии работа молодого специалиста, как правило, ограничивается набором определенных действий в каком-то направлении. При этом рост навыков и профессионального опыта идет меньшими темпами, и универсалом специалист может так и не стать.

Целью выпускника экономического ВУЗа является утверждение в должности главного экономиста предприятия, а в дальнейшем - финансового директора. Разумеется, цели можно достичь только при условии высокой профессиональной компетенции, хороших управленческих навыков и немалом опыте работы.

  • Профиль риска и порядок разработки проектов профилей рисков должностными лицами таможенных органов.
  • Рассмотрим структуру школьного учебника « Право» Л.Н. Боголюбова для 10-11 кл. (Профильный уровень обучения).
  • Современное естествознание (профильный курс) Тест-тренинг 0004.02.06;Т-Т.01;2
  • Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
  • Учебные курсы за два года обучения
    Русский язык и литература
    Иностранный язык
    Естествознание
    Математика
    Физическая культура
    Экономика
    Право
    Экономическая и социальная география
    Социология
    Всего 12

    Гуманитарный профиль

    Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
    I. Базовые общеобразовательные предметы
    Математика
    Естествознание
    Физическая культура
    II. Профильные общеобразовательные предметы
    Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
    История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
    Обществоведение (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
    Искусство
    III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
    5-6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
    Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения

    Технологический профиль (специализация - информационные технологии)

    Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
    I. Базовые общеобразовательные предметы
    Русский язык и литература
    История и обществоведение
    Естествознание
    Физическая культура
    II. Профильные общеобразовательные предметы
    Информатика и ИКТ
    Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
    Физика
    Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы)
    III. Элективные курсы (3 курс на выбор)
    5-6 курсов, предлагаемых школой 24 всего
    Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения

    Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильные школы и классы)

    №13. Курсы по выбору в углубленном обучении.

    Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

    Необходимым условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.



    В этих целях необходимо:

    Увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

    При организации обязательных занятий по выбору ввести деления классана необходимое число групп;

    Образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

    Суть концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль. Однако, все предлагаемые министерством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. По словам специалистов, в школах, начавших внедрение профильного образования, уже возникло более 12 различных профилей: например, педагогический, медицинский, аграрный и другие. Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько.
    Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

    • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
    • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности;
    • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности;
    • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности;
    • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;
    • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

    Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

    С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться "специализацией". Очень часто "универсальный профиль" - отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!

    Недельный учебный план Xкласс

    Учебные предметы

    Кол-во часов в неделю

    Кол-во часов в год

    Федеральный компонент

    Базовые учебные предметы

    Русский язык

    Литература

    Английский язык

    Информатика и ИКТ

    Биология

    Физическая культура

    Профильные учебные предметы

    Математика

    Обществознание

    География

    Экономика

    Региональный компонент

    Информатика и ИКТ

    Основы безопасности жизнедеятельности

    Компонент ОУ

    Элективные курсы

    Недельный учебный план XI класс

    Социально-экономический профиль

    Учебные предметы

    Кол-во часов в неделю

    Кол-во часов в год

    Федеральный компонент

    Базовые учебные предметы

    Русский язык

    Литература

    Английский язык

    Информатика и ИКТ и Технология

    Биология

    Физическая культура

    Профильные учебные предметы

    Математика

    Обществознание

    Предметы, поддерживающие профиль

    География

    Экономика

    Компонент ОУ

    Элективные курсы

    Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

    Основная цель - создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной:

    На подготовку школьников к поступлению и последующему обучению в вузах по социально-экономическим специальностям;

    На получение социально-экономических компетенций необходимых для успешной социализации школьников во взрослой жизни и реализации жизненного потенциала.

    Задачи профильного обучения:

    1.Обеспечить достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям базисного учебного плана.

    2. Формировать у обучающихся социально-экономической культуры: знаний в области социально-экономических дисциплин, практических умений и навыков экономической деятельности, опыта экономического поведения и деонтологической культуры.

    3. Оказывать психолого-педагогическую помощь в формировании личностно-деловых качеств современного человека.

    4. Выработать у обучающихся навыки профессионального самоопределения, правильного выбора будущей профессии

    5. Развить мотивацию и формировать навыки научно-исследовательской деятельности.

    6. Сделать обучающихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

    Методы обучения:

    Лекция, семинар, практические занятия;

    Интерактивные технологии обучения (мозговой штурм, технология критического мышления («Кластеры», «Денотатный граф». «Шляпы» и др., ролевые и деловые игры, проектные технологии, анализ конкретных экономических ситуаций (Case-study), экскурсии, дебаты, кейс-технологии, тренинги и др.);

    Проведение отдельных занятий специалистами (предпринимателями, юристами и др.)

    Формируемые компетенции:

    - предметная компетенция («научиться быть») - системные знания, составляющие основы общественных наук; владение элементами методологии социального познания; умение ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам современного мира; способность к оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека;

    - методическая компетенция («научиться делать») - способности анализировать и действовать в социально-экономической сфере, умение применять полученные знания для эффективного взаимодействия с социальной средой; гибкость и мобильность в различных условиях, связанных с профессиональной деятельностью;

    - коммуникативная компетенция («научиться жить вместе») - способность ясно и четко выражать свои мысли, излагать и обосновывать свое мнение в процессе делового общения; умение читать и понимать информационные тексты социально-экономического содержания; способность и готовность к участию в дискуссиях по актуальным социально-экономическим проблемам, к отстаиванию и аргументации своей позиции, к оппонированию иному мнению.

    - социальная компетенция («научиться быть ответственным») - чувство социальной ответственности, способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях; владеть навыками взаимопонимания, мобильности в разных социальных условиях;

    - когнитивная компетенция («научиться познавать») - готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, гибкость применения их в условиях быстрых изменений, стремление к самообразованию, постоянному обогащению своей профессиональной компетенции.

    В рамках профиля организуется деятельность учащихся в проекте "Финансовая грамотность".

    Прикладной характер математических знаний отражается не только в проектной работе с инженерными классами школы в решении технических задач, но и в значительной степени в работе с классом социально - экономического профиля. Большое внимание уделяется повышению финансовой грамотности старшеклассников для того, чтобы развить навыки ответственного поведения в мире финансов. Ведется проектная работа в малых группах и индивидуально по исследованию различных примеров экономических отношений в паре «клиент - банк» и «гражданин - государство». Ребята нашей школы принимают активное участие в различных профильных олимпиадах и конкурсах, защищают проекты, посещают бизнес - тренинги, организуемые ВУЗами, развивая предпринимательские способности. Результаты их работы - победы в бизнес - конкурсах и призерство на олимпиадах по финансовой грамотности «Высшая проба» НИТУ ВШЭ и «Математика в семейном бюджете» под патронажем Минфина РФ.

    Учебные предметы
    I. Федеральный компонент
    Базовые учебные предметы
    Русский язык
    Литература
    Иностранный язык
    Информатика и ИКТ
    История
    Естествознание
    Физическая культура
    Профильные учебные предметы
    Математика
    Обществознание
    Экономика
    Право
    География
    II. Региональный (национально-региональный) компонент
    По усмотрению субъекта Российской Федерации
    III. Компонент образовательного учреждения
    Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

    ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

    Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
    1. Федеральный компонент
    Базовые учебные предметы
    Русский язык
    Литература
    Иностранныйязык
    История
    Обществознание (включая Экономику и Право)
    Естествознание
    Физика
    Физическая культура
    Профильные учебные предметы
    Математика
    Информатика и ИКТ
    П. Региональный (национально-региональный) компонент
    Поусмотрению субъекта Российской Федерации
    111. Компонент образовательного учреждения
    Элективные учебные предметы, учебные практики,проекты, исследовательская деятельность

    Приложение

    Программа среднего (полного) общего образования по естествознанию 1

    Базовый уровень

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Согласно Концепции отечественного образования в новых учебных планах для гуманитарных и технологических профилей старшей шко­лы курсу школьного естествознания отводится место базовой учебной дисциплины, призванной заменить собой традиционные естественно­научные школьные предметы. Такая замена позволяет синтезировать на основе современных естественнонаучных знаний качественно но­вые системные подходы к познанию Природы, столь необходимые для современного научного видения мира.

    Познание мира в его единстве потребует от учеников системного мышления. Кроме того, интегративный курс школьного естествозна­ния должен быть наполнен гуманистическим содержанием, приводя­щим в соответствие гуманитарные и естественнонаучные ценности современной цивилизации, и тем самым формировать гармонически развитую личность.

    Программа предназначена для изучения предмета Естествознание в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривает­ся изучение теоретических и прикладных основ физики, химии и об­щей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед человечеством, решение которых направлено на развитие гар­монично развитой, компетентной личности, сохранение окружающей природы и здоровья человека.

    Изучение курса Естествознание основывается на знаниях, по­лученных учащимися при изучении естественнонаучных дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

    Для повышения уровня и использования полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предус­матривается выполнение ряда лабораторных работ, которые прово­дятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с ус­тановленными правилами техники безопасности; некоторые лабора­торные работы предлагается проводить в формате компьютерного практикума.

    В результате изучения естествознания учащиеся должны

    Знать/понимать

    особенности физической, химической и биологической форм су­ществования материи;

    роль физических и химических процессов в живых системах раз­личного иерархического уровня организации; фундаментальные понятия в области естественных наук; сущность процессов, происходящих в неживой и живой при­роде;

    основные теории, определяющие развитие естественных наук в настоящее время;

    Уметь

    Пользоваться знанием общенаучных закономерностей для объяс­нения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, жи­вотных, в том числе и человека;

    Давать аргументированную оценку новой информации в области естественных наук;

    Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

    Владеть языком предмета.

    X класс

    (3 часа в неделю, 1 час - резервный, 105 часов)

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Название темы Количество часов
    Введение
    Земля и Вселенная
    Симметрия и понимание природы
    Материя, ее структура и свойства
    Строение и свойства вещества
    Уровни организации и свойства живых систем
    Самоорганизация природных систем
    Порядок и беспорядок в природе
    Пути познания
    Всего: 104 часа

    Введение (2 часа)

    Естествознание как комплекс наук о природе. Взаимосвязи есте­ственных наук. Законы природы. Познавательная и практическая ценность науки.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-15