Крестный путь иисуса христа. Крестный путь с краткими размышлениями. Через Львиные ворота Иисуса ввели в Иерусалим

Христос был распят при жизни – это было предсказано на протяжении множества пророчеств.

Но почему же распятие Иисуса Христа произошло и можно ли было бы его избежать?

Вот что об этом пишут современные источники.

За что распяли Иисуса Христа кратко

В Иудее ждали мессию, который должен был освободить народ Божий от рабства римского. Тогда евреи были рабами, их империя была во власти римского правителя, шли бесконечные войны и страдания.

Однако народ Божий знал, что однажды придёт Спаситель мира и сможет освободить их от грехов, которые и стали причиной всего зла на земле – болезней, смерти, бедности и рабства. И предсказано было, что такой человек родится и освободит мир от вселенского зла.

И вот родился Иисус Христос, чье рождение было связано с приметами рождения миссии.

В 33 года он стал проповедовать слово Божье и совершать чудеса. Если в детские годы Иисус был в храме и даже люди с раввинском образованием удивлялись, откуда он всё знает больше, чем они.

Однако, несмотря на чудеса и знамения, люди не поверили в то, что Христос действует от доброй силы. Они считали его еретиком, который смущает народ.

Еврейское правительство не слишком обращало на это внимание, но потом проповеди Христа стали вызывать зависть, раздражение и Иисуса стали презирать, даже хотели убить. Это случилось благодаря предательству Иуды, который выдал своего Учителя за 30 монет, как это было сказано в пророчествах.

Распятие Иисуса приходилось как раз на еврейскую Пасху. В это время было принято отпускать одного грешника. И евреи отпустили Варавана, который был разбойником и убийцей. В итоге Христа не помиловали и он был распят.

Место распятия Христа

Христа распяли на горе города Голгофы. Вместе с другими грешниками он нёс на себе крест, на котором его и распяли.

С тех пор таким словом в литературе означается страдание, мучение, боли. Голгофа фигурирует на полотнах многих художников как символ страданий, которые должен понести каждый человек в своей жизни.

Отсюда и выражение – «нести свой крест». Под крестом понимается жизненное испытание, с которым человек никак не может справиться и которое невозможно избежать. Его стоит просто достойно переносить и постараться от него избавиться при первой же возможности.

Путь на Голгофу

Иисус шел на Голгофу в течение нескольких часов. За это время он шёл с терновым венком на голове и 3 раза падал.

Сегодня путь на Голгофу к месту казни считается святым. Тот, кто его проделает, сможет увидеть будущее и найти свою дорогу в жизни.

Те места, где Христос падал, считаются святыми и на них стоит памятник. Христос шел по ним почти до самого места своей казни. И только после последнего падения ему помог нести крест воин по имени Симен.

Почему Иисуса распяли на кресте

Иудейские проповедники не поняли учения Христа и его святости. Они ждали от него земного царствования – освобождения от рабства, болезней и смерти, рая на земле, но не получили.

Его учение – это приготовление к духовному раю, который достигнет каждая душа после смерти. А иудеи ждали конкретных чудес и поэтому не приняли Христа, возненавидели его и распяли.

Икона распятие Иисуса Христа фото и значение

Церковь почитает Иисуса Христа больше других икон, кроме Бога отца – создателя всего живого. Поэтому икона распятие имеет историческое значение и почитается, как место прощения грехов всего человечества.

Крест считается главным символом смерти, ведь Христос взял на себя все грехи, чтобы освободить от этого человечество.

Однако до повторного пришествия Христа каждый человек несёт ответственность за свои грехи, а за некоторые согрешения и вовсе расплачиваются дети и внуки.

Кто помогал нести крест иисусу

Никто не помогал – он сам нёс собственный крест. И только в конце пути воин Симен помог ему принести крест на место гибели.

Плач Богородицы при крестном страдании Иисуса Христа

При Христе была и его Мать.

Богородица читала молитвы и страдала, тексты её слов были положены не только в слова пассий в Великий пост, но и на церковные песнопения. Многие из них исполняются в светских концертах церковной музыки.

Что стало с Иисусом после воскрешения

В течение некоторого времени он проповедовал на Земле, совершая чудеса и знанемия. Даже мог проходить через стены, рассказывая о Царствии Божьем.

Затем вознёсся на небеса, обещая второе пришествие.

Жизнь апостолов после распятия Христа

Апостолы разошлись по Земле и стали проповедовать слово Божье во всех странах.

Они получили особый дар понимать все языки и проповедовать на каждом из них.

Именно они помогли создать церковь и стали самыми святыми учениками Иисуса, которые повели за собой множество последователей.

Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

диакон Андрей

В пасхальную ночь полагалось резать агнцев и вкушать их. Пасхальная трапеза обязательно включала жареного ягненка. Но правила кошерной (разрешенной иудаизмом) пищи предполагают, что в мясе не должно быть крови. По свидетельству Иосифа Флавия, на Пасху в Иерусалиме резалось 265 тысяч ягнят. Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число благочестивых семей, велел отделять жертвы к очагу – их оказалось 600 тысяч… Из этих сотен тысяч жертвенных животных надо было излить всю кровь. Если учесть, что в Иерусалиме не было канализации, можно представить, какое количество крови городские сточные канавы несли к Кедронскому потоку.

Кедрон протекает между Иерусалимской стеной и Гефсиманским садом, в котором арестовали Христа. В предпасхальные дни Кедрон наполнялся не столько водой, сколько кровью. Перед нами символ, рожденный самой реальностью: Христа, Новозаветного Агнца, ведут на казнь через реку, полную крови ветхозаветных агнцев. Он идет пролить Свою кровь – чтобы не было больше нужды ни в чьем убийстве. Вся страшная мощь ветхозаветного культа не смогла всерьез исцелить человеческую душу. «Делами закона не оправдается никакая плоть»…

В Гефсиманском саду начинаются страдания Христа. Здесь Он провел последние часы Своей земной жизни в молитве к Отцу.

Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда – (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека. В таком состоянии человек теряет очень много сил. Именно в этот момент Христа арестовывают. Апостолы пытаются сопротивляться. Апостол Петр, который носил с собою «меч» (возможно, это был просто большой нож) готов воспользоваться этим оружием, чтобы защитить Христа, но слышит от Спасителя: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Апостолы разбегаются. Спросонок никто не был готов следовать за Христом. И только один из них, скрываясь за кустами, следует какое-то время за храмовой стражей, ведущей Христа в город. Это – евангелист Марк, который позднее в своем Евангелии расскажет об этом эпизоде. Пока Христос молился в Гефсиманском саду, апостолы вопреки просьбам Христа спали. В те времена было принято спать нагими, и на Марке не было одежды. Вскочив, юноша набросил на себя что-то наспех, и в таком виде последовал за Христом. Мелькание этого пятна за кустами все-таки заметили, стражники попытались поймать его и Марк, оставив накидку в руках храмовой стражи, убежал нагим (). Этот эпизод достоин упоминания потому, что за несколько веков до этого он был по сути предсказан уже в Ветхом Завете. В книге пророка Амоса (2.16) было сказано о дне пришествия Мессии: «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день». Марк действительно оказался самым отважным, он единственный пробует следовать за Христом, но все-таки и он вынужден нагим бежать от стражи…

Иисуса, преданного Иудой, схватили стражники Синедриона – высшего органа управления иудейской религиозной общины. Его привели в дом первосвященника и на скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Успокаивая совесть собравшихся, первосвященник говорит: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Синедрион стремится показать римским властям, что он сам в состоянии укрощать «возмутителей спокойствия» и не давать повода римлянам для репрессий.

Дальнейшие события в Евангелии описаны достаточно подробно. Последовал суд первосвященников. Римский прокуратор (наместник) Понтий Пилат не находит за Иисусом вины, которую на Него возлагает Синедрион: «Развращение народа, призыв к отказу платить подать кесарю – императору Рима, претензии на власть над иудейским народом». Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни, и в конце концов Пилат дает свое согласие.

Обратим внимание только на ту часть приговора, где Синедрион говорит: «Он делает себя Богом». Значит, даже те, кто отнюдь не симпатизировал проповеди Христа, считали, что Он приравнивал Себя к Богу, т.е. утверждал Свое богоравное достоинство. Поэтому, естественно, в глазах правоверных иудеев, исповедующих сугубое единство Бога, это действительно было кощунство, именно это, а отнюдь не претензия на мессианское достоинство. Скажем, Бар Кааба, который приблизительно в это же время претендовал на мессианский титул, не был распят и его судьба гораздо более благополучна. Итак, суд позади, начинается ночь перед казнью.

Голгофа – невысокий холм за городскими стенами Иерусалима – была традиционным местом публичных казней. Именно для этих целей на вершине холма постоянно стояло несколько столбов. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали.

Сегодня, основываясь на данных Туринской плащаницы, мы можем сказать, что такое бичевание – это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой.

Впрочем, закон уже был нарушен. Христа подвергли наказанию дважды, в то время как любое право, в том числе и римское, запрещает наказывать человека дважды за одно и то же деяние. Бичевание – первое, и само по себе тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый. И все же за первой карой следует вторая – распятие. Видимо Понтий Пилат действительно пытался отстоять жизнь Иисуса и надеялся, что вид окровавленного проповедника, избитого до полусмерти, удовлетворит кровожадные инстинкты толпы.

Однако этого не произошло. Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, Он несколько раз падал по дороге, и в конце стража заставляет стоявшего рядом крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы. А на Голгофе Господа прибивают к кресту. Ноги прибивают к тому столбу, который был вкопан, а руки – к той перекладине, которую Он нес на Себе, и затем перекладину водружают на вертикальный столб и прибивают.

За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие? Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник – иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше.

Иисуса успевают снять с креста до захода солнца, успевают наскоро обвить в погребальные пелены и уложить в гробницу. Это каменная пещера, высеченная в скале недалеко от Голгофы. Его кладут в гробницу, заваливают вход в небольшую пещерку тяжелым камнем и ставят стражу, чтобы ученики не украли тело. Проходит две ночи и один день, и на третий день, когда ученицы Христа, полные скорби, потому что они лишились любимого Учителя, идут к гробнице, чтобы наконец обмыть Его тело и совершить полностью все погребальные обряды, они обнаруживают, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Но не успевают их сердца исполниться нового горя: мало того, что Учителя убили, а теперь даже нет возможности похоронить Его по-человечески – как в этот момент является им Ангел, возвещающий величайшую весть: Христос воскрес!

Евангелие описывает ряд встреч с воскресшим Христом. Удивительно, что Христос по Своем воскресении не является ни Понтию Пилату, ни Каиафе. Он не идет убеждать чудом своего воскресения людей, которые не признавали Его при жизни. Он является только тем, кто уверовал и успел принять Его раньше. Это – чудо уважения Бога к человеческой свободе. Когда же мы читаем свидетельства апостолов о воскресении Христа, мы поражаемся одной вещи: они рассказывают о воскресении не как о событии, происшедшем где-то с каким-то посторонним человеком, но как о событии в их личной жизни. «И это не просто: Воскрес дорогой мне человек». Нет. Апостолы говорят: «И мы воскресли вместе со Христом». С тех пор каждый христианин может сказать, что самое важное событие в его жизни произошло во времена Понтия Пилата, когда камень у входа в гробницу оказался отвален, и оттуда вышел Победитель смерти.

Крест – основной символ христианства. Крест – средоточие скорби. И крест же – защита и источник радости для христианина. Почему нужен был Крест? Почему недостаточно было ни проповедей Христа, ни Его чудес? Почему для нашего спасения и соединения с Богом оказалось недостаточно того, что Бог-Творец стал человеком-тварью? Почему, говоря словами святителя , мы возымели нужду в Боге не только воплотившемся, но и закланном? Итак – что значит Крест Сына Божия в отношениях человека и Бога? Что произошло на Кресте и вслед за распятием?

Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента Он пришел в мир. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос – это смерть. Бог есть жизнь. Все, что существует, все, что живет – по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозной философской мысли – существует и живет в силу своей причастности к Богу, своей взаимосвязи с Ним. Но когда человек совершает грех, он разрушает эту связь. И тогда божественная жизнь перестает струиться в нем, перестает омывать его сердце. Человек начинает «задыхаться». Человека, каким видит его Библия, можно сравнить с водолазом, который работает на дне моря. Вдруг, в результате неосторожного движения, шланг, по которому сверху поступает воздух, оказывается пережатым. Человек начинает умирать. Спасти его можно только восстановив возможность воздухообмена с поверхностью. Этот процесс и есть суть христианства.

Таким неосторожным движением, нарушившим связь между человеком и Богом, был первородный грех и все последующие грехи людей. Люди воздвигли преграду между собою и Богом — преграду не пространственную, а в своем сердце. Люди оказались отрезанными от Бога. Эту преграду необходимо было убрать. Чтобы люди могли быть спасены, могли обрести бессмертие, следовало восстановить связь с Тем, Кто только Один бессмертен. По слову апостола Павла, один только Бог имеет бессмертие. Люди отпали от Бога, от жизни. Их необходимо было «спасти», надо было помочь им обрести именно Бога – не какого-то посредника, не пророка, не миссионера, не учителя, не ангела, а самого Бога.

Могли ли люди сами построить такую лестницу из своих заслуг, своих добродетелей, по которой они, как по ступеням Вавилонской башни, поднялись бы до неба? Библия дает ясный ответ – нет. И тогда, поскольку Земля сама не может вознестись до Неба, Небо склоняется к Земле. Тогда Бог становится человеком. «Слово стало плотью». Бог пришел к людям. Он пришел не для того, чтобы узнать, как мы здесь живем, не для того, чтобы дать нам несколько советов о том, как себя вести. Он пришел для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться. И вот Христос вбирает в себя все, что есть в человеческой жизни, кроме греха. Он берет человеческое тело, человеческую душу, человеческую волю, человеческие взаимоотношения, чтобы Собою согреть, отогреть человека и изменить его.

Но есть еще одно свойство, неотделимое от понятия «человек». За эпохи, прошедшие со времени изгнания из рая, человек обрел еще одно умение – он научился умирать. И этот опыт смерти Бог тоже решил вобрать в Себя.

Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить по-разному. Одна из самых простых схем говорит, что Христос принес Себя в жертву вместо нас. Сын решил умилостивить Небесного Отца, чтобы тот, ввиду безмерной жертвы, принесенной Сыном, простил всех людей. Так считали западные средневековые богословы, нередко так говорят сегодня популярные протестантские проповедники, такие соображения можно встретить даже у апостола Павла. Эта схема исходит из представлений средневекового человека. Дело в том, что в архаичном и в средневековом обществе тяжесть проступка зависела от того, против кого этот проступок направлен. Например, если человек убивает крестьянина – положено одно наказание. Но если он убивает слугу князя, его ждет иное, более серьезное наказание. Именно так средневековые богословы нередко пытались объяснить и смысл библейских событий. Сам по себе проступок Адама, может быть, и невелик – подумаешь, яблоко взял, – но дело в том, что это был поступок, направленный против величайшего властителя, против Бога.

Маленькая, сама по себе ничтожная величина, помноженная на бесконечность, против которой она была направлена, сама стала бесконечной. И, соответственно, для того, чтобы оплатить этот бесконечный долг, необходима была бесконечно огромная жертва. Такую жертву человек не мог принести сам за себя, и, поэтому, за него ее выплачивает сам Бог. Такое объяснение полностью соответствовало средневековому мышлению.

Но сегодня мы не можем признать эту схему достаточно вразумительной. В конце концов, возникает вопрос: справедливо ли, что вместо действительного преступника страдает безвинный? Справедливо ли будет, если некий человек поругается со своим соседом, а затем, когда на него найдет приступ человеколюбия, он вдруг решит: ладно, я на своего соседа гневаться не буду, но, чтобы все было по закону, пойду зарежу своего сына, и после этого будем считать, что мы помирились.

Впрочем, вопросы к такого рода популярному богословию возникали еще у св. Отцов Православной Церкви. Вот, например, рассуждение св. : «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»*.

Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику*. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит – и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала.

По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны. Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп. Таков один из образов, довольно популярный в древней христианской литературе*.

Третий образ уподобляет Христа врачу. Святой так и говорит: Бог, прежде чем послать Сына Своего на землю, отпустил грехи всем нам. Христос же приходит для того, чтобы подобно опытному врачу, связать воедино распавшуюся человеческую природу. Человек должен сам, изнутри своей собственной природы, снять все преграды, отделяющие его от Бога. То есть человек должен научиться любви, а любовь — это очень опасный подвиг. В любви человек теряет самого себя. В некотором смысле, всякая серьезная любовь близка к самоубийству. Человек перестает жить для себя, он начинает жить для того человека, которого любит, иначе это не любовь. Он выходит за свои собственные пределы.

Однако в каждом человеке есть частица, не желающая выходить за свои пределы. Она не хочет умирать в любви, она предпочитает на все смотреть с точки зрения своей собственной маленькой пользы. С этой частицы и начинается умирание человеческой души. Мог ли Бог просто удалить неким ангельским скальпелем эту раковую опухоль, гнездящуюся в человеческой душе? Нет, не мог. Он создал людей свободными (по Своему образу и подобию) и, потому, не стал бы уродовать собственный образ, который Он вложил в человека. Бог действует только изнутри, только через человека. Сын Предвечного Отца две тысячи лет назад стал сыном Марии, чтобы здесь, в человеческом мире, появилась хотя бы одна душа, способная сказать Богу: «Да, возьми меня, я ничего своего не хочу иметь. Воля не моя, но Твоя да будет».

Но дальше начинается таинство обожения человеческой природы Христа. Он с самого рождения своего Бог. Он располагает, с одной стороны, божественным сознанием, божественным «Я», а с другой стороны, человеческой душой, которая развивалась, как у каждого ребенка, юноши, молодого человека. Естественно, в каждое живое существо Бог вложил боязнь перед смертью. Смерть – это то, что не есть Бог. Бог есть жизнь. Каждой человеческой душе, каждой живой душе вообще свойственно бояться того, что очевиднейшим образом не есть Бог. Смерть – очевиднейшим образом не есть Бог. И человеческая душа Христа боится смерти – не трусит, а противится ей. Поэтому в Гефсиманском саду человеческая воля и душа Христа обращаются к Отцу со словами: «Душа моя скорбит смертельно… Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты…» ().

В этот момент переступается последняя грань, которая могла отъединить человека от Бога – опыт смерти. В результате, когда смерть подступает к жизни Христа, пробует ее раздробить и уничтожить, то не находит в ней для себя никакого материала. По определению святого , с которым были согласны не только христиане II века, когда жил святой, но и верующие во все времена, смерть – это раскол. Прежде всего раскол души и тела, а также вторая смерть, которая по христианской терминологии есть раскол души и Бога. Вечная смерть. Так вот, когда этот раскол, этот клин, пробует утвердится, найти свое место во Христе, оказывается, что ему там нет места. Он там застревает, потому что человеческая воля Христа через Гефсиманское моление подчинилась божественной воле, всецело соединилась с ней. Клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. И поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа.

Для нас это означает, что отныне смерть человека становится не более, чем эпизодом его жизни. Поскольку Христос нашел путь выхода из смерти, это означает, что если человек последует за ним, образно говоря, «вцепится в его одежды», то Христос протащит его через коридоры смерти. И смерть окажется не тупиком, а просто дверью. Именно поэтому апостолы говорят о том, что смерть Иисуса Христа – важнейшее событие в их личной жизни.

Таким образом, спасение мы обретаем не смертью Христа, но Его воскресением. Смерть изгоняется натиском жизни. Христос не просто «претерпевает» муки. Нет. Он вторгается в область смерти и присозидает человечество к источнику бессмертной жизни – к Богу.

Есть и четвертый образ, объясняющий события Голгофы. Землю, где живут люди, можно уподобить оккупированной планете. Так получилось, что в мире небесном в некие времена, о которых мы ничего не знаем, произошло событие Богоотступничества…

Мы не знаем его мотивов, не знаем, как оно протекало, но зато знаем его последствия. Мы знаем, что в ангельском мире произошло разделение. Часть небесных духовных сил отказалась служить Творцу. С человеческой точки зрения это можно понять. Любое существо, осознающее себя как личность, рано или поздно оказывается перед дилеммой: любить Бога больше, чем себя, или любить себя больше, чем Бога. Некогда и ангельский мир встал перед этим выбором. Большинство ангелов, как полагает и библейский, и церковный опыт, «устояли» в чистоте и «устояли» в Боге, но некоторая часть откололась. Среди них был ангел, созданный наиболее прекрасным, наиболее мудрым, наиболее сильным. Ему было дано дивное имя – Светоносец (лат. «Люцифер», слав. «Денница»). Он был не просто одним из певцов славы Божией. Богом Ему было вверено управление всей Вселенной.

По христианским воззрениям, у каждого человека, у каждого народа есть свой ангел-хранитель. Люцифер был ангелом-хранителем всей Земли, всего человеческого мира. Люцифер был «князем Земли», князем мира сего.

Библия с первых страниц указывает, что самые страшные события космической летописи происходят из-за человека. С точки зрения геологии, человек – не более, чем плесень на поверхности незначительного небесного тела, расположенного на окраине Галактики. С точки зрения теологии, человек настолько важен, что именно из-за него вспыхнула война между Богом и Люцифером. Последний считал, что во вверенном ему хозяйстве люди должны служить тому, кто этим хозяйством управляет. То есть ему, Люциферу.

Через грехопадение человек, к сожалению, впустил в свой мир зло, и мир оказался отъединен от Бога. Бог мог обращаться к людям, мог напоминать им о Своем существовании. Всю трагедию до-христианского мира можно выразить простой фразой: «был Бог – и были люди», и они были порознь, и между ними была некая тонкая, невидимая, но очень упругая стена, не позволявшая человеческому сердцу по-настоящему соединиться с Богом, не позволявшая Богу навсегда остаться с людьми. И вот Христос приходит «в зраке раба» (в образе раба) как сын плотника. Бог приходит к людям, чтобы в некотором смысле «изнутри» поднять восстание против узурпатора.

Если внимательно читать Евангелие, то становится понятно, что Христос – вовсе не такой сентиментальный проповедник, каким кажется в наше время. Христос – воин, и Он прямо говорит, что Он ведет войну против врага, которого называет «князь мира сего» () – «arhon tou kosmou». Если мы всмотримся в Библию, то увидим, что Крест, Голгофа – это цена, которую пришлось уплатить за увлечение людей оккультизмом, «космическими откровениями».

А дальше внимательное чтение Библии открывает еще одну удивительную загадку. С точки зрения обыденного мифологического мышления, место обитания демонов – это подземелье, подземье. Народное представление помещает ад под землю, туда, где кипит магма. Но в Библии речь скорее идет о том, что «духи злобы» обитают в небесном мире. Они так и называются – «духи злобы поднебесной», а отнюдь не «подземной». Оказывается, что тот мир, который люди привыкли называть «видимым небом», отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце. «Забудь о Боге, мне молись, мои верней награды!», – как говорил об этом демон в балладе Жуковского «Громобой». Именно эту небесную блокаду и желает прорвать Христос. Для этого он приходит сюда неузнанным, и для этого умирает.

Преподобный спрашивает: а почему Христос избрал такой странный вид казни?» и сам же отвечает: «чтобы очистить воздушное естество». По пояснению преп. Максима Исповедника, Христос принимает смерть не на земле, а в воздухе, чтобы упразднить «враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей». Крестом освящается «воздушное пространство» – то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто «превыше небес». И вот, после Пятидесятницы, первомученик Стефан видит небеса отверстые – через которые зрим «Иисус, стоящий одесную Бога» (). Голгофский Крест – это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность.

Следовательно, если человек сможет подойти к той зоне, которую Христос очистил от засилья духов зла, если сможет предложить свою душу и свое тело для исцеления Христу как врачу, который в Себе и через Себя исцеляет природу человеческую – в этом случае он сможет обрести ту свободу, что принес Христос, тот дар бессмертия, который Он в Себе имел. Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь Бога, оказалась отныне доступна людям.

Человек создан, чтобы быть с Богом, а не с космическими самозванцами. Созданный по образу Творца – к Творцу и призван идти. Сам Бог свой шаг навстречу человеку уже сделал. Чтобы освободить людей от космической блокады, от мутных откровений «планетных логосов», астральных «махатм» и «владык космоса», Бог прорвался к нам. Прорвался сквозь весь космический мусор – ибо Дева Мария была чиста. И вырвал нас из под власти космических «пришельцев» своим Крестом. Крест связал небо и землю. Крест соединил Бога и человека. Крест – знак и орудие нашего спасения. Потому и поется в этот день в храмах: «Крест – хранитель всея вселенныя». Крест воздвигнут. Встань же и ты, человек, не дремли! Не пьяней от суррогатов духовности! Да не бесплодно будет Распятие Творца для твоей судьбы!

По материалам книги "Иисус, еврей из Галилеи" М. Абрамовича.

Иерусалим - крестный путь Иисуса

Путь привел нас в Иерусалим.

Иерусалим, Иерусалим...

Если вы попали в Иерусалим, как же не пройти весь путь страданий Спасителя от Гефсиманского сада,

где он был схвачен храмовой стражей, до места его распятия - Голгофы. Как только вы начнете свой путь, ваше внимание привлечет небольшая часовенка на четырех хрупких колоннах, а за нею широкий арочный вход в подземный храм.

Это храм Успения Божьей Матери. Если спуститься по мраморной лестнице в 50 ступеней,

Можно попасть внутрь православной церкви, в которой находятся могилы родителей Марии - Анны и Иоахима, а так же ее мужа Иосифа - отца Иисуса. Могила Девы находится в высеченной прямо в скале крипте* богато украшенной иконами, ценными лампадами и картинами.

В плите гробницы проделано три больших отверстия, специально для того, чтобы желающие могли прикоснуться к святыне.

В этой гробнице находилось тело святой Девы до вознесения на небо. Здесь же вы увидите в каменном киоте большую чудотворную икону Божьей Матери.
Напротив этой церкви стоит небольшой храм, воздвигнутый над местом убиения первомученника Стефана.

Именно здесь, утверждает монах, был побит камнями святой Стефан за страстную проповедь учения Христа.
Следуя дальше по Крестному пути, через Львиные ворота*

мы входим в пределы Старого города и сразу за воротами видим храм святой Анны, матери девы Марии.

Это настоящая жемчужина архитектуры, ее строгие простые линии максимально соответствуют настроению паломника - настроению скорбной сосредоточенности. Этот храм, находящийся на попечении Белых Отцов, был сооружен в 1142г. по велению вдовы Бальдовина 1 Иерусалимского, королевы Арды, на том месте, где родилась Мария. В подземных помещениях католического монастыря и храма, гораздо более древних, чем сами строения, вам покажут вделанную в стену плиту, украшенную иконами.

Именно на этом месте, утверждают монахи, Анна произвела на свет святую Деву.
За скромным фасадом монастырского здания целый археологический заповедник. Здесь открыты остатки водоема - так называемая "Овечья купель", Вифезда. Во времена Второго храма левиты* мыли в нем предназначенных для жертвоприношения овец.

По грубым каменным ступеням можно спуститься к купели, где Иисус исцелял больных.

Все это было покрыто двухтысячелетним культурным слоем. (Кстати, вы никогда не задумывались, почему результаты варварства, войн и разрушений называют культурным слоем?..).
Императрица Елена воздвигла над купелью храм, но время не сохранило его. Позже крестоносцы построили на этом месте новый храм, но и его не пощадили войны и люди, остался только фасад да часть мозаики византийских времен...
Via Dolorosa - Скорбный путь, или Крестный путь Христа - так в 16 веке назвали эту дорогу, потому что именно этим путем прошел Иисус под тяжестью креста от Крепости Антония до Голгофы. На протяжении этого пути происходили различные события, при которых шествие прерывалось. Канонизировано 14 таких остановок, или станций. Каждая из них отмечена храмом, часовней или мемориальной доской.
1 остановка . "Конвент Бичевания", здесь Пилат допрашивал Иисуса, здесь он был осужден и приговорен, отсюда отправился на смертную казнь на Голгофу.

Отсюда каждую пятницу в три часа дня отцы-францисканцы начинают свою процессию. Собственно отсюда и берет начало известная на весь мир Виа Долороза... Здесь располагалась ставка прокуратора - римский Преторий. В северо-восточном углу Претория высилась могучая башня Антония, где Понтий Пилат осудил Христа. Теперь на этом месте женский католический монастырь Сестер Сиона* .

Нижняя ступень мраморного крыльца монастыря сохранилась со времен римлян. Стены монастырского храма украшают три современных витража, на которых изображен Иисус во время суда. На одном - он изображен привязанным к столбу во время бичевания, на втором - он рядом с Пилатом* , умывающим руки в знак непричастности к пролитию крови "праведника сего". На третьем - освобождение Варравы. В глубине храма в нише над алтарем стоит беломраморная скульптура - Христос со связанными руками и в терновом венце. Внизу надпись: "Экце хомо" - вот человек.
От монастыря, через улицу Виа Долороза перекинута арка.

Отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа.
"Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его!" (Иоанн, 19:5). В честь этого события арка и носит название - "Экце хомо".
На монастырском дворе находятся две часовни византийского периода - часовня Осуждения,

Воздвигнутая над местом осуждения Христа. Плиты пола и четыре колонны сохранились с тех времен. Внутренние стены расписаны сценами суда и встречи Иисуса с Девой Марией на Крестном пути. Справа - Часовня Бичевания,

Но это уже вторая остановка.
2 остановка . Это место, где Христос был подвергнут бичеванию: "Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетя венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу* , и говорили: радуйся Царь Иудейский! и били Его по ланитам." (Иоанн, 19:1).
В подвале храма сохранились остатки плит Претория - это Лифостратон (Литостратос - по-гречески - мощенное место), т.е. внешний двор Претория.

Здесь был публично допрошен Христос, а солдаты преторианской гвардии грубо издевались над ним, называя его лжепророком. Здесь они разыгрывали в кости одежду Христа, подтверждением чего служат найденные здесь игральные кости, а на древних плитах - грубо вычерченные римской солдатней круги с разметкой для этой игры.
К храму Сестер Сиона примыкает небольшая греческая православная церковь, над входом в которую высечена надпись: "Заточение Христа". Здание построено на месте тюрьмы римского Претория, в котором содержался Христос и разбойник Варавва.

Вам покажут углубление в скале с каменной скамьей - это и есть темница Христа, на этой скамье он сидел. Показывают и темницу Вараввы - пещеру с каменными лавками и вделанными в стену кольцами, к которым приковывали заключенных.
3 остановка . Если идти дальше по улице Виа Долороза, то сразу за поворотом налево у здания Армянского патриархата третья остановка. Она отмечена маленькой католической часовней, построенной на деньги, собранные польскими солдатами-кавалеристами.

В настоящее время часовня принадлежит Армянскому патриархату. Рельеф над дверью изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. На этом месте Христос упал в первый раз.
4 остановка . Еще дальше, по этой же стороне Виа Долороза можно увидеть дверь в стене, ведущую в небольшую часовню. Эта часовня отмечает место, где Иисус встретил свою мать. Горельеф над входом в часовню изображает их встречу.


5 остановка . На углу Виа Долороза и пересекающей ее улицы Эль-Вад, наискосок от 4 остановки стоит францисканская часовня, построенная в память о пятой остановке Христа на Крестном пути.

В этом месте Симон Киринеянин взял у изнемогающего Иисуса крест, и возложив его на свои плечи, понес дальше. В стене, справа от входа в часовню вам покажут глубокую впадину - отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
6 остановка . Подходим к часовне святой Вероники.

Здесь блудница Вероника отерла пот и кровь с чела Христа. По этому случаю церковь причислила ее к лику святых.
7 остановка . Далее улица Виа Долороза пересекается с Сук-хан эз-Зайн - шумной базарной улицей. На углу у входа во францисканскую часовню сохранился остаток колонны, где Христос упал во второй раз.

8 остановка . Следуя по этой же улице, мы подойдем к греческому ортодоксальному монастырю, над входом в который можно увидеть изображение креста. Здесь Иисус проповедовал Иерусалимским женщинам.


9 остановка . У ворот коптского* монастыря в неглубокой нише стоит покосившаяся колонна.

Она отмечает место, где Христос упал в третий раз.
Остальные пять остановок находятся внутри храма Гроба Господня, или, как его еще называют - в Святой Гробнице.
10, 11, 12 и 13 остановка . Все эти остановки расположены непосредственно в храме. Поднимаемся у камня "Помазания"

по крутой лестнице вверх и попадаем на вершину Голгофы в часовню, которая и посвящена этим остановкам. Часовня разделена на два притвора: один принадлежит греческой ортодоксальной церкви, а второй - римско-католической. В католической капелле находятся две остановки (10 и 11), в этом месте Христос был оголен и пригвожден к кресту, это место обозначено алтарем.

В греческой капелле 12-я остановка: мертвый Иисус на кресте. Под крестом обнаженная вершина Голгофы.

Серебряный диск с отверстием обозначает место, куда был вставлен крест, на котором был распят Иисус Христос. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Место, на котором лежало тело Христа после снятия с креста, обозначено алтарем и является 13 остановкой.


14 остановка . Это последняя остановка - "Кувуклия" (Гроб Господень) - небольшая купольная часовня, воздвигнутая над пещерой, в которой находится место захоронения Христа.

Она тоже состоит из двух частей-зон: первая - это Капелла Ангела, в центре которой хранится обломок скалы, на которой сидел ангел, когда женщины подошли к уже пустой гробнице. Вторая зона - собственно гробница.

В гробницу ведет очень низкий проход, и уже поэтому каждый входящий в нее склоняется в низком поклоне. Небольшое помещение (2,0 х 1,5 м.) освещается только серебряными лампадами, их 43 - тринадцать католических, столько же греческих и армянских и четыре коптских. Под плитой из белого мрамора находится высеченная в скале гробница Бога.
Позади этой часовни находится притвор греческой церкви, где вам покажут большую каменную вазу, символизирующую "центр земли", находящийся, как известно, в святом Иерусалиме.
Если выйти из храма Гроба Господня через центральные ворота и пройти через калитку мимо фасада церкви Спасителя (Рудимер), можно попасть на территорию Александрийского подворья. Здесь находится последний видимый предел Крестного пути - "Судные ворота". Через эти ворота выводили осужденных на казнь за пределы города. Камни этих ворот сохранились до наших дней. На этом экскурсия по Виа Долороза обычно заканчивается...
Правда, экскурсоводы, более досконально следующие евангелической истории, после Гефсиманского сада поведут вас сначала к могиле царя Давида. Почему сюда? Потому что именно здесь, в этом же здании, находится святыня христианского мира - Сенакулум - Горница "Тайной Вечери",

Где ученики Иисуса собрались вместе со своим учителем праздновать Пасху.
После возвращения домой паломники еще долгие годы будут вспоминать эти места и воскрешать в своей душе высокие переживания, связанные с посещением святых мест - ведь именно здесь, в Иерусалиме они соприкоснулись с великой реальностью, приобщились к жизни своего Спасителя.
Великая Реальность... А вы никогда не задумывались над тем, насколько реальна эта "Великая Реальность", материальные следы которой вам показывают во время паломничества? Давайте разберемся. И очень вероятно, что именно это явится самым простым лекарством от Иерусалимского Синдрома.
Итак, вперед по тем же местам, но без установки на святость.
Виа Долороза. В наши дни даже церковь не настаивает на подлинности Крестного пути - слишком велики успехи современной археологии. Дело в том, что древние улицы эпохи второго Храма (начало нашей эры) проходили на два метра ниже и чуть в стороне от того пути, по которому идут паломники, примерно по линии теперешней застройки. Так что не здесь находилось большинство "остановок", которые вам показывают.
1 остановка . От некогда грозной башни Антония не осталось и следа, разве что остатки фундамента. Что же показывают паломникам? Ступень мраморного крыльца, оставшуюся со времен римлян, да двор казармы преториан. Никаких доказательств того, что именно здесь прокуратор Понтий Пилат проводил судебные разбирательства ни у служителей культа, ни у археологов попросту нет.
Что же касается арки, откуда прокуратор, якобы, показал собравшимся осужденного и предварил это представление словами: "Экце хомо" - "Вот человек...", то, согласно археологическим изысканиям, точно установлено, что арка в те времена попросту не существовала. Она воздвигнута императором Адрианом в ознаменование победы над Бар-Кохбой. Произошло это никак не ранее 135 года нашей эры, после того как Иерусалим сравняли с землей и на его развалинах воздвигли чисто римский город Элиа Капитолина...
2 остановка . Действительно, в подвале храма сохранились остатки плит внешнего двора римской Претории. На этих плитах видны борозды, которые наносились на камни, чтобы не поскользнулись лошади. Хранят плиты и насечки, нанесенные солдатами-преторианцами для игры в кости. И остатки тюрьмы Претория подлинны. Естественно, раз есть тюрьма, а в ней скамья, то простая логика подсказывает, что на этой скамье кто-то сидел. Но вот кто? Нет никаких доказательств того, что именно на этой скамье сидел сам Иисус.
Что же касается игры в кости... Да, не были святыми римские легионеры, играли они в азартные игры, для этого и была нанесена разметка на плиты двора их казармы. Что же касается одежды Христа, то не разыгрывали ее солдаты в кости. Во-первых, это противоречит самому Евангелию, где черным по белому написано: "И воины, сплетя венок из терна, возложили Ему на голову, и одели его в багряницу..." В этой же багрянице, т.е. плаще солдата преторианской гвардии, который был накинут на Иисуса с целью поиздеваться над ним, он и был выведен к народу. Разумеется, хозяин взял его потом обратно. Одежду Иисуса, по тому же Евангелию, разыгрывали совсем в другом месте...
Вернемся на минуту к Евангелию от Иоанна: "Пилат... вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостратон, а по-Еврейски Гаввафа" (Иоанн, 1:13). Как следует из текста, Пилат взошел на специальное возвышенное место - судилище - и свершил свой суд. Паломникам же показывают внутренний двор преторианской казармы рядом с конюшнями, где солдаты коротали время за игрой в кости. А "Литостратос", как мы уже упоминали, означает просто мощеное место
. 3 остановка . Где, в каком Евангелии написано, что Иисус упал под тяжестью своей ноши? Как установили это место? Ведь позже город был разрушен до основания - его просто сравняли с землей! И еще: ни в одном Евангелии не говорится о том, что Иисус нес свой крест. Все евангелисты единогласно утверждают, что когда повели Иисуса на распятие, то "выходя (из претория), они встретили Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его".
4 остановка . Не упоминают Евангелия и о встрече Иисуса со своей матерью на крестном пути...
5 остановка . Нет, не добровольно водрузил на себя крест Симон Киринеянин, его заставили. Во всяком случае, так написано в Евангелии от Луки: "И когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом." (Лука, 23:26). А евангелист Марк выражается по этому поводу еще определеннее: "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его." (Марк, 15:21). Заставили его, заставили нести крест, так как не в обычае римлян было заставлять самого осужденного к казни нести крест! Таким образом, весь путь Виа Долороза не имеет исторического подтверждения. Тем более, что место это невозможно определить. А камней с "отпечатками" ног, рук и прочих мест человеческого тела в Израиле сколько угодно: эрозия частенько оставляет причудливые следы в мягких местных породах.
6 остановка . Нет этого факта ни в одном из синоптических Евангелий. О какой, собственно, Веронике-блуд-нице идет речь?!
7 остановка . Ох, уж эти падения. Кто их считал?!
8 остановка . В Евангелии от Луки, в главе 23, говорится об этом так:
27. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28. Иисус же обратившись к ним сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших;
29. Ибо приходят дни, в которые скажут: "блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!".
Что тут скажешь... Буквально несколько минут назад эти люди фанатично кричали "Распни его!" и просили отпустить Варраву, и вот, тот же самый народ в "великом множестве" плачет и стенает по поводу его казни...
Грубые солдаты, ведущие на казнь только что избитого ими "лжепророка", над которым они всего час назад глумились, позволяют ему остановиться и проповедовать?!
Мало того, в "великом множестве народа", сопровождавшем осужденного были не только женщины, но мужчин Иисус почему-то не заметил.
Вы видели улицы старого города? Не того, который мы видим в наши дни, а того, древнего Иерусалима, раскопки которого можно увидеть в археологических заповедниках? Трехлетний ребенок после короткого разбега может пересечь такую улицу одним прыжком. Посмотрите обязательно, и тогда россказни о великом множестве народа, сопровождавшем Иисуса на Голгофу предстанут перед вами в истинном свете.
9 остановка . Опять упал. В третий раз. Просто фатальная цифра. Три раза пропел петух перед отречением Петра. Три раза его перед этим вопрошали, не ученик ли он Иисусов. И вот опять. О месте падения мы уже говорили.
Последние остановки, Голгофа. Оговоримся сразу, римляне пригвождали преступников к кресту очень редко. Обычно их привязывали. Лишь в особых случаях, желая сократить мучения привилегированного страдальца, ему пробивали руки и ноги гвоздями. Тем не менее: в храме Гроба Господня есть алтарь Гвоздей Святого Креста, которые были обнаружены на этом месте. Это ли не чудо?! И сооружение, на котором распинали римляне преступников никак не напоминало крест. Это был всегда столб с перекладиной сверху, напоминающий букву Т. Если же казни совершались всегда на одном и том же месте, то там строили постоянную раму с подпорками, на которой и распинали преступников. Нашли же крест, а к нему еще и гвозди. Это ли не второе чудо? Но главное чудо заключается в том, что то место вообще обнаружили.
В 325 году новой эры Елена, мать Византийского императора Константина Великого вдруг уверовала в то, что именно на этом месте она найдет гробницу Христа. Раскопки, начавшиеся по приказу императрицы, позволили обнаружить довольно хорошо сохранившуюся гробницу, и все решили, что это гробница Иисуса. Тем более, что, как уверяла императрица, неподалеку, во рву были обнаружены остатки крестов. Тут же было объявлено, что это кресты Христа и двух, распятых с ним разбойников. Ее уверенность основывалась только на внутренней убежденности и подтверждении епископа Макария, сопутствовавшего ей во всех мероприятиях. Чего стоят подтверждения лиц, приближенных к державным особам, мы все хорошо знаем...
В храме Гроба Господня вам покажут крипту святой Елены - матери Константина. Вам расскажут трогательную историю о том, что из ниши этой крипты императрица самолично наблюдала за раскопками. Но история развеяла и этот миф.
Первая церковь на этом месте была сооружена в 335 году н. э. по велению императора Константина. Строилась она 9 лет, но через 279 лет, в 614 г. была разрушена персами. Через 15 лет аббат Модест реконструировал церковь, но в 1009 халиф эль Хакем сравнял ее с землей.
15 июля 1099 года н. э., взяв город, крестоносцы начали грандиозное строительство нового храма, который и был освящен в 1149 году. Но на этом злоключения храма не кончились. В 1808 году в результате сильного пожара большая часть храма была разрушена. Поговаривали, что пожар возник не без помощи греческих монахов, которые под шумок наполеоновских событий в Европе решили таким способом прибрать к рукам святое наследство...
История преподнесла еще один, пожалуй, самый главный сюрприз сторонникам версии святости этого места. По преданию, на этом холме был захоронен череп Адама, поэтому, желая принизить чувства верующих евреев, чтивших святое для них место, император Адриан после разрушения Иерусалима воздвиг на этом холме Форум и Капитолий, где отныне должны были поклоняться Юпитеру, Юноне и Венере. Это произошло после разрушения Храма. Вряд ли в те времена, когда Храм еще стоял и римляне в какой-то мере считались с верованиями жителей страны, они могли безнаказанно использовать это место для позорных казней...
Что же касается Голгофы, то она находится совсем в другом районе Иерусалима и называется в наши дни Гордонова Голгофа, по имени английского офицера Гордона, который первым открыл это место с высоты Дамасских Ворот. Этот холм напоминает своей формой череп человека, поэтому он так и называется: "гулголет", на иврите - череп. Холм хранит древнюю могилу, которую многие христиане считают настоящей могилой Христа. Подтверждением тому, по их мнению, служит тот факт, что там же, неподалеку от городских ворот обнаружены винный пресс и большая цистерна винодельни, которые упоминаются в Евангелиях. В настоящее время все это находится в ведении Гарден Томб Ассошиейшн, штаб-квартира которой находится в Англии.
Сенакулум - Горница "Тайной Вечери"... Во-первых, никто не знает, где проходила тайная вечеря, на то она и была (если была) тайной. Во-вторых, Горница, как таковая не сохранилась - напомним, что после разгрома восстания, город был разрушен до основания. Почти ничего не сохранилось даже со времен крестоносцев, которые в свое время построили приблизительно на этом месте храм. В Х1V веке на этом же месте монахи францисканского ордена построили новый храм, но в середине ХV1 века были изгнаны, а храм был превращен в мечеть.
От былого храма сохранилось только несколько колонн и свод, которые, естественно, к Горнице никакого отношения не имеют...

Теперь мы должны пройти пешком путь, по которому Иисус шёл от места приговора до места казни на Голгофе, так называемый Крестный путь . Перед нами узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем. В XVI веке эта улица стала называться Виа Долороза – Дорога скорби. На протяжении этого пути происходили события, которые останавливали печальное шествие.

Начинается путь от Претории , где во Времена Иисуса находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь был заключён Иисус вместе с другими разбойниками. Мы проходим с группой по узкому проходу в небольшую пещеру. Здесь видим каменную лавку с двумя отверстиями для ног.

В помещении полумрак. Единственным украшением этого мрачного места является икона, с изображением Спасителя в окружении двух Ангелов. Здесь же Пилат вершил суд, по приговору которого Христа осудили на Крестную смерть. Здесь же в этой темнице сидел разбойник Варавва.


Вторая станция или остановка считается церковь Бичевания . Здесь Иисус подвергался бичеванию. Здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец, и здесь он принял Крест. Купол церкви Бичевания украшен терновым венцом.


Третья остановка Крестного пути – место первого падения Иисуса . Это место отмечено небольшой католической часовней. Барельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью свой ноши.



Идём дальше по улице, сворачиваем на соседнюю улочку и подходим к 4 остановке. Здесь по преданию произошла встреча с матерью , которая поджидала Сына из-за угла. На этом месте стоит часовня. Над дверями барельеф с изображением встречи Иисуса с матерью. Мы прошли внутрь. На видном месте видим композиционную статую Спасителя в багряном хитоне и его матери Марии. Очень выразительна печаль и тоска в глазах и жестах несчастной женщины. На полу перед пьедесталом видны следы, где примерно стояла Мария.

На следующем перекрёстке узких улочек пятая остановка. На этом месте солдаты римской охраны, раздражённые медленным продвижением своего пленника, заставили нести деревянный крест Симона Киринейского вместо Иисуса . Это место отмечено францисканской часовней.

Справа на стене виден камень с мостовой, с углублением, который запечатлел отпечаток от руки Иисуса . Мы с благоговением приложились к этому отпечатку.

Шестая остановка Скорбного пути - это встреча с Вероникой , когда Иисус проходил мимо, она вышла ему навстречу и отёрла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. На платке отпечатался лик Христа. Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса, и сейчас он находится в соборе Святого Петра в Риме. Остановка отмечена часовней Св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену обозначал место, где был её дом.

Седьмая остановка - это второе падение Иисуса . Это место пересечения улиц, и оно отмечено остатком колонны. Рядом располагается францисканская часовня.