«Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин). Церковь грешников. Афонские проповеди

21 января, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Андрей Копейкин возглавил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка обратился к верующим с пастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, всех вас я поздравляю с воскресным днем. Сегодня во время Литургии мы слушали евангельское повествование о мытаре Закхее, который покаялся перед Господом. Спаситель пришел в Иерихон. Конечно, там собралось огромное количество людей, чтобы посмотреть, как выглядит Мессия и о чем Он говорит. Сборщик налогов Закхей тоже захотел увидеть Христа, но был маленького роста и не смог бы пробраться сквозь толпу. Тогда он решил залезть на дерево. Закхей ложится на ветку, которая висела прямо над дорогой. Он рисковал сорваться только ради того, чтобы увидеть Сына Божия. И вот Господь, проходя по этой дороге, останавливается и поднимает глаза кверху. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5) , - говорит Спаситель мытарю. Закхей удивился, что Христос его назвал по имени и желает прийти к нему в гости. С большой радостью Закхей ведет Христа с апостолами к себе в дом, устраивая им трапезу. И наступает самый главный момент в этой евангельской истории - сборщик налогов, которого ненавидел народ за то, что он служил римлянам - поработителям Иудеи, совершает покаяние перед Спасителем: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8) . Спаситель, услышав слова покаяния от грешника, ответил: «Пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 9-10) . Так заслужил прощение грехов мытарь Закхей. Он не только спас свою душу, но и еще спас весь свой род от погибели. Данный факт указывает на то, что каждый из нас несет ответственность перед Богом за своих родных и близких.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский об этом так говорит: «Страсти переходят с рождением и к детям и сообщаются им, так что дети делаются жалкими наследниками страстей своих родителей, как и их болезней». Мытарь Закхей покаялся перед Господом, начал жить по заповедям Христа и поэтому заслужил спасение своего рода. И мы тоже, дорогие мои, мало чем отличаемся от Закхея. Разве каждый из нас не желает испытать всю полноту радости от веры Христовой? Но ведь Господь одаривает покаявшихся грешников. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Закхей увидел Господа, и воспламенялся любовью еще больше; она коснулась его сердца, и он сделался другим: вместо мытаря – ревнителем, вместо неверного – верным, и вместо волка – овцой запечатленной». Так и мы должны воспламениться любовью к Спасителю, чтобы превратиться из грешников в детей Господа нашего Иисуса Христа. А это можно сделать только через покаяние и принятие Святых Христовых Таин, когда многим открывается откровение о спасении. Поэтому я поздравляю тех, кто сподобился сегодня принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Еще раз я поздравляю с воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Храни вас Господь и Матерь Божия! Аминь».

» «Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин)

«Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин)

«Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников» (преподобный Ефрем Сирин ).

В первые годы христианства исповедь была публичной, то есть кающийся рассказывал о своих грехах перед всей общиной: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Потом, когда христианство все более распространялось и утверждалось, общины стали очень большими, и исповедь стала носить частный характер. Что же такое общая исповедь? Когда появился этот чин?

Исповедь – это Таинство Покаяния. Исповедать – это значит открыто признать, то есть искренне, с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Обычно в храмах нашего благочиния проходит частная исповедь, но в дни Великого поста желающих причаститься Святых Христовых Тайн бывает очень много, а потому принять исповедь у всех кающихся перед началом Божественной литургии бывает очень сложно, поэтому и совершается чин общей исповеди.

Как она проходит? Батюшка читает установленные для исповеди молитвы, потом произносит проповедь, обращенную к нам, к нашей душе, к нашей совести. Он называет наши грехи, и в этот момент очень важно просить у Господа прощения за свои грехи, быть искренним и честным, не оправдывать себя, а сокрушаться о содеянном . После чтения разрешительной молитвы мы подходим под епитрахиль священника и прикладываемся к кресту и Евангелию – прикладываемся не просто так, а давая обещание не совершать грехов впредь. И такую исповедь милосердный Господь примет и простит нам грехи. Общая исповедь – это возможность для тех, кто боится прийти на частную исповедь, покаяться сначала вместе со всеми, а потом прийти на индивидуальную исповедь к священнику .

Вот как пишет об общей исповеди Алексий Уминский в книге «Тайна примирения» (Москва, Даниловский благовестник, 2007 г.): «Говоря об общей исповеди, мы вспоминаем наши мно­голюдные храмы в тот период, когда не хватало ни храмов, ни священников. В большие праздники в церковь приходи­ло так много людей, что невозможно было успеть всех поисповедовать, и совершалось некое действие, которое стали называть общей исповедью. Обычно выходил священник в епитрахили с крестом, с Евангелием и ко всем людям, ко­торые пришли в храм, чтобы причаститься Святых Христо­вых Тайн, обращался с проповедью, касающейся Таинства Покаяния. Он рассказывал людям о том, что такое исповедь, какие люди грешные, о том, что всем надо каяться, потому что без покаяния никто не может спастись и войти в Царс­твие Небесное, а потом говорил такие слова: «Сейчас я вам буду перечислять грехи, а вы все внутри себя кайтесь в них и говорите: «Грешен» или «Грешна». И священник начинал читать длинный-длинный список грехов, начиная от первой заповеди и кончая последней. И все люди повторяли вслед за священником слова покаяния в перечисленных грехах. После этого священник покрывал всех епитрахилью, люди целовали крест и Евангелие и шли причащаться.

Такую форму исповеди приписывают святому праведно­му Иоанну Кронштадтскому, называя его родоначальником общей исповеди. Действительно, святой праведный Иоанн Кронштадтский своей пламенной проповедью побуждал людей к покаянию. К нему на службу в кронштадтский Андреевский собор собиралось по пять-семь тысяч человек, в храме страшно было находиться - так глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умоляли Бога о пощаде… Исповедь про­должалась несколько часов. Совершалось настоящее покая­ние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его лич­ная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук. На такое был способен только святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники на­ходились в лагерях, и, чтобы добраться до действующих храмов, которые были, в основном, маленькими, кладбищенски­ми, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они соби­рались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Церковь грешников». Ее автор — афонский архимандрит Варнава (Ягу) — размышляет о том, какие уроки мы можем извлечь из Евангелия.

Одна из проповедей посвящена христианскому пониманию одиночества. В Евангелии есть история о том, как Христос повстречал расслабленного человека в купальне. Купальня считалась целебной и каждый болящий входил в нее, чтобы исцелиться.

Расслабленный, не имея возможности пошевелиться, лишь наблюдал, как исцеляются другие. Никто не хотел ему помочь окунуться.

Христос, узнав о недуге расслабленного, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?»

Нам может быть не совсем понятно, зачем спрашивать, хочет ли человек быть здоров? Конечно хочет. Но Иисусу было важно узнать о причине проблемы, о ее корне. Расслабленный ответил:

Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню;

Т.е., вот в чем беда — этому человеку никто не хотел помочь. Этот человек был одинок. А одиночество — это симптом греха.

Как это? — спросит кто-нибудь. — Его все бросили, а он еще и виноват?

Мы привыкли думать, что вина лежит на том, кто оставил человека, а не на том, кто остался одинок. Но очень часто виноват тот, кто остался один. Виноват своим дурным поведением, своим неумением жить рядом с другими.

Когда находишься рядом со смиренным человеком, тебе не хочется его покидать. Но рядом с горделивым, ворчливым, вечно всем недовольным, находиться не хочется.

Горделивые люди не хотят общаться. Они хотят чувствовать себя правыми всегда и во всем. Хотят, чтобы жизни других людей крутились вокруг их собственной.

Таким образом, грех расслабленного заключался в том, что он одинок. Никто не радовался, находясь рядом с ним. Никто не захотел помочь.

Христос исцелил несчастного, но позже, встретив того в храме, сказал: «Больше не греши».

Какой урок мы можем извлечь из этой короткой евангельской истории? Одиночество происходит от греха. И первый шаг к борьбе с одиночеством состоит в том, чтобы признать: если присутствие других людей лишает меня радости, то я живу в аду, мне нужно работать над собой.

С любым человеком можно найти общий язык. Даже с тем, кто не нравится. Да, сложно стать друзьями сразу со всеми, но общий язык можно найти с кем угодно. И тогда не возникнет ситуации, когда никто не придет нам на помощь.

Архимандрит Варнава (Ягу) родился на Кипре в 1965 году. В 1973-м переехал жить в Фессалоники, где получил общее образование и окончил философский и богословский факультеты Университета им. Аристотеля. В 1988 году в храме Святого Мины был рукоположен в диакона, а затем в священника и возведен в сан архимандрита. До 1999 года служил в храме Святой Екатерины.

В настоящее время о. Варнава служит в храме Пресвятой Богородицы Лаодигитрии, где ведет миссионерскую и просветительскую работу среди молодежи и студентов. С 2012 года возглавляет Молодежный отдел священной митрополии Фессалоник. С 2014 года является игуменом монастыря Святой Феодоры Мироточивой.

За кого здесь молиться

Эта часовня построена на территории храма Воздвижения Креста Господня у пересечения Алтуфьевского шоссе и МКАД. Сейчас там заканчивают последние отделочные работы.

Есть грешники, кому для покаяния и прощения Господнего нужно особое место, - подтвердил настоятель Крестовоздвиженского храма в Алтуфьеве отец Анатолий. - И это не только отпетые бандитыѕ

Здесь можно молиться за некрещеных. А в России, где долгое время царил атеизм, умершие некрещеными родственники есть в каждой семье. Святой мученик Уар, покровитель этой часовни, просит Бога и за них.

Здесь можно помолиться и за младенцев, во чреве убиенных, - ведь количество абортов в нашей стране не уменьшается.

Можно просить святого мученика Уара за сына-наркомана, дочку-проститутку...

Если ваша мольба будет услышана, Уар попросит за них перед Господом Богом. Но оставлять записки за упокой и здравие в новом храме не принято. Надо молиться самому Уару.

Почему Уар?

В христианстве судьба каждого святого индивидуальна. За исцеление алкоголиков молят святого Вонифатия, о благополучии скотины - Флора. За преступников перед Создателем заступается Уар.

Мученик Уар - святой, принявший смерть за Христа в 307 году. Служил императору Максимиану в столице Египта Александрии легионером. Считался трусом, грешником. В его биографии много парадоксального. Считал себя христианином, но показывать свою веру боялся. По ночам заходил в темницы к мученикам, которые страдали за веру. Поддерживал их как мог, просил молиться за него, но признавался: ?Хотел бы пострадать за Христа, но не имею для сего такой твердости, боюсь тех мучений, которые испытываете вы?. А когда пришел час, Уар оказался смелым и все же нашел силы стать в ряды мучеников. Парадокс: граница между трусом и героем, грешным и святым очень зыбкая. Перешагнуть ее доступно каждому. Тело Уара, растерзанное римскими псами, Клеопатра тайно вывезла в Палестину. К ней Уар стал являться в видениях. Однажды святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в православную веру.
Как просить за грешника
О святый мученице Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити Оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

МНЕНИЕ ПАТРИАРХИИ

Можно ли здесь отпевать самоубийц?