Название улицы по которой иисус нес крест. Кто нес крест Иисуса на Голгофу? Он Сам или Симон из Киринеи? Станция VI. Св.Вероника отирает лицо Иисусу

Сущность душеспасительного плача

Что начинает делать человек, когда очнувшись, увидит себя всего израненного и лежащего на дне глубочайшей ямы, из которой и здоровому- то невозможно выбраться? Естественно, что этот несчастный начинает плакать и звать на помощь.

То же самое происходит и с человеком, увидевшим свою духовную нищету, обнаружившим в душе своей неизлечимые греховные язвы и раны. Плач есть «благочестивая печаль верной души, глядящей в зеркало Евангелия, видящей в этом зеркале бесчисленные свои греховные пятна», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. А святитель Иоанн Златоуст повествует о сущности плача еще четче: «Плакать — значит… постоянно помнить о своих грехах и мучить совесть этими помыслами, постоянно измерять то пространство, на которое мы отстоим от Царства Небесного».

Именно так и поступал праведный Давид, оставивший нам путь своего покаяния в псалмах: «Грех мой всегда предо мною» (Пс.50,5), «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами орошаю постель мою» (Пс.6,7).

Святитель Игнатий Брянчанинов поясняет этот момент так: «Грех — родитель плача и слез, он умерщвляется чадами его, плачем и слезами». «Постоянно оплакивай твой грех, — советует святитель, — и сделается грех хранителем добродетели».

Не что иное, как плач является «выражением истинного покаяния» — говорит святитель. Естественно, для того, чтобы увидеть свой грех и восплакать, человек должен осознать этот грех, т.е. познать свое нравственное безобразие, духовную нищету, подлинное свое бытие. Об пом свидетельствует преподобный Ефрем Сирин: «Начало плача — познание самого себя». Если плач является выражением истинного покаяния, то сущность покаяния заключается в смирении и сокрушении нашего духа, когда дух восплачет по причине смирения.

Таким образом, святые отцы еще раз убеждают нас в том, что исполнение первой заповеди блаженств приводит человека ко второй заповеди. Поэтому они и называют плач духовным плодом. И это весьма важно. Должно прежде всего как следует понаблюдать за собой, смирить свою гордыню, осознать глубину своего падения, и необходимость восстания и исправления, т.к. многие не сознают этого падения и потому не считают необходимым восстание и закосневают в бесчисленных страстях и дурных привычках. Святитель Григорий Нисский говорит: «Слово ублажает не печаль, но познание блага, по причине которого человек страдает печалью о том, что нет в жизни его сего искомого».

Это аналогично тому, как если бы два человека заключены были в кромешную тьму, причем один из них родился в темноте, а другой привык наслаждаться светом, но был насильственно заключен в темницу. Их страдания были бы не одинаковы, ибо один, зная чего лишился, тяжелым посчитал бы для себя утрату света и со всяким усилием старался бы снова увидеть то, чего был лишен насильно, а другой, не знавший радости созерцания света, проживет беспечально и может даже состариться в темноте, потому что не знал лучшего; признавая для себя благом настоящее. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «плач по Боге есть сетование души, такое расположение страдающего сердца, которое с исступлением ищет того, чего жаждет, и, не находя его, стремится к нему изо всех сил и горько рыдает о нем».

Необходимость плача по Боге

В наше время люди неоднократно исповедуются, причащаются, а затем снова и снова впадают в прежний грех. И это случается, по-видимому, потому что, главное, нет у них о своих грехах слезного сетования, внутреннего плача и болезнования сердечного, нет покаянного сожаления о содеянном. Забыли люди, что не может покаяние осуществляться без плача и слез. «Пусть никто не прельщает нас пустыми словами, — говорит преподобный Симеон Новый Богослов, — и сами себя да не прельщаем: прежде плача и слез нет в нас ни покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, еще не сознали мы себя виновными и не осудили, и душа наша еще не предчувствовала будущего Суда и вечных мук. Ибо если бы мы осудили себя, если бы имели такие движения сердца, если бы были в таких чувствах, то тотчас извели бы и слезы. Без этого же ни жестокосердие наше никак не может смягчиться, ни душа наша — стяжать духовное смирение, и не в силах мы сделаться смиренными».

По мысли святых отцов, «слезная купель дана для очищения грехов, содеянных после… Крещения», а в «Лествице» можно найти еще более дерзновенные слова преподобного Иоанна: «Источник слез после крещения больше крещения… ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам их, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся».

Виды плача

Часто многие не понимают эту заповедь о плаче, которая, по слову Иоанна Златоуста, как будто бы противоречит мнению целой вселенной, ибо все почитают радующихся блаженными, а сетующих и плачущих — несчастными. Господь же вместо первых блаженными называет последних, говоря: «Блаженны плачущие», хотя все почитают их несчастными.

Но плакать можно о различных предметах! И плачущими блаженно здесь называются не те, которые плачут о житейских предметах, ибо «плачет бессильная злоба, — говорит святой Иоанн Кронштадтский, — плачет униженная гордость, плачет неудовлетворенная суетность, плачет оскорбленное самолюбие… и мало ли бывает суетных слез? Сколько неудовлетворенных страстей, сколько малодушных, столько и пустых слез; но эти слезы грешные, слезы бесполезные, слезы крайне вредные для плачущих, ибо причиняют смерть душе» . По слову апостола Павла, «Печаль мира сего смерть соделывает» (2 Кор.7,10). Печаль мира сего лишает человека покоя, сна, терзает его и может привести к болезни и смерти. По мысли апостола Павла, есть два рода печали и плача: печали по Богу и печали мира сего. Печаль мира сего, печаль о житейских предметах есть печаль разрушительная и смертоносная. Плач же по Богу, слезы о своих грехах являются той водой, которая в процессе покаяния смывает с души кающегося все грехи, искореняет все страсти.

Так плач о грехах своих, укрепляя человека на пути покаяния, становится плачем созидательным, дающим человеку возможность начать жить по-новому, начать святую жизнь по заповедям Божиим.

Священная история дает нам хороший пример той и другой печали в лице святого апостола Петра и Иуды Искариотского. Апостол Петр совершил величайший грех — трижды отрекся от Божественного Наставника, Которого раньше исповедал Сыном Божиим. Однако как только апостол осознал свое падение, тотчас «исшед вон, плакася горько» (Мф.26,75). Предание свидетельствует, что Симон Петр всю последующую жизнь каждую ночь при пении петухов оплакивал этот грех, так что глаза у него были красными от слез. Однако этот плач не подорвал его здоровье; наоборот, чем больше он, сокрушаясь, каялся, тем сильнее становился его дух, а с укреплением духа не болело и тело. Иное произошло с Иудой Искариотским. Укоры совести предателя, по-видимому, были чрезвычайно велики. Но вместо того, чтобы обратиться к милосердному Богу и просить у Него прощения своему согрешению, Иуда пошел к убийцам, возвратил им 30 сребренников, вероятно, надеясь получить от этого малое облегчение мятущейся совести. Но это не помогло. Ибо такое закоснение во грехе и отвержение Божьего милосердия привело его, наконец, к совершенному отчаянию и самоубийству.

Эти два рода скорби, скорбь мирская и скорбь по Богу, окружают всякого человека на земле, и невозможно прожить настоящую жизнь без какой-нибудь из этих скорбей: или без скорби по Богу, или без скорби мирскои. Однако скорбь мирская очень тяжела и вредоносна. Она не приносит человеку никакой пользы ни здесь, ни в загробном мире. Только скорбь по Богу, скорбь о грехах своих приносит с собой утешение и еще больше увеселяет обетованием жизни вечной. Один подвижник, наставляя свою духовную дочь, писал: «Плакать о грехах надобно…, слезы от огорчения — эти не полезны, эти вредны; а такие — что я неисправную жизнь провожу, ленюсь, оскорбляюсь, не могу угодить сестрам своим, не имею столько любви к Богу, чтобы возлюбить Его всею душею, всем сердцем, всею мыслию, — эти слезы полезны, и о них надобно молиться. Господи, даждь ми слезы и память смертную».

Но что делать, если человек очень часто подвергается столь естественной мирской печали? Преподобный Ефрем Сирин дает такой совет: «Подвергаясь первой (мирской печали), поспеши превратить ее во вторую (душеполезную печаль) — и прогонишь мучительную скорбь из сердца».

Печаль по Богу бывает разной, у одних со слезами, у других без слез. «Как, за неимением воды изглаждают буквы и другими способами, — пишет преподобный Иоанн Лествичник,- так и души, лишенные слез, очищают и заглаждают грехи свои печалью, воздыханием и многим сетованием». По мысли преподобного, слезы не даются некоторым по великой милости и Промыслу Божьему, ибо «часто случается, что и слезы надмевают легкомысленных. Потому они и не даются некоторым. Такие люди, стараясь снискать слезы и не находя их, укоряют, осуждают и мучают себя воздыханиями и сетованиями, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все это вполне заменяет для них слезы, хотя они, ко благу своему, вменяют это ни во что». «Сетуй внутренне, — продолжает преподобный, — но не выказываясь, а углубляясь в сердце свое, ибо бесы боятся сетования, как тати псов».

Часто за внутренним сетованием и воздыханием приходят и внешние, видимые слезы к человеку. Аналогично тому, как в природе сперва оывает ветер, а затем дождь; сперва гремит гром, потом из облаков льются дождевые капли, так и «слезы умножаются от предшествующих воздыханий». Пример тому — пророк Давид, который сперва часто воздыхал, а потом стал плакать.

Однако нельзя тотчас доверять всяким слезам как слезам истинным и спасительным. Лествичник, ссылаясь на мнения многих отцов, говорит, что «значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижимо, и… они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби, и от скорби истинной, от тщеславия, об блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений.

Почему нельзя доверять слезам? Чтобы не впасть в худшее духовное состояние, ибо «слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения подобно всем прочим свойствам». 1ем более, некоторые бывают склонны к слезам по природе и при всяком удобном случае проливают слезы. » Такие слезы называются естественными, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов и продолжает: Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии, в ощущении кротости и смирения. Преподобный Иоанн Лествичник советует всячески хранить тот плач, который приходит как бы сам собой, от Бога. «Когда душа и без нашего старания бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим,… ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губку боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни этот плач как зеницу ока, пока мало-помалу он не отойдет от тебя. Ибо великая сила его далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего усилия и пожелания».

Пример плача о грехах и несчастиях других подал нам Сам Спасителе оплакивая греховное закоснение иудеев и будущее бедствие Иерусалима.

Польза покаянного плача

Святые отцы предупреждают об опасности мирской печали, ибо мирская печаль ослабляет ум и отъемлет чувство у души» Наоборот, в слезах по Богу «таинственно живет утешение», «» заключается радость и веселие, как мед заключается в соте».» Это таинство открывается плачем», ибо «Бог утешает сокрушенны) сердцем сокровенным образом».

Святитель Иоанн Златоуст сравнивает печаль по Богу с корнями » плодами деревьев: «Корни деревьев горьки, а плоды их весьма приятны Так и печаль по Боге принесет нам великую радость. Кто часто молился а скорбью и слезами, те знают, какую получали они радость, как очищал! совесть, как восставали с благою надеждою».

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: “Господи! Господи!” и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46). Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф 7:21).
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.
Заповедей о блаженстве девять:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (Мф. 5:3-12).

Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: Отверзши уста Свои, учил. Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть нищими духом.
Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, должны считать, что мы — ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению св. Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Быть нищими духом могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и непостоянно и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф 16:26).
Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает её добровольно, для Бога. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною (Мф 19:21).
Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
В настоящей жизни Царство Небесное принадлежит таким людям внутренне и предначинательно, благодаря их вере и надежде, а в будущей — совершительно, посредством участия в вечном блаженстве.

О второй заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть плачущими.
Во этой заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть (2 Кор 7:10).
Господь обещает плачущим, что они утешатся.
Здесь понимается утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в умиротворённой совести.
Печаль о грехах не должна доходить до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть кроткими.
Кротость — тихое расположение духа, соединённое с осторожностью никого не раздражать и ничем не раздражаться.
Особые действия христианской кротости: не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо против наших желаний, не предаваться гневу, не превозноситься.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.
В отношении последователей Христа предсказание наследовать землю исполнилось буквально, т.е. постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земле живых, там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (см. Пс. 26:13).

О четвертой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано, что приведётся правда вечная (Дан 9:24), т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, — оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа.
Об этой правде говорит апостол Павел: Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим 3:22-25).
Алчущие и жаждущие правды — это те, кто делают добро, но не считают себя праведниками; не полагаясь на свои добрые дела, признают себя грешными и виновными перед Богом. Те, кто желанием и молитвой веры, как подлинной пищи и пития, алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
Подобно телесному насыщению, которое приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей — духовное насыщение означает: внутреннее успокоение помилованного грешника; приобретение силы для делания добра, а эта сила подаётся оправдывающей благодатью. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворённой для наслаждения бесконечным благом, последует в вечной жизни, по слову Псалмопевца: Насыщуся, когда откроется слава Твоя (см. Пс 16:15).

О пятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Св. Иоанн Златоуст замечает, что есть различные виды милости и широка эта заповедь (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.
Дела милости духовные таковы: увещанием обратить грешника от ложного пути его (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.
Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т.е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем.
Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие (искренность) — когда человек не демонстрирует свои добрые расположения, которых в действительности нет в его сердце, а имеющиеся добрые расположения со скромностью воплощает в делах — есть только начальная степень чистоты сердца. Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нём память о Господе Боге Иисусе Христе.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.
Слово Божие иносказательно наделяет сердце человеческое зрением и зовёт христиан сделать видящими очи сердца (Еф. 1:18). Как здоровый глаз способен видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Бога есть источник вечного блаженства, то обещание видеть Его есть обещание высокой степени вечного блаженства.

О седьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть миротворцами.
Быть миротворцем означает поступать дружелюбно и не подавать повода к разногласию; возникшее разногласие прекращать всеми средствами, даже поступаясь своими интересами, если только это не противоречит долгу и никому не вредит; стараться примирять между собой враждующих, а если такой возможности нет, то молить Бога об их примирении.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.
Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели. Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства

Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христа и за истинную православную веру.
Соответствующий этой заповеди подвиг называется мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, т.е. преимущественную и высокую степень блаженства.

Предлагаем вашему вниманию молитву Крестного пути, традиционно совершаемую в каждую пятницу Великого поста, с краткими размышлениями, подготовленными на основе ряда итальянских, испанских и американских текстов. Они могут использоваться как в ходе общинного богослужения, так и в качестве личной молитвы.

С. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все: Аминь.

Стояние 1. Иисуса Христа осуждают на смерть


Люди, жизнь которых конечна, осуждают на смерть бесконечного Бога. Бога, пришедшего во плоти, чтобы принести этим людям любовь Отца. А кого мы осуждаем? Ближнего, который надоел. Мы даже не верим, что этого ближнего может исправить молитва. Мы осуждаем того, за кого умер Иисус, на чье обращение Он надеется. Так мы можем «случайно» осудить и самого Иисуса.

Господи, дай нам никого не осуждать, но терпеливо молиться за обращение наших ближних.

Стояние 2. На Иисуса Христа возлагают крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Мы боимся креста, боимся страданий. Мы хотим избежать страданий любой ценой, иногда даже ценой греха. Но Иисус берет на себя крест как дар от Бога. Потому что только через Его крест, через наши собственные кресты, мы можем понять бесконечную любовь Отца. Страдания помогают нам научиться прощать – ведь в этом мире страдают все – значит мы можем и должны простить страдающего грешника. Наши страдания учат нас сострадать, претворять горе в радость.

Возлагая на Себя крест, Иисус говорит нам: «даже если ты еще не можешь понять своих страданий, значения своего креста, который Бог предлагает тебе нести в каждый момент твоей жизни, все равно, возьми свой крест, неси его, потому что через твои страдания Бог покажет тебе, как сильно Он тебя любит, как сильно Он доверяет тебе».

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 3. Иисус падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Христианину легко упасть в глазах этого мира – когда мы не идем со всеми на светский праздник, если он выпадает на пятницу Великого поста, когда мы остаемся верными, в то время как люди вокруг нас ищут новых ощущений в объятиях все новых и новых партнеров, когда мы выступаем против таких обыденных для этого мира вещей, как аборт. Нам больно и страшно падать. Но унижающий сам себя возвышен будет. Падая в глазах этого мира, мы поднимаемся вместе с Богом.

Господи, дай нам всегда оставаться верными Тебе и не следовать соблазнам этого мира, потому что лучше пасть в глазах этого мира, чем пасть жертвой греха и отвернуться от Тебя.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 4. Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Встреча Матери и Сына… Мария не бьется в истерике, требуя, чтобы Ее родной, такой молодой и прекрасный Сын сошел с Крестного пути, чтобы пожить «для себя», чтобы жениться и нарожать внуков. Так же, как в момент Благовещения, Она смиренно и свободно принимает волю Божию. Она отдает своего Сына на смерть за нас. Она знает, что невозможное человеку возможно Богу, поэтому Oна безусловно верит, что жертва Христа не будет напрасной.

Господи, дай нам истинное обращение, преобрази нас, чтобы жертва Иисуса и Его матери не оказалась для нас напрасной.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 5. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда мы добровольно принимаем на себя крест, более того, когда мы принимаем на себя чужой крест, мы превосходим самих себя и вдруг оказываемся в самых глубинах Троицы, у сияющего престола Отца. Бескорыстно и полностью отдавая себя ближнему, мы обретаем истинную свободу и достоинство детей Божиих. Но если мы боимся принять страдания, то они настигают и подавляют нас своей тяжестью и бессмысленностью.

Господи, дай нам мужество добровольно участвовать в несении Твоего креста.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 6. Святая Вероника отирает платом Божественный Лик Спасителя

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда Иисус шел на Голгофу, не было в Нем ни вида, ни величия. Он был оплеван, покрыт синяками и запекшейся кровью. Кровь смешалась с потом… Вероника отирает платком лицо беднейшего из бедных, у которого ничего нет, и уж конечно она не надеется получить взамен ценную реликвию – Лик Христа, запечатленный на ее платке. И конечно, Вероника не ищет славы от своего поступка.

Господи, дай нам отдавать свои усилия, время и средства беднейшим из бедных, ничего не ожидая взамен.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 7. Христос второй раз падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

В Евангелии мы часто встречаемся с тем, что люди, которые просят Иисуса об исцелении или благодарят Его, «падают ниц к ногам Его». Когда человек падает перед Богом на землю, эта поза выражает надежду и благодарность. Она выражает смирение, опустошение перед милостивым всемогуществом Отца. Если же человек не хочет пасть пред Богом, то он может упасть вдали от Него, придавленный к земле своими грехами и проблемами.

Иисус постоянно, со дня Своего воплощения, дает нам пример смирения перед Отцом.

Господи, дай нам скорее пасть к Твоим ногам со смирением и благодарностью, пока мы не упали вдали от Тебя, придавленные своими грехами.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 8. Христос утешает плачущих женщин

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисус сказал женщинам: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе». Иногда мы плачем от жалости к себе или к другим. Но нет смысла плакать о других: лучше постараться им помочь. И тем более нет смысла жалеть себя. Нужно следовать примеру св. Петра, который, после своего отречения от Иисуса, «заплакал горько». Пока время еще есть, нужно горько плакать о своих грехах, чтобы у нас был шанс попасть туда, где Господь отрет последнюю слезу с наших счастливых лиц.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 9. Иисус падает под бременем креста в третий раз

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Падая, Иисус дает нам надежду: человек слаб и может падать, но он может всякий раз подниматься, даже если сверху на него давит тяжелый крест проблем и грехов. Всякий раз, когда мы грешим, мы больно и низко падаем. Пример Иисуса говорит нам: не лежи в грязи своего греха, встань, дойди до исповедальни, покайся, и ты снова, обновленный, сможешь продолжать путь… до следующего падения. Но и тогда ты тоже можешь встать, и снова, придя в себя и обратившись к Отцу, идти в Царство Божие. Сколько бы раз ты ни упал, ты не безнадежен, Иисус поднимет тебя, если ты готов разделить с Ним Крест.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 10. Иисуса Христа обнажают

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисуса Христа обнажают… Бог позволяет это, чтобы мы помнили о том, что нет твари, сокровенной от Бога, но все обнажено и открыто перед очами Его. Обнаженный, униженный Иисус восстанавливает наше первозданное достоинство, когда Адам и Ева были наги и не стыдились.

Господи, дай нам сбросить с себя одежды ветхого человека, испачканного грехами, и облечься в Тебя. Дай нам не забывать очищать наши белые одежды, полученные в крещении, через таинства Церкви Твоей.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 11. Иисуса Христа пригвождают ко кресту

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Каждый мой грех разрывает плоть Иисуса. Каждый мой грех, даже самый маленький, причиняет Богу невыносимую боль. Даже если я никого не убиваю, не краду, не прелюбодействую, а «просто» завидую или «немножко» осуждаю ближнего. Каждый мой грех ограничивает мою свободу, порабощает меня, делает меня склонным совершать другие, более тяжкие грехи, делает крест моих ближних и дальних более тяжелым.

Но там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать – Тело Твое, разрываемое на Кресте, Кровь Твоя, на нем проливаемая – очищают нас от греха, исцеляют нашу душу. Дай нам чаще прибегать к Таинству нашего спасения.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 12. Христос умирает на кресте

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Много часов кошмарного страдания, на страшной жаре, когда не хватает ни воздуха, ни воды… Жажду! — говорит Господь. Он жаждет твоей любви. Ради твоего спасения Иисус взошел на крест, ради тебя Он претерпевает эти страдания. Он любит тебя!

Он прощает тебя, убивающего Его своими грехами. Приди к Нему в таинствах Евхаристии и Покаяния! Он ждет тебя!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 13. Иисуса Христа снимают с креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Молодого, красивого, но замученного человека снимают с Креста и отдают в руки Матери. Какое страдание! Потерять единственного Сына… Но потерять ли? Даже в самом страшном страдании Мария полна надежды.

Если ты потерял все – друзей, любовь и даже надежду – приди ко Кресту. Там ждет тебя любящая Мама, которая умеет терять и находить.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 14. Погребение Иисуса Христа

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Тебя, Господи, полагают в гроб и приваливают его большим камнем…

Господи, приди, отвали камень, закрывающий мою душу. Распахни ее навстречу другим, навстречу ветру и солнцу, впусти в нее свет Твоего слова. Освободи мое сердце от всего ненужного. Выброси из него все, что превращает его в могилу, ВОСКРЕСНИ в нём, завладей им полностью, измени всю мою жизнь, дай мне быть с Тобой и живи во мне, Господи!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

С. Братья и сёстры, мы прошли в духе Крестный путь Иисуса Христа, принёсший нам спасение. Смиренно призовём бесконечное милосердие Отца, чтобы благодать Иисуса Спасителя, умершего и воскресшего, освободила и обновила мир.

Все: Отче наш…

С. Помолимся. Боже, всемогущий и вечный, Ты дал нам Своего единственного Сына, умершего за нас на кресте, чтобы все мы, призванные умереть с Ним, могли с Ним возродиться к жизни; дай нам войти в славу воскресения, в которой Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Все: Аминь.

Подготовила Светлана Шишкина

Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ

(Христос, несущий Свой крест; Крестный Путь;

« Via Dolorosa »)

(Матфей, 27:31-32; Марк, 15:20-21; Лука, 32:26-32; Иоанн, 19:16-17)

(31) И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. (32) Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

(Мф. 27:31-32)

(16) Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

(17) И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.

(Ин. 19:16-17)

W последнем пути Христа из дома Пилата на Голгофу, Скорбном Пути - Via Dolorosa , - повествуется во всех четырех Евангелиях, хотя имеется суще­ственное различие в свидетельствах синоптиков, с одной стороны, и Иоанна - с другой.

С точки зрения Иоанна, никак нельзя было дать помощника Христу нести крест - Христу, этому Агнцу Божиему, который Сам нес грехи мира. Ведь Христос как заместитель человечества Сам взял на Себя его страдания и самую жестокую казнь. И теперь, если Его заменяют в несении креста, то Его можно было бы заменить и на кресте (гностик Василид, кстати, так и учил, что вместо Христа был распят тот самый Симон Киринеянин).

Это на первый взгляд необъяснимое расхождение в описании крестного пути, всегда служившее доказательством якобы неподлинности (вымышленности) всего рассказа, на самом деле отнюдь не является противоречием. Симон мог подключиться к несению креста, как это и утверждают многие коммента­торы, позже, в тот момент, когда силы стали покидать Иисуса. Таким образом, рассказы евангелистов не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, как это было уже не раз.

Д. Штраус так объясняет различие в рассказах о несении креста у евангели­стов: «Но если Иоанновым рассказом нельзя опровергнуть рассказа синоптиков и если рассказ Иоанна возник на почве догмата, то перед нами, естественно, встает вопрос: не возник ли и рассказ синоптиков на почве догматических соображений? Крест Христов стал характерным символом христианства, когда исчез тот предрассудок и соблазн, который прежде был с ним связан. Возло­жить на себя крест Христов значило теперь подражать примеру Иисуса Христа, и делать это, по словам евангелиста, повелел Сам Иисус (Мф. 16:24), сказав: «Кто хочет идти за Мною, то отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Вообще, такого рода «образные речи» обладают тем свойством, что всегда наводят на предположение о каком-нибудь действительно случившемся происшествии. Фактически крест Христа мог быть понесен за Ним только тогда, когда Его вели уже на распятие, поэтому в воображении древних христиан легко вставала такая сцена: на пути к лобному месту появляется человек, который возлагает и несет на себе «крест Христов», следуя за Иисусом и тем исполняя волю Христа, изъявленную им в Нагорной проповеди (Мф. 5:41). Впрочем, вполне возможно и то, что крест Христа действительно нес кто-нибудь другой, следуя на Лобное место за Иисусом: недаром все синоптики сходятся друг с другом в указании имени и родины человека, несшего крест Иисуса на Голгофу» (Штраус Д ., с. 456).

В западноевропейской живописи нашли отражение обе евангельские версии крестного пути. Симона Киринеянина обычно рисуют седовласым, с округлой бородой и в коротком платье (Дуччо).

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора.

Эта версия часто принималась итальян­скими художниками Раннего Возрождения, но со временем исчезла - впослед­ствии Симон изображался только в качестве помощника Христа (Тамаш из Коложвара , Фуке).

Тамаш из Коложвара. Шествие на Голгофу (1427). Эстергом. Христианский музей .

Жан Фуке. Шествие на Голгофу (из «Часослова Этьена Шевалье») (1450-1460).

Шантийи. Музей Конде.

Но такое изображение основано на ложном толковании слов Луки: «чтобы нес крест за Иисусом» (Лк., 23:26). Исходя из этих слов, некоторые думали, что Симон поддерживал лишь заднюю часть креста, в то время как переднюю, самую тяжелую, нес Сам Христос. Слова Луки ни в коей мере не защищают эту точку зрения и этот тип изображения крестного пути, поскольку нести крест за Иисусом или позади Него не то же самое, что нести крест вместе с Ним. Поэтому мнение это постоянно отвергалось еще Отцами Церкви. В живописи, когда художник избирает эту программу, Симон часто изображается идущим с крестом впереди, а не позади Христа.

Большее распространение в западном искусстве получил образ Христа, самостоятельно несущего свой крест. В XIII - XIV веках Христос изображался в этой сцене идущим или стоящим прямо и гордо. В более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, что кардинально меняет характер трактовки сюжета: теперь это не триумф, а трагический пафос, подчеркиваю­щий страдание. Христос падает под тяжестью Своей ноши, а римский солдат гонит Его вперед (Дюрер , Питер Брейгель Старший ).

Альбрехт Дюрер. Шествие на Голгофу (из серии гравюр «Большие Страсти», лист VI )

(1497-1500).

Питер Брейгель Старший. Шествие на Голгофу (1564).

Вена. Историко-художественный музей


Это был наиболее распространенный мотив, хотя и не имевший обоснования ни в одном из Евангелий. С исторической точки зрения это, однако, оправдано: при римском правлении осужденный на казнь действительно сам нес свой крест, правда, не весь, а только лишь его поперечину - patibulum , тогда как вертикальный столб заранее устанавливался на месте казни. Этой особенности ритуала старые мастера не знали или игнорировали ее.

Для Своего последнего пути Христос вновь облачен в Свои одежды, отнятые у Него в сцене Увенчание терновым венцом. Цвета Его одеяний - синий и красный (Эль Греко). На Нем по-прежнему терновый венец. Христа может тащить на веревке римский воин (Эль Греко, Дюрер ). Изображение процессии часто включает в себя и других римских солдат, несущих штандарты с начертанными на них буквами S . P . Q . R - Senatus Populusque Romanus (лат. - Сенат и римский народ) (Рубенс) (ср. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом ; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!» ; РАСПЯ­ТИЕ ХРИСТА ).

Петер Пауль Рубенс. Шествие на Голгофу (1634-1636).

Брюссель. Королевский музей изящных искусств

Порой изображение Крестного Пути выливается в многофигурную компози­цию в соответствии с рассказом Луки: «И шло за Ним великое множество народа (...)» (Лк. 23:27). Среди сопровождающих Христа можно видеть Его учеников - Петра, Иакова Большего, Иоанна.

В высшей степени оригинальную трактовку этого сюжета дает Питер Брейгель Старший: действие разворачивается на обширном пространстве, и фигура Христа, как это не раз было в других многолюдных композициях художника, как бы теряется на заднем плане; вокруг же разворачивается множество сцен - некоторые из них нарочито обыденные жанровые ситуации: одно из величай­ших событий мировой истории художник представляет в виде чего-то буднич­ного, призывая тем самым зрителя - своего современника - пробудиться от духовной спячки и увидеть это великое: оно творится здесь и сейчас!

Лука, и только он, говорит о том, что на пути к Лобному месту за Христом среди великого множества народа шли женщины, «(27) которые плакали и рыдали о Нем. (28) Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалим­ские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, (29) ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (30) Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! (31) Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23:27-31). Черты, которыми Иисус при этом обрисо­вывает, по словам Луки, грядущую судьбу Иерусалима, заимствованы отчасти из большой речи Иисуса о светопреставлении, где, по свидетельству всех синоптиков, Иисус говорил: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», как Он говорил это и в данном случае. Но высказанное тут же пожелание, чтобы горы упали на страдальцев и холмы покрыли их собою, взято почти дословно из книги Осии (10:8). В живописи нередко встречается изобра­жение Христа, несущего Свой крест и обращающегося к женщинам в толпе со словами, переданными Лукой (Тамаш из Коложвара ; на бандероли, исходящей из уст Христа, этот текст приводится по-латински: « Filiae Hierusalem , nolite flere super me : sed super uos ipsas flete , et super filios uestros » - Лк., 23:28; позади Христа Дева Мария в характерной для нее скорбной позе (подробнее об этой позе см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ); облик Христа также, скорее, скорбный, чем страдальческий; за Марией одна из Св. Жен; конец креста поддерживает Симон Киринеянин).

Введение в состав персонажей картин Шествие на Голгофу Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложе­нии, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Св. Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств (подробнее см. РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Однако художники часто трансформируют этот рассказ и переносят его место действия на дорогу, по которой Христос шествовал на Голгофу. Таким образом, Мария теряет сознание в тот момент, когда Христос падает - первый из трех раз - под тяжестью креста (Питер Брейгель Старший ). В итальянской живописи эпизод потери чувств Девой Марией встречается в качестве самостоятельного сюжета, получившего известность как « Lo Spasimo » («Обморок»).

Еще один женский персонаж, приобретший популярность в западноевропейской живописи начиная с XV века под влиянием религиозных мистерий того времени, - Вероника. В канонических Евангелиях о ней нет упоминания. В Евангелии Никодима Вероника отождествляется с женщиной, излечившейся от кровотечения, которым она страдала двенадцать лет: «И некая жена по имени Вероника сказала: «Я истекала кровью двенадцать лет и только края ризы Его коснулась - и остановился поток крови моей» (Евангелие Никодима, VII ; ср. Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48). Легенда повествует о том, что Вероника вышла из дома, когда мимо проходил Иисус, изнемогавший под тяжестью креста. Она платком отерла пот с Его лица. На платке отобразился Его лик. Согласно другой версии, Вероника, встретив Иисуса Христа на Его пути на Голгофу, попросила Его оставить ей что-нибудь на память, и Он передал ей Свой Нерукотворный Образ на платке. Этот вариант легенды нашел воплоще­ние в мистериях Страстей Господних, разыгрывавшихся во Франции, Германии и Англии. Вероника, стоящая на коленях перед упавшим под тяжестью креста Христом, - частый дополнительный мотив в Шествии на Голгофу (Дюрер , Рубенс ). Плат, на котором отобразился лик Христа, - плат Вероники, или, по-латински, sudarium - стал одним из символов Страстей Господних.

Среди толпы, сопровождавшей Иисуса Христа на Его Крестном Пути, были, естественно, и римские воины с их штандартами, на которых, по традиции, начертано S . P . Q . R - аббревиатура слов: « Senatus Populusque Romanus » (лат. - Сенат и римский народ), уже не раз встречавшаяся в «римских» сценах Страстей (см. СУД НАД ХРИСТОМ: Христос перед Пилатом; УВЕНЧАНИЕ ТЕРНОВЫМ ВЕНЦОМ ; «СЕ, ЧЕЛОВЕК!»; РАСПЯТИЕ ХРИСТА ). Воины, кроме Христа, ведут двух разбойников, приговоренных вместе с Христом, к распятию. Их имена - Дисмас («хороший») и Гестас («плохой») - дошли до нас лишь в апокрифическом Евангелии Никодима. Свидетельств об их преступ­лениях не сохранилось. Высказывалось предположение, что они были из общества Вараввы. Марк замечает, что Варавва в «узах» был «со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк., 15:7). Это их преступление, конечно же, каралось распятием, и они должны были, как и Иисус, нести на Голгофу каждый свой крест. В живописи, однако, они часто изображаются ведомыми римскими воинами без своих крестов (Рубенс ).

В первые века христианства, а затем позже в эпоху крестовых походов существовала традиция паломничества во Святую Землю. Бесчисленное множе­ство пилигримов устремлялось к Гробу Господню, намереваясь пройти дорогой Христа на Голгофу. Возвращаясь в свои страны, пилигримы часто отмечали - на память себе и в назидание другим, кому только еще предстояло отправиться в Святую Землю - путь Христа с крестом. Поначалу число Остановок Креста варьировалось, и только к VI веку их установилось четырнадцать - число, оставшееся до настоящего времени. В XIV веке, благодаря францисканцам, выработался особый культ Остановок Креста. Остановкам этим стали соответ­ствовать определенные молитвы и религиозные обряды. Особенно популярным цикл картин на эти сюжеты стал в XV веке, а к XVII веку цикл из четырнадцати картин на эту тему стал непременным элементом декора каждой католической церкви. «Искусство отказывается наконец от своего высокомерно­го бесстрастия, - пишет известный французский историк Люсьен Февр. - На смену торжествующему Христу XIII века приходит страдающий, измученный пыткой и распятый Христос XV века. Драма Страстей Господних, драма, как бы медленно продвигающаяся от остановки к остановке, к последнему преде­лу - Голгофе, - искусство XV века пересказывает ее со всеми подробностями, беспощадно, не утаив ни одной язвы Христовой, ни одного Его падения, ни одной слезы. Оно выводит эту драму даже за пределы Креста Христова и продолжает ее Крестом Марии - распятием, быть может еще более мучитель­ным; поистине излюбленная тема XV века - « Pieta »: на коленях истерзанной Богородицы - тело Христа, окровавленное и жалкое» (Февр Л ., с. 319).

Остановки Креста, которые принято было изображать в этом цикле картин, следующие.

1.Иисус приговорен к смерти.

2.Иисус принимает Свой Крест.

3.Иисус в первый раз падает под тяжестью Креста.

4.Иисус встречает Свою скорбящую Мать Марию.

5.Симон Киринеянин помогает Иисусу нести Его Крест.

6.Вероника вытирает лицо Иисуса своим платком.

7.Иисус во второй раз падает под тяжестью Креста.

8.Иисус говорит с женщинами иерусалимскими.

9.Иисус в третий раз падает под тяжестью Креста.

10.С Иисуса снимают Его одежды.

11.Иисуса пригвождают к Кресту.

12.Иисус умирает на Кресте.

13.Тело Иисуса снимают с Креста.

14.Тело Иисуса кладут в гроб.

Эти сюжеты, исполненные в единой художественной манере, можно видеть в католических церквах в виде картин единого цикла, развешенных в приведен­ной композиционной последовательности по колоннам (если их достаточно) или стенам нефов по часовой стрелке, начиная от алтаря.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Шествие на Голгофу (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Дуччо. Шествие на Голгофу (алтарь «Маэста») (1308-1311). Сиена. Музей собора. .

© Александр МАЙКАПАР