Николай мезенцев. Мезенцов, николай владимирович. Священномученика протоиерея Николая

(Сеченов Даниил Андреевич; 6.12.1709, близ Москвы - 14.12.1767, Москва), митр. Новгородский и Великолуцкий. Род. в дворянской семье, крещен в честь прп. Даниила Столпника. Первоначальное образование получил в доме отца, затем учился в московской Славяно-латинской академии. В кон. 1729 или нач. 1730 г., будучи студентом, был пострижен в рясофор с именем Дисидерий, рукоположен во диакона и назначен казначеем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря . 17 марта 1731 (по др. сведениям, 1735) г. пострижен в мантию, 24 нояб. того же года (по др. сведениям, 1735) рукоположен во иерея. По окончании курса обучения оставлен при академии учителем «фары» - первого класса, 29 сент. 1738 г. назначен академическим проповедником. С 4 дек. 1738 г. архимандрит, исполняющий обязанности настоятеля свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии.

Умер на Заборовском подворье в Московском Кремле при обстоятельствах, сходных с предсказанными митр. Арсением. При его болезни и кончине неотлучно находился архим. Платон (Левшин ; впосл. митр. Московский). 18 дек. 1767 г. в Заиконоспасском мон-ре состоялось отпевание. 20 дек. 1767 г. тело архиерея из Москвы было торжественно отправлено в Новгород и 3 янв. 1768 г. вик. Новгородской епархии, еп. Олонецким Антонием погребено в Мартириевской паперти Софии Св. собора .

Д. имел дар выдающегося проповедника. По характеристике Н. М. Карамзина , «достоинство проповедей» Д. «состоит не в искусстве ораторском, но в чистом христианском учении и в смелом изображении мирских пороков» (Пантеон Российских авторов. М., 1802). Широкую известность Д. принесли Слова, произнесенные им в 1742 г.- на праздники Благовещения и Казанской иконы Божией Матери. По содержанию они были во многом публицистическими: автор, с одной стороны, рисовал картины непрестанных «гонений на Церковь Христову» в годы правления имп. Анны Иоанновны , когда «неправда царствовала, а правда за караулом сидела», «архиереев, священников, монахов мучили, казнили», «предтечи антихристовы... везде плевельные учения разсевали... святых угодников не почитали, иконам святым не кланялися, знамением креста святого гнушалися, в посты святые мяса пожирали», с другой - обличал пороки рус. европеизированного общества. При этом Д. приветствовал возвращение имп. Елизаветы в делах внутреннего управления к политике имп. Петра I , освобождение ею России от «внутренних сокровенных врагов». Публикация сборника проповедей Д., предполагавшаяся имп. Екатериной II (о чем она в 1767 сообщала Вольтеру), не была осуществлена. Архиеп. Филарет (Гумилевский) писал, что язык проповедей Д. «довольно чист и свободен, не связан ни латинским, ни славянским, близок к простой, но правильной русской речи».

Арх.: РНБ. Погод. Оп. 2. Д. 1781, 1782; ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 14, 20.

Лит.: Филарет (Гумилевский) . Обзор. Кн. 2. С. 337-340; Бекетов П . П . Портреты именитых мужей Рос. Церкви с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33-34; Макарий (Миролюбов), архим . История Нижегородской иерархии: (1672-1850). СПб., 1857. С. 110-127; он же . Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 107, 122-123; Агнцев Д . И . История Рязанской ДС: 1724-1840. Рязань, 1889; Титов А . А . Терюшевский бунт // Рус. обозр. 1893. Авг. С. 745-762; Сент. С. 304-318; Окт. С. 799-814; Здравомыслов К . Я . Иерархи Новгородской епархии с древнейших времен до наст. времени: Кр. биогр. очерки. Новгород, 1897. С. 84-99; ЖПодв. Март. С. 141; Арзамасская Высокогорская пуст. // Рус. паломник. 1916. № 20. С. 308-310; Светлов Г . И . Кр. очерк истории Новгородской ДС. Пг., 1917. Вып. 1; Солодовников Д . Д . Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922, 1995. С. 69, 151-152.

Д. Б. Кочетов, А. К. Галкин

Иконография

Известно 3 эстампа с изображением Д. Наиболее распространенный портрет награвирован ок. 1843 г. Ф. Алексеевым по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (для изд.: [Бекетов П . П .] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их краткого жизнеописания. М., 1843). Это поясное изображение иерарха в овале, вполоборота вправо, в архиерейской мантии и белом клобуке с крестом, с благословляющей десницей и жезлом, на груди панагия. К тому же типу изображения принадлежит литография сер. XIX в., изданная И. Х. Дациаро, с подписью мастера: «L. Loire» (Адарюков, Обольянинов . Словарь портретов. С. 289). Др. гравюра пунктиром нач. XIX в. работы А. А. Осипова (напр., в собрании ЦАК МДА), по указанию Д. А. Ровинского ,- изображение сщмч. патриарха Ермогена, в мантии и белом куколе, с ошибочной подписью имени Д. (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 1. Стб. 700). Графический портрет Д. (карандаш, соус) находился в числе 302 портретов рус. деятелей в специальном помещении Румянцевского музея, живописное изображение - в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге (Там же. Т. 4. Стб. 229, 272; см. также фотографию с портрета: Лушев А . М . Ист. альбом портретов известных лиц XVI-XVIII вв. СПб., 1870. С. 9).

) - епископ Русской православной церкви , с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий , проповедник и миссионер. Один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны

Биография и церковная карьера

Родился 6 декабря 1709 года близ Москвы в дворянской семье. В 1730 году окончил в Славяно-греко-латинской академии . 17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрий и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха .

После окончания курса 24 ноября 1735 года был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника .

Уже 4 декабря 1738 года Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии.

11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской , Нижегородской , Астраханской и Воронежской губерний.

10 сентября 1742 года был наречён во епископа Нижегородского и Алатырского . 14 сентября того же года состоялась его епископская хиротония.

9 августа 1748 года по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь .

24 февраля 1752 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде .

21 июня 1752 года назначен епископом Рязанским и Муромским .

22 октября 1757 года возведён в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру.

22 сентября 1762 года совершил обряд коронации Екатерины II .

8 октября того же года возведён в сан митрополита .

В ноябре 1762 года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.

30 июня 1767 года назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию .

Скончался 14 декабря 1767 года от апоплексического удара (инсульта). Погребён в новгородском Софийском соборе .

Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Указанный эпизод произошел 18 мая 1743 года в селе Сарлей (ныне Дальнеконстантиновского района Нижегородской области) и вылился в Терюшевское восстание населения против насильственного крещения, для подавления которого правительству пришлось посылать регулярные войска.

Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ , заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии , в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.

Проповедническая и литературная деятельность

Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II . При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III.

Пример приветственной речи Петру III:

Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя Божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утверждённый, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.

Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3.

Список изданных трудов

  • «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г.
  • Слово в день явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. СПб., 1742; второе издание - 1743 г., третье - 1746.
  • «Речь благодарственная» М., 1763.
  • «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.
  • Поучения в дни праздников // Рязанские Епархиальные ведомости. 1911. № 21. С. 815; № 22. С. 857;
  • Проект «об едином новокрещенских дел правлении» (26 августа 1748 г.) // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1912. Т. 28. Вып. 1-3. С. 266-270.

Напишите отзыв о статье "Димитрий (Сеченов)"

Примечания

Литература

  • митрополит Евгений (Болховитинов) . Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. М., 1995. С. 87.
  • Филарет (Гумилевский) . Обзор русской духовной литературы 1720-1858 г. (умерших писателей). Чернигов, 1863.
  • Здравомыслов К. Я. Димитрий (в мире - Даниил Андреевич Сеченов) / Здр. // Русский биографический словарь: Дабелов - Дядьковский. СПб., 1905. С. 394-395.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени, 1750-1765. - М.; Л., 1936. (Об адресате «Гимна бороде» и личности Христофора Зубницкого)
  • Кочетов Д. Б., Галкин А. К. // Православная энциклопедия . Том XV. - М .: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2007. - С. 93-96. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-026-4
  • Кислова Е. И. // Литературная культура XVIII века. Вып. 4. СПб., 2011. С. 110-147.
  • Ю. В. Стенник // Пушкинский дом

Ссылки

Предшественник:
Стефан (Калиновский)
Архиепископ Новгородский и Великолуцкий, с 8 октября 1762 г. - митрополит
(22 октября - 14 декабря )
Преемник:
Гавриил (Петров-Шапошников)

), митрополит Новгородский и Великолуцкий .

В миру Сеченов Даниил Андреевич, родился 6 декабря г. в дворянской семье.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвящ. Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительной чертой преосвящ. Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в г. построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвящ. Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвящ. Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина II . Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвящ. Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митр. Димитрий имел ряд наград.

Труды

  • Последование в неделю Православия (Указание на труд см. Рус. архим, 1870, № 4 и 5, с. 752).
  • Проповеди (напечатаны весьма немногие).

Литература

  • Макарий, архим. История Нижегор. иерархии (1672-1850). СПб, 1857, с. 110-112, 113, 115, 117, 121, 123, 124-126.
  • Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 1529; кн. V, с. 209-211, 262, 328, 329, 1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. VI, с. 283, 327-328, 349, 413.
  • Скрыпченко М. Митр. Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). Казань, 1896.
  • Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 127, 130.
  • Щегольков Н. Историч. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911, с. 84, 85.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич - памятники художеств. старины. М., с. 39.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.
  • Булгаков, с. 1406, 1407, 1411.
  • Строев П., с. 37, 416, 606.
  • Толстой Ю., № 65.
  • Денисов, с. 246.
  • Списки архиереев, № 65.
  • Н. Д., с. 19, 36, 58.
  • Портреты именитых мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 33, 34.
  • Церковные вопросы в России, или рус. дух. ведом. Браила, 1896, с. 47.
  • Руководство для сельских пастырей, 1867, № 45, 47, 51.
  • Новгород. еп. вед., 1895.
  • Изв. Казан. еп., 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298.
  • Прав. собес., 1858, октябрь, с. 233.
  • -"- 1874, июнь, с. 93-104.
  • -"- 1875, февраль, с. 99-143.
  • -"- 1909, ноябрь, с. 598.
  • -"- 1910, январь, с. 28; март, с. 307.
  • -"- 1912, октябрь, с. 578.
  • -"- 1914, апрель, с. 628.
  • Христ. чтен., 1876, сентябрь-октябрь, с. 244.
  • Рус. палом., 1916, № 20, с. 309.
  • Истор. вестн., 1855, февраль, с. 466.
  • -"- 1884, октябрь, с. 127; декабрь, с. 560-561.
  • -"- 1887, январь, с. 138 п/с.
  • -"- 1888, январь, с. 184, п/с. I; февраль, с. 426.
  • -"- 1900, октябрь, с. 250, 256.
  • -"- 1905, апрель, с. 97.
  • Русская старина, 1871, т. 3, с. 140, 262.
  • -"- 1873, октябрь, с. 69.
  • -"- 1874, август, с. 778.
  • -"- 1876, февраль, с. 455; апрель, с. 725, 729, 735-737, 756.
  • -"- 1878, декабрь, с. 712.
  • -"- 1879, август, с. 460, 590, 606; октябрь, с. 178-197.
  • -"- 1880, январь, с. 125.
  • -"- 1881, январь, с. 6; май, с. 173-174; сентябрь, с. 443.
  • -"- 1882, январь, с. 29; август, с. 402-403.
  • -"- 1886, февраль, с. 289 п/с.
  • -"- 1888, март, с. 755.
  • Прав. обозрен., 1868, июль, с. 399.
  • Рус. архив, 1872, № 3, с. 459.
  • -"- 1895, кн. 2-я, с. 10 (Святый Димитрий, митрополит Ростовский).
  • -"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 639.
  • Ж. М. П., 1959, № 11, с. 49.
  • Ж. П. Б., т. III, с. 141.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1051.
  • БЭС, т. I, с. 735; т. II, с. 1675, 1899, 1973.
  • РБС, т. VI, с. 394-395.

Епископ Димитрий (Сеченов)

Епископ Димитрий, из дворянской фамилии Сеченовых, родился 6 декабря 1709 года, в крещении наречен был Даниилом, в честь прп. Даниила Столпника. Получив домашнее воспитание в правилах веры и благочестия, обучался в Московской славяно-греко-латинской академии, где по окончании обучения и сам служил учителем некоторое время. При пострижении в монашество, 24 ноября 1735 года, Даниил наречен Димитрием, в честь вмч. Димитрия Солунского. В сане иеромонаха он был и учителем и способным проповедником, заслужив всеобщие любовь и уважение. Вскоре из Московской академии Димитрия перевели в Казань, в духовную семинарию, основанную там в 1733 году. Однако заведомо предполагалось, что круг деятельности его будет связан с проповедничеством и обращением в православие инородцев: 11 сентября 1740 года указом императрицы Анны Иоанновны велено было устроить в Казанской губернии четыре школы для обучения иноверческих детей.

Вместе с новым назначением Димитрия также велено было сделать архимандритом: по указу «для умножения христианскаго закона и священнаго утверждения в вере новокрещенных иноверцев, к обращению их в христианскую Греческаго исповедания веру и наставления их спасительному пути определен новопосвященный Архимандрит Димитрий Сеченов». Для помощи ему в деле обращения иноверцев в Казанской губернии было выбрано 30 молодых людей из духовного, бедного купеческого и дворянского сословий, знающих языки инородцев; под руководством Димитрия (Сеченова) они готовились к священнической и просветительской деятельности. В Казанской семинарии Димитрий был сначала учителем, а затем и ректором. Он был поставлен архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря.

Со своими сотрудниками Димитрий усердно объяснял новообращенным догматы веры и таинства, обучал молитвам, символу веры и десятословию, соблюдая при этом принцип не принуждать ни словами, ни поступками к принятию крещения. Предлагать христианское учение и убеждать в нем проповедники имели право и даже обязаны были к тому, но употреблять насилие ни под каким видом не позволялось. Под начальством архимандрита Свияжского Димитрия была учреждена особая комиссия для дел новокрещенных, действия которой распространялись на Казанскую, Астраханскую, Нижегородскую и Воронежскую губернии. Местные архиереи, по указу 1740 года, должны были наблюдать за обучением новообращенных иноверцев.

Всегда строгим, последовательным и требовательным исполнителем закона был сам архимандрит Димитрий. Действуя благоразумно, комиссия приобрела многих членов для Церкви Российской. По донесению 1741 года от архимандрита Димитрия (Сеченова), «в Казанской и Нижегородской Губерниях разных народов иноверцы целыми деревнями и всеми уездами и сотнями как мужеск, так и женск пол — все до единаго человека Святым крещением просветились».

В продолжение двух лет (1741 и 1742 годы) в разных селениях Казанской и Нижегородской губерний крещено и наставлено под руководством архимандрита Димитрия 17362 человека. Для новообращенных построено 30 новых церквей. Обратившиеся были наставляемы в вере, снабжались из казны обыкновенными крестами для ношения на груди, приличной одеждой, иконами Спасителя и Божией Матери и оставались на занимаемых ими местах.

Таким образом, Димитрий (Сеченов), будучи еще архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря, весьма много потрудился в деле обращения иноверцев. Его труды сопровождались большим успехом и в Нижегородской епархии, которой управлял в то время больной епископ Иоанн (Дубинский). 12 сентября 1742 года Димитрий был произведен в епископа Нижегородского на место Иоанна I, уволенного из-за болезни.

31 октября 1742 года, еще при жизни своего предместника Иоанна, страдавшего тяжкой болезнью и отказавшегося за полгода до своей смерти от управления епархией, Димитрий прибыл в Нижний Новгород. Он же совершал погребение над усопшим епископом Иоанном (24 января 1743 года). При погребении бывшего пастыря проповедник, утешая паству, говорил о новом (Димитрии): «Укрепляемся и наставляемся Богом нам дарованным пастырем и учителем Димитрием, яко оный последнее отдает целование, наставляет нас в путь шествующе; оставляет нас Иоанн, но не сирых; имеем вместо его пастыря, имеем наставника и учителя Димитрия; его последуем стопам, его послушаем, ему повинуемся, ему сорадуемся, ему многа лета желаем здравствовать ».

Преосвященный Димитрий управлял Нижегородской епархией около шести лет. Много труда и заботы требовало от него благоустройство епархии. Но особенный труд его состоял в обращении инородцев. При самом избрании Димитрия на кафедру Нижегородскую на него, как на пастыря, опытного в делах веры, возлагались большие надежды (в указе о нем было написано, что это епископ, который «при делах крещения иноверных народов трудиться имеет». И надежды полностью оправдались: с честью и славой исполняя должность по делам инородческим, Димитрий заслужил уважение и доверие у начальства. 29 сентября 1742 года велено было Преосвященному Димитрию на положенную 10000-рублевую сумму «построить для обучения иноверческих малолетных детей четыре школы», над которыми он вместе с Казанским архиереем и советником Ярцовым должен был иметь главный надзор.

Преосвященный Димитрий часто сам объезжал свою епархию, а в случае нужды посылал от своего лица близких ему духовных лиц. Во время личных своих посещений он давал устные наставления всем пасомым. Его ясные, обличительные речи сильно действовали на сердца новообращенных. Некоторые из иноверцев тотчас изъявляли желание креститься, иные же приходили для крещения в Нижний Новгород.

Нижегородский архипастырь имел у себя также ревностных проповедников из архимандритов, игуменов, протоиереев и священников. Некоторые из них (например, архимандрит Алатырского Духова монастыря Аврамий и другие) назывались даже правителями новокрещенных дел. Все проповедники доставляли епископу сведения о новообращенных, с указанием их имен в язычестве и христианстве, мест их жительства и имен восприемников. Священнослужители обязаны были нести духовную опеку над обратившимися к истинной вере, поучая их закону Божиему и охраняя от всяких обид, помогая в затруднительных обстоятельствах. Заботясь о новокрещенных, Преосвященный Димитрий выписывал для них церковные книги и раздавал им. А некоторые из обращенных иноверцев, по его распоряжению, обучались в Нижегородской духовной семинарии и приготовлялись на священно- и церковнослужительские места, для будущего обращения своих же единоплеменников.

Немало встречалось и препятствий на пути Преосвященного Димитрия: среди усердных трудов не раз оказывался он в крайней опасности, а однажды едва не был убит. Это случилось, когда, исполняя указ от 14 февраля 1743 года, Преосвященный Димитрий со всей архиерейской свитой отправился в Оранский Владимирской Божией Матери монастырь, осматривая по пути окрестные мордовские селения (указом велено было «сломать все новопостроенныя за запретительными указами татарския мечети и особенно в тех местах, где имеют жительство новообращенные иноверцы: других иноверцев также приводить к христианской вере»). Дело об обращении терюшевской мордвы продолжалось немалое время. Недоброжелатели настраивали мордовское население против епископа, однако Преосвященный не ослабел духом, а продолжил свои труды, употребляя все меры к обращению инородцев.

И успехи его были значительны. Много появилось в Нижегородской епархии селений православных, прежде состоявших из инородцев. Они обращены были неусыпными трудами Димитрия. Так, по доношению управителя архимандрита Аврамия, в трех станах — Верхосурском, Верхоалатырском и Инсурском (Нижегородская епархия) «обращено к истинной вере мужского и женского пола 17736 человек». А из табели, посланной Димитрием в Святейший Синод, видно, что с 1740 по 1744 год новокрещенных в Нижегородской епархии насчитывалось 50430 человек. Деревень, населяемых ими, — 132, а церквей при них 74. Из этих церквей для новокрещенных устроены Димитрием 14 в Нижегородском уезде, 49 в Алатырском, 10 в Курмышском и 9 в Ядринском уездах.

И последние годы своего управления Нижегородской епархией (1747 и 1748) Димитрий употреблял на обращение инородцев. Его мудрая и неутомимая деятельность прервана была болезнью, которая и заставила его удалиться из Нижнего Новгорода на покой в Раифскую пустынь.

Однако миссионерскими трудами деятельность епископа в Нижегородской епархии не ограничивалась. Преосвященный Димитрий много заботился о Нижегородской духовной семинарии. Материальное положение семинарии в то время стало весьма затруднительным, так как из казны на ее содержание не давалось ни копейки, а при сборах с епархии требовалось немало благоразумия (сборы эти при Преосвященном Димитрии несколько изменились, что улучшило ситуацию для семинарии).

В 1743 году Димитрий перевел Нижегородскую духовную семинарию из Архиерейского кремлевского дома, где она находилась, на купленное им место с готовым домом: каменные «палаты о двух апартаментах (этажах), с надворным строением, огородом и садом на содержание Еллино-Греческих и Славяно-Латинских учителей и учеников». Как доносил Преосвященный Димитрий Святейшему Синоду, основывался он на том, что «по силе имянных блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго и Государыни Императрицы Анны Иоанновны прошлых 1708 января 5, 1710 ноября 11, 1730 марта 18 и 1737 годех сентября 4 и 21 чисел состоявшихся указов и духовнаго регламента велено священно-церковно-служительских детей обучать Еллино-Греческому и Славяне-Латинскому диалектом и для того в Епархиях, при Архиерейских домах выбрав пристойныя места, завесть Семинарии с добрым основанием» (из бумаг семинарского архива — Прим. Ред.) . В 1744 году случился пожар, пострадало здание семинарии и пристройки, однако все семинарское строение было вскоре возобновлено трудами Преосвященного Димитрия, готового жертвовать всем для блага семинарии и обучавшихся в ней учеников.

Во время его управления епархией Нижегородская духовная семинария получила и внутреннее переустройство. В 1745 году в ней имелись классы: риторический, пиитический, синтаксический, инфимический и аналогический. Начальниками над семинарией назначались префекты (первый — Софроний Долганевский). Открылось преподавание философии, а «для слушания Богословии» студенты посылались в Московскую академию, где прежде обучался и учил сам Преосвященный Димитрий.

Из числа нижегородских церквей его тщанием устроен и освящен (29 марта 1745 года) в Нижнем Новгороде теплый (отапливаемый) собор Богоматери Всех Скорбящих Радости. До 1841 года Скорбященский собор находился против вновь пробитых кремлевских ворот, близ тогдашнего губернаторского дома; в его склепе хранились казенные суммы Нижегородской губернской канцелярии. (Позднее, при переустройстве Н. Новгорода по новому плану, собор был разобран). По примеру отца своего, Алексея Ивановича, бывшего благотворителем Арзамасской Высокогорской пустыни, Преосвященный епископ Димитрий также имел особенное попечение об этой пустыни.

После успешного 6-летнего управления Нижегородской епархией Димитрий, по причине расстроенного здоровья, просил об увольнении. И по указу Святейшего Синода 3 августа 1748 года он был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Однако провести здесь в уединении дни своей жизни, вдали от сует и мирских забот, ему еще не пришлось. Молва о подвигах Димитрия, его уме и проповедническом таланте разносилась повсюду. Через три с половиной года (1752) Преосвященный Димитрий неожиданно был вызван из Раифской пустыни в С.-Петербург для присутствия в Святейшем Правительствующем Синоде. Вскоре по прибытии в С.-Петербург, 21 июня того же 1752 года, он был определен епископом Рязанской епархии, после смерти архиепископа Алексия (Титова), оставаясь также и членом Святейшего Синода.

Из С.-Петербурга в Рязань Димитрий прибыл 10 февраля 1753 года. В этом же году, по его приказанию, построены здания для семинарии, основанной еще в 1738 году: ученики переведены на новоустроенное место из Троицкого монастыря. Тогда же, по распоряжению Преосвященного, в прежнем Рязанском Успенском соборе произведены были многие перестройки, а самый храм переделан из холодного в теплый и переименован во имя Рождества Христова.

Рязанская семинария обязана Преосвященному Димитрию еще и тем, что при нем с сентября 1757 года «учреждена школа Философии» и положено основание преподаванию греческого языка.

После 5-летнего управления Рязанской епархией Преосвященный Димитрий, уже известный Двору, 22 октября 1757 года переведен был в Новгород, в сане архиепископа Новгородского и Великолуцкого, на место скончавшегося архиепископа Стефана (Калиновского).

Управляя Новгородской епархией, Димитрий (Сеченов) особенно прославил себя проповедничеством слова Божия. Так же, как благодетельно отразилось его правление на устройстве нижегородской и рязанской семинарий, так это было и в новгородской семинарии (впоследствии, по завещанию Димитрия, Новгородской духовной семинарии досталась вся библиотека Преосвященного). В 1758 году, по распоряжению Димитрия, были учреждены духовные училища в 13 городах Новгородской епархии. 4 сентября 1762 года в Новгородской семинарии открыты немецкий и географический классы.

Преосвященный Димитрий награждал своей милостью многие монастыри. Так, например, по его настольной грамоте, данной архимандриту Иверского Богородицкого монастыря Пахомию Добрыне (1759), настоятели сего монастыря стали употреблять при служении мантию со скрижалями и посох архиерейский.

В течение 10 лет управлял Новгородской епархией Димитрий (Сеченов), и все это время был известен Двору и высшим духовным и светским сановникам. Первые пять лет был он архиепископом, а остальные годы — митрополитом.

Преосвященный Димитрий был при вступлении на престол как Петра III (1761), так и императрицы Екатерины II в 1762 году. В этом же году, 22 сентября, он совершал обряд коронования императрицы в Москве и вскоре, 8 октября, был возведен в сан митрополита. Из Москвы митрополит Димитрий сопровождал императрицу в путешествии в Ростов (1763 год) для поклонения святым мощам Димитрия, митрополита Ростовского.

Преосвященнейший Димитрий заслужил особенное к себе уважение знаменитых в то время особ своей образованностью и познаниями. Это была личность твердого и проницательного ума. Кроме знания богословских наук, Димитрий отличался великолепным знанием церковной истории, древней и новой. Его поучения, проникнутые духом православной веры, славились ясностью слога, но, к сожалению, лишь немногие сочинения Димитрия были изданы в свет (так, например, напечатана его благодарственная речь императрице Екатерине II, произнесенная в 1765 году по прибытии ее в С.-Петербург; в «Отечественных записках» 1839 года (том XIV) напечатаны три его речи, обращенные к императору Петру III: все три речи сильны, резки и кратки).

Преосвященный Димитрий отличался такими свойствами личности, которые необходимы были для управления делами Церкви и для сотрудничества и помощи императрице Екатерине II в ее заботах о просвещении и благосостоянии империи. С начала вступления своего на престол она имела в Димитрии (Сеченове) мудрого советника по делам духовным и твердого исполнителя. Митрополит Димитрий до самой кончины своей пользовался особенным расположением императрицы за усердное содействие ее предприятиям, трудолюбие, ревность к распространению духовного просвещения и за твердое хранение Православия. Она даже хвалилась тем, что имеет в России такого сильного иерарха, каким был Димитрий.

В 1767 году Преосвященнейший Димитрий избран от Святейшего Синода депутатом всего русского духовенства для участия в комиссии по созданию проекта Нового уложения; 30 июня он был в Москве при торжественном открытии этой комиссии.

Здесь, на Заборовском подворье, 14 декабря 1767 года он скончался на 59-м году своей жизни. По повелению императрицы, над телом усопшего митрополита совершено было отпевание 18 декабря в Заиконоспасском училищном монастыре. А 20 числа того же месяца тело его отправлено с подобающей честью в Новгород и погребено там 3 января 1768 года епископом Олонецким Антонием в Софийском соборе, в Мартириевской паперти.

План
Введение
1 Биография и церковная карьера
2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность
3 Проповедническая и литературная деятельность
4 Список изданных трудов
Список литературы
Димитрий (Сеченов)

Введение

Митрополит Дими́трий (в миру Дании́л Андре́евич Се́ченов; 6 декабря 1709 - 14 декабря 1767, Москва) - епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер.

1. Биография и церковная карьера

Родился в дворянской семье, один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны. Обучался в Славяно-греко-латинской академии (?-1730). 17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания курса 24 ноября 1735 г. был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника.

Уже 4 декабря 1738 г. Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Нижегородского.

9 августа 1748 г. по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь, но уже 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде, 21 июня 1752 г. он становится епископом Рязанским и Муромским, 22 октября 1757 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. 22 сентября 1762 г. именно Димитрий Сеченов совершил обряд коронации Екатерины II; 8 октября того же года возведен в сан митрополита. В ноябре 1762 г. назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 г. назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию. Скончался от апоплексического удара 14 декабря 1767 г. Погребен в новгородском Софийском соборе.

2. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

Деятельность Димитрия Сеченова в качестве распространителя православия оценивается неоднозначно, ср.:

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Информация с сайта «Русское православие»

Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение»… Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964

Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ, заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии, в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.

В качестве члена Священного Синода Димитрий всецело поддержал секуляризацию церковных земель, начатую Екатериной II, а также выступил как судья по делу Арсения Мацеевича.

3. Проповедническая и литературная деятельность

«Речь поздравительная» Екатерине II. М., 1763.

Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II. При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III.

Наряду с Сильвестром Кулябкой Димитрий Сеченов считается одним из возможных адресатов «Гимна бороде» М. В. Ломоносова (1757), а также одним из возможных авторов ответного стихотворения «Передетая борода или имн пьяной голове», подписанного «Христофор Зубницкий» (см. комментарии к ПСС М. В. Ломоносова).

Пример приветственной речи Петру III:

Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утвержденный, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.

Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3.

4. Список изданных трудов

Проповеди и речи

· «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г.

· «Слово в день явления иконы Казанской Богоматери» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии; второе издание - 1743 г., третье - 1746.

· «Речь благодарственная» М., 1763.

· «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.

Список литературы:

1. У Евгения (Болховитинова) ошибочно указан 1765 г.

2. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.1-4.