Паломнические поездки от покровского храма. Паломническо-туристические поездки по европе

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана - книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти.

Служение и мученичество

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян 6:1).

anonimous , Public Domain

Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке.

Сам Стефан, носивший греческое имя (др. -греч. Στέφανος, «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Как видно из Деян 6:8, деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры (Деян 6:9). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян 7:2-53) позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян 6:13).


unnown , Public Domain

Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Стефан начинает рассказ с выхода из Месопотамии и, через историю Иосифа и , доходит до строительства .

Gunnar Bach Pedersen , Public Domain

Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

  • истинный пророк и законодатель Моисей - , сделавший (Деян 7:39-41);
  • , которому было запрещено строить Храм (2 Цар 7) - Соломон, построивший Храм;
  • Скиния - .

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49-50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян 7:48). Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана.

По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия.

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52), Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию:

«вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57).


ajnj% Sailko , Public Domain

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла.


Julius Schnorr von Carolsfeld (1794–1872) , Public Domain

Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна 18:31, приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана

Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка 14:57-58:

«И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый».

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др. -греч. χειροποίητος), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна (Ин 2:19) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле (Ин 2:21)), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (Деян 6:14).

Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом.

Почитание мощей

Обретение мощей

Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»).


Карло Сарачени (1579–1620) , Public Domain

По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека.

Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию.

Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 г., на котором рассматривались обвинения против Пелагия. Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны.

В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть - в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах.

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов.

Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем 500 иудеев.

Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности, в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей.

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика». Раки с частичками мощей святого (memoriae) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников, приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием». Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией. В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана. Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки св. Стефана, лежащие вместе с мощами св. Лаврентия под алтарём этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Св. Стефана в Меце. Как сообщает Григорий Турский, в разрушенном гуннами в 451 г. городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии, связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей. Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

  • в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя);
  • в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Первомученик Стефан

Дни памяти: Январь 4 (70 ап.), Август 2 (Перенесение мощей), Сентябрь 15 (Обретение мощей), Декабрь 27

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея - фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион - высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р. X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом - одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Остров-отель Святого Стефана (Свети Стефан, Sveti Stefan) – это остров-гостиница и курорт класса делюкс (самой высокой категории), расположенный в нескольких километрах от туристического центра Черногории – курортного города . Остров связан с берегом узким песчаным перешейком и является "визитой карточкой Черногории". , открывающийся со смотровой площадки возле на остров Свети-Стефан, бескрайнее Адриатическое море и побережье Черногории является одним из самых знаковых и известных в мире и широко растиражирован на туристических открытках по Черногории.

История острова Святого Стефана

Легенда об острове Святого Стефана гласит , что местные жители, паштровичи, возвращаясь домой после совместной с которанами победы с турками, осаждавшими Котор, увидели османские корабли неподалеку от пляжа Яз вблизи Старого города Будвы. Разгромив их, паштровичи завладели значительным количеством трофеев и решили возвести на эти средства крепость, что и было сделано в 1442 г. Имя она получила по названию церкви, посвященной Стефану Первомученнику, построенной на острове в первую очередь. Позднее, особенно, во времена Венецианской республики, Свети Стефан являлся важным торговым центром и транспортным узлом, что подтверждают хроники. Около 200 лет назад здесь было 100 домов, три церкви и свыше 400 жителей, но уже через столетие из-за очередного экономического кризиса город-остров начал приходить в упадок и его стали покидать населявшие в то время рыбаки.

В 1955 году власти решили кардинально перестроить остров Свети Стефан и создать здесь уникальный природный комплекс Адриатики и Балкан. К тому моменту на острове проживало всего 20 человек, и вопрос об их переселении на материк решился без проблем. При реконструкции внешний облик старинных зданий, которых в настоящее время насчитывается около 80, не пострадал. После создание на острове отеля его постояльцами были и остаются мировые звезду шоу-бизнеса, актеры, спортсмены и другие знаменитые люди со всего мира.

Остров-отель Свети Стефан предоставляет своим гостям уникальную возможность уединенного отдыха в прекрасном уголке дикой природы Черногории на берегу Адриатического моря. Отель устроен как очень тихое, спокойное и закрытое от посторонних глаз место. Святой Стефан – эксклюзивное место отдыха, аналогов которому нет в мире и который посещали многие известные люди:английская королева Елизавета II, голландская королева Кристина и бывший король Испании Умберто II Савойский;а такжезнаменитые актеры: Элизабет Тейлор, Дорис Дэй, Ричард Видмарк,Сильвестр Сталлоне;известные писатели Андре Моруа и Альберт Морави, модель Клаудия Шиффер.Остров-отель состоит из 80-тиотдельных домиков,в нем 16 номеров люкс и известная на весь мир вилла № 188, в которой в разное время отдыхали Софи Лорен и Керк Дуглас, Индира Ганди и Роберт Макнамара, Джина Лолобриджида и Ричард Бартон, и даже Леонид Брежнев.

Софи Лорен на Святом Стефане

На острове, помимо церкви Святого Стефана , которая находится на самой возвышенной части острова, также располагаются церковь Преображения Господня с древней мозаикой на фасаде, изображающую Деву Марию с Исусом, и самая поздняя церковь Александра Невского , построенная в 194 г. На сегодняшний момент остров Свети-Стефан, а также вилла Милочер (Villa Miloćer), располагающаяся в парке у острова Свети-Стефан, представляет собой единый гостиничный комплекс, который находится под управлением гостиничной сети Aman resorts и носит название Aman Sveti Stefan. Посещение острова возможно только для гостей отеля на острове или при бронировании столика в ресторане. В разное время на этом острове отдыхали знаменитости со всего мира и представители королевских семей.


На материке перед островом по обе стороны от перешейка, ведущего к нему, располагаются прекрасные песчаные пляжи высокой ценовой категории. Выше острова находиться одноименный поселок, цена на проживание в апартаментах которого также достаточно велики. Пляжи у Святого Стефана разделяются на общедоступный с левой стороны с арендой лежаков и закрытый, с правой стороны, предназначенный только для гостей отеля.

Рядом с островом располагается , и Вилла Милочер (Villa Miloćer). Она находится в красивом общедоступном , возле одноименного городка. Ранее эта вилла была летней резиденцией правящей династии Карагеоргиевичей. В 1930-х годах она стала летней резиденцией Короля Николы, а уже во времена Югославии тут отдыхал Иозип Броз Тито. В настоящее время "Милочер" является официальным местом отдыха президента Черногории , соответственно отдых здесь весьма недешевый. Окруженный сосновым лесом, этот по-настоящему шикарный курорт знаменит, прежде всего, своим пляжем.

Или "Краличина плажа", протяженностью 120 метров, получил название благодаря тому, что имел особую привязанность Марии Карагеоргиевич . Он расположен в небольшой живописной бухте и считается лучшим на . К сожалению, насладится им могут только гости отеля – это единственный закрытый пляж черногорского побережья.

Рядом с пляжем Королевы находится или "Милочерска плажа". Он протянулся почти на 300 м, находится в парковой зоне и окружен экзотическими видами растений, среди которых встречаются ливанский кедр, японская мушмула, различные виды кактусов и тропические мимозы. На этом пляже могут расположиться как постояльцы отеля так и все желающие, заплатив при этом непомерно высокую плату за два лежака и зонтик.

Остров Свети Стефан – это уникальное творение природы и рук человека, привлекающее путешественников со всего мира. Небольшой островок застроенный домиками с яркими черепичными крышами и соединенный с материком узким перешейком – визитная карточка Черногории .

Как добраться до острова Св. Стефана?

Добраться до острова Свети Стефан можно несколькими способами :

  • пешком: дорога к острову Светого Стефана лежит вдоль набережной Будвы, через туннель к посёлку потом , пляж , парк Милочер и лишь после него долгожданный остров (около 1.5-2 часов);
  • общественным : автобус или "маршрутка" до острова Святой Стефан ходит каждые 15 мин. из Будвы, Бечичей или Рафаиловичей;
  • на собственном или ;
  • на остров;
  • на прогулочном катере с набережной Будвы, Бара, Сутоморе, Петровац и других прибрежных городов Черногории (цена от 3-5 евро).

Почему стоит посетить остров Святого Стефана в Черногории?

Очень быстро развившаяся инфраструктура острова сможет приятно удивить любого посетителя: тут есть не только комфортабельные отели, бары, рестораны и кафе, но и салоны красоты, торгово-развлекательный центр и даже художественная галерея. Но прежде всего остров оборудован для пляжного отдыха: можно принимать солнечные ванны на розоватом песке, попробовать себя в дайвинге или выйти в открытое море на арендованной яхте. Из развлечений на острове также предлагаются разнообразные экскурсии по достопримечательностям самой Черногории, а также Албании, Италии и Хорватии.

Все эти удовольствия довольно дорого стоят – от двух тысяч евро за ночь – поэтому остров особенно популярен среди состоятельных туристов и знаменитостей. Здесь отдыхали такие известные личности, как Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Кирк Дуглас и даже члены английской королевской семьи. Дело не только в роскоши: остров является закрытым курортом, а это значит, что тем, кто не снимает апартаменты здесь, нельзя находиться на территории Стефана (экскурсии разрешены). Таким образом, этот курорт может обеспечить не только качество обслуживания и комфорт, но и определённую уединённость. Тем же, кто страстно желает посмотреть остров без столь крупных затрат, можно попробовать заказать столик в одном из ресторанов острова.

Остров Святого Стефана – это гимн роскошному отдыху у моря в атмосфере средневековья, который стоит того, чтобы, если не снять там номер, то хотя бы сходить туда с экскурсией и прикоснуться к истории.