Выборы президента во Франции. Президент из ниоткуда: Францию возглавил молодой беспартийный лидер

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Американское издание Slate констатирует, что для Франции наступил «исторический день», поскольку кандидаты двух политических партий, десятилетиями доминировавших в местной политике, не вышли во второй тур выборов президента страны. Речь идет о социалистах и правых голлистах, которые после окончания Второй мировой становились правящими силами.

Кандидаты же от новых сил — «Народного фронта» и «Вперед!» — получают поддержку примерно равного числа французов. По предварительным данным, у Ле Пен 21,5% голосов, у Макрона — 23,7%.

По мнению The Wall Street Journal, в связи с выходом во второй тур Ле Пен и Макрона «глобализм и будущее Европы становятся определяющими ценностями». Собственно, голосование во втором туре и будет своеобразным референдумом: за или против радикальных предложений Ле Пен о твердой миграционной политике, выходе из еврозоны и разрыве с Евросоюзом.

Ее соперник, в свои 39 лет ни разу не избиравшийся ни на один политический пост и лишь небольшое время проработавший в правительстве Франсуа Олланда, не предлагает ничего определенного — кроме усиления сотрудничества в рамках ЕС, в первую очередь с Германией, которой он обещает высокую финансовую дисциплину.

Таким образом, на момент начала новой двухнедельной кампании у Франции есть простой выбор. Или попытаться решить проблему с эмигрантами, безопасностью, угрозой терроризма и обязательствами перед Брюсселем — то есть пойти примерно тем же путем, что выбрали американцы прошлой осенью, проголосовав за Дональда Трампа. Или же не только сохранить, но и усилить курс на единую Европу и перспективы экономического процветания в ее рамках.

Последнее, по всей видимости, будет иметь принципиальное значение — эксперты пугают, что победа Ле Пен приведет экономику страны к рецессии, а Евросоюз к распаду.

Французское издание Le Figaro называет борьбу между двумя кандидатами «новым землетрясением». Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с аналогичной кампанией 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур. Тогда его оппонент президент Франции Жак Ширак призвал других кандидатов объединить своих сторонников вокруг его кандидатуры во втором туре. Благодаря поддержке широкого фронта Ширак получил рекордные 82,06% при 17,94% процентов у Ле Пена.

С подобным же призывом к избирателям выступил и Эммануэль Макрон: «Начиная уже с этого вечера я должен пойти дальше и объединить вокруг себя всех французов», — сказал он в своем обращении по итогам голосования.

Кандидат от Социалистической партии Бенуа Амон, набравший в районе 7% голосов, уже поддержал своего бывшего сопартийца. Так же поступил один из главных оппонентов Франсуа Фийон, выдвинутый «Республиканцами». Он набрал около 19%, однако часть его популярности основывалась также на достаточно жесткой — пусть и более мягкой, чем у Ле Пен — правой риторике, позиции в отношении мигрантов, а также, например, в отношении к России и санкциям.

За несколько дней до выборов Фийон призвал решить проблему Крыма на международной конференции, которая бы признала его новый статус.

Таким образом, нет гарантий, что весь электорат «Республиканцев» перейдет к Макрону. То же касается и электората четвертого лидера гонки — Жан-Люка Меланшона, получившего также больше 19% голосов. Руководство Коммунистической партии Франции, поддерживавшей крайне левого кандидата, призвало своих членов и сторонников проголосовать против Ле Пен во втором туре выборов, при этом не призывая голосовать за Макрона. Однако Меланшон привлекал своих сторонников радикальной критикой Евросоюза, что роднит его позицию с Ле Пен.

Главной интригой выборов будет вопрос, сможет ли Макрон привлечь к себе электорат экс-премьера Франсуа Фийона, который набрал 19% в гонке. Есть предположение, что Фийон может начать агитировать за Макрона, чтобы помочь ему победить Ле Пен, которую обозреватель CNN Питер Клуппе называет «кошмаром для Европы».

Издание Slate отмечает, что Макрону придется тяжело в борьбе с Ле Пен, и называет его «малоопытным центристом». Небольшой опыт работы в правительстве социалистов у Макрона есть, однако он вышел из этой партии и не располагает собственной политической структурой.

На стороне Макрона сыграет определенный «административный ресурс» Европы. Ему оказывают поддержку лидеры стран ЕС. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что уверен в победе Макрона на выборах. Макрон также получил неформальную поддержку от бывшего президента США Барака Обамы — они разговаривали по телефону за несколько дней до выборов.

Однако главным козырем Макрона остается радикальный имидж его соперницы и ее партии. Французы в большинстве не готовы видеть крайне правых во главе государства. Для Ле Пен же, активно занимавшейся собственной «раздемонизацией» по ходу кампании, сейчас единственным выходом, по всей видимости, остается ответная демонизация оппонента.

The New York Times цитирует советника и соратника Ле Пен по партии Флориана Филиппо, называвшего Макрона «кандидатом банков», выступающим против интересов народа и губящим линию «Национального фронта» на протекционизм.

Руководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, впрочем, уверен, что у Ле Пен нет никаких шансов на победу.

«Вероятно, она попытается зазвать на свою сторону электорат Фийона и Меланшона, но их избиратели не придут на второй тур и явка будет ниже», — прокомментировал «Газете.Ru» эксперт.

Дюбьен считает, что во втором туре Макрон обойдет кандидата-националиста со значительным отрывом.

«Макрон наберет от 60%, но Франция раскололась, и ему будет намного сложнее управлять страной, — прогнозирует Дюбьен. — Он попытается собрать людей справа и слева, но все зависит от того, что будет на парламентских выборах. Франция переходит к парламенту из четырех блоков, в котором ультраправые, правые, центристы и левые. Сами блоки непримиримы, а вероятность их сближения довольно низка».

«Макрон ожидает, что волна поддержки на президентских выборах приведет к такой же волне на выборах парламентских», — рассказал «Газете.Ru» Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Однако еще до парламентских выборов президент постарается закрепить поддержку населения, приняв ряд указов, считает эксперт. Это будет сделано вне зависимости от того, победит Макрон или Ле Пен, поскольку в популистской тактике эти политики схожи.

«Прежде всего, это будет укрепление системы безопасности во Франции, — добавил Рубинский. — Безусловно, будут шаги по морализации политической системы, то есть кампания по борьбе с коррупцией. Как показала нынешняя кампания, среди электората большой запрос на этическую политику. И, конечно, будут приняты меры по бюджетной экономии. Это для сегодняшней Франции самое главное».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», выборы во Франции не завершатся вторым туром президентского голосования. «Будет еще и своеобразный третий тур — парламентские выборы, а также четвертый — когда профсоюзы выйдут на улицы, если будут проведены реформы выравнивания соцобеспечения в государственном и частном секторах. Такие попытки были предприняты еще в 1995 году. Тогда вся страна встала в забастовках».

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Фигура действующего президента Франции - личность яркая и привлекающая интерес со стороны не только своих соотечественников, но многих других людей со всего мира. Эммануэль Макрон, биография которого детально будет рассмотрена в данной статье, молодой, энергичный и амбициозный политик. Его жизнь в последнее время находится под прицелом СМИ и среднестатистических обывателей. Присоединимся к ним.

Краткая информация

Эммануэль Макрон (биография его вполне может являться примером для подражания) родился на свет 21 декабря 1977 года во французском городе Амьен. Его отец - профессор неврологии Жан-Мишель Макрон, а мать - врач Франсуаз Макрон-Ногез. По вероисповеданию Эммануэль считает себя католиком.

Образование

Практически вся его школьная жизнь прошла в местной христианской средней школе. Но уже в старших классах будущий политик стал учеником элитного лицея, носящего имя Генриха IV. После его окончания юноша стал глубоко изучать философию в университете под названием Париж X-Нантер, а затем начал вникать в тонкости связей с общественностью в Институте политических исследований, расположенном в столице страны. В период с 1997 по 2001 год Макрон был помощником известного философа Поля Рикера. В 2004 году молодой человек окончил Национальную школу администрации.

Старт трудовой деятельности

С чего начал свою взрослую жизнь Эммануэль Макрон? Биография его гласит, что первой его официальной работой была должность финансового инспектора в Министерстве экономики в период 2004-2008 годов. В это ведомство его лично пригласил советник президента Жак Аттали. После чего молодой талант стал инвестиционным банкиром в учреждении Rothschild & Cie Banque, где за свою активную работу получил от коллег весьма уважительно прозвище - "Финансовый Моцарт".

Первые шаги в политике

Деятельность Макрона на этом поприще стартовала в 2006 году. Именно тогда он оказался в рядах Социалистической , где и пробыл последующие три года. Но здесь сразу же стоит отметить факт, на который указывали многие французские печатные издания: Эммануэль не платил членских взносов и не принимал участия в каких-либо публичных мероприятиях.

Переход на новую работу

В 2012 году Макрон оказывается на очередном месте службы - в Его начальником стал ни кто иной, как действующий на тот момент глава республики Эммануэль в то время стал замещать главного секретаря президента. В этом статуе наш герой пробыл два года, а именно до лета 2014 года. А спустя пару месяцев после увольнения стал самым молодым министром государства, заняв пост главы экономического ведомства.

Оказавшись у власти, Эммануэль начал инициировать принятие ряда законов, среди которых и был и документ, закрепляющий поправки, касательно торговли, транспорта, бизнеса, строительства и прочего. Так называемый «Закон Макрона» предусматривал разрешение проводить магазинам торговлю по воскресеньям 12 раз в год, а не 5, как это было ранее. А что касается туристических районов страны, то данные ограничения там и вовсе были сняты. Кроме этого, в документе значился пункт, который гласил о создании дешевых автобусов междугородного сообщения, значительной либерализации адвокатов, оценщиков и прочих представителей «свободных «профессий. По мнению министра, это должно было привести к снижению расценок на их услуги. Вместе с тем закон был воспринят обществом неоднозначно и спровоцировал различные массовые демонстрации и протесты.

Еще через год Эммануэль Макрон, карьера которого на тот момент шла в гору, создал политическую силу под названием «Вперед!». Осенью 2016 году политик выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Причем во время подготовки предвыборной программы он сумел выпустить книгу «Революция», в которой очень подробно изложил все тонкости видения будущего страны. Данное издание сразу разошлось колоссальным тиражом и было признано настоящим политическим бестселлером.

Ход предвыборной кампании

Что же предлагал своим избирателям Макрон Эммануэль? Президент Франции, по его мнению, должен был обеспечить:

  • рост заработных плат работников, имеющих низкие доходы;
  • расширить перечень услуг, входящих в обязательную медицинскую страховку;
  • увеличить количество учителей и полицейских;
  • привлечь инвестиции в сельскохозяйственный сектор;
  • отменить пенсионные льготы для государственных служащих;
  • снизить налог для максимально обеспеченных граждан;
  • последовательно уменьшить дефицит государственного бюджета, на чем настаивал Евросоюз.

При этом во время гонки за президентское кресло штаб Эммануэля неоднократно обвинял российские СМИ в том, что якобы они распускали неправдивые слухи об их кандидате. По итогам первого тура Макрон прошёл во второй, где смог обойти свою соперницу в лице Марин Ле Пен. Причём отрыв молодого таланта был практически двукратным. Во многом его победу специалисты объяснили тем, что избиратели просто испугались той относительной нестабильности, которая могла бы им угрожать, если бы к власти пришла Марин.

На вершине

Макрон Эммануэль - президент Франции - свой первый рабочий день на этой должности провел 14 мая 2017 года. Он оказался на данный момент самым молодым главой республики за свою историю. После того как он официально вступил в права, сразу даже провёл переговоры по телефону с первыми лицами Великобритании, США, Турции, Германии и Канады. А на следующий день выехал в Берлин, где пообщался с Ангелой Меркель. Канцлер ФРГ, в свою очередь, также поприветствовала своего коллегу и отметила высокую степень важности отношений между их государствами.

Еще через два дня Макрон провёл деловую встречу с председателем Европейского Союза поляком Дональдом Туском. Вместе они объявили о желании укрепить Еврозону.

18 мая 2017 года Эммануэль Макрон, биография которого к тому моменту уже блистала на страницах ведущих мировых газет, осуществил телефонный разговор с Владимиром Путиным и обсудил с ним вопросы урегулирования конфликта на востоке Украины.

Неделей позже француз посетил саммит НАТО, где пообщался с главой США Трампом и президентом турецкого государства Эрдоганом.

Также с Макроном связан и интересный скандальный факт. Когда его спросил африканский журналист о том, сколько держав готовы оказать африканскому континенту помощь по типу «плана Маршалла», то Эммануэль ответил, что он не считает данный проект эффективным. Боле того, проблемы Африки являются достаточно «цивилизованными». За это президента пользователи социальных сетей посчитали абсолютным расистом. Кроме этого, Макрон назвал неправильным и рождение африканскими женщинами по 7-8 детей.

А после проведения саммита «Большой двадцатки» Эммануэль осудил решение Трампа выйти из по климату.

Политические взгляды

Эммануэль Макрон, личная жизнь которого в последнее время стала предметом многочисленных публичных обсуждений, является настоящим еврофилом и атлантистом. Он не признает существования Палестинского государства и является сторонником жесткой борьбы с терроризмом. При этом придерживается политики, направленной на принятие иммигрантов. Считает, что необходимо увеличивать финансирование спецслужб, полицейских и военных. Настаивает на ограничении привлечения иностранных инвестиций и отрицательно относится к открытому демонстрированию верующими своих религиозных чувств, но вместе с тем полагает, что нынешние законы достаточно жесткие для верующих людей.

Семейное положение

На ком же женат Макрон Эммануэль? С женой разница в возрасте у него 24 года. При этом сегодня трудно встретить человека, который не знал бы имени его супруги. Брижит Тронье - именно так зовут законную половину действующего президента Франции. История их любви заслуживает отдельного рассказа.

Макрон влюбился в свою избранницу еще будучи пятнадцатилетним мальчишкой. И его ни капли не смутил тот факт, что она была его учительницей, являлась замужней дамой и имела троих детей. А в семнадцать лет юноша и вовсе признался в своих чувствах Брижит Тронье.

Однако родители Эммануэля были против такого положения дел и отправили учиться парня в Париж. Получению места в элитном учебном заведении во многом поспособствовала бабушка молодого человека. Уезжая в столицу, влюблённый Макрон сказал Брижит, что в любом случае женится на ней. Неизвестно, послужило ли это признание сигналом для нее, но через некоторое время она развелась со своим мужем, от которого родила троих детей.

Стоит заметить, что родители женщины были на протяжении пяти поколений владельцами кондитерских и получили славу за свои миндальные тортики и пирожные-макароны. Именно из-за этого впоследствии пару Брижит и Эммануэль Макрон некоторые язвительные личности принципиально очень часто именовали не иначе как «макарон».

В конечном счете, влюбленные узаконили свои отношения в 2007 году. Таким образом, известный ныне политик сдержал свое слово, данное много лет назад еще в юношеском возрасте. И несмотря на критику Макрон Эммануэль с женой (разница в возрасте для них не играет никакого значения) живут душа в душу уже десять лет.

Каков же, как отец и главай семейства Эммануэль Макрон? Дети его супруги от первого брака стали для него как родные. А вот кровных наследников президент пока что не имеет.

Институт президентства по действующей французской Конституции - центральный в самом полном смысле этого слова, вершина в иерархии государственных органов. Вместе с Правительством (Советом министров) он образует центральную исполнительную власть. Можно сказать, что это - основной двигатель государственного механизма, располагающий самой полной информацией о положении дел в стране и за рубежом.

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Полномочия Президента делятся на две группы: 1) осуществляемые в дискреционном порядке; 2) требующие для своего осуществления контрасигнатуры Премьер-министра, а в случае необходимости - ответственных министров.

Согласно Конституции Франции Президент Республики следит за соблюдением конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

В соответствии со статьей 6 Конституции 1958 г. президент избирался коллегией нотаблей, в которую входили депутаты и сенаторы, генеральные советники и представители муниципальных советов. Однако на референдуме 28 октября 1962 г. был утвержден конституционный закон, изменивший статью 6 конституции. Согласно новой редакции, президент избирается на семь лет посредством прямых всеобщих выборов с неограниченной возможностью переизбрания в дальнейшем. Но такое длительное пребывание на высшем государственном посту вызвало серьезную критику. Президенты после де Голля обещали сократить этот срок или ограничить, но опасения разрушить конституционную конструкцию перевешивали. Предложение о пятилетнем президентстве одобрено только в 2000 г.

Выборы проводятся по двухтуровой системе абсолютного большинства, т. е. для избрания президента необходимо более 50% голосов, участвующих в голосовании. Если никто из кандидатов не наберет данного количества, то через две недели проводится второй тур, где участвуют два лучших кандидата по результатам первого тура.

Важным полномочием президента являются назначения им премьер-министра и по представлению последнего - министров, а также возможность освобождать их от должности. Формально президент свободен в выборе кандидата на пост премьер-министра. Однако Национальное собрание контролирует правительство через вынесение ему вотума недоверия. Степень влияния президента и парламента на правительство зависит от партийного состава Национального собрания. Если большинство здесь имеет президентская партия, то влияние главы государства на правительство становится определяющим, правительство фактически состоит при президенте.

Президент отправляет правительство в отставку согласно заявлению премьер-министра. Специалисты сходятся во мнении, что президент имеет возможность принудить премьера к этому и без подобного прошения, отказываясь подписывать правительственные документы. Но отправить министерство в отставку просто росчерком пера он имеет возможность в том случае, если контролирует парламентское большинство.

Статусным полномочием президента является его председательствование в Совете Министров. Он не руководит правительством, это функция премьер-министра. Однако именно Совет Министров рассматривает важнейшие правительственные решения, что позволяет президенту быть лично информированным об основных правительственных делах, излагать свою позицию по данным вопросам. Глава государства назначает 3 членов Конституционного совета и обращается к нему с запросами по поводу конституционности международных соглашений, законов и регламентов палат парламентов.

К правам президента относятся и его парламентские полномочия. Он имеет право досрочно распускать Национальное собрание - нижнюю, важную палату парламента. Для принятия такого решения требуется проведение формальных и ни к чему не обязывающих консультаций с премьер-министром и руководителями палат. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через двадцать и не позднее чем через сорок дней после роспуска.

Национальное собрание собирается в силу закона во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне периодов, предусмотренных для очередных сессий, то сессия открывается в силу закона на срок в пятнадцать дней. Однако существует ограничение президентского права роспуска - запрещение пользоваться им в течение года после предшествующего.

Президент имеет право передавать на референдум законопроекты, касающиеся организации публичных властей, социально-экономических реформ, утверждения международных соглашений, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов. Референдумы проводятся по предложению правительства или обеих палат парламента. Поэтому возможность главы государства проводить их фактически зависит от соотношения сил в парламенте.

Президент является также главнокомандующим вооруженными силами, он председательствует в высших военных советах, назначает на военные должности.

Согласно статье 16 Конституции Франции 1958 г., когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных органов прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом.

Он информирует об этом нацию посланием.

Эти меры должны быть продиктованы стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным органам средства для выполнения их задач. Конституционный совет консультируется по поводу этих средств.

Президент имеет полномочия и в законодательном процессе. Его декретом открываются и закрываются чрезвычайные сессии парламента, он имеет право требовать повторного обсуждения законов, иромульгирует (обнародует) их.

Президент совместно с премьер-министром назначает на гражданские и военные должности. Он имеет некоторые полномочия в отношении судебной власти, так как объявляется гарантом ее независимости. Президент назначает своего представителя в Высший совет магистратуры, в котором является председателем. Этот орган контролирует назначение судей и прокуроров, а также выступает в качестве дисциплинарного суда по отношению к ним. Президент обладает «монаршим» правом помилования, которое осуществляет совместно с министром юстиции и Высшим советом магистратуры.

Большое значение в настоящее время имеют вспомогательные органы и службы при главе государства.